Павел кобяк. Основатель движения «Сел и поехал» Павел Кобяк: «Мне дороже эмоции людей, чем просто какие-то сверхбольшие наличные «Ценный опыт, который обязательно стоит получить»

Прежде всего, хочется выделить, на мой взгляд, главное – это актуальность этих книг в настоящем, уже 2015 году. Мир «Человека» не стоит на месте. Политика, экономическая ситуация, социальные тревоги и положения того или иного региона страны, да и сами страны, меняются примерно каждые 5-7 лет, и пройденный маршрут Санкт-Петербург – Владивосток в 2012 году, и Кавказский серпантин 2013 это то, что называется словом “сегодня”, а не будущее или былое.

Уверен, данная ситуация продлится еще как минимум 3 года, в течение которых не успеют положить асфальт на федеральной трассе р242, разогнать бандитизм и уничтожить нищету в Дагестане и Чите, померить народы Азербайджана и Армении. Тем, кто собирается в дорогу по нашей необъятной родине и странам СНГ в ближайшее время данные книги будут полезны, будь он уже опытным путешественником, или только пробующим свои силы. После чего, интерес к этим путешествиям начала 21 века всплывет вновь спустя век, а то и два. Словно нам сейчас, интересно читать очерки путешественника Гончарова, где он, в 1853 году, в санях, на собаках, оленях и лошадях, от станции Аян на берегу Охотского моря, в течение полутора лет, с обмороженными ногами, добирался из Владивостока в Петербург. Так и российскому гражданину будущего будет интересно окунуться в путешествие Павла из Петербурга во Владивосток в далеком 21 веке, где он на древнейшей, ездящей по дороге маломощной «Хаябусе» проделал путь за 25 дней. В то время как уже лет 50 современные мотоциклисты на своих магнитно-парящих над землей гипербайках со скоростью 500 км в час проделывают этот путь за 7 дней.

Эту нынешнюю актуальность ситуации подкрепляет простое изложение фактов, и событий, без какого либо политического оттенка. Автор не стесняется писать об увиденном, называя вещи своими именами. В мире господствующей политической цензуры и информационных «штор» эти книги словно проблеск света во тьме, проливают истинное положение вещей, что искренне заставило порой удивляться. Ярким примером может служить Чеченская республика, плотно ассоциированная с терактами, трупами и далее и далее, одной из самых благополучных на данный момент республик России.

Читая одну, а затем вторую книгу, видишь разительные перемены авторского пера, при сохранении основных мотивов пронизывающих книгу, а именно любовь к своему краю местных жителей, гостеприимство и стремление большинства людей к помощи ближнему. Если первая книга напоминает записки путешественника с констатацией фактов, фиксирования пройденных километров, отчётностей в виде отдельных пометок и почтовых штампов на конвертах, которые несмотря на периодически обильные ливни, поливавшие наших путешественников в дороге, остались бережно сухими, и красуются сейчас в музее связи им Попова в Санкт-Петербурге, то вторая книга, является цельным литературным произведением. И хоть автор в слоге вовсе не соревнуется с литературными львами современности, это простота делает книгу по-своему интересной.

Откровенность, интимность личной жизни, эмоции и простота с которой автор обращается к читателю в обеих книгах, обескураживает. Поначалу это вызывает легкую ухмылку. Особенно если вы сами уже успели изрядно потрепаться в седле, и повидать мир. Этакая встреча на дороге с незнакомым путешественником-новичком, переполненным впечатлениями, который изливает на вас незнакомца, свои чувства, открыто, и не стесняясь. В то же время эта откровенность в купе с рождающимся уважением от смелости шагов автора, его активной позиции, всегда оптимистичного взгляда на порой неприятные и страшные вещи, рождает между читателем и автором настоящую дружбу. Это происходит незаметно, само собой, где-то в середине книги. И сам начинаешь удивляться, как стал уже другом, и хочется протянуть ему и свою руку помощи, со словами «Пашка, держись! Я мигом….» Отдельно хочется сказать что автор, не скрывает свою благодарность всем, к кому привела его дорога. Естественно или со смыслом, но смело вписывая их имена в историю своих путешествий, он стирает грань между национальными, социально экономическими, политическими различиями, показывая тем самым, что добро и зло живет в каждом народе, городе, уголке мира.

Конечно же, есть пожелания автору и его будущим произведениям. К примеру, очень бы хотелось, чтобы автор полюбил фотографии, так же как и само путешествие. Возил бы с собой Хороший объектив для съемок пейзажей, хоть это и совсем неудобно, дорого, и тяжело. Больше портретов людей тех мест, где он был, животных, словом фотографий которые бы стимулировали читателя бросить все бренное и сорваться в дорогу. Для будущих читателей путешественников я бы вынес отдельным приложением к книге в виде справочной информации опасные на его взгляд места, участки дорог, обозначил общий бюджет путешествия, что посмотреть и прочее. Так же желаю быть скромнее в своих сторонних описаниях не связанных напрямую с путешествиями. Скажем фразы «отправил жену в Грецию, а сам поехал на Кавказ», или что подобное. Если эта книга рассчитана на простого человека, а таких, на мой взгляд, большинство у нас, то такими вот заметками, этот самый простой читатель в свое оправдание скажет «А, ну понятно! Наворовал, вот теперь путешествует». И хоть ясно, что автор имеет такие качества как: силу воли, умение брать ответственность, предприимчивый разум, и активность, и что удивительно честность, благодаря которым его жизнь такая, какая она есть. Но только, как известно, каждый из нас смотрит на мир своими глазами, и для большинства мир крутится вокруг его, собственной оси. Не может же он, простой читатель, при такой установке в жизни, признаться в том что, не смотря на свои душевные позывы к успеху, и приключениям, ему не хватает характера всего этого добиться…. Отсюда возможны нелестные отзывы, об авторе и о самой книге.

Ну и конечно же информационное распространение. Лично мне эти книги достались в подарок, и до форума Мотосолидарности я об данном авторе-путешественнике ничего не знал.

Подводя итоги, хочется пожелать автору, на мой взгляд, самого главного: не потерять ту душевную открытость, энтузиазм и чистоту, с которой пишутся эти книги. Не обрасти пафосом от собственных побед и достижений. И сохранить любовь к людям. А в благодарность, читатель навсегда сохранит свою дружбу с автором и будет с ним несмотря ни на что.

Это интересно

Павел Кобяк ежегодно проезжает на мотоцикле более 40000 километров по России, Европе, США, экзотическим странам. Свою первую поездку из Санкт-Петербурга в Москву совершил в 16 лет. Чуть позже исследовал как турист всю Ленинградскую область на автобусе. Преодолел за неделю на велосипеде 800 км вокруг Ладожского озера.

К сведению

Международный портал «Сел и поехал» посвящен путешествиям по России и миру.
Главная задача проекта - развить самостоятельный туризм в России и помочь начинающим путешественникам.
На сайте можно найти интерактивные карты, видео, статьи, новости и блоги, повествующие о путешествиях на самых разных транспортных средствах: от снегоходов и мотоциклов до внедорожников и велосипедов.
Для новичков на портале размещены подробные маршруты, на картах отмечены заправки, мотосервисы, местные мотоклубы, отели, заведения общепита - с отзывами туристов, а также контакты тех, к кому можно обратиться за помощью.

Павел Кобяк, петербургский мотопутешественник, писатель, основатель движения «Сел и поехал», писатель

Как сесть и поехать…

Началось все, когда в шестнадцать лет я поехал на электричках из Петербурга в Москву: тогда у меня проснулось мощное желание смотреть страну и мир. И понеслось: Тихвин, Выборг, Ленобласть, вокруг Ладожского озера на велосипеде. Появился мотоцикл — я стал совершать небольшие вылазки в Белоруссию и Карелию; на снегоходе отправился в целую экспедицию по лесам от Мурманска до Москвы. А зимой был сноуборд, Камчатка, Эльбрус и Татры.

Как проходят сборы в большие заезды? Загоревшись идеей, ты детально продумываешь маршрут и готовишь контакты всех людей, которые будут встречать тебя в пути, готовишь мотоцикл технически и себя — физически. Ну и самое главное — настроиться на успех.

… А потом написать

Я распечатал две тысячи экземпляров и просто разослал по всей стране во все основные мотоклубы — так в свое время никому не известный Юра Шатунов ходил по электричкам и раздавал свои кассеты

… И сделать настольную игру

Как-то я смотрел кино и один из эпизодов навел меня на мысль о настольных играх. Я взял кусок обоев и стакан кефира — и начал рисовать маршрут от Мурманска до Владивостока. Цель игры как таковой — «доехать» до цели первым и целым. Как и в дороге, здесь с вами может случиться все, что угодно: мотоцикл ломается, вас арестовывают за аморальное поведение на фестивале, вы загуляли с друзьями в каком-нибудь городе. Персонажи здесь – известные мотопутешественники, и модели мотоциклов реальные — «Харлей Дэвидсон», «Сузуки Хаябуса» и другие. Так что вы полностью погружаетесь в мотокультуру и географию страны.

В работе мне помогали художник, разработчик, шаржист и верстальщик: выливали фигурки, математически просчитывали ходы, создавали общую мультяшную стилистику, прокладывали горы и русла рек.



О миссии и узбекских полицейских

Часто сопряжены с какой-то миссией. Например, в Узбекистане мы однажды встретили англичан, которые ехали на велосипеде из Лондона в Китай через Памир: за каждый пройденный ими километр некая общественная организация собирала деньги со всего мира и направляла их на помощь бездомным детям. Нашей целью было объединение стран СНГ — это особенно важно в свете последних событий. В поездку нас провожал Санкт-Петербургский Дом Национальностей: нам дали грамоту на семи языках — мол, мы едем с дружественной миссией и просим администрации населенных пунктов оказывать нам поддержку.

Узбеки жадно слушали наши рассказы о Петербурге, поили чаем из пиал и угощали пирогами — и в итоге не взяли ни копейки. А я подарил им магнитик с Дворцовым мостом

Каким образом поездка способствует объединению? Прежде всего, через личные контакты. Взять хотя бы Узбекистан. Как-то мы остановились позавтракать в случайном месте, и, когда узбеки узнали, что мы из Петербурга, они созвали все семейство. Мужчины и женщины, деды и внуки — все жадно слушали наши рассказы о городе, поили чаем из пиал и угощали пирогами — и в итоге не взяли ни копейки. А я подарил им магнитик с Дворцовым мостом.

А еще мне понравились узбекские полицейские. Нас предупреждали, что у них принято здороваться за руку. А когда спрашиваешь, мол, как дела, как семья — они сразу расплываются в улыбке, рассказывают тебе все и угощают самсой или клубникой.

Всего-то и нужно, что раскидать мобильные пункты через каждые двести-триста километров — и будет у нас прекрасная альтернатива путешествиям в Америку и Европу




О том, как сделать инфраструктуру

Обидно, что при всей красоте наших мест — Камчатки, Байкала, Кольского полуострова, Карелии и Кавказа — путешествовать по ним трудно из-за неразвитости инфраструктуры . Вокруг Ладожского озера элементарно нет мусорных баков, а в Забайкальском крае на протяжении тысячи километров — ни заправок, ни отелей, ни мастерских. Пожалуй, самое важное в моем проекте — увлечь молодежь путешествиями. Логика такая: чем больше людей будут ездить и видеть эти проблемы, тем больше об этом будут говорить, а потом и действовать. Всего-то и нужно, что раскидать мобильные пункты через каждые двести-триста километров — и будет у нас прекрасная альтернатива путешествиям в Америку и Европу.

Фото предоставлены героем публикации.

Накануне основатель движения «Сел и поехал», писатель и путешественник Павел Кобяк представил в петербургской библиотеке на Троицком поле свою седьмую книгу про поездку из Северной столицы в Магадан и поговорил с читателями. Оказалось, что на следующий год у Павла большие планы: с командой он планирует отправиться в Крым, чтобы пообщаться с местным населением и снять фильм о жизни до и после «русского Крыма», снова заехать в Луганск и Донецк и реализовать проект настольных игр на тему поездки из Мурманска в Магадан на мотоциклах.

На встрече в библиотеке Павел рассказал петербуржцам о несостоявшемся обеде на перевале Дятлова, преодолении размытых переправ и непроходимых дорог на мотоциклах и снегоходах и планах, связанных не только с путешествиями.

Самое важное из беседы - в нашем материале.

Про размытый мост и преодоление

Самое интересное началось, когда мы поехали по трассам «Лена» и «Колыма». Две тысячи километров по неизведанной дороге при отсутствии асфальта - пожалуй, это было самое интересное путешествие. Так получилось, что на федеральной трассе «Колыма» смыло мост через речку Эльги - там это часто случается; строители заложили по проекту пятьсот метров, но по факту построили всего триста. Двести метров посыпали насыпью, пошел дождь и мост смыло. Сто километров обратно - это ближайшая заправка, связи нет, еды нет, воды нет, ничего нет. Впереди только размытый мост. Мы благополучно погрузили в лодки мотоциклы с местными якутами и переправили их на тот берег. Доехали до Магадана за два дня, потом я вернулся к своему отцу, так как он там жил - лагерь там образовался большой, около пятидесяти машин. Калуга, Новосибирск, Тюмень - люди приезжали со всей страны, упирались в размытый мост и просто ждали [В этой поездке команда движения «Сел и поехал» сняла документальный фильм под названием «Мост» - про размытую переправу и то, как люди выживают в этих условиях. Картину будут показывать в Хельсинки, Китае и Индии, - Прим. ред.].

Сама по себе трасса Колыма - очень интересная, там много медведей, но на самой дороге мы их не видели, только в Магадане. Но когда идет дождь, надо понимать, что, например, мы проехать успели, а наши друзья ехали три дня.

Про перевал Дятлова и ощущения

Когда мы остановились на перевале Дятлова с палатками, сняли на три айфона фильм с нулевым бюджетом. Атмосфера чувствуется, не поверите - мы думали там организовать обед, но когда поднялись, был безумный ветер. Мы спрятались за памятником, и не было желания там долго оставаться. Мы спустились через десять минут, но после нас шла группа, и уже светило солнце. Нам не повезло.

Про поездку на Ямал, музыкальный фестиваль и «Лукойл», о котором мы не всё знаем

В этом году мы прокатились по региону ХМАО ЯНАО. Идея была приехать на Ямал и прокатиться по нефтяным газовым регионам, посмотреть, как живут люди - нефтяники, газовики, и узнать, откуда [берется] бензин. Мы привыкли приезжать на заправку, вставлять пистолет в «Лукойл», но элементарно не знаем, как расшифровывается аббревиатура. В названии три города - Лангепас, Урай и Когалым. Мы заехали туда, и там нас встречали «генералы» данной компании. А город Югорск - это место, где самы крупный транспортный узел. Весь газ сначала собирают там [В феврале 2019 года выйдет фильм Павла Кобяка и участников экспедиции про жизнь газовиков и нефтяников. По словам Павла, скорее всего, картину покажут в кинотеатре «Аврора»,- Прим. ред.].

Поездка на ХМАО и ЯНАО, пожалуй, была самая тяжелая, потому что от друзей и товарищей было трудно уезжать - прием был настолько сибирский и теплый. У нас мотосообщество, и в каждом городе у нас друзья, байк-посты, на которых встречают и ждут. За эту поездку получилось завербовать много городов, и 20 октября мы проводим музыкальный фестиваль «Спел и поехал», куда приедут гости из 60 городов и 15 стран. Если взять наши общегородские мероприятия Harley Days и «Мотостолица», то там таких гостей нет. А к на прилетят из Магадана, Сахалина, Читы, Иркутска, Екатеринбурга, ХМАО и ЯНАО, всей Прибалтики, кругосветчик из Швейцарии, из Казахстана, Молдавии и так далее. В этом году я решил организовать музыкальный конкурс среди мотоциклистов, куда прилетят команды из Мурманска, Перми, Смоленска, и у нас состоится некая битва за лучшее музыкальное исполнение [Концерт будет проходить на площадке газгольдера на набережной Обводного канала, д.74,- Прим. ред.].

Про путь к книгам

Записала Анастасия Борисенко