Почему люди ходят в школу. Конспект классного часа на тему "Зачем я хожу в школу?" (Электронный образовательный ресурс). План для сочинения

Казалось бы, ходить в школу нужно обязательно. Практически каждый ребенок, достигший возраста 6-8 лет, ежедневно собирается по утрам на занятия.

Вполне стандартный образ жизни всех цивилизованных людей. Но однажды могут попросить учеников написать сочинение на интересную и в то же время сложную тему о том, зачем ходить в школу. Что делать в таком случае, да и вообще вопрос на самом деле Давайте с вами рассмотрим не только варианты и идеи для сочинения, но и разберемся, для чего, собственно, нужна школа и какие у нее достоинства.

С одной стороны, ответ элементарный - здание, в котором дают знания. Но все гораздо сложнее. На самом деле, общеобразовательное учреждение готовит детей во взрослую жизнь, учит быть самостоятельными и тренирует выдержку. Речь идет о моральном состоянии, умении владеть ситуацией и применять полученные знания на практике. Например, на уроке ОБЖ рассказывают, что делать, если замкнет проводку и начнется пожар. Человек, учившийся в школе и изучавший данный предмет, сразу сообразит, что нужно отключить рубильник на главном проводе, идущем в квартиру/дом. Он также в курсе, что ни в коем случае нельзя перерезать провода, находящиеся под напряжением.

Другой пример: при устройстве на работу предлагают высокооплачиваемую должность, где нужно уметь общаться с людьми. Только благодаря школе можно стать полноценным работником.

Зачем нужно ходить на занятия?

Приходится каждое утро неохотно вставать, чтобы пойти на первый урок. Нельзя пропускать школу. Далеко не каждый ученик понимает, что в будущем, когда обучение закончится, возможно, вставать на работу придется еще раньше. Поэтому нужно привыкнуть с раннего детства к подъему.

Также вы можете написать в сочинении так: утренние сборы полезны тем, что организм пробуждается с природой. Мозг лучше всего работает в утренние часы. А во второй половине дня будет обязательно свободное время для отдыха и развлечений.

Если иногда там, казалось бы, делать нечего. Например, очень скучный предмет первым уроком по расписанию. На самом деле, и скучный можно сделать интересным. Допустим, не нравятся уроки обществознания, учитель ничего не объясняет. Стоит попробовать самому изучить параграф или предложить одноклассникам создать мероприятие на актуальную тему.

Почему учатся не дома у родителей?

Наверняка каждый из вас задумывался, зачем нужно ходить в школу, если можно и дома позаниматься. Ничто так не тренирует силу воли, как указания со стороны. Например, опишите в сочинении, как помогает школа бороться со своими желаниями, которые могут быть вредными. Например, если бы не строгая учительница по математике, велевшая изучить пройденный урок наизусть в какой-то определенный момент, то не удалось бы сдать государственный экзамен. Вместо этого тот день можно было провести за компьютерной игрой, которая спустя несколько часов забылась бы навсегда. Но пройденный урок, который пришлось делать через «не хочу», выручит когда-то в будущем. У вас может быть и другой вариант для эссе.

План для сочинения

Сочинение «Зачем ходить в школу», как и другие темы, требует составления плана. Стоит отметить, что именно он помогает создать красивый и читабельный текст, имеющий хорошую структуру (содержание). Давайте подумаем, что мы можем сделать.

Для начала надо написать вступление. Как правило, в нем излагается цель текста, а также кратко (по необходимости) перечисляется содержание.

Основная (главная) часть является самой сложной. Именно здесь нужно проработать структуру, разбить текст на абзацы. Давайте представим приблизительный план:

  1. Вступление (ваше мнение о том, зачем ходите в школу).
  2. Краткий сравнительный анализ дошкольных времен. Допустим, до семи лет не нужно было вставать в 7 утра, а потом пришлось приучать себя, как бы это ни было тяжело. Зато в настоящее время уже все привыкли к раннему подъему.
  3. Кто объяснит сложные вещи? Опишите, что самостоятельно изучать предметы практически невозможно. Только учитель поможет разобраться в сложных задачах и формулах.
  4. Появляются друзья и одноклассники. Человек без коллектива существовать не может. Опишите, например, длительную болезнь, при которой приходится быть целыми днями одному. Многие в данный момент мечтают быть здоровыми и общаться со всеми.
  5. Узнавание нового. Что, как ни школа, даст все необходимые знания и научит сложным вещам?
  6. Заключение. Здесь можно дать ответ на вопрос: что подарит школа в будущем?

Теперь рассмотрим каждый фрагмент содержания отдельно и подробнее.

Идеи для вступительной части

Можно начать сочинение примерно так:

  • "Я хочу поведать свое мнение о том, зачем нужна школа…".
  • "Школа - это мой второй дом, в котором получаю не только знания. Далее я расскажу, почему нужно каждый день приходить на занятия, а также опишу свою точку зрения о…".
  • "В этом сочинении расскажу, зачем я хожу в школу…".

Как видите, вступление может быть разным. Все зависит только от вашей фантазии. Действительно, оно же и самое сложное. Оно же является ответственным звеном во всем сочинении.

Что хорошего можно написать о школе?

Несмотря на личное отношение к одноклассникам, учителям и наукам, нужно научиться понимать, что ходить на занятия очень важно. Во-первых, одноклассники и учителя также являются уникальными личностями со своими достоинствами и недостатками. С этим нужно смириться, иначе во взрослой жизни будет очень тяжело.

А еще почему ходить в школу полезно? Стоит подумать над данным вопросом. Можем ограничиться подсказкой по поводу приобретения новых знаний, которые невозможно получить дома. Не только родители, но даже учителя практически не способны знать абсолютно все. Разве могут родители с гуманитарным образованием объяснить, как решить задачу по химии или построить график по математике?

Коллектив и друзья

Очень важно бывать в обществе, чтобы научиться быть среди людей. Ведь все мы взаимосвязаны между собой. Если уметь выстраивать с каждым доверительные и дружелюбные отношения, то и жизнь будет счастливее. Согласитесь, что человек, который не может ни с кем ужиться, становится неполноценным. Соответственно, дела у него тоже идут не очень хорошо. Вот зачем в школу ходить. Конечно, далеко не каждый ученик учится любви и терпению. Поэтому пусть вашей задачей станет описание того, как поддерживать хорошие отношения со своим коллективом и старшими.

Такие разные учителя

Учителя являют собой пример взрослых людей. Разумеется, данному специалисту нужно быть сдержанным, ответственным и тактичным. К сожалению, далеко не все являются идеальным примером. Такое разнообразие позволяет ученикам отличать хорошее от плохого. Вырабатываются вкусовые предпочтения и взгляды на ситуацию, поведение со стороны.

Напишите о положительных сторонах учителей: умение объяснять урок, отвечать на вопросы и согласовывать проекты с учащимися.

Свободное размышление о том, зачем нужна школа

Сочинение-рассуждение «Зачем я хожу в школу» поможет самому ученику разобраться, какая цель на самом деле. Желательно найти положительные стороны, чтобы полюбить учебу, серьезно взяться за ум и получить образование успешно.

Опишите, какой у вас есть любимый предмет и почему. Расскажите, кто у вас любимый учитель. Также можно кратко одной или двумя фразами написать, кем вы хотите стать в будущем, какую пользу хотите принести людям благодаря наукам.

Чем школа поможет в будущем?

Если есть возможность, то опишите, зачем ходить в школу, чем она поможет в будущем. Рекомендуется поговорить с родителями, старшими родственниками, чтобы они рассказали, как им помогла учеба и зачем вообще ходить на уроки.

Независимо от того, какая будет профессия, учеба обязательна. Даже если человек выбирает профессию повара, он должен чуть-чуть знать химию, анатомию и математику, чтобы понимать, какие ингредиенты можно смешивать, а какие нельзя.

В быту также без школьных знаний не обойтись. Зачастую приходится сталкиваться с ситуациями, при которых пригодились бы те или иные науки.

Что сделать, чтобы любить школу и уроки?

В заключение следует добавить абзац о том, зачем дети ходят в школу, как сделать, чтобы им это нравилось. Рекомендуется самостоятельно подумать над этим вопросом. Можно отдельно разработать мероприятия по улучшению отношения к учебе, затем применить на себе. Помните о том, что успешен тот взрослый человек, который умеет находить правильные и эффективные решения в тех или иных ситуациях. Пусть подобная тема сочинения поможет вам развить мышление, научит управлять ситуацией. Не забывайте также о грамотности и стиле текста, которые играют важную роль и помогут в будущем стать хорошим специалистом.

Все мы так или иначе связаны со школой. Кто-то окончил ее много лет назад, кто-то только собирается стать школьником, а кто-то с нетерпением ждет последнего звонка. Мы так привыкли к тому, что все дети обязательно ходят в школу, поэтому мысль о том, для чего это нужно, возникала только в головах дошколят, замученных подготовкой к важному образовательному этапу.

Но судя по активному обсуждению этого вопроса в последнее время все большее количество подростков и взрослых пытаются понять, а зачем ходить в школу вообще. Почему это так необходимо, ведь образование можно получить и в домашних условиях? Рассмотрим наиболее популярные ответы на этот простой, на первый взгляд, вопрос.

Для получения знаний

Вариант, который традиционно приходит в голову: дети ходят в школу для того, чтобы учиться. Этот ответ будет правильным в том случае, если ребенку на уроках интересно. Когда учеба - удовольствие, знания усваиваются как бы сами собой. Если же на занятиях детям скучно, то даже самый простой материал в голове не задержится. И родителям приходится нанимать репетиторов или самим усиленно заниматься с ребенком, ведь знания действительно нужны.

Рассмотрим то, что было бы действительно важным при обучении в школе. Гораздо полезнее не забивать голову школьника датами и фактами, которые можно найти в любом справочнике или Интернете, а именно научить находить нужную информацию, оценивать ее важность и как-то с ней работать дальше в зависимости от поставленной задачи.

Неплохо было бы знать, как самому поставить цель и спланировать свои действия для ее достижения. К сожалению, этому учат не все учителя и не во всех школах, а жаль. Именно такие знания и умения пригодились бы вышедшим за двери школы юношам и девушкам и при дальнейшем обучении и на карьерном пути.

Для получения аттестата

Вот это ближе к истине. Те, кто заинтересован в получении знаний, смогут добыть их самостоятельно: всевозможные дистанционные курсы и другие возможности Интернета всегда к услугам тех, кто стремится к саморазвитию. Но для того чтобы поступить в ВУЗ и заложить фундамент для успешного будущего, необходим документ об образовании - аттестат. А выдать его может только школа.

Поэтому многие ребята, мечтающие вырваться на волю из школьных стен, терпеливо ходят на уроки, пишут сочинения на тему, зачем ходить в школу. В этих сочинениях необходимо придумать, зачем же нужна эта школа, ну или свести рассказ к тому избитому факту, что важно получить знания. Но в глубине души понимают, что ценнее все-таки бумажки - аттестат и сертификаты с результатами ЕГЭ. Именно они станут пропуском во взрослую жизнь.

Пожалуй, чтобы никого не обидеть, стоит повторить: так считают не все. Кто-то реально учится, только не книжным премудростям, а умению работать с информацией и реализовывать свои планы. Но многие все же просто готовятся к ЕГЭ, а получив приличный аттестат и поступив в ВУЗ, забывают то, чему учились в школе.

Для приобретения опыта в общении

Много школьников посещают школу из-за того, что там можно пообщаться с друзьями-приятелями. Конечно, можно и в «аське» посидеть, но иногда живое участие поддерживает лучше, чем виртуальное. Стоящая рядом подруга и слезы утрет своим платочком, и шоколадкой поделится для поднятия тонуса, и рядом с кабинетом директора постоит в качестве группы поддержки. А в соцсети что - только смайлик можно прислать в утешение или какой-нибудь дурацкий статус, затертый кликами сотен пользователей, поставивших на нем «плюсы».

Кстати, тот самый опыт не всегда бывает положительным, но и он ценен. Правда, понимаешь это не сразу. И малыши, и подростки сталкиваются в школе с разного рода несправедливостью: их ругают за невыученные уроки, беготню по коридорам и забытую сменку, их дразнят из-за формы носа или дефекта речи, их щедро награждают тумаками просто так, чтоб под ногами не путались. Тогда появляется резонное сомнение, зачем ходить в школу, если здесь все так плохо. Возможно, что выходом станет смена школы, если ребенок регулярно подвергается преследованиям.

Школа жизни

Любой ребенок должен повзрослеть и выйти в самостоятельную жизнь. Если попытаться его посадить под колпак, оградить от вредного влияния сверстников, от грубости окружающих и других травмирующих факторов, он не сможет добиться успеха во взрослой жизни, так как не сможет повзрослеть и не научится противостоять проблемам. Однако родителям следует быть начеку, чтобы излишняя жестокость или несправедливость по отношению к их ребенку не сломала в нем личность и не повлекла больших проблем на уровне заниженной самооценки и психологических проблем.

Ведь довольно часто возникает ситуация, когда младший школьник, размазывая по щекам слезы, шепчет: «Зачем я хожу в школу? Чтобы подзатыльники получать и плакать?». Нет, малыш, чтобы научиться постоять за себя и защитить своего друга. Объединившись, вы сможете противостоять обидчикам, но тебе потребуется время, чтобы это понять.

К сожалению, в некоторых школах случаются ситуации, приводящие к трагическим последствиям. Если общение со сверстниками переходит грани дозволенного, не стоит терпеть навязанную роль подопытного кролика. Нужно найти в себе силы и обратиться за помощью.

Итак, подведем черту, обобщим, зачем ходить в школу. В школу ходят для того, чтобы учиться. Только учатся там не только сочинения писать и считать без калькулятора, но и жить в нашем непростом мире.

«Обозначу тенденцию кратко - массовая школа теряет смысл своей основной деятельности. Говоря грубо - школа как ШКОЛА вымирает. Что я имею ввиду? Попробуем прикинуть список ответов на вопрос «Зачем ребенку ходить в школу?». Я имею в виду не социально-охранительную функцию школы как институции: наличие закона об обязательном образовании, проблему с тем, куда деть детей пока родители на работе и прочее. В этом смысле массовая государственная школа никуда не денется, и будет жить еще долго. Я говорю о смысле школы как места, где воспитывается, образовывается новое поколение в целом и его отдельные личности, в частности», - пишет Эпштейн.

ЗАЧЕМ НУЖНА ШКОЛА?

1. Чтобы получать знания

Но думаю, что не будет ни для кого новостью, если я скажу, что знания как информацию сейчас можно добывать из многих иных источников - пресловутого Интернета, в частности. Многие исследования свидетельствуют, что современные подростки скорее нужные сведения узнают из телевидения и от сверстников, чем от школы. Да и, честно говоря, назвать массовую школу местом, в котором дети узнают что-то действительно новое, актуальное о современной науке, технике, экономике, социальной жизни, сложно. Те, кто мало-мальски знаком с действующими программами обучения, это подтвердят.

Резюме: школа на сегодня уже не является единственным (и даже основным) источником знаний для подрастающего поколения.

2. Чтобы научиться учиться

Тут вот тоже возникает большая проблема. Вероятно это и было бы главной задачей школы: в ситуации, когда угнаться за все ускоряющимся изменением объема конкретных знаний все сложнее, учить детей справляться с этим потоком информации. Но беда как раз в том, что массовая школа не умеет этого делать.

Она не учит самостоятельному мышлению, заставляя детей повторять высказанные учителем истины и ставя за это (именно за это) оценки. Она и не учит самостоятельно работать с информацией - любой преподаватель ВУЗа подтвердит, что большинство приходящих абитуриентов не могут сделать нормальный конспект, не могут самостоятельно прочитать текст и выделить в нем главное, не умеют выступать и высказывать устно свои собственные мысли и т.д.

Значит, учиться этому нужно где-то в другом месте. Если родители ребенка хотят этому его научить. Ну, например, происходит это сплошь и рядом - когда родители вместе с детьми делают домашние задания. И, тем самым, получается, что главному, чему должна учить школа - работать самостоятельно с информацией - учат родители, те, кто могут.

3. Чтобы потом сдать экзамены и получить аттестат

Опыт многих семей показывает, что совершенно не обязательно ежедневно в течение 10 (а теперь еще и 11) лет ходить в школу, чтобы сдать экзамены и получить аттестат. Можно учиться дома, можно заниматься и сдавать экзамены экстерном… И также через экстернат получать государственный аттестат.

Более того, многие дети при нормальной организации их жизни способны освоить школьную программу за более короткий срок и сдать экзамены без всякого ущерба для их здоровья. И, тем самым, не тратить 10-11 лет на формальное хождение в школу.

4. Чтобы потом поступить в ВУЗ

Как показывает опыт, в настоящий момент поступление в ВУЗ не прямо связано с хождением в школу в течение 10-11 лет. Во-первых, оказывается, что огромное количество старшеклассников в 10-11 классах учатся параллельно в двух учебных заведениях: в школе - для «галочки» и аттестата, и в ВУЗе на подготовительных курсах - для поступления.

В 10-11 классах оказывается, что обилие предлагаемых предметов совершенно никак не связано с теми экзаменами, которые надо сдавать в конкретный ВУЗ. И в некотором смысле школа даже мешает подготовке к поступлению, перегружая подростка «вдвойне» - изучением «не нужных» ему предметов…

И совсем уж «выпукло» эта ситуации проявляется, когда многие одиннадцатиклассники уже в апреле-мае оказываются «поступившими» в тот или иной ВУЗ, пройдя через систему олимпиад, но при этом все еще продолжают изучать школьную программу…

5. Чтобы получить поддержку тем, кто не успевает, не укладывается в общие сроки, не такой как все

Может быть, массовая общеобразовательная школа готова помогать тем, кто не укладывается по тем или иным причинам в общие рамки? Нет, скорее массовая школа рада оттолкнуть от себя таких неудобных, создав все условия, чтобы они покинули школу. Именно такими детьми пополняются частные школы, экстернаты, занимаются частные репетиторы.

6. Чтобы получить основы профессиональных навыков (компетентности), которые потом позволят найти себе работу в современной экономике

К сожалению, и здесь массовая школа не преуспевает. Она не дает возможности подросткам получить опыт жизни в реальной экономике, не учит основам человеческой коммуникации, не дает нормального владения иностранными языками, хождение в школу не поможет выпускнику научиться представлять себя при устройстве на работу и т.д.

7. Чтобы научиться жить в коллективе

С коллективной жизнью тоже проблема. Во-первых, и раньше такая жизнь удавалась только в случае, если классу везло с руководителем. Что бывало не часто. В последние же годы государство совсем перестало уделять внимание этой сфере жизни, оставляя на первом плане перед учителем не педагогические, а методические задачи.

Главное для учителя - быть предметником, подготовить детей к сдаче ЕГЭ, а не заботиться об установлении тех или иных отношений в классе, в каком-то ином школьном коллективе. Этому же продолжает способствовать и пединститут, по-прежнему растящий из студентов в лучшем случае хороших преподавателей предмета, но не педагогов, работающих с коллективом.

И в этом смысле, если родители хотят, чтобы у ребенка был «свой коллектив», то его часто проще искать «на стороне» - в кружке, клубе, секции, экспедиции... Но не в школе.

8. Чтобы найти себе друзей, свою «референтную» группу, людей ценностно близких, говоря современным подростковым языком - свою тусовку

Ну, друзей, как и коллектив, можно (а иногда и проще) найти себе не только в школе. А вот с ценностно близкими людьми и подавно сложнее. В массовую школу приходят не по собственному выбору. Класс - это не группа людей, которую выбирают себе сами ребята.

Состав класса определяется не ими и их желанием, а внешней волей. Так что речи о близости ценностей здесь не идет. И если не окажется рядом с подростками дельного педагога, который озаботится выращиванием этих общих ценностей, то их и не возникнет в течение всего срока обучения. А вот в кружках, клубах, секциях, куда приходят дети по своему выбору, таковая близость появится скорее. Именно в них находят дети отдушину.

Есть, конечно, в городе школы, в которых многое говорит о том, что туда собираются дети именно по определенному родству жизненных ценностей, приоритетов, предпочтений. Но, согласитесь, такие школы скорее исключение из правил, подтверждающее правило. Короче говоря, если уж школа это и место, где может появиться «своя тусовка» для вашего ребенка, то уж всяко не единственное такое место, где таковая может зародиться.

В школе что-то не так. Так считает не только педагог Дима Зицер, на которого , но и психолог Андрей Максимов - он обсуждает недостатки школы в своей книге, написанной специально для подростков (их Максимов почему-то называет разведчиками). Итак, почему школа не подходит для подростков, чем именно не устраивает их?

Как проходит жизнь большинства разведчиков в нашей стране? Они встают очень рано, чтобы пойти в школу.

Школа - это такое место, куда, как правило, разведчики идти категорически не хотят, потому что вынуждены заниматься тем, что им абсолютно неинтересно.

В школе их нередко унижают. Здесь каждый взрослый может сделать им замечание даже по поводу одежды или, скажем, прически.

В школе разведчикам ставят оценки по поведению, что само по себе унизительно. Представить себе, что взрослых на работе каждую неделю оценивают не за то, что они делают, а за то, как они себя ведут, - просто невозможно.

Большинство взрослых приходят домой и отдыхают от работы. Но не разведчики. Школа не отпускает их даже в родительском доме: они должны делать кучу домашних зданий.

И вот я решил провести небольшое исследование. Примерно тысяче подростков я задал один вопрос: "Зачем вы ходите в школу?". На первом месте был ответ: "Общаться". На втором: "У меня там любимый человек". И только на третьем: учиться.

Хотя еще аж в XIX веке не кто-нибудь, а основоположник русской педагогической науки Константин Дмитриевич Ушинский заметил: "Задача уроков на дом и, вследствие того, возложение почти всего труда учения на одних учащихся, есть одно из наибольших зол, одолевающих наши русские училища..."

Все учителя знают Ушинского. Они обязательно проходили его труды в своих педагогических вузах и сдавали по ним экзамены . Но прислушаться к его выводам не очень-то хотят.

Если взрослого человека спросить: "Как бы вы не хотели жить?", то он среди прочего непременно ответит: "Не хотелось бы заниматься делом, которое не нравится". Подавляющее большинство разведчиков живет так одиннадцать лет...

Странная история... Пока мы маленькие - нам ужасно нравится познавать мир. Посмотрите на детишек - они все, без исключения, любопытные создания. Но стоит пойти в школу - и это любопытство куда-то испаряется.

Удивительное дело... В сущности все, чем занимается человек в течение жизни, - познает мир. Так или иначе. Но почему-то заведение, в котором этому познанию, казалось бы, учат, воспринимается разведчиками как "отстой" и дикая тоска.

В самой системе, когда сорок абсолютно разных людей должны изучать совершенно разные предметы и при этом усвоить их в одинаковой степени хорошо, заложена какая-то серьезная ошибка.

Великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци, живший на рубеже XVIII–XIX веков, подобную систему обучения называл антипсихологичной.

А современный исследователь Кен Робинсон очень четко написал о том, что современная школа достигает ровно тех целей, которые она на самом деле ставит. Не декларирует, а ставит, как говорится, реально.

Вот что он пишет:

"Если вы разрабатываете систему для выполнения какой-то конкретной задачи, не удивляйтесь, что именно ее она и выполняет. Если ваша система образования изначально базируется на стандартизации и послушании, подавляет индивидуальность, воображение и творчество, то стоит ли сетовать по поводу того, что она все это делает?".

Это сказано про американскую школу. Можно, конечно, патриотично радоваться, что не только в нашей стране все неважнецки. Но толку-то?


Скука мешает получить знания

Если наша школа запрограммирована на стандартизацию и послушание, если она создана такой, что подавляет индивидуальность, воображение и творчество, то в ней неминуемо рождается скука.

И снова - слово гению педагогики. Константин Дмитриевич Ушинский писал: "Если в каком-нибудь заведении дети страдают от скуки, то надобно непременно ожидать, что появятся и воришки, и лгуны, и испорченные сластолюбцы, и злые шалуны".

Мне кажется, великий педагог, что называется, перегибает палку - отнюдь не всегда скучающий человек становится вором или злым шалуном. Но так получается, что если учиться скучно, то воришка и сластолюбец из вас, может, и не вырастет, однако после такого обучения в вас никаких знаний не останется.

Скука - враг учебы! - считал не кто-нибудь, а гений российской педагогики.

Другой гений, которого я не устаю вспоминать - Альберт Эйнштейн, считал, что знания - это то, что остается в нас после того, как нас кончили учить.

Я много лет преподаю студентам, читаю лекции в вузах и вынужден констатировать: после школы в головах выпускников остается, увы, очень и очень немного. Обучение в атмосфере скуки, к сожалению, не дает знаний.

Кен Робинсон четко обозначил главную цель образования. Итак, школа создается для того, чтобы "помочь учащимся максимально понять окружающий мир и выявить свои внутренние таланты с тем, чтобы реализовать себя как личности и стать активными и сопереживающими гражданами своей страны".

Внимательно прочитали? И что? Нравится вам эта цель в принципе? Мне лично очень нравится.

А теперь если честно: та школа, в которой учитесь вы, направляет вас именно к этой цели? То есть учителя изо всех сил стараются, чтобы вы поняли окружающий мир и самого себя и реализовались как личность?


Если да - вам крупно повезло. А если нет - что делать тогда? Зачем учиться в школе?

Большинство разведчиков, просыпаясь ни свет ни заря, мечтают только об одном: вот подойдут они к школе, а та сгорела! И не надо идти на урок. А можно спокойно пойти домой...

Это положение ужасно. Разведчики в нем не виноваты. Виноваты взрослые. Что-то мы все перемудрили (или недодумали) в системе образования. Однако жить в этой системе и учиться вам, разведчикам. Как же можно в ней существовать?

А вдруг вам повезло и вы учитесь в хорошей школе? Что такое хорошая школа? Это такое учреждение, в которое хочется идти. Причем не только для того, чтобы пообщаться с приятелями и увидеться с любимой девушкой (парнем), а главное - чтобы учиться. Получать знания. Тогда проблем нет.

Но, к сожалению, чаще всего происходит иначе. Школа - это печальная данность. Эту данность надо принять и стараться существовать в ней так, чтобы получать как можно меньше страданий и как можно больше смысла. Как это сделать? Об этом - в следующий раз.

Обсуждение

Любопытно, за такие статьи деньги платят? Или это "из любви к искусству? И самое главное, если платят, то ГДЕ?

Ну да, вроде рассуждения плоские и довольно беспомощные, черное-белое, но главная мысль и правда мелькает у всех - и у учеников, и у родителей, и у педагогов- нужен интерес. И все соглашаются, что если интересно, каждый ребенок демонстрирует личный успех, прорыв, достижение. Проблема в том, что это не поступательное движение и накопление данных, а именно точечные прорывы или вообще работа в одной области... Люблю танцевать, физику изучать не буду...
Пока я видела только одно сочетание полезного с интересным - Монтессори. Изучай в любой последовательности, но набор общий. Правда, только для младшей и средней школы. Подразумевается, что в старшей включается воля и на основании прошлого положительного опыта человек доизучает неинтересное ради оценок, поступления в вуз и тп.

в принципе, вопрос интересности решается хорошим учителем легко. Правда, не на всех хватает хороших директоров (чтоб не мешали) и учителей... Все имхо.

заметочка. Я в детстве начиталась всяких индейских приключений, Оцеола, Следопыт и прочие, воображала себя именно разведчиком, следопытом, егерем и тп. Про скаутов мы не знали тогда. :) Только не разведчиком в мире подозрительных или недоброжелательных взрослых, а равным бойцом, чуть искуснее других. :)))

Еще один, разведчик... И почему в психологи идут люди, которым самим психологическая помощь нужна безотлагательно?

Комментировать статью "Почему подросткам не нравится школа"

Еще по теме "Зачем мы ходим в школу":

Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Бастует, не пошел в школу. Уж сколько раз здесь поднимался вопрос по поводу переходного возраста, конфликта с родителями, нежеланием...

Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста Вот как мне нравятся такие безапелляционные ответы здесь отличников воспитания! Вам самой не интересно почему вашего ребенка не любят ни одноклассники, ни учителя?

Меняем школу?. Психология, переходный возраст. Подростки. А в этой школе уже ясно что учителя хорошие (ей самой нравятся) и в нашем районе (не центр Моск далеко) школ хороших оч мало так что придется ездить далеко скорее всего.

Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Ребенок уже не младенец, пусть поучится в выбранной школе полгодика хотя бы, нужно учиться отвечать за свои решения.. некоторым...

Мы-то знаем зачем: чтоб получить образование, поступить в институт, стать полноценным членом общества, и т.д., и т.п. Все это ясно нам, а ясно ли ребенку? В каком возрасте формируется осознанное понятие о том, зачем нужны знания? Ведь посещать занятия можно по разным причинам: из-под палки, по инерции, потому что учатся все, для того, чтобы соответствовать окружению или превзойти его, чтобы достигнуть успеха или избежать неудач, просто потому, что интересно. Все эти причины называются мотивациями, внешними и внутренними. Не все они равноценны. Самые талантливые не проявят в полной мере своих способностей, если им не хочется или не интересно учиться, если нет уверенности в существовании прямой связи между учебой и жизненным успехом.

Внешняя мотивация : родителям нужно, чтобы их дитя училось. Вот они и понуждают его к этому, используя знаменитый принцип кнута и пряника: наказывают за двойки, угощают конфетами за пятерки. Вопрос - насколько это эффективно?

Внутренняя мотивация : дитя заявляет: "Я хочу!" и не идет вместе со всеми в кино, а садится рисовать. Или читать книжку. Или даже решать задачки. Ребенку интересно усваивать новое, реализовывать свои способности, преодолевать трудности. Стимулом в этом случае служит сам предмет познания - интересный и увлекательный. Для каждого свой.

Младшие классы

В начальной школе ребенок может учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний малыш осознает слабо. К любимым чаще относятся предметы, которые содержат элемент игры, забавы: труд, рисование, физкультура. В этом возрасте у большинства детей доминирует стремление доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и наоборот нежелание выслушивать его упреки.

"Я учусь потому, что если получу двойку, меня будут ругать". Лена Г. 1 класс.

"Я учусь для своей мамы. Она расстраивается, когда я не успеваю. Мне ее жалко". Маша П. 2 класс.

"Я учусь, чтоб быть умной. Мой папа очень умный, и я должна быть такой же". Лиза Г. 1 класс.

Следует учитывать и то, что смысл слова "учиться" в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, поиграть, ребенок также включает в понятие школьной учебы. Все эти занятия могут служить и служат достаточным стимулом для того, чтобы "перетерпеть" скучные уроки. И наоборот, плохие отношения со сверстниками могут негативно сказаться и на успеваемости.

Вопрос : Так ли плоха внешняя мотивация? Так ли уж она конфликтует с внутренней? Ведь любая работа должна быть вознаграждена. Если не награждать усердие, то неминуемо наступит и апатия. К тому же ученик может просто почувствовать плюсы хорошей учебы. Это может войти в привычку, как хорошие манеры.

Психолог : Без сомнения, на определенном этапе, особенно в младших классах, без нее не обойтись. Пользуйтесь этим временем! Пока еще вы в силах заставить свое любимое чадо учиться лучше. Пока еще ваша опека и контроль идут на пользу ребенку.

Просто нужно соблюдать меру: главным должно оставаться само знание, а не сладкий пирожок, полученный в награду.

Средняя школа

Хотя интерес к конкретным предметам еще во многом зависит от личности учителя, постепенно в этом возрасте почтение к взрослым утрачивает свою актуальность. На первый план выходит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других одноклассников. Психологи называют это "престижными мотивами":

"Я люблю, когда учителя меня хвалят". Ярослав Г. 5 класс.

"Если быть - так, быть лучшим! Мне нравится получать пятерки, быть лучше всех в классе". Миша К. 4 класс.

Не стоит упрекать ребенка в тщеславии: это нормально для определенного возраста. Позднее, с развитием личности, место этих мотивов займут другие, менее зависящие от внешних факторов. А стремление к похвале останется на втором плане, делая школьную жизнь ученика более яркой, привлекательной.

Вопрос : Чем так плохо соревнование? Ведь т.н. "престижные мотивы" - то же соревнование.

Психолог : соревнование в реальном мире неизбежно. Вся наша жизнь это бег наперегонки. Проблема в том, что несформировавшуюся натуру могут выбить из колеи первые неудачи. Полезней соревноваться не с другими, а самим собой.

Старшие классы

Условием успешного усвоения школьной программы (и не только) в этом возрасте является стремление обрести уверенность в себе и своих силах.

"Мне нравится узнавать каждый день что-то новое! Мне самой интересно: сколько я могу всего запомнить?" Лена Ф., 9 класс.

Подростки начинают осознавать полезность приобретенного знания, как средства получить что-то еще более ценное.

"Главное в жизни - это деньги. Большинство бед, большинство ссор в семье происходит из-за их отсутствия. Я хочу много зарабатывать, тогда все у меня будет хорошо". Саша В. 8 класс.

Вопрос : Что можно сказать по поводу излишне идеальных и излишне меркантильных мотиваций?

Психолог : Не стоит вслух выказывать свое недовольство: вы только навредите. Просто дети еще не научились лгать как следует.

Во многом это зависит от суждений отца и матери, плюс юношеский максимализм. Со временем и то и другое сгладится, перестанет шокировать окружающих. Люди вокруг разные: одни работают в библиотеках за мизерную зарплату и чувствуют удовлетворение от общения с прекрасным, другие активно зарабатывают деньги.

Выпускники

В выпускных классах резко возрастают нагрузки, выделяются классы, ориентированные на высшие учебные заведения. Прежние абстрактные посылы: "много денег", "много знаний" - уже не годятся. Успеха достигают те, кто четко знает, чего хочет, кто рано сделал самостоятельный конкретный профессиональный выбор.

"В 11 классе я решила, что буду поступать в МГИМО. Мама с папой считали, что мне это не по силам, советовали выбрать другой ВУЗ. А я все-таки поступила! Я сделала это сама!" Лидия Г., студентка первого курса МГИМО.

"Я хотела поскорее окончить школу, стать самостоятельной. Теперь я учусь на вечернем, сама зарабатываю". Татьяна К., студентка первого курса МГУПТ.

"Моя мама была учительницей. Может быть, поэтому я почувствовала свое призвание еще в классе в седьмом. Тогда же я организовала шефство над младшими классами, помощь отстающим". Теплова О.И. заслуженный учитель РФ, двукратный обладатель Соросовского гранта.

Вопрос : Как разрешить проблему свободы выбора цели и школьной программы? Какие-то предметы все равно будут тяготить, восприниматься как ненужный груз.

Психолог : В этом случае будет работать такой мотив: эти уроки нужно делать, чтобы заниматься тем, что интересно, чтобы они не портили аттестат при поступлении в избранный ВУЗ.

Можно ли выработать мотивацию?

Увы, современная психология утверждает, что извне сформировать пресловутый мотив невозможно. Каждый человек должен сделать это сам. Учителя и родители могут только способствовать этому процессу или, наоборот, препятствовать, что, к сожалению, случается намного чаще.

Существует целый ряд теорий, иногда парадоксальных, о способах повышения внутренней мотивации в учебном процессе. Подчас эти способы довольно спорные, подчас просто неприменимы к реальной ситуации. Поэтому мы ограничимся несколькими практическими советами:

  • Старайтесь настроить школьника на положительный результат. Если ваш сын регулярно делает в диктантах по 15-20 ошибок, а в последнем обнаружилось только 10 - похвалите его за это! Налицо небольшой, но успех.
  • Не берите с него обещания выполнить следующее задание на "отлично". Такая задача невыполнима!
  • Наказание за двойки (порка, лишение прогулок) никогда не приносило пользы. Оно, а также фразы типа: "К пяти часам уроки должны быть сделаны!" могут применяться только тогда, когда вы точно знаете, что ваш сын или дочь валяли дурака, вместо того, чтобы делать уроки. Если же ребенок просидел над учебниками три часа вместо положенных двух - похвалите его: ему интересно, он старается.
  • Не спешите предлагать свою помощь при выполнении заданий. Делайте это только тогда, когда видите, что самому ребенку точно не справиться.
  • Не перебарщивать с призами и наградами за успехи в учебе. Главным призом должно оставаться само полученное знание!
  • Осторожно относиться к ситуациям соревнования. (Призовых мест всего три, а в классе 25 человек!) Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.
  • Не навязывайте ребенку цель извне. В этом случае ее достижение будет нужно вам, а не ему! Записывайте детей в кружки, развивающие секции. Пытайтесь выявить их собственные интересы. Даже если вы всю жизнь мечтали видеть дочь математиком, а она больше всего любит вышивать крестиком. Лучше смириться: Софьи Ковалевской из нее не выйдет, но возможно выйдет Коко Шанель.
  • Постарайтесь выявить в заданиях элемент интриги, загадки. "Занимательная математика", "Задачник" Г. Остера, всевозможные ребусы и каламбуры, рассказы о путешествиях и великих открытиях помогут увлечь ребенка школьными предметами.

Заключение

Не стоит относиться чрезмерно серьезно ко всем приведенным выше советам. Жизнь намного многогранней. Помните: человека вообще без мотивации не существует в природе. Она заложена на биологическом, животном уровне. Без нее мы бы так и остались прыгать по деревьям или давно бы уже вымерли за ненужностью. Младенцы не научились бы ползать, ходить, говорить. Главное не задавить стремление человека к самовыражению чрезмерным диктатом или безудержным баловством. Результаты будут плачевны и не ограничатся школьными годами. Ведь мотивация, по сути, это то же, что смысл жизни.

Еще несколько вопросов

  1. Так ли уж невозможно сформировать мотив? Ведь дети психологически зависимы от взрослых.

Психолог : Лучше поставить вопрос по-другому: не выработать, а не подавить мотивацию! Для этого надо постоянно ставить перед малышом небольшие задачи, рассчитанные на самостоятельное выполнение. И начинать нужно еще до школы, с пеленок. Советы банальны: не бросайтесь первыми поднимать упавшую игрушку. Дав малышу задание, скажем, постирать платочек, не переделывайте на его же глазах плохо выполненную работу. Нелишне также приводить жизненные примеры успешных людей, добившихся всего своими силами благодаря учебе.

  1. Типичная ситуация : "Я много занимался и написал контрольную на четверку, а Витька сделал "шпоры" и получил "пять".

Психолог : Вот вам и проблема соревнования! Объясните, что, Витька обманул сам себя, он получил хорошую оценку, но не получил главного - знаний. В дальнейшем обязательно возникнет ситуация, когда его подведет невежество.

  1. Ситуация обманутых надежд : "Я столько занимался. А все равно получил трояк. Зачем тогда трудиться?"

Психолог : Пример конфликта внутренней и внешней мотивации. Кому-то пятерка дается легко, а для кого-то и тройка - победа. Если ребенок на самом деле занимался, ни в коем случае не ругайте. Лучше постарайтесь выяснить причину неудачи.

  1. "Моя мама - кандидат наук, еле сводит концы с концами, а Лелин папа окончил семилетку, но возит дочь на Мерседесе".

Психолог : Увы, так бывает. Маме не следует сетовать на свою жизнь при ребенке. Этим она заранее ориентирует его на неудачу.

Можно рассказать про процесс первоначального накопления. Объяснить, что без образования большие деньги заработать можно, но это либо намного труднее, либо они даются нечестным путем.

  1. Заявление школьника родителям (7-й класс(!)) : "Я сдал для вас экзамен! Чего вам от меня еще надо!" Ответ: "Я тебе всю душу отдала, а тебе ничего не надо!"

Психолог : Положение действительно тяжелое. Видимо, это как раз тот случай, когда любящая мамаша бросалась сама сначала поднимать упавшую погремушку, потом сама принимала за ребенка все решения. Вот он и вырос, не зная, чего хочет. Чтобы как-то исправить положение, нужно поставить его перед реальными трудностями. Пусть набьет пару шишек, поймет, где хорошо, где плохо. Или и дальше тащить его на своем горбе.

Обсуждение

Дети говорят что школа зло школа ад, Потому что так и есть в школе бывает задают учить то что вам в жизни не когда не пригодиться, вот, он просыпается в 7:00 ему за 1:30 нужно успеть позавтракать, умыться почистить зубы, затем собрать портфель одется, затем либо идти пешком, поехать на машине или на автобусе. Затем успеть зайти в класс приготовиться к уроку и затем токо можно отдыхать и вы представьте какая это нагрузка, вот ладно раньше.

12.11.2017 21:27:04, МаКс

Замечательная статья! Речь на самом деле идет о мотивации детей к учебной деятельности. И как раз раскрываются движущие силы (возможно только большинства детей) в разные периоды их жизни. Причем ответ дан, хотя и нечетко - не подавить мотивацию, начиная с раннего детсва. Ведь все равно чем заниматься - важно заниматься какой-либо деятельностью с интересом и удовольствием!!! и это принесет свои плоды.

15.06.2007 23:41:50, Lena

Бла-бла-бла.Старшеклассники не от учебника отрываются,а от интернета,и не заполночь,а гоооооораздо позже.

12.05.2007 22:15:18, Элион.

Старшеклассник, оторвавшись от толстенного учебника, ложится спать за полночь...
:))))
не дождетесь!

Школа-зло!

18.11.2006 19:26:34, Opek

Неужели дети так говорят? Типа, хочу выучить английский, хочу получить пятерку... Серьезно? Они этого хотят?
Когда я сама училась в школе, НИКТО в моем классе учиться не хотел, особенно отличники. Если получалось смыстья с урока, бежали все 22 человека! Бегом! А самый мерзкий день в году был, конечно, 1 сентября. Меня, слава Богу, учиться не заставляли и не искали никаких мотиваций, Папа просто посмотрел однажды утром на мою депрессивную физиономию и сказал: "Котик, не хочешь - не учись, я тебе аттестат так и так сделаю". За эти слова я была ему благодарна гораздо больше, чем за любую "стимуляцию к успеху в школе".
И ничего, выросла человеком, а из школьных знаний ничего не пригодилось, даже таблица умножения. И аттестат что-то никто не спрашивает, все больше публикациями интересуются.
Детей жалко, 80% детства у них эта школа откусывает. И не верю я, что они хотят учиться, хоть убейте.

По-моему, в статье говорилось не только об учебе как таковой, но больше о том, как помочь ребенку не устать от нее, как поддержать в моменты возможных неудач так чтобы в ребенке не только не пропало желание продолжать учиться, но и гораздо большее в нем могло проснуться, объяснить какие вещи должны быть в приоритете...
А члены общества и все остальное упоминалось скорее второстепенно.
Но касательно самой статьи я хочу сказать, что она весьма скучная и как таковой особой информации не несет. Каждые родители, понимающие своего ребенка найдут слова и примеры чтобы объяснить ему "что такое хорошо и что такое плохо"
И еще я хочу сказать, дети - все рождаются умными и способными и не стоит думать что кто-то умнее, а кто-то глупее. Школьные же успехи зависят сильно от самого школьного процесса, то есть ребенок может заросто "скатиться на тройки" в 5-6 классе проболев и так и не догнав важную тему по алгебре, потом вырабатывается комплекс, плюс ко всему нежелание учительницы возиться с каким-то отдельным учеником "когда у нее их 25 человек и все остальные все прекрасно поняли"... Так что все эти проблемы надо спокойно решать дома, дружески обсудив со своим собственным ребенком в чем же проблема.
Удачи!

Не знаю, кто как, а я детям объясняю с самого начала: они учатся, чтобы получить диплом, а потом профессию, работать и обеспечивать себя. Ребенок в 7 лет способен это понять вполне. Возможно, способствует немецкая система школ - они знают, что уже в 10 лет будет произведен первый отбор, и вопрос, куда они попадут, в какую ступень, для них уже важен (для меня, на самом деле, не так важен, правда).
Причем я считаю, что это более правильное и реалистическое объяснение. Мне папа-педагог все детство внушал, что "надо учиться ради знаний, а не оценок". Что в результате? Знания есть. Медаль отсутствует, в столичный вуз при наличии 1й пятерки на экзамене не приняли (а дальше не хватило баллов). Если бы бегала и старалась "вытянуть" оценки (отвечала дополнительно, вообще следила за этим) - вполне можно было сделать медаль. Но ведь оценки - это так пошло...
На самом деле именно ради оценок и бумажек они и учатся в школе. Причем эти оценки не так уж сильно отражают реальность. К примеру, в начальной школе у моего сына по музыке была стабильная 4 (это как в России 3-), а в гимназии - 1 (в России 5). Это как? Резко появились музыкальные способности? С основными предметами тоже не ахти как стабильно все. Поэтому я пытаюсь внушить, что цель - именно получить хорошие оценки, чтобы был средний балл и т. д.
Мышление, знания? Я их считаю важными. Даже важнее, чем социализация, на самом деле. Но школа к этому имеет мало отношения. Важно, чтобы ребенок читал много, и говорить с ним обо всем.

Да-а, смешались в кучу кони-люди...
Если речь об образовании, так к чему несбывшиееся чаяния родителей? Если о мировозрении, так, и с домашним и с государственным/частным образованием та же ситуация будет, не зависимо от того, где родители решат учить ребенка (и там и там могут быть проблеммы с мотивацией); проблеммы во взаимоотношениях и кризисные этапы возраста для детей - также нельзя сказать, что вот все должно быть по этому этапу. Для одного обучение -как раз стимул вырваться из нищеты, для другого -быть первее друга, для третьего -вырасти в собственных глазах и получить знания, а для кого-то как раз быть лучшим для мамы.
А относительно "быть полноценным челоном общества", как то не хочу, чтобы мой ребенок был им в таком контексте. Попахивает "все на БАМ ради КПСС". Лучше пусть мой ребенок будет самодостаточной ЛИЧНОСТЬЮ, без кучи комплексов и сможет нормально общаться с людьми и жить в этом мире. А то это "полноценное об-во" в виде правительства и прочих служб как то не думет о своих пенсионерах, потребностях молодых семей, детей, особенно в постсовестких странах. При таком раскладе уж лучше пусть моим ребенком будет руководить мотивация -"знания для получения возможностей потом жить с семьей в НОРМАЛЬНЫХ условиях и использовать их для самореализации". А у самодостаточной личности и проблемм в общении, как правило, не возникает.

Дорогие мои!
Как вы думаете, для чего дети занимаются спортом? Просто хотела задать вам вопрос, может, он не совсем в тему.

18.02.2005 15:57:24, Mrs. John

Вы, Сильвия, считаете, что подавляющее большинство российских работников сферы обслуживания, промышленности и сельского хозяйства (не имеющих высшего образования или среднего специального) - они не полноценные члены общества? А, может быть, вы считаете, что наличие высшего образования каким-то мистическим образом делает человека сразу умным, порядочным, честным, ответственным?

Для того, чтобы стать полноценным членом какого общества мало одного высшего образования???
Судя вышеследующему отзыву, достаточно начального, чтобы, цитирую классика "врашшаться в вышшем обшшестве".
Откуда Вы, Жданова Наталья?
Мир - внутри нас!

17.02.2005 23:07:31, Silvia

Исходный посыл такой скользкий. Начальное и среднее образование можно получить, не ходя в школу. Поступление в институт - опция, а не обязанность.
Для того, чтобы стать полноценным членом общества, одного (начального, среднего и даже высшего) образования ой как мало.

По-моему все очень разумно, но, к сожалению, "не цепляет". Мало эмоций, мало отрицательных примеров (про них только намекается, в духе "главное-не навредить". Как можно навредить, до какой степени серьезно "поднимание погремушки вместо ребенка", насколько некчемные и искалеченные взрослые вырастают при крайнем проявлении этого? Срашилок мало. Кто понимает все, что написано в статье - подумает, зачем мне эта статья? Ничего нового. А кто не понимает, того не проймет, пропустит, как лишнюю информацию. Эмоций бы побольше, что-бы привлечь внимание к вопросу.
ИМХО.