Модель экто 1. Cadillac Miller-Meteor: звездный путь вэна «Охотников за привидениями. Спаситель съемочной группы

Основной отличительной чертой охоты на привидений является наличие уникального научно-технического оборудования, которое разработали и изобрели вместе доктора Игон Спенглер и Рэй Стэнтз. Протоновый ускоритель, ловушка и экто-хранилище позволяют парализовывать и удерживать привидение продолжительное количество времени, что и делает возможной охоту на привидений, а известный всем Эктомобиль (или Экто-1) Охотников за привидениями, на котором они выезжают на вызовы, является незаменимым "ghostbusting"-атрибутом и одновременно символом их бизнеса.

ECTO-1 (Эктомобиль)


Эктомобиль – Кадиллак Миллер Метеор 1959 г. – комбинированная машина (машина скорой помощи + катафалк) использовалась в фильме «Охотники за привидениями» 1984 г. и другой беллетристике, посвященной охотникам.



Это средство передвижения приобрел Рэй Стэнтз по относительно высокой цене - 4800$ (больше 9400$ в США после инфляции) в довольно плачевном состоянии, требующем основательного ремонта. По словам самого Стэнтза нужно было «сменить мост, тормозные колодки, педали, прокладки, коробку передач, рычаг переключения передач, заднюю дверь (в этот момент его приостановил Венкман, желавший узнать о цене), а также новые кольца, глушители и немного поработать над проводкой». После необходимых изменений машина использовалась для перевозки оборудования, а также поездок по Нью-Йорку. На ней была установлена сирена с характерным, узнаваемым звуком. Отличительной чертой эктомобиля был также специальный выход сзади, где перевозились протонные блоки, который облегчал к ним доступ. Имелись также различные технические приспособления, установленные на крыше авто, чье действие в кино ни разу не применялось. Поклонники размышляют, что оборудование включало в себя тяжелое многофункциональное антипризрачное вооружение для борьбы и защиты от призраков. Книга «Создавая Охотников» описывает вырезанную сцену, где полицейский кладет на лобовое стекло машины квитанцию и она тут же превращается в пепел.


Ранние версии сценария, написанного Дэном Эйкройдом для первого фильма, также упоминали о способностях эктомобиля к межпространственным путешествиям. Один из первоначальных пробных кадров показывает эктомобиль черным с лиловыми и белыми пульсирующими огнями, придающими машине пурпурный ореол.

Эктомобиль также известен под названием «Экто-1» (из-за обычного номерного знака «Ecto-1», показанного в первом фильме).


ECTO-1A




Протонный блок (Proton Pack)


Протоновый ускоритель (или "протонный блок") – ядерное ускоряющее устройство, созданное охотниками за привидениями. Это их основной инструмент в фильме 1984 г., предназначавшийся для охоты на привидений. Он состоит из ружья ("протонное ружье" или "излучатель частиц"), присоединенного к ускорителю частиц в форме рюкзака. Он стреляет потоком протонов, который поляризуется с отрицательно заряженной энергией привидения, позволяя сдерживать его этим потоком. Излучатели частиц протонного блока первоначально представлены как орудие в форме палки, которое нужно было держать в каждой руке.


Протоновый блок также описывался как ускоритель заряженных частиц. Работал он «концентрируя протоны» (хотя в первом фильме он упоминался в качестве «позитронного соединителя», а ружье называлось «нейтронным»), используя их для захвата «отрицательно заряженных эктоплазменных созданий». Это описание является технической несуразицей – в практических терминах протонное ружье стреляет потоком энергии, которая позволяет обездвижить призрака, подвести его к нужной позиции, позволяющей захватить его в ловушку. Доктор Игон Спенглер создал это оборудование именно для этих целей. Вырезанная сцена из «Охотников за привидениями» показывает Игона, который нацелил блок на отдушину в стене и втулка решетки просто расплавилась.

Диалоги охотников указывают, что протоновый ускоритель действует аналогично циклотрону, в котором производится мощный поток заряженных частиц. В контрасте с настоящим циклотроном (который производит хорошо сбалансированный поток частиц), луч протонного ружья имеет тенденцию к кривой (хотя остается в пределах той области, где находится стреляющий), достаточно разрушительной силы по отношению к физическим объектам и может нанести серьезный ущерб.

Исходя из слов Игона в «Охотниках за привидениями-II» энергии каждого блока хватит на 5000 лет. Кнопки на протонном блоке могут выполнять различные функции для управления потоком, в том числе регулирование интенсивности потока, длительность и уровень поляризации. В соответствии с мультфильмом, максимальная мощность протонного блока – 500 000 МГц и он имеет механизм самоуничтожения, действующий как минимум в радиусе пол мили. В мультфильме протонные блоки иногда оказываются менее эффективными в борьбе с мощными привидениями и имеют способность разряжаться в самый неподходящий момент для большей драматической напряженности.


"Попробуйте представить, что вся ваша жизнь, как вы ее знаете, внезапно останавливается
и каждая молекула вашего тела взрывается со скоростью света"

Игон Спенглер о пересечении протонных потоков.

Пересечение потоков первоначально было запрещено, так как Игон считал, что «полный протонный распад» имел бы катастрофические последствия (см. цитату выше). Однако, в отчаянной попытке остановить Гозера, охотники за привидениями использовали пересечение четырех протонных потоков непосредственно в ворота между измерениями, которые взорвали каждую молекулу Гозера (в том числе и его психическое влияние) и вынудили его выйти обратно в межпространственное окно, из которого он появился. Проход разрушился и взорвался, когда Гозер был уничтожен.


Протонное ружьё (Proton Gun)

Протонное ружьё используется в качестве главной ранели управления. С него можно настроить Протонный блок на любую функцию. Протонное ружьё также называют Протонным излучателем (Neutrona Wand)



Ловушка (Ghost Trap)


Ловушка - это небольшое устройство в форме коробки с двустворчатой крышкой, управляемое издали с помощью простого педального выключателя, присоединенного длинным кабелем. Когда привидение оказывается вблизи ловушки (обычно с помощью протонного блока, хотя не обязательно), ловушка активируется нажатием на педаль ногой. Её крышка открывается, и силовое поле затягивает призрака внутрь. Главным героям давался совет не смотреть прямо на ловушку, когда она активна. Затем призрак может быть перенесен в большой, более постоянный блок задержания.




В ловушку может помещаться более одного призрака, но не установлено, сколько и какое время привидение может там находиться. Также предполагается, что захваченный призрак может быть выпущен охотником добровольно; все что нужно – опять открыть её.

Блок задержания (Ecto containment unit)


Хранилище (или "блок задержания") - это большое устройство для содержания привидений в подвале штаба охотников за привидениями. Оно было создано после того, как доктор Спенглер и доктор Стэнтз впервые увидели призрак библиотекарши в Нью-Йоркской Публичной Библиотеке. В соответствии с данными того опыта, они выдвинули теорию о том, что если уровень ионизации всей эктоплазмы призрака постоянен, они могут захватить его и удерживать неопределенное количество времени. Эта идея и сделала возможным будущий бизнес охотников. Все пойманные привидения содержались в этом хранилище.



В блоке задержания есть легко доступное отверстие, в которое помещается заполненная ловушка, после последовательного нажатия двух кнопок и активирования рычага, призрак переходит из ловушки в пространство блока задержания. После того, как все эти шаги выполнены, зеленый сигнал на стенке блока моргает, указывая на успешное завершение операции. Отсюда правило: «Когда загорается зеленый свет – ловушка чистая».

ПКЭ датчик (PKE meter)


Экто лизеры - небольшое устройство, надевающееся на глаза, позволяющее видеть размытые и прозрачные эктоплазменные объекты, испускающие психокинетическую энергию. В фильме 1984 г. использовалось Рэем Стэнтзом для выслеживания призрака в отеле Sedgewick. До того как очки ночного видения сделали Экто лизерами это были очки ночного видения AN/PVS-5a которые стояли на вооурожении армии США.



Известно ли вам, что в реалии Cadillac "ECTO 1" 1959 года использовался как карета скорой медицинской помощи и как катафалк? Но к счастью, этот автомобиль остался в памяти зрителей «эктомобилем» - необычным агрегатом, возившим охотников за привидениями! Характерная красно-белая боевая раскраска, фантастическое оборудование для ловли потусторонних материй, а также саундтрек к фильму сделали Cadillac Miller-Meteor "ECTO 1" самым необычным автомобилем, снимавшимся в кино. Кстати, оригинал автомобиля "ECTO 1" был куплен неизвестным коллекционером на аукционе, почти за 45 000 долларов.

По первоначальной задумке сценариста и режиссера, эктомобиль должен был быть выкрашен в зловещий черный цвет, но обилие ночных съемок дали понять съемочной группе, что необходимо срочно что-то менять. Так Cadillac Miller-Meteor для фильма «Охотники за привидениями» стал именно таким, каким мы его и увидели. Отличительный знак охотников - знак перечеркнутого привидения красуется на передних дверях и крышке багажника. Фишкой эктомобиля стали держатели для протоновых ружей в задней части автомобиля, анти призрачное вооружение на крыше и фирменная сирена.

Одним из главных достоинств эктомобиля - огромный салон и просторные сиденья, на которых свободно размещались 4 взрослых человека разных весовых категорий с немаленькими ранцами за спиной. В этих заплечных мешках по сценарию фильма находились самые важные вещи охотников - протонные ловушки для монстриков. Для съемок использовали 3 машины Cadillac Miller-Meteor 1959 "ECTO 1". Первый из них сломался на Бруклинском мосту, поэтому такое количество дублеров главного героя, "ECTO 1", вполне оправданно.

Cadillac Miller-Meteor 1959 был выпущен небольшой серией, всего около 2000 штук (про его предназначение писалось выше). Вес его составлял 2,5 тонны, автомобиль был достаточно тяжелым и крупногабаритным – его длина на полметра превышала параметры Майбаха 57, и составляла 6 м 220 см! Двигатель Chevy 350, V8, объемом 6,3 л развивал 310 л.с. на 4800 об/с. Привод, как у всех классических американских автомобилей - задний, с автоматической коробкой передач.

«Охотники за приведениями» стал, пожалуй, лучшей кинолентой в жанре фантастической комедии, фильмом, на котором выросло множество зрителей. И немалый вклад в это внес футуристический катафалк для эктоплазмы - Cadillac Miller-Meteor, 1959 года выпуска.

Признайтесь: вы ведь не знали, что ECTO-1 из Ghostbusters – это реальный автомобиль! А ведь это не просто серийная модель, а… катафалк! В самом деле, лучшего транспорта для борцов с призраками и придумать сложно.

– Опель, седан. Мазда, купе. Фольксваген, хэтчбек…, – мой четырехлетний племянник всегда любил перечислять машины по пути в детский сад. Его папа работает дальнобойщиком, и Егор, как всякий мальчишка такого возраста, увлечен автомобилями. Даже надпись «Iveco» на кабине грузовика его не удивляет: малыш поднимает глаза на меня, и смешно растягивая слова, говорит, что это – «коооммерческий транспорт».
– Он нужен, чтобы зарабатывать деньги! – добавляет Егор, когда я наклоняюсь, чтобы завязать ему шнурок.

– Бывает еще и профессиональный транспорт, – отвечаю я. – И знаешь, для чего?

– Конечно! Для разных… профессий!


Почти 60 лет компания Wayne Works была преуспевающим предприятием, не нуждавшимся в компаньонах.

И не поспоришь. Детская логика – сильнейшая вещь. Егор уверенно топает по тротуару, сжимая в руке пластмассовую машинку. И немаленькую: даже на расстоянии я вижу, что она сделана в кузове универсал. Ну а бело-красная расцветка и эмблема с зачеркнутым привидением на дверцах не позволяет ошибиться, какой конкретно это автомобиль.

– Егор, почему тебе нравятся Охотники за привидениями?

– Потому что они снялись в кино! – не задумываясь, отвечает племянник. – И потому, что у них классная машина!

И ведь прав, чертенок! По всем вопросам прав! Самое забавное, что в детской ладошке оказалась зажата вся суть истории, которую я собираюсь рассказать…



Компания DIVCO, выпускавшая этот симпатичный бакалейный автобус Milk Truck, ненадолго присоединилась к концерну WWR в 1957 году. Слияние не пошло ей на пользу, и в 1965 она вновь обрела самостоятельность.

Грустная история

В 50-е годы прошлого века автомобильный рынок США развивался совсем не так стремительно, как в наши дни. Естественно, Большая тройка задавала тон в среде «гражданских» автомобилей, зато в остальных сферах существовали ниши, на потребу которых работали разные мелкие фирмочки.

Такие компании, как A. J. Miller, Meteor и Comet занимались тем, что изготавливали кузова и комплектные узкоспециальные авто, вроде легких грузовиков да цветочных развозчиков. Они делали это на удлиненных шасси легковых автомобилей, что закупались у крупных производителей (Oldsmobile, Pierce-Arrow, Packard), поэтому выпуск не мог быть крупносерийным. И все же предприятия прекрасно сосуществовали, изготавливая в год по несколько тысяч экземпляров разнообразной и нужной техники.

Вскоре соперничество между General Motors, Ford и Chrysler было возведено в абсолют: каждый последующий автосалон в Нью-Йорке напоминал «парад вооружений». Так члены Большой тройки проверяли друг друга на прочность и искали новые ниши для своей продукции. Предвидя неладное, крупный производитель школьных автобусов Wayne Works of Richmond решил объединиться с коллегами по ремеслу.

1 / 2

2 / 2

Редкие фото уцелевших катафалков 1959 года выпуска, Miller-Meteor и Cadillac Superior. Обе машины строились на одном и том же шасси. Единственное различие между ними было в задней части. У Meteor дверь багажника имела плавный изгиб без декора и сплошное стекло. У Superior над дверью нависал козырек, а стекло разделяли вертикальные ребра.

В итоге 1954 год стал отправной точкой в истории концерна WWR, куда вошли также бренды A. J. Miller, Meteor, Cotner-Bevington (ex-Comet). Чуть позже компаньоны провели ребрендинг, назвав свое объединение Miller-Meteor. Главной производственной базой стала фабрика Meteor в городке Пикуа, штат Огайо.

Дела концерна шли неплохо: каждый его участник знал свое дело, а тесное сотрудничество с General Motors, что поставляла им шасси от «дредноутов» Cadillac, обеспечивало Miller-Meteor заказами на годы вперед. При этом концерн не был слишком большим, чтобы мешаться у автомобильных гигантов Америки под ногами. В пик своего расцвета общее количество сотрудников в группе WWR достигало 252 человек; контракты были заключены с 34 дилерами.

Под брендом Miller-Meteor выпускались грузовики, разнообразные автобусы, но самым ходовым товаром здесь были катафалки. Длинные автомобили в кузове универсал с увеличенной задней частью без окон были нужны не только похоронным бюро. Они отлично зарекомендовали себя и в качестве машин «скорой помощи».


«Скорая помощь» Superior 1965 модельного года. Почти что «Эктомобиль».

Высокотехнологичный медицинский транспорт еще не появился, и парамедики, здраво рассудив, что раз гроб с телом свободно помещается внутри него, то и лежачий больной вполне сможет, стали использовать катафалки для своих нужд. За это же их полюбили и представители малого бизнеса: огромное внутреннее пространство одинаково хорошо служило и мастеровым, и художникам-оформителям. Как правило, такая машина оснащалась тяговитым движком (объемом не менее 5 литров) и имела усиленную стальную раму. Поэтому, несмотря на мрачную эстетику, катафалки вроде Cadillac Miller-Meteor 1959 года выпуска свой культовый статус со временем получили.

60-е концерн пережил спокойно – одних только катафалков ежегодно выпускалось около 2 тысяч. Но в следующем десятилетии небеса на горизонте «общества WWR» почернели: 1973 год стал для американского автопрома годом разочарований, и бренд Miller-Meteor вниманием тоже обделен не был. Но, в отличие от Большой тройки, для которой нефтяной кризис на ближнем Востоке стал настоящей трагедией, наши героев ждала неудача иного рода…

Согласно федеральному постановлению EMS Systems Act, всех производителей карет «скорой помощи» на базе модифицированных легковых автомобилей обязали «прикрыть лавочку» к 1977 году. В этот период как раз началась эволюция профессионального медицинского автотранспорта к тому виду, который мы с вами периодически встречаем на улицах.


Еще один знаковый катафалк среди Cadillac семейства Miller-Meteor. Модель Landau была выпущена в 1977 году. В одном из таких автомобилей провожали в последний путь Элвиса Пресли, Короля рок-н-ролла, который при жизни был страстным поклонником Кадиллаков. После погребения эта машина досталось некоему Чаку Хьюстону, продавцу катафалков из Джорджии. Тот относился к авто, как к реликвии, но решился продать его, когда для бизнеса настали трудные времена. На пути к покупателю в Майами Чак время от времени делал остановки. После одной из них водитель повернул ключ в замке зажигания, и автомобиль вдруг загорелся. Чак успел выскочить из него и уцелел, а сама машина сгорела почти дотла. Мистика, не иначе!

Нет, компании вроде Miller-Meteor никто не закрывал – они все так же оставались производителями катафалков, только уже с намного меньшей клиентской базой. После того, как это постановление вступило в силу, концерн просуществовал еще два года. Когда высокое руководство убедилось, что работать на потребу одних только похоронных агентов – себе дороже, всю деятельность решили свернуть.

Бренд Miller-Meteor еще дважды перекупался сторонними компаниями (в 1984 г. и в 1993 г.). Инициаторы пытались возродить былое производство катафалков и лимузинов, но покупательский интерес к этой марке был утерян. В настоящее время группа Superior Holdings сумела наладить мелкосерийную сборку «похоронного» транспорта на остатках мощностей Miller-Meteor, но для этого все производство пришлось перевести на собственный завод в городок Лима.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Возможные варианты ЕСТО-1. Был предусмотрен даже «охотничий» внедорожник!

Вот почти и вся история марки коммерческих автомобилей, коих по миру рассыпаны тысячи. Нечто подобное можно услышать по десять раз от ветеранов автопрома, вне зависимости от страны их проживания. И суть этих историй одна – выживает сильнейший. Это закон любого бизнеса, который давно звучит как катехизис. И мы с вами никогда не наградили бы вниманием какой-то Miller-Meteor, пусть даже он и отоваривался в General Motors, если бы не жирное НО (!)… Та-та-та-тада, та-ра-ра-ра-ра-ра-тада…, Ghost! Busters!!!

Спаситель съемочной группы

Идея создания фильма об ученых-физиках, способных бороться с реальными привидениями, пришла в голову Дэна Экройда в 1980 году. Этот канадский комик уже был достаточно успешен в голливудской среде благодаря скетч-шоу «Прямой эфир» и музыкальной комедии «Братья Блюз». Выступая попеременно актером и сценаристом, Экройд хотел всерьез заявить о себе в мире большого кино. «Охотники за привидениями» были тем самым проектом, который позволил бы ему это сделать.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

А вот и она. Та самая машина! Почти что семейное фото…

Кроме недюжинного энтузиазма и сумасбродной идеи, у Дэна была первоклассная команда единомышленников. «Напарник» из «Прямого эфира», Билл Мюррей, согласился сыграть в будущем фильме одного из основных персонажей. Еще один сценарист, Гарольд Рэмис, помог доработать сценарий, а потом, неожиданно для самого себя, тоже присоединился к съемкам; а режиссер Айвэн Райтман сумел выбить для этого дела 30 млн. долларов у Columbia Pictures. Согласно контракту с киностудией, «Охотники» должны были появиться на больших экранах в 1984, т.е. ровно через год. Поэтому к съемкам приступили незамедлительно, хотя сценарий и не был закончен.

«Если честно, я хотел, чтобы Зефирный человек шагал по Манхэттену, будто Годзилла. Но чтобы заставить зрителей поверить в это, мне нужна была история, похожая на настоящую», – признается потом Экройд. Так из команды суперпрофессионалов главные герои превратились в ученых-неудачников, которых вышибли из университета за разгильдяйство. Подобно своему создателю, экранные герои не унывают – выбив кредит у муниципалитета, они начинают собственное дело. Полезное, даже необходимое городу. Они собираются… (барабанная дробь) за деньги ловить привидений!



А здесь те самые «Охотники»! Автор идеи, Дэн Экройд (в центре), с детства увлекался спиритизмом. Этот интерес передался ему от дедушки, который был уважаемым спиритологом, и в свое время сумел установить контакт с духом Артура Конан-Дойла. По крайней мере, есть такая байка.

Все, кто смотрел этот фильм, знают, что положение горе-исследователей паранормального мира было плачевным: живут в ветхом здании бывшей пожарной станции, питаются консервами, неделями ждут свой первый вызов. Чтобы подчеркнуть социальную убогость «Охотников», съемочной группе было необходимо подобрать соответствующий автомобиль. Он мог выглядеть, как спецтехника, вроде пожарной машины, но обязательно устаревшей модели. Чем древнее, тем лучше!

Команда Экройда перетрясла все известные олдтаймеры, но с тем бюджетом, что выделила им Columbia Pictures, выбирать не приходилось. Большая часть денег ушла на оплату спецэффектов от Boss Film Studios, и лишних средств на возню с машиной просто не было. В итоге киношники уже были готовы взять для съемок несколько старых такси, вроде Checker Marathon (даже эскизы были готовы), когда им подвернулся истинный ECTO-1.


Дэн Экройд: «Можно объяснить все на свете! Даже концепцию призраков можно привязать к молекулярному строению вещей».

Тот самый Cadillac Miller-Meteor 1959 года выпуска оказался на съемочной площадке, как греческий «бог из машины». «Только без паники! Я раздобыл нам тачку. Нужно починить подвеску, тормоза, привод, рулевое управление и глушитель… А стоит всего-то $4800!», – докладывает «охотник» Рэймонд Стенц, на самом деле описывая реальную ситуацию. Найти такой автомобиль было редкой удачей, ведь общий тираж этой модели составил всего 2100 экземпляров. С катафалком, конечно, пришлось повозиться, но он честно отработал каждый вложенный в него доллар.

Трудности адаптации

Итак, в руках Экройда сотоварищи оказалась машина длиной 6,2 метра и шириной 2,5 метра. При таких габаритах в ней мог уместиться весь экипаж «Охотников» в полном снаряжении, да еще оставалось место для бутафорского оборудования и оператора с камерой. Под капотом этот Miller-Meteor имел штатный движок Chevy 350 V8, объемом 6,3 литра и мощностью 310 л.с. Также авто оснащалось автоматической коробкой передач и задним приводом. «Настоящий подарок судьбы из прошлого!» – ликовали актеры. К концу съемок они были почти готовы взять свои слова обратно…


Дэн Экройд: «Успех нашего фильма в том, что мы сумели найти баланс между юмором и страхом. Это было несложно. Страх сам по себе порождает немало юмора».

Во-первых, машина в буквальном смысле оказалась «тяжела на подъем». Шутка ли — более 2,5 тонн веса при полном снаряжении! Несмотря на мощный движок, Miller-Meteor трогался не сразу и не замирал на месте при первом же касании педали тормоза. По словам очевидцев, автомобиль этот не ехал, а, скорее, плыл по дороге. И чтобы справиться с ним, водителю требовалось образцовое спокойствие за рулем. К счастью, все актеры это понимали и относились к своему ECTO-1 очень бережно: кто мог знать, на сколько застопорятся съемки фильма, если в машине что-то сломается. Учитывая год ее выпуска, было вообще чудом, что она могла ездить без вспомогательного транспорта!

Во-вторых, регулярная заправка «Эктомобиля» влетала режиссеру в копеечку. Все же Miller-Meteor создавался в те времена, когда об экономии топлива думали, что это медицинский диагноз: 43 литра на 100 км – это вам не за город съездить! Уверен, что стоимость бензина за год съемок фильма в разы превысила цену на сам автомобиль.


Ситуация с Лизуном, как утверждает Экройд, произошла с ним в далеком детстве. Он с приятелем гостил в старинном особняке своего деда, когда увидел на лестнице комки зеленой эктоплазмы, зависшей в воздухе… Тогда они испугались и постыдно ретировались. Зато у Рэя появился шанс расквитаться за это с привидением на экране.

Зато в остальном это была не машина – песня! Громоздкая, немного нелепая, она как нельзя лучше подходила своим киношным хозяевам. Сначала режиссер хотел покрасить ее в черный цвет, но из-за большого количества ночных съемок ЕСТО-1 просто не было видно в кадре. Но когда дизайнеры придумали тот самый красно-белый окрас с фирменными эмблемами, все куски пазла, наконец, сложились.

Затем у Miller-Meteor появился оригинальный «охотничий» обвес, со всеми этими протонными блоками, мигалками и ловушками, и перевоплощение в «Эктомобиль» завершилось. Назвать такое авто катафалком уже просто не поворачивался язык. Оно стало полноценным участником фильма, пятым «Охотником», харизматичным героем с настоящей душой.

Наблюдать, как груда «самоходного металлолома» превращается в живое существо, было истинной магией. Метаморфоза ЕСТО-1 стала одним из тех редких случаев, когда весь потенциал, заложенный в определенной вещи, раскрывается под влиянием удачно сложившихся обстоятельств.


Все прелести от владения Miller-Meteor налицо! Даже складная тележка пригодилась. Не факт, что все это барахло поместилось бы и в двух обычных легковушках…

После бала

Так возникают легенды, и Cadillac Miller-Meteor 1959 года выпуска – одна из них. Здесь со мной согласятся далеко не все, но я почти уверен, что если вы хоть раз смотрели «Охотников за привидениями», то заливистый лай сирен «Эктомобиля» не спутаете уже ни с чем.

Когда фильм вышел на большие экраны (1984 г.), его ждал моментальный успех. Сборы с показов картины превысили начальный бюджет почти в 10 раз, так что команда Дэна Экройда просто обязана была снять продолжение.

Судьба оригинального ЕСТО-1 тоже сложилась удачно – после съемок автомобиль был продан на аукционе за смешные 45.000 $ (хотя бедняга потратил еще 100.000 $ на его восстановление). Вскоре все американские свалки наполнились лязгом кузовного железа – «черные» копатели пытались отыскать заветные Miller-Meteor на потеху коллекционерам. Согласно олдтаймерской статистике, всего таких машин уцелело около 200 штук. Из них на ходу только сотня. А реплик ЕСТО-1 – не больше двух дюжин.

Всю дорогу до детского сада я улыбался, размышлял. Егору всего четыре, а он уже умеет самостоятельно включать компьютер и с мобильным телефоном управляется в разы лучше меня. Он играет совсем в другие игры и слушает не те сказки, что мама читала мне в его возрасте. Новое поколение будет совсем другим, нежели прежнее. И это естественный ход вещей, как бы ни банально звучала эта избитая данность. Но все-таки чертовски здорово показать ребенку фильм, который был для тебя одним из самых светлых детских воспоминаний, и встретить такой же восторг! На мой взгляд, через подобные точки соприкосновения и определяется связь поколений…

Я сдал Егора на руки воспитателю, а сам отправился на работу. В моей конторе планировались массовые сокращения, поэтому я не стал ждать у моря погоды, а сразу направился к шефу в кабинет – отдать заявление «по собственному». И знаете что? Только стоя у его двери, я вдруг понял, что все это время напевал заглавную тему из «Охотников»! If there’s something strange…

Признавайтесь: знали о том, что ЭКТО-1 — настоящий?

Киностудия Metro-Goldwyn-Mayer построена немногим меньше века назад в едином стиле — господствовавшем тогда стримлайн-модерне. Когда идешь по ее извилистым улочкам — а это целый город в городе! — забываешь о цели приезда, но лишь до той секунды, пока за очередным углом не обнаруживаются два огромных «Кадиллака» с одинаковыми номерами ECTO-1. Первый — оригинальная машина, снимавшаяся в классическом фильме 1984 года, второй — реинкарнация, разработанная специально для грядущей премьеры ремейка.

Нас ведет Джефф Сейдж — глава технического департамента, человек, который сделал вторую машину. Конечно, не за шесть недель (тут со Стивом Дэйном соревноваться бессмысленно), но тоже быстро, примерно за полгода, включая разработку всего технического оборудования — протонных ранцев, ловушек, датчиков и других странных штуковин.

В фильме «Охотники за привидениями — 2» (1989) ECTO-1 пускал огненные струи и дым. Это было сделано с помощью специальных эффектов, поскольку сам «Кадиллак» был уже в очень плохом техническом состоянии и «навешивать» на него дополнительные устройства было рискованно. В том же фильме ECTO-1 окончательно «сдох» прямо на Бруклинском мосту. Его долго не могли оттащить в сторону, он блокировал движение и был… конфискован полицией. И в 1984-м, и в 2016-м для съемок использовалось по три одинаковых катафалка, и в обоих случаях только один был полноценным, пригодным для съемок и интерьера, и экстерьера. В первом ECTO-1 на крыше нагромождено очень много оборудования. Но создатели новой машины понимали, что с 1984 по 2016-й технологии шагнули вперед, и даже из мусора сегодня можно собрать что-то более компактное. Одним из важных моментов испытания машины была фото- и видеосъемка на фоне китайского квартала. Там происходит значительная часть действия, и автомобиль должен был выделяться на фоне пестрых иероглифических надписей. В 1984 году ECTO-1 с водителем, одетым в форму охотника за привидениями, колесил по Нью-Йорку в рамках промотура. По слухам, он стал причиной более чем 20 аварий — водители просто засматривались на знаменитую машину.

«Если честно, — говорит Джефф, — сперва мы хотели сделать что-то кардинально отличное от классической машины, чтобы нас не обвиняли в отсутствии воображения. Мы думали, что новые охотники будут ездить на футуристическом электрокаре или даже на огромном мусоровозе! Но в итоге мы вернулись к «Кадиллаку». Потому что мусоровоза фэны бы нам не простили». И смеется, показывая на компьютере рендер боевого мусоровоза. Действительно, не простили бы.

Часть первая: 1984

«Охотников» придумали два человека — Гарольд Рэмис и Дэн Эйкройд. Эйкройд принес сценарий режиссеру Айвану Райтману, и тот взялся за дело. Изначальный сценарий подразумевал, что охотники будут ездить на относительно новой машине — восьмилетнем «Кадиллаке», который они купят на барахолке за $600. Именно с таким техзаданием Райтман пришел к Стивену Дэйну, специалисту по кинематографическому «железу» — но Дэйн, потратив несколько дней на поиски подходящей машины, купил другую развалюху — старый катафалк Miller-Meteor на шасси Cadillac Fleetwood 1959 года. Райтман немного поворчал, но идею принял. Хорошо, пусть катаются на этой бочке с гвоздями. Да и на чем еще охотиться за привидениями, как не на похоронном лимузине?

Удивительно, но Miller-Meteor, основа старого ECTO-1, была не только катафалком, но и «скорой помощью» одновременно. Эту машину заказывали для обслуживания изолированных жилых районов для богатых людей — аналогичных нашей Рублевке, — и автомобиль выполнял двойное назначение. Больница, морг и похоронное бюро в таких зонах обычно располагались в одном здании, а с машины скорой помощи в любой момент снимались наклейки Ambulance, и она превращалась в карету последнего пути.


Закипела работа. 5 октября 1983 года Дэйн обмерил катафалк и за считаные дни разработал дизайн, оформление, технические фишки. Машина не была простой декорацией — например, полозья, на которых крепились протонные ранцы охотников, работали по‑настоящему, выдвигаясь и позволяя актерам эффектно взваливать на плечи тяжелое оборудование. Затем команда бутафоров принялась за изготовление элементов — а параллельно с этим специалисты по реставрации превращали порядком потрепанный «Кадиллак» в машину, способную заводиться с первого раза.

У Дэйна не было времени подкладывать под внешний вид и навесное оборудование автомобиля научную основу. Массивная аппаратура на крыше первого ECTO-1 — это случайный набор барахла, собранного Дэйном в мастерской и гараже. Есть старый газовый баллон? Пойдет в дело. Шланг от садового пылесоса? Тоже прекрасно. По сути, Дэйн собрал гениальную наукообразную конструкцию, которая ни у кого не вызвала никаких вопросов. Назначение того или иного элемента фанаты придумали сами уже после выхода фильма, а Райтман кивал с умным видом, подтверждая их предположения.

19 октября наполовину готовая машина отправилась в Нью-Йорк. Дэйн с контейнером запчастей и элементов поехал следом и финальный монтаж проводил уже на съемочной площадке. Самое смешное, что половину оборудования пришлось привинтить «как получилось», потому что изначальный дизайн не учел сложность крепления на изогнутой крыше катафалка. Так или иначе, через шесть недель после того, как Райтман позвонил Дэйну, автомобиль был готов к съемкам. 30 лет спустя история повторилась.


Катафалк Miller-Meteor — это очень редкая машина. Подобных кузовов для Fleetwood было построено менее 200 штук. Многие источники утверждают, что таких машин существовало более 2000, но это заблуждение: всего компания Cadillac продала кузовным ателье ровно 1915 шасси Fleetwood Series 8680S 1958 года, из них Miller-Meteor купили менее одной десятой. Компания Miller-Meteor образовалась в Огайо в 1956 году благодаря слиянию производителя школьных автобусов Meteor Motor Car и частной кузовной мастерской Эй-Джея Миллера, после чего в течение двадцати с небольшим лет строила специализированные автомобили на шасси Cadillac. Самой успешной моделью была «скорая» Miller-Meteor Criterion на шасси «Флитвуда» 1973 года — но самой знаменитой стала, конечно, машина «Охотников за привидениями». Компания не дожила до успеха фильма, разорившись в 1978-м, но после неожиданного всплеска интереса к бренду его возродилa в середине 1980-х канзасская компания Collins Industries. Правда, и она продержалась недолго — в 1992 году Miller-Meteor окончательно канул в Лету. Впрочем, выход новых «Охотников» вполне может снова вытащить его на свет.

Часть вторая: 2016

Пол Фейг, режиссер новых «Охотников», уже не раз работал с Джеффом Сейджем. Сейдж разрабатывал технические элементы для «Девичника в Вегасе», «Шпиона» и еще ряда комедий — но появилась возможность развернуться в полную силу. Нужно было сделать новый автомобиль таким, чтобы он понравился фанатам и при этом не вызвал отторжения как «жалкое подобие оригинала». Фанаты — они такие, им палец в рот не клади.

«Мы думали, как преодолеть «проблему ремейка», — говорит Джефф, — и тут нас осенило. В 1984 году охотники используют старый катафалк 1959-го, то есть ему 25 лет. Значит, и мы в 2016-м можем использовать старый 25-летний катафалк! Только выпуска начала восьмидесятых — это будет одновременно старая и новая машина. Кроме того, наши героини — люди не слишком обеспеченные и дорогую машину позволить себе не могут. А эта досталась им бесплатно, стояла в гараже дяди одной из охотниц. В сценарий внесли изменения, и появился новый ECTO-1».


Да, новый ECTO-1 — это точно такой же катафалк на шасси Cadillac Fleetwood, только более нового поколения. В съемках принимали участие три «Флитвуда» — 1981, 1983 и 1984 годов. Первый был оригинальным Cadillac Fleetwood Black Hearse без модификаций, он появляется в самом начале фильма. Второй — более совершенной итерацией с некоторыми отличиями и модификациями. Третий — финальной версией с полным комплектом навесного оборудования, именно он был единственным полноценным ECTO, подходящим для съемок как внутри, так и снаружи. У первых двух машин салон не дорабатывали.

«Технический обвес автомобиля, — говорит Джефф, — исходит из технологии будущего, опирающейся на современные реалии. Поскольку наши героини — ученые, их работа должна вызывать у зрителя соответствующие ассоциации. Поэтому мы придумали ряд достаточно простых научных правил, по которым должны работать эти устройства — протонные ранцы, например. Мы даже консультировались с физиками-теоретиками, могут ли существовать ионные формы жизни (то есть привидения), и если да — то как их можно поймать или уничтожить. У нас получилось руководство, легшее в основу оружия и машины, которая представляет собой что-то вроде мобильной лаборатории и станции перезарядки. Когда энергия в ранцах заканчивается, они могут зарядить их прямо здесь, вот и все».


У них действительно есть научно-фантастическая основа. Они тщательно продумали, почему здесь такой шланг, а тут — такой бак, где хранится жидкий водород, где — жидкий гелий для перезарядки ранцев, а где установлен анализатор эктоплазмы. По сути, Сейдж и компания оттолкнулись от базовой идеи обслуживания ранцев — и обвесили эту идею автомобилем.

Окончательный дизайн ECTO-1 создавали уже на улицах Нью-Йорка — точно так же за 30 лет до Сейджа сделал Дэйн. Команда снимала почти законченный автомобиль на фоне Чайна-Тауна — он должен был смотреться более или менее контрастно относительно ярких домов и вывесок. Впрочем, если бы понадобилось, команда перекрасила бы «Кадиллак» за одну ночь. Не в первый раз.


Наука на острие ножа

Режиссер Пол Фейг выглядит безупречно. Он всегда — даже на съемочной площадке жаркой калифорнийской весной — в костюме-тройке, с платком в кармане или цветком в петлице. Мистер Элегантность собственной персоной.

За одну ночь

Мы попросили Джеффа рассказать какую-нибудь забавную историю, связанную с ECTO-1. «О да, — ответил он, — была одна. Хотя тогда она забавной не казалась. Мы с самого начала хотели, чтобы машина была полностью черной, оставаясь по сути катафалком. Мы закончили все работы в мастерской и погрузили автомобиль в фургон, чтобы везти на съемки в Бостон. И тут мне позвонил Пол Фейг. И сказал: «Машина должна быть красно-белой, как и старая». Он был непоколебим, хотя до того соглашался с черной машиной без проблем. В общем, перекрасили мы действительно за одну ночь. И красную полосу нарисовали на боку».
Надо заметить, что на черной машине настаивал сам создатель «Охотников» Дэн Эйкройд. Он хотел черный катафалк еще в 1984-м, но художники убедили его, что нужно делать ECTO белой, поскольку значительная часть съемок проходила ночью, а машина должна быть хорошо видна. Спустя 30 лет он снова попытался «продавить» черный ECTO, но и на этот раз победила рациональность. Маскот в виде привидения на капоте катафалка — это нововведение, на старой машине его не было. На его «колпачке» виден темный скол — машину порядком потерли и помяли на съемках.

«Я обожаю научную фантастику, — говорит Пол, — и в первую очередь космическую: «Звездные войны», «Стар трек». Поэтому я согласился на этот проект — и под привидений тоже хотел подставить какую-то научную первооснову. Я не верю в призраков, но в научном разрезе привидения могут быть чем-то вроде остаточной энергии, которая не исчезает вместе со смертью ее носителей. Одновременно я пытался сохранить максимум научного экстерьера — все эти ранцы, плазму, кабели, автомобиль с лабораторией на крыше. В общем, я пытался рационализировать эту историю».

Сейдж и Фейг с таким усердием твердят о науке в основе нового фильма, что начинаешь бояться премьеры. А вдруг окажется, что все сказанное создателями фильма не более чем самореклама? И потому я спрашиваю у Джеффа: «Но мистики здесь все-таки больше, правда же?» Он снова смеется и рассказывает напоследок историю.


Один из дизайнеров машины параллельно сотрудничал с JPL, Лабораторией реактивного движения NASA. Он провел туда на экскурсию всю съемочную группу — и режиссера, и технического директора, и автора сценария.

«Это дало нам отличное понимание того, что собой представляет американская наука на острие ножа, — говорит Сейдж. — Мы рассказали «насовцам» о том, что наши охотницы — «уличные» ученые и делают половину оборудования «на коленке», из того, что находят на улице. «Мы делаем то же самое», — ответили инженеры JPL. «Но вы же NASA!» — поразились мы. «Ну и что? — пожали плечами они, — денег все равно никогда не хватает, и приходится переделывать оборудование для одного эксперимента в кардинально противоположное для другого». Тогда-то я и понял, что мы на верном пути», — подытоживает Джефф.