Мдк 3 технические характеристики. Армейские машины механизации земляных работ. Ч2. Быстроходные траншейные машины БТМ

Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор...

Многоковшовые экскаваторы (непрерывного действия)

Экскаваторами непрерывного действия называются землеройные машины, разрабатывающие и транспортирующие грунт непрерывно. При этом обе операции - копание и транспортирование грунта - выполняется одновременно. В отличие от одноковшовых экскаваторов непрерывная разработка грунта обеспечивает более высокую выработку, однако, главный недостаток машин непрерывного действия - малая универсальность. Каждая землеройная машина, будь то цепные или роторные траншейные экскаваторы, экскаваторы - дреноукладчики, шнекороторные и двухроторные экскаваторы-каналокопатели, мелиоративные многоковшовые экскаваторы поперечного копания и тем более - крупные карьерные многоковшовые экскаваторы - все они предназначены для выполнения определенных операций и их нельзя использовать на других работах.

Быстроходные траншейные машины БТМ

Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор с 8-ю ковшами емкостью по 160 л.

Максимальная производительность машины при ширине траншеи по верху 1,1 м, по дну - 0,6 м и при глубине 1,5 м - 800 м/ч. Машина разработана на базе Изделия 409У, или, по другому, тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, спроектированого харьковским машиностроительным заводом им.Малышева под руководством известного советского танкостроителя А.А.Морозова (выпускались АТ-Т с 1950 по 1979 гг.). На тягаче установлен дизельный двигатель А-401 мощностью 415 л.с., позволяющий развивать транспортную скорость до 35 км/ч. Запаса топлива хватает на 500 км хода или 10-12 часов работы в грунте. Кабина герметизирована, снабжена фильто-вентиляционной установкой, экипаж - 2 человека. Вес машины - 26,5 т.

Выпуск траншейных машин БТМ начат с 1957 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Подъем-опускание ротора осуществлялся тросо-блочной системой с помощью П-образной рамы. Ковши были закрытого типа, что сказывалось на производительности машины: при работе на глинистых и влажных грунтах ковши забивались землей и в вертикальном положении не очищались, поэтому требовалось их очищать вручную. Предположительно, этот недостаток устранен на модификации машины БТМ-2, на котором применены ковши с цепными днищами. На дальнейшей модификации БТМ-3 изменен механизм подьема-опускания ротора и выпускались такие машины до конца 70-х гг.

Машина БТМ-4 - опытный образец; в качестве базы использован тягач АТ-Т. Позже применен новый многоцелевой гусеничный тягач МТ-Т. Серийное производство под индексом БТМ-4М.

Траншейные быстроходные машины БТМ поступали на вооружение инженерных войск ВС СССР. Для народохозяйственных целей разработаны и выпускались машины БТМ-ТМГ (роторный) и БТМ-ТМГ-2 (цепной).



Быстроходная траншейная машина БТМ на базе тягача АТ-Т. Машина установлена на постамент вблизи МЧС Украины. Фотографии сделал RIO1.


Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т в транспортном положении на испытаниях. Фотография из архива Харьковского КБ им.А.А.Морозова.


Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т в работе. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т. Фотографии сделаны на базе МЧС Мадвежка в Ленинградской обл. Ф.Шильниковым.




Машины БТМ-3. Фотографии из архива автора сайта techstory ru.


Быстроходная траншейная машина на базе тягача МТ-Т (опытный образец 1978 г.). Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Траншейные машины ТМК

Траншейная машина ТМК представляет собой колесный тягач МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Машина позволяет производить отрывку траншей в грунтах до IV категории включительно. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществляется со скоростью 700 м/ч, в мерзлых грунтах 210 м/ч.

Рабочий орган роторный, бесковшового типа. В состав рабочего оборудования входят механическая трансмиссия привода и гидравлический механизм подъема и опускания рабочего органа. На раме рабочего органа устанавливаются откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. Поднятый из траншеи грунт с помощью метателей разбрасывается по обоим сторонам траншеи.

Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование с шириной отвала 3,3 м позволяет производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т.п.

Базовый полноприводный колесный тягач МАЗ-538 оснащен двигателем Д-12А-375А мощностью 375 л.с.

Изготовливались машины ТМК с 1975 года на Дмитровском экскаваторном заводе. Позже на колесном тягаче КЗКТ-538ДК выпускалась модернизированная траншейная машина ТМК-2.



Траншейная машина ТМК-2 на базе полноприводного тягача КЗКТ-538ДК. Фотографии сделаны Е.Берниковым.


Траншейная машина ТМК-2 на базе тягача КЗКТ-538ДК 1982 г.выпуска. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Котлованные машины МДК и МКМ

С переходом производства в 1946 году на танк Т-54 конструкторы харьковского КБ им.А.А.Морозова под руководством М.Н.Щукина и А.И.Автомонова приступили к разработке тягача изд.401 на базе этого танка. Работы эти велись по заданию ГАУ и ЦАВТУ. Тягач успешно прошел испытания, и в 1953 году вышли первые серийные образцы АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый).

Котлованная машина МДК-2 (МДК-2м) представляет собой землеройную машину на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (выпускался с 1950 по 1979 гг. харьковский машиностроительный завод им.Малышева) и предназначена для отрывки котлованов размером 3,5 Х 3,5 м любой длины в различных грунтах до IV категории включительно. Имеющееся на машине бульдозерное оборудование позволяет производить планирование площадки перед отрывкой котлована, очистку и выравнивание дна котлована, засыпку ям, рвов, траншей и котлованов и тп.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера на расстоянии 10 м. За один проход углубление составляет 30-40 см. Тип рабочего органа - фреза с метателем; техническая производительность - 300 м3/ч; транспортная скорость машины - 35,5 км/ч.

Котлованная машина МДК-3 (первая, опытный образец) предназначена для отрывки котлованов шириной 3,5 м глубиной до 5 м для укрытия техники. Базовым тягачом является тягач АТ-Т с дополнительной силовой установкой, в результате чего установленная мощность двигателей достигает 1115 л.с!!! Производительность машины на грунтах II - III категорий - 1000 - 1200 м3/ч. Вес машины - 34 т.

Котлованная машина МДК-3 (поздняя, серийная версия) является дальнейшим развитием машины МДК-2м и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения. Базовая машина - многоцелевой тяжелый гусеничный транспортер-тягач МТ-Т, разработаный харьковским КБ им. А.А.Морозова и выпускавшийся с 1976 по 1991 гг. харьковским машиностроительным завод им.Малышева.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. В отличие от МДК-2м котлованная машина МДК-3 при отрывке котлована двигается задним ходом, отрывая за один проход котлован глубиной до 1,75 м. Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению с предшествующей. Техническая производительность машины - 500 - 600 м3/ч; транспортная скорость - 65 км/ч.


Опытная котлованная машина МКМ на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-2 на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Отрывка котлована машиной МДК-2. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-2м на гусеничном тягаче АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-3 на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении, вид спереди. Опытный образец. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-3, вид спереди. Опытный образец. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Отрывка котлова машиной МДК-3. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т в транспортном положении на испытаниях. Фотографии из архива Харьковского КБ им.А.А.Морозова.




Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т в работе. Фотографии из архивов Харьковского КБ им.А.А.Морозова.


Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т. Автор фото А.Кравец.

Землеройные машины ДЗМ и ПЗМ

Полковая землеройная машина ПЗМ-2 относится к траншейно-котлованным машинам, предназначеным для отрывки траншей и котлованов при фортификационном оборудовании позиций, районов расположения войск и пунктов управления. В талых грунтах машина обеспечивает отрывку траншей и котлованов, в мерзлых - только траншей.

Рабочее оборудование машины - цепное бесковшовое с роторным метателем. Техническая производительность при отрывке котлованов - 140 м3/ч, траншей - 180 м3/ч. Размеры отрываемой траншеи: ширина 0,65 - 0,9 м, глубина - 1,2 м; размеры котлованов: от 2,5 до 3,0 м глубиной до 3 м.

Бульдозерное оборудование может использоваться для засыпки траншей, канав и ям, а также для очистки дорог в зимнее время. Лебедка с тяговым усилием 5 т используется при самовытаскивании и для обеспечения необходимого тягового усилия при отрывке котлованов и траншей в мерзлых грунтах с переувлажненной поверхностью.

Землеройная машина ПЗМ-2 смонтирована на колесном тягаче Т-155 Харьковского тракторного завода. На нем установлен двигатель СМД-62 мощностью 165 л.с.

Дивизионная землеройная машина ДЗМ - опытный образец прицепной траншейно-котлованной машины, оснащенной двумя цепными бесковшовыми рабочими органами. В качестве тягача использован колесный МАЗ-538.



Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-155 1991 г.выпуска. Фотографии из архива автора сайта techstory ru


Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-155. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Землеройные машины ПЗМ-2. Фотография сделана в г.Н.Новгороде О.Чкаловым.


Землеройная машина ПЗМ-2. Фотография из архива автора сайта techstory ru.




Отрытие траншеи землеройной машиной ПЗМ-2. Фотографии предоставлены директором ООО "Брянского управления механизации спецтехники" И.Драчевым.


Землеройная машина ПЗМ-2 на базе БУМ. Фотография предоставлена директором ООО "Брянское управление механизации спецтехники" И.Драчевым.


Землеройная машина ДЗМ в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

КОТЛОВАННЫЕ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ МАШИНЫ

Вопросы для контроля и самопроверки

1. Доложите в чём заключается принцип работы войскового одноковшового экскаватора?

2. Доложите предназначение ЭОВ-3521 и ЭОВ-4421.

3. Доложите общее устройство ЭОВ-3521 и ЭОВ-4421.

4. Какие войсковые одноковшовые экскаваторы вам известны?

5. Доложите ТТХ ЭОВ-3521 и ЭОВ-4421.

6. Какие конструктивные отличия ЭОВ-3521 и ЭОВ-4421 вам известны?


Глава 14

Котлованные машины предназначены для отрывки котлованов под различные фортификационные сооружения. На вооружении инженерных войск Российской Армии находятся две котлованные машины МДК-2М и МДК-3.

Следует отметить, что котлованная машина МДК-2 (1962 г.) является первым специальным образцом войсковой котлованной машины в мировой практике. Опыт ее эксплуатации в войсках позволил создать новую более совершенную машину МДК-3. Машина МДК-3 оснащена фрезерным рабочим органом поперечного копания с метателем барабанного типа и дополнительными рабочими органами: рыхлителем и бульдозером, имеющим перекос отвала.

Основные тактико-технические характеристики котлованных машин приведены в приложении 10. Анализ данных, помещенных в этой таблице показывает, что машина МДК-3 по своим показателям значительно превосходит машину МДК-2М. Ее производительность и транспортная скорость выше в 2,7 и 1,8 раза соответственно. Машиной МДК-3 можно производить рыхление тяжелого немерзлого и мерзлого грунтов, выравнивать площадки для работы на косогорах, что невозможно сделать машиной МДК-2М.

Для отрывки котлованов на полную глубину машине МДК-2М требуется совершить 8-9 проходов, в то время как машина МДК-3 отрывает котлован за один - два прохода, поэтому потери времени на холостой пробег и развороты у машины МДК-3 значительно меньше или совсем отсутствуют. Однако, машина МДК-3 значительно сложнее по конструкции и эксплуатации.

В целом, котлованные машины имеют достаточно высокую производительность при отрывке котлованов. Однако, они не могут работать в мерзлых грунтах. Одним из недостатков машин является то, что они не могут производить отрывку котлованов только одной ширины (3,5 м).

Еще один недостаток. Машины слабо защищены от пуль и осколков, а также от поражающих факторов оружия массового поражения. Исходя из этого машины данного типа целесообразно использовать вне зоны прямого соприкосновения с противником.

Траншейно-котлованные машины в Российской Армии представлены полковой землеройной машиной ПЗМ-2, которая предназначена для отрывки траншей в мерзлых и немерзлых грунтах, а котлованов под войсковые фортификационные сооружения - только в немерзлых грунтах. Так же машина может выполнять несложные бульдозерные работы.



Основные ТТХ ПЗМ - 2 приведены в приложении 10. Их анализ показывает, что по ряду свойств машина не в полной мере соответствует требованиям войск. Она обладает невысокой транспортной скоростью, имеет недостаточные тягово-сцепные свойства, не имеет защиты от поражающих факторов стрелкового оружия и оружия массового поражения.

Универсальные машины представлены в ВС РФ одноковшовыми экскаваторами. Они отрывают траншеи, котлованы всех размеров, а также выемки различных конфигураций. Наличие крюковой обоймы на экскаваторном оборудовании позволяет самостоятельно устанавливать некоторые фортсооружения, а также производить при необходимости погрузочно-разгрузочные работы в военное время.

В разгар январских снегопадов в прессе появились сообщения с заголовками вроде« Улицы в Нижнем Тагиле чистят танки». Правда, в самих сообщениях авторы сознавались, что« танки» в заголовке возникли для красного словца. На самом деле произошло то, что уже не раз случалось в истории: на помощь гражданскому населению вышла военная инженерная техника. Эти машины и в самом деле имеют много общего с танками, но главное — в отличие от танков они могут быть полезны не только во время войны.

«В любом наступлении саперы всегда идут первыми», – с гордостью говорят солдаты и офицеры инженерных войск. Благодаря разнообразной технике, находящейся на вооружении у саперов, армию сегодня не остановят ни минные поля, ни горящие руины, ни леса и болота, ни изрезанный водными потоками пересеченный рельеф.

Олег Макаров

Посмотреть на необычную, и потому довольно устрашающе выглядящую, хоть и лишенную пушек и пулеметов инженерную технику команде «ПМ» довелось в расположении бригады Инженерных войск России в подмосковном Нахабино. Такие смотры российские саперы устраивают обычно в канун своего профессионального праздника — 21 января. Надо сказать, что зима — отличное время для демонстрации машин, которые должны в любое время года и в любых условиях прокладывать дорогу войскам, движущимся вперед, и создавать укрепления в случае оборонительных действий.


Когда-то видный военачальник времен Второй мировой генерал Дж. С. Паттон заметил: «В мое понимание до сих пор не укладывается, как можно вести продолжительные боевые действия при температуре ниже нуля». Недоумение американского генерала в России может вызвать только улыбку: зимой у нас гнали немцев от Москвы, добивали Паулюса в Сталинграде, прорывали и снимали ленинградскую блокаду. Но холод есть холод, и с промерзшим до состояния бетона грунтом обычной саперной лопатке справиться трудновато. Для быстрого устройства окопов в условиях зимы саперы применяют сегодня специальные заряды на основе тротила. После взрыва промерзшая земля разрыхляется, и ее можно относительно легко выбрать с помощью лопаты. Если же нужны другие масштабы и объемы, когда, например, необходимо укрыть за земляными заграждениями танки и БМП, не обойтись без тяжелой техники.


Инженерная машина разграждения — пожалуй, самая универсальная машина инженерных войск. Она не только пробивает завалы, но может корчевать лес, убирать препятствия краном, копать и прокладывать дороги.

Как корабль на волнах

Машина для отрывки котлованов МДК-3 — это настоящий корабль. Сделанный на основе армейского гусеничного транспортера-тягача МТ-Т, МДК-3 имеет длину более 10 м. Сходство с морским судном усиливается, когда эта техника начинает работу. На корме машины расположена роторная фреза с метателем. В походном положении она поднята, в рабочем режиме ее опускают вниз. МДК-3 движется задним ходом, фреза вращается, отрывая широкую траншею, в которую через некоторое время начинает погружаться сама машина, высоко задирая при этом носовую часть. Будто корабль на волнах. Влево и вверх уходит струя земли, смешанной со снегом, и, похоже, для этого монстра время года не так важно — он готов вгрызаться в грунт всегда и везде. Особенно если учесть, что МДК-3 кроме фрезы имеет в своем арсенале и рыхлитель, как раз для предварительной обработки замороженной земли.


Первая отечественная инженерная машина разграждения была выпущена в 1969 г. и базировалась на шассии танка Т-55. С тех пор сменились два поколения: ИМР-2 основывалась уже на шасси танка Т-72, а самая новая ИМР-3 — на шасси танка Т-90. Машина предназначается для прокладывания колонных путей передвижения по пересеченной местности, в лесах, в городских завалах. В случае применении экскаваторного ковша, может использоваться для отрывки котлованов.


Бульдозерная часть ИМР может работать в нескольких режимах. Первый — двухотвальный, когда для пробивания заграждений и снежных заносов отвалы соединяются под углом в стреловидный «таран». Второй — бульдозерный: в этом случае оба отвала поставлены в один ряд, перпендикулярный направлению движения. И, наконец, грейдерный режим дает возможность поставить оба отвала в одну линию наискось, чтобы сгребать грунт, гравий, снег на одну из обочин прокладываемого пути.


Фактически ИМР создана для действий в условиях ядерной войны: броня в 10 раз ослабляет действие радиации, кабина оснащена фильтро-вентиляционной установкой, а кроме того, все манипуляции с рабочими органами экипаж может проводить, не покидая кабины и не подвергая себя опасностям зараженной среды. Именно поэтому ИМР сыграли выдающуюся роль в ликвидации последствий Чернобыльской аварии: машины разгребали завалы и монтировали конструкции саркофага. ИМР использовались и в боевой обстановке, в частности командировались в Афганистан, а в Чечне принимали участие в строительстве горных рокад для переброски войск. Поскольку машина смонтирована на танковом шасси, у нее, как и у танков довольно дорогой моторесурс.

Инженерная машина разграждения (ИМР) — да-да, именно та самая, что выходила чистить снег в Нижнем Тагиле — готовится принять участие в огненном шоу. Она действительно сделана на танковом шасси, только вместо вращающейся башни — телескопическая крановая стрела с универсальным захватом. Бойцы-саперы сложили из кусков фанеры, деталей мебели, старых дверей, бревен, досок, стертых шин и пластиковых канистр баррикаду высотой метра полтора, призванную имитировать огневые завалы на пути войск.


Машина для отрывки котлованов. МДК-3 — машина со специфическими задачами. Ее использование целесообразно, когда требуется отрыть укрытия для техники, крупные убежища и огневые сооружения. Для рытья обычных окопов подойдет техника поменьше, хоть и не столь впечатляющая на вид. Речь идет, например о полковой землеройной машине (ПЗМ-2), которая создана на базе колесного тракторного тягача Т-155 и оснащена бесковшовым рабочим органом.

Машина оснащена роторной фрезой с метателем, отбрасывающим в сторону вынутый грунт и укладывающим его в виде бруствера. Также МДК-3 оснащена бульдозерным отвалом, одна из функций которого — выравнивать днище выкопанных котлованов. Конструктивно предусмотрен рыхлитель для подготовки мерзлого грунта. МДК-3 способна отрывать котлованы неограниченной длины, шириной по дну 3,7 м, и глубиной до 3,5 м (1,75 м за один проход). Производительность машины 500−600 кубометров вынутого грунта в час. Достаточно представить себе эти сотни тонн земли, чтобы ощутить всю мощь этой инженерной машины.

Даже щедро политый соляркой, весь этот хлам не спешит разгораться на ветру. Тем временем экипаж ИМР деловито хлопочет около своей машины, весящей более 40 т. Ее главный рабочий орган — тяжелый, мощный, управляемый гидравликой бульдозерный отвал. Точнее, отвала два, но при прокладке проходов через завалы они ставятся под углом друг к другу, образуя могучий стреловидный таран. И вот дерево пылает, покрышки чадят, а экипаж ИМР получает команду на начало упражнения. Машина окутывает себя облаком плотного сизого выхлопа, начинает движение вперед и… — кто бы мог подумать! — пробивает баррикаду одним махом, лишь жалобно кряхтят деревяшки, попавшие в траки. Ну а за ИМР остается свободный ровный проход, по которому можно идти, бежать и даже ехать.

МДК-3 - армейская машина, предназначенная для отрывки котлованов под укрытия для техники или личного состава, навесной роторный траншейный экскаватор поперечного копания.

Создана для инженерных войск.

Спроектирована на базе тягача МТ-Т, является дальнейшим развитием машины МДК-2М. Рабочий орган МДК-3 представляет собой роторную фрезу с отбрасывателем. Машина оборудована регулируемым бульдозерным отвалом и рыхлителем. Кабина экипажа расположена в передней части корпуса машины. Кабина герметизирована, вмещает до пяти человек, включая водителя.

Расчёт - 2 человека. Размеры отрываемых котлованов: ширина по дну 3,7 м, глубина до 3,5 м.

Технические характеристики

  • Длина в транспортном положении 10,22 м, длина в рабочем положении 11,75 м; ширина в транспортном положении 3,23 м, ширина в рабочем положении 4,6 м; высота в транспортном положении 4,04 м, высота в рабочем положении 3,25 м.
  • Масса 39,5 т.
  • Двигатель В-46-4, мощностью 710 л. с. (522 кВт).
  • Запас хода 500 км.
  • Транспортная скорость по шоссе 65 км/час.
  • Производительность: 1000 м³/час.
  • Удельное давление на грунт 0,78 кгс/см².
  • Преодолеваемое препятствие: брод глубиной до 1,5 м, угол подъема до 30°.

Проектирование новой котлованной машины для замены в войсках устаревших машин МДК-2 и МДК-2М началось практически одновременно с проектированием путепрокладчика БАТ-2 в отделе № 61 конструкторского бюро им. А.А. Малышева (г. Харьков) под руководством главного конструктора П.И. Сагира в конце 70-х годов прошлого века. На вооружение изделие 453 (заводской индекс) была принята в конце 80-х годов под названием котлованная машина МДК-3. Ее серийное производство было организовано на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. Малышева. Развал СССР в 1991 г. не позволил развернуть полномасштабное производство новой машины, однако небольшое количество МДК-3 в войска все-таки попало. Корпус МДК-3, двигатель, трансмиссия, подвеска и ходовая часть в целом полностью аналогичны соответствующим узлам и агрегатам тяжелого гусеничного тягача-транспортера МТ-Т , производимого на том же заводе. Специальное оборудование котлованной машины включает бульдозерное оборудование, рыхлитель и комплект экскаватора. Рабочим органом экскаватора является фреза с метателем, обеспечивающая высокую производительность при отрывки котлованов. Мощный бульдозер служит для выравнивания площадок и может устанавливаться с перекосом в обе стороны, что дает возможность производить работы на склонах высот и косогорах. Рыхлитель ускоряет земляные работы в твердых грунтах. В кабине машины предусмотрено места для установки радиостанции Р-123М, и установлено ФВУ. Машина состоит на вооружении инженерно-саперных подразделений и частей по настоящее время.

Тактико-технические характеристики

№№ Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Экипаж чел. 2
2 Вместимость кабины чел. 5
3 Боевая масса т 39, 5
4 Длина по корпусу в походном положении мм 10 280
5 Ширина в походном положении мм 3230
6 Высота в походном положении мм 4040
7 Длина по корпусу в рабочем положении мм 11 750
8 Ширина в рабочем положении мм 4600
9 Высота в рабочем положении мм 3250
10 Запас хода по топливу км 500
11 Максимальная скорость км/ ч 60
12 Колея мм 2730
13 Дорожный просвет мм 425
14 Удельное давление на грунт кг/см² 0,78
15 Мощность двигателя В-46-4 л.с. 710
16 Расход топлива на 100 км пути л 275-300
17 Размеры отрываемого котлована: глубина

ширина по дну

мм до 3500

до 3700

18 Глубина котлована за одну проходку мм 1750
19 Производительность при перемещении грунта м³ / ч 500-600
20 Перекос бульдозера град. 26°
21 Класс разрабатываемых грунтов класс I-IV
22 Время подготовки к работе мин 5-7
23 Средства связи внутреннее переговорное устройство Р-124