Мотопутешественник Павел Кобяк: в России можно рассчитывать на мотобратство. Основатель движения «Сел и поехал» Павел Кобяк: «Мне дороже эмоции людей, чем просто какие-то сверхбольшие наличные Call центр сел и поехал

Накануне основатель движения «Сел и поехал», писатель и путешественник Павел Кобяк представил в петербургской библиотеке на Троицком поле свою седьмую книгу про поездку из Северной столицы в Магадан и поговорил с читателями. Оказалось, что на следующий год у Павла большие планы: с командой он планирует отправиться в Крым, чтобы пообщаться с местным населением и снять фильм о жизни до и после «русского Крыма», снова заехать в Луганск и Донецк и реализовать проект настольных игр на тему поездки из Мурманска в Магадан на мотоциклах.

На встрече в библиотеке Павел рассказал петербуржцам о несостоявшемся обеде на перевале Дятлова, преодолении размытых переправ и непроходимых дорог на мотоциклах и снегоходах и планах, связанных не только с путешествиями.

Самое важное из беседы - в нашем материале.

Про размытый мост и преодоление

Самое интересное началось, когда мы поехали по трассам «Лена» и «Колыма». Две тысячи километров по неизведанной дороге при отсутствии асфальта - пожалуй, это было самое интересное путешествие. Так получилось, что на федеральной трассе «Колыма» смыло мост через речку Эльги - там это часто случается; строители заложили по проекту пятьсот метров, но по факту построили всего триста. Двести метров посыпали насыпью, пошел дождь и мост смыло. Сто километров обратно - это ближайшая заправка, связи нет, еды нет, воды нет, ничего нет. Впереди только размытый мост. Мы благополучно погрузили в лодки мотоциклы с местными якутами и переправили их на тот берег. Доехали до Магадана за два дня, потом я вернулся к своему отцу, так как он там жил - лагерь там образовался большой, около пятидесяти машин. Калуга, Новосибирск, Тюмень - люди приезжали со всей страны, упирались в размытый мост и просто ждали [В этой поездке команда движения «Сел и поехал» сняла документальный фильм под названием «Мост» - про размытую переправу и то, как люди выживают в этих условиях. Картину будут показывать в Хельсинки, Китае и Индии, - Прим. ред.].

Сама по себе трасса Колыма - очень интересная, там много медведей, но на самой дороге мы их не видели, только в Магадане. Но когда идет дождь, надо понимать, что, например, мы проехать успели, а наши друзья ехали три дня.

Про перевал Дятлова и ощущения

Когда мы остановились на перевале Дятлова с палатками, сняли на три айфона фильм с нулевым бюджетом. Атмосфера чувствуется, не поверите - мы думали там организовать обед, но когда поднялись, был безумный ветер. Мы спрятались за памятником, и не было желания там долго оставаться. Мы спустились через десять минут, но после нас шла группа, и уже светило солнце. Нам не повезло.

Про поездку на Ямал, музыкальный фестиваль и «Лукойл», о котором мы не всё знаем

В этом году мы прокатились по региону ХМАО ЯНАО. Идея была приехать на Ямал и прокатиться по нефтяным газовым регионам, посмотреть, как живут люди - нефтяники, газовики, и узнать, откуда [берется] бензин. Мы привыкли приезжать на заправку, вставлять пистолет в «Лукойл», но элементарно не знаем, как расшифровывается аббревиатура. В названии три города - Лангепас, Урай и Когалым. Мы заехали туда, и там нас встречали «генералы» данной компании. А город Югорск - это место, где самы крупный транспортный узел. Весь газ сначала собирают там [В феврале 2019 года выйдет фильм Павла Кобяка и участников экспедиции про жизнь газовиков и нефтяников. По словам Павла, скорее всего, картину покажут в кинотеатре «Аврора»,- Прим. ред.].

Поездка на ХМАО и ЯНАО, пожалуй, была самая тяжелая, потому что от друзей и товарищей было трудно уезжать - прием был настолько сибирский и теплый. У нас мотосообщество, и в каждом городе у нас друзья, байк-посты, на которых встречают и ждут. За эту поездку получилось завербовать много городов, и 20 октября мы проводим музыкальный фестиваль «Спел и поехал», куда приедут гости из 60 городов и 15 стран. Если взять наши общегородские мероприятия Harley Days и «Мотостолица», то там таких гостей нет. А к на прилетят из Магадана, Сахалина, Читы, Иркутска, Екатеринбурга, ХМАО и ЯНАО, всей Прибалтики, кругосветчик из Швейцарии, из Казахстана, Молдавии и так далее. В этом году я решил организовать музыкальный конкурс среди мотоциклистов, куда прилетят команды из Мурманска, Перми, Смоленска, и у нас состоится некая битва за лучшее музыкальное исполнение [Концерт будет проходить на площадке газгольдера на набережной Обводного канала, д.74,- Прим. ред.].

Про путь к книгам

Записала Анастасия Борисенко

Это интересно

Павел Кобяк ежегодно проезжает на мотоцикле более 40000 километров по России, Европе, США, экзотическим странам. Свою первую поездку из Санкт-Петербурга в Москву совершил в 16 лет. Чуть позже исследовал как турист всю Ленинградскую область на автобусе. Преодолел за неделю на велосипеде 800 км вокруг Ладожского озера.

К сведению

Международный портал «Сел и поехал» посвящен путешествиям по России и миру.
Главная задача проекта - развить самостоятельный туризм в России и помочь начинающим путешественникам.
На сайте можно найти интерактивные карты, видео, статьи, новости и блоги, повествующие о путешествиях на самых разных транспортных средствах: от снегоходов и мотоциклов до внедорожников и велосипедов.
Для новичков на портале размещены подробные маршруты, на картах отмечены заправки, мотосервисы, местные мотоклубы, отели, заведения общепита - с отзывами туристов, а также контакты тех, к кому можно обратиться за помощью.

Павел Кобяк, петербургский мотопутешественник, писатель, основатель движения «Сел и поехал», писатель

Как сесть и поехать…

Началось все, когда в шестнадцать лет я поехал на электричках из Петербурга в Москву: тогда у меня проснулось мощное желание смотреть страну и мир. И понеслось: Тихвин, Выборг, Ленобласть, вокруг Ладожского озера на велосипеде. Появился мотоцикл — я стал совершать небольшие вылазки в Белоруссию и Карелию; на снегоходе отправился в целую экспедицию по лесам от Мурманска до Москвы. А зимой был сноуборд, Камчатка, Эльбрус и Татры.

Как проходят сборы в большие заезды? Загоревшись идеей, ты детально продумываешь маршрут и готовишь контакты всех людей, которые будут встречать тебя в пути, готовишь мотоцикл технически и себя — физически. Ну и самое главное — настроиться на успех.

… А потом написать

Я распечатал две тысячи экземпляров и просто разослал по всей стране во все основные мотоклубы — так в свое время никому не известный Юра Шатунов ходил по электричкам и раздавал свои кассеты

… И сделать настольную игру

Как-то я смотрел кино и один из эпизодов навел меня на мысль о настольных играх. Я взял кусок обоев и стакан кефира — и начал рисовать маршрут от Мурманска до Владивостока. Цель игры как таковой — «доехать» до цели первым и целым. Как и в дороге, здесь с вами может случиться все, что угодно: мотоцикл ломается, вас арестовывают за аморальное поведение на фестивале, вы загуляли с друзьями в каком-нибудь городе. Персонажи здесь – известные мотопутешественники, и модели мотоциклов реальные — «Харлей Дэвидсон», «Сузуки Хаябуса» и другие. Так что вы полностью погружаетесь в мотокультуру и географию страны.

В работе мне помогали художник, разработчик, шаржист и верстальщик: выливали фигурки, математически просчитывали ходы, создавали общую мультяшную стилистику, прокладывали горы и русла рек.



О миссии и узбекских полицейских

Часто сопряжены с какой-то миссией. Например, в Узбекистане мы однажды встретили англичан, которые ехали на велосипеде из Лондона в Китай через Памир: за каждый пройденный ими километр некая общественная организация собирала деньги со всего мира и направляла их на помощь бездомным детям. Нашей целью было объединение стран СНГ — это особенно важно в свете последних событий. В поездку нас провожал Санкт-Петербургский Дом Национальностей: нам дали грамоту на семи языках — мол, мы едем с дружественной миссией и просим администрации населенных пунктов оказывать нам поддержку.

Узбеки жадно слушали наши рассказы о Петербурге, поили чаем из пиал и угощали пирогами — и в итоге не взяли ни копейки. А я подарил им магнитик с Дворцовым мостом

Каким образом поездка способствует объединению? Прежде всего, через личные контакты. Взять хотя бы Узбекистан. Как-то мы остановились позавтракать в случайном месте, и, когда узбеки узнали, что мы из Петербурга, они созвали все семейство. Мужчины и женщины, деды и внуки — все жадно слушали наши рассказы о городе, поили чаем из пиал и угощали пирогами — и в итоге не взяли ни копейки. А я подарил им магнитик с Дворцовым мостом.

А еще мне понравились узбекские полицейские. Нас предупреждали, что у них принято здороваться за руку. А когда спрашиваешь, мол, как дела, как семья — они сразу расплываются в улыбке, рассказывают тебе все и угощают самсой или клубникой.

Всего-то и нужно, что раскидать мобильные пункты через каждые двести-триста километров — и будет у нас прекрасная альтернатива путешествиям в Америку и Европу




О том, как сделать инфраструктуру

Обидно, что при всей красоте наших мест — Камчатки, Байкала, Кольского полуострова, Карелии и Кавказа — путешествовать по ним трудно из-за неразвитости инфраструктуры . Вокруг Ладожского озера элементарно нет мусорных баков, а в Забайкальском крае на протяжении тысячи километров — ни заправок, ни отелей, ни мастерских. Пожалуй, самое важное в моем проекте — увлечь молодежь путешествиями. Логика такая: чем больше людей будут ездить и видеть эти проблемы, тем больше об этом будут говорить, а потом и действовать. Всего-то и нужно, что раскидать мобильные пункты через каждые двести-триста километров — и будет у нас прекрасная альтернатива путешествиям в Америку и Европу.

Фото предоставлены героем публикации.

Петербургский мотопутешественник Павел Кобяк, основатель движения «Сел и Поехал», этим летом собирается покорять американские дороги. В планах - проехать по США около 15 тысяч км. Накануне поездки Павел рассказал сайт о своих путешествиях по России и дал советы, как подготовиться к дальней дороге.

За плечами Павла - не один десяток мотодальнобоев. В 2012 году он проехал от Петербурга до Владивостока. Итогом этого вояжа стала книга путевых заметок «Сел и поехал». В июле прошлого года он совершил поездку на Северный Кавказ. Впечатлений хватило на вторую часть - «Сел и поехал - 2. Кавказский серпантин». Павел надеется, что истории, описанные в его книгах, подстегнут молодых людей собрать рюкзаки и отправиться на поиски приключений, а также знакомства с новыми людьми, городами и странами.

«Ценный опыт, который обязательно стоит получить»

Павел Кобяк: - Путешествую давно, с 16 лет, на самом разном транспорте. На велосипеде объезжал вокруг Ладожского озера, из Мурманска в Москву добирался на снегоходе. 23 июня 2012 я и двое моих товарищей отправились на мотоциклах из Санкт-Петербурга во Владивосток.

В пути были 23 дня. За сутки преодолевали 600-800 км, в зависимости от того, в каком состоянии была дорога, делали полноценные остановки в Екатеринбурге, Красноярске, Братске, Хабаровске и других городах. Видели озеро Байкал. Яркие впечатления оставила республика Бурятия, где мы посетили Иволгинский дацан. Очень интересное место. Буддийский край, где все счастливы… Настоятель, узнав, что мы приехали из Петербурга, разрешил осмотреть нам самый главный храм. Зашли внутрь: благоухания, тишина. Удивительная атмосфера.

Случались в дороге, конечно, и поломки, но нам очень помогали мотобратья, которые нас встречали и практически передавали из города в город - звонили знакомым и просили встретить мотопутешественников. В основном это были такие же, как мы, мототуристы, которые понимали, что нам может понадобиться в дороге. Так что в нашей стране можно рассчитывать на мотобратство.

«В нашей стране можно рассчитывать на мотобратство». Фото:

Мария Соколова: - Какой самый непростой участок дороги был во время путешествия по России?

Участок Чита - Сковородино - это 1000 км неразвитой инфраструктуры. Очень мало населенных пунктов, одна заправка встречается на 150 км. К этой дороге лучше подготовится заранее: везти с собой канистры с топливом, еду, чтобы проскочить участок без проблем.

Когда у нас топливо уже было на исходе, мы нашли заправку, где был только дизель и 80-ый бензин - 92-ой кончился. Через 150 км доехали до второй станции, где уже в ожидании стояли несколько машин. «Вставайте в очередь, - крикнул один из водителей. - Сейчас приедет ГАЗ 66 с топливом». И, правда, через какое-то время приехал грузовик с 200-литровой бочкой 92-го бензина. Стали заправлять машины, разливать по банкам и канистрам. За нами заняли ребята на «Лексусе». Им бензина не хватило. На предыдущей заправке они залили в бак 80-ый и кое-как доехали до этой. Мы поделились с ними топливом, дали 10 литров, чтоб они хоть как-то дотянули до следующей АЗС.

На участке Чита - Сковородино еще непростая дорога. Ее заасфальтировали пару лет назад. Хоть местные и называют ее «хайвей», на ней легко можно убраться. Там много болотистых мест, и асфальт кое-где уже начал проваливаться. Поэтому важно смотреть на знаки. Если указано «50», то столько и надо ехать. Там бывают такие ямы, в которые проваливается половина мотоцикла. Если ехать на скорости, то можно потерять управление, а на машине - легко разбить подвеску.

Во время поездки по Дагестану в 2013 году. Фото: Сайт Павла Кобяка «Сел и поехал»

- Вы путешествовали на мотоцикле Suzuki Hayabusa. Чем обусловлен такой необычный для дальних поездок выбор техники?

Мне нравится этот мотоцикл. Иностранцы очень удивлялись, узнав, что я путешествую не на чоппере и не на туристическом эндуро. Наверно, я первый, кто проехал через всю Россию на Hayabusa (улыбается).

Правда, во время своей второй поездки по Северному Кавказу, в Грузии, я попал на этом мотоцикле в аварию. У меня были сломаны шесть ребер, я получил компрессионный перелом позвоночника. В итоге - третья группа инвалидности.

После ДТП я три недели провел в госпитале. За это время даже начал учить грузинский язык. Почти каждый день ко мне приходил знакомый моего друга - Гоча из Тбилиси - приносил мне еду, гостинцы. Благодаря ему три недели были не такими тяжелыми. Вообще, грузины - очень добрый, открытый народ. Очень жаль, что политики пытаются испортить отношения между нашими народами. Молодое поколение уже немного другое, про-американски настроено. А люди взрослые, старой закалки, другие. Встречают очень душевно…

После того, как меня выписали из больницы, я еще четыре месяца ходил в корсете. Снял его перед новым годом. Сейчас купил себе другой мотоцикл - туристический с прямой посадкой. В августе планирую новое путешествие в США.

Павел Кобяк: «Наверно, я первый, кто проехал по всей России на Hayabusa» Фото: Сайт Павла Кобяка «Сел и поехал»

- Какой маршрут вас ждет в Америке? Не боитесь ехать туда из-за последних политических конфронтаций?

Скорее я боялся не получить визу. Но все обошлось - дали на три года. Что же касается отношений между американцами и русскими, то я навел справки у знакомых. Выяснилось, что жители США стараются не обсуждать политические вопросы, не тратят на это время. Они рассуждают: внешняя политика пока на нас никак не влияет, работать не мешает, почему мы должны тратить на нее свое время? В чем-то такая позиция понятна. У нас же в России все иначе - все любят обсудить последние внешнеполитические вопросы, попереживать.

Трип в августе у нас начнется из Майами. Мы посмотрим Нью-Йорк, Ниагарский водопад, Чикаго, посетим крупнейший мотослет в городе Стуржас, Сан-Франциско, Сан-Диего, проедем через Долину Смерти в Лас-Вегас, Техас и Ки-Уэст - самую южную точку Америки. В целом планирую преодолеть 15 тысяч километров.

Сейчас я «разминаюсь» перед такой дальней поездкой. Ездил в Самару попить «Жигулевского пива», в Мурманск - поесть камчатского краба, недавно вернулся из Чечни, в планах - в июле поездка на North Cape, мыс на севере Норвегии.

Из последних поездок очень понравился мотофестиваль в Чечне. В июне клуб «Дикая дивизия» проводил первый мотофестиваль в Чеченской Республики, который был посвящен 100-летию конной дивизии. Понравился формат мероприятия, который сильно отличался от наших привычных мотофестивалей, неотъемлемыми атрибутами которых являются пиво, водка и стриптиз. Мне кажется, все этого уже наелись. В Чечне же на фестивале играла национальная музыка, были танцы, местное угощение.

На целый день нас возили к горному озеру Кезенойам, где нас встретил двоюродный брат Рамзана Кадырова. Нас угощали супом из огромного чана, барашком, картошкой...

«Раньше я думал, что мотодвижения в Чечне нет. Но на улицах я увидел отличные мотоциклы». Фото: Сайт Павла Кобяка «Сел и поехал»

- Брат Рамзана Кадырова тоже мотоциклист?

Да, он тоже ездит на мотоцикле. Вспоминаю с теплотой эту поездку. Был очень душевный прием.

- Много было гостей из Петербурга?

В этом году на фестиваль приехали только четыре мотоциклиста из нашего города. Думаю, на следующий год уже поедут целыми мотоклубами.

Я рассказываю всем друзьям, насколько там красиво, безопасно, цивилизованно. Нет быдла, которого многие опасаются. Местное население даже говорит, что все хамы сейчас в Москве. Здесь у них не получилось, и они поехали в столицу в поисках красивой жизни.

Сам же Грозный впечатляет, сверкает тысячами огнями. Фонтаны, мечети, дорожки. Раньше я думал, что мотодвижения в Чечне нет. Но на улицах я увидел отличные мотоциклы. В октябре есть желание поехать туда с семьей.

Поездка в Чечню в 2013 году. Фото: Сайт Павла Кобяка «Сел и поехал»

Этого не скажешь про соседнюю республику Дагестан, где пыльно, грязно и небезопасно. Есть информация, что там до сих пор промышляют «лесные братья». Если их опасается местное население, то это уже показатель для туристов. Встретить людей с автоматами - там норма. Ехать туда я не рекомендую.

Дайте совет начинающим путешественникам, как подготовиться к мотодальнобою, на что стоит обратить внимание?

По-моему, очень важен психологический настрой. У меня есть знакомый, который говорит: «Бойся и ты доедешь». Мне кажется, что нужно быть осторожным, но также нужно верить в успех и быть позитивным.

Обязательно перед поездкой нужно проверить техническое состояние вашего мотоцикла. Важна хорошая экипировка. Только благодаря крепкому шлему я остался жив после аварии в Грузии. Не нужно забывать про термобелье.

Соберите аптечку, возьмите пластыри, обезболивающие медикаменты. Может пригодиться и нашатырь. Если вы собираетесь в горы, то на высоте, вероятно, появится головокружение.

В поездке обязательно имейте с собой два-три телефона. Один может сломаться, второй украдут, а на связи нужно быть всегда.

Перед путешествием за границу отксерокопируйте свои паспорта, водительские права. Возьмите с собой распечатки, отсканированные файлы сохраните на флэшке, а также на электронной почте. Если возникнут неприятности, вы всегда сможете быстро предоставить информацию о себе в полиции. Бывают случаи, когда люди просто теряются и их не могут найти.

- Как ваша спутница жизни относится к вашим мотопутешествиям?

Мы часто вместе путешествуем, катаемся на сноубордах, велосипедах, сплавляемся на рафтах. Но в мотодвижении она не прижилась. Ей тяжело. Поскольку она понимает, насколько для меня это важно, то она отпускает меня в такие долгие поездки.

«В путешествии очень важен психологический настрой». Фото: