Параллельный мир удивляемся грузовикам выставки iaa. Ослики IAA: вспоминаем выставку в Ганновере. Электрический городской автобус MAN

Международный автосалон коммерческих автомобилей в Ганновере оказался щедрым на премьеры в сегментах легких и тяжелых грузовиков, автобусов, фургонов, пикапов и спецтехники, а главными трендами стали электрификация, топливная эффективность и беспилотные технологии

Нынешний международный автосалон в Ганновере стал 66-м по счету. На площади 270 тыс. кв. м свои новинки представили более 2 тыс. производителей коммерческой техники из 52 стран, что на 15% превышает показатель предыдущей выставки, прошедшей два года назад. В числе новичков оказалась «Группа ГАЗ» - единственный российский участник мотор-шоу.

Что же касается самых интересных экспонатов, то и в разряде тяжелых грузовиков тон задавали представители «большой семерки» (Mercedes Benz, MAN, DAF, Iveco, Scania, Volvo и Renault), и в классе LCV бал правили гранды этого сегмента - Volkswagen , Mercedes-Benz , Peugeot/Citroen, Fiat, Toyota, Nissan.

На правах хозяев

Немецкие концерны с самыми масштабными стендами оказались по традиции в центре внимания. Настоящим героем выставки стал фургон Volkswagen Crafter нового поколения. В отличие от предшественника, базировавшегося на платформе Mercedes-Benz Sprinter, новичок делит фирменную модульную платформу MDB со своим «близнецом» MAN TGE, еще одним шоу-стоппером Ганновера. Новая «тележка» предполагает усовершенствованные 2-литровые дизели стандарта Euro 6, три варианта привода (передний, задний, полный) и передовую цифровую архитектуру с адаптивным круиз-контролем, автопарковщиком, камерой заднего вида и системой предотвращения столкновений. Выпуск новинок Volkswagen и MAN налажен на новом заводе в польском городе Вжесня. Но если Crafter доберется до российских дилеров уже в январе 2017 года, то его клона из стана MAN придется ждать до 2020-го, о чем нам сообщил представитель марки MAN Грегор Жентжч.

Показательно, что в Ганновере справил дебют также прототип электрической версии Crafter, оснащенный 134-сильным электромотором. По словам председателя правления марки «Volkswagen Коммерческие автомобили» Экхарда Шольца, серийные электрофургоны начнут выпускать уже в следующем году. Однако появление таких машин в России, увы, отдаленная перспектива. «Сначала нужна инфраструктура, которая у нас пока не создана, потом - продукт», - говорит менеджер по коммуникации российского офиса «Volkswagen Коммерческие автомобили» Наталья Костенок. Зато в 2017 году в России появятся Transporter PanAmericana нового поколения (c увеличенным дорожным просветом и фирменным полным приводом 4Motion) и специальная версия Amarok Canyon, теперь доступная с турбодизелем V6 стандарта Euro 6, также дебютировавшие в Ганновере.

На стенде компании Mercedes-Benz Trucks футуристические концепты соседствовали с модернизированными «локомотивами» продаж. На подиуме расположился 26-тонный концептуальный грузовик Urban eTruck с двумя электромоторами, развивающими совокупно 335 л.с., и литий-ионной батареей, обеспечивающей запас хода 200 км. Изюминкой модели, ориентированной на эксплуатацию в городе, стали обтекаемые формы кабины, камеры вместо боковых зеркал и пара дисплеев системы управления в салоне. Как и серийные новинки, Urban eTruck оснащен телематической системой FleetBoard, связывающей водителя, диспетчера и автомобиль в единый комплекс.

Несколько шагов от подиума - и вы видите уже знакомые серийные модели Mercedes-Benz в самом современном прочтении. Новые модификации грузовиков Actros, Arocs и Antos оснащены более производительными моторами и трансмиссиями, система прогнозирующего круиз-контроля (PPC) обрела усовершенствованный алгоритм, новейшие системы автоматического торможения и ассистент поворота сделали езду безопаснее.

В Ганновере мне удалось поговорить и с генеральным директором ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» Хайко Шульце, который рассказал, что проект по строительству тяжелых немецко-российских грузовиков в Татарстане развивается успешно. По словам собеседника, с запуском новой площадки компания приблизится к реализации своих планов - стать лидером российского рынка. А важным инструментом для достижения этой цели станут локализация и совместные производственные площадки, дающие льготы, доступные местным производителям.

А вот в центре экспозиции малотоннажных Mercedes-Benz оказался футуристический шоу-кар Vision Van, дающий представление о транспорте будущего. Концепт, оснащенный 101-сильным электромотором, управляется при помощи джойстика, на борту имеются квадрокоптеры, способные взлетать с крыши фургона и доставлять посылки весом до 2 кг. Грузовой же отсек уподоблен выдвижному ящику стола. Внимание гостей выставки привлекли также новые модификации фургона Sprinter c более экологичными и производительными дизелями стандарта Euro 6. Кроме того, модели Vito и Citan предстали с новым оформлением экстерьера и интерьера.

Товар лицом

На стенде шведской Scania наибольший интерес вызвали грузовики с новыми кабинами S- и R-серий, выполненными в современной стилистике. Автомобили отличают также модернизированные шасси и тормозная система, более экономичные и производительные дизели стандарта Euro 6 (в частности, новый рядный шестицилиндровый 13-литровый 500-сильный дизель), еще более высокий уровень отделки, комфорта и безопасности. Так, для кабин нового поколения стали впервые доступны боковые шторки безопасности, появились новейшие аудиосистемы, элементы автопилотирования и система предотвращения столкновений. Кроме того, скандинавы представили новую эффективную систему мониторинга автопарка, позволяющую сократить время простоя машин.

Итальянцы из Iveco тоже нашли способы привлечь публику. И дело не только в девушках в обтягивающих костюмах, позировавших на стенде, но и в искрометном концепте седельного тягача Z Truck с футуристичной кабиной, 460-сильным двигателем, работающем на сжатом природном газе, и инновациях в сфере автопилотирования. В кабине концепта вместо привычного руля - штурвал, взамен управляющих кнопок - сенсорные дисплеи, а в списке оборудования значатся… душ и огромный экран развлекательного комплекса. В серийной линейке в центре внимания оказался магистральный тягач нового поколения New Stralis XP. А среднетоннажник Iveco Eurocargo обрел полностью пневматическую подвеску.

Компания DAF продемонстрировала полную линейку продуктов, задающих новые стандарты эффективности и качества. Это модели LF для региональных перевозок, универсальные CF и флагманские модели XF для тяжелых условий эксплуатации и перевозок на дальние расстояния. Были также показаны модернизированные двигатели PACCAR PX-5 и PX 7 для грузовиков серий LF и CF и эффективные комплексные транспортные решения - в частности, система управления парком техники DAF Connect.

Компания MAN помимо LCV TGE представила обновленные грузовики семейства TGX и TGS, ставшие еще более экономичными, новую линейку двигателей класса Euro 6 и модернизированный «автомат» MAN TipMatic, получивший индивидуальные настройки для различных режимов движения. Особый интерес вызвали седельный тягач TGS на электрической тяге (для ночных внутригородских грузоперевозок) и макет электробуса на базе MAN Lion`s City, способного восполнять частичный заряд аккумулятора на остановках.

Турецкий производитель Anadolu Isuzu, работающий по лицензии японской марки, показал городские, международные и туристические автобусы Сitiport, Сitibus и Visigo. В числе их преимуществ - просторная внутренняя планировка и соответствие стандартам Евросоюза. Скажем, 9,5-метровый междугородний автобус средней вместимости Visigo оснащен 254-сильным дизелем Cummins стандарта Euro 6.

В сегменте LCV заявку на успех подает трио Peugeot Expert, Citroen Space Tourer и Toyota Proace. Эти модели имеют общую агрегатную базу, но дизайн каждого соотнесен со стилистикой марки. «Тройняшек» выпускает французский завод PSA.

Особо следует отметить пусть и небольшой, но представительный стенд «Группы ГАЗ». Нижегородцы показали, по сути, всю свою линейку («ГАЗель Next», «ГАЗон Next», низкопольный автобус). Но настоящий фурор вызвал грузовик Ural Nеxt, внешне напоминающий бронетранспортер, хотя и вполне готовый к мирному труду, в том числе в Западной Европе. По словам директора по экспорту ООО «ГАЗ Интернешнл» Леонида Долгова, сегодня компания ориентируется на рынки стандарта Euro 5 и ниже (СНГ, Африка, Латинская Америка), но работа по переходу на Euro 6 (это касается двигателей ЯМЗ) ведется. Уже освоен рынок Сербии, в планах - штурм других балканских рынков, стран Африки, Азии и Латинской Америки. А западноевропейцам могут приглянуться перспективные «ГАЗели» на электротяге.

Компоненты успеха

Наконец, интересно, что на мотор-шоу не затерялись производители автокомпонентов - их экспозиции получились как никогда масштабными. Так, немецкая ZF выступила в буквальном смысле прозрачно. На примере полномасштабного макета грузовика из оргстекла демонстрировалась слаженная работа видеокамер, радара, бортовой электроники и ее связи с шасси, тормозной системой и рулевым управлением. Желающие могли ощутить, как виртуальный прототип совершает так называемое маневровое уклонение - это новая технология предупреждения столкновений для коммерческих транспортных средств, разработанная ZF cовместно с компанией WABCO.

Еще одна немецкая компания - Webasto - показала новые модели предпусковых подогревателей (Thermo Top Pro 120/150), отличающихся улучшенной ремонтопригодностью и менее затратным обслуживанием. Здесь же был транспортный рефрижератор Frigo Top RT-DSMT с небольшим весом и интеллектуальной системой управления и эффективный накрышный кондиционер Cool Top 110 RT-CS для фургонов и небольших автобусов.

Подводя итог, признаем, что нынешний смотр коммерческого транспорта в Ганновере получился чрезвычайно масштабным и представительным. Тем самым подтвердив, что в глобальном плане отрасль находится сегодня на подъеме.

Автор Василий Сергеев, обозреватель журнала "Автопанорама" Издание Автопанорама №12 2016 Фото фото автора

Место встречи изменить нельзя: раз в два года в Ганновере проходит крупнейшая выставка коммерческого транспорта IAA. Понятно, что охватить все интересные экспонаты в одном репортаже невозможно, но мы постараемся рассказать о новинках, концептах, тенденциях... И о Группе ГАЗ, которая впервые показала здесь свой модельный ряд.

Когда я говорил знакомым, что в единственный пресс-день выставки IAA-2016 пройдет 70 конференций для журналистов, причем все — на стендах производителей, мне сперва не верили: думали, шучу. Если бы. Ведь здесь 13 павильонов, не считая стендов между ними. Журналисты пребывали в шоке: раньше пресс-дней было два, а конференции проходили в первый день, в удобном многозальном центре, пока стенды еще достраивались.

И ведь кризиса в европейском автопроме не наблюдается: по итогам первого полугодия регистрации коммерческих автомобилей в Евросоюзе увеличились на 13,5% (в легком сегменте — на 13,2%, в среднем и тяжелом — на 16,5%, автобусы — на 2,7%).

Да и мировое производство коммерческих автомобилей в основном на подъеме: в Европе — плюс 3,5%, в Северной Америке — плюс 7,5%, Китай немного сбавил обороты, плюс 1,7%. Возможно, потому на этот раз присутствие китайского автопрома в Ганновере было не столь заметным, как два года назад.

Зато здесь произошло событие, которое я чуть было не пропустил! Получив приглашение на вечер Volkswagen перед выставкой, я вначале хотел отказаться, но вовремя обратил внимание на надпись «Volkswagen Truck & Bus», то есть «грузовики и автобусы». Новая марка? Оказалось — объединение. VW решил осуществить слияние своих грузовых брендов: это MAN и Scania, а также коммерческое подразделение самого VW и бразильский VW Caminhoes Onibus (где делают в том числе большие грузовики и автобусы), принадлежащие концерну. Кроме того, в группу входит поставщик «электронного разума» Rio, а партнером группы стал американский Navistar.

MAN TGE, как и Volkswagen Crafter, может быть грузовичком, фургоном или микроавтобусом - с передним, задним либо полным приводом


Внутри MAN TGE отличается от близнеца VW Crafter только эмблемой на руле

0 / 0

Конечно, с Даймлером, который в 2015 году реализовал 851 тысячу коммерческих автомобилей, новой группе не сравниться, но 179 тысяч машин за тот же период — все равно немало.

Руководителем подразделения Volkswagen Truck & Bus стал Андреас Реншлер

Руководит объединением Андреас Реншлер (раньше он возглавлял грузовое подразделение концерна Daimler и стоял у истоков сотрудничества Даймлера с КАМАЗом), и уже есть совместный продукт, малотоннажный MAN TGE, — близнец новичка Volkswagen Crafter. С фотографии TGE мы и начинаем обзор выставки — он отличается от Крафтера только облицовкой и эмблемами, а идея появления этой модели в мановской гамме проста: если покупателю больших грузовиков и автобусов нужны еще и маленькие — все можно «завернуть вместе» и оплатить одним счетом.

Тем временем сам Volkswagen продемонстрировал электрическую версию Крафтера, но с коммерческими электромобилями пока все не так просто...

Электромобили



0 / 0

Вслед за Mercedes построил аналогичный грузовик на базе серийной модели Antos — Urban eTruck. Его грузоподъемность — 12,8 т, зарядка аккумуляторов длится два часа, заявленный запас хода — 200 км.

Малый пробег на одной зарядке — основная проблема электрогрузовиков: мало того что они очень дороги, а батареи тяжелы (здесь, по нашей информации, они весят 2,5 т), так еще и запас хода ограничен. Такие машины не подзарядишь, как автобусы, на остановках!

Да и сверхширокие односкатные шины (на снимке внизу) так и не нашли применения на серийных грузовиках. Размещать подобную запаску на автомобиле проблематично, менять колесо — тем более.

Mercedes запоздал с электробусами: модель на электротяге планируется показать в 2018 году, а этот «автобус будущего» оснащен обычным дизелем. Зато здесь есть CityPilot — умный автопилот, позволяющий машине двигаться по выделенной полосе практически без участия водителя. Опытная эксплуатация уже прошла в Нидерландах на 20-километровом маршруте.

MAN представил свой прототип электрогрузовика — на базе тягача TGS. Машина выглядит традиционно, а обещанный запас хода на одной зарядке — всего лишь от 50 до 150 км. Такую, пожалуй, даже в «ближний бой» посылать страшновато!


Едва успев дебютировать, новый Volkswagen Crafter получил электроверсию: ее грузоподъемность — 1,7 т, запас хода — до 200 км, а батареи возможно подзарядить до 80% за 45 минут.

Таким видит автобусное электробудущее MAN: десятиминутная «воздушная» подзарядка обеспечит «гармошке» Lion‘s City до 20 км пробега. Эксплуатацию опытных экземпляров планируется начать в 2018 году, их серийное производство — в 2020-м.

Европу понемногу завоевывают «электрокитайцы»: две «гармошки» доселе неизвестной нам компании CRRC проходят испытания в австрийском Граце. Подзарядка — скоростная, на остановках или конечной.

Концепты

Iveco вместе с топливной компанией Petronas построили полноценный концепт-трак, названный Z: он должен обес-печить Zero (нулевые) загрязнение воздуха, аварийность и стресс для водителя. Предполагается, что на стоянке задняя стенка кабины, в которую встроены кухонный столик и душ, будет отодвигаться на 50 см назад. Выдвигающаяся вбок лестница — -точь-в-точь как у бескапотного тягача Freightliner Argosy, давно снятого с производства в США. Мало того что такая концепция небезопасна (тягач внезапно становится шире), так еще и лесенка получилась шаткой

В кабине Iveco Z — сплошной концептуализм: кресло с активной подвеской и «штурвал имперского штурмовика» вместо баранки.


По замыслу создателей, тягач будет заправляться сжиженным газом, запаса которого хватит на 2200 км пути.

Взгляд под кабину удручает: пустой моторный отсек, ржавая ходовая и «ножки», на которые опирается концепт. Это всего лишь макет!

Концепт-трак Bosch VisionX ездить не умеет — и у него нет ни агрегатов, ни даже стекол! Потому что это демонстратор электронных решений...

Наподобие видеозеркал, тачскрина на приборной панели и проектора показаний на лобовое стекло.



0 / 0

Компания Stoneridge Electronics предлагает производителям грузовиков заменять зеркала видеокамерами: они дороже в три—четыре раза, но, как обещано, позволяют- экономить 3—4% топлива. Законодательно такая замена пока не разрешена, -однако, возможно, камеры легализуют в 2017 году.

Экзотика

Daimler отвел целый угол зала под модели своих неевропейских брендов и партнеров — из Америки, Японии, Индии, Китая. А вот о КАМАЗе здесь не было ни малейшего упоминания! На первом плане — экспериментальный Freightliner Cascadia Evolution, оснащенный автопилотом, за ним — -серийный Western Star W5700XE (оба из США) и школьный автобус Mercedes индийского производства.



0 / 0

Что это — китайский Mercedes? Почти: поскольку Foton и Daimler основали совместное предприятие, китайцы решили сделать «свой Actros». Насколько он лицензионный, сказать трудно, но кабина — с ровным полом, интерьер (на фото слева) — почти как у модели Actros MP3, двигатель мерседесовский, коробка передач — новый «робот» ZF Traxon. Да и нареканий к качеству нет — за исключением замятых уплотнителей дверей. По неофициальной информации, стоимость тягача — 55000 евро.

В Индии у Даймлера есть предприятие BharatBenz, где делают такие грузовики, — с кабиной и двигателем от модели Mercedes Axor.

«Грузовик-паук» Fuso Spider — шоу-трак, построенный на базе серийной модели Super Great V.
Марка Fuso полностью принадлежит Даймлеру.


У японского тягача Fuso TV высоченное седло! А компоненты мерседесовские: и силовой агрегат, и кабина вместе с интерьером.



0 / 0

Швед Бойе Овербринк в девяностые участвовал в кольцевых гонках грузовиков, а теперь устраивает рекордные заезды на тягачах, построенных компанией Volvo. Этот болид Iron Knight, «Стальной рыцарь», оснащен двигателем мощностью 2400 л.с., и на нем Овербринк побил рекорды на дистанции 500 м (13,71 c при средней скорости 131 км/ч) и километр (21,29 c при 169 км/ч). Максималка — 276 км/ч.

Тягач DAF XF105 с такой кабиной мы еще не видели! Машину переделало голландское ателье Van Winkoop, удлинив серийную кабину на 90 см. Но обычный евротрейлер сюда не прицепишь: состав будет негабаритным.


Две оси спереди, одна сзади: придворный мерседесовский «передельщик» Paul по заказу энергетиков превратил четырехосную модель Arocs в необычную трехосную 6x6.

Для Европы большие автобусы с эмблемой Volkswagen — экзотика, а для Южной Америки — нормальное явление. Шасси для них выпускает бразильское подразделение VW, кузов — в данном случае ателье Marcopolo.

Наши

«ГАЗ — это Газпром?» — удивлялись немцы. Группа ГАЗ впервые приехала в Ганновер, да еще с целой гаммой: две Газели Next, два Газона Next, самосвал Урал Next, автобус и двигатель ЯМЗ-536. Пока задача газовцев — не продавать свои машины в Евросоюзе (все показанные образцы отвечают нормам Евро-5), а познакомить европейцев с маркой и продукцией.

Русская экзотика: после -пресс-конференции ГАЗ угощал журналис-тов водкой и икрой. Такого, по словам зарубежных коллег, еще не было!


Поскольку в Европе в моде альтернативные источники энергии, на стенде ГАЗа стоял метановый Газон Next.


Новый автобус длиной 9,5 м производства Ликинского завода тоже носит эмблему ГАЗ и вдобавок получил имя Курсор.

Что делал КАМАЗ в зале грузовиков-ветеранов? Он любовно восстановлен немецким владельцем, хотя и с отступлениями от исторической правды (например, у КАМАЗа никогда не было синего шасси и хромированных зеркал). А марка покрышек Омскшина на табличке написана как «Omskwina».

Прочие

Бундесвер привез на выставку броневик Mowag Eagle V швейцарского производства — аналог нашего Тигра, только четырехместный. Под капотом — дизель Cummins ISBe 5.9, коробка передач — «автомат» Allison.

Вдоль всего салона проходит высокий туннель. В придачу к стальной броне (она более тонкая) снаружи установлена композитная (фото справа).

А это просто старый «американец» Peterbilt 379 — один из тех, что завезены в Германию и участвуют в различных шоу. Ничего необычного, конечно. Но какой эффектный!

Самый удивительный грузовик-ветеран — экспериментальный Büssing, построенный в 1971 году. Двигатель и коробка-«автомат» расположены в базе, грузоподъемность — 12 т. Пятьдесят таких машин хотел заказать Volkswagen для собственных нужд, но — не сложилось.

В Ганновер свою экспозицию привозят абсолютно все ведущие производители коммерческой техники, а также те, кто пытается пробиться на обширный европейский рынок. Например, в этом году счастья пытали турецкие автобусные заводы почти в полном составе. Примкнул к ним и российский ГАЗ, который представил Gazelle Next, Урал и автобус ПАЗ. Зато Hyundai уже был в Ганновере не в качестве экзотики, а представил здесь новейший фургон H350, производство которого стартовало в Турции.

Стараются напомнить о себе в Ганновере и подзабытые уже производители, вроде чешской Tatra. Но главное действо разворачивается вокруг стендов ведущей европейской Семерки производителей грузовиков. И по масштабам стендов солируют, разумеется, немецкие Mercedes-Benz и MAN. В Ганновере чувствовал себя хозяином и Volkswagen, который представил здесь новый Crafter. Его «двойняшка» MAN TGE красовался на стенде напротив.

Но самый важный трофей из Ганновера – титул «International Truck of the Year 2017» увезли в Швецию. На этот раз лучшим грузовиком года ожидаемо стала Scania S-серии из новейшего поколения Next Generation. Scania показала в Ганновере только серийные версии, но возле ее стенда было всегда многолюдно.

Внешние отличия нового поколения Scania от 4-й серии вживую сразу заметны, но шведы предусмотрительно поставили на стенде и несколько грузовиков в старом исполнении, но с новой «начинкой». Так все сомнения сразу отпали. Дизайн Next Generation 100% узнаваемый, он по-скандинавски красив и сдержан, но перед нами - полностью новая кабина. И тут продуманы даже такие мелочи, как «соты» облицовки радиатора - их продували в аэродинамической трубе, и они получили разнонаправленные центры. Здесь выверили высоту ступенек, защитили дополнительной сеткой уязвимые соты радиаторов охлаждения, нашли новые ниши для инструмента, домкрата и т.п. Теперь посадка в кабину стала еще удобнее, а верхние ступени защищены от льда и снега. Двери закрываются с таким же сочным звуком, как в премиум-авто. Все стало настолько удобно и продумано, что даже не верится, как без этой эталонной эргономики раньше вообще выпускали грузовики. К новой S-ке привыкаешь сразу и навсегда.

В кабине стало заметно просторнее. Главное отличие – полностью исчез моторный тоннель в S-Line. Да, он раньше был небольшой, но теперь его и нет вовсе. А сама кабина стала на 10 сантиметров выше, чем самая роскошная Streamline в предыдущем поколении. Материалы отделки – уже премиальные. А приборная панель в виде оптитронного дисплея – как у дорогого авто люкс класса.

Важный момент каждой кабины – это зона отдыха. У новой Scania S-серии спальное место стало еще удобнее. Здесь не только порадует мягкий матрас и приятная облицовка стенок, но и продублировано управление светом в кабине как в 5-звездочных отелях. Управлять климатом можно лежа на полке, а опционально есть возможность установить ТВ-панель.

Но самым важным стала еще большая эффективность новой генерации. Так, в среднем удалось снизить расход топлива на 5% при той же версии Евро-6 для двигателей. Но отдельные модели моторов демонстрируют просто фантастическую экономичность. Появился в «линейке» и новый 13-литровый двигатель мощностью 500 л.с. А уже привычный «автомат» Scania Opticruse стал еще быстрее. Теперь он переключит передачу за 0,4 с.

«Линейка» 13-литровых двигателей для Scania Next Generation теперь состоит из моторов 410 л.с., 450 л.с. и 500 л.с. Модели с 16-литровым двигателем V8 имеют мощность 520 л.с., 580 л.с. и флагманский 730 л.с. Scania S-Line и R-Line с двигателями V8 получили специальную дизайнерскую отделку интерьера с красной строчкой и металлизированными красными вставками в торпедо.

Кроме новой Scania шведский концерн показал гибридную версию и «газовую» Scania, работающую на сжиженном топливе.

Mercedes-Benz решил заглянуть в далекое будущее и показал в Ганновере сразу три концепта. Первый, Vision Van – это прообраз будущего Sprinter в исполнении для курьерской доставки. Он станет первым в мире малотоннажным автомобилем, представляющим собой общий концепт для объединенной в цифровую сеть цепочки логистического процесса: от центра сортировки посылок до получателя. Концепт, разумеется, электрический, мощностью 75 кВт и имеет запас хода до 270 км. Vision Van выполняет доставку в черте города – в зонах, въезд в которые запрещен для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. А благодаря практически бесшумной работе электропривода облегчается доставка с опцией Same Day Delivery (доставка в тот же день) в позднее время в жилые районы.

Но Vision Van – это уже не только фургон для посылок. В комплектацию автомобиля входит два дрона-курьера грузоподъемностью 2 кг, каждый обеспечивает беспилотную доставку посылок в радиусе 7,5 км. И внутри кузова тоже все нетривиально. Посылки автоматически сортируются в логистическом центре и отгружаются на специальные стеллажи. Беспилотные транспортеры производят автоматическую погрузку стеллажей в один прием (так называемая погрузка One Shot Loading). Умная система организации грузового отсека при помощи интегрированной в автомобиль системы выдачи посылок автоматически передает курьеру посылки для ручной доставки на месте их вручения или для погрузки на дроны. Но стоило нам удивиться, как настал черед садиться в кабину. Опа! Да здесь вообще нет руля и педалей!

Действительно, рулевое колесо – это уже анахронизм, считают в Mercedes-Benz. Его место заменит джойстик. Электронное управление автомобилем (Drive-by-Wire) осуществляется одним единственным джойстиком, а большую часть маршрута фургон будет ехать сам. Вот так!.

В тяжелом сегменте Mercedes-Benz видит будущее на примере Urban eTruck. Это – городской развозной электро-грузовик доставляет товары в городские супермаркеты. Mercedes-Benz Urban eTruck полной массой 26 тонн оснащен комплектом аккумуляторных батарей на 212 киловатт-часов. Это обеспечивает запас хода приблизительно 200 километров. Но самое удивительное, что этот концепт станет серийным в начале следующего десятилетия.

Как сообщил AUTO-Consulting член правления концерна «Даймлер АГ» Вольфганг Бернхард: «До сих пор на дорогах было лишь небольшое количество грузовых автомобилей с электроприводом. Благодаря снижению затрат, повышению мощности и сокращению времени зарядки в сфере развозных грузовых перевозок обозначились новые тенденции. Поэтому выход на рынок развозных грузовых автомобилей большой грузоподъемности с электроприводом в начале следующего десятилетия становится для нас реальностью». А оптимизм «мерседесовцев» основан на ожиданиях снижения расходов на аккумуляторные батареи для грузового грузового автомобиля с 1997 по 2025 год в 2,5 раза – с 500 евро/кВт ч до 200 евро/кВт ч. Во столько же раз за этот период времени вырастет их мощность – с 80 Вт ч/кг до 200 Вт ч/кг.

Более того, уже в 2018 году Mercedes-Benz запустит в серийное производство электроавтобус Citaro. Инженеры Mercedes-Benz рассчитывают к 2025 году достичь запаса хода приблизительно в 300 километров, что является достаточным для большинства маршрутных автобусов даже при сложных климатических условиях с температурой до минус 20 градусов зимой и до плюс 40 градусов летом.

В качестве среднетоннажного грузовика у концерна также есть что предложить. В Ганновере представили электрический Mitsubishi Fuso. Этот бренд также входит в орбиту Daimler.

Но если в Штуттгарте видят будущее в электроверсиях, то в IVECO пока делают ставку на газовые двигатели. Представленный в Ганновере обновленный Stralis XP был в различных исполнениях, но именно газовую модификацию итальянцы отмечали особо.

А футуристический концепт IVECO Z Truck был в газовом исполнении.

Сердцем грузовика стал двигатель мощностью 460 л.с., работающий на био-газе (LNG) Мало того, что Z Truck имеет запас хода в 2200 км, так IVECO еще и декларирует 0 выбросов СО2.

Корреспонденту AUTO-Consulting удалось пробраться и в кабину IVECO Z Truck. Хотя кабина – это не то слово. Это - смесь офиса и квартиры. По центру – удобное анатомическое кресло и штурвал, как в компьютерных приставках. Драйвер со всех сторон окружен дисплеями и ни единой кнопки.

Спальное место – там, где когда-то в прошлом веке, располагался второй водитель, да еще и вдоль окошка. А на месте спальника – кухонная стенка с раковиной и микроволновкой. В одно касание она может превратиться в офисный вариант, а в комплектацию может входить даже душ. Чтобы полностью оценить все пространство, надо представить, что все это в безупречном итальянском дизайне, с выверенными пропорциями и креативом. На полу – ламинат под дерево где-то я уже такое видел? , а внутри много свободного пространства и спокойно можно принимать гостей.

После IVECO Z Truck в классические грузовики уже тяжело садиться. «Хотя, когда это будет?» – подумалось. Но стоило подойти на стенд Continental, где презентовали фактически серийную систему беззеркального транспорта, как вспомнилось, что и у IVECO Z Truck было что-то похожее. Continental представил в Ганновере готовое решение как заменить зеркала бокового обзора на удобные видеокамеры. А чтобы водители не чувствовали дискомфорта, поглядывая на привычные места, мониторы с изображением от камер бокового обзора разместили на стойках по бокам лобового стекла. Такое решение Continental готов предложить для грузовиков, автобусов и другого коммерческого транспорта.

Bosch представил в Ганновере концепт 40-тонного грузовика VisionX, чтобы продемонстрировать какими системами этого производителя будут комплектоваться тягачи в 2025 году. «Подключенные к сети, электрифицированные и автопилотируемые – такими будут грузовые автомобили завтрашнего дня», – заявил д-р Маркус Хейн, член совета директоров компании Bosch. Одна из множества технологий, воплощенных в концептуальном грузовике VisionX, – это автоматическое движение в колонне. Такие системы и сейчас уже используют экспериментально. Та же Scania уже не первый год участвует во всевозможных проектах Platooning и на практике доказала, что только за счет передвижения в колоннах можно экономить до 10% топлива.

В Bosch хотят сделать такую систему серийной на основе собственного софта. Транспорт в режиме реального времени начнет получать всю нужную информацию из облачного сервиса Интернета вещей Bosch IoT Cloud. Обмен данными будет содержать сведения о движении и пробках на маршруте, вариантах объезда, возможностях совершить разгрузку в точке назначения. Это поможет избежать простоев автомобиля. Более того, часть функций управления грузовик возьмет на себя. Например, как только автомобиль выедет на автостраду, он может присоединиться к колонне других грузовиков, следующих в том же направлении, и будет двигаться в автоматическом режиме. В таком режиме автомобиль становится одним из участников колонны, следующей за ведущим грузовиком, с которым они обмениваются информацией и от которого получают управляющие команды.

На даже в 2025 году в Bosch еще видят перспективы для дизельного двигателя. Поэтому концепт Bosch VisionX оснащен дизельным двигателем, который является пока самым экономичным для магистрального большегрузного транспорта. Электроприводы и гибридные технологии здесь также применяются, но на вспомогательных системах, например, гидравлического насоса.

Свой вариант управления основными системами грузовика показал и немецкий концерн ZF. Гибридный привод, коробки передач будущего и встроенные электромоторы – все это можно было видеть на стенде ZF в Ганновере. А увидеть все нюансы работы можно было на примере прозрачной кабины ZF.

После такого обилия футуристических экспонатов, стенд DAF не впечатлял. Хотя голландцы и привезли в Ганновер свои самые экономичные версии и DAF XF 2016 модельного года.

Volvo также представила Concept Truck, который финализировал 5-летнюю работу над снижением расхода топлива. Volvo Concept Truck укомплектован двигателем D13 Euro 6 в сочетании с КПП I-Shift последнего поколения, но благодаря проработанной аэродинамике удалось достичь снижения расхода топлива на 30% - сообщил на пресс-конференции президент Volvo Trucks Клаус Нильссон.

Еще один шоу-стоппер на стенде Volvo – это спорттрак Iron Knight, который уже установил мировой рекорд в разгоне на 500 и 1000 м. Президент Volvo подчеркнул, что даже этот спортивный грузовик оснащен КПП i-Shift с двойным сцеплением. А всего в Европе 92% потребителей выбирают новые грузовики Volvo именно с КПП i-Shift.

Renault Trucks также в этом году сделала ставку на спортивную тематику, но представила дакаровский трак MKR Adventure K520. Раллийный грузовик уже успел поучаствовать в ралли «Шелковый путь 2016» и занял там 7-ю позицию. Он оснащен двигателем в 1050 л.с., который выдает момент в 4200 Нм. Максимальная скорость – 140 км\ч. На фоне других участников Дакара такие характеристики не впечатляют, но французы обещают к самому Дакару подготовить обновленную версию.

А главной новинкой у Renault стал T520 Maxispace High Edition в специальном дизайнерском исполнении. Ключевая тема – это красная линия, которая опоясывает кабину грузовика и продолжается и в интерьере. С помощью такого приема дизайнеры хотели подчеркнуть исключительность данного исполнения в модельном ряду Renault T.

На удивление много в этом году было и автобусных новинок. Были даже концепты. Так Mercedes-Benz показал городской электроавтобус будущего.

Интересную концепцию перзентовал и MAN. Он объединил в сочлененном Lions City электроавтобус и троллейбус. Во время остановок электробус подсоединяется к контактной сети и пополняет заряд. Такой подход не новый и уже даже используется в польском Люблине, но MAN предложил нестандартное решение, когда тельфер устанавливается не на сам транспорт, а на контактную опору. В итоге – транспорт не ездит с «рогами», а эффект тот же самый.

Выставку в Ганновере заполонили польские и турецкие производители автобусов, притом половина из экспонатов – это электрические версии для городов.

Но шустрее всех оказался китайский BYD. Он не только представил свои новинки, но уже успел поставить приличную партию своих электробусов в аэропорты Нидерландов и Германии.

Интерес к коммерческому электротранспорту в этом году был огромный. Практически на каждом стенде была электро или гибридная модель. Казалось, ну чем же на их фоне могут удивить производителей прицепов? Но и там было на что посмотреть. К примеру, Schmitz Cargobull оснастил свои самосвальные полуприцепы приложением S.KI Control, которые можно установить на мобильный телефон. И с этой минуты Schmitz Cargobull не только проконтролирует безопасно ли поднимать кузов в таком положении, достаточно ли расстояния для выгрузки, не опасен ли наклон дороги и т.п., но и покажет изображение с камер сзади полуприцепа и внутри кузова. Водителю больше нет необходимости вылезать на кузов, чтобы оценить содержимое, а приложение S.KI Control дополнительно покажет вес груза и распределение по осям. Как сообщили AUTO-Consulting в Schmitz Cargobull, аналогичную опцию получат и зерновозы, которые поставляются, в том числе, и на рынок Украины. Подобное приложение адаптируют и под трейлеры и рефрижераторы.

В очередной раз выставка IAA продемонстрировала новые тренды. Коммерческий транспорт движется в сторону электрификации, автономного управления и IT-сектора. Уже далеко не число «лошадей» определяет эффективность грузовиков. В почете совсем другие критерии. А то ли еще будет?!

Итальянский автопроизводитель привез в Ганновер малотоннажник Talento . У новинки четыре турбодизеля объемом 1,6 литра разной степени форсировки. Мощность: 95, 120, 125 и 145 л.с. В Европе цена машины начинается от 23 430 евро. Конкурент стои т напротив. Это новый Nissan NV300. На пресс-конференциях производители один за другим говорят, что сегмент малотоннажников в Старом Свете растет. Вот конкуренция и усиливается.

Volvo скрестила автобус с трамваем

У автобуса Volvo 7900 Electric Hybrid дизель-электрическая силовая установка. По маршруту автобус может ехать используя дизельный мотор, но в зонах, где движение машин с двигателем внутреннего сгорания запрещено, водитель включает электротягу, и Volvo превращается в электромобиль. Подзарядка батарей идет на конечных остановках. Автобус подключается к зарядному пилону, поднимая зарядную штангу. Такую же, как на трамвае или электровозе.

Nissan представил среднеразмерный грузовичок NV300

ГАЗон Next CNG и другие премьеры IAA-2016 в Ганновере
В Ганновере дебютировал Nissan NV300. Машину оснастили дизельным двигателем рабочим объемом 1,6 л. Мощность мотора варьируется от 95 до 145 л.с. В Европе автомобиль станет конкурировать с Renault Trafic и Opel Vivaro.

Один из основных трендов - оптимизация погрузочного пространства. Этим занимались и японские инженеры. В результате в кузове появилась система полок, позволяющая оптимизировать погрузку товаров.

Рядом обосновался электромобиль e-NV200. Заглянув под днище, увидим, что дорожный просвет под тяговой батареей совсем скромный. В России на таком будет трудно проехать. Впрочем, электрогрузовик к нам и не привезут.

Ганноверская выставка все больше напоминает памятник самой себе. Развитие новых технологий привело к тому, что разработать и произвести грузовик по силам только большому концерну. Ведь выпуск модели требует огромных средств - от нескольких миллиардов долларов.

Неудивительно, что действительно новые машины появляются раз в пару десятков лет. И на каждой выставке совершенно новыми являются автомобили лишь одной фирмы, - в этом году это флагманы Scania.

К новейшим Сканиям подступиться было трудно. Даже в отсутствие посетителей они стояли в окружении штативов и прочего фото- и видеооборудования.

Шоу-стопперами в Ганновере традиционно выступают немцы, как хозяева выставки. В огромном черно-белом павильоне концерна Daimler - вся производственная линейка. Но внимание привлекают не серийные Atego-Antos-Arocs-Actros в бесконечных вариантах, а пусть и обычные, но невиданные ранее экспонаты.

Четырехосная бетономешалка - заурядное явление для Европы. Но почему она сделана на специальном шасси Econic с низкой кабиной? Видимо, мусорщики и пожарные (основные потребители модели) покупают их не так охотно, как хотелось бы.

Малотоннажные Mitsubishi прописались в Европе давно. Фургончик со знаменитым «Пльзенским праздроем» (так это пиво зовется исторически) - но на полноприводном шасси. Куда, интересно, его собираются доставлять? Такое решение подошло бы для России - жаль, к нам такие грузовички не завозят.

У концерна Daimler есть и отдельный бренд Fuso, ориентированный в первую очередь на рынки Азии и Африки. Собранный в Индии высоченный рессорный тягач рассчитан на полную массу 65 тонн, а работать отправится в Кению. Под кабиной со спальником от модели Mercedes-Benz Axor здесь расположился 12-литровый дизель OM 457 мощностью 400 л.с.

Другой индийский бренд, BharatBenz, привез типичный для своей местности одиночный грузовик, но на пяти осях. Увы, этот индийский колосс слабоват. На 37 тонн полной массы у него мощности всего 230 л.с.

Резким контрастом был американский серийный Western Star 5700. Новый зализанный тягач выглядит очень внушительно и тоже построен на мерседесовских агрегатах. А вот стоящий сзади Freightliner - известный уже прототип Inspiration («воодушевление»).

Обновленный тягач MAN выделялся нежным салатовым цветом кабины. В тех же цветах были решены костюмы стендистов - этакая «цветовая дифференциация штанов» в действии.

За неимением крупных новинок Iveco пришлось обходиться специсполнениями серийных грузовиков. Среди нескольких тягачей Stralis выделялся тот, что таскает за собой моторхоум легендарной команды гонок в классе Formula 1 - Ferrari. И никаких противоречий, ведь Iveco и Ferrari принадлежат одному концерну - Fiat. Помимо цвета, который так и называется «Ferrari red», фронтальная часть отделана пластиком под карбон для подчеркивания принадлежности.

Гоночной темой отметились и в Renault. Помимо хорошо знакомых машин, французы привезли свой гоночный болид T520. Двухосная машина по мощности (1050 л.с.) и компонентам ни в чем не уступает конкурентам, но результаты Дакара (6 место) и «Шелкового пути» (7 место) этого года особо не впечатляют. Тем не менее, чешская фирма MKR получила очередной заказ на постройку, и на старт следующего Дакара выйдут уже три такие машины.

Среди множества машин Volvo выделялась «рабочая лошадь» - типично европейский четырехосный самосвал. Но у этого FMX новейшая система подъема задней приводной оси, да еще «ползущая» передача в коробке передач. Невозможно представить такого бездорожья в Европе, где бы он мог понадобиться.

Самый интересный DAF был выставлен не в экспозиции производителя, а на стенде известной фирмы, выпускающей грузовые прибамбасы. В общем-то, это обычный XF105, но с одним «но». Голландское ателье Winkoop начало принимать заказы на удлиненную кабину, названную XXF. 80-сантиметровая вставка даже потребовала удлинения рамы. До сих пор подобными расширенными кабинами отличались только шведы.

А самый «злобный» экспонат расположился на улице около все того же павильона Daimler. И неспроста, ведь это продукт «придворного» ателье Paul, который раньше славился своими многоосными шасси для нефтяников. Увы, заказов у мелких производителей все меньше, и сами они приезжают на выставки все реже. Тем не менее баварцы притащили свое последнее детище: трехосный полноприводной спецавтомобиль на огромных колесах. Его назначение объясняет надпись на кабине «газ, ток, вода» - для энергетиков. Причем построен он не добавлением среднего моста, а укорачиванием шасси Arocs 8×8 с заменой задней подвески на пневматическую. Такая колесная формула остается популярной в горных районах Австрии и Швейцарии.

Неподалеку стоял и другой Mercedes, еще более тяжелый. А вот и нет: несмотря на эмблему и шильды, собран он другим маленьким, но авторитетным ателье Titan. Вот уже больше сорока лет оно выпускает на заказ тяжелые машины для перевозки неделимых негабаритных грузов. Обычные тягачи SLT 8×4/4 он собирает по контракту для головной марки, а подобные единичные - по предварительным заказам. Стоимость 250-тонного пятиосного тягача 4163 превышает триста тысяч евро.

Конкуренцию им составляет другое ателье, которое специализируется на конверсиях МАНа. Известная и у нас фирма Karl Maurer производит такие странные шасси 4х4 и 6х6 с поворачивающейся кабиной под именем Cobra. Они разработаны специально для установки «щепоруба», и в процессе работы водитель становится оператором, управляющим процессом.

Что делает двухосный тягач Volvo на стенде голландцев? А это не Volvo, а голландский Terberg. Фирма практически ушла с рынка многоосных самосвалов, которыми славилась, в нишу терминальных тягачей. А это демонстрация их разработки - гидравлического приводного переднего моста. Увы, тут они явно опоздали, подобные новшества давно есть в программе и Мерседеса, и МАНа, и особой популярностью они не пользуются.

Чешская Tatra еще жива. На выставку ее привез немецкий дилер, продавший за прошлый год чуть больше полусотни машин. Он прочит полноприводному тягачу большое будущее в строительном секторе; увы, в Европе нет бездорожья, которое требует знаменитой хребтовой рамы.