Машины конца 20 века. Имперский размах: что писала про автомобили российская пресса в начале XX века. Автомобили в дореволюционной России


18 декабря 1999 года в Лас-Вегасе был объявлен победитель премии "Автомобиль века" . О том, какие автомобили жюри признало лучшими за XX век - в нашем обзоре.

5 место - 911 (303 очка)





"Икона" Порше, 911 модель, стала пятым самым значимым автомобилем прошлого столетия. Porsche 911 стал первой и самой значимой работой Фердинанда Александра Порше - внука основателя компании. Классические 911-е оснащались 130-сильным двигателем и пятиступенчатой механической коробкой передач. Серия 911 производится и по сей день.

4 место - Volkswagen Beetle (521 очко)





На четвертом месте расположился самый массовый серийный автомобиль в мире. С 1938 по 2003 год было произведено 21 529 464 машины. "Народный автомобиль" Volkswagen Maikäfer (майский жук) был разработан еще в 1931 году Йозефом Ганцем, однако окончательный вариант был создан силами Якоба Верлина, Фердинанда Порше и самого Адольфа Гитлера (фюрер лично участвовал в разработке дизайна). По заверениям последнего, каждая немецкая семья могла бы позволить себе такой автомобиль. С 1939 года прообраз "Жука" стоял на службе в Вермахте, после войны стал выпускаться для "гражданских". Кстати, официально, никаких Beetle-ов, Käfer-ов и Жуков не было: автомобиль назывался Volkswagen 1200 и 1600. Только в 1998 году был выпущен New Beetle - более современный аналог классического "народного автомобиля".

3 место - Citroën DS (567 очков)





Третье место досталось Citroën DS - автомобилю бизнес-класса для высших чинов. Разработка началась еще в 1935 году и секретно проходила во время фашистской оккупации Франции. Несмотря на неблагоприятные условия труда, инженеры смогли разработать целый ряд новаторских решений, которые помогли бы будущему автомобилю освоиться на разрушенных после войны французских дорогах. После долгих лет разработки, 6 октября 1955 года DS был представлен на Парижском автосалоне. К концу дня было получено 12 тысяч заказов на автомобиль. Оригинальность, комфортабельность и достойные технические характеристики стали главным козырем Citroën DS, который полюбился как обычным автолюбителям, так и многим политикам и знаменитостям.

2 место - Mini (617 очков)





Mini, производившийся с 1958 по 2000 годы стал вторым "автомобилем XX века" по мнению экспертов. 1956 году Леонард Лорд собрал команду из 8 человек и они начали трудиться над максимально компактным автомобилем. Машина с габаритами 3×1,2×1,2 м должна была вмещать четырех взрослых людей с багажом. 26 августа 1959 года начались продажи первой серии почти в 100 странах мира. В последствие выявлялось множество недостатков оригинальной конструкции, которые оперативно исправлялись в более новых моделях. Всего производилось более двух десятков различных модификаций Mini.

1 место - Ford Model T (742 очка)





Победителем в номинации стал Ford Model T. Автомобиль, производившийся с 1908 по 1927 годы стал первым широко известным в мире автомобилем. Он имел максимально упрощенную конструкцию, идеальную для массового производства, однако это ничуть не сказалось на комфортабельности и управляемости. Model T оснащался двигателем, мощностью 22,5 л.с. и был способен разгоняться до 70 км/ч. Всего было произведено 15 175 868 машин в нескольких странах мира.

+ Бонус: пять лучших номинантов, не попавших в финал



Автомобиль премиум-класса Rolls-Royce Silver Ghost выпускался с 1906 по 1926 годы. Как и многие машины компании, "Серебряный Призрак" отличался безупречным качеством, и, конечно же, невероятно высокой ценой. Кстати, на базе Silver Ghost был создан бронеавтомобиль Rolls-Royce Armoured Car, стоявший на вооружении британской армии вплоть до 1944 года.

Chevrolet Corvette Stingray



Лучшим Автомобилем XX столетия с инженерной точки зрения стал Corvette C2 Sting Ray. Знаменитый автомобиль был победителем множества гонок и соревнований. Он оснащался 425 и 435-сильным мотором V8, а эксклюзивная модель Grand Sport имела 550 л.с.. В 2013 году был представлен Stingray C7.



Мощность известной гоночной модели Ferrari 250 GT Berlinetta SWB составляла от 240 л/с до 280 л/с. В разработке принимали участие опытные гонщики: Джиотто Биззарини, Карло Чити и Мауро Форжиери. Машина была признана одним из лучших спортивных автомобилей 1960-х годов, а также одной из лучших Ferrari за всю историю марки.



Легендарный Bugatti T35 был настоящим рекордсменом по количеству выигранных гонок. В среднем, он выигрывал около 14 гонок каждую неделю. На протяжение нескольких лет T35 удерживал несколько различных переходящих кубков. Мощность гонщика-рекордсмена составляла около 90 лошадиных сил.



Alfa Romeo Giulietta был впервые представлен на Туринском автосалоне в 1954 году, а производилась модель вплоть до 1965. Автомобиль оснащался двигателем, мощностью от 62 до 100 л.с. и разгонялся до 190 км/ч. Машина неоднократно подвергалась рестайлингу. В 1977 была запущена новая серия Giulietta.

+ Второй бонус: "Автомобиль века в России" - Газ-21 "Волга"



В истории советского автопрома стоит выделить легендарную "Волгу" - ГАЗ-21. В 1953 году дизайнер Лев Еремеев создал элегантный концепт "Волги", основываясь на современных тенденциях западного автомобилестроения. ГАЗ-21 даже превосходил по мощности многих своих конкурентов, например, Ford Zephyr Mk. II и Renault Frégate. Машина производилась с 1956 по 1970 годы. ГАЗ-21 широко использовался в различных спецслужбах: от "ГорГаз-а" до такси. Всего было выпущено 639478 экземпляров.

  • Яковлев Вадим Фридрихович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Самарский государственный технический университет
  • ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ
  • ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
  • ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ
  • ГИБРИДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

В статье приведен обзор лучших легковых автомобилей конца двадцатого века, в которых было успешно реализовано новое инженерное решение какой-либо системы, затем примененное и на других моделях; автомобиль выпускался длительное время, его конструкция была удачной и пригодной для развития и модернизации; автомобиль имел лучшие характеристики, чем другие модели того же времени. Лучшие легковые автомобили выбирались по десятилетиям прошлого века.

  • Что делать при разряде аккумуляторных батарей гибридных автомобилей

Легковой автомобиль давно уже является удобным средством транспорта и элементом престижа. Чем лучше автомобиль, тем престижнее им владеть.

Понятие «лучший автомобиль» можно трактовать не однозначно. Например, в Википедии лучший автомобиль (best car) понимается как наиболее хорошо продаваемый (best-selling car) .

В предлагаемом обзоре воспользуемся следующими разумными критериями лучшего автомобиля:

    На автомобиле было успешно реализовано новое инженерное решение какой-либо системы, затем примененное и на других моделях.

    Автомобиль выпускался длительное время, т.е. исходная конструкция была удачной и пригодной для развития и модернизации.

    Автомобиль имел лучшие характеристики, чем другие модели того же времени: удобство эксплуатации, комфорт, срок службы, экономичность, цена, качество, безопасность и т.д.

Лучшие легковые автомобили выбирались по десятилетиям прошлого века.

Информация для составления обзора в большом объеме представлена в Интернете, например в , в журналах для специалистов автомобильного транспорта Automotive Engineering International, издаваемых в США, например в , рекламных проспектах прошлых лет.

1960 – 1969: Porsche 911 1964 года

В ноябре 1964 года выпущен первый Porsche 911 (Рис. 1) , автомобиль производился затем длительное время, уступив по этому показателю только VW Beetle .

Этот спортивный автомобиль участвовал успешно в многочисленных ралли и гонках, пользовался и пользуется большой популярностью.

Рис.1. Автомобиль Porsche 911

Porsche 911 имеет шестицилиндровый двигатель сзади, объем 2 литра, мощность 130 л.с., при 6100 об/мин, охлаждение воздушное, диаметр цилиндра 80 мм, ход поршня 66 мм. Коробка передач ручная, пятискоростная.

Автомобиль имел также новшества для своего времени в подвеске, тормозной системе, рулевом управлении.

1970 – 1979: ВАЗ 2101 1970 года, Honda Civic CVCC 1974 года

ВАЗ 2101 выпускался автозаводом в Тольятти с 1970 года (Рис.2). Автомобиль спроектирован на базе итальянского автомобиля Фиат 124 с учетом тяжелых климатических и дорожных условий в СССР. В процессе модернизации было внесено более 800 изменений в конструкцию автомобиля: подвеска, двигатель, тормозная система и т.д. .

Рис.2. Автомобиль ВАЗ 2101

Характеристики ВАЗ 2101: четырехдверный седан, объем двигателя 1.2 л, мощность 62 л.с., максимальная скорость 140 км/час, масса 955 кг, грузоподъемность 400 кг.

Автомобиль ВАЗ 2101 был хорошо приспособлен к условиям эксплуатации в СССР, в советские времена спрос на ВАЗ 2101 всегда превышал предложение, иметь ВАЗ 2101 было очень престижно, все завидовали счастливчику. Всего автомобилей ВАЗ 2101 было выпушено более 4850000 штук.

С 1970 года в США начали ужесточаться требования к токсичности загрязнения автомобилями окружающей среды. Возникла необходимость применения каталитических нейтрализаторов для доочистки выхлопных газов. В это время в Японии корпорация Honda разработала бензиновые четырехтактные двигатели серии CVCC (compound vortex controlled combustion). За счет рациональной конструкции впускного коллектора, камеры сгорания и дополнительного впускного клапана в камере сгорания в объеме непосредственно около свечи зажигания обеспечивается обогащенный состав топливовоздушной смеси. В остальной части камеры сгорания и в среднем по объему цилиндра состав топливовоздушной смеси обедненный.

При сгорании такой топливовоздушной смеси комбинированного состава образуется меньше токсичных окиси углерода СО и углеводорода НС.

Двигатели CVCC удовлетворяли строгим американским и японским стандартам на токсичность без каталитических нейтрализаторов и системы рециркуляции выхлопных газов.

Рис.3. Honda Civic

Автомобиль Honda Civic (Рис.3) с четырехцилиндровым двигателем CVCC объемом 1.5 литра мощностью 50 л.с. импортировался в США и Европу с 1975 года. Диаметр цилиндра 74 мм, ход поршня 86.6 мм, компрессия 8.1:1. Вес автомобиля 730 кг.

1980 – 1989: Платформа J General Motors 1981 года

Автомобильная платформа это набор комплектующих, основных компонентов, технических и технологических решений, используемый при производстве автомобиля. Использование общей платформы позволяет отделениям крупной корпорации сократить издержки и время на разработку новых моделей.

Платформа J фирмы использовалась для выпуска недорогих переднеприводных автомобилей во всех отделениях - , - как в США, так и за рубежом.

В США на базе платформы J выпускались, и т.д.

За рубежом - (в Германии), (в Великобритании), и (в Японии), (в Южной Корее).

Всего на платформе J выпустили более 10000000 автомобилей.

Одним из первых автомобилей, выпущенных на платформе J был (Рис.4.).

Рис.4. Автомобиль

это переднеприводный двух или четырехдверный автомобиль с кузовом типа седан, хэтчбек или кабриолет, длина – 4432 мм, ширина – 1676 мм, колесная база – 2570 мм, двигатель шести цилиндровый объемом 1.6 ÷ 1.8 л мощностью 88 л.с. сначала карбюраторный, затем с центральным и распределенным впрыском, максимальная скорость 145 км/час.

1990 – 1999: GM EV1 1996 года и Toyota Prius 1997 года

К концу прошлого века наличие большого числа автомобилей в развитых странах привело к увеличению загрязнения окружающей среды токсичными отходами их эксплуатации. Широкое применение электромобилей рассматривалось как вариант борьбы за экологию.

Большинство электромобилей в ХХ веке были модификациями обычных автомобилей, например, Ford Ranger выпускался как электромобиль и с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). General Motors EV1 (Рис.5) с самого начала проектировался как электромобиль .

Рис.5. Электромобиль General Motors EV1

Это двухдверный двухместный автомобиль массой 1300 кг.

Модель имела алюминиевый кузов с композитными внешними панелями. Напряжение на зажимах свинцово-кислотной аккумуляторной батареи 312 В, емкость 53 А час, на нее приходится почти половина массы автомобиля.

Транзисторный инвертор преобразует постоянное напряжение 312 в с батареи в трехфазное переменное, подаваемое на электродвигатель мощностью 137 л.с. Двигатель подключен к передним колесам через односкоростную понижающую коробку передач.

Аккумулятор GM EV1мог быть полностью заряжен за 15 часов от внешнего зарядного устройства, подключаемого к бытовой электросети 110 В 10 А, стандартной для США. Сегодня в США построено значительное число зарядных станций (колонок) для электромобилей и гибридных автомобилей, например, только в г. Сакраменто (столица штата Калифорния) и его окрестностях действуют 284 зарядные колонки различного типа (Рис.6). Зарядные колонки размещаются обычно возле торговых центров, транспортных узлов, имеется и специальный дорожный знак.

Рис.6.Заряд электромобиля от колонки

Пробег автомобиля до подзаряда зависел от стиля вождения, рельефа, загрузки и достигал 217 км.

Компания General Motors выпустила 1117 электромобилей EV1, они не продавались, а сдавались в аренду владельцам в некоторых штатах США. В 2002 году General Motors объявила о прекращении выпуска электромобилей EV1 по причине их убыточности. Все автомобили у владельцев были отозваны и уничтожены (Рис.7). Музеям и учебным организациям оставили 40 экземпляров без права эксплуатации.

Рис.7. Готовые к утилизации электромобили General Motors EV1 на свалке

Почему General Motors свернула производство популярной модели EV1 до сих пор не ясно.

Сегодня электромобили серийно выпускаются и пользуются спросом. Например, компания Nissan продала к октябрю 2014 года более 142000 электромобилей Nissan Leaf .

Электромобили имеют и недостатки принципиального характера:

    Малая автономность. Пробег до подзаряда электромобиля 100 – 200 км. Автомобиль с ДВС проходит на одной заправке почти 1000 км.

    Медленное пополнение запаса энергии на борту. Электромобиль заряжается часами, топливный бак автомобиля с ДВС заполняется за минуты.

    Массовая эксплуатация электромобилей не приводит к уменьшению загрязнения окружающей среды. Электроэнергия для электромобилей вырабатывается в основном тепловыми электростанциями, где сжигается ископаемое топливо, в атмосферу поступают побочные токсичные продукты горения.

Другим вариантом уменьшения загрязнения окружающей среды транспортными средствами является применение гибридных автомобилей.

В гибридных автомобилях ДВС через коробку передач может приводить в движение колеса и генератор. Напряжение с генератора после преобразования в инверторе поступает для заряда аккумулятора и/или для работы электродвигателя. Специальная коробка передач суммирует и распределяет энергию между бензиновым двигателем, электродвигателем, генератором. Движение автомобиля производится с заданной скоростью в оптимальном режиме, при этом работают или ДВС и электродвигатель по отдельности, или их комбинация с различными долями по мощности. Для водителя и пассажиров переключение режимов происходит практически незаметно. При торможении энергия рекуперируется, при необходимости резкого торможения используются и обычные гидравлические тормоза.

За счет работы ДВС в оптимальном режиме гибридные автомобили меньше загрязняют окружающую среду и более экономичны. Например, отечественный «Ижмаш» на базе универсала ИЖ-21261 выпускал гибридный автомобиль с расходом бензина 3 литра на 100 км (7.2 л у прототипа).

Модель Toyota Prius является первым серийным гибридным автомобилем . Этот пятиместный седан имел 1.5 литровый бензиновый двигатель мощностью 70 л с при 4500 об/мин, бесконтактный электродвигатель постоянного тока мощностью 33 кВт при оборотах 1040 – 5600 в минуту, никель–металлогидридный аккумулятор с номинальным напряжением 274 В и емкостью 6.5 А∙час, расход топлива 5.6 литров на 100 км пути.

Рис.8. Гибрид Toyota Prius

Гибридный автомобиль Toyota Prius постоянно совершенствуется, с 1997 г. до осени 2014 года их было продано более 4800000 штук

Список литературы

  1. List of best-selling automobiles // Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_best-selling_automobiles (дата обращения 25.10.2014).
  2. Best engineered cars of each decade of the 20th century. Automotive Engineering International. 2000, №3, p.128-145.
  3. Porsche 911 classic// Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Porsche_911_classic (дата обращения 27.10.2014).
  4. VAZ-2101// Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/VAZ-2101 (дата обращения 27.10.2014).
  5. Honda Civic // Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Honda_Civic (дата обращения 27.10.2014).
  6. GM J platform // Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/GM_J_platform (дата обращения 28.10.2014).
  7. GM EV1 // Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/ GM_EV1 (дата обращения 29.10.2014).
  8. Яковлев В.Ф. Современные зарядные и пусковые устройства для автомобилей. - Санкт-Петербург: Лань, 2014. - 176 с.
  9. Toyota Prius // Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/ Toyota_Prius (дата обращения 29.10.2014).

За прошедшие 100 лет производители автомобилей создавали удивительные автомобили, и красивые и отвратительные. Трудно создать список самых красивых автомобилей, потому что у каждого свой вкус. Мы попытались составить свой список, включив туда самые красивые, на наш взгляд, автомобили в мире.

10. 1962 Lotus Elite.
Lotus - английская компания, специализирующаяся на выпуске спортивных и гоночных автомобилей. Компания была основана в 1953 году Энтони Колин Брюс Чапменом (Collin Chapman) и носила название "Лотос инжиниринг Ко". Вскоре был создан знаменитый "Лотос-Севен" (то есть "семь"), а в 1957 году началось его серийное производство.Первая модель Lotus с закрытым кузовом. Стеклопластиковый корпус,независимая подвеска всех 4-х колес. Полностью алюминиевый двигатель объемом 1216 см3. Коэффициент лобового сопротивления - 0,29 - лучше, чем у подавляющего большинства современных автомобилей. Победитель 24-х часовой гонки в Ле-Мане.

9. 1972 Lotus Elanю
Вслед за Lotus Elan 1962 года, последовала более красивая машинка. Первый дорожный автомобиль Lotus, сделанный по знаменитой ныне, но инновационной тогда схеме - «стальное шасси со стеклопластиковым кузовом». Двигатель с двумя распредвалами объемом 1558 см3, дисковые тормоза на всех колесах и полностью независимая подвеска обеспечивали комфортабельное движение и великолепную управляемость.

8. 1968 Lamborghini Miura.
Просто ошеломляющий автомобиль. Роскошные формы Miura, начертанные 25‑летним Марчелло Гандини, притягивают взгляды как магнит. Машина взирает на вас фарами, обрамленными черными контрастными «ресницами». Эта типичная для модниц 60‑х деталь, обилие черной туши на ресницах, была тонко подмечена маэстро Гандини.Линдон МакНилКогда эта машина прибыла в Лондон в 1968 году, она была белой и с «левым» рулем. Ее купил Джастин де Вильнев, также известный под именем Найджел Дэвис, фотограф и менеджер супермодного бренда под названием «Твигги». Дэвис решил «раскачать» чопорных британцев: в стране, где все еще предпочитали сдержанные цвета в одежде и придерживались стиля пятидесятых, эта машина и супермодель рядом должны были произвести эффект разорвавшейся бомбы. В мире всех этих BMC, Sunbeam, Hillman и Routemaster белая Lamborghini смотрелась совершенно необычно. Неслучайно именно Miura впервые была названа словом суперкар. Это действительно супер машина.Машина очень приземистая - в высоту чуть более метра. Кабина такая низкая, что на первый взгляд кажется, будто попасть внутрь просто невозможно. Чтобы попытаться это сделать, сначала необходимо нажать на кнопку дверного замка, спрятанную в вентиляционных прорезях в верхней части двери. Кстати, я открываю правую дверь. В 1970 году машина была отправлена обратно в Италию, на завод Lamborghini, где ей переделали рулевое управление на правостороннее, а заодно установили более жесткую подвеску, более широкие колеса и перекрасили кузов в ярко-зеленый цвет. Двигатель был подвергнут тюнингу до спецификации S и получил прибавку мощности почти в 20 л.с.

7. 1971 Jaguar E-Type.
Jaguar E-Type образца 1971 года – это родстеры, двухместные или четырехместные купе, на удлиненном шасси. К внешним изменениям добавилась хромированная решетка радиатора и четыре выхлопные трубы. Двигатель у Jaguar E-Type был 5.3 литровый. На него ставилась автоматическая или механическая коробка передач. Гидроуситель руля стал стандартным оборудованием.Автомобили этой серии, казалось, будут выпускаться вечно, но, кризис семидесятых годов, очень сильно повлиял на легендарную марку автомобиля. Это привело к тому, в 1975 году, компания Jaguar выпустила 49 машин E-Type. Это были последние машины этой серии окрашенные все в черный цвет, и они имели мемориальную табличку, подписанную основателем компании Сэром Уильямом Лайонсом. Таким образом, компания, попрощалась со своей знаменитой моделью. Автомобили Jaguar E-Type были выпущены в 72 000 экземплярах, что для подобного класса очень неплохая цифра.Последний Jaguar E-Type остался навечно место в заводском музее. Этот автомобиль занял достойное место в истории Британского автомобилестроения, да и всего мира. Его силуэты и сегодня оказывают сильное влияние на дизайнеров автомобилестроителей.

6. 1961 Ferrari 250 GT SWB.
Я рассматриваю самые красивые автомобили, ну и конечно мы не можем забыть о Феррари! Это "смесь красоты и агрессии". Великий Энцо Феррари создал многомиллиардную корпорацию, создающую не просто быстрые и надежные машины, но эталоны высокого автомобильного дизайна. В истории компании широчайший диапазон примечательных и редких автомобилей. "Прекрасный и гармоничный стиль, канонический дизайн, лучший вариант темно-синий или серебристо-серый". Было построено 165 автомобилей этой модели. Их сегодняшняя цена колеблется от 3 до 6 миллионов долларов. Производство модели Ferrari 250 GT с трехлитровым двигателем Джоаккино Коломбо (Gioacchino Colombo) больше чем на десятилетие (с 1955 года по 1968 год) установило для Феррари неофициальный титул «Хозяин дорог». Особенно успешны были автомобили GT с длинной колесной базой (LWB), которые после победы в «Тур де Франс» 1956 года получили в названии дополнительные три буквы - TdF. Вдохновленный успехами, Энцо Феррари решился на серийный выпуск дорожных версий автомобиля 250 GT с дефорсированным двигателем. В производственную программу сначала был включен Ferrari 250 GT с кузовом купе Boano, а затем к нему добавили кабриолет Pinin Farina. На этом модельный ряд был завершен. Однако с таким решением были не согласны два крупнейших дилера Феррари - Луиджи Чинетти (Luigi Chinetti) в Нью-Йорке и Джон Ван Нейман (John van Neumann) в Калифорнии. Они были убеждены в том, что большинство их клиентов захотят приобрести легкую спортивную машину, а не роскошный автомобиль Пининфарины. Самым простым выходом было обратиться в Пининфарину с просьбой подготовить проект нового автомобиля, однако, из-за большой загруженности там отказали. И для работ над California Spider был выбран Скальетти (Scaglietti). По просьбе Чинетти и ван Неймана для нового автомобиля было выбрано шасси Ferrari 250 GT TdF как с длинной, так и с укороченной колесной базой и небольшими изменениями во внешнем виде. Что касается двигателей, то помимо дефорсированной «гражданской версии» устанавливались гоночные моторы мощностью более 250 лошадиных сил. Несмотря на то, что Ferrari 250 GT California Spider считается серийной машиной (было выпущено приблизительно по пятьдесят экземпляров с длинной и короткой базой), можно с полным основанием сказать, что среди них не было и двух одинаковых автомобилей, поскольку все они получали завершающую отделку и комплектацию в соответствии с требованиями клиентов. Показанный на иллюстрациях автомобиль Ferrari 250 GT SWB California Spider с короткой базой, изготовленный в 1961 году, имел обтекатели на фарах, съемный жесткий верх и гоночный двигатель мощностью 277 лошадиных сил.

5. 1963 Ferrari 250 GT Lusso.
Впервые Ferrari 250 GT Lusso появился в октябре 1962 года на Парижском Автосалоне, где был замечен благодаря изящным пропорциям своего великолепного кузова. Салон двухместного спортивного автомобиля был очень просторен, что стало возможным, благодаря смещенному вперед 250-сильному 3,0-литровому двигателю. Хотя предназначением 250 GT Lusso был большой туризм, он имел много общего с легендарным гоночным автомобилем 250 GTO. У них была одинаковая колесная база, подвеска, дисковые тормоза, спицованные колеса Boranni и полностью алюминиевый двенадцатицилиндровый двигатель. Не смотря на то, что у Ferrari 250 GT Lusso было не такое современное шасси, а в стальной конструкции кузова только капот, багажник и двери были изготовлены из легкого алюминия, многие владельцы использовали эти машины для гонок, и иногда, очень успешно. Около 350 экземпляров 250 GT Lusso было построено Скальетти (Scaglietti) с кузовами разработанными Пининфариной. Почти все они имели одинаковое оснащение, за исключением нескольких машин, имевших иное отношение в главной передаче, 5-скоростную коробку передач и карбюраторы, более подходящие для гоночной карьеры. В 1964 году Ferrari 250 GT Lusso был заменен более мощной моделью 275 GTB с независимой подвеской всех колес и сложной пространственной структурой шасси.

4.1937 Cord 810/812.
Передний привод, V-образная восьмерка и турбонагнетатель – Cord обладал поистине революционной конструкцией. Более маневренный на поворотах, чем заднеприводные автомобили. 1935 г. – Cord 810 впервые демонстрируется в автосалоне в Нью-Йорке. И сразу же автомобиль находит первых владельцев.1936 г. – Cord 810 выпускается в версиях седан и фаэтон. Открытые автомобили Cord 812 серии Phaeton и Sportsman высоко ценились коллекционерами и стоили дороже. Внешне две эти модификации были похожи. И пусть максимальная скорость была всего 145 км/ч, автомобиль выглядел более быстрым.1937 г. – На автомобильный рынок поступает модель Cord 812. От 810 модели ее отличает наддувный двигатель. И мощность двигателя увеличилась до 170/190 л. с. Скорость разгона до 100 км/ч сократилась с 20 до 14 секунд. Впоследствии кузов кузовная оснастка Cord 812 стала использоваться компанией «Graham» при выпуске седана Hollywood.

3. 1967 Ferrari 275GTB/4 Berlinetta.
И снова Ferrari. Очередной раунд на RM Auctions, очередной практически бесценный раритет. Ferrari 275 GTB 4 Berlinetta 1967 года достался какому-то счастливчику, уплатившему за него $1,650,000. Этот тщательно отреставрированный Ferrari 275 GTB 4 Berlinetta ни капли не отличается от оригинала как снаружи, так и внутри.Под капотом 1967 Ferrari 275 GTB/4 Berlinetta установлен 3.3 литровый V12 двигатель с 300 лошадиными силами, способный разогнать этот желтый родстер до 165 миль в час. Форма автомобиля, которая стала основой и для последующих моделей, была разработана известной компанией Пининфарина (Pininfarina). Этот мощный мотор и прекрасный экстерьер я поставил автомобиль на третье место в десятке лучших.

2. 1952 Jaguar XK120.
Первой послевоенной новинкой Лайонса стал в сентябре 1948 года 160-и сильный Jaguar на базе двигателя XK, признанный одним из лучших спортивных автомобилей всех времен. Изысканный ХК-120 был притом и самым быстрым из современных серийных автомобилей мира, в Джеббеке показав скорость 126 миль в час. И это при цене £998! Производили новинку для состязаний, уменьшив вес. Так явилась на свет модель XP-120C (C-type).

1. 1968 Citroen DS.
Марка Citroёn давно завоевала репутацию возмутителя спокойствия, а самой впечатляющей до сих пор остается ее модель DS. Согласны ли Вы, что этот автомобиль является автомобилем номер 1? Те, кто разбираются в автомобилях с этим наверняка согласятся, поскольку французский автомобиль 50-ых годов расценен, как один из самых прекрасных автомобилей, когда-либо сделанных.

У всех «предков» общие черты: спортивно-прогулочное назначение, внешнее сходство с конным экипажем, отсутствие комфорта, осветительных и сигнальных приборов.

Вместе с тем великое разнообразие комбинаций механизмов: двигатель сзади, посередине, под кузовом, иногда спереди, с числом цилиндров от одного до четырех и всякими вариантами их расположения, системами зажигания, газораспределения, питания, смазки и охлаждения. Трансмиссия - от фабричных приводных ремней и велосипедных цепей до коробки с прямой передачей и карданного вала и т. д.

Лишь двум «предкам» удалось удержаться на производстве в течение нескольких лет нового века и даже стать прототипами ряда моделей автомобилей в разных странах. Это европейский «Де-Дион» и американский «Олдсмобиль». Своим долголетием они обязаны простоте и относительной практичности конструкции.

Кузов «Де-Диона» - трехместный с веселеньким пестрым балдахином. Если пассажир переднего сиденья, расположенного «визави» заднему, спинкой вперед, «хочет смотреть опасности в лицо» (так писали журналы того времени), то сиденье разворачивают и откидывают подножку. Оригинальная де-дионовская задняя подвеска с качающимися полуосями и трубчатой соединительной балкой прижилась на долгие годы на гоночных автомобилях и некоторых легковых.

Рейсом Эли Олдс (1864-1950) еще в молодости, наблюдая растущий интерес публики к появившимся в американских городах импортным ранним автомобилям, начал с того, что откупил у отца мастерскую и назвал ее «Моторостроительным заводом». Изготовил и продвл несколько трех- и четырехколесных паровых повозок. Потом при поддержке детройтских толстосумов приобрел завод покрупнее, строил в угоду своим покровителям дорогие автомобили, но терпел убыток. Не было бы счастья, да несчастье помогло! Завод сгорел. От огня удалось спасти лишь опытный образец дешевого автомобиля - олдсовского любимого детища с характерной изогнутой панелью передка (отсюда его прозвище - «карвд-дэш»). Чтобы скорее возобновить производство, не оставалось ничего иного, как готовить к выпуску машину по уцелевшему единственному образцу. Тут-то и выяснилось, что спрос на дешевый «карвд-дэш» превзошел все ожидания. За первые два года производства было выпущено 3 тысячи машин, и выпуск продолжал нарастать...

Двигатель «Олдсмобиля» находился под сиденьем, сбоку торчала, как у граммофона, заводная рукоятка. Общие для обеих осей длинные рессоры, заимствованные от популярных в США в XIX веке конных колясок-багги, служили продольными брусьями рамы.

Фамилия Олдса фигурирует в списке конструкторов-бизнесменов, способствовавших расцвету таких крупных фирм, как «Форд», «Дженерал Моторз», «Додж», которые впервые предприняли крупносерийное, а затем и массовое производство автомобилей.

А в Европе в те годы уже сложилась новая компоновка автомобиля. Двигатель расположен спереди, цилиндры стоят в один ряд. Колесная база (расстояние между передней и задней осями) сравнительно длинная, передние и задние колеса одинаковые, с увеличенными задними шинами. Отсутствие двигателя под сиденьем давало возможность понизить машину. Обрисовался своеобразный ее силуэт. На некоторых машинах радиатор стоял позади двигателя, капоту придавали утюгообразную форму. Все еще йролеточные кожаные брызговики-крылья соединены дощатыми подножками. Под кузовом тянется трансмиссия, вал к отдельно стоящей коробке передач (теперь уже заключенной в картер, т. е., действительно, коробку). От нее усилие передается к колесам поперечным валом и цепями или непосредственно карданным валом. Цепной привод применяли на больших автомобилях, карданный - на малых.

Описанная схема стала «классической», к тому было много причин: равномерное распределение массы автомобиля (двигатель нагружает передние колеса, а кузов и пассажиры - задние); простота системы охлаждения и органов управления. В оправдание перестановки двигателя вперед приводили и такие наивные доводы: ведь и лошадь прицепляют к коляске спереди, и паровоз идет в голове поезда! До поры до времени не придавали значения недостаткам схемы: труднодоступной для обслуживания трансмиссии, все еще высокому уровню пола над ней, большой длине, и соответственно массе всего автомобиля. Автомобильные заторы на улицах еще не возникали, да и экипажи с лошадьми занимали гораздо больше места. А высокое расположение центра массы при тогдашних скоростях не оказывало существенного влияния на устойчивость автомобиля (не гоночного!).

Штучное и мелкосерийное производство автомобилей благоприятствовало удовлетворению индивидуальных запросов потребителей. Бенц, например, сообщал в рекламе 1909 года, что он продает автомобили: туристский, городской, малый, деловой, фургон на базе легковой машины. Братья Опель наряду с другими моделями выпускали маленький «докторский» автомобиль. Имелось множество типов кузовов, отличавшихся устройством, числом сидений и окон - наиболее распространенные открытые торпедо, фаэтон и дубль-фаэтон, закрытые лимузин, купе и пульман-лимузин, частично открывающиеся ландоле, или ландо, городское купе, кабриолет.




У автомобиля стали различать две основные части: механическую - «шасси» (по-французски - рама) и кузов - «кароссери». Шасси изготовляли автомобильные заводы, а кузов (по заказам покупателей) - каретники.

Боковых дверей почти у всех кузовов еще не было. Передние сиденья оставались с боков открытыми, а их спинки находились так близко к задней оси автомобиля, что не хватало места для дверей пассажирского отделения. Пассажиры проникали в автомобиль либо сзади, либо поворачивали соседнее с шофером сиденье, чтобы освободить проход в заднее отделение кузова. Поворотными выполняли иногда и задние сиденья, иначе вход «с торца» получался очень узким. Такие кузова называли «тонно» (по-французски - бочка). Известны случаи внезапного поворота сиденья на ходу. Вспомните, в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»: «...машина рванулась, и в открывшуюся дверцу выпал Балаганов». Тонно вышли из употребления в конце первого десятилетия, когда автомобили стали еще длиннее.

Главным направлением автомобильной техники США в то время было создание массового дешевого индивидуального транспортного средства, на которое был большой спрос. Американские машины отличались от европейских компактностью, сохраняя эту черту «предков», высокими мощностными показателями, необходимой для массового производства технологичностью, применением легких и прочных материалов, постепенным упрощением управления и обслуживания. Диаметральная перемена позиций конструкторов Старого и Нового Света произошла позднее.

Положение водителя на автомобиле прошло в своем развитии несколько стадий. Самая ранняя - наемный «шоффер», кочегар паровой повозки. Бензиновые автомобили казались (и преподносились в рекламах фирм) настолько проще паровых, что водителя считали как бы одним из пассажиров механической пролетки. Но к началу XX века управление ею стало вновь сложным и опасным. Представьте себе, что вам предложат прокатиться со скоростью 50 км/ч на неустойчивой машине без боковых стенок, ветрового стекла, стеклоочистителя, с множеством тугих органов управления, со слабенькими тормозами и ненадежными шинами. За руль такой машины сегодня никто не сел бы, и автоинспекция не допустила бы ее к движению.

Большинство автовладельцев (состоятельных!) прибегало к услугам наемных водителей. Если пассажирам предоставлялись кое-какие удобства - на некоторых автомобилях закрытое отделение кузова, мягкие сиденья, - то водители были обречены на тяжелую работу под открытым небом, в пыли, при встречном ветре.

В технической характеристике автомобиля теперь не встретишь когда-то обязательную строку о расположении руля. Само собой разумеется, слева - в расчете на правостороннее движение. Но это определилось не сразу. Строгое деление проезжей части на левую и правую стороны движения возникло только в XX веке, а на улицах и дорогах с не слишком оживленным движением ездили как придется. Вплоть до 60-х (!) годов XX века не было отдано Предпочтения движению по определенной стороне улицы. Англия, ее бывшие колонии, Япония до сих пор придерживаются левого, Швеция перестроилась слева направо лишь в 1967 году, Австрия, Венгрия и Чехословакия - в 30-х годах.

В Милане ездили по левой стороне, а на остальной территории Италии - по правой. При такой пестроте правил не могло быть единого взгляда на расположение руля. Когда же вместо поводка появилась рулевая «баранка», которая должна была находиться непосредственно перед водителем, тут конструкторы проявили единодушие - руль только справа!

Рассуждали так: пешеходов и повозок больше всего справа, около тротуара, им-то и должен уделять основное внимание водитель. Именно поэтому руль у всех «ветеранов» находился справа.

Во времена «предков» рабочее место водителя щетинилось палками-рычагами. Одних только тормозных было три, они действовали на трансмиссионный вал, на задние колеса и на так называемый «горный упор» - остроконечный стержень, который опускали на дорогу при движении на подъем, так как тормоза на уклоне автомобиль не удерживали. Далеко ли до рычагов, удобно ли ими пользоваться - об этом не думали. Ставили рычаги там, откуда проще провести тягу к управляемому механизму. Водителя обрекали на акробатические движения. Но машин становилось больше, и уже не все водители были согласны на акробатику, а растущая скорость требовала быстрого, точного управления. Казалось, что нужно сосредоточить рычаги в одном месте, поближе к рукам водителя. Таким местом избрали рулевую колонку. Когда ее наклонили (впервые на автомобиле «Латиль» в 1898 году), то управление передачами с колонки уже не получалось. Одновременно обнаружилось, что скопление рычагов и рукояток около баранки создает путаницу. Часть их заменили педалями, а рычаги передач и тормоза укрепили на раме автомобиля. Рычаги торчали снаружи, над подножкой и мешали входу. Конструкторов шасси не смутили созданные каретниками кузова с дверями и сплошными бортами: пусть водитель тянется к рычагу через борт!

Служило ли звуковым сигналом на первых автомобилях кучерское «эй, берегись!» - неизвестно. Но точно известно, что сигнала не было. Впрочем, машина так шумела, что, казалось, он и не нужен. Полиция была другого мнения, она исходила из требований, предъявлявшихся к бесшумным велосипедам: водитель должен иметь какой-то прибор, чтобы сообщать о своем приближении.

Но если на велосипеде дело ограничилось скромным звонком, то на автомобиле, начавшись с железнодорожного колокола и гудка с «грушей», оно дошло к началу XX века до сложных сооружений, приводимых в действие двигателем или особым воздушным насосом. Автомобили пугали прохожих собачьим лаем и львиным рыком, услаждали слух мелодиями модных песенок. Труба сигнала иногда приобретала форму звериной или змеиной головы с раскрытой пастью, в других случаях это был целый набор духовых инструментов. При всей шумовой и эстетической эффектности сигнала его не всегда слышали другие водители, оглушенные собственной машиной.

К началу XX века на автомобилях появился задний фонарь с красным (опасность!) стеклом и белым - для освещения номерного знака. Потом в правила езды включили параграфы о жестах водителя. Ему предписывалось подавать сигналы о замедлении хода (рука вверх),.поворотах (рука в сторону). Напоминаем, что автомобили в большинстве своем были открытыми.

Прошло немало лет, пока водителя защитили ветровым стеклом. А затем, несмотря на рост скорости, обзор начали, как ни странно, ограничивать. Появились стойки крыши, все увеличивающиеся в объеме капот и крылья, расчалки тента, фонари, фигурка или термометр на пробке радиатора...

Так выглядел автомобиль периода «ветеранов», машина для людей нового века.

Начало 20 века - это период эволюции в производстве автомобилей. Технологии развивались, и двигатели становились все более мощными. Производители делали упор уже не на объем двигателя - его увеличивать было уже просто опасно, а на количество оборотов. Таким образом, средний объем двигателя качественного автомобиля стал составлять до 3-литров, а количество оборотом в переделах 2200.

Эффективность автомобилей в первую очередь оценивалась на автогонках. В начале 20 века в создании автомобилей, успешно прошедших испытания соревнованиями, отметилось несколько фирм.

Фирма "Peugeot", во главе которой стоял французский инженер Эрнст Анри, представила миру несколько инноваций. разработали 16 цилиндровый двигатель, которым и оснастили свои гоночные машины. Также они оснастили двигатели спортивных автомобилей коленчатым валом на шарикоподшипниках и системой сухой смазки при сухом картере. В 1914 году спортивные автомобили фирмы "Peugeot" обладали пятиступенчатой коробкой передач и тормозами на все четыре колеса.

Еще одно громкое имя в истории автомобилестроения начала 20 века - это фирма "Bugatti". В 1914 году Этторе Бугатти представил публике свою первую машину - модель «13». "Bugatti" смогли доказать, что мощность автомобиля совершенно не зависит от его размеров. Для того времени модель «13» была необыкновенно легкой и компактной, но, при этом, отличалась надежностью и мощным двигателем.


Bugatti "13"

Придерживался передовых технологий. Он разработал ряд инноваций в работе автомобиля, в том числе и многодисковое сцепление.

Производство спортивных машин процветало не только на севере Европы. В Испании появилась модель автомобиля "Hispano-Suiza", в 1912 году изменившая название на "Alfonso". Машина была оснащена двигателем 3,6 литра и развивала стабильную скорость 110 - 120 км/ч.

Английская компания "Vauxhall" сделала ставку при создании модели "Prince Henry" не на инновации, а на тщательность и элегантность. Автомобиль имел импозантный кузов и ажурную решетку радиатора, при этом неплохо управлялся и развивал стабильную скорость.


В Америке развитие автомобилестроения шло более скромными темпами. Плохое качество , небольшая территория и сложное экономическое положение в начале 20 века не способствовали свершениями в этой области. Однако и здесь в 1910 году появился легендарный гоночный автомобиль - модель "Mercer" с 4-х цилиндровым двигателем и двумя нижними распределительными валами. Его внешний вид способствовал хорошей динамике - размер кузова чуть меньше капота, поперечная перегородка и всего два сиденья внутри.

В 1915 году в Америке также появились известные модели скоростных автомобилей "Packard" и "Cadillac".

В результате к середине 20 века и началу 2-ой мировой войны в мире уже был сформирован образ эффективного автомобиля - передний привод, независимая подвеска, тормоз на четыре колеса и двигатель в несколько цилиндров. В разных странах технические данные варьировались, но в целом ретромобили являлись полноценными транспортными средствами, пригодными для автогонок и других целей.