Новинка от компании Renault - электромобиль Renault Zoe. Обзор электромобиля Renault ZOE. Технические характеристики. Цена ⇡ Мультимедийная система Fluence Z.E

«А это че, этот, как его, электромобиль?», — удивленно, но радостно спрашивает он.
«Че, прям совсем-совсем электромобиль?
Ниче себе! А, это самое, сколько ездит?
Сколько-сколько? Семьдесят километров? Это куда на нем ехать?
Сколько заряжается? Сколько стоит? Прет наверное!
[Цензура], он еще и двухместный!» — восклицает он и удаляется восвояси.
(Приведены дословные цитаты из реального диалога)

Эх, знал бы он, что за тот день он был двадцатым. Двадцатым человеком с одними и теми же вопросами. Электрокары для русского человека — пока еще зверь диковинный, неприрученный и неизученный. Twizy за время теста толпа один раз так окружила — не пролезть. Пришлось рассказывать: «Да. Прям совсем. Семьдесят. Да, семьдесят. На работу и с работы. Четыре часа. Около пятисот тысяч рублей. Нет, динамика обычная. Да, он двухместный. Всего доброго», — пробубнил ваш покорный слуга, как мантру, и поехал домой писать этот материал. По дороге смотрел только вперед, чтобы на светофорах не спрашивали ни о чем. И все равно слышал из окон: «А это че, этот…»

Renault S.A. активно развивает собственную линейку электромобилей Z.E. (Zero Emission — «отсутствие вредных выбросов»). На данный момент у французского гиганта есть четыре серийные машины, работающие на электричестве. Две из них имеют прототипы на двигателе внутреннего сгорания — «каблучок» Kangoo Z.E. и седан Fluence Z.E., оставшиеся две — полностью самостоятельные проекты без бензиновых собратьев.

Renault Twizy (слева) и Fluence Z.E. (справа)

Специально для использования в городе инженеры Renault разработали Zoe — небольшой пятиместный хетчбэк с нулевым выбросом вредных веществ, немного причудливый, но все-таки похожий на автомобиль в общепринятом смысле слова. Особняком стоит машина с именем Twizy. Да, по всем документам это именно машина, хотя некоторые скептично настроенные граждане отказывались в это верить, называя малышку то гольф-каром, то квадроциклом, то вообще «велосипедом, поставленным на учет в ГИБДД» (цитата). Twizy — пожалуй, самый интересный электромобиль из всего парка Renault. Именно он оказался у нас на тесте. К слову, Renault сейчас планирует начать его официальные поставки в Россию, так что не стоит думать, будто «это не для нас». Это для всех. В пару к нему мы взяли на изучение Fluence Z.E., чтобы полностью понимать, как обстоят дела у французского автогиганта с электромобилями к середине 2014 года.

⇡ Экстерьер

Не будем скрывать: обстоят дела, в общем-то, неплохо. Нам видится логичным подход, при котором Renault переводит на электрическое топливо уже имеющиеся автомобили и при этом уделяет время и ресурсы на создание действительно новых, необычных проектов. Впрочем, заметим: чтобы создать электрокар из обычного автомобиля, недостаточно просто вытащить двигатель внутреннего сгорания и установить электромотор с батареями. Надо еще и подчеркнуть экологичность машины внешне.

Набор изменений — как после внеочередного «рестайлинга». Экологичный Fluence в сравнении с обычным оснащен альтернативным передним бампером, более скромным обрамлением противотуманных фар, «голубыми» ресничками на передних фарах и необычными задними огнями. Однако более значительные отличия сразу заметят только люди с отточенным глазомером.

Renault Fluence Z.E. — вид спереди

Дело в том, что массивный 250-килограммовый блок литий-ионных батарей у данного автомобиля расположен за задним диваном. Чтобы сохранить хоть какое-нибудь пространство в багажнике, французским инженерам пришлось удлинить заднюю часть автомобиля на 13 сантиметров. Также клиренс электрокара чуть ниже, чем у его бензинового коллеги, — на два сантиметра (120 миллиметров против 141).

Renault Fluence Z.E. — вид сзади и задние огни

В результате всех преображений полезный объем багажника уменьшился с вполне приемлемых пятисот тридцати литров до довольно скудных трехсот семнадцати. Сумки из какого-нибудь гипермаркета поместятся без проблем, а, например, баул с хоккейной формой — уже с трудом. Благо здесь есть довольно просторный задний диван, на который тоже можно что-то положить.

Renault Fluence Z.E. — багажник

Седан уютный. Он не слишком большой, но весьма просторный. На заднем диване легко умещаются трое человек. Правда, высоким людям в нем может быть чуточку тесновато: высота Fluence Z.E. — менее полутора метров, а крыша довольно сильно закруглена.

Renault Fluence Z.E. с открытыми дверьми

Разъемы для подключения к сети расположены на передних крыльях. Их два — слева и справа, — и они абсолютно одинаковые. Разъемы стилизованы под привычный глазу люк бензобака. Подключается к сети автомобиль через специальный предохранитель-переходник.

Renault Fluence Z.E. — лючок «электробака»

Согласитесь, с ходу понять, что Fluence Z.E. — это электромобиль, будет не так уж и просто. Экстерьер автомобиля тонко намекает, но не кричит об этом. Не то что весь из себя такой футуристичный Twizy.

Renault Twizy — общий вид. Смотрите, какие колесики!

Описать внешность «Твизи» непросто — тут нельзя провести сравнение с другими автомобилями. Twizy действительно имеет больше общего с гольф-карами, нежели с традиционными машинами, однако таковым, подчеркиваем, не является. Даже внешность smart fortwo совсем не такая необычная, как экстерьер Twizy.

Renault Twizy — вид сбоку

«Твизи» — это очень компактный автомобиль. Его длина едва превышает 2,3 метра — что составляет примерно половину длины многих седанов, хоть того же Fluence. Автомобиль двухместный — пассажирское кресло расположено за водительским. За счет этого инженерам удалось добиться очень скромной ширины кузова — 1,24 метра против 1,6 у того же «Смарта». Перед инженерами Ranault стояла непростая задача максимально удешевить Twizy, поэтому кузов и салон у автомобиля сделаны в основном из пластика, а в базовой комплектации нет даже дверей — не то что боковых стекол.

Renault Twizy с пассажиром на борту

Пользоваться вторым местом — занятие малоприятное, в первую очередь для самого пассажира. Дело в том, что этого самого места в его распоряжении уж слишком мало. К тому же пассажир доставляет неудобства и водителю, заставляя его пододвигаться как можно ближе к рулю. Ноги сидящего сзади, как можно заметить на картинке, служат водителю подлокотниками. В непогоду на пассажира через двери без стекол летят не только капли дождя, но и брызги от выступающих задних колес. В общем, «Твизи» — для одного.

Renault Twizy с открытыми дверьми — вид сзади

Автомобиль оснащен довольно забавными «ламбо-дверьми», которым в базовой комплектации не положены даже стекла. Во время дождя придется укрываться подручными средствами, которых в маленьком салоне много не разместишь. Центрального замка у машины также нет — открыть ее и посидеть в ней может любой желающий.

Renault Twizy — вид сзади

Несмотря на всю футуристичность, внешность у автомобиля очень скромная. Сзади у него расположен большой стоп-сигнал и оранжевые указатели поворотов. Задняя ось чуть выступает за пределы кузова, что необходимо учитывать при парковке.

Renault Twizy — передняя и задняя оптика

В передней части автомобиля находится отсек, на котором написано Z.E. Расшифровку этих двух загадочных букв мы приводили во вступлении к статье, однако в Twizy их можно трактовать несколько по-другому, с характерным акцентом: «Заливайка. Електричество», — под крышкой прячется бачок стеклоомывателя и вилка для подключения к сети.

Renault Twizy — зарядное устройство

⇡ Технические характеристики

Renault Fluence Z.E. Renault Twizy
Двигатель
Тип двигателя Синхронный электромотор Асинхронный электромотор
Компоновка Переднемоторная Среднемоторная
Мощность 95 л.с./70 кВт 17 л.с./13 кВт
Крутящий момент Постоянный, 226 Н·м Постоянный, 57 Н·м
Запас хода 175 км 100 км
Время полной зарядки Около 7 часов Около 4 часов
Динамика
Разгон до 100 км/ч 13,4 с Нет данных
Максимальная скорость 140 км/ч (ограничена электроникой) 81 км/ч
Трансмиссия
Коробка передач Одноступенчатый редуктор
Привод Передний Задний
Ходовая
Передняя подвеска
Задняя подвеска Полузависимая, пружинная Независимая, пружинная, типа «Мак-Ферсон»
Тормоза Дисковые Дисковые
Размер шин 205/55 R16 Спереди 125/80 R13
Сзади 145/80 R13
Усилитель руля Электро Отсутствует
Кузов
Количество мест 5 2
Габариты, длина/ширина/высота/база 4748/1813/1458/2701 мм 2340/1240/1454/1686 мм
Масса 1605 кг 475 кг
Объём багажника (VDA) 317 л Отсутствует

В плане устройства Renault Fluence Z.E. очень напоминает Nissan Leaf , о котором мы рассказывали ранее. Силовой агрегат у него находится в положенном месте — под капотом. Электромотор здесь, как и у большинства современных электрокаров, синхронный — ротор вращается одновременно с вектором напряженности магнитного поля статора. Двигатель выдает 95 лошадиных сил (70 кВт), почти столько же, сколько и бензиновый «брат» с рабочим объемом 1,6 литра, мощность которого — 106 «коней». Крутящий момент постоянный — 226 Н·м.

Источником энергии является 250-килограммовый блок литий-ионных батарей суммарной емкостью 22 кВт·ч, размещенный, как мы уже говорили, в задней части автомобиля. По официальным данным, на одной зарядке электрический Fluence может проехать 185 км, однако цифра эта весьма условна — очень многое зависит от рельефа местности, стиля вождения и возраста батарей. Например, наш трехлетний Fluence Z.E. был готов ехать только сто километров после полной зарядки — вероятно, батареи скоро надо будет поменять. На полную зарядку батарей уходит около семи часов. Автомобиль ускоряется до 100 км/ч за 13,4 секунды (Fluence 1.6 на «автомате» — 13,9 секунды), а максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 140 километров в час.

Renault Fluence Z.E. — подкапотное пространство

Несмотря на то, что оба электромобиля выпущены одной корпорацией, общих технических решений у них немного. Пожалуй, разве что только коробка передач у обеих машин выполнена в виде одноступенчатого редуктора (впрочем, по-другому быть и не может). У Twizy электромотор асинхронный (индукционный) — частота вращения ротора не совпадает с частотой вращения магнитного поля, создаваемого током обмотки статора. Расположен он под полом автомобиля, равно как и батареи емкостью 7 кВт·ч, и стандартный 12-вольтовый аккумулятор, от которого питаются фары и указатели поворотов. Двигатель развивает 17 лошадиных сил (13 кВт), он позволяет Twizy ускоряться с 0 до 45 км/ч за шесть секунд. Максимальная скорость автомобиля — 81 км/ч. Полного заряда батарей, по уверениям производителя, хватает на сто километров пути, однако наш двухлетний экземпляр после полной зарядки выдавал цифру 70 км.

Привод у автомобиля задний (у «Флюенса» — передний). Пускать автомобиль «боком» мы не стали — боялись перевернуть. Впрочем, по уверениям инженеров Renault, сделать это не так просто. Причиной этому стали специально разработанные компанией Continental шины — цепкие в продольном направлении, но скользящие в перпендикулярном.

В Европе продается специальная версия Twizy — Twizy 45. Максимальная скорость данной модификации, как несложно догадаться, ограничена отметкой 45 км/ч. По европейским законам она приравнивается к скутеру, соответственно, для управления таким автомобилем не нужно водительское удостоверение. Очень интересное предложение для местной молодежи.

⇡ Приборные панели

Интерфейс у Renault Twizy, как несложно догадаться, довольно скудный, а набор функций у него минимальный. На небольшой монохромный дисплей с голубой подсветкой, расположенный за рулем, выводится текущая скорость, остаточный запас хода, суммарный и дневной пробег, текущее время, режим работы редуктора (прямая или обратная передача, нейтраль), датчик стояночного тормоза. При подключении к сети автомобиль показывает процент заряда батарей. Больше местный бортовой компьютер не умеет ничего — минимализм в лучших проявлениях. Правда, чего ждать от машины, у которой даже нет системы ABS...

Renault Twizy — зарядка

Приборная панель у Fluence Z.E. выполнена ожидаемо интереснее, а возможности бортового помощника гораздо шире. Водительская панель разделена на три «окна» — как и в большинстве автомобилей. Правда, вместо тахометра здесь большой индикатор заряда батарей, который при интенсивном движении пугает быстро падающей стрелкой — от единицы до нуля. Подсвеченная надпись Go рядом с ним означает, что автомобиль включен и готов к движению — по звуку выхлопной системы этого здесь не определить.

Renault Fluence Z.E. — приборная панель

В середине расположен аналоговый спидометр, визуально разделенный на две части — до 90 км/ч и после. Для такого деления есть весьма значимая причина: при увеличении скорости запасы энергии тратятся чуть ли не с удвоенной силой. Так дизайнеры Renault очень тактично намекают, что загонять стрелку в эту зону лучше не надо. В правой части панели находится индикатор, демонстрирующий не только нагрузку на батареи, но и процесс рекуперации электричества.

Renault Fluence Z.E. — средние показатели скорости и расхода электроэнергии

Бортовой помощник отображает те же данные, что и компьютер Twizy: пробег, потребление, остаточный заряд батареи, статистические данные расхода и скорости, сервисный интервал и сообщения об ошибках. Удобно — все необходимое под рукой. Необычно, что в полностью «цифровом» автомобиле дизайнеры Renault использовали почти полностью аналоговое оформление. Вероятно, сделано это с целью унификации и снижения конечной стоимости авто.

Renault Fluence Z.E. — сообщения бортового компьютера

⇡ Мультимедийная система Fluence Z.E.

Развлекательная система, объединяющая в себе управление музыкой и навигацию, похожа на ту, что установлена в бензиновые «Флюенсы». Она отличается чуть переработанным интерфейсом и специальным пакетом приложений для более простого управления электрокаром, но ничего кардинально нового в ней нет. Управление системой осуществляется с помощью четырехпозиционного джойстика и ряда сопутствующих клавиш, расположенного за селектором передач. Расположение клавиш не слишком очевидное — первое время пользоваться системой вслепую не получится, хотя привыкнуть к ней совсем несложно. Также ряд кнопок есть на подрулевых лепестках — и к ним тоже придется адаптироваться.

Renault Fluence Z.E. — клавиши мультимедийной системы

Главное меню здесь сосредоточено вокруг навигации. Какой-либо логики в расположении элементов не наблюдается — в одну кучу смешаны и ярлык планирования сложных (с несколькими пунктами назначения) маршрутов, и иконка фотогалереи, и функция прокладывания маршрута. Ввод цели доступен на первой странице — уже хорошо.

Мультимедийная система Renault Fluence Z.E. — главный экран

Способов ввода цели великое множество — можно указать точный адрес, выбрать точку на карте или указать точнее координаты, выбрать недавний пункт назначения или воспользоваться списком избранных мест. Примечательно, что иконка добавления места в меню «Избранное» находится где-то в недрах главного меню, а управление списком — где-то глубоко в параметрах. Не очень-то удобно.

Мультимедийная система Renault Fluence Z.E. — ввод навигационной цели

Система навигации выглядит просто и понятно. На экране вместе с ней отображается температура воздуха, выбранная радиостанция, данные о пробках и подсказки поворотов. Карта может быть отображена в двухмерном или трехмерном режиме.

Мультимедийная система Renault Fluence Z.E. — навигационная карта

Интересной особенностью местной навигационной системы является возможность схематичного отображения областей, до которых можно доехать на оставшемся заряде батарей. Разумеется, прогноз весьма условный — система считает путь по «прямой» (радиусу окружности), не учитывает дорожную ситуацию и стиль вождения. Тем не менее она дает наглядное представление о том, куда можно попробовать добраться. Система умеет отображать станции зарядки с помощью фирменного приложения Z.E. Services, но в России оно, к сожалению, не работает.

Мультимедийная система Renault Fluence Z.E. — доступные области

Меню параметров здесь растянулось аж на пять виртуальных страниц — виной тому не слишком удачное оформление. Вместо списка используются отдельные иконки даже для самых незначительных опций вроде отключения звука. Однако в целом система довольно гибкая, с богатыми возможностями персонализации. Есть даже функция отключения предупреждения об окончании заряда батарей — удивительно, но зачем она здесь? Ненужные пункты меню можно скрыть, чтобы работать с бортовым помощником было проще.

Мультимедийная система Renault Fluence Z.E. — параметры

Разумеется, работа экрана системы отрицательно сказывается на экономии электроэнергии (хотя масштабы, конечно, смешные — сравните емкость батарей автомобиля и 7-дюймового планшета, которым навигационная система по сути и является. — прим.ред. ). Чтобы свести затраты к минимуму, стоит уменьшить яркость дисплея. У устройства есть дневная и ночная схемы, яркость подсветки которых регулируется отдельно. Переключаться между ними Fluence Z.E. умеет автоматически. Заметим, что экран довольно яркий — 15% подсветки с лихвой хватало даже днем.

Мультимедийная система Renault Fluence Z.E. — яркость дисплея

Тем не менее, когда энергии становится совсем мало и приходится ехать как без музыки и навигации, так и без кондиционера, дисплей все равно не пустует: на него выводятся время и температура. Когда за окном было более тридцати градусов, а мы в час пик стояли в многокилометровой пробке и не понимали, хватит батарейки доехать до дома — или нет, мы решили, что Fluence Z.E. таким образом издевается над водителем.

Мультимедийная система Renault Fluence Z.E. — заставка

Управление музыкой может осуществляться с помощью как кнопок на подрулевых лепестках, так и клавиш под дисплеем. Их там — два привычных блока: управление двузонным климат-контролем и источниками воспроизведения музыки.

Мультимедийная система Renault Fluence Z.E. — аналоговые клавиши управления температурой и музыкой; подрулевые лепестки управления звонками и громкостью

Отсебятина. Лягушонка в коробчонке


Денис Нивников
Главный редактор 3DNews
Ездит на Ford C-Max

Ладно, пора признаться хотя бы самому себе - это была не очень хорошая идея. Это все - за экологию и чтобы дышать свежим воздухом, так? Но прямо сейчас я дышу выхлопом - от всех соседей по ТТК и особенно вон от того КамАЗа. Надо держаться от него подальше - выхлопная труба старого советского грузовика находится аккурат на том уровне, где должны бы быть мои боковые окна. Но их у Twizy нет. Как нет и усилителя руля и, что хуже, нормальных тормозов и подвески. Я мчу (ну как мчу — 70-80 км/ч) по ТТК, мне жарко, тесно, тряско. Должно бы быть еще и страшно - сбоку меня «защищает» только легенькая пластиковая (как и остальные панели кузова) дверь, а до переднего и заднего свесов примерно по полметра. Да даже Smart по сравнению с этим - бронетранспортер!

Да, сознаюсь, это была моя идея взять на тест Twizy. Повелся на красивые фотографии футуристичного автомобильчика, думал заскочить на «гору» к друзьям-байкерам, похвастаться машинкой, которая должна составить в городе конкуренцию мотоциклам. Обстоятельные разговоры про технические характеристики, восхищенные взгляды девушек… Разговоров мне теперь хватает с лихвой - на каждом светофоре читаю краткую лекцию об электромобиле. А девушку прокатиться на этом и сам не позову: я же не садист — на себе попробовал, каково оно там, на заднем сиденье.

Не для этого города Twizy: Москва слишком велика для этой малютки. От моего дома до редакции - 39 км, а значит, заряда батареи может не хватить даже на дорогу туда-обратно! А если я захочу вечером заехать с друзьями в кино? Дотянуть бы до стоянки… Но Twizy меняет город вокруг себя. Мне жарко, тесно, тряско, позади утомительный рабочий день, но настроение у меня - отличное! Оно подпитывается улыбками окружающих, поднятыми вверх большими пальцами взрослых и направленными на Twizy указательными пальцами детей, одобрительными гудками и неожиданной вежливостью соседей по потоку. Машинка - праздник!

У нас на тестировании были две абсолютно разные машины. Впечатления от них остались тоже неодинаковые, поэтому поделюсь мнением о каждом из протестированных автомобилей в отдельности. Начну, пожалуй, с Fluence Z.E. — с ним все проще и понятнее. По виду понять, что это электромобиль, не так уж и просто. Однако в салоне все скрытое становится очевидным и понятным — стоит только провернуть ключ «зажигания» до отметки пуска двигателя и не услышать рева выхлопной системы в ответ. Только «пик-пик» и надпись Go в зеленом овале на приборной панели. Итак, я в уютном кожаном кресле, после тяжелого рабочего дня, в уме прикидываю расстояние до дома и сравниваю его с оставшимся запасом хода. «37 километров, — думаю я, — значит домой без музыки и прохлады». Не без опаски выезжаю с территории офисной парковки, выруливаю на шоссе и стараюсь держаться правее, с ровными разгонами и торможениями. Мне это не свойственно.

Но мне нравится. Сиденья удобные, обзор приличный. Я не спешу. Погружаюсь в свои мысли и наслаждаюсь тишиной в салоне, лишь на ускорениях разбавленной писком трансформатора и шуршанием шин. И громкими выхлопами соседей по потоку. Впрочем, шумоизоляция у Fluence Z.E. неплохая, так что даже на скорости в салоне можно услышать ход аналоговых часов. Активная езда, к сожалению, тратит ресурс батарей гораздо быстрее: в потоке между рядами Fluence Z.E. ныряет как акула, плывущая за добычей. Здесь нет задержки реакции на педаль ускорения, нет задержки коробки передач, а максимальный крутящий момент 226 Н·м доступен в любое время. Fluence Z.E. вполне бодро разгоняется до 100 км/ч, после которых темп разгона несколько снижается из-за возросшего сопротивления воздуха. Подвеску у электрического «Флюенса» переработали с учетом перераспределившегося веса. Автомобиль мягкий — послушно глотает неровности наших дорог, но не кренится в поворотах, — хороший баланс. Пожалуй, единственный недочет, касающийся ходовых свойств, — недостаточная информативность переднего привода в паре с электрорулем, которому в некоторых ситуациях не хватает жесткости. И еще один очень неприятный факт: салон выглядит неплохо, но некоторые его пластиковые элементы, например ручки, за которые держишься при выходе из машины, оглушительно громко скрипят. Портят всю приятную картину.

Renault Fluence Z.E. внутри

К Twizy у меня отношение тоже, в общем-то, хорошее. По крайней мере потому, что это машина-настроение. Когда ее видят — улыбаются и радуются. Особо остро на нее реагируют дети. В потоке ее постоянно кто-то фотографирует, а если оставить «Твизи» во дворе — мало кто пройдет мимо. Ситуация усугубляется тем, что боковые стекла у Twizy появились совсем недавно — у нашего экземпляра их не было. Поэтому выглядывать в окно нет-нет да приходится. Как мы говорили во вступлении, рассказывать про этот автомобиль его водитель вынужден по несколько раз на дню — интересуются и спрашивают очень многие, но в основном просто улыбаются и машут. И пропускают. Приятно.

Внимания аж вот столько — даже документы ни разу не спросили

Если бы не все это — сидеть за рулем Twizy было бы гораздо скучнее. Управлять им непросто — тут и тормоза без усиления, и руль тугой, но на это все в теории можно закрыть глаза. Важно другое. Очень жесткая подвеска в совокупности с пластиковыми сидениями без какой-либо обивки при продолжительных поездках буквально осыпают позвоночник на пол — моя костлявая спина просила пощады. Подобное я испытал, когда первый раз прокатился на карте. Впрочем, держит дорогу Twizy очень неплохо и бодро входит в повороты. Очень необычное, но интересное предложение для тех, кто ездит по выверенному маршруту «дом — работа — магазин — дом». И живет не в России. В такой комплектации , к сожалению, Renault Twizy малопригоден для использовании в наших реалиях. Дооснащение необходимыми опциями — более прочными дверьми со стеклами, кондиционером и более мягкой подвеской — повлечет увеличение мощности, и Twizy уже не будет таким интересным предложением. Замкнутый круг. Но мне очень хочется верить, что инженеры Renault что-нибудь придумают. А пока можно порадоваться за тех, кто живет где-нибудь на побережье, где всегда тепло, — им сделано заманчивое предложение.

⇡ Заключение

Хочется подчеркнуть, что на данный момент экономить денежные средства на использовании электромобиля не получится — в статье, посвященной Nissan Leaf, мы об этом . На данный момент «гринкары» не панацея — это альтернатива. Противиться ей не нужно — выбор по-прежнему за вами. Мы, в свою очередь, очень ждем какой-нибудь Renault Twizy 2, адаптированный к нашим реалиям и с более емкими батареями. Вот это будет интересно!

– маленький, двухместный электромобиль. В мире этот автомобиль занял первое место среди продаж электромобилей. Электромобилей Рено Твизи удалось продать целых 15 000 штук. Крайне мало, если смотреть на общие продажи автомобилей в мире, и достаточно много, если смотреть на продажи других электромобилей.

В России этот автомобиль начал продаваться с 2016 года. Но пока всё однозначно. Твизи в нашей стране провалился как электромобиль, и уж тем более как нормальный авто. Причин этому много, но об этом дальше.

Дизайн Рено Твизи спорный, и это, мягко говоря. Автомобиль с таким дизайном – смелое решение, ведь большинству он не подойдёт. Даже больше. Он не подойдёт почти никому. Уж больно интересный у него дизайн как внутри, так и снаружи.

Интерьер

Если бы среди автомобилей сделали таблицу, в которой указан уровень проработки салона , то Твизи оказался на одном уровне с ЗАЗ 968, он же «горбатый». Две педали, как и на автомобилях с АКПП.

Руль с необходимыми переключателями. Слева от руля – кнопка аварийной световой сигнализации и переключатель работы АКПП. АКПП громко сказано, но о технических особенностях далее. Справа перчаточный ящик, который закрывается на замок. Есть ещё один, но он уже без замка. Ручной тормоз находится на манер ранней 24 Волги – «кочерга» слева от руля.

Воздуховодов здесь нет, так как отсутствует не только кондиционер, но и обычная печка (1:0 в пользу «горбатого»). Ручка открывания двери одна и находится она в салоне.

Не нужно переживать о том, как открыть двери, так как стёкол просто нет, да и сами двери не запираются (а зачем?). Альтернатива кондиционеру найдена. Что тут говорить, если сами двери – опция. В базовой комплектации автомобиль идёт без них.

Отдельно стоит отметить настройки подвески и сиденья – водителя и пассажира. Подвеска настроена хорошо, не придерёшься. Автомобиль устойчив на максимальной скорости автомобиля в 80 км/час.

Но достигнута эта устойчивость за счёт удобства. Вы будете чувствовать каждую трещинку на асфальте. Этому способствуют пластиковые сиденья с полиуретановыми накладками. Без боли в них можно проехать максимум минут 30. Обратите внимание, как сделано сиденье пассажира. Думаете в спортивном купе мало места для ног? Как бы не так! Против этого монстра, купе – лимузин. По задумке конструкторов, задний пассажир должен ногами обхватывать водителя.

Есть подозрение, что взрослый мужчина туда просто не залезет, а женщина в юбке даже пробовать не будет. Что остаётся? Маленький ребёнок? Сжальтесь. Отдельной похвалы заслуживает педальный узел. Особенность этого автомобиля состоит в том, что у него нет усилителей, более того, даже тормоз тросиковый. А это означает, что давить нужно сильно, а тормозить Twizy будет слабо.

Багажник, как заявляет завод – 200 литров. Много, но откуда такой объём? Сложно сказать. Ясно только одно. Если свои вещи положить на заднее сиденье, то при торможении они будут у вас под ногами. Но тут на выручку приходит тормоз Твизи. Вряд ли у вас получиться резко затормозить.

Экстерьер

Если в этом автомобиля и есть что-то ещё более противоречивое, чем интерьер, то это, конечно же, экстерьер. У большинства людей этот дизайн вызывает нескрываемую усмешку, кого-то пробирает на смех. Кто-то считает его уродом. Есть и те единицы, кому внешний вид может показаться милым и симпатичным. Но одно точно – он очень необычен и противоречив.

Внешней разницы между вариантами городского Renault Twizy в комплектации Урбан , Каргу и Тренд разницы не замечено. Разве что тренд имеет больший список доступных опций и варианты колёс . Разницы в кузове нет.

Технические характеристики

Технические характеристики автомобиля Renault Twizy не так разочаровывают. Батарея 6.5 КВт позволяет, как заявляет производитель, в спокойном режиме проехать 100 км., в более активном – 50 км., хотя многое будет ещё зависеть от температуры окружающей среды.

Мощность двигателя – 11 л. с., что вполне позволяет разогнать автомобиль до скорости 80 км/час. При описании некоторых параметров и характеристик автомобиля Рено Твизи мы упоминали АКПП. Так вот её нет. Для езды назад просто изменяется полярность подачи напряжения на электродвигатель, что заставляет его работать в обратную сторону.

Как заявляет производитель подходит для перевозки грузов. Это не так. Багажника тут как такового просто нет, уж тем более объёмом 200 литров. На Renault Twizy Cargo грузов возить не получится, даже пробовать не стоит.

Запчастей на Renault Twizy вы не найдёте. Да и ломаться там, кроме батареи, нечему. На полную зарядку от розетки 220 вольт уйдёт часов 5-6.

Комплектация и цены

А теперь главное — цена. Все эти недостатки можно было бы простить автомобилю, будь у него вполне демократичная цена. Но на Renault Twizy цена составляет от 799 000 рублей. И это цена электрокара Рено Твизи в самой дешёвой комплектации, в которой отсутствуют даже двери.

Цена на автомобиль Рено Твизи в России сильно завышена, что попросту убьёт все возможные продажи. Добавьте сюда ещё тот факт, что вы не покупаете, а берёте в аренду приблизительно за 50 евро в месяц. И это притом что с русским климатом этот авто стоит бо́льшую часть времени из-за этого, он крайне непрактичный.

Компания Renault в России вообще сделала ошибку, выпустив на российский рынок Renault Twizy и Renault Kangoo Z.E., так как климат и материальное состояние людей, не дадут развитии идеи электрокаров, более того к таким авто, люди не готовы морально.

Обновленный Renault Zoe 2017-2018 года – фото и видео, цена и комплектации, технические характеристики Рено Зое, французского электрокара, получившего мощную аккумуляторную тяговую батарею ZE 40 (емкость 41 кВтч), которая позволяет в реальных условиях эксплуатации преодолевать расстояние в 300 км, и более широкий список опций. Мировая премьера модернизированного Рено Зоя состоялась на домашнем для компании Renault в начале октября 2016 года. Выставочные экземпляры Renault Zoe красовались с многообещающей надписью 400 км, но, увы, такой пробег электромобилю доступен лишь на стенде по циклу NEDC (New European Driving Cycle). Прием заказов на обновленный Renault Zoe в Европе стартовал 1 октября 2016 года, цена составляет от 22100 евро за версию с батареей 22 кВтч и от 24900 евро за электрокар с более мощной батарейкой емкостью 41 кВтч.

Стоимость электрокара может показаться высокой, но она не окончательная. В зависимости от страны, в которой приобретен электромобиль, существует бонус от государства за использование автомобиля не загрязняющего окружающую среду. Во Франции это 6300 евро, в Германии 5000 евро, а в Великобритании более 4000 фунтов. Однако тяговая батарея доступна покупателю исключительно на правах лизинга. При пробеге до 5000 км в год от 49 до 69 евро в месяц (договор на более, чем 36 месяце или же на 12 месяцев), при пробеге до 12500 км 79-99 евро соответственно, а при пробеге до 30000 км 142-162 евро в месяц. Вот такая получается арифметика.

Такие хитрые и запутанные расчеты с производителем не мешают Renault Zoe входить в 10 самых продаваемых электрокаров в мире. Выпускаемый, к слову, с 2012 года, французский электромобиль Рено Зоя в 2015 году удостоен звания самого продаваемого электрокара в Европе, а по итогам июня 2016 года машина разошлась в разных уголках мира тиражом превышающем 50000 экземпляров.


Что же так привлекает современных автолюбителей в электрической модели Renault с оригинальным именем ZOE? Стильный и привлекательный дизайн кузова пятидверного хэтчбека со спортивными нотками: идеальный в плане аэродинамики кузов с органичными линиями, стильно припрятанные в рамки стекла задние дверные ручки, массивные, но лишенные тяжеловесности бампера, изящные светодиодные фары головного света и неповторимо стильные светодиодные плафоны габаритных фонарей. Добавим в актив модели 9 степенных цветов эмали: Arctic White, Glacier White, Calico Grey, Neptune Grey, Iceberg Blue, Lightning Blue, Diamond Black, Intense Red и Titanium Grey (два последних новые), стальные 15-дюймовые диски со стильными колпаками и 16-17 дюймовые легкосплавные диски с оригинальным дизайном рисунка.

  • Внешние габаритные размеры кузова Renault Zoe 2017-2018 года составляют 4004 мм в длину, 1730 мм (с учетом внешних зеркал 1945 мм) в ширину, 1562 мм в высоту, с 2588 мм колесной базы и 120 мм дорожного просвета.
  • Колея передних колес- 1511 мм, колея задних колес – 1510 мм.

Компактный пятидверный электрокар-хэтчбек несмотря на скромные внешние габаритные размеры кузова обладает весьма вместительным салоном, способным с комфортом разместить водителя и четверых пассажиров, а также багажником, рассчитанным на 338 литров грузового объема при стандартном положении спинок задних сидений. При сложении раздельной спинки второго ряда багажное отделение готово принять до 1225 литров груза при условии загрузки под крышу.

Аккуратный интерьер электрокара производит весьма приятное впечатление благодаря качественным материалам отделки (в качестве опции предлагается синий салон и даже комплектация Edition One с кожаной отделкой), лаконичному оформлению передней панели и центральной консоли, удобным креслам первого ряда и уютным задним местам. В наличии цифровая панель приборов, крупное рулевое колесо, мультимедийный комплекс R-Link с цветным сенсорным 7-ми дюймовым экраном (музыка, телефон, навигация TomTom и R-Link Store), удобный с интуитивно понятным управлением блок климатической установки. В качестве опций камера заднего вида и датчики парковки, аудиосистемы Arkamys и Bose (3D Sound), датчики дождя и света, внешние зеркала с функцией автоматического складывания. В салоне нет ничего лишнего, и оборудование установлено в правильных и доступных местах.

Технические характеристики Renault Zoe 2017-2018 года. В движение электрокар приводит электродвигатель (92 лс 220 Нм), автоматическая коробка передач и тяговая аккумуляторная батарея ZE 40 (емкость 41 кВтч) от компании LG. В течении гола электромобиль можно будет приобрести и со старой 22 кВтч аккумуляторной батареей.
Новая батарея в реальных условиях движения позволяет проезжать до 300 км, а старая менее емкая всего 160 км.
Время восполнения запаса электрического топлива напрямую зависит от мощности зарядного устройства и составляет от 30 минут до 9 часов. К слову, дозаправить авто можно как в домашних условиях от бытовой розетки, так и на улицах европейских городов, где есть масса электрических заправок (долгая зарядка от маломощной зарядной станции бесплатная, экспресс-зарядка стоит денег, около 10-15 евро).

Renault Zoe 2017-2018 видео тест


Электромобили Renault с конца 2011 года начали уверенно завоёвывать западноевропейский автомобильный рынок. И в этом нет ничего удивительного.

Ведь любая автомобильная компания, которая старается идти в ногу со временем понимает, что за электромобилями будущее.

И именно поэтому уже сейчас многие автомобильные компании стараются направить большую часть своих финансовых потоков в развитие передовых технологий, и созданию новых высокотехнологичных транспортных средств, которые передвигаются на альтернативных, экологически чистых источниках энергии.

Не исключением является и французская компания Renault, которая уже с 2011 года начала производить электромобили Renault, а в 2012 году представила уже четыре модели, чем не могут даже похвастаться многие лидирующие мировые автогиганты.

Хотя не правильно было бы говорить, что и другие автомобильные корпорации стоят на месте в электромобиле строении.

Конечно же, нет. Но мы сейчас говорим про электромобили Renault, а поэтому давайте рассмотрим эту тему поподробнее.

Итак, электромобили Renault на рынке представлены четырьмя моделями Twizy, Kangoo Express Z.E., ZOE PREVIEW, Fluence Z.E.

Начнем с модели Twizy

Электрическая зарядка.

Зарядка электромобиля происходит от стационарной электрической розетки на 220 В и 10 А на протяжении 3,5 часов. Данной зарядки хватит проехать 100 км по городу.

Для облегчения процесса зарядки в электромобиле Twizy предусмотрено зарядное устройство и встроенный кабель длиною 3 метра. Все это находится пол специальным люком в передней части электромобиля.

Манёвренность.

Можно смело сказать, что Twizy очень компактный двух местный городской электромобиль. Благодаря этому его размеры практически не превышают размеры обыкновенного скутера, а радиус поворота равен 3,4 метра. Twizy легко найдет себе место для парковки в любом густонаселенном городе, и при этом легко протиснется через затор.

В электромобиле предусмотрена дополнительная защита от непогоды и холода. Защитная плотная ткань полностью охватывает ноги водителя от щиколотки до пояса.

Отделение багажника.

В электромобиле предусмотрено багажное отделение объемом на 65 литров. Данное отделение расположено под задним сиденьем. Так же предусмотрено два дополнительных отделения для рукавичек.

Хранение.

В электромобиле предусмотрена гибкая универсальная сумка, которая имеет объем в 50 л. Так же эту сумку можно легко переделать в рюкзак.

Доступ на заднее сиденье.

Доступ на заднее сиденье осуществляется за счет перемещения вперед переднего сиденья. Все происходит быстро и удобно.

Отдельно хотелось бы остановиться на двигателе электромобиля Twizy.

На электромобиле Renault Twizy могут устанавливаться два типа электро двигателей, мощностью 4 и 15 кВт.

Двигатель мощностью 4 кВт позволяет развить скорость электромобиля до 45 км/час. Двигатель мощностью 15 кВт позволяет развивать скорость до 75 км/час, что вполне достаточно для городского цикла эксплуатации.

Безопасность.

В электромобиле предусмотрена воздушная подушка водителя.

Ремни безопасности, при этом у водителя он крепится в четырех местах, а у пассажира в трех.

Заднее сиденье может складываться для установки детского кресла.

Технические характеристики электромобиля Renault Twizy.

Поездка на электромобиле Renault Twizy по Берлину.

Электромобиль Renault Kangoo Express Z.E.

Система зарядки.

Полная зарядка батареи происходит за 6-8 часов от обычной розетки на 220 В и 16 А.

Двигатель.

Благодаря электрическому двигателю мощностью в 44 кВт Kangoo Express Z.E. очень приёмистый в управлении и набору скорости в сравнении с бензиновой версией автомобиля. Он отличается тихой работой, мягким ходом без переключения скоростей и максимальным ускорением сразу после запуска.

Система обогрева.

Практичная и ручная система обогрева и вентиляции во время зарядки батареи позволяет экономить электроэнергию во время движения. Кроме этого литиево-ионные батареи оборудованы системой регенерации энергии во время торможения.

Панель приборов Kangoo Express Z.E. позволяет постоянно иметь перед собою всю нужную информацию, такую, как уровень зарядки, указатель уровня экономной работы двигателя та уровня потребления энергии.

Кузов Kangoo Express Z.E.

Данная модель электромобиля Renault собирается на заводе MCA во Франции (Мобеж Каросри Автомобиль) на тех же самых линиях, что и с двигателем внутреннего сгорания.

Это и есть гарантия того, что кузов Kangoo Express Z.E. выполнен качественно и надежно.

Благодаря тому, что батарея размещена под полом, электромобиль Kangoo Express Z.E. имеет такой же самый полезный объем грузового отделения, что и бензиновая версия автомобиля, а это 350 литров. Грузоподъемность данного электромобиля Renault 650 кг.

Технические характеристики электромобиля Renault Kangoo Express Z.E.

Основное оборудования электромобиля.

Специфическое оборудование электромобиля.

Электромобиль Renault Fluence Z.E.

Электромобиль Renault Fluence Z.E. имеет увеличенное пространство в салоне, где комфорт и безопасность пассажиров продуманы до наименьших деталей.

Электромобиль Renault Fluence Z.E. в стандартной комплектации имеет интеллектуальную навигационную систему, которая подсчитывает уровень заряда батареи и помогает планировать маршрут с учетом ближайшей станции зарядки батареи. Данная система так же может транслировать на Ваш мобильный телефон уровень зарядки батареи и предупреждать про его понижение.

Зарядка электромобиля Renault Fluence Z.E.

Литиево-ионная батарея Fluence Z.E. гарантирует высокую надежность и мощность. Ходовая часть оснащена системой регенерации энергии во время торможения, что позволяет экономить энергию.

Технические характеристики электромобиля Renault Fluence Z.E.

Стандартное оборудование электромобиля Renault Fluence Z.E., доступно для заказа: Fluence Z.E Prime Time.

Безопасность электромобиля Renault Fluence Z.E.

Электромобиль Renault ZOE PREVIEW

Зарядка электромобиля.

Электромобиль ZOE PREVIEW имеет три режима зарядки:

  • стандартный – 6 – 8 часов в зависимости от напряжения в сети;
  • скоростной режим – 30 минут;
  • система QUICKDROP, которая позволяет за 3 минуты заменить разряженную батарею на заряженную на автоматической станции.

Зарядка батареи рассчитана на 160 км. пути.

Биотерм это инновационная технология, которая была разработана и внедрена в электромобиль Renault ZOE PREVIEW в сотрудничестве с компанией Biotherm.

Биотерм представляет из себя специальный кокон, который оснащен огромным количеством датчиков.

Благодаря биотерму теперь стало возможным следить за влажностью кожи. Система климат-контроля, теперь не пересушивает кожу. Так же происходит защита салона электромобиля за счет датчика токсичности та фильтра воздуха в салоне. Распространение активных запахов по салону: специальная электрическая система наполняет воздух в салоне ароматами, которые придают бодрости или расслабляют.

Навигация электромобиля Renault ZOE PREVIEW.

В электромобиле предусмотренная интеллектуальная навигация.

Навигационная система ZOE PREVIEW не просто ведет Вас от одного пункта к другому. Она так же указывает на расположение зарядных станций.

Тест электромобиля Renault ZOE PREVIEW.

Датчики электромобиля Renault ZOE PREVIEW.

Благодаря встроенным датчикам водитель получает все данные по управлению автомобилем, навигации, зарядки батареи та условий в салоне автомобиля. На панели приборов установлены два интерактивных цветных дисплея.

Люминотерапия.

Разработанная совместно с компанией Phillips программа люминотерапии ZOE PREVIEW способствует большей внимательности водителя та улучшения его общего состояния.

Технические характеристики электромобиля Renault ZOE PREVIEW.

Более подробно — модель ZOE PREVIEW

Стандартный режим зарядки.

Зарядка осуществляется путем подключения электромобиля к зарядной станции (к примеру, на паркинге), или к бытовой электросети, и занимает она 6-8 часов в зависимости от напряжения в сети.

От какой розетки можно заряжать электромобиль Renault при стандартном режиме зарядки?

Заряжать можно от стандартной бытовой розетки на 220 В – 16 А или 20 А для электромобиля TWIZY.

Или с помощью безопасного зарядного прибора Wall-Box – для всех других электромобилей Renault Z.E.. Теперь заряжать электромобили Renault можно даже в гараже.

  • Для автомобиля Twizy – 3,5 часов для полной зарядки.
  • Для других моделей – 6 – 8 часов.

Когда можно заряжать?

Обычно ночью на стоянке или в гараже, или на работе возле офиса. Система замыкания на ключ защитит розетку от вандалов.

Цифровая подпись.

Компания Renault та компания французские электрические линии (EDF) подписали договор про то, что между зарядной станцией и электромобилем будет осуществляться обмен данными. Таким образом, станция сможет инфицировать электромобиль та выставить счет на оплату.

Зарядка с помощью зарядного прибора Wall-Box.

Wall-Box это домашняя зарядная станция, которая позволит зарядить батарею за 6-8 часов в автоматическом режиме, пока вы спите.

Скоростная зарядка.

Это наиболее скоростной режим зарядки. Он применяется, если необходимо срочно зарядить батарею. Для этого достаточно подключить электромобиль Renault к зарядной станции «скоростная зарядка», чтобы за 10 минут получить заряд на 50 км пробега, или зарядить полностью батарею за 30 минут.

От какой электросети возможна такая зарядка?

— от специальных зарядных станций высокого напряжения – 400В – 36 А.

Сколько времени уходит на зарядку?

За десять минут можно получить заряд на 50 км.

Для того, чтобы обеспечить будущее электромобилей, 20 компаний, в том числе и Renault разрабатывают специальный европейский стандарт розетки высокого напряжения. Это позволит создать инфраструктуру зарядных станций с единым стандартом. Станция, которая будет оборудованная такой розеткой, сможет быть использована для зарядки электромобилей Renault Z.E.

Система скоростной замены батареи Quickdrop.

Уже сейчас в некоторых странах запланировано создание автоматических станций замены батарей.

Клиент сможет, не выходя из машины, заменить разряженную батарею на заряженную всего за 3 минуты. На данный момент пока такие станции планируется создать в Израиле и в Дании в сотрудничестве с компанией Better Place.

Альянс Renault-Nissan та компания Better Place уже разработали станции замены батарей, которые уже появились в Израиле и Дании.

Безусловно, электромобили Renault сделали прорыв в мировом электро автомобиле строении. Новые модели электромобилей Renault по своим характеристикам очень близко подошли к автомобилям с двигателями внутреннего сгорания, и даже нет сомнения, в том, что в каждой новой модели электромобиля этот разрыв будет сокращаться.

В странах Западной Европы, особенно во Франции и Дании, а также в Израиле электромобили Renault уже приобрели заслуженную популярность. Тем более, прежде чем наладить выпуск данных электромобилей в этих станах в первую очередь была создана минимально необходимая инфраструктура для зарядки электромобилей, которая постоянно усовершенствуется и расширяется.

К сожалению, для России, Украины и других стран СНГ многие описанные выше вещи пока еще сравнимы только с научной фантастикой, так как в наших странах ни соответствующей инфраструктуры, ни нужных стандартов еще не создано.

Более-менее комфортно владельцы электромобилей Renault могут себя чувствовать в Москве, так как там уже сейчас создано не значительное количество зарядных станций. В Киеве существует пока еще только одна зарядная станция, которая работает в тестовом бесплатном режиме.

Про причины не популярности электромобилей Renault и других и электромобилей в России и других странах СНГ можно почитать в статье — , нужны ли они сейчас.

Но насколько бы небыли не популярны электромобили Renault в наших странах, все же нужно понимать, что все, что зарождается в странах Западной Европы, рано или поздно придет и к нам.

Настанет время, когда и мы будем свободно ездить на электромобилях Renault, но, к сожалению, с нашим консерватизмом этот момент настанет еще не скоро.

Из имеющихся электрических разработок французы выбрали самые приземленные электрокары Renault Fluence Z.E. и Kangoo Z.E., построенные на базе существующих бензиновых моделей.

Получилось не так уж плохо. Не ломая привычных представлений об автомобиле, их пламенные сердца заменили электрическими, а топливные баки - аккумуляторами. Мне удалось прокатиться на Fluence Z.E. и побеседовать с генеральным директором Рено в России г-ном Анселеном. По словам Бруно Анселена, Kangoo Z.E. может использоваться как развозной фургон в черте города, а Renault Fluence Z.E. как такси.

Правительство Москвы в свое время создало с французами совместное предприятие Автофрамос и успешно выпускает ставшие популярными Logan и Sandero, поэтому и сейчас в решении экологических проблем города и продвижении электромобилей обе стороны рассчитывают на взаимовыгодное сотрудничество. Надо признать, что Рено выступает одним из мировых лидеров в создании автомобилей на электротяге, а это значит, что Москва воспользуется для нужд мегаполиса самыми передовыми технологиями. Было бы желание.

Теперь о технике. У Renault Fluence Z.E. есть все необходимое, чтобы понравиться горожанину. Напрочь отсутствует вредный выхлоп, практически не слышен шум двигателя - машину выдает только шуршанье шин. Автомобиль имеет приличный заявленный производителем запас хода 185 км, просторный салон. Не хватает только шашечек. И заметьте, в отличие от троллейбусов и трамваев, Renault Fluence Z.E. обходится без столбов, рельсов, проводов и токоснимателей. Блок аккумуляторов можно заряжать, а можно и менять на специальных станциях. Такие строятся сегодня в Израиле - все-таки умные люди там живут - и в Дании. Зарядка требует часов, замена батарей происходит в считанные минуты (специалисты утверждают, что уложимся в три).

Объем салона Renault Fluence Z.E. сравним с седанами более высокого класса, а пространство для переднего и задних пассажиров (1480 мм и 1475 мм соответственно) является лучшим в своем классе. Салон практически полностью повторяет версию с двигателем внутреннего сгорания, однако приборная панель была изменена и теперь содержит указатель, информирующий о пробеге автомобиля и заряде аккумулятора, который находится на месте привычного тахометра.

В автомобиле реализовано множество полезных функций, включая интегрированную интеллектуальную спутниковую навигационную систему, возможность подключения Bluetooth®, автоматический двухзонный климат-контроль и автоматическое включение передних фар и стеклоочистителей. Теперь остается только ждать. По словам господина Анселена, электрические Renault могут пожаловать не раньше, чем через год.