Объем заднего моста газ 53. Грузовые автомобили газ, зил, камаз, урал, маз, краз. Краткий автомобильный справочник

Автомобиль ГАЗ-66 (рис. 1) — двухосный грузовой автомобиль, грузоподъемностью 2т, повышенной проходимости с приводом на обе оси.
Он призван заменить выпускающийся заводом однотипный автомобиль ГА3-63.

Рис. 1. Автомобиль ГА3-66
Автомобиль ГАЗ-66 имеет модификации:
ГАЗ-66-01 — автомобиль с системой регулирования давления воздуха в шинах;
ГАЗ-66-02 — автомобиль с лебедкой в системой регулирования давления воздуха в шинах;
ГА3-66-04 — автомобиль с системой регулирования давления воздуха в шинах и экранированным электрооборудованием;
ГА3-66-05 — автомобиль с лебедкой, системой регулирования давления воздуха в шинах и экранированным электрооборудованием.
При создании автомобиля ГАЗ-66 особое внимание было уделёно получению высокой проходимости и устойчивости при движении.
Для получения рационального распределения нагрузки по осям на автомобиле ГА3-66 кабина располагается над двигателем.

Автомобиль ГА3-5ЗА (рис. 2) грузоподъёмностью 4т с приводом на заднюю ось предназначен для перевозка различных народнохозяйственных грузов по всем видам дорог.

Рис. 2. Автомобиль ГАЗ-53А
Основные узлы автомобилей (двигатель, сцепление, коробка передач, тормоза и др), агрегаты электрооборудования, нормали и т.п. унифицированы.
В конструкциях автомобилей осуществлены последние технические достижения автомобилестроения на период 1970-х годов — принят целый ряд новых решений, которые обеспечивают удобство работы водителя, повышение надёжности, долговечности, эксплуатационных показателей. снижение трудоёмкости обслуживания.

Технические характеристики автомобилей
ГАЗ-53А ГАЗ-66
Грузоподъёмность, кг 4000 2000
Наибольший вес буксируемого прицепа с грузом, кг 4000 2000
Вес автомобиля в снаряжённом состоянии (без дополнительного оборудования), кг 3250 З440*
Габаритные размеры автомобиля, мм длина 6395 5655
ширина 2380 2342
высота (по кабине без нагрузки) 2220 2440
высота (по тенту без нагрузки) - 2520
База автомобиля, мм 3700 3300
Колея передних колёс (по грунту), мм 1630 1800
Колея задних колёс, мм 1690 1750
Низшие точки автомобиля (с полной нагрузкой), мм картер ведущих мостов 265 310
передняя ось 347 -
Радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м 8 9,5
Наибольшая скорость автомобиля с полной нагрузкой без прицепа (на горизонтальном участке дороги с усовершенствованным покрытием), км/ч 80 - 86 90 - 95
Контрольный расход топлива при замере в летнее время для обкатанного автомобиля, движущегося с полной нагрузкой на четвёртой передаче с постоянной скоростъю 30 — 40 км/ч по сухой ровной дороге с усовершенствованным покрытием и короткими подъёмами, не превышающими 1,5% (1°), л/100 км 24 24
Глубина преодолеваемого брода по твёрдому дну, м - 0,8

* Вес автомобиля оборудованного лебедкой, составляет 3640 кг.

Двигатель
Число цилиндров и их расположение. 8, V-образное
Диаметр цилиндра, мм 92
Ход поршня, мм 80
Рабочий объём цилиндров, л 4,25
Степень сжатия (среднее значение) 6,7
Максимальная мощность (ограничена регулятором) при 3200 об/мин, л.с 115
Максимальный крутящий момент при 2200-2500 об/мин, кГм 29
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-8
Блок цилиндров Отлит из алюминиевого сплава заодно с верхней частью картера, снабжён мокрыми легкосъёмными гильзами, которые в верней части имеют вставку из антикоррозийного чугуна
Головки цилиндров Съёмные из алюминиевого сплава, общие для четырёх цилиндров каждого ряда
Поршни Из алюминиевого сплава, лужёные, с плоским днищем
Поршневые кольца Чугунные, два компрессионных в одно маслосъёмное; верхнее компрессионное кольцо хромированное, остальные лужёные
Поршневые пальцы Плавающего типа, стальные, пустотелые
Шатуны Стальные, кованные, двутаврового сечения, с втулкой в верхней головке и стальными вкладышами, с антифрикционным слоем в нижней
Коленчатый вал Литой из высокопрочного чугуна, четырёхколенный. В шатунных шейках имеются грязеуловители
Коренные подшипники Тонкостенные, триметаллические вкладыши, одинаковые для каждой из пяти опор
Распределительный вал Стальной, кованый, на пяти опорах, снабжённых свёртными втулками с антифрикционым слоем
Привод распределительного вала Пара шестерен с винтовым зубом
Клапаны Расположены в головке цилиндров в ряд. Выпускные клапаны имеют натриевое охлаждение
Привод клапанов Толкатели, штанги и коромысла
Фазы газораспреде-

ления (при зазоре между клапанами в коромыслами 0,З5 мм)

впускные клапаны; открытие 24° до В. М. Т
закрытие 64° после Н. М. Т
выпускные клапаны; открытие 50° до Н. М. Т
закрытие 22° после В. М. Т
Впускные и выпускные трубопроводы Впускной трубопровод отлит из алюминиевого сплава с жидкостным подогревом смеси; выпускные трубопроводы (правый и левый) — литые чугунные
Система смазки Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием
Масляный насос Шестерёнчатого типа, двухсекционный. Из верхней секции масло поступает для смазки двигателя, нижняя секция подаёт масло в фильтр центробежной очистки масла
Масляный фильтр Центробежный
Вентиляция картера Открытого типа
Охлаждение двигателя Жидкостное, принудительное, с центробежным насосом. В системе охлаждения имеется термостат, установленный в выпускном патрубке
Вентилятор Шестилопастный, приводится в вращение клиновидным ремнём от коленчатого вала
Топливный насос Диафрагменный, с дополнительным ручным приводом
Топливный фильтр Керамический или сетчатый
Карбюратор К-126Б, двухкамерный, балансированный, с падающим потоком
Ограничитель числа оборотов Пневмоцентробежного типа
Воздушный фильтр Инерционно-масляный с контактным фильтрующим элементом
Трансмиссия и ходовая часть
ГАЗ-53А ГАЗ-66
Сцепление Однодисковое, сухое
Коробка передач Трёхходовая, с синхронизаторами на третьей и четвертой передачах
Передаточные числа: первая передача 6,48
вторая передача 3,09
третья передача 1,71
четвертая передача 1,0
задний ход 7,9
Раздаточная коробка Имеется две передачи: прямая и понижающая с передаточным числом 1,982
Карданная передача Открытого типа, имеет карданы с угольчатыми подшипниками
Имеет два вала и три кардана с промежуточной опорой Имеет три вала и шесть карданов
Главная передача ведущих мостов Коническая, гипоидного типа, передаточное число 6,83
Дифференциал Шестеренчатый, конический Кулачковый, повышенного трения
Поворотные цапфы Фланцевые, шкворневые Имеют карданы равных угловых скоростей
Шины Низкого давления 8,25 - 20 или типа Р Сверхнизкого давления 12,00 - 18
Углы установки передних колёс: угол развала колёс 0°45´
угол бокового наклона шкворня
угол наклона нижнего конца шкворня вперёд 2°30´ 3°30´
схождение колёс 1,5 - 3 мм 2 - 5 мм
Рессоры Четыре продольные полуэтиллитические, концы заделаны в резиновые опоры
Задняя подвеска имеет дополнительные рессоры -
Амортизаторы Гидравлические, телескопические двухстороннего действия
Установлены на передней оси Установлены на обоих мостах
Рулевое управление и тормоза
ГАЗ-53А ГАЗ-66
Тип рулевого механизма Глобоидальный червяк с трехгребневым роликом
Передаточное отношение 20,5 (среднее)
Усилитель рулевого управления Гидравлические
Продольная рулевая тяга Трубчатая. Соединения тяги с рулевой сошкой и рычагом поворотной цапфы имеют шаровые пальцы и пружины, затяжку которых регулируют
Поперечная рулевая тяга Трубчатая, соединена с рычагами посредством шарниров нерегулируемой конструкции Стержневая, соединена с рычагами поворотных цапф посредством шаровых пальцев
Ножные тормоза Колодочные на четыре колеса
Привод ножных тормозов Гидравлитический с гидровакуумным усилителем
Ручной тормоз Центральный, барабанного типа
На ведомом валу коробки передач На ведомом валу раздаточной коробки
Электрооборудование, кабина, платформа и дополнительное оборудование
ГАЗ-53А ГАЗ-66
Система проводка Однопроводная с соединением минусовой клеммы с массой
Напряжение сети, В 12
Генератор Г130-Г, мощностью 350 Вт Г130-В или Г130-Э, мощностью 350 Вт
Реле-регулятор РР130 РР130 или РР111
Аккумуляторная батарея 6-СТ-68-ЭМ
Стартер СТ130Б с дистанционным включением
Катушка зажигания Б13 Б13 или Б5-А с дополнительными сопротивлением СЭ102
Прерыватель-распределитель Р13-В Р13-В или Р105
Свечи зажигания А11-У А11-У или А15-Б
Кабина Металлическая, двухместная, двухдверная. Кабина оборудована отопителем, двумя стеклоочистителями, устройством для обмыва стекла, противосолнечными козырьками, мягкими сиденьями, ковриками для пола. Имеется съёмное подвесное спальное место
Платформа Деревянная с металлическим каркасом. Откидные борта - задний и оба боковых Металлическая. Имеет три продольные скамейки и мягкие съёмный тент. Откидной борт задний
Размеры платформы, мм длина 3740 3330
ширина 2170 2050
высота борта 680 890
Лебедка - Максимальное усилие на тросе 3500 кг. Длина троса 50м. Привод карданными валами от коробки отбора мощности
Коробка отбора мощности - Имеет две передачи: для наматывания и разматывания троса
Компрессор - Одноцилиндровый с воздушным охлаждением
РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
ГАЗ-53А ГАЗ-66
Зазор между коромыслами и клапанами на холодном двигателе (температура 15 - 20°С), мм

Допускается у крайних клапанов обоих рядов (впускных первого и восьмого, выпускных четвёртого и пятого цилиндров) устанавливать зазор, мм

0, 25 - 0,30
Зазоры между электрода свечей, мм 0,8 - 0,9
Зазоры в прерывателе, мм 0,3 - 0,4
Свободный ход педали сцепления, мм 32 - 42 35 - 45
Свободный ход педали тормоза, мм 8 - 13
Давление в шинах, кГс/м² передних колёс 2,8* 2.8
задних колёс 4,3* 2,8

* При установке шин типа Р давление в них должно быть: на передних колёсах 5 кГс/м² и задних - 6 кГс/м²

Заправочные ёмкости и нормы
ГАЗ-53А ГАЗ-66
Топливные баки (ёмкость), л 90 210**
Система охлаждения двигателя, л с пусковым подогревателем 23
без пускового подогревателя 21,5
Система смазки двигателя (включая фильтр центробежной очистки), л 8
Воздушный фильтр, л 0,55
Картер коробки передач, л 3,0
Картер коробки передач с отбором мощности, л - 4,2
Картер раздаточной коробки, л - 1,5
Картер заднего моста, л 8,2 6,4
Картер переднего моста, л - 7,7
Картер рулевого механизма, л 0,5
Амортизаторы (каждый в отдельности), л 0,41
Картер редуктора лебёдки, л - 0,8
Гидроусилитель рулевого управления, л - 1,8
Ступицы передних колёс (каждая в отдельности), кг - 0,25
Поворотные цапфы переднего моста, кг - 1,0
Система гидравлического привода ножного тормоза, л - 0,75

Советский Союз выпустил немало славных грузовиков. Но среди них всех выделяется ГАЗ-53. Серийный выпуск 53-го ГАЗа начался в 1961 году, а закончился в 1993. На за все время существования этой модели устанавливались двигатели внутреннего сгорания (ДВС) и Заволжского моторного завода.

Пример классического грузовика ГАЗ 53

Но ГАЗ недолго оснащал грузовик моторами собственного производства, а в основном «пятьдесят третий» использовал линейку V-образных ДВС производства ЗМЗ.

С осени 1961 и по январь 1967 года горьковчане выпускали с индексом «Ф», на ГАЗ 53Ф стоял шестицилиндровый двигатель ГАЗ 51. Хотя мотор был в то время несколько усовершенствован, но он обладал существенными недостатками.

ДВС уже морально устарел к тому времени. Нижнее расположение клапанов давало низкий КПД и небольшую мощность, мотор неудобен был в обслуживании и ремонте. Даже отрегулировать клапана являлось проблемой, и на их регулировку уходило немало времени. Чугунная конструкция имела немалый вес, мотор имел относительно небольшой ресурс по пробегу. Все шло к тому, чтобы заменить устаревшую конструкцию на что-то более приемлемое.

Пример двигателя для ГАЗ 53

В апреле 1958 года в городе Заволжье Горьковской области новый моторный завод приступил к выпуску двигателей и запасных частей к ним. ЗМЗ являлся дочерним предприятием ГАЗ и делал моторы для этого предприятия. Параллельно ДВС выпускались для Ульяновского и Московского автомобильного завода.

В конце 1958 года не заволжском предприятии осваивают отливку алюминиевых сплавов, и завод начинает разрабатывать производство новых деталей из легкого металла.

В то время это был большой шаг вперед в автомобильной промышленности.

Сначала ЗМЗ спроектировал V-образный 8-цилиндровый двигатель для (ЗМЗ 13). Двигатель обладал мощностью 195 лошадиных сил и работал на бензине с высоким октановым числом (Аи-93 или Аи-95). Почти сразу был разработан ДВС ЗМЗ 41 (140 л.с.). ЗМЗ 41 работал на «семьдесят шестом» бензине. Этот мотор устанавливался на «Волгах» спецслужб.

Так выглядит V образный 8-цилиндровый ДВС

Какие двигатели стоят на ГАЗ-53

Для ГАЗ-53 двигатели поставлял завод ЗМЗ. На этом ГАЗе устанавливался двигатель под маркой ЗМЗ 53. Это был 8-ми цилиндровый двигатель, расположение цилиндров которого было V-образное. Двигатель мог развить мощность до 120 л.с., при том, что объем его составлял 4254 куб.см. Стоит также упомянуть о том, что он являлся карбюраторным, а рекомендованная марка бензина А-76.

Новый двигатель для ГАЗ 53А

В 1964 году Заволжский моторный завод на базе двигателя ЗМЗ 41 разрабатывает новый двигатель, которым комплектовался ГАЗ 53. Следует отметить, что на второе поколение «газонов» (ГАЗ 53А) шестицилиндровые ДВС уже не устанавливались, и в дальнейшем на «пятьдесят третьих» шли только V-образные 8-цилиндровые моторы.

Новый ДВС получил индекс ЗМЗ 53А. Так же, как и ЗМЗ 13, мотор получил алюминиевый блок и две головки блока цилиндров (ГБЦ) из этого же металла. ЗМЗ 53А имел ряд явных преимуществ перед устаревшим шестицилиндровым ДВС:

  • Двигатель меньше весил;
  • Обладал большей мощностью и объемом цилиндров;
  • Реже выходил из строя;
  • Был более удобен в ремонте и обслуживании.

Характеристики ЗМЗ 53А

Начиная с 1966 года, на автомобилях ГАЗ 53А и ГАЗ 53 12 серийно устанавливался двигатель ЗМЗ 53. Он имел верхнее расположение клапанов, на модели применялся карбюратор К 126Б. Позднее карбюратор поставили другой (К 135)

В отличие от ЗМЗ 41, мотор 53-его имеет меньший объем цилиндров и ход поршня. Кто-то утверждает, что у этих ДВС детали взаимозаменяемы, но это абсолютно не так. У моторов даже разные блоки цилиндров, не говоря уж о поршневой группе, коленчатом вале и ГБЦ. В блоках разница в том, что посадочные места под гильзы цилиндров разного диаметра, поэтому замена одного блока на другой будет крайне проблематична.

Технические характеристики ЗМЗ 53А:


Из всего вышесказанного становится понятно, детали моторов не взаимозаменяемы. Можно только переставить силовой агрегат целиком.

Модификации двигателей ГАЗ 53

На базе двигателя ЗМЗ 53А было создано множество различных модификаций. Изменения в конструкции предполагали какие-нибудь улучшения, либо предназначались для возможности установки ДВС на другую технику. Например, мотор ЗМЗ 66 06 имел степень сжатия 7,6 и его мощность была увеличена до 120 л.с.

В наше время Заволжский моторный завод еще до сих пор выпускает моторы для ГАЗ 53 и следующих за ним поколений (ГАЗ 3307, ГАЗ 3308). ДВС подобного типа нашли применение и на автобусах Павловского автобусного завода.

Схема двигателя для грузовика ГАЗ 53


Модификации V-образных 8-цилиндровых бензиновых двигателей ЗМЗ:
  • ЗМЗ 66 06, ход поршня/ диаметр 92х80 мм, объем 4,25 л, мощность 120 л.с., степень сжатия 7,6;
  • ЗМЗ 511, ход поршня/ диаметр 92х80 мм, объем 4,25 л, мощность 125 л.с., степень сжатия 7,6;
  • ЗМЗ-523, ход поршня/ диаметр 92х88 мм, объем 4,68 л, мощность 130 л.с., степень сжатия 7,6.

Читайте также

Схема электрооборудования ГАЗ 53

Двигатель ЗМЗ 513 является модернизированной версией мотора ЗМЗ 66 06, ЗМЗ 5233.10 устанавливается на автомобили ГАЗ 3307 и , модель ЗМЗ-5234.10 предназначена для автобусов ПАЗ.

Основные неисправности двигателей ЗМЗ 53

Как и любой другой двигатель, ЗМЗ 53 имеет свои слабые места. От модификации здесь мало чего зависит, всем ДВС присущи схожие признаки.

Отличительные недостатки:


Тем не менее, двигатели этой серии достаточно выносливы. Если учесть, какое порой моторное масло заливают в них, можно только удивляться терпимости ДВС. Не всякий двигатель иностранного производства выдержит такие издевательства над собой.

Часто от водителей «газончиков» слышишь, – «Все, мотор кончается». Так вот, «кончаться» он может чуть ли не годами. Без давления, с дымящей поршневой и большим расходом масла «газон» еще долго ездит. Очень часто и порой долго на «газоновских» моторах что-то подстукивает, а что именно, не выясняется даже после разборки агрегата. Удивительно, но факт.

Правильно ТО двигателя

Сам по себе двигатель хороший, и нареканий не вызывает, главное поддерживать его техническое состояние.

Так выглядит ДВС для автомобиля ГАЗ 53

Этого можно достичь, если в двигателе использовать рекомендуемую марку бензина, масло и все смазочные материалы. На поршнях и стенках цилиндров образуется нагар. Образованный нагар требуется периодически счищать.

При проведении технического обслуживания головку блока цилиндров необходимо подтягивать.

Но это первые три техосмотра, потом периодичность можно увеличить, и подтягивать головку блока через каждое ТО-2.

Не стоит забывать и про температурный режим.

Чтобы двигатель прослужил дольше, при первой же необходимости заменяйте поршневые кольца. О том, что пора заменять поршневые кольца, вам скажет сам автомобиль. В этом случае после каждых 100 км. пробега масло будет уменьшаться примерно на 400 грамм. Если же давления масла в системе упало, то тут дело во вкладышах коренных подшипников коленчатого вала, которые также необходимо сразу заменить.

Двигатель для ГАЗ 53 в разрезе

Если вы приняли решение заменить вкладыши, не поленитесь и очистите полость шатунных шеек коленвала. Время от времени проверяйте ГРМ и регулируйте тепловые зазоры клапанов.

Один из самых легендарных двигателей советского автопрома по праву может считаться ГАЗ 53 или ЗМЗ 511. Он верой и правдой служил многие десятилетия народу. До наших времен, многие отделенные уголки Советского союза эксплуатируют этот «не убиваемый» силовой агрегат, а завод ГАЗ по прежнему производит запасные части к нему.

Исторический акцент

История ДВС ГАЗ 53 началась еще в далеком 1959 году, когда по заказу Компартии, начали разрабатывать мотор, который должен был прийти на смену устаревшего ГАЗ 51. Так, впервые автомобиль ГАЗ 53 был оснащен силовым агрегатом номер 511 в далеком 1961 году, и продолжалось это до 1993 года.

За время выпуска автомобиля, было сделано достаточно много модификаций и экспериментальных моделей. Так, устанавливались моторы - ГАЗ-53Ф, ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12 и ЗМЗ-511. Также, разрабатывались модели двигателей, которые массово не устанавливались, но нашли применение в народном тюнинге. Среди таких представителей можно отметить УАЗ с двигателем ГАЗ 53 и Газель с двигателем ГАЗ 53.

Параллельно с 53-м Горьковский завод изготавливал гибрида - ГАЗ 52. Это был шестицилиндровый мотор, что должен был стать чем-то средним между ГАЗ 51 и 53. Приемником 53-го стал ГАЗ 3307, который уже оснащался силовыми агрегатами ММЗ и ЯМЗ. В 1997 году линия по производству ЗМЗ-53 прекратила свое существование, и остался лишь один цех по изготовлению запасных частей к мотору.

Технические характеристики

На момент своего рождения двигатель ГАЗ 53 считался достаточно сильный, поскольку имел большое количество лошадиных сил. Более детально стоит разобрать технические характеристики в таблице:

Все моторы ГАЗ 53 с завода оснащались 4-х ступенчатой коробкой переключения передач. И только в 1987 году, была разработана 5-тиступенчатая КПП под мотор ЗМЗ-511, которая улучшала тяговую мощность и крутящий момент.

Установка мотора на другие автомобили

Любой автомобиль, особенно советский хоть раз подвергался тюнингу. Так, 53-й третий после Волговского (ГАЗ 24) и Уазовского (УМЗ-417) силовых агрегатов по популярности в доработке, поскольку имеет простую конструкцию и легко поддается внедрению новшеств. Но, все-же большую популярность он получил за счет внедрения двигателя на другие автомобили. Так неоднократно, можно встретить УАЗ с мотором ГАЗ 53.

Для тех, кто любит форсированный ГАЗ 24 или 3102 с легкость может устанавливать ЗМЗ 511. Часто можно встретить, как мчится Волга с двигателем ГАЗ 53. Но, здесь существует ряд недостатков: клубы дыма с выхлопной, нехарактерный звук мотора, обрыв карданного вала и другое.

Таким образом, к установке ЗМЗ 511 на ГАЗ 24 стоит подходить с серьезностью и просчитывать полностью все нюансы, поскольку внутренний потенциал достаточно большой, а вот ума довести его до конца хватает не у всех.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание машины с двигателем от ГАЗ 53 - это достаточно простое и не хлопотное дело, особенно, когда он установлен на ГАЗ 24. Мотор, конечно, потребляем около 10 литров масла, но при этом его ресурс составляет около 250 000 км пробега при регулярном обслуживании.

Итак, стоит расписать основные этапы технического обслуживания силового агрегата:

  1. ТО-1 - замена масла, топливного фильтра, подтяжка клапанного механизма.
  2. ТО-2 - замена масла, топливного фильтра, подтяжка клапанного механизма, замена топливного фильтра и прокладок клапанной крышки.
  3. ТО-3 - замена масла, топливного фильтра, подтяжка клапанного механизма, замена комплекта ГРМ, замена свечей зажигания, высоковольтных проводов.
  4. ТО-4 - замена масла, топливного фильтра, подтяжка клапанного механизма, замена топливного фильтра, прокладок клапанной крышки, прокладок ГБЦ и поддона.

Разница в пробеге между проведением технического обслуживания составляет 12 500 км. При правильном и регулярном уходе мотор способен выходить около 300 000 - 350 000 км пробега. После проведения капитального ремонта, техническая карта обслуживания меняется и ТО необходимо проводить чаще.

Ремонт и эксплуатация

Ремонт ЗМЗ-511 проводится согласно поточных поломок. Поскольку, силовой агрегат достаточно надежный, его можно по праву считать эталоном выносливости. Но, даже самые лучшие двигатели имеют свой ресурс и их необходимо ремонтировать.

Двигатель от ГАЗ 53 не ломается по пустякам и это приводит сразу к капитальному ремонту, который во многих случаях стоит, как новый мотор. Именно поэтому многие автолюбители практикуют проводить ремонт двигателя ГАЗ 53 своими руками. Рассмотрим, основной технологический процесс капитального ремонта силового агрегата ЗМЗ-53.

Какие процедуры необходимо выполнить и пройти:

  1. Мойка мотора.
  2. Разборка. В данном этапе мотор подвергается тотальному разбору на запасные части, чтобы определить какие детали повреждены, на сколько нанесен ущерб блоку и коленчатому валу, состояние головок блока, поршневой группы и головкам блока. Также, диагностике подвергаются второстепенные детали, а именно: масляный и водяной насос, в обязательном порядке сцепление и другие.
  3. Процесс диагностики. Здесь участвуют только три основные запчасти - блок (камеры, где происходит сгорание), коленчатый вал (на ремонтнопригодность) и ГБЦ (состояние газораспределительного механизма).
  4. Процесс замера и определения размеров. Коленчатый вал подвергается расточке. Так, для этой детали существует таблица размеров:

Сейчас, все блоки цилиндров старого образца подвергаются гильзовке, где мотор также может растачиваться под поршневую систему 92,5 и 93,0 мм.

  1. Переборка головки блока цилиндров. В данную процедуру входят такие операции: шарошка и притирка клапанов, полировка кулачков распределительного вала, замена клапанов и сальников.
  2. Когда все детали подготовлены, начинается сборка силового агрегата, где он приобретает свой первозданный вид.
  3. Последним этапом становится покраска и обкатка, где уже зальют масло и отрегулируют клапанный механизм.

Вывод

Двигатель ГАЗ 53 (или ЗМЗ 511) - это целая эпоха в автомобилестроении Советского Союза. Даже сейчас в отдаленных районах бывшего СССР можно встретить эксплуатацию этого аппарата. Он полюбился автомобилистам за счет простоты эксплуатации и обслуживания, а также своей надежности не смотря на года.

Автомобиль ГАЗ-3307. Выпускается Горьковским автозаводом с 1990 г. Кузов — деревянная платформа с тремя откидными бортами — боковыми и задним. На ГАЗ-3307 предусмотрена установка на продольных бортах навесных поперечных скамеек, надставных бортов, дуг и тента.
Кабина — двухместная, расположена за двигателем, на ГАЗ-3307 по сравнению с ГАЗ-53-12 кабина имеет увеличенные размеры, улучшенные обзорность, термошумоизоляцию. Сиденье водителя — подрессорное, регулируется по весу водителя, длине, наклону подушки и спинки.

Модификации автомобиля ГАЗ-3307:

- ГАЗ-330701 — исполнение "ХЛ" для холодного климата;
- экспортные — ГАЗ-330706 — для стран с умеренным климатом и ГАЗ-330707 — для стран с тропическим климатом;
- ГАЗ-33073 — грузопассажирское такси;
- ГАЗ-33075 и ГАЗ-33076 — газобаллонные, работающие соответственно на сжиженном нефтяном газе (пропан-бутане) и сжатом природном газе;
- ГАЗ-33072 — шасси для самосвалов;
- ГАЗ-33074 — шасси для автобусов;
- ГАЗ-3307 — шасси для специализированных автомобилей.

Грузоподъемность, кг — 4500

Снаряженная масса, кг — 3200
В том числе:
на переднюю ось, кг — 1435
на заднюю ось, кг — 1765

Полная масса, кг — 7850
В том числе:
на переднюю ось, кг — 1875
на заднюю ось, кг — 5975

Допустимая масса прицепа:
с инерционно-гидравлическим приводом тормозов, кг — 3500
не оборудованного тормозной системой, кг — 750

Максимальная скорость автомобиля, км/ч — 90
То же, автопоезда, км/ч — 80
Минимальная устойчивая скорость на низшей передаче, км/ч — 5-6
Время разгона автомобилей до 60 км/ч, с — 32

Максимальная преодолеваемый подъем автомобилями — 25%
То же, автопоездом — 18%
Выбег автомобилей с 50 км/ч, м — 660
Тормозной путь автомобилей с 50 км/ч, м — 25

Контрольный расход топлива автомобилей: л/100 км:
при 60 км/ч, л — 19,6
при 80 км/ч, л — 26,4

Радиус поворота:
по внешнему колесу, м — 8
Габаритный, м — 9

Двигатель

Модификация ЗМЗ-53-1 1, бензиновый, V-образный (900), 8 цил., 92x80 мм, 4,25 л,
степень сжатия — 7,6,
порядок работы — 1-5-4-2-6-3-7-8,
мощность 88.5 кВт (120 л.с.) при 3200 об/мин,
крутящий момент — 284,5 (29 кгс·м) при 2000-2500 об/мин,
карбюратор — К-135,
воздушный фильтр — инерционно-масляный.
Предусмотрена установка предпускового подогревателя ПЖБ-1 2 тепло производительностью 10400 ккал/ч (мощность 1 2 кВт).

Трансмиссия

Сцепление — однодисковое, с периферийными пружинами, привод выключения — гидравлический.
Коробка передач — 4-ступ., передаточные числа: I — 6,55; II — 3,09; III — 1,71; IV — 1,0; ЗХ — 7,77.
Карданная передача — из двух валов с промежуточной опорой.
Главная передача — одинарная гипоидная, передаточное число — 6,17.

Колеса и шины

Колеса — дисковые, обод. 6.0Б-20 с бортовыми кольцами, крепление на 6 шпильках.
Шины — 8.25R20 (240R508) моделей У-2 (К-84) или К-55А, давление в шинах передних колес — 4,5 кгс/см 2 ; задних — 6,3 кгс/см 2 .
Число колес — 6+1

Подвеска

Зависимая: передняя — на полуэллиптических рессорах с амортизаторами; задние — на полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами; концы коренных листов всех рессор установлены в резиновых подушках опорных кронштейнов.

Тормоза

Рабочая тормозная система — с барабанными механизмами диаметр 380 мм, ширина передних накладок — 80 мм, задних — 100 мм, двухконтурным гидравлическим приводом (раздельный по осям), гидровакуумным усилителем.
Стояночный тормоз — трансмиссионный барабанный (диаметр 220 мм, ширина накладок 60 мм), с механическим приводом.
Запасной тормоз — любой из контуров рабочей тормозной системы.

Рулевое управление

Рулевой механизм — глобоидальный червяк с трехгребневым роликом, передаточное число — 21,3.

Электрооборудование

Напряжение — 12 В
аккумуляторная батарея — 6СТ-75
генератор — Г250-Г2
регулятор напряжения — 222.3702
стартер — 230-А1
катушка зажигания — Б114-Б (Б116)
коммутатор зажиганий — ТК102А (13.3734 или 13.3734-01)
добавочный резистор — СЭ107 (14.3729)1
распределитель (датчик-распределитель) — Р133-Б (24.3706)
свечи зажигания — A11-30. Топливный бак 105 л
бензин А-76;
система охлаждения (с подогревателем), л — 23
вода или тосол — А40, тосол — А65
система смазки двигателя, л — 10
всесезонно М-8В или М-6/10В (ДВ-АСЗп-10В). при температуре ниже −20°С масло АСЗп-6 (М-4з/БВ,), (заменитель — всесезонно АСЗп-10)
коробка передач — 3,0 л. всесезонно ТАП-1 5в. при температурах ниже −25°С масло ТСп-10 или ТСз-9гип (заменитель — всесезонно) ТСп-15K, при температурах ниже −30°С смесь ТСп-15К с 10-15% диз. топлива 3 или А);
картер главной передачи — 8,2 л всесезонно ТСп-14гип, при температурах ниже −35°С ТСз-9гип (заменитель — при температуре ниже −35°С смесь масла ТСп-14гни с 10-15% диз. топлива 3 или А);
картер рулевого механизма — 0,6 л, то же, что для коробки передач;
амортизаторы 2x0,41 л, амортизаторная жидкость АЖ-1 2Т (заменитель — масло веретенное АУ);
гидроприводы тормозов и выключения сцепления — соответственно — 1,35 и 0,25 л, тормозная жидкость "Томь" (заменитель — "Нева");
бачок омывателя ветрового стекла — 1,5 л. жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.

Масса агрегатов, кг

Двигатель со сцеплением и коробкой передач — 330
коробка передач — 56
карданный вал — 25.5
передний мост — 138 (158)
задний мост — 270
кузов — 545
кабина в сборе — 246 (352)
колесо с шиной — 84
рессоры: передняя — 27, задняя — 61, дополнительная — 16
радиатор — 25

Советский грузовой автомобиль, семейства среднетоннажных грузовых автомобилей третьего поколения ГАЗ. Грузовик ГАЗ-53 выпускался серийно с октября 1961 года по 1967-й под индексом ГАЗ-53Ф, с 1965-го по 1983-й под индексом ГАЗ-53А и с 1983-го до января 1993 года под индексом ГАЗ-53-12 Горьковским автозаводом. ГАЗ-53 с последующими модификациями - самый массовый грузовик на территории бывшего СССР, т.н. «рабочая лошадка» советской экономики. Общий выпуск ГАЗ-53 составил свыше 4 млн. автомобилей, а ГАЗ-52 - 1 006 330 ед.

Главный конструктор - А. Д. Просвирнин. Ведущие конструкторы - А. И. Шихов, В. Д. Запойнов. Ведущий конструктор двигателя V8 - П. Э. Сыркин.

Предысторию появления ГАЗ-53Ф неофициально связывают с проходившим в 1961 году ХХII-му съездом КПСС, к открытию которого завод обязывался начать выпуск нового грузовика ГАЗ-53. Однако, в силу того, что к тому времени не был освоен в производстве V-образный 8-цилиндровый двигатель, пришлось ставить "шестёрку", форсированную до 82 л.с. благодаря увеличению степени сжатия до 6,7. Также не был освоен гипоидный задний мост, поэтому применили обычный от ГАЗ-51A, но с главной парой от ГАЗ-63 (i=7,6; у ГАЗ 51A i=6,67). Это позволило в какой-то мере сохранить динамику автомобиля с увеличенной до 3500кг грузоподъемностью. В связи с возросшей грузоподъемностью были установлены шины размерностью 8,25-20 и диски колес с тремя отверстиями. Первый производственный образец ГАЗ-53Ф был собран 23 сентября 1961 года, а 14 октября того же года главный конвейер покинула опытно-промышленная партия из 25 автомобилей. До марта 1962 года ГАЗ-53Ф собирался периодически - небольшими партиями. Грузоподъёмность ГАЗ-53Ф определялась заводом в 3500 кг до декабря 1964 г, но потом была снижена до 3000 кг.

Серийный выпуск ГАЗ-53 планировалось освоить к 1962 году, однако его производство сдерживало отсутствие готового двигателя. Крупносерийную сборку двигателей освоили лишь в конце октября 1963 года.

С июня 1964 г грузовик ГАЗ-53 становиться базовой моделью Горьковского автозавода. Это модификация автомобиля ГАЗ-53Ф и переходная модель к ГАЗ-53А. Грузоподъемность 3 т.По сути он представлял собой шасси ГАЗ-51A с удлиненной до 3700 мм колесной базой и с кабиной грузовика ГАЗ-52 - некий симбиоз старого и нового, логичный переход от 2,5-тонного ГАЗ-51A к 4-тонному ГАЗ-53A. В отличие от своего предшественника он имеет новый двигатель, мощностью 115 л/с, благодаря чему максимальная скорость автомобиля возросла до 85 км/ч.

При проектировании ГАЗ-52 рассматривались несколько вариантов двигателей, в том числе с рядным форкамерным двигателем и V-образной карбюраторной "шестеркой". Этот двигатель планировали ставить и на ГАЗ-53. Однако, из-за трудностей с разработкой нового двигателя конструкторы обратили свое внимание на новый V-образный восьмицилиндровый двигатель для нового легкового автомобиля большого класса ГАЗ-13. С этим мотором появилась возможность увеличения полезной нагрузки грузового автомобиля до четырех тонн, что, в свою очередь, повлекло за собой усиление рамы и подвески, увеличение грузовой платформы, установку новых шин, изменение тормозной системы и рулевого управления.

Двигатель имел рабочий объем 4,25л, степень сжатия 6,7 и развивал мощность 115л.с. при 3200 об/мин. К конструктивным особенностям двигателя следует отнести систему смазки с фильтром центробежной очистки масла (центрифугой), открытую систему вентиляции картера, гильзы цилиндров мокрого типа. В отличие от ГАЗ-51А, для передачи возросшего крутящего момента применили усиленное однодисковое сцепление и новую коробку передач с синхронизаторами на 3-ей и 4-ой передачах, а также новый карданный вал.

Первоначально ГАЗ-53 имел ограниченную до трех тонн грузоподъемность. Во избежание перегрузки на боковых бортах кузова крупно насосились белой краской знаки "3т". Такие автомобили были изготовлены в небольшом количестве в 1964 году и в первой половине 1965 года.

Через год с июня 1965г с конвейера стал сходить ГАЗ-53А. Он, как и ГАЗ-53 был оснащен V-образным верхнеклапанным 8-цилиндровым бензиновым двигателем. Грузоподъемность новой машины возросла до 4т. Большой объем кузова, и решетчатые приставные борта обеспечивали полное использование грузоподъемности независимо от вида груза. Отличие от предыдущей модели заключались в усиленной передней оси, новой карданной передаче и рулевом механизме. Была уменьшена длина рамы, снят буксирный прибор, а для повышения проходимости устанавливались шины со специальным рисунком протектора.

Был создан так же и тягач ГАЗ-53-05 предназначенный для работы с 3-тонным прицепом. Еще одна модификация автомобиля ГАЗ-53А это ГАЗ-53А-016 - машина с дополнительным оборудованием и двумя топливными баками общей емкостью 195 л и общим весом в снаряженном состоянии 3325 кг. Но, уже начиная с 1966 г. завод начал выпускать ГАЗ-52-03, грузоподъемностью 2500 кг, но с длинной (3700 мм), как у ГАЗ-53 колесной базой. На базе этого грузовика Горьковский автозавод строил для Саранского завода автосамосвалов шасси ГАЗ-53Б-02.

В 1973 году ГАЗ-53А и его модификации были аттестованы на присвоение государственного Знака Качества. Пластмассовая эмблема серого цвета крепилась на облицовке радиатора между фарой и подфарником. Но впоследствии, в 1982 году эмблема исчезла с облицовки. Также автомобили стали оснащать боковыми повторителями указателей поворота, которые размещались на крыльях кабины.

С 1983г. был освоен выпуск модернизированного ГАЗ-53-12 грузоподъемностью 4,5 т. Изменения коснулись двигателя и облицовки радиатора. Также модификация данного грузовика ГАЗ-53А-016 (годы выпуска 1966-1983 гг.), предназначенная для нужд вооружённых сил Советского Союза, отлично справлялась с возложенными на неё функциями. В последние годы своего выпуска (1984-1992) модели, работающие на бензине, дополнились модификациями, в качестве своего топлива, использовавшие сжатый природный и сжиженный газы. – Речь идёт о грузовиках ГАЗ-53-19 и ГАЗ-53-27.

Данный грузовик не случайно называли не иначе, как «рабочей лошадкой» экономики Советского Союза – он присутствовал практически во всех сферах народного хозяйства социалистической страны: сельское хозяйство, сфера строительства, грузовые перевозки и прочее. Помимо всего прочего, невозможно переоценить заслугу ГАЗ-53 в процессе освоения целинных земель в Средней Азии (степи Казахстана), инициированного тогдашним генсеком СССР Н.С. Хрущёвым – этот «труженик» осуществлял перевозки урожаев зерновых культур, и как нельзя наилучшим образом подходил к здешним климатическим условиям.

Различные модификации грузовика ГАЗ-53 успешно использовались не только на территории Советского Союза – в рамках братской помощи были налажены поставки этих машин в страны, входившие в так называемый блок социалистических государств: Восточная Германия (ГДР), Венгрия, Чехословакия, Румыния, Югославия, Вьетнам, Лаос, Куба, Монголия и КНДР. Что касается последних 3-х стран, здесь кое-где до сих пор можно встретить исправно работающие ГАЗ-53 Поставки грузовиков ГАЗ-53 также были налажены и в соседнюю Финляндию, невзирая на то, что она не являлась социалистической страной. Советский грузовик отлично зарекомендовал себя в здешних климатических условиях.

Модификации ГАЗ-53

* ГАЗ-53Ф (с октября 1961 года, по январь 1967 года) - бортовой грузовик и шасси с форсированным двигателем ГАЗ-51 мощностью 82 л.с., задним мостом ГАЗ-51 с редуктором от ГАЗ-63 (i=6,7), грузоподъёмность 3,5/3,0 т, максимальная скорость до 75 км/ч;