Научный автомоторный институт (нами). Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (нами) Базовые кафедры, научные школы

История создания и развития НАМИ неразрывно связана со становлением и развитием отечественного автомобилестроения. За годы своей деятельности коллектив института внес значительный вклад в развитие отечественного автостроения, тракторостроения, автомобильного и авиационного двигателестроения и оказал большое влияние на развитие науки в этих областях.

Результатом деятельности института в содружестве с предприятиями отрасли является тот неоспоримый факт, что жизнедеятельность и оборона страны была обеспечена автомобильной техникой преимущественно отечественного производства. При непосредственном участии ученых и конструкторов института были созданы, испытаны и поставлены на производство почти все отечественные автомобили, многие двигатели и тракторы - от первых легковых автомобилей и до мощных высокопроизводительных грузовых автомобилей КАМАЗ, МАЗ, КрАЗ, БелАЗ и многих других.

В 20-30 годы на производство были поставлены разработанные в институте первые в стране легковые автомобили и НАМИ-2, в предвоенные годы - завоевавшие широкую известность гусеничные тракторы СХТЗ-НАТИ, первые отечественные троллейбусы, легковой автомобиль особо малого класса КИМ-10 , газогенераторные установки для автомобилей и тракторов. В 40-е годы в институте были продолжены работы по созданию унифицированного семейства двух- и трехосных грузовых автомобилей с двухтактными 4- и 6- цилиндровыми дизелями.

В 50-е годы в НАМИ были разработаны первые четырехтактные унифицированные 6- и 8- цилиндровые дизели НАМИ-019, послужившие прототипами выпускающихся Ярославским моторным заводом дизелей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. В начале 60-х годов были поставлены на производство разработанные в НАМИ бензиновый двигатель воздушного охлаждения для автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец» и первая отечественная автоматическая гидромеханическая передача для автобусов ЛиАЗ и«Икарус». В 80-х годах в институте были созданы образцы экспериментальных автомобилей, двигателей, узлов и агрегатов-прототипов техники 2000-х годов.

ФГУП "НАМИ" после распада СССР

«НАМИ» сегодня - это современная научно-исследовательская, опытно-производственная база, которая позволяет решить любую задачу в области исследований, проектирования, построения, разработки и испытаний автотранспортных средств.

За почти вековую историю ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» прошел огромный путь развития ключевых индустриальных основ и планирует сохранить лидирующие позиции в качестве основного российского индустриального инженерного и регулятивного центра, применяя 95-летний опыт в области научных исследований и развития.

Сегодня ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» обладает большим потенциалом для роста, являясь современным научно-исследовательским экспериментальным центром развития производства для проектирования, конструирования и испытаний автомобильных платформ.

В 1994 году институт получил статус Государственного научного центра Российской Федерации, а в 2003 году Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России аккредитовало ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» в качестве Испытательного центра продукции автомобилестроения (ИЦАИ), который стал являться технической службой с правом проведения испытаний по Правилам ЕЭК ООН.

Указом Президента РФ от 4 августа 2004 года № 1009 НАМИ включен в Перечень стратегических предприятий, имеющих значение для безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Также ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» является представителем Российской Федерации в Техническом комитете 22 «Дорожный транспорт» Международной организации по стандартизации.

После выработки ресурса автомобиля НАМИ С-3М, дальнейшие работы с пневмогусеничными движителями были продолжены на макетном образце, получившим обозначение НАМИ С-3МУ и построенном на базе ГАЗ-69. Основные изменения по конструкции сводились к установке вместо задних ведущих колес пневмогусеничных движителей от НАМИ С-3М и установке более мощного двигателя от «Волги». Кроме того, ввиду применения нового движителя, потребовалось удлинить кузов (колесная база была оставлена прежней) на 55 мм, а габаритная ширина увеличилась на 200 мм (за счет увеличения ширины крыльев). Для избежания закапывания автомобиля передними колесами на слабонесущих грунтах, стандартные колеса были заменены на широкие катки с полнопрофильными шинами.
Испытания построенного ранее сочлененного НАМИ-0106 показали, что выбранная ранее трапецеидальная форма пневмогусениц оказалась неоптимальной. Наиболее эффективным было изготавливать пневмогусеницы из нескольких изолированных камер, расположенных параллельно – каждая камера имела свой вентиль, что позволяло устанавливать в них разное давлении, перераспределяя его по пятну контакта. Именно такого типа трехкамерные пневмогусеницы шириной 300 мм были установлены на НАМИ С-3МУ.

Также на НАМИ С-3МУ был опробован новый движитель пневмотракового типа, разработанный специально для замены традиционных стальных гусениц на серийных гусеничных транспортерах. Пневмотраковая гусеница состояла из отдельных пневмотраков (были изготовлены в пресс-формах НАМИ в Омском НИКТИ шинной промышленности), каждый из которых был выполнен в виде замкнутой резино-кордной оболочки, имел вентиль для регулировки внутреннего давления воздуха, два гребня и два завулканизированных в проушины металлических пальца, служивших для соединения траков в гусеничную цепь. На каждую пару пальцев надевался металлический гребень, в котором пальцы фиксировались от проворачивания. Изгиб пневмотраковой гусеницы вокруг крайних катков осуществлялся за счет закручивания пальцев в теле пневмотраков и изгиба самих пневмотраков. Ширина пневмотраков составляла 300 мм, высота – 80 мм, высота грунтозацепов – 15 мм, высота гребней – 55 мм, габаритная длина пневмотрака – 196 мм, расстояние между пальцами – 161 мм. Количество пневмотраков в гусеница – 17 шт.
Испытания автомобиля с пневмотраковыми гусеницами проходили в районе г. Ступино в Подмосковье. НАМИ С-3МУ уверенно шел по глубокой грязи (до 0,6 м) и колее (0,5 м), при этом автомобиль при необходимости выходил из колеи и продолжал движение поперек колеи. Привлеченный для сравнительных испытаний УАЗ-452 в таких условиях полностью потерял подвижность. Вездеход с пневмотраками уверенно двигался по влажной пахоте, жнивью, мокрому песку, поднимался на песчаный подъем крутизной 22°. Благодаря использованным в конструкции движителя металлическим гребням, спаданий пневмотраковых гусениц не отмечалось, но при этом отмечался шум, характерный для обычных гусеничных вездеходов, вследствие ударного входа в контакт гребней с опорными катками.

Достигнутый в то время уровень технического совершенства пневмогусениц еще не позволял рекомендовать их к широкомасштабному использованию на автотранспортных вездеходах. Но уже в те времена в отчетах НАМИ отмечалось, что применение пневмогусениц, арочных и широкопрофильных шин в народном хозяйстве сулит немалую экономическую выгоду, поскольку большая часть грузоперевозок в трудных дорожных условиях осуществлялась на гусеничных ГАЗ-47 или ГАЗ-71, эксплуатация которых вела к непроизводительной трате средств ввиду малой долговечности движителя с металлической гусеницей. К примеру, использование гусеничных машин в песках Средней Азии при строительстве газопровода Бухара-Урал приводило к снижению их пробега до 300-500 км из-за преждевременного износа пальцев гусениц вместо средних 1500-2000 км. Однако, все работы в НАМИ по пневмогусеничным движителям в 1974 году были свернуты как не соответствующие автомобильной направленности института, наработки были переданы в Отраслевую научно-исследовательскую лабораторию вездеходных машин (ОНИЛВМ, ранее известную как лаборатория С.В. Рукавишникова) при Горьковском политехническом институте.

История этого института началась 14 марта 1920 года, когда на базе Научной автомобильной лаборатории - НАЛ (которая была создана 16 октября 1918 года), как первый научно-исследовательский институт в области автомобильной теории и технологии, при научно-техническом отделе Высшего Совета Народного Хозяйства, был образован Научный автомоторный институт - НАМИ.

Вообще, история создания и развития НАМИ неразрывно связана со становлением и развитием отечественного автомобилестроения. Так, с 1924 года институт санкционировал закупки импортной автотехники, а уже к 1927 году был разработан первый самостоятельный автомобиль НАМИ-1 (первый легковой автомобиль в СССР).

В 30-е годы прошлого века, институт стал ведущим конструкторским подразделением советской автомобильной промышленности. На производство были поставлены разработанные в институте легковой автомобиль НАМИ-2, первые отечественные троллейбусы, созданы несколько моделей тракторов и грузовых автомобилей, для нужд Рабоче-Крестьянской Красной Армии активно разрабатывались полугусеничные модели, бронеавтомобили.

В предвоенные годы, в НАТИ (с 1931 по 1946 год, институт носил название Научный автотракторный институт – НАТИ), были разработаны завоевавшие широкую известность гусеничные тракторы СХТЗ-НАТИ, легковой автомобиль особо малого класса КИМ-10, газогенераторные установки для автомобилей и тракторов. Также, в 40-е годы в институте были продолжены работы по созданию унифицированного семейства двух- и трехосных грузовых автомобилей с двухтактными 4- и 6- цилиндровыми дизелями.

В начале 1946 года, по причине передачи тракторной промышленности в ведение Министерства сельскохозяйственного машиностроения, НАТИ был разделён на две части. Автомобильная часть осталась в ведении Министерства автомобильной промышленности и была преобразована в Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт - НАМИ. Тракторная же часть была передана Минсельхозмашу и на её базе организован союзный Научно-исследовательский тракторный институт - НАТИ.

В 50-е годы, в НАМИ были разработаны первые четырехтактные унифицированные 6-ти и 8-ми цилиндровые дизельные двигатели НАМИ-019, которые послужили прототипами для дизелей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, выпускающихся Ярославским моторным заводом.

В начале 60-х годов, на производство были поставлены новые разработки НАМИ - бензиновый двигатель воздушного охлаждения для автомобилей ЗАЗ-965 "Запорожец" и первая отечественная автоматическая гидромеханическая передача для автобусов ЛиАЗ и "Икарус".

Тогда же, в 60-е годы, при институте был организован знаменитый испытательный полигон - Научный испытательный центр автомобильной и мотоциклетной техники – НИЦИАМТ. Будучи расположенным неподалёку от города Дмитрова, он получил неофициальное название – Дмитровский автополигон. Сейчас это подразделение носит название Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники ФГУП "НАМИ" (НИЦИАМТ ФГУП "НАМИ").

В 1966-1967 годах институт вел разработки переднего привода для легковых автомобилей. В тот же период, в конце 60-х, в НАМИ начались разработки автоматической коробки переключения передач для легковых автомобилей. Правда первый переднеприводный автомобиль начал серийно выпускаться в СССР только в 1984 году, а отечественной автоматической трансмиссии для легковых автомобилей, до сих пор, к сожалению, серийно не выпускается.

В 80-х годах прошлого века, в институте было создано множество образцов экспериментальных автомобилей (например прототипы НАМИ-0284 "Дебют" и НАМИ-0288 "Компакт"), двигателей, узлов и агрегатов-прототипов техники 2000-х годов.

В 1994 году институт получил статус Государственного научного центра Российской Федерации, а в 2003 году аккредитацию от Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии России в качестве Испытательного центра продукции автомобилестроения (ИЦАИ), который стал являться технической службой с правом проведения испытаний по Правилам ЕЭК ООН.

4 августа 2004 года, вышел указ Президента РФ № 1009, согласно которому НАМИ включен в Перечень стратегических предприятий, имеющих значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Также ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" является представителем Российской Федерации в Техническом комитете 22 "Дорожный транспорт" Международной организации по стандартизации.

За почти вековую историю ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" прошел огромный путь в области исследования автомобильной науки и техники России. Коллектив института за годы своей деятельности внес значительный вклад в развитие отечественного автостроения, тракторостроения, автомобильного и авиационного двигателестроения и оказал большое влияние на развитие науки в этих областях.

Результатом деятельности института в кооперации с предприятиями страны является тот неоспоримый факт, что жизнедеятельность и оборона страны были обеспечены техникой преимущественно отечественного производства.

При непосредственном участии ученых и конструкторов института были спроектированы, созданы, испытаны и поставлены на производство почти все отечественные автомобили, многие двигатели и тракторы – от первых легковых автомобилей и до мощных высокопроизводительных грузовиков.

ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" сегодня – это мощная и современная научно-исследовательская, опытно-производственная база, которая позволяет решить любую задачу в области исследований, проектирования, построения, разработки и испытаний автотранспортных средств и обладает большим потенциалом для роста, являясь современным научно-исследовательским экспериментальным центром развития производства для проектирования, конструирования и испытаний автомобильных платформ.

(ФГУП «НАМИ»)

Краткая информация

Ведущий научно-исследовательский и опытно-экспериментальный центр исследований, проектирования, конструирования, опытного производства, испытаний и сертификации автомобильной и сельскохозяйственной техники, ее компонентов, отвечающих перспективному техническому уровню по показателям энергосбережения, безопасности, экологичности, надежности и экономичности.

НАМИ участвует в разработке проектов технических регламентов Таможенного союза и национальных и международных стандартов, координирует деятельность экспертов РФ в рабочих органах Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств (WP.29) КВТ ЕЭК ООН, осуществляет оценку соответствия колесных транспортных средств и их компонентов установленным требованиям и т.д.

Имеет 3 филиала: филиал НАМИ по техническому обслуживанию и ремонту АТС (г. Москва), Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники (Центр испытаний «НАМИ», г. Дмитров, МО), Центр инжиниринга и экспертизы в г. Тольятти, - и автополигон (представительство) в Магаданской области.

Основан (создан)

Институт основан в 1918 году. В 1940 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1994 г. институту присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации, сохраненный по настоящее время соответствующими решениями Правительства Российской Федерации.

Работа по приоритетным направлениям и критическим технологиям развития науки, технологий и техники

Участвует в реализации 6 приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и 14 критических технологий Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899), в т.ч. технологий информационных, управляющих, навигационных систем; технологий новых и возобновляемых источников энергии и др. Деятельность НАМИ соответствует приоритетным направлениям реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642.

Участие в реализации технологических платформ

НАМИ является координатором Национальной технологической платформы «Экологически чистый транспорт «Зеленый автомобиль», а также участником технологических платформ «Биоэнергетика», «Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение», «Инновационные машинные технологии сельского хозяйства».

Инновационные проекты

Наиболее значимой работой последних лет ФГУП «НАМИ» стала реализация пилотного проекта по разработке и постановке на производство линейки отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы, обеспечивающей создание автотранспортных средств, предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране, с последующим продвижением разработок в рыночные сегменты. В 2017 г. были изготовлены и проведены первые обкаточные испытания пилотных образцов автомобилей типа «Седан» и «Лимузин», их систем и компонентов. Созданные автомобили ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» были продемонстрированы 7 мая 2018 года во время церемонии инаугурации Президента Российской Федерации.

С 2016 года НАМИ реализуется проект «Беспилотные внутриобъектные транспортные системы» («ШАТЛ»), который основывается на инновационной концепции транспортной системы, где осуществляется взаимодействие человека с информационной средой. В рамках проекта разработаны: прототип беспилотного электробуса особо малого класса вместимостью 12 пассажиров, система управления движением с радиолокацией, навигационными системами, системами технического зрения и др. Индустриальным партнером проекта является ПАО «КАМАЗ».

Исследовательская и опытно-экспериментальная база

Уникальное стендовое оборудование моторных и агрегатных лабораторий для исследования экологических характеристик, испытаний на активную и пассивную безопасность; низкотемпературная и акустическая камеры; отдел быстрого прототипирования; дизайн-центр; аэродинамическая труба; специальные комплексы дорожных испытаний (110 км); участок для испытаний транспортных средств, оборудованных интеллектуальными системами управления; завод опытных конструкций и пр.

В НАМИ функционируют два центра коллективного пользования, обеспечивающие проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных научных исследований: ЦКП «Перспективные технологии автомобилестроения» и ЦКП «Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники».

Патенты, свидетельства

В силе поддерживается 139 патентов Российской Федерации (изобретения - 96, полезные модели - 27, промышленный образец – 16), а также 13 свидетельств на товарные знаки, 5 свидетельств регистрации программ для ЭВМ, а также режим коммерческой тайны в отношении 9 секретов производства (ноу-хау).

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками

Общая численность персонала на конец 2017 года – 2 682 чел., в том числе: докторов наук – 23, кандидатов наук – 110. Средний возраст персонала – 41,2 лет.

Наличие Соглашений с высшими учебными заведениями

В рамках НОЦ ФГУП «НАМИ» осуществляет взаимодействие с вузами по договорам об учебном и научно-техническом сотрудничестве и при создании базовых кафедр с:

Московский Политех;

МГТУ им. Н.Э. Баумана;

НИУ «МЭИ»;

РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева;

Тольяттинский государственный университет;

Филиал ГБОУ ВО Московской области «Университет «Дубна».

Базовые кафедры, научные школы

В НАМИ функционируют 10 научных школ и 2 базовые кафедры. Аспирантура НАМИ осуществляет образовательную деятельность по двум направлениями подготовки («Электро- и теплотехника» и «Машиностроение») с возможностью последующей защиты квалификационных работ в диссертационном совете института по двум специальностям: «Колесные и гусеничные машины» и «Тепловые двигатели».

Основные партнеры

ПАО «КАМАЗ», ПАО «АВТОВАЗ», ООО «УАЗ», Группа «ГАЗ» и др.

Международное научно-техническое сотрудничество

Институт представляет Российскую Федерацию в рабочих органах КВТ ЕЭК ООН, ISO, FISITA, ISATA, SAE и AEB. Также НАМИ осуществляет сотрудничество с мировыми лидерами автомобильного инжиниринга, в т.ч. с компанией Porsche Engineering.

16 октября 1918 года была образована Научная автомобильная лаборатория, которая вскоре была преобразована в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). По заданию Научно-технического отдела в мае 1920 года был разработан проект положения будущего Научного автомоторного института, а 14 марта 1921 г. Коллегия НТО утвердила положение об институте. В основу деятельности института должны были лечь следующие задачи: развитие и усовершенствование автомобильной техники; разработка и проведение в жизнь полезных изобретений в области автомобильного дела; популяризация и пропаганда автомобильного дела; проведение экспертизы и консультации. Здесь работали такие знаменитые ученые, как: Е.А. Чудаков, Н.Р. Брилинг, Е.К. Мазинг, Д.К. Карельских, Г.Г. Калиш, М.К. Кристи и многие другие.
В первые годы существования НАМИ внимание было обращено на подготовку научных кадров и на создание собственными силами оборудования для лабораторий. В годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период НАМИ помогал в организации и формировании конструкторских и экспериментальных служб заводов, в определении основных путей развития, в испытаниях и усовершенствовании автомобильной техники.
Сегодня НАМИ - один из основных разработчиков «Концепции развития автомобильной промышленности России», одобренной распоряжением Правительства РФ № 978-р от 16 июня 2002 г. Важным является представительство Российской Федерации и прямое участие специалистов института в деятельности рабочих органов Комитета по Внутреннему Транспорту Европейской Экономической Комиссии (КВТ ЕЭК ООН), а также в международных организациях FISITA, ISATA, МТК-56, ТК-56, ИСО/ТК-22 и др.
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» аккредитован Агентством по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт России) в качестве Испытательного центра продукции автомобилестроения (ИЦАИ), который также является в рамках Женевского Соглашения 1958 г. технической службой с правом проведения испытаний по Правилам ЕЭК ООН. Начиная с 2003 г. выдано более 6000 официальных Протоколов испытаний.
НАМИ представляет Российскую Федерацию в Техническом комитете Международной организации по стандартизации - ИСО/ТК 22 «Дорожный транспорт», на его базе функционирует национальный технический комитет ТК-56 «Дорожный транспорт», который также выполняет функции технического комитета по стандартизации в Ассоциации автомобильных инженеров России (ААИ).
Основные направления деятельности института: прогнозирование развития автомобилестроения, фундаментальные исследования, конструкторские разработки, создание, испытания и доводка перспективных образцов автомобильной техники и их компонентов, прикладные исследования для заводов отрасли, смежных производств и зарубежных фирм.
Кроме того, НАМИ осуществляет государственное регулирование научно-технической политики в автомобильной промышленности через систему стандартизации и сертификации, разрабатывает теоретические основы и создает автотранспортные средства, двигатели, компоненты на основе концепции «полного жизненного цикла».