Машины 80 ых. Как американский автопром постигал основы аэродинамики

Исторически сложилось, что массовое распространение автомобилей нероссийского производства на нашем рынке произошло относительно недавно. «Жигули» и «Москвичи» начали уступать место иномаркам лишь в середине 1990-х. Тогда выбор машин был не такой большой, как сегодня, поэтому народную любовь заслужили пару десятков различных моделей от известных производителей. Как правило, 1980?...

Исторически сложилось, что массовое распространение автомобилей нероссийского производства на нашем рынке произошло относительно недавно. «Жигули» и «Москвичи» начали уступать место иномаркам лишь в середине 1990-х. Тогда выбор машин был не такой большой, как сегодня, поэтому народную любовь заслужили пару десятков различных моделей от известных производителей. Как правило, 1980-1990-х годов выпуска. Onliner.by подготовил рейтинг десяти лучших автомобилей предпоследнего десятилетия прошлого века. Для многих именно эти машины стали первыми в жизни.

10 место - Honda Civic

Машина продавалась с кузовами седан, хетчбэк и купе. У нас чаще всего встречается «четырехдверка». Для Ascona предлагалась широкая линейка бензиновых и дизельных агрегатов объемом от 1,3 до 2 литров и мощностью от 60 до 130 л. с. Последнее поколение Opel Ascona выпускалось с 1981-го по 1988 год.

6 место - Peugeot 405

Был в 1980-х годах и французский автомобиль, получивший популярность на рынке Беларуси. Речь идет о старом добром Peugeot 405 . Сегодня эту модель часто вспоминают из-за белорусского Samand, который создан на основе старого французского седана. Хотя кроме «четырехдверки» 405-й выпускался еще и с кузовом универсал. В 1988 году машина получила престижное звание «Автомобиль года в Европе».

Мало кто знает, но в 1988-м был выпущен единственный экземпляр купе 405. Бензиновые модификации «четыреста пятого» встречаются вдвое чаще, чем дизельные. Наиболее популярным мотором является 1,6-литровая «четверка» мощностью 75 л. с.

5 место - Ford Sierra

Пятерку лидеров в нашем «хит-параде 1980-х» открывает Ford Sierra . Автомобиль выпускался довольно долго - с 1982-го по 1993 год. Всего свет увидело 2,7 млн экземпляров данной модели, и многие из них до сих пор бегают по просторам нашей родины. Машина выпускалась с кузовами седан, хетчбэк (3- и 5-дверный), универсал и даже пикап.

В 1983 году Sierra чуть не стал автомобилем года в Европе (уступил место Audi 100). Широчайшая линейка бензиновых и дизельных моторов включает в себя агрегаты объемом от 1,6 до 2,9 литра. Иногда на рынке можно встретить Sierra с автоматической коробкой передач.

4 место - BMW 3- Series E30

На четвертом месте мы решили разместить «тройку» BMW в кузове E30. Автомобиль выпускался в кузовах седан, купе, кабриолет и универсал. В мире до сих пор создаются тюнинг-проекты данной модели. Производство BMW E30 продолжалось c 1982-го по 1994 год. Всего на свет появилось почти 2,34 млн экземпляров машины.

На разных рынках автомобиль продавался с различными линейками силовых агрегатов. В Европе самым слабым был 1,8-литровый 90-сильный бензиновый мотор. Самый мощный двигатель устанавливался на M3 Evo II. Это был 2,5-литровый 238-сильный агрегат. Для машины предлагались механические и автоматические трансмиссии.

3 место - Mercedes E- Class W124

В тройку лидеров мы решили включить легендарный 124-й Mercedes . Именно так называют данное поколение E-Class. Автомобиль сменил на конвейере классический W123, и многие до сих пор называют 124-й одним из самых надежных Mercedes в истории. Немало примеров, когда W124 наматывал гигантские пробеги без капремонта двигателя.

Выпускался Mercedes E-Class W124 с 1984-го по 1996 год. Как и нынешнее поколение E-Class, «сто двадцать четвертый» имел 4 типа кузова: седан, универсал, купе и кабриолет. Для машины предлагалось аж 19 различных силовых агрегатов, 5 из которых были дизельными. Объемы моторов варьировались от 2 до 6 литров.

2 место - Audi 100

За характерный силуэт кузова данный автомобиль называли «селедкой» и «сигарой». Но чаще всего в простонародье машину именуют «сотка». Речь идет об очень популярной в Беларуси Audi 100 . Большинство ввезенных когда-то в страну экземпляров данной модели исправно наматывают пробег до сих пор.

Автомобиль Audi 100 выпускался с кузовами седан и универсал (Avant). Причем универсал был с двумя вариантами задней части. Привод - либо передний, либо полный. Двигатели - бензиновые и дизельные с четырьмя либо пятью цилиндрами. Белорусы любят «сотку» именно за надежность. Машина обычно долго служит верой и правдой своим хозяевам, после чего переходит в руки новых владельцев. Благо кузов у Audi 100 достаточно крепкий.

1 место - Volkswagen Golf

Лидером сегодняшнего рейтинга мы решили сделать неубиваемый Volkswagen Golf второго поколения. Недаром говорят, что когда все выпущенные Golf VI отправятся в утиль, по дорогам по-прежнему будет кататься большое количество Golf II. Многие называют второе поколение данной модели самым удачным Golf в истории.

Автомобиль выпускался с 1983-го по 1991 год. Всего немцы произвели на свет… 6,4 млн экземпляров Volkswagen Golf II. Это больше, чем количество выпущенных Golf V и VI вместе взятых. Клиентам предлагали моторы мощностью от 54 до 160 л. с. Машина выпускалась только с кузовами 3- и 5-дверный хетчбэк. Кабриолета и универсала Golf II не существует. Седан назывался Jetta.

В 1990-х годах на рынке тоже присутствовало большое количество интересных моделей, среди которых Audi 80 В4, знаменитый Passat B3/B4, BMW E39 и многие другие. Материал о самых известных в нашей стране машинах, выпущенных с 1990-го по 2000 год, будет опубликован в ближайшем будущем.

На одном из форумов, в автомобильном разделе наткнулся на список лучших спортивных автомобилей 80-х. Спорткары меня никогда не интересовали, да и текст писал любитель, однако все же сделано было интересно. Решил попробовать составить свой (субъективный) список лучших европейских автомобилей 80-х. Критериями рейтинга были следующие: выпускавшийся с 1980-1990 г., в Европе, не спортивный, имеющий значимые достоинства, позволяющие выигрывать у конкурентов.

Именно этот период ознаменовался переворотом в сознании дизайна и стиля. Что касается переворота в дизайне, то здесь все было достаточно закономерно. Тогда стало понятно, что автомобиль может быть намного экономичнее и при этом показывать лучшие результаты в ходовых качествах. И если немного отойти от лирики, то именно в начале 80-х все автопроизводители всерьез занялись изучением коэффициента аэродинамического сопротивления. Когда стало понятно, что более обтекаемый автомобиль (т.е. более низкий вышеуказанный коэффициент) это и есть ключ к достижению упомянутых целей, тогда все компании только и делали, что боролись за уменьшение этого показателя. Естественно это сильно сказалось на изменении курса тенденций в дизайне автомобилей.

Касаемо стиля то тут также произошел переворот. Произошло осознание, что стиль автомобиля может быть отдельным от дизайна, хотя раньше считали их практически неотделимыми. Стиль авто уже определялся не только тенденциями в дизайне и шильдиком (что лично я считаю абсолютно неправильным), но еще и его «харизмой», характером и даже в какой-то мере его техническими характеристиками. Ярким примером этого является начало выпуска в 82 году volvo 7-ой, а позже в 90-х и 9-ой серии. Машина имела отошедший от моды бритвенно-острый, «квадратичный» дизайн, однако ни у кого не повернется язык назвать её менее стильной, чем любой другой автомобиль того времени. И самое главное, что примерно в то время у каждого автопроизводителя начал вырабатываться собственный стиль, который определял также и тенденции будущих проектов компаний.

Наконец, именно в 80-х поняли, что любой автомобиль может быть комфортным и начался отход от минимализма. Именно тогда начали внедрять значимые инновации, без которых современный автомобиль представить трудно. Здесь можно вспомнить первые применения ABS, бортовых компьютеров, электропакетов, регулируемую подвеску и др.

Интересно было наблюдать потому, что каждая компания шла на риск и должна была создать новый для сознания людей автомобиль с учетом всех тенденций. Вместе с этим у каждой компании был свой взгляд на эту революцию. Таким образом, в 80-х не забывая о конкуренции, компании старались сделать свою революцию при этом, старались сделать это успешнее других. Поэтому чрезвычайно интересно было наблюдать за этими гонками, наблюдать за успехом одного переворота и провалом другого.

Откровенно говоря, перед тем как приняться за составление списка, перебирая в голове и еще не сильно цепляясь за варианты, хотел включить в список какое-нибудь отечественное авто, но пришлось признать, что сделать это – значить соврать себе. Огромная популярность автомобиля также была бы причиной для включения в список (как это стало, например, с 2-ой вольво), но врать себе – значит не обращать внимания, что причиной этой популярности было банальное неимение другого в союзе. Любовь к 24 волгам, вазовским шестеркам и др. можно объяснить тем государством, той жизнью, ностальгией, но объективного объяснения ей найти трудно. Хотя я все же считаю советский автопром одним из лучших, всегда буду приверженцем этих шедевров, и всегда буду понимать их владельцев.

Повторюсь это моё сугубо личное мнение, и оно может, и даже, наверное, должно, не совпадать с чьим-либо еще. Вот, что у меня получилось. Прошу также писать свои мнения, предлагать свои варианты. Авто перечисляю не по рейтингу (вразброс).

1) Mercedes-Benz W123 (1975-1986)



Фото ru.wikipedia.org

Успех W123 был безусловным - за 10 лет было выпущено более 2,7 миллионов автомобилей в разных исполнениях. W123 подтвердил репутацию комфортного надежного автомобиля «на каждый день». На автомобиле устанавливался двигатель миллионник - редкое по тем временам явление, до сих пор считается одним из самых долговечных двигателей (двигатель работал даже при полном износе кузова и ходовой части). Немецкие таксисты были настолько преданы серии W123, что даже устроили забастовку в 1985 году, когда фирма Мерседес-Бенц переходила на новую модель Mercedes-Benz W124.

2) Renault 25 (1983-1992)



Фото ru.wikipedia.org

Автомобиль бизнес-класса, самая роскошная и элитарная модель из всех Renault. Renault 25 имела высокие оценки покупателей за прекрасный комфорт и превосходную управляемость. Новая механическая коробка передач отличалась точным и мягким переключением. Несмотря на спорный дизайн салона от Марчело Гандини (известным по дизайну Lamborghini), он получился очень просторным, светлым и удобным для пассажиров. Оснащение модели изначально было очень высоким и задало дальнейший тон во французском автомобилестроении. Среди прочего, на автомобиль устанавливались электростеклоподъемники, голосовые предупреждения бортового компьютера, и джойстик управления магнитолой на руле (одни из первых в мире). В 1985 году получила второе место на конкурсе Европейский автомобиль года.

3) Ford scorpio (1985-1998)



Фото ru.wikipedia.org
Фото auto.ria.ua

Автомобиль бизнес-класса, один из первых создавался при помощи компьютерного моделирования и графики. Над внешним обликом трудилось около 500 (!) дизайнеров. Отличительной особенностью авто была богатая по тем временам комплектация. Был одним из первых автомобилей с серийно устанавливаемой ABS. Ford Scorpio был признан в Европе «Машиной года» в 1986 году.

4) Citroen BX (1982-1994)



Фото ru.wikipedia.org
Фото auto.ria.ua

Дебют BX состоялся в Париже в 1982 году, где автомобиль был представлен сразу в нескольких вариантах, и вызвал большой интерес у публики. Citroen BX одним из первых получил вклеенные лобовое и заднее стекла, почти ровное днище и утопленные дверные ручки, что, несмотря на очевидную угловатость форм, наделило автомобиль высокими аэродинамическими свойствами. По низкому коэффициенту лобового сопротивления BX стал одним из лидеров среди серийно выпускающихся моделей. Но главной особенностью модели, за которую она стала широко известна и любима, является гидропневматическая подвеска. Еще одной новой особенностью стала ручная регулировка высоты подвески. Именно эта разработка стала причиной того, что Citroen BX был признан одним из самых комфортных автомобилей. По этой же причине решено было включить его в этот список.

Однако, мне кажется, если бы автомобиль не имел столь смелый и спорный дизайн, то его популярность была бы в разы большей.

5) Volvo 200-series (1974-1993)



Фото ru.wikipedia.org
Фото auto.ria.ua

Не мог пройти мимо такого, на первый взгляд скромного авто. Вольво второй серии был бестселлером компании и снискал огромную популярность. Об этом говорит хотя бы тот факт, что автомобиль выпускался с минимальными изменениями целых 19 лет. Было выпущено около 3 млн. ед. Залогом успеха стал очень высокий уровень его надежности, комфорта, безопасности. Следствием это стало широкое использование автомобиля в качестве базы для машин скорой помощи, лимузинов, полицейских, армейских автомобилей. Большое количество экземпляров использовалось в государственных органах. Достоинства автомобиля также хорошо подчеркивает тот факт, что Американская Администрация Безопасности Движения (NHTSA) приобрела несколько автомобилей Volvo 240, которые были использованы для установки стандартов безопасности, которым должны были соответствовать все новые автомобили на рынке США. Вольво второй серии это яркое доказательство, что хорошая машина – не значит дорогая.

6) Opel senator (1987-1994)



Фото ru.wikipedia.org
Фото auto.ria.ua

Следующая кандидатура довольно спорная. Причиной этого является сложившийся отрицательный имидж автомобилей опель тех годов. В то же время, автомобиль является достаточно редким, и превосходил практически всех конкурентов по своей комплектации. В датах указаны сроки производства второго поколения, так как первое поколение было лишь относительно небольшой переделкой opel rekord, в то время как второе поколение является достаточно самостоятельной разработкой (хоть и на удлиненной базе омеги). Комплектация авто: 3-литровый двигатель, кондиционер, маршрутный компьютер, круиз-контроль, электронно регулируемая трех режимная подвеска- стандарт, комфорт, спорт, что в те годы было большой редкостью для европейских автомобилей данного класса, кожаный салон, электрозеркала с подогревом, электростеклоподъемники, подогрев сидений, гидроусилитель руля.

7) Volvo 700-series (1982-1990)



Фото ru.wikipedia.org
Фото auto.ria.ua

Возможно то, что данная модель попала в рейтинг – это моя личная симпатия к автомобилям данной марки. Однако попробую объяснить это объективно. Автомобиль унаследовал от 2-ой серии высокий уровень безопасности, при этом был длиннее, комфортнее, богаче укомплектован. Бритвенный, острый стиль, изначально не обещавший больших успехов, оказался очень популярен среди автолюбителей. Двигатель имел высокую степень надежности. В дополнение к этому автомобиль имел оцинкованный «вечный» кузов с вентилируемыми внутренними полостями. Все это сделало его безотказным, и, благодаря этому, и сейчас на наших дорогах бегает достаточное количество этих машинок.

8) Audi 100 (1984-1991)



Фото ru.wikipedia.org

Сейчас пойдет речь именно о третьем поколении сотки. В 1983 г. модель завоевала звание «Автомобиль года в Европе». Инженеры достигли рекордного по тем времена коэффициента лобового сопротивления – 0,3. Про комфорт и огромный салон говорить, наверное, не стоит, да и про легендарную, практически идеальную, управляемость данного авто многие также знают. На модель ставился революционный дизельный двигатель, один из первых с прямым впрыском. Компания одной из первых применила инновационный, обтекаемый дизайн, ставший, по крайней мере, до конца десятилетия, образцовым. На модели использовался оцинкованный кузов.

Кстати, сейчас можно сказать, что с выходом этой модели компания нашла свой фирменный дизайн, черты которого узнавались в автомобилях ауди еще два десятка лет. Что касается дизайна салона, то создатели опередили свое время, и его концепция также стал фирменной карточкой ауди премиум класса в будущем.

И еще несколько фактов. На заднем сидении без особых трудностей могут поместиться 4 человека. За специфические черты кузова автолюбители называют её «сигарой». На модели впервые применены утопленные окна, впоследствии использовавшиеся всеми автопроизводителями. На сотке были установлены колпаки на одном уровне с шинами, черная полоса поперек бока, черные рамы окон, что впоследствии также «подхватили» многие компании.

Обидно, что в США об этом автомобиле сложилось отрицательное мнение. Причиной этому стал ряд аварий с участием этих авто. Как было доказано, во многих случаях не очень умные люди путали педали (якобы неудобно сделаны). Хотя вся вина за эти случаи (были и со смертельными исходами) была на водителях, репутация компании была провалена на десяток лет вперед.

9) BMW 7-series (1986-1994)



Фото ru.wikipedia.org
Фото auto.ria.ua

Пройти мимо данной модели было невозможно. Именно между семеркой и трехспицевым S-классом была самая мощная конкуренция в премиум сегменте. Я не ставил целью обозначить самые дорогие по тем временам автомобили, но без него этот список все же был бы неполным. Все ценители представительских автомобилей делятся на две части: те, кто симпатизирует bmw и те, кто симпатизирует mercedes, безразличных любителей роскоши слишком мало.

Ну а так как речь идет о bmw 7 серии, то думаю, не стоит напоминать всем о присущим ей комфорте, надежности, мощности, удобству и т.д. Лишь несколько фактов. Впервые на автомобиль представительского класса был установлен двигатель V12. Кроме иных, более «простых», в качестве опций в автомобиле имелись следующие: встроенный телефон, факс, холодильник, автоматический очиститель воздуха, 3-х зонный климат-контроль, отделка из кожи Nappa, ценных пород дерева. Кресла со встроенным массажем и вентиляцией. За отрицательный наклон решетки радиатора автомобиль получил прозвище «акула».

Модель продемонстрировала все достижения BMW и задала новый курс для остальных производителей машин подобного класса. Семерка была своеобразным вызовом мерседесу, к тому времени давно не обновлявшему свой s-класс, который впоследствии получил ошеломляющий ответ в виде W140.

10) Mercedes S-класс (1979-1991)





Фото ru.wikipedia.org

История последнего рыцаря. Поскольку в то время у немецкого производителя полностью не сформировалась дифференциация классов, и как такового S–класса еще не существовало, то надо внести ясность, что речь пойдет именно о модели w126. Описываю её последней, чтобы подчеркнуть тот факт, что она лучшая среди вышеперечисленных вариантов. Не смотря на то, что список субъективен, возникает ощущение, что другого варианта лучшего авто 80-х для подобного рейтинга и не существует. Надо оговориться, что упомянутые последние две модели никогда не стояли в тени друг друга, как бы это не утверждали приверженцы сторон. Но именно s-klasse выпускался целых 12 лет, что для представительских автомобилей является рекордным сроком. Данная модель также является самым продаваемым мерседесовским s-классом.

Понять, почему 126-ой попал на первое место, может, наверное, либо настоящий ценитель, либо тот, кто ездил на нем. Опять таки, не имеет смысла описывать те сверхкомфорт, безопасность, мощь, управляемость этого автомобиля. Однако, можно перечислить его достижения. В 1981 Wheels magazine выбрал W126 380SE автомобилем года. W126 был удостоен премии U.S. Highway Loss Data Institute, как самый безопасный автомобиль в 1988 и 1989 годах. Самый продаваемый автомобиль представительского класса в 1987, 1988, 1989 и 1990 годах. Сложилось мнение, что 7 серия бмв тех годов это роскошный и надежный компаньон для бизнеса, а с-класс от мерседес – это машина для души.

Один только дизайн, с первого взгляда, стирает мысли обо всем. Дизайн кузова этого автомобиля, который знающие толк в солидной эстетике, считают эталоном интеллигентности и «высокого стиля», принадлежит итальянцу Бруно Сакко. Интересно, что концепцию дизайна машины еще много лет использовали японцы в своих автомобилях Lexus. Стиль и аристократичность буквально вшиты в генетический код автомобиля.

Про мерседес остается добавить, что такого дизайна, являющего собой тонкий синтез аристократичности, стиля, роскоши, у компании не было ни до этой модели, ни пока после нее.

Послесловие
Составляя данный список, не хотелось бы идеализировать упомянутые автомобили. Их владельцы прекрасно знают все черные стороны. Всем известны, например, гниющие кузова скорпа или сенатора, или то, что подвеска ситроена, являющаяся его достоинством, является часто и источником проблем и т.д.

Хотелось добавить в статью еще десяток автомобилей заслуживающих внимание, но так может продолжаться до бесконечности. Например, Fiat uno за огромную всенародную любовь и титул лучшего авто в Европе, Volkswagen passat b3, Audi 80 b3, Opel vectra – за инновационный дизайн. Из автомобилей СССР, наверное, стоит отметить ГАЗ 2410 (1987-1992) – как самый красивый советский автомобиль.






Фото ru.wikipedia.org

После всего вышесказанного хочется в очередной раз подчеркнуть субъективность изложения и возможность несовпадения с другим мнением. Также необходимо пометить, что практики написания каких либо статей автор не имеет, не говоря тем более про журналистское образование. В связи с вышесказанным автор статьи не претендует на профессионализм и высокую оценку материала.

Исторически сложилось, что массовое распространение автомобилей нероссийского производства на нашем рынке произошло относительно недавно. «Жигули» и «Москвичи» начали уступать место иномаркам лишь в середине 1990-х. Тогда выбор машин был не такой большой, как сегодня, поэтому народную любовь заслужили пару десятков различных моделей от известных производителей. Как правило, 1980-1990-х годов выпуска. Onliner.by подготовил рейтинг десяти лучших автомобилей предпоследнего десятилетия прошлого века. Для многих именно эти машины стали первыми в жизни.

10 место - Honda Civic

Машина продавалась с кузовами седан, хетчбэк и купе. У нас чаще всего встречается «четырехдверка». Для Ascona предлагалась широкая линейка бензиновых и дизельных агрегатов объемом от 1,3 до 2 литров и мощностью от 60 до 130 л. с. Последнее поколение Opel Ascona выпускалось с 1981-го по 1988 год.

6 место - Peugeot 405

Был в 1980-х годах и французский автомобиль, получивший популярность на рынке Беларуси. Речь идет о старом добром Peugeot 405 . Сегодня эту модель часто вспоминают из-за белорусского Samand, который создан на основе старого французского седана. Хотя кроме «четырехдверки» 405-й выпускался еще и с кузовом универсал. В 1988 году машина получила престижное звание «Автомобиль года в Европе».

Мало кто знает, но в 1988-м был выпущен единственный экземпляр купе 405. Бензиновые модификации «четыреста пятого» встречаются вдвое чаще, чем дизельные. Наиболее популярным мотором является 1,6-литровая «четверка» мощностью 75 л. с.

5 место - Ford Sierra

Пятерку лидеров в нашем «хит-параде 1980-х» открывает Ford Sierra . Автомобиль выпускался довольно долго - с 1982-го по 1993 год. Всего свет увидело 2,7 млн экземпляров данной модели, и многие из них до сих пор бегают по просторам нашей родины. Машина выпускалась с кузовами седан, хетчбэк (3- и 5-дверный), универсал и даже пикап.

В 1983 году Sierra чуть не стал автомобилем года в Европе (уступил место Audi 100). Широчайшая линейка бензиновых и дизельных моторов включает в себя агрегаты объемом от 1,6 до 2,9 литра. Иногда на рынке можно встретить Sierra с автоматической коробкой передач.

4 место - BMW 3- Series E30

На четвертом месте мы решили разместить «тройку» BMW в кузове E30. Автомобиль выпускался в кузовах седан, купе, кабриолет и универсал. В мире до сих пор создаются тюнинг-проекты данной модели. Производство BMW E30 продолжалось c 1982-го по 1994 год. Всего на свет появилось почти 2,34 млн экземпляров машины.

На разных рынках автомобиль продавался с различными линейками силовых агрегатов. В Европе самым слабым был 1,8-литровый 90-сильный бензиновый мотор. Самый мощный двигатель устанавливался на M3 Evo II. Это был 2,5-литровый 238-сильный агрегат. Для машины предлагались механические и автоматические трансмиссии.

3 место - Mercedes E- Class W124

В тройку лидеров мы решили включить легендарный 124-й Mercedes . Именно так называют данное поколение E-Class. Автомобиль сменил на конвейере классический W123, и многие до сих пор называют 124-й одним из самых надежных Mercedes в истории. Немало примеров, когда W124 наматывал гигантские пробеги без капремонта двигателя.

Выпускался Mercedes E-Class W124 с 1984-го по 1996 год. Как и нынешнее поколение E-Class, «сто двадцать четвертый» имел 4 типа кузова: седан, универсал, купе и кабриолет. Для машины предлагалось аж 19 различных силовых агрегатов, 5 из которых были дизельными. Объемы моторов варьировались от 2 до 6 литров.

Семидесятые годы для японской автомобильной промышленности стали периодом выхода на мировой рынок, чему в немалой степени «способствовал» разразившийся в 1973 году нефтяной кризис. Несмотря на кризис, благодаря умелому маркетингу в совокупности японские концерны в 1980-м году произвели и продали более 11 тысяч легковых автомобилей, оказавшись на первом месте в мире по объему производства.

Состояние японского автопрома к началу 80-х годов

Японские компании сделали ставку на экономичные автомобили, этот выбор был продиктован спросом на внутреннем рынке страны, в которой благосостояние населения все еще оставляло желать лучшего, так как экономика в годы Второй Мировой войны была полностью разрушена. Однако именно ставка на недорогие, но качественные автомобили в сочетании с протекционистскими мерами правительства Японии, позволившими автопрому , обеспечили японским концернам «путевку» на мировой рынок.

В 1980 году японские компании вместе произвели больше автомобилей, чем любая другая страна в мире

К началу 80-х денежные вливания от продаж автомобилей по всему миру позволили расширить производство так сильно, что в 1980 году японские компании вместе произвели больше автомобилей, чем любая другая страна в мире.

В дальнейшем Япония удерживала эту позицию на протяжении 15 лет и уступила ее США по экономическим причинам – в результате роста курса йены.

Основные тенденции в автомобилестроении 80-х

Японские автомобили восьмидесятых, особенно, второй половины, принято считать самыми надежными и практически «вечными».

Погоня за повышением надежности в восьмидесятые продолжала оставаться частью стратегии японских производителей по расширению ниши на мировом рынке

Это обусловлено тем, что подавляющее большинство техники собиралось на заводах, расположенных в Японии – массовый перенос производства в другие страны азиатского региона в связи с удорожанием рабочей силы был еще впереди. Погоня за повышением надежности в восьмидесятые продолжала оставаться частью стратегии японских производителей по расширению ниши на мировом рынке.

К концу восьмидесятых относится появление ряда люксовых брендов, ставших в дальнейшем в массовом сознании покупателей практически синонимами понятия «качественный автомобиль». Эти стандарты, с поправкой на современные реалии, японские концерны соблюдают и в наши дни, когда производство локализуется практически сразу в той стране, где начинается продажа автомобилей. «На местах», как правило, организуется сборка недорогих моделей, а люксовые автомобили и наиболее важные узлы к недорогим машинам ввозятся из Японии или другой страны с уже развитыми производственными мощностями.

Основы этой политики были заложены в восьмидесятые годы. Примером может служить открытие в 1982 году дочерней компании Honda North America. На заводе вновь образованной компании в 1982 году была налажена в дальнейшем ставшей популярной на американском рынке модели Accord.

В целом, североамериканский рынок продолжал быть приоритетным для Японии в 80-е. Многие автомобили, в дальнейшем завоевавшие огромную популярность по всему миру, появились в результате конкуренции в традиционно занятых американскими автомобилями нишах – к примеру, внедорожников. К примеру, был впервые представлен в 1982 году.

Популярные модели 80-х

В феврале 1985 года была презентована модель Integra. В США известна как Acura Integra. В конце десятилетия, в 1989 году, в Чикаго был впервые продемонстрирован прототип автомобиля, ставшего одним из первых кроссоверов (хотя в то время термин еще не применялся) – модели Honda HR-V.


C 1981-го года началось производство одной из самых роскошных в истории концерна моделей – Mazda 929 (также известного как Cosmo или Luce). В следующем году компания запустила в производство . Этот автомобиль в полоноприводной версии заслужил звание «Японского автомобиля года 1982-83». В дальнейшем популярность модели стремительно росла.


Произошли важные изменения и в самой компании – в 1984 году появилось современное нам название Mazda Motor Corporation.

В 1987-м году открылся завод Mazda Motor в штате Мичиган, где было налажено производство моделей RX-7, 121 (Ford Festiva). В 1988 году начался выпуск популярного минивэна MPV.


Mitsubishi в 1982-м году запустила в производство модель Pajero, которая до сих пор остается одним из бестселлеров компании. В том же году Pajero удостоился премии «Внедорожник года» по версии журнала WhatCar.


В 1983-м появился небольшой минивэн Mitsubishi Space Runner/RVR. В следующем году модель Mitsubishi Galant удостоилась германской премии «Золотой руль».

В 1989 в Токио прошла презентация одного из самых красивых спорт-купе конца 80-х и начала 90-х годов - Mitsubishi 3000GT/GTO.


В 1981 году компания отказалась от активного использования брэнда Datsun. В сегменте внедорожников в 1984 , которой, так же как и Mitsubishi Pajero, была уготована долгая жизнь. В том же году команда производителя с Patrol дебютировала в ралли Paris-Dakar, одержав в нем первую, но не последнюю победу.

В 1986 году появился , меньшего размера и в более скромной ценовой категории.

В 1988 модель Nissan Silvia Q (на внутреннем рынке Японии известная более как S13) удостоилась звания «Лучший японский автомобиль 88-89». Этот автомобиль стал впоследствии иконой поклонников нового вида автоспорта под названием дрифтинг, или дрифт. Массированный интерес к езда по горным серпантинам в управляемом заносе появился в Японии как раз в восьмидесятые годы.


В конце десятилетия, в 1989-м году компания вышла на рынок Европы, организовав дочернее торговое предприятие Nissan Distribution Service Europe.

Для компании Subaru восьмидесятые стали периодом наращивания присутствия на американском рынке, на который она вошла в семидесятые благодаря успеху полноприводного седана Leone. К середине восьмидесятых более половины от общего количества выпускаемых автомобилей этой марки, то есть более 125 тысяч штук, экспортировались на рынок США. Модель Leone продолжала развиваться. Появились модификации в других кузовах, в том числе, в кузове пикап.

В сегменте малолитражек дебютировала модель Justy – полноприводный хэтчбек с трехцилиндровым двигателем. В люксовой комплектации Justy уже в 1984 году был доступен с клиноременным вариатором ECVT и гидроусилителем руля.

На базе обновленной модели Leone 1800 был выпущен один из наиболее необычных и интересных автомобилей компании XT Turbo или Alcyone – купе, отличавшееся крайне необычным и передовым дизайном.


Ближе к концу десятилетия, в 1987, устаревшую модель Leone сменила новая модель под названием Legacy.

Наиболее «заряженной» новинкой десятилетия стал автомобиль SVX класса Gran Turismo в кузове спорт-купе. На него был установлен один из самых мощных в мире оппозитных двигателей объемом 3.3 литра, развивавший 250 лошадиных сил.

Компания Suzuki в 1983 году дебютировала с бестселлером Swift (Cultus в США). Два года спустя компания также приняла участие в экспансии на американский рынок. Быстрый успех ей обеспечил не только легкий и экономичный Cultus, но и один из самых маленьких внедорожников в мире Suzuki Samurai, пользующийся успехом у поклонников офф-роуда до сих пор за счет простоты, надежности и сверхмалого для внедорожника веса.


В дальнейшем производство внедорожников разделилось на две линии. Прямым наследником Samurai стал сверхмалый Jimny, а для ценителей комфорта компания разработала более «гражданскую» модель Vitara, которая впоследствии, увеличившись в размерах, превратилась в Grand Vitara.

Компания Toyota в 1982 году вышла на рынок с моделью Camry, которая впоследствии стала не просто одним из самых популярных автомобилей марки, но и чуть ли не абсолютным лидером продаж среди японских автомобилей в целом. В 1983 году Toyota вступила в договорные отношения с GM, что позволило производить автомобили непосредственно в США на предприятиях General Motors.


Больше всего новинок появилось в ассортименте Toyota в конце десятилетия – это Corsa, Corolla II, 4Runner и ряд других машин. К этому же периоду относится образование премиального бренда Lexus, учрежденного для выпуска автомобиелей бизнес- и представительского класса.

В целом десятилетие оказалось для японского автопрома периодом стабильного активного роста. К 80-м годам автомобилестроение превратилось в ведущую отрасль машиностроения и стало играть ведущую роль во всей экономики Японии.

К акие автомобили пользовались популярностью в СССР? «Странный вопрос, - скажешь ты, - какие были, такие и пользовались!» За нашими моделями надо было в очереди отстоять несколько лет, а иномаркам «железный занавес» и вовсе не оставлял шансов. Так что по силе притягательности и уровню доступности даже сегодняшние Bentley c Lamborghini не сравнятся с советским автопромом, чьи представители так и не растворились в истории - многие по сей день живут и здравствуют в режиме ежедневной эксплуатации, вызывая ностальгические чувства. В этой подборке мы решили вспомнить только самые примечательные машины последнего десятилетия существования Советского Союза!

1. ЗАЗ 1102 «Таврия»

«Ночная восьмерка» - так запорожский хэтчбек называли за сходство силуэта с более престижным и дорогим ВАЗ-2108. Производство новой модели - взамен откровенно устаревшего 968М - стартовало на ЗАЗе в 1987 году. Автомобиль, спроектированный с оглядкой на Ford Fiesta аж 1976 года, принципиально отличался от предыдущих творений завода. У него был 1,1-литровый двигатель (53 л.с.) с водяным охлаждением, расположенный поперечно в передней части машины, подвеска МакФерсон, привод на передние колеса. В комплект также входили хромающее качество сборки, слабая динамика и полный «игнор» на дороге.

2. Москвич-2141

Переднеприводный хетчбэк, выпуск которого в 1986 году наладили на АЗЛК, стал моделью, вбившей впоследствии последний гвоздь в гроб Автозавода имени Ленинского Комсомола. Запад тогда все еще «гнил», но без его «помощи» конструкторам в «Текстильщиках» обойтись не удалось - прообразом 2141 стал Chrysler-Simca 1308. Причем, говорят, к тому моменту уже существовал отечественный прототип нового «Москвича». «Сорок первый» отличался на удивление широкой линейкой двигателей, среди которых были, в частности, агрегаты ВАЗа и Renault, и довольно активно экспортировался под именем ALEKO в Европу. Но в памяти отложился как «собранный на коленке» и дико подверженный коррозии финальный аккорд завода, где в середине двухтысячных организовали сборку Renault Logan.

3. ВАЗ-2108

Первый семейный автомобиль Советского Союза, где спортивность попытались заложить на генетический уровень - конструктивную помощь в разработке модели оказывали специалисты Porsche. Надо отдать должное - двигатель и коробку передач для новой модели вазовские инженеры разрабатывали самостоятельно. Переднеприводный трехдверный «хетч», что в 1984 году встал на конвейер ВАЗа, считался настоящим прорывом: дизайн, характеристики, управляемость и имиджевая составляющая «восьмерки» заставляли конкурентов нервно икать в углу. На ее базе даже сделали несколько вариантов кабриолетов, которые, впрочем, так и не пошли в серию. По форме кузова ВАЗ-2108 сильно смахивал на слесарный инструмент, потому естественным образом влился в историю под прозвищем «зубило».

4.

«Волга» третьего поколения - так гордо именовали модель, к выпуску которой в ознаменование 60-летия образования СССР в 1982 году приступили на ГАЗе. Номенклатурный бизнес-класс заметно отличался от своего условно-доступного рядовому гражданину современника - ГАЗ 24-10. Во-первых, «тридцать первую» выпускали исключительно в кузове седан. Во-вторых, в свободную продажу она первые годы не поступала. В-третьих, в интерьере 3102 было заметно влияние представительской «Чайки». А также здесь появились более мощный двигатель, улучшенные шумоизоляция и тормозная система. Модельное производство, оказывается, свернули всего несколько лет назад, но, говорят, при желании автомобиль все еще можно заказать на Горьковском автозаводе.

5.

Семиместный автомобиль представительского класса из будней партийных бонз начали изготавливать в 1985 году гомеопатическими партиями - несколько единиц в год по спецзаказу. Речь шла о могущественных представителях власти, потому собирали машины вручную, что, естественно, сильно улучшало качество. «Членовоз» оснащался 7,7-литровым V8 в 315 сил и развивал максимальную скорость 190 км/ч при массе свыше 3,5 тонн. Если верить известной интернет-энциклопедии, ЗИЛ-41047 с длиной кузова 6339 миллиметров на момент выпуска считался самым длинным серийным легковым автомобилем в мире.