Общение на дороге с другими участниками движения. В зависимости от назначения

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы.

Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе

Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук

Кузнецов Юрий Александрович

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Водитель обладает определенным арсеналом технических средств для передачи информации другим участникам движения о своих намерениях:

Стоп - сигнал,

Сигналы поворота,

Переключение света фар,

Сигнал заднего хода,

Звуковой сигнал.

Их использование не только в случаях, предусмотренных ПДД, но и для оказания помощи другим водителям в принятии решения повышает безопасность на дороге.

Например, вы едете по загородной дороге, впереди движется большой грузовой автомобиль, скорость которого 70 км/ч. Дорога прямая, погода ясная, справа и слева лес, вы правильно оценили ситуацию, включили левый указатель поворота и начали для обгона выезжать на встречную полосу, увеличивая скорость. И тут увидели, что на грузовике зажегся левый указатель поворота. Вы, естественно возвратились на свою полосу, отказавшись от обгона. Потом водитель грузовика, выключив указатель поворота начал снижать скорость, вы благоразумно последовали его примеру и увидели справа бегущего вдоль дороги лося. Так коллега водитель, возможно, спас вам жизнь. Затем водитель грузовика зажег указатель правого поворота, приглашая вас к обгону. Выполнив обгон вы на несколько секунд включили аварийную световую сигнализацию, и обгоняемый водитель понял, что вы его поблагодарили.

Опытный водитель уже по тому, как ведет себя соседний автомобиль может легко прогнозировать некоторые планы его хозяина. По тому какую полосу или ряд хочет занять водитель перед перекрестком можно судить о том, куда он поедет дальше.

Если водитель снижает скорость перед пешеходным переходом и останавливается непосредственно перед ним, значит, на проезжей части уже или еще находятся пешеходы.

Эти примеры говорят о том, что водитель должен действовать таким образом, чтобы его планы были предельно ясны другим участникам движения и избегать всяких нестандартных и особенно неожиданных маневров.

Еще один путь улучшения общения в дорожном движении - использование языка жестов. Так, например, хороший водитель всегда жестом приглашает нерешительных пешеходов переходить дорогу в предназначенном для этого месте. Именно жесты водителей, имеющих преимущество в движении, помогают влиться в транспортный поток автомобилям, выезжающим с прилегающий территорий. Официальный порядок общения определен правилами движения, но существует еще неписанный закон общения водителей. Многолетний опыт доказал состоятельность некоторых из таких информационно - предупреждающих сигналов.

Сигналы фарами

Одно короткое моргание в «пробке» - можно проезжать,

Несколько коротких подмигиванием дальним светом:

1) надо сбросить скорость, потому что впереди находится опасность,

2) необходимо отключить дальний свет при езде ночью,

Ряд миганий аварийным светом - вас благодарят за то, что вы уступили дорогу;

Включен левый указатель поворота - обгонять нельзя;

Включен правый указатель поворота - обгон возможен.

Подача звукового сигнала

Длинный звуковой сигал в сочетании с подмигиванием дальним светом фар - следует остановиться без замедлений или из-за того, что впереди серьезная опасность или из-за неисправности транспортного средства.

Жесты руками

Рука изображает круг и показывает вниз - у вас спущено колесо;

Рука указывает на обочину - неисправность автомобиля, необходимо прекратить движение;

Рука указывает на дверцу авто - возможно, одна из дверей автомобиля плохо закрыта или в дверной проем что-то попало (например, ремень безопасности);

Ладонь направлена в воздух - у вас открыт багажник;

Водитель крутит пальцем у виска - ну это вы и без нас знаете…

Обеспечение безопасности немыслимо без четкого взаимодействия участников движения. Поэтому очень важно освоить и применять все способы такого взаимодействия.
Как сообщить о своих намерениях? Когда вы хотите изменить направление движения, не забывайте о том, что при перестроении, повороте, развороте вероятность столкновения с другим транспортным средством увеличивается. Своевременное сообщение о своих намерениях значительно снижает эту вероятность.
Не забывайте подать сигнал всякий раз, когда вы перестраиваетесь на другую полосу, собираетесь повернуть, выехать или съехать с дороги, хотите остановиться, начинаете движение после остановки или стоянки.
Подавать сигналы надо так, чтобы они были хорошо видны, вовремя замечены и правильно поняты другими участниками дорожного движения. Чем раньше вы подадите сигнал о ваших дальнейших намерениях, тем больше будет у других участников времени, чтобы этот сигнал принять и отреагировать на него.
Учитывайте условия движения в некоторых ситуациях. Слишком ранняя подача сигнала может дезориентировать других участников. Например, если хотите остановиться за перекрестком, не стоит подавать сигнал перед перекрестком, лучше подать его, когда вы уже въехали на перекресток. Если вы собираетесь повернуть на пересечении, перед которым в непосредственной близости располагается еще один перекресток, то не включайте указатель поворота до тех пор, пока не проедете первое пересечение. Если вы подадите сигнал раньше, то другие участники могут решить, что вы будете поворачивать не на втором, а на первом перекрестке, и предпримут действия, опасные в данной ситуации, например начнут левый поворот или завершение обгона.
Подавайте сигнал об изменении направления движения как можно раньше, но так, чтобы он не дезориентировал других водителей. Надо выработать у себя привычку включать указатель поворота всякий раз, когда вы изменяете направление движения, независимо от того, есть ли вокруг другие участники движения или нет. Привычка должна быть выработана прочно, надежно, основательно. После выполнения маневра проверьте, выключен ли сигнал поворота. При очень плавном повороте автоматическое выключение сигнала может не сработать.
Иногда сигнал рукой предпочтительнее, чем сигнал указателем поворота. Например, в ясный яркий солнечный день (когда солнце светит прямо в глаза или сбоку) бывает трудно разглядеть, включена или нет лампочка сигнала поворота. В плохую погоду (дождь, снег, грязь на дороге) тоже можно не увидеть сигнала, если указатель забрызган грязью.
О ваших намерениях другие люди могут судить по той позиции, которую занимает ваш автомобиль на проезжей части. Например, то, что вы, приближаясь к перекрестку, перестраиваетесь в крайнюю правую полосу, может подсказать другим водителям, что вы хотите повернуть направо. Однако только позиция автомобиля, не подкрепленная предупреждающими сигналами, дает весьма неопределенную информацию. Не забывайте о сигналах.
Очень важно, чтобы позиция автомобиля вместо полезной информации не давала информации дезориентирующей. Например, иногда водители несколько отклоняются от прямолинейного движения влево не для того, чтобы затем совершить левый поворот, а напротив, для поворота вправо - они считают, что так удобнее «вписаться» в поворот. Такие неоправданные изменения траектории движения могут ввести в заблуждение движущихся сзади и привести к происшествию. Поэтому, прежде чем изменить траекторию, не имея на то особой причины, подумайте о том, как ваши действия могут быть истолкованы другими и к каким последствиям это может привести.

Другой стороной взаимодействия между участниками дорожного движения является общение, в которое они вступают между собой по самым различным поводам: наиболее часто – когда совершают движение, значительно реже – в особых ситуациях (дорожно-транспортного происшествия, при остановке автоинспектором и т.д.).

Общение – процесс установления, поддержания и развития контактов между двумя или более людьми.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (взаимодействие), перцептивная (восприятие).

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Например, когда водитель включает сигнал левого поворота, он информирует других участников дорожного движения о своем намерении повернуть налево. Коммуникация в широком смысле – обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными (с помощью языка и речи) и невербальными средствами (без обращения к речевым средствам).

В процессе управления транспортного средства мы используем оба эти средства общения. Пока мы совершаем движение, мы по преимуществу используем невербальные средства общения: включение стоп-сигнала, сигналов поворота, разные наклейки (например, «в машине – ребенок»), использование звукового сигнала, мигание задними фарами пропустившему нас водителю фуры и многое другое – это невербальный язык «дорожного» общения.

Вербальными (речевыми) средствами общения мы пользуемся в ситуации непосредственного контакта с участником дорожного движения. Мы обращаемся с вопросом, выраженным с помощью речи, к пешеходу, чтобы узнать дорогу, можем открыть окно и перейти на вербальное общение с водителем, который нарушил правила дорожного движения, мы общаемся с помощью речи с инспектором ДПС и т.д.

Интерактивная сторона общения – взаимодействие между людьми, процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Причем совершенно необязательно, чтобы это влияние реализовалось в ситуации общения и именно с теми людьми, с которыми мы вступили во взаимодействие. Так, мы можем не уступить дорогу пешеходу, переходящему на зеленый сигнал светофора, потому что вчера на этом перекрестке плотный поток пешеходов на красный свет заставил нас и других водителей остановиться.

Перцептивная сторона общения – восприятие и понимание партнерами по общению друг друга. Процесс восприятия человека сильно отличается от процессов восприятия, существует даже специальный термин – социальная перцепция, который фиксирует своеобразие этого вида восприятия.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок и убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Например, представление о том, что женщины являются плохими водителями, определяет восприятие конкретной женщины-водителя, в том числе и в том случае, если она прекрасно водит машину.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Убежденность многих водителей в том, что инспектора ДПС останавливают их исключительно из корыстных побуждений, мешают им признать факт справедливости штрафа даже в случае явного нарушения Правил дорожного движения.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз увидели его. Например, увидев заглохшую на перекрестке машину, многие водители готовы приклеить ярлык «растяпа», «недотепа» и другие, соответственно относясь к этому водителю и в процессе дальнейшего движения.

СЕРГЕЙ ЧУГУНОВ. ПСИХОЛОГИЯ ВОДИТЕЛЯ

ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

«Дар общения - самый высокооплачиваемый»

Виды общения

1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5. Духовное, межличностное общение, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, человек поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение устанавливается между друзьями, близкими людьми.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы в зависимости от особенностей личности собеседника (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты).
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Этапы общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы:
- потребность в общении (необходимость сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;
- ориентировка в целях общения, в ситуации общения;
- ориентировка в личности собеседника;
- планирование содержания своего общения: человек представляет себе, что именно скажет;
- бессознательный выбор конкретных средств, речевых фраз, которыми человек будет пользоваться при общении;
- восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
- корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным.

Барьеры в межличностном общении

Человек, как элемент коммуникации сложный и чувствительный «получатель» информации, со своими желаниями и чувствами, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.
Специалисты выделяют следующие коммуникативные барьеры.

Барьеры социально-культурных различий между партнерами по общению. Социальные, политические, религиозные и профессиональные различия могут привести и приводят к различной интерпретации тех или иных понятий и идей в передаваемом сообщении.

Барьеры непонимания включают в себя фонетический, стилистический, семантический и логический барьеры.

Фонетический барьер связан с недостатками речи, к которым относятся:
- слишком тихая речь, вызванная сочетанием волнения и неправильного дыхания, при которой плохо слышно уже на расстоянии нескольких метров;
- слишком быстрая речь: когда коммуникатор барабанит свое сообщение, затрудняет слушателям следить за мыслью особенно при чтении текста;
- слишком монотонная речь, которая усыпляет внимание;
- заметные паузы: «э...э», «ну», «известно»;
- проглатывание слов: затихание голоса в конце предложения приводит к тому, что слушателям труднее услышать каждое слово, что повышает риск ошибки.

Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений участников общения. Это более общая проблема, чем проблема жаргонов и сленгов. Очень часто непонимание возникает вследствие того, что одному и тому же слову придаются разные значения и возникают споры, которые не имеют объективного основания, а связаны с различным пониманием смысла. Чтобы убедиться в этом, можно опросить нескольких человек, что такое идеалист. Одни скажут, что это человек с идеалами, а другие что он сторонник идеализма. Будут правы и тс и другие. Слова многозначны, а тезаурусы у участников общения разные. Нужно постоянно уточнять, какое значение вкладывает собеседник в тот или иной термин.

Стилистический барьер непонимания может разрушить нормальную межличностную коммуникацию. Он возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния партнера по общению. Так, наукообразный стиль речи неуместен в рабочей аудитории, официально деловой стиль речи в ситуации доверительной беседы.

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, кажется неверной его партнеру по общению, противоречит присущей ему манере доказательств или слишком сложна для него.
В психологическом плане можно говорить о существовании многих логик и логических систем доказательств. Выделяют «мужскую» логику, в основном соответствующую формальной логике, начало которой заложил еще Аристотель, и «женскую» логику, которая с ней не совпадает, но по-своему логична. Исследования женской логики в психологии еще только начинаются.

Эмоциональные барьеры возникают тогда, когда, получив информацию от коммуникатора, человек более занят своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, говорят даже об энергии слова. Они порождают ассоциации, вызывающие эмоциональную реакцию.

Нужно не только знать основные барьеры коммуникации, но и научиться успешно их преодолевать.

Конфликты в общении

Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Конфликт в общении имеет место только тогда, когда имеет место взаимное ущемление достоинства хотя бы одного из субъектов: критерием отличия конфликта от противоречия, от борьбы противоположностей является степень ущемления нравственного достоинства.

Конфликты в общении возникают:
- из-за ценностной и целевой «несовместимости» участников общения, когда один оппонент ориентирован в своем поведении, в своем общении на ценность долга, а другой на ценность удовольствия и т.д.;
- из-за несовпадения потребностей, мотивов, психических и моральных качеств, антипатии, несходства характеров, непонимания индивидуальных особенностей партнеров по общению, психологических (истеричность, несдержанность, агрессивность, неуравновешенность и др.), моральных (эгоистичность, нетерпимость, необязательность, жестокость, чванство, корыстолюбие, косность, высокомерность, снобизм, лживость, бестактность, наглость и др.) и национальных предрассудков;
- из-за несоответствия стиля, манеры, этических норм и правил общения.
Много конфликтов совершились только из-за неверного толкования тех или иных поступков, слов, фраз, высказываний. Часто человек просто не может адекватно выразить свои намерения, мотивы, ценности, цели, пристрастия: ему или не хватает культуры общения или он не считает нужным придавать этому большое значение. Бывает и наоборот, человек принципиально не может понять своего собеседника, несмотря на все старания последнего.
В общении важно не только понимать чувства, но и мысли партнера, уметь проводить своего рода психоанализ возможных причин конфликта, опираясь не только на анализ слов, оценок, но и поступков, движений пантомимики и т.п.
В процессе общения сталкиваются различные ценности, цели, противоречия, интересы, характеры, вкусы привычки, стили, стереотипы поведения и т.д. Они определяют, как правило, структуру противоречий общения.
Причины конфликтов могут быть связаны со случайным стечением обстоятельств и факторов общения, могут быть злонамеренными или нейтральными, могут носит сознательный или бессознательный характер.
Порой вместо того, чтобы разрешить противоречие в общении, не доводя до конфликта, человек начинает «всеми способами доказывать свою правоту», стремится «наказать виновника», показать ему «где раки зимуют», «научить уважать старших» и, в конце концов, получает совершенно не те результаты, которые ожидал.

Особенности эффективного общения

Любой контакт – это процесс, состоящий из целого набора психологических приемов. Выигрывают те, кто овладел наиболее эффективными методами общения.
Чтобы добиться от объекта ожидаемого реагирования, необходимо понимать особенности человеческого восприятия.
Вот некоторые из них:
- смысл фраз, составленных более чем из 13 слов, сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
- речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слов в секунду;
- фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд, перестает осознаваться;
- мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что ему добавить к предмету разговора;
- человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слышащие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают же – 60%, а в памяти у них остается лишь от 10 до 15%;
- лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже – первая, тогда как средняя – чаще всего забывается;
- память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
- прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные;
- слишком значительный объем информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;
- стоящий человек имеет некое психологическое преимущество перед сидящим.

Одним из основных условий любого общения, независимо от его конкретных целей и содержания, является психологический контакт.Установив его, можно получать необходимые результаты в любом общении и с любыми собеседниками.

Правила, повышающие эффективность общения

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.
Технологии эффективного общения - это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию партнеров по общению.
Основные правила эффективного общения:
- концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении;
- уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали;
- в процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа;
- добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли;
- соблюдайте последовательность сообщения информации;
- не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям;
- поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику;
- используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ
(психологический практикум)

Тесты на внимание

Тест №1. Посмотрите на какую-либо незнакомую картинку, открытку, рисунок и т. д. в течение 3-5 секунд, затем перечислите предметы, которые запомнились.

Тест №2. Попросите подготовить и разложить на столе 10-12 предметов. Посмотрите на них 3-5 секунд, отвернитесь и перечислите предметы, которые запомнили.

Результат тестирования. У подавляющего большинства людей объем внимания равен от 5 до 9 единиц (предметов) внимания.
Плохой результат, если запомнили меньше 5 предметов, хороший, если больше 9.
Этот тест рекомендуется в качестве упражнения для развития внимания и памяти и при регулярном применении дает очень хорошие результаты.

Тест на память

Тест включает игровую повседневную житейскую ситуацию, в которой требуется кратковременное и долговременное запоминание.
Представьте себе, что вам надо сделать покупки, в предварительно составленном списке есть следующее: «В магазине купить: хлеб, батон, колбасу, сосиски, сахар, соль, растительное масло, перец».
Этот тест вы можете провести самостоятельно. Прочтите составленный вами список 5 раз, отложите в сторону, постарайтесь написать снова по памяти, а потом сверьте результат. В списке должно быть не менее 12 товаров.
Результат тестирования. У вас нормальная память если вы запомнили от 5 до 9 товаров.
Плохой результат, если запомнили меньше 5 товаров, и хороший, если больше 9.

Тест на влияние внешних факторов на эмоциональное состояние

Пометьте, какие из приведенных ниже ситуаций больше всего вас нервируют:
- вы хотите позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят;
- когда вы управляете автомобилем, а кто-то непрерывно дает вам советы;
- когда вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами;
- вы с кем-то разговариваете, а кто-то другой постоянно вмешивается в вашу беседу;
- когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей;
- если кто-то без причины повышает голос;
- вы плохо себя чувствуете, если видите комбинацию цветов, которые, по вашему мнению, не сочетаются друг с другом;
- когда вы здороваетесь с кем-либо за руку и не ощущаете ни малейшего ответного чувства;
- разговор с человеком, который все знает лучше вас.

Результат тестирования. Если вы пометили более 5 ситуаций, это означает, что повседневные неприятности оказывают влияние на ваши нервы. Попытайтесь избавляться от них, чтобы они не укоренились.

Тест на тип темперамента

Темперамент определяет уровень общей способности человека к активности, энергию, ритм жизни, эмоциональность. Со времен Гиппократа выделяют 4 основных типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Сангвиник

Ответьте на предлагаемые вопросы. За каждое «да» поставьте себе 10 баллов.
1. Вы сильно расстроены. Случайно, что называется краем уха, вы услышали очень смешную историю. Разгонит ли улыбка ваши мрачные мысли?
2. Вы легки на подъем?
3. Случалось ли вам успешно выполнять два дела одновременно?
4. Легко ли вы просыпаетесь?
5. Друзья восхищаются вашим чувством юмора?
6. Вы любите путешествовать?
7. Когда вас просят рассказать о вашем хобби, вы испытываете затруднение, поскольку у вас довольно разносторонние увлечения?
8. Вам очень не нравится медленная работа, вы предпочитаете занятия поактивнее?
9. У вас очень широкий круг знакомых?
10. Вы жизнерадостный человек?

Результат тестирования. Если вы набрали не менее 70 баллов, значит, вы - сангвиник. Вы очень подвижный, динамичный человек.
У вас легко меняется эмоциональное состояние, что находит отражение в речи, мимике, жестах. Вы хорошо справляетесь с задачами, требующими быстрой сообразительности и реакции. Легко входите в общение с другими участниками дорожного движения, отличаетесь бодростью и способностью поддерживать хорошее настроение в течение поездки на автомобиле.
Для вас характерны высокая работоспособность и эмоциональная устойчивость. Сангвиники хорошо проявляют себя в условиях оживленного дорожного движения, но недостаточно устойчивы к моннотонному движению в пробках, а также при движении на длинных прямых участках дороги. При однообразном околодорожном ландшафте вы легко можете погрузиться в сон. Поэтому водители с преобладанием черт сангвинического темперамента более надежны в городской езде и менее при поездках по трассе на далекие расстояния.

Ответьте на вопросы, выставляя себе по 10 баллов за каждый утвердительный ответ.
1. Вы совершенно не умеете скрывать свои чувства?
2. Сколько бы раз вы ни влюблялись, это всегда была любовь с первого взгляда?
3. Вы не можете рационально обосновать свои чувства - просто нравится человек и все тут?
4. Вы все делаете очень быстро - говорите, ходите, работаете, ездите на автомобиле?
5. Вам абсолютно нетрудно совмещать несколько дел сразу?
6. Вы часто устраиваете своим близким громкие скандалы и бурные выяснения отношений, но уже через пять минут просите прощения?
7. Верно ли в отношении вас утверждение о том, что вы - человек порыва?
8. В своих действиях вы чаще руководствуетесь настроением, а не логикой?
9. У вас всегда найдется, что ответить собеседнику?
10. Ваше остроумие многих приводит в восторг?
11. Вы совершенно не может быть дружелюбным с людьми, которых не выносите?

Результат тестирования. Если вы набрали не менее 70 баллов, вы - прирожденных холерик. Вы все делаете очень быстро, ваши эмоции управляют вами, вы очень взрывной человек, вызывающий у окружающих недоумение.
Холерик отличается достаточно высокой работоспособностью, но чрезмерная активность, связанная с большим расходом нервно-психической энергии способствует более быстрому развитию утомления. Он меньше других боится опасности, решителен, инициативен, но недостаточно сдержан и дисциплинирован.
Наибольший процент «лихачей», превышающих скорость, составляют холерики. Если вдали вспыхивает красный свет светофора, а водитель продолжает свой путь на большой скорости, а затем резко тормозит, что пугает пешеходов и нервирует водителей, то с уверенностью можно сказать, что автомобилем управляет холерик.
Холерик может быть хорошим водителем, но нуждается в постоянном контроле и самоконтроле при управлении автомобилем.
Если вы набрали меньше 70 баллов ответьте на вопросы следующего теста.

Меланхолик или флегматик

Ответьте на вопросы, выставляя себе по баллы, указанные в скобках утвердительный ответ.
1. Вы потратили на уборку весь выходной день, пошли выносить мусор, а вернувшись, обнаружили, что ваш сын принес домой уличного щенка и после их пятиминутной игры придется начинать все сначала.
Вы:
а) ляжете на диван и подождете - может быть в ближайшие полчаса домой вернется жена, которая и займется уборкой (0 баллов);
б) пожмете плечами, отправите их играть во двор и начнете уборку сначала (1 балл).
2. Знакомый, с которым вас никогда не связывали особенно теплые отношения, предлагает вам корзину собранных им грибов. Возьмете ли вы их:
а) нет, вдруг грибы плохие (0 баллов);
б) да, но на всякий случай тщательно их переберете, вдруг знакомый в них не очень хорошо разбирается? (1 балл).
3. Представьте, что вы выиграли очень крупную сумму денег в телевизионную игру «Наше лото». Вы:
а) предполагаете, что люди начнут вам завидовать, и потому начинаете нервничать и избегать друзей (0 баллов);
б) покупаете разные вещи, однако оставляя деньги и на «черный день» (1 балл).
4. Допустим, что вашу супругу на работе назначают не на ту должность, на которую вы надеялись. Вы:
а) считаете, что это лучше, чем увольнение, и начинаете на всем экономить (1 балл);
б) очень переживаете, потому что, что может быть страшнее, чем несправедливость по отношению к самому дорогому человеку (0 баллов).
5. Вы заболели, врач выписал вам рецепт на лекарства. Вы:
а) выясните у врача, какое из лекарств является самым необходимым, купите его обязательно и будете принимать строго по указаниям врача (1 балл);
б) купите все, что выписал врач, а заодно узнаете в аптеке, нет ли чего еще от вашей болезни и пополните свою домашнюю аптечку этим средством - а вдруг именно оно спасет в дальнейшем? (0 баллов).
6. Охватывает ли вас желание все бросить и куда-нибудь уехать?
а) такие мысли приходят редко, к тому же все дела спланированы на год вперед, и совсем не хочется эти планы нарушать, так как вы привыкли все делать вовремя (1 балл);
б) да, такое случается довольно часто, но вы считаете, что верно не только утверждение, что хорошо там, где нас нет, но и плохо там, где мы есть. Поэтому думать об отъезде не имеет смысла (0 баллов).
7. Вам поручили очень сложную и ответственную работу. Ваших знаний и умений достаточно, но придется приложить все силы. Не успели вы выполнить и четверти задания, как столкнулись с трудностью, которая кажется непреодолимой. Вы:
а) попросите увеличить срок на ее выполнение. Если постараетесь все проделать еще более тщательно и аккуратно, все обязательно получится (1 балл);
б) сразу опустите руки. Если хотят - пусть увольняют, но вы задания выполнить не сможете (0 баллов).
8. Вы уже опоздали на работу, застряв в автомобильной пробке, хотя находитесь на середине пути:
а) вы будете спешить изо всех сил, лишь бы опоздание было менее значительным (0 баллов);
б) такое случается довольно редко. Обычно вы рассчитываете свой путь с учетом всех возможных неприятностей, которые могут случиться в дороге. Но раз уж опаздываете, то отнесетесь к этому философски - подождете, пока движение наладится (1 балл).
9. Вечером вы смотрели телевизор в одиночестве, как вдруг погас свет и долго не зажигается. Вы:
а) зевнете и уляжетесь спать - пусть время не пропадает зря (1 балл);
б) будете злиться от того, что не посмотрели хорошую передачу; вы не любите темноты; срываются другие планы (0 баллов).
10. Проверяете ли вы по нескольку раз, закрыта ли входная дверь, прежде чем лечь спать:
а) нет, поскольку твердо уверены в том, что закрыли ее, никогда не забываете это сделать (1 балл);
б) лучше проверить, потому что иногда вы забываете закрыть дверь (0 баллов).

Результат тестирования. Если вы набрали менее 5 баллов, вы - меланхолик. Вы мнительны, любите поныть (правда, делаете это чаще мысленно) и суеверны.
Для вас типична медленная смена настроений. Настроение у вас находит слабое внешнее выражение. Вы тяжело переживает трудности жизни, нередко замкнут, необщителен, его движения медлительны, однообразны.
Меланхолик, для которого характерны нерешительность, склонность к колебаниям, растерянность в сложной обстановке, считается наименее пригоден для водителя автомобиля.
Если вы набрали больше 5 баллов, вы - флегматик. Лозунг вашей жизни: «Тише едешь - дальше будешь».
Флегматик - человек медлительный, уравновешенный, спокойный, Однако, флегматики отличаются высокой работоспособностью. Уравновешенность и спокойствие флегматика, его высокая устойчивость к монотонным раздражителям делают его незаменимым в дальних рейсах.
Но решения и реакции флегматика обычно замедленны, что затрудняет его действия в аварийных ситуациях, протекающих в условиях дефицита времени.

Ради правды следует заметить, что чистые темпераменты почти не встречаются, в жизни мы общаемся с людьми, у которых наблюдается сочетание отдельных черт различных типов темпераментов.

Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации на дороге

Для безопасности дорожного движения необходимо научиться оценивать конфликты, возникающие при дорожном движении, а также свое участие в них, вымышленное или реальное.

Вам необходимо ответить на вопросы теста. Прочитайте ответы и проставьте балл для каждого варианта.
Вам необходимо представить себя в конфликтной ситуации, а также свое обычное поведение в ней. Если вам свойственно то или иное поведение, нужно поставить соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Итак представьте, что вы попали в небольшое ДТП без каких-либо последствий или с небольшими повреждениями (жестянка).

Возможные ответы:
- мне такое поведение свойственно – 3 балла;
- мне такое поведение свойственно в малой степени – 2 балла;
- мне такое поведение несвойственно – 1 балл.

Утверждения теста:
1. Я сразу буду обвинять второго водителя.
2. Постараюсь принять точку зрения оппонента, и буду считаться с ней, как со своей.
3. Буду искать компромиссы.
4. Соглашусь, что я не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Буду уходить от прямого разговора с оппонентом, закроюсь в автомобиле.
6. Постараюсь, во что бы то ни стало, добиться своих целей.
7. Попытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
8. Пойду на компромисс.
9. Возьму всю вину на себя.
10. Постараюсь поменять тему разговора.
11. Настойчиво буду гнуть свою линию, пока не добьюсь своего.
12. Попытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предложу мирное разрешение конфликта.
15. Попытаюсь обратить все в шутку.

Лист ответов
«А»
«Б»
«В»
«Г»
«Д»

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10

11
12
13
14
15

Обработка результатов теста

«А» - «жесткий» тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.

«Б» - «демократический» стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой, с готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Способы устранения нежелательного эмоционального состояния
Дыхательная гимнастика

Среди многих способов дыхания наибольшей известностью у психотерапевтов пользуется способ «эмбрионального дыхания». При таком дыхании, человек должен воспроизводить дыхание плода в утробе матери.
Психотерапевты утверждают, что плод не дышит носом или ртом, что дыхание производится через пуповину, которую они называли «воротами судьбы». Всем мечтающим обрести спокойствие на дороге рекомендуется овладеть эмбриональным дыханием.

Упражнение: «задержка воздуха». Уединитесь в какой-нибудь комнате, где вас никто не побеспокоит. Лягте на удобную постель, примите удобное для вас положение, закройте глаза.
Теперь попробуйте надолго задержать дыхание, иными словами «запереть» воздух в груди, заткнув нос и не разжимая рта.
Психотерапевты рекомендуют задерживать воздух, дабы он накапливался и увеличивался в объеме. После этого его надлежало направить вниз, где он успокоится, а затем сгуститься и пустит ростки.
Когда он разрастется, его следует снова направить вверх, чтобы он достиг темени. И только после этого сделать выдох.
Проделайте это упражнение до полной усталости, пытаясь направлять потоки воздуха внутри организма.

Упражнение: «небесный барабан». Психотерапевты разделяли дыхание на «внешнее», при котором вы вдыхаете внешний воздух, окружающий вас. И «внутреннее», при котором вы дышите воздухом, находящимся внутри вас.
Итак, в тот момент, когда вы вдохнете внешний воздух через рот, быстро закройте рот и начните «бить в небесный барабан» не менее пятнадцати раз, но лучше больше.
Для этого ладонями рук обхватите голову и нажимайте на уши. Указательный палец поместите на средний, создавая силу, опустите вниз. Начните громко щелкать пальцами по голове сзади, и должен быть звук, как будто бьют в барабан.
При выполнении упражнения вы, сглатывая внутренний воздух, что находится в это время в горле. Этот воздух с шумом спускается, капля за каплей, словно вода.
Мысленно проведите его через пищевод, массируют его рукой, дабы он скорее вошел в «океан жизненных сил», который находится на два пальца (указательный и средний) ниже пупка.
После трех сглатываний, как учат специалисты, «океан жизненных сил» наполнится и тогда воздух нужно вести по всему телу. Если у вас что-либо болит, то воздух следует вести к больному месту.
Если вы просто учитесь дыханию, следует зрительно представить две полосы белого воздуха и мысленно следовать за этими полосами, совершающими свой путь по телу, к каждой клеточке вашего тела.

Упражнение: «выплавление воздуха». Помимо предыдущего способа дыхания, управляемого практикующим, Психотерапевты рекомендуют способ свободной циркуляции, когда воздух не управляется человеком, а идет свободно сам по всему телу - «выплавление воздуха».
Уединитесь в тихой комнате, расслабьте одежду или вообще снимите ее, распустите волосы, лягте на чистую постель, вытянув руки и ноги.
Итак, сглотнув внешний воздух, задержите дыхание как можно дольше, насколько это у вас получится.
Когда задерживать дыхание станет невыносимо, когда воздух будет стремиться выйти, надо открыть рот и выпустить его медленно и по чуть-чуть, мелкими порциями.
Успокоив дыхание и приведя его в гармонию, следует снова приступать к «выплавлению воздуха».
Заниматься этим ежедневно нельзя, а лишь через интервалы в пять-семь дней.

Упражнение: «эмбриональное дыхание» . Исходное положение, как в предыдущем упражнении. Вдохните носом и затем закройте его, заприте воздух, удерживая его в течение 120 ударов сердца, после чего осторожно выдохните ртом.
Вдох и выдох следует производить бесшумно и без напряжения, так, чтобы перо, помещенное перед носом или ртом, не шевелилось.
При этом необходимо вдыхать большое количество воздуха, а выдыхать малое.
По мере овладения «эмбриональным» дыханием следует увеличить интервал между вдохом и выдохом до тысячи ударов сердца, что должно привести к омоложению старых и оздоровлении организма.

Медитация спокойствия

Данная медитация не только способствует общему укрепление здоровья, повышению жизненного потенциала, но и делает упражнение незаменимым для реабилитации функций организма.
Приток энергии в организм из космоса может помочь при устранении нарушений сердечной деятельности и других функциональных систем.
Итак, вы готовы раствориться в окружающем вас пространстве?
Тогда полетели!
Лягте на удобное для вас ложе и закройте глаза. Представьте, что вокруг вас кристально чистое голубое небо. Вы парите в небе, и только оно окружает вас.
Находясь в небе, вы чувствуете, что ваша поза тверда, внизу - пелена из облаков, вы находитесь выше уровня облачности, и куда бы вы ни посмотрели - везде одно чистое голубое небо.
Голубизна неба одухотворяет вас, и вас радует этот волшебный полет...

Упражнение: «приток энергии». Итак, вы лежите, и вас ничего не беспокоит. Согните руки в локтях, а кисти рук положите на солнечное сплетение, причем левая ладонь лежит сверху на правой.
Прежде чем приступить к медитации нужно нормализовать дыхание. Добейтесь того, чтобы продолжительность вдоха была равна длительности выдоха.
Теперь начинаем медитировать, сосредоточьте все внимание на солнечном сплетении. Отбросьте прочь все посторонние мысли, вы думаете только о солнечном сплетении. Вы должны почувствовать, как в районе солнечного сплетения начинает ощущаться как какой-то сгусток, плотный ком. Как только вы почувствуете, что сплетение разогрелось, переключите сознание на дыхание.
Сделать полный вдох. Представьте, как энергия из вдыхаемого воздуха попадает через легкие в солнечное сплетение и там накапливается.
При выдохе представьте, солнечное сплетение как бы сокращается, разгоняя аккумулированную энергию во все части тела, в кончики пальцев ног, рук, в голову.
Дыхание должно быть глубокими.
При следующем вдохе вы накапливаете энергию в солнечном сплетении, при выдохе распределяете ее равномерно по всему организму.
При появлении чувства усталости, примерно через 10- 15 минут после начала упражнения, закончите его.
Данное упражнение совмещает в себе весь положительный эффект от полного дыхания, происходит не только оздоровление легочных альвеол, верхних дыхательных путей, массаж диафрагмой плевральных мешков, других внутренних органов, но и приток энергии ко всем органам.

Упражнение: «энергия космоса». Данное упражнение выполняют в положении лежа. Вытяните руки вдоль туловища, закройте глаза и постарайтесь максимально расслабиться, представив над головой Космос с сияющими яркими звездами над головой, его бесконечные просторы.
Как и в предыдущем упражнении, все внимание сконцентрируйте на солнечном сплетении. Сделав несколько полных вдохов-выдохов, начните постепенно сокращать частоту и интенсивность дыхательных движений.
Представьте себе Космос, наполненный лучистой энергией, пронизывающей любые преграды.
Переключите внимание на ноги. Представьте себе, что энергия космоса впитывается ногами, она проникает через кожу и всасывается костями ног, как вода впитывается губкой. От ног она перетекает в солнечное сплетение, где скапливается, а при выдохах - распределяется по всему телу.
Накопив большое количество энергии, вы можете начать ее излучать вокруг вас. Представьте себе большое веретено, которое на выдохе, начиная от ног, вращается по часовой стрелке. Это веретено при своем вращении обволакивает все тело.
Сделайте вдох, в результате которого происходит поглощение энергии Космоса через кожу и кости, выдохните и пусть мягких частей тела наполнятся этой энергией. Не забывайте поддерживать вращение веретена вокруг своей оси. Такое вращение сохраняется и при вдохе, однако, при выдохе ему каждый раз придается новый импульс.
По мере выполнения данного упражнения, на каком-то этапе вы почувствуете, что ваше дыхание становится все реже и реже. Вам хватает кислорода и без дыхательных движений, вы дышите не кислородом, а космической энергией.
Если же вы чувствуете недостаток кислорода, сделайте несколько редких дополнительных дыхательных движений легкими, но такая потребность вскоре постепенно исчезнет, благодаря насыщению организма энергией.
Через 10-15 минут упражнения или при возникновении чувства усталости закончите упражнение, двигаясь в обратном направлении. Сначала исчезает вращающееся веретено, от головы к ногам.
Потом ослабнет поток энергии, так как весь организм ваш уже впитал необходимое ему количество энергии из Космоса. Ваше дыхание становится нормальным, выровненным, немного полежав, вы постепенно открываете глаза и медленно встаете.
Ни в коем случае нельзя практиковать упражнение в загрязненной атмосфере вблизи промышленных предприятий или сильных источников магнитных полей.
Лучшее место для занятий - в каком-либо чистом уголке природы.

В присяге водителя, которую принимают водители многих зарубежных стран первым пунктом записано: «Я всегда буду любезным и вежливым по отношению к другим водителям и по-товарищески с ними сотрудничать».

Дорога – рабочее место для любого водителя и их взаимодействие во время работы по безопасному управлению транспортными средствами позволит успешно выполнить эту работу или привести к трагедии.

На Дорогах каждый водитель постоянно взаимодействует с водителями транспортных средств, двигающимися в попутном и встречном направлении, маневрирующими, выезжающими из боковых проездов и площадок и даже просто стоящими на дороге. По предназначению, характеру движения транспортных средств, по подаваемым их водителями сигналам и многим другим признакам водитель обязан определять их намерения, предвидеть направления движения, маневры, что очень важно для обеспечения безопасности движения. Ничто так не грозит серьезными осложнениями дорожной обстановки, как неожиданные для других участников движения действия водителей.

Среди всех транспортных средств особое место занимают транспортные средства общего пользования, которым в силу их особого предназначения Правилами предоставлен ряд преимуществ перед другими видами транспорта. При движении по установленным маршрутам они имеют право отступать от требований некоторых запрещающих и предписывающих знаков. Кроме того, для них предусмотрены и другие преимущества, обеспечивающие им беспрепятственный проезд, особенно по дорогам с интенсивным движением.

В населенных пунктах водители всех транспортных средств не должны создавать помех троллейбусам и автобусам общего пользования, отъезжающим от обозначенной остановки в попутном направлении. Правила обязывают водителей других транспортных средств уступить дорогу троллейбусу (автобусу), отъезжающему от остановки, замедлить движение или даже остановиться и дать возможность ему выехать на свободную полосу движения. На загородных дорогах таких требований нет (рис. 46). На дорогах с интенсивным или односторонним движением транспорта для троллейбусов и автобусов общего пользования может выделяться специальная полоса. Над полосой или справа от проезжей части устанавливаются дорожные знаки: 5.9. «Полоса для маршрутных транспортных средств» и 5.10.1. «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств».

По этой полосе движение других транспортных средств запрещается, ее нельзя пересекать, например, для заезда во двор или при выезде со двора, при перестроении для поворота на перекрестке, на ней запрещены стоянка и остановка.

Иногда полоса для маршрутных транспортных средств выделяется пунктирной линией. Движение по ней других транспортных средств и стоянка на ней также запрещаются. Однако на нее можно заезжать для посадки или высадки пассажиров, ее можно пересекать при выезде на дорогу с прилегающей территории, на нее можно перестраиваться перед перекрестком для выполнения правого поворота, не создавая помех для маршрутных транспортных средств.

При взаимодействии с водителями других транспортных средств важную роль играют звуковые, световые и другие (например, рукой) сигналы. Но некоторые водители в нарушение Правил по разным причинам эти сигналы при маневрировании не подают. Этим они создают аварийную обстановку как для себя, так и для других участников движения. Опытные водители обычно предвидят действия других и заранее принимают меры по предупреждению нежелательных осложнений.

Так, например, по перемещению к осевой линии или на полосу встречного движения без изменения скорости движения впереди идущего автомобиля опытный водитель определяет намерение его водителя объехать стоящее на правой стороне дороги транспортное средство и принимает решение снизить скорость. Объезд стоящего транспортного средства можно начать лишь тогда, когда водитель впереди идущего автомобиля его закончит.

При следовании за транспортным средством с грузом в кузове или в багажнике на крыше водитель обращает внимание и на положение груза. Плохо закрепленный груз может выпасть на дорогу и создать препятствие для движения. Обнаружив такой груз, водитель подает звуковой или световой сигнал и старается обогнать транспорт с плохо закрепленным грузом. При обгоне с помощью пассажиров голосом или жестами его водителю дают понять о плохо закрепленном грузе.

Подобным же образом следует оповещать водителя движущегося в попутном направлении автомобиля, если у него неплотно прикрыта дверь, спущено колесо, плохо закреплен номерной знак и т.д.

При внезапной остановке, идущего впереди транспортного средства непосредственно на проезжей части водитель также останавливает свой автомобиль. Объезжать остановившееся транспортное средство с ходу ни в коем случае нельзя, перед ним могут быть пешеходы или животные, неожиданно вышедшие на проезжую часть, груз, выпавший из кузова других машин, иное препятствие. Объехать остановившегося можно лишь после полного выяснения обстановки.

При движении по щебеночной дороге, особенно по свеженасыпанному щебню или гальке, ветровое стекло может быть разбито и камнем, вылетевшим из-под колес встречного автомобиля. Современные легковые автомобили оснащаются ветровыми стеклами типа «тримплекс», состоящими из двух слоев стекла и специальной пленки между ними. При попадании камня такое стекло мгновенно покрывается множеством тонких трещин и дороги не видно. Рассыпаться полностью стеклу часто не дает находящаяся в нем пленка.

При повреждении ветрового стекла водитель немедленно останавливается, не меняя полосы движения, и включает аварийную световую сигнализацию.

Очень внимательным надо быть при движении за такси или рядом с ним. Водитель такси может сделать неожиданный маневр или остановиться по требованию пассажиров. К этому надо быть всегда готовым.

Особого отношения к себе требуют легковые автомобили с водителями-инвалидами, имеющие ручное управление. Они обозначаются лишь специальным опознавательным знаком «Инвалид», который устанавливается и спереди и сзади. Многие операции по управлению водители-инвалиды выполняют только руками. Они медленно трогаются с места, медленно выезжают на дорогу, медленно маневрируют. Любые операции с органами управления водителями-инвалидами выполняются с задержкой. Учитывая это, при следовании за таким автомобилем надо выдерживать дистанцию побольше, не следует сигналить инвалиду и требовать от него ускорения движения. Следует иметь в виду, что при трогании на подъеме он может скатиться назад.

С представителями органов милиции и Госавтоинспекции

Взаимоотношения водителя и сотрудника ДПС, категорий людей, непосредственно причастных к дорожному движению, складываются далеко не просто. Их невозможно охарактеризовать в двух словах, нельзя сказать, что здесь все благополучно. У многих водителей вид человека с жезлом в милицейской форме не вызывает положительных эмоций, хотя они прекрасно понимают его функции. Они знают, что контроль на дороге необходим. Без этого сегодня пока нельзя, и в обозримом будущем положение не изменится.