Новые требования к автомобильным шинам. Существует ли штраф за езду летом на зимней резине? За что могут наказать? Штраф за езду без зимней резины

На безопасность дорожного движения влияет множество факторов. Важно не только соблюдать правила езды, но и содержать автомобиль в технически исправном состоянии. В связи с суровыми климатическими условиями во многих регионах нашей страны, водителям приходится менять покрышки. В то же время у автолюбителей возникает масса вопросов в необходимости совершать такие действия, их волнует, существует ли штраф за отсутствие зимней резины. Стоит сразу оговориться, что ездить зимой на летних покрышках запрещено, равно как и летом использовать шипованые колеса.

Что говорит закон

Чтобы понять, правомерно ли накладывает штраф за отсутствие зимней резины сотрудник ГИБДД, необходимо ознакомиться с регламентом Таможенного союза. В нем, в частности, четко оговаривается, какие месяцы в году относятся к зимним, а какие - к летним. К первым всегда причисляют декабрь, январь и февраль. Лето - это соответственно июнь, июль и август. Однако отдельно взятый регион вправе устанавливать свои ограничения, причем только в сторону увеличения количества зимних месяцев. Такая ситуация вполне логична, ведь, к примеру, в Красноярском крае снег на улицах лежит гораздо дольше, чем в той же Ростовской области.

В законе четко оговаривается, что запрещено эксплуатировать автомобиль, который не укомплектован зимними покрышками, в период с декабря по февраль. Причем на всех колесах машины должна быть установлена зимняя резина. Но точные сроки "переобувания" транспортного средства могут устанавливать регионы.

Точные сроки

Прежде чем выяснять, предусмотрен ли штраф за отсутствие зимней резины, необходимо точно знать, когда действует запрет на использование летних колес в конкретном регионе. На 2018 год пока ни один регион не поменял правила, которые установлены в Техрегламенте. Если же изменения будут приняты, то об их существовании можно будет узнать в региональных законодательных актах или из постановлений местного самоуправления.

Основные положения Техрегламента

Штраф за отсутствие зимней резины может быть наложен, однако не все так однозначно. Закон, который регламентирует использование зимних покрышек, содержит следующую информацию:

  • Описывает характеристики зимней резины и дает ее понятие. Но технические особенности напрямую зависят от грузоподъемности машины и ее типа.
  • Штраф за отсутствие зимней резины в России может быть наложен сотрудником ГИБДД только в том случае, когда колеса не соответствуют предписанным характеристикам и не подходят для использования в зимний период времени.
  • Штраф может быть заменен предписанием, если присутствует лишь небольшая неточность в описании покрышек.

Многих водителей волнует вопрос, полагается ли штраф за отсутствие зимней резины, если используются всесезонные покрышки. В Техрегламенте такого понятия не существует. При изучении колес, которые используются летом и зимой, принимаются во внимание технические характеристики резины и ее маркировка.

Есть ли штраф за отсутствие зимней резины

Для водителей имеется очень хорошая новость. Конкретный штраф за отсутствие зимних покрышек в холодное время года не предусмотрен. Он не был принят раньше и до сих пор не фигурирует ни в одном законодательстве. Сомневающиеся могут легко проверить, существует ли штраф за отсутствие зимней резины зимой.

Регулирует езду зимой на летних покрышках лишь Техреглмаент, следовательно, региональные КоАПы должны ссылаться исключительно на него, чтобы предусмотреть какое-либо наказание. Однако Кодекс может ссылаться на Техрегламент только в случае нарушений тонирования автомобиля. Иных штрафов за нарушения регламента не предусмотрено законом.

Таким образом, можно однозначно утверждать, что штраф ГИБДД за отсутствие зимней резины будет неправомерен. При этом не важно, когда водитель использует такие покрышки. Закон не выделяет ни осенние месяцы, ни зимние.

Некоторые нюансы

Несмотря на то что не существует штрафа на отсутствие зимних покрышек, водитель может понести определенное наказание за несоответствующую комплектацию автомобиля. В данном случае "вступают в игру" правила дорожного движения. Они предусматривают определенный перечень неисправностей, при которых запрещено эксплуатировать автомобиль.

Говоря о том, какой штраф за отсутствие зимней резины, повторимся, что его нет, но водитель может быть наказан и обязан будет заплатить сумму в 500 рублей, если остаточная глубина протектора не соответствует нормам, указанным в правилах дорожного движения. Все водители знают, что показатели летней и зимней резины в этом случае сильно разнятся.

Остаточная глубина протекторов четко указана для каждого транспортного средства. Так, штраф за отсутствие зимней резины, размером в 500 рублей, может быть наложен, если характеристики покрышек не соответствуют следующим данным:

  • у автомобилей категории L - 0,8 мм;
  • у машин категории N2 и N3 - 1 мм;
  • для транспортных средств категории N1 и М1 - 1,6 мм;
  • для транспортных средств М2 и М3 - 2 мм.

Требования к протекторам

Каков штраф за отсутствие зимней резины, сколько придется платить, волнует многих водителей. Несмотря на то что закон не предусматривает наказание за езду в холодное время года на летних покрышках, владелец транспортного средства может быть оштрафован. Сотрудник ГИБДД может проверить остаточную глубину протектора и, если она не соответствует определенным требованиям, сумма взыскания будет составлять 500 рублей.

Требования к колесам, изложенные в правилах дорожного движения, следующие:

  1. На обледенелой дороге и заснеженном покрытии могут использоваться шины, которые имеют маркировку.
  2. Значок представляет собой заснеженную вершину с тремя пиками. Внутри нее изображены снежинки.
  3. Обязательно должны присутствовать знаки: M+S; M&S; M S.
  4. Признаки износа исключены.
  5. Остаточная глубина покрышек должна быть не более 4 мм.

Когда менять шины

Разобравшись, какой штраф за отсутствие зимней резины зимой, может быть предусмотрен, и насколько он правомерен, важно понимать, когда "переобувать" автомобиль. Закон, с учетом принятых поправок, гласит:

  • В летний период запрещено использовать колеса с шипами противоскольжения.
  • В зимний период запрещается эксплуатировать транспортное средство, которое не укомплектовано колесами, полностью соответствующими принятым нормам, указанным в правилах дорожного движения.
  • Согласно Регламента, машина должна быть "обута" в зимние шины в период с 1 декабря по 1 марта. Соответственно, летние колеса необходимо использовать с июня по август. Регионы вправе сдвигать нормы, учитывая климатические условия. Так, в Москве необходимо машины "обуть" в зимнюю резину уже с 1 ноября.

Поправки важны, потому что в некоторых регионах шипованные покрышки могут вовсе не потребоваться. В других же областях зимние колеса могут использоваться практически круглогодично.

Использование "всесезонки"

Использование "всесезонки" не ограничивается законом. Штраф только за ее использование, как и летней резины, в зимнее время не налагается. Однако наказание все-таки может последовать, потому что глубина протектора может не соответствовать техническим нормам.

Всесезонные покрышки практически никогда не маркируются значком с горной вершиной и снежинками. Однако надпись M+S может присутствовать. Поэтому при проверке правомерности использования таких колес используется норма, которая гласит, что глубина должна быть не менее 4 мм и присутствовать один из значков ("горная вершина", либо буквы).

Знак "шипы"

Если автолюбитель зимой использует резину с шипами, то необходимо приклеить специальный значок с буквой "Ш". Наклейку следует разместить на заднем стекле автомобиля.

На что обратить внимание

Чтобы не попасть впросак, необходимо четко знать, какие требования предъявляются к зимней резине и на что обратить внимание перед эксплуатацией машины. Помимо соответствующих значков и маркировок есть дополнительные характеристики, которым должны отвечать покрышки:

  • Отсутствие видимых повреждений и нарушений резины. К запрету управления машиной и предписанию замены шин могут служить такие факторы, как расслоения покрытия, явные разрывы, по боковым частям отделение слоев, пробои и порезы.
  • При полном соответствии колес требованиям, трещины в дисках недопустимы.
  • Все части крепления на дисках должны быть на месте (болты и гайки).
  • На одной оси должны быть установлены одинаковые колеса. К штрафу может привести использование покрышек с разным рисунком, степенью износа, отличающие по типу и модели.
  • Автомобилист должен укомплектовать все транспортное средство зимней резиной. Наличие хоть одного колеса, не отвечающего требованиям ПДД, приравнивается к полному отсутствию необходимых покрышек.

Почему нельзя зимой ездить на летней резине

Эксплуатация летний резины в зимних условиях опасна как для самого автомобилиста, так и для других участников дорожного движения. Дороги зимой могут иметь наледь, покрываться толстым слоем снега, да и просто асфальт меняет свои характеристики, в связи с холодной температурой. Почему запрещено использовать летние шины в условиях холодного времени года:

  • существенно увеличивается тормозной путь, потому что резина не приспособлена к езде по снегу и льду:
  • сцепление с дорогой уменьшается, поэтому снижается маневренность транспортного средства:
  • покрышки быстро изнашивается, потому что резина не предназначена для воздействия острого льда и холодного снега.

Конечно, ответственность за износ покрышек полностью лежит на владельце транспортного средства. По мере их порчи необходимо заменять старые колеса на новые. Но если их технические характеристики не соответствуют нормам, принятым для соответствующего времена года, то на водителя может быть наложен штраф.

Некоторые сложности

В правилах дорожного движения четко указаны технические характеристики, которыми должны обладать зимние покрышки. Однако жесткой ответственности за их нарушение до сих пор не предусмотрено. Законодательно учтены климатические особенности некоторых регионов страны и использование зимней резины допускается даже в летние месяцы.

В России сложно ввести единые требования, которые бы действовали во всех регионах. В этом состоит недостаток действующих поправок. Поэтому и нет закона о штрафе, за использование летних или зимних шин в несоответствующее время года. Также нет наказания за отсутствие значка "Ш" при наличии колес с шипами. Однако сотрудник ГИБДД может выдать предписание об устранении нарушений.

Законодатели разрабатывают данный вопрос, но пока не пришли к единому мнению. Предполагается, что автовладелец будет лишен права по выплате страховки по ОСАГО в случае дорожного происшествия. Пока на дорогах могут проверить соответствие качества шин нормам, которые указаны в правилах дорожного движения. И именно за эти нарушения на водителя может быть наложен штраф в размере 500 рублей. Предполагается, что в дальнейшем сумма взыскания будет увеличена, потому что некоторых водителей не пугает такое наказание и они продолжают использовать летнюю резину зимой. При этом подвергая себя опасности и других участников движения.

Выводы

Всех автомобилистов интересует вопрос о том, какой штраф за отсутствие зимней резины предусмотрен законом. Несмотря на то что официально за езду на летних колесах в холодное время года наказания не предусмотрено, автолюбитель все же может получить квитанцию об оплате нарушения.

Штраф в размере 500 рублей налагается на собственника транспортного средства, если колеса не отвечают всем требованиям, перечисленным в правилах дорожного движения. Даже если для некоторых сумма кажется незначительной, то пренебрегать безопасностью своей и других участников дорожного движения не стоит. Только наличие специальных шин гарантирует плотное сцепление с дорожным покрытием, на котором имеется наледь или лежит снег.

Эксплуатация автомобиля ‒ это на самом деле более сложный процесс, чем представляют себе многие водители. Необходимо знать много тонкостей, одной из которых является применение зимней резины. Ее нужно ставить при наступлении холодов. В противном случае сцепление шин со снегом при отрицательной температуре будет очень слабым, что создает опасность на дорогах и повышает риск попасть в ДТП. Да и штраф за резину можно получить. Поэтому вопрос замены летних шин на зимние является весьма актуальным.

К тому же, играет роль состояние резины и высота ее протектора. Если зимние шины будут изношенными, то они будут держать дорогу хуже, чем летние. Естественно, в правилах предусматривается ответственность водителей за использование летних покрышек в зимнее время. Многие водители хотят знать, с какого числа назначается штраф за резину, каков его объем и допускается ли эксплуатация шин с шипами. Об этом и поговорим.

Что говорит закон?

Во многих СМИ была озвучена информация, что с 2017 года вступит закон, в соответствии с которым будет назначен штраф за летнюю резину в зимнее время в размере 2000 рублей.

На данный момент уже действуют технические регламенты, которые определяют, что в зимнее время все автомобили должны быть укомплектованы зимними шинами. Зимними месяцами считаются декабрь, январь и февраль. При этом в регламенте указано, что все колеса автомобиля должны иметь зимние шины, а не только передняя или задняя ось, как считают некоторые водители.

В пункте 5.5 приложения № 8 говорится о том, что эксплуатация транспортных средств без зимних шин зимой запрещается. Также запрещено использовать и автомобили с шипованной резиной летом. Еще в данном пункте четко указано, что нельзя использовать автомобили, которые хоть и укомплектованы зимними шинами, но остаточная глубина протектора составляет менее 4 мм. Следовательно, недостаточно просто использовать зимнюю резину, она должна иметь достаточную глубину протектора.

Есть ли штраф за резину зимой?

Выдержки из закона четко определяют, что есть определенные требования, предъявляемые к покрышкам. Они должны соответствовать сезонности на всех колесах одновременно. Если шины не соответствуют сезону, то это расценивается как техническое состояние автомобиля, которое не соответствует требованиям правил. Следовательно, это считается нарушением. Штраф за летнюю резину в данном случае составит 500 рублей.

Штраф за разные типы покрышек на передней и задней оси

Многие водители не хотят тратиться на целый комплект зимней резины, поэтому они покупают только шины на ведущую ось - переднюю или заднюю. И хотя делать это не рекомендуется, многие так поступают.

Конечно, не существует конкретного закона или правила, которое бы регулировало подобный вопрос. Однако технический регламент гласит, что машина должна эксплуатироваться с одинаковыми шинами на обеих осях. Несоблюдение этого условия также будет расцениваться как несоответствие нормальному техническому состоянию автомобиля, что чревато штрафом в размере 500 рублей.

Лысая резина

В новой редакции закона определены требования к остаточной глубине протектора на зимних шинах, которых должен придерживаться водитель. Если глубина рисунка на зимних покрышках менее 4 мм, то водителю снова придется платить штраф (500 рублей). Устанавливается он статьей КоАП РФ. В частности статья 12.5 указывает, что управление транспортным средством, которое не соответствует нормальному техническому состоянию или условиям допуска машины к эксплуатации, запрещается. В противном случае водителя привлекают к административной ответственности и требуют уплаты штрафа в размере 500 рублей.

Также стоит учитывать, что повторение подобного нарушения повлечет увеличение штрафа. Поэтому водителю после первого предупреждения инспектором желательно поменять летнюю резину на зимнюю.

Штраф за шипованную резину летом

Если в весеннее или осеннее время ездить на машине с обычными зимними покрышками без шипов, то никакого нарушения в данном случае не будет. Просто такая резина считается более мягкой, и при плюсовой температуре она хоть и обеспечивает хорошее сцепление автомобиля с дорожным покрытием, но быстро истирается. Поэтому ее рекомендуют использовать в зимнее время, когда из-за низкой температуры она немного твердеет.

Однако зимние шины могут часто оснащаться металлическими шипами, которые обеспечивают лучшее сцепление на снегу или льду. Но при движении по асфальту шипы сильно снижают сцепление колес с дорожным полотном и портят при этом асфальтное покрытие.

Использование шипованной резины в не зимнее время является грубым нарушением из-за несоответствия действующему стандарту и влечет наложение штрафа. Как обычно, водителю придется заплатить 500 рублей.

Однако есть и исключение из правил, но оно касается только тех регионов России, где преимущественно преобладает холодный климат. Поэтому использование колес с шипами допускается не только зимой, но и в другое время года. Однако при этом водитель обязан информировать об этом других участников движения. Для этого на стекло клеится значок в виде треугольника с буквой ш внутри.

Раньше в законе было четко прописано количество шипов, которое допускается к установке на шины. Также допускалось и небольшое отклонение от нормы в сторону увеличения. Однако при этом водитель должен был доказывать отсутствие высокой нагрузки на асфальтовое покрытие и увеличение эффективности сцепления с дорогой. В поправках, которые внесены в законопроект 2017 года, данные моменты вообще отсутствуют.

Лысые колеса

Вне зависимости от того, какое время года и какой тип резины использует водитель, есть определенные требования для протекторного рисунка как для летних, так и для зимних шин.

  1. Автомобили категории L - 0.8 мм.
  2. Автомобили категорий №2, №3, ОЗ, 04 - 1 мм.
  3. Транспортные средства категория M1, N1, O1, O2 - 1.6 мм.
  4. Автомобили категория M2, M3 - 2 мм.
  5. Зимние покрышки - 4 мм.

Зачем вообще менять шины?

Стоит отметить, что штраф за резину появился не на ровном месте. Известно, что летние шины при отрицательной температуре становятся очень жесткими. К тому же, рисунок их протектора не рассчитан на снег или лед на дорогах. В результате применение такой резины зимой создается высокая опасность как для водителя и его пассажиров, так и для других участников движения.

Машина с летней резиной в зимнее время становится слабо управляемой, ее тормозной путь увеличивается, маневренность теряется, а сцепление с дорожным полотном становится очень слабым. Именно поэтому ее нужно менять.

Что касается зимней резины в летнее время, то ее применение также снижает управляемость автомобилем. Такие покрышки быстро изнашиваются, и их сцепление с дорогой при плюсовой температуре также становится низким из-за повышенного плавления шин.

В весеннее или осеннее время не предъявляются конкретные требования для резины, поэтому водители могут использовать как зимние, так и летние шины. Но специалисты рекомендуют применять летние покрышки, хотя во многих регионах переобуваются только летом, когда плюсовая температура за окном держится долго.

В заключение

Теперь вы знаете, какой штраф за резину не по сезону. Следовательно, не нужно экономить на этом. Подобная экономия может компенсироваться штрафами ГИБДД. К тому же, в интересах водителя обеспечить себе и своей семье безопасные условия для движения на дорогах. Итак, если вы не хотите платить штраф за резину, то просто переобувайтесь вовремя.

Комитет Госдумы по транспорту и строительству рекомендовал во вторник нижней палате парламента принять в первом чтении в размере 2 тысяч рублей за использование автомобильных шин не по сезону.

21 октября законопроект будет вынесен на рассмотрение депутатами Госдумы на пленарном заседании. Напомним, ранее правительство РФ в официальном отзыве также поддержало документ. Как пояснял один из разработчиков законопроекта депутат Сергей Тен, требования к глубине шинного протектора утверждены техническим регламентом Евразийского экономического союза, куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

Если он вступит в силу, штраф будет грозить тем автовладельцам, у кого глубина протектора шин, установленных на машинах, в период с 1 декабря по 1 марта не будет соответствовать этим нормативам. Иными словами, речь идет о санкциях за использование летних шин зимой. При этом штраф, по словам парламентария, смогут выписать и за использование зимней резины с высокой степенью износа. Одновременно поправки касаются использования шипованной резины в летний период - с 1 июня по 1 сентября. Штраф за это также составит 2 тысячи рублей.

Вместе с тем законопроект учитывает региональную специфику. В частности, предполагается, что региональные парламенты смогут пересматривать сроки зимнего периода эксплуатации шин в сторону увеличения, но не уменьшения.

Использование шипов в летний период закончится штрафом 2 тысячи рублей

При этом депутаты нашли несколько недоработок в документе, которые предписали разработчикам устранить ко второму чтению. Так, в законопроекте отсутствуют сроки вступления в силу его положений, а также норма, предусматривающая полномочия региональных властей изменять в сторону увеличения сроки запрета использования зимних шин.

У этого законопроекта есть еще огромное количество недоработок. И главная из них заключается в том, что в Правилах дорожного движения, в приложении по допуску к эксплуатации транспортных средств прописано требование только по глубине протектора. О требованиях по сезонному использованию шин (летних или шипованных) в них речи не идет. Да, эти требования прописаны в регламенте Таможенного союза, но в Правилах дорожного движения РФ не фигурируют. То есть, если закон будет принят, наказывать будет не за что.

Согласно правилам, нельзя использовать шины, глубина протектора которых менее одного миллиметра для легковых автомобилей. Зимой, если речь идет о движении по заснеженному или обледенелому участку дороги, запрещено использовать шины с глубиной протектора менее 4 мм.

Вот за это действительно можно сейчас внести в КоАП ответственность. Однако запрет на шипы в июне, июле и августе, а также запрет на использование летних шин в декабре, январе и феврале прописан только в техническом регламенте Таможенного союза. К российским Правилам дорожного движения эти требования пока касательства не имеют.

Как сообщил корреспонденту "РГ" первый заместитель главы Комитета по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, в первую очередь должны быть приняты поправки в Правила. КоАП не устанавливает правила взаимоотношений, он устанавливает ответственность за их нарушения. Сначала должны быть установлены правила, и только потом ответственность за них.

С приближением зимнего времени года у многих автомобилистов появляются опасения получить штраф за зимние покрышки или их отсутствие. Необходимость перехода на сезонные шины обусловлена погодными условиями в России. Но существует ли штраф за зимнюю резину? Можно ли получить штраф за летнюю резину зимой? Чем грозит водителям использование шин не по сезону? Какие законодательные акты регулируют эти вопросы?

Когда и для чего переходить на зимнюю резину?

Большая часть территории России расположена в умеренном поясе, северные материковые территории - в субарктическом. Для части субъектов, расположенных в умеренном поясе, характерно четкое разделение времен года. Зимой наблюдается постоянный снежный покров, а средняя температура воздуха опускается ниже нуля. В таких условиях дорожное покрытие в большинстве своем обледенелое или заснеженное, соответственно, для безопасного передвижения на автомобиле должны быть специальные зимние шины. Они позволяют водителям эффективно маневрировать на дороге, сокращать тормозной путь, улучшают сцепление с дорожным полотном и вкупе способствуют безопасности движения в зимнее время. Происходит это за счет следующих моментов:

  • Зимние шины создаются из мягкой резиновой смеси, которая становится эластичной при низкой температуре. Такая резина имеет высокий уровень износостойкости;
  • Зимние шины имеют особенный рисунок протектора (асимметричный, V-образный и т.д.), который обеспечивает более плотный контакт дороги и колес, способствует лучшей проходимости в условиях заснеженных дорог и гарантирует эффективность торможения;
  • Микропоры резины (в зависимости от производителя) позволяют шинам эффективно впитывать влагу (в том числе с поверхности льда), что обеспечивает хорошее сцепление с дорогой;
  • Шипы, которыми оснащены некоторые виды зимних шин, разработаны для противоскольжения. Их использование будет эффективно за пределами города на дорогах и трассах, которые редко очищаются от снега и имеют гладкое (ледовое или снежное) покрытие.

Большинство водителей не знает какой штраф за отсутствие зимней резины зимой и во избежание санкций заранее меняет шины. Но переход на зимнюю резину как процесс, способствующий обеспечению безопасности движения на дорогах, выгоден самому автомобилисту. Меняя летние шины на зимние, он уменьшает вероятность попадания в ДТП из-за погодных условий и дорожного покрытия, тем самым «спасает» себя и других водителей от травм и повреждений возможных при авариях. В федеральном законодательстве о переходе на зимние шины положений нет, но Технический регламент «О безопасности колесных ТС», который действует в странах Таможенного союза, обязывает всех водителей производить такую замену. В нижеприведенной таблице представлена информация о возможности использования определенных видов шин в зависимости от сезона.

Таблица - Комплектация транспортных средств шинами в зависимости от сезона

Время года
Вид резины
Летняя
Зимняя шипованная
Всесезонная
Зима
Нет
Да
Да
Весна
Да
Да
Да
Лето
Да
Нет
Да
Осень
Да
Да
Да

Несколько раз в истории российского законотворчества вносились предложения ввести штраф за отсутствие зимней резины, но к 2018 году ни один из выдвинутых законов принят не был. Последним, выдвинутым к рассмотрению, был законопроект №464241-6, предлагавший установить штраф в размере 2000 рублей. Но во время I чтения в Госдуме инициатор законопроекта снял его с рассмотрения из-за внесения в Техрегламент изменений, разъясняющих обязанности водителей по сезонной смене покрышек.

Так, в Приложении №8 регламента указано, что в течение трех летних месяцев нельзя использовать шипованные шины. Но штраф за зимнюю резину летом КоАП РФ не установлен. Шинами с шипами должны быть укомплектованы автомобили категории «M1», «N1» (легковые и грузовые до 3,5 тонн) в течение 3 месяцев зимы. Допускается, что законодательство может изменить сроки запрета, исходя из климатических особенностей какого-либо региона. Штраф за летнюю резину зимой в 2018 году также сотрудниками ГИБДД выписываться не должен, поскольку такой нормы нет ни в ПДД, ни в КоАП, положения главы 12 которого основаны как раз на Правилах дорожного движения.

Несмотря на отсутствие законодательно закрепленного наказания за тот или иной вид резины в разные сезоны, каждый автомобилист должен понимать, что он ответственен за то, что происходит на дорогах и трассах. Ради своей безопасности и безопасности окружающих разумнее всего будет «переобуться» в зимние шины. Когда это сделать - зависит от территории эксплуатации ТС. В одних регионах уже в сентябре может выпасть снег, в других - его не будет даже в декабре.

Особенности использования всесезонных шин

Всесезонные шины были разработаны как компромисс между зимними и летними. Переукомплектация ТС шинами в холодное время года - дорогостоящее удовольствие. Особенно для автовладельцев, которые проживают в южных регионах, где зима является непродолжительной. Производители резины искали общее решение, при котором всесезонные шины сохраняли бы важные характеристики зимней и летней резины - контакт с дорожным покрытием, глубину протектора, особый рисунок на шинах и т.д. Всесезонная резина обладает следующими качествами:

  • Минимально допустимая температура для использования -7°C;
  • Рисунок протектора асимметричный, в центре чаще всего ромбы и прямоугольники, по бокам - линии (продольные или поперечные). То есть центральная часть резины напоминает рисунок зимней, а часть, расположенная ближе к внутренней части колеса - летней;
  • Глубина протектора представляет собой нечто среднее между характеристиками зимней (до 4 мм) и летней (до 1,6 мм) и может отличаться в зависимости от производителя.

При казалось бы явных преимуществах, связанных с экономией, всесезонная резина имеет ряд недостатков. Первый из них - ограниченный температурный режим использования. Такие шины не будут эффективны при температуре ниже -7°C и малоэффективны при температуре выше +15°C. Они будут изнашиваться гораздо быстрее, если транспортное средство будет эксплуатироваться целый год. Сцепление с дорогой, покрытой рыхлым снегом, «кашей» или льдом будет практически нулевым. Все это позволяет сделать вывод, что нецелесообразно использовать транспортные средства, оборудованные такой резиной, в регионах с жарким и чрезмерно холодным климатом. Штраф за езду без зимней резины владельцу авто с всесезонными шинами инспекторы ГИБДД не выпишут, но качество эксплуатации транспорта с такими шинами позволяет высказываться скорее против, чем за.

Штрафы за неправильное использование резины в 2018-2019 гг.

В КоАП РФ не предусмотрены штрафные санкции за неустановленную сезонную резину летом или зимой. С приближением зимы в СМИ стали появляться новости о том, что установлен штраф за зимнюю резину с 1 декабря 2018 года. Они не соответствовали действительности, но побудили многих водителей еще до первого снега поставить новые шины, соответствующие сезонным требованиям. Такие новости отчасти были сфабрикованы или основывались на положениях Технического регламента, но не подкреплялись нормами российского законодательства. В соответствии со ст.12.5 КоАП автомобилиста могут оштрафовать только за несоответствие колес параметрам, заявленным в п.5 «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации». Но даже в этом пункте нет ни слова о необходимости перехода с летней резины на зимнюю.

За летнюю резину зимой

Многие автомобилисты, плохо знакомые с законодательством, полагают, что можно получить штраф за летнюю резину с 1 ноября. То есть если после этой даты на автомобиль не будут установлены зимние покрышки инспекторы ДПС (ГИБДД) будут иметь полное право выписать постановление об админнарушении. Но это не является нарушением. Такие заблуждения могут быть связаны с тем, что по негласному правилу переход на зимнюю резину осуществляется как раз в ноябре.

За зимнюю резину летом

Использование зимней резины (особенно шипованной) в летний период противопоказано по нескольким причинам. Такая шина сделана из мягкой эластичной резины, которая плотно контактирует с дорожным покрытием. Если таким покрытием будет сухой асфальт, шина разогреется, машиной станет трудно управлять, а это может привести в лучшем случае к трещинам в колесе, в худшем - к разрыву.

Шипованная резина может с легкостью повредить сухое покрытие дороги, но и это не самое страшное для водителя. Езду по летним дорогам на транспортном средстве, укомплектованном такими шинами, можно сравнить с ездой по льду на летней резине - непредсказуемо и небезопасно. Штраф за зимние шины КоАП не предусмотрен, но ГИБДД может проверить уровень износа, который при такой эксплуатации в короткое время может резко возрасти.

За лысую резину

Штраф за использование изношенной зимней резины составляет 500 рублей согласно п.1 ст.12.5 КоАП. Уровень износа определяется по нормам «Основных положений...». При езде по снежному или обледенелому покрытию на зимних шинах с маркировкой в виде снежинки глубина протектора не может быть более 4 мм. Если глубина рисунка не соответствует нормам, то у ГИБДД будут все основания для составления протокола и постановления.

За разную резину

В соответствии с той же нормой КоАП водителя транспортного средства могут наказать за использование разных шин, установленных на одну ось. Размер штрафа за зимнюю резину и летние шины, установленные одновременно, за одновременную эксплуатацию шипованной и нешипованной резины, шин разных размеров и с отличными конструкциями и т.д., составляет 500 рублей.

Заключение

Таким образом, российское законодательство не предусматривает штрафных санкций за летнюю резину зимой и наоборот. Однако ГИБДД может выписать штраф за износ зимней резины. Если для замены нет оснований или не хватает финансов, то можно остановиться на универсальном варианте покрышек, которые используются круглогодично. Универсальные шины лучше не использовать в регионах со сложными климатическими условиями, вне городских дорог. Ответственность за последствия эксплуатации авто в любое время года лежит на владельце машины, независимо от наличия штрафных санкций.

Та ситуация на дорогах, что господствовала несколько лет назад, уже неактуальна для современного мира, и поэтому законодательство РФ также постепенно вводит изменения. Это касается новых проектов о введении штрафов за резину не по сезону, а также наказания за использование стёртых шин и «лысых» протекторов.

К 2018 году некоторые правила стали жёстче, а к ним прибавился внушительный ряд ограничений, за нарушение которых автовладельцев ждут санкции. Однако самым страшным в данной ситуации является всё же не штраф, а езда с использованием так называемой лысой резины, поскольку она способна спровоцировать серьёзные ДТП.

Автомобильные шины являются расходным материалом, который время от времени необходимо заменять. Резина сменяется владельцем два раза в год перед наступлением холодов и с наступлением тёплой весны.

Однако протектор шин имеет свойство со временем истираться, и в какой-то момент становится совсем лысым. Такие колёса опасны для езды в любых климатических условиях и на любом дорожном покрытии.

Качественные протекторы обеспечивают хорошее сцепление колёс с дорогой, которое необходимо как летом, так и зимой.

  • Полностью стёртый рисунок покрышки не сможет обеспечить нормальное сцепление, даже если автомобиль будет эксплуатироваться только на ровной асфальтированной поверхности.
  • В этом случае про езду на мокром покрытии можно и не говорить: сцепление с поверхностью в этом случае теряют все колёса, и автомобиль в буквальном смысле несут водные потоки. Управление машиной при таком раскладе событий бесполезно.
  • Не лучшим будет результат от езды на лысой резине по смеси льда и грязи во время таяния снега – авто перестанет ехать и начнёт скользить. Это происходит по причине того, что лысые шины не могут отводить избыточную воду от пятна контакта, которое в результате значительно уменьшается, а автомобиль перестаёт быть управляемым. В результате автомобиль может занести практически на ровном месте.

Кстати, если уровень стёртости протекторов на каждой шине разный, это также приведёт к внезапному заносу транспортного средства.

  • Ещё одна опасность езды с лысыми протекторами состоит в том, что их остатки на лысом колесе могут полностью отслоиться в любой момент, что может привести ко взрыву покрышки прямо во время движения.

Долговечность рисунка протектора зависит от множества факторов и потому варьируется. Ключевым фактором является не только сезонность шины (зимняя или же летняя), но и её изготовитель.

Фирма, заботящаяся о качестве своего продукта, выпускает шины, которые будут служить от 40 до 50 000 км пробега. Если же качество продукта несколько хуже, то в среднем нужно менять шины в интервале от 10 до 20 000 км.

Универсальным правилом для любого автомобиля может служить глубина протектора в 1,6 мм – если она достигла этого значения, покрышку необходимо заменить.

Штраф за езду на лысой резине в 2018 году

В соответствии со статьёй 12.5 КоАП и её 1 пунктом, запрещено управление автотранспортом, имеющим неполадки, а также если имеют место условия, вследствие которых управление автомобилем недопустимо. Данные условия остались в силе и в 2018 году.

Что касается штрафных санкций, то, согласно закону, управление автомобилем, имеющим неполадки, либо подходящим под условия 2-7 ч. вышеуказанной статьи, наказывается предупреждением или штрафом в 500 руб.

При этом, в основном, наказание и штраф за лысую резину выписывается не за эксплуатацию летней резины в зимнее время года, а за несоответствие глубины протекторного рисунка установленным нормам.

Следует особенно выделить тот факт, что Закон о зимней и летней резине продолжает разрабатываться. Например, 18 октября минувшего года Комитетом Государственной думы по транспорту было предложено принять проект закона о штрафе в 2 000 руб. за эксплуатацию летних шин во время зимы сразу же во время первого чтения. Эта сумма может оказаться штрафом и для водителей, эксплуатирующих зимние шины в летний сезон.

Помимо этого, планируется штрафовать и за сильный износ покрышек, которые имеют стёртый протектор – в данном случае штраф может быть выписан, даже если резина соответствует сезону.

Согласно Закону, владелец автотранспорта получит штраф в том случае, если высота рисунка протектора менее указанной величины:

  • Для мотоциклов – 0,8 мм;
  • Для автобусов – 2 мм;
  • Для грузовиков – 1 мм;
  • Для легковых авто – 1,6 мм.

Соответственно, в будущем штраф в размере 500 руб. за езду на лысой резине может вырасти вчетверо.

Несмотря на то, что многим такая сумма кажется чересчур большой, возможно, она заставит всё же некоторых безответственных автовладельцев более внимательно подойти к смене шин своего авто.

Как будет осуществляться контроль состояния шин?

Суммы будущих штрафных санкций уже практически определены и понятны, но при этом возникает вопрос о том, как именно и кто будет контролировать состояние и своевременную замену автопокрышек.

На данный момент самым действенным способом проверить состояние резины и её сезонное соответствие является прохождение автомобилем техосмотра. Однако не всё так просто: к примеру, новые модели обходятся без ТО, а старые автомобили должны проходить его 1 раз в году. Поэтому техосмотр в данном случае проблему своевременной замены резины не решит.

Если же штрафы будут регулироваться условиями КоАП, то автовладельцам придётся очень серьёзно отнестись к процедуре смены сезонных шин, поскольку при недостаточно ответственном подходе общая сумма штрафов может дойти до стоимости сезонного комплекта.