Культовая тропа Иня - Тюнгур, день второй (ч.1). Пешая прогулка по берегу Катуни от Ини до Тюнгура Дорога от ини до села инегень

Давайте знакомится! Зовут меня Николай, живу я в Барнауле, владею мотоциклом Suzuki DR-Z400S 2002 года рождения.
http://
Это мой первый мотоцикл, и после одного года катания по окрестностям, в голову стали бесконечно лезть мысли о путешествии куданибудь подальше ближайшего леса. Маршрут выбирал всю зиму, в основном ориентируясь на существующие свежие отчёты, на разных мото-ресурсах. Многие отговаривали, ссылаясь на отсутствие опыта и другие факторы, сам я боялся трёх вещей: утопить мот, заблудится, и какой-нибудь серьезной поломки, впринципе любой поломки т.к. я гуманитарий)). Хотел найти попутчиков но не сложилось. В итоге ехать или нет сомневался до последнего дня, мандраж был сильный, и я рад что дух авантюризма победил все мои страхи! Ехать решено было в первых числах августа, точной даты не было, как отъезда так и приезда, но думалось что максимум на две недели, в итоге меня хватило лишь на шесть дней! :-) шесть, но зато каких!!! Маршрут: Барнаул, Иня-тюнгур, мультинские озера, Барнаул. Поехали!
http://
День первый (второе августа)
В первый день хотел доехать до Ини, и там заначевать недалёко от слияния Чуи и Катуни. Расстояние примерно в 400 км для меня серьезное, предстояло преодолеть два перевала, что это на мотоцикле я не знал, решено было выезжать в четыре утра, чтобы был запас времени,и все красоты увидеть днём.
Просыпаюсь, от волнения с трудом запихиваю в себя какую-то булочку, одеваюсь и в гараж. Пакую оставшиеся вещи в гермабаул и...долой все сомнения, страх не удачи, утренний морозный воздух заставляет понять что решение принято, и теперь только вперёд!первый мой рубеж был это кпп гаи, поскольку номеров у меня не было и мот не стоял на учете и этот рубеж пройден, с каждым пройденным км морально становится легче и волнение совсем сходит на нет. По трассе ехать, зябко, через некоторое время останавливаюсь и надеваю куртку. Средняя скорость 120-130, мотоцикл идёт легко, я встречаю пасмурный рассвет, и... Примерно через 100км мотоцикл глохнет. Оказалось что просто кончился бензин. С собой я взял две канистры по 10 литров, и чтобы постоянно их не снимать, я сцеживал в бутылку бензин, а потом наливал в бак, занимала эта процедура всего пару минут. Чтобы не останавливаться каждые сто км решил держать среднюю скорость около 100 и повернул бензокран в резерв т.к. основной мой резерв был в канистрах. В Сростках решил не останавливаться. Дорого хорошего качества, но ближе к границе с горным алтаем она становится чуть ли не идеальной и так весь чуйский тракт. С заправками проблем нет, но иногда на них отсутствует АИ-95.
http://
Перевал семинский высочайший перевал на Чуйском тракте. Высота перевала - 1717 м, подъём - 9 км, спуск - 11 км, он пересекает Семинский хребет между горами Сарлык и Вершина Тияхты, рубеж Северного и Центрального Алтая. Крутизна подъема маленькая мотоцикл шёл легко 4-5 передача.
http://

На вершине перевала в 1956 году была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. С этого места видны горы Сарлык и вершина Тияхты. Также сувенирные лавочки и все блага цивилизации, в окрестностях полно баз, достаточно популярное место. Пообедав беляшом без мяса и шоколадкой поехал дальше))
Как ни странно, на более известных заправках, аи 95 отсутствовал, а на "местных" АЗС иногда был, что за напасть не знаю...
http://

Перевал Чике-Таман
http://

Перевал Чике-Таман гораздо интереснее, подъемы круче, вид более живописный. Его я проязжал уже на 3-4 передаче, пару раз втыкал вторую. На вершине как и на симинском, палатки с сувенирами для туристов, там же есть обзорная площадка, можно дойти пешком ну а можно и доехать на мотоцикле, собственно что я и сделал.
http://

Это я, счастливый
http://

Это дорога на обзорную площадку перевала, а та тропинка что уходит в лево, остатки старого чуйского тракта, это я узнал из разговора с местным продавцом сувениров.
http://

Дорога продолжала радовать своими видами и асфальтным покрытием, погода была отличная. Даже стало напрягать такое качество дороги, ведь я все-таки на эндуро, эх, еслиб я только знал, что меня ждёт впереди, и как я буду мечтать об этом асфальте через пять дней.
Следующим моим главным пунктом, было собственно и найти эту знаменитую тропу Иня-Тюнгур. Поскольку я знал что мост с трассы размыт и не восстановлен, мой заезд на неё должен был произойти до Ини, у меня были Мега ориентиры, заправка Ника, и мост через Катунь, который переезжать не надо было.
Размытый мост
http://

Вообщем проблудив не много я так и не нашёл куда надо было ехать и двинул дальше, т.к у меня редкое заболевание, которое некоторые называют "топографический критенизм", на самом деле это правда)). С собой у меня был автомобильный навигатор, и айпад с оффлайновой картой, компас и туристическая карта республики Алтай! Да, я перестраховался! Но даже это не помогло))) навигатор отказался ловить спутники а айпад показывал что я ещё где-то возле Онгудая. Мистика. Этому у меня до сих пор нет объяснения. Вспомнив поговорку "язык до Киева доведёт" поехал искать местных, но столкнулся с проблемой, сами алтайцы, в районе с.Иня очень плохо говорили по русски, пожилой мужчина с которым мне довелось общаться, показывал мне направление примерное расстояние и ещё что-то, понять его мне было черезвычайно сложно)). Вообщем я понял что где то не далеко есть два моста о которых я не знал и которых не было ни на одной карте. Один из которых через чую, другой соответственно через Катунь. Объяснил он мне это буквально на пальцах, переспрашивать в сотый раз было уже не удобно, и поняв что я выжал из него все что мог поехал искать эти два моста...
http://

Доехав до обзорной площадке слияния этих двух рек я увидел сувенирную лавку в виде юрты, там работала девушка, которая как ни странно тоже плохо говорила по русски и смогла лишь показать мне направление.поехал примерно в том направлении куда она мне махала руками, туда идёт грунтовая дорога И о чудо, я вижу стройку и огромный металлический мост с запрещающими знаками со всех сторон, мол въезд запрещён
Мост через Катунь
http://

Два новых моста
http://

Тот маленький треугольник с лево, и есть тот кемпинг где я хотел заночевать в первый день. Но все мои навигаторы не работали и я ехал вперёд, т.к. Было жутко интересно что там дальше, начался легкий офф-роуд, и то что я нащупал буквально эту тропу, было моей маленькой победой, которая меня очень вдохновила!
http://


Ночь была прохладной, а утро - солнечным. Искупались в старице с прозрачнейшей бодрящей водой, двинулись вдоль нее на юг, и к 9 утра вошли в Инегень.

Длинное оживленное село, у каждого двора коновязь, на некоторых участках рядом с обычной избой стоят традиционные алтайские аилы. Мы так и не поняли - это больше летний дом для себя, родственников и гостей - или же ростки местной народной туриндустрии. Спросить не догадались - а стоило бы, на будущее. Кстати, об инфраструктуре. На пойме возле Инегеня нам попадались свежеоборудованные стоянки, широкие струганые столы с лавочками и кострищами. А перед входом в село стояло несколько новеньких избушек, явно построенных для приема туристов. А их тут, с учетом водников, не так уж и мало. Но и немного - если сравнивать с туристическими мекками в долинах Аккема, Мульты и Кучерлы. Так, за весь маршрут нам встретились: небольшая велогруппа из Осташкова - в первый день, около Чуйской стрелки; шумная команда на катах вечером того же дня, во второй день попалась еще одна группа водников, и еще одна велосипедная - в третий. И это всё, не считая двух хитников (охотников за коллекционными образцами минералов) на Казнахте, и пары компаний с автомобилями и палатками, уже под Тюнгуром. Была еще пара местных всадников и двое рыбаков с мотоциклом - но это не в счет.

За селом дорога уходит вверх, на небольшую седловинку. Внизу с десяток мужиков налаживают паром - перевозить скотину не то на правый берег, не то наоборот оттуда. Течение в этом месте сильное - по-видимому, оборвало один из тросов.

За седловиной - развилка. Вниз, пересекая глубокий овраг, к реке спускается не слишком хоженая тропа; вправо - наезженная дорога по краю террасы к зимовью Сок-Ярык. После некоторых раздумий решаем идти по дороге.

Минуем сгоревшее зимовье, еще одно или два обитаемых, переходим вброд ручей Сок-Ярык, где набираем воды и делаем привал. Отсюда еще пару километров по террасе дорога идет вдоль склона, на котором мерещится заросшая и заплывшая выемка профиля дороги, траверсом идущая на перевал. Возможно, это было тупиковое ответвление к какой-нибудь штольне, или начали вести тропу тут, поверху - а потом-таки передумали и выбрали пусть скальный, но более простой вариант вдоль русла с его террасами.

В конце террасы снова развилка. Вниз, налево и почти назад - уходит скромная колея в сторону реки. Несмотря на кажущуюся нелогичность, это и есть "штатный" изгиб Р-373, обходящий каменистый гребень и полого спускающийся к реке. Более наезженная и более логичная, как нам кажется, дорога - уходит вверх, на небольшую седловину. Вид с седловины на правый берег Катуни

А это вид назад, видна уходящая в сторону реки дорога - это и есть истинная Р-373

В противоположную сторону - вид на долину Катуни и еще одна развилка

Накатанный след заворачивает вправо и уходит вверх по отлогому саю. Проходим по нему метров 200, прежде чем понимаем, что нам туда не надо. Спускаемся назад к развилке и идем по левой колее. Вскоре она теряется, но в ее конце ловим хорошо натоптанную каменистую тропу, ведущую в нужном направлении. Видно, что в этом месте изгиб Р-373 часто срезают, несмотря на лишнюю высоту и сильный уклон. От верхушки тропы открывается захватывающая панорама речной долины. На этом участке она сформирована вдоль крупного глубинного разлома. Напротив стрелки Аргута видна скальная полка и участок Тропы перед ней - именно там мы вскоре увидим великолепные обнажения пород, характерных для зон глубинных разломов, с зеркалами скольжения и другими следами коллизии блоков земной коры, сформировавшихся вдалеке друг от друга - но впоследствии сближенных мощнейшими тектоническими движениями

Спускаемся в долину, наслаждаясь завораживающей перспективой все новых и новых участков Тропы

Пеший спуск тут несложен, а вот груженым велосипедистам не позавидуешь - им лучше сюда не соваться, а вернуться к террасе и объехать-обойти горку низом. По описаниям там тоже есть крутой участок - но небольшой и условно проезжий. Вот плохонький кадр примерно с этой же точки, но вниз по течению: виден пришедший из-за поворота четкий автомобильный след - по нему и надо ехать

Итак, сбросив около сотни-полутора метров по высоте, мы выходим на один из самых живописных участков всего пути - несколько километров Тропа идет непосредственно вдоль русла реки. Представляем себе, как три года назад четверка автомобилей штурмовала этот маршрут... На отдельных участках хотелось воскликнуть - герои!, на других - идиоты!.. ненормальные!! (это мы еще не видели убийственных косогоров за Казнахтой!)

Вдоль тропы попадаются заросли дикого крыжовника - спелого, но мелкого и горьковатого. И нерезкого:)

Взгляд на правый берег

Взгляд назад

Вода здесь еще не бирюзовая (такой она станет выше Аргута, а выше Аккема - и вовсе изумрудной), а напоминает оттенком хризопраз, зеленый опал. По мере приближения к устью Аргута в воде все заметнее разность оттенков - бирюзово-жемчужный под левым берегом, опалово-кахолонговый - под правым

На подходе к устью Аргута еще раз оглядываемся назад

В начале интереснейшего участка со скальными полками, обрывами, искусственными ограждениями встречаем двух конных алтайцев

А это - знаменитый мостик над осыпавшимся участком Тропы. Видно, что его успели несколько модернизировать относительно той конструкции, что построили новосибирцы и томичи во время своего героического авторейда 2006 года. Сейчас, после ремонта "провала", тропа вполне себе эксплуатируется мотоциклистами - одного мы даже встретили. Возможно, местные пастухи да рыбаки и ухаживают за этим своеобразным "оврингом". А может, мостик подновили уже новые смельчаки-автомобилисты??

Со скальной полки открываются виды на живописнейшую долину Аргута и Аргутскую стрелку. Отдельные участки Тропы здесь огорожены каменной выкладкой, местами обвалившейся. Вот несколько фотографий этого удивительного места:

Нынешний июль.
Уже вторую неделю мы наматываем километры по алтайским дорогам. Позади Бия и Артыбаш, Курайская степь и Улаганское плато, Чулышман и Телецкое озеро, Юстыд и Ташанта. С юга Горного Алтая снова на север.


Фото 1. "Стрелка" Место слияния Чуи и Катуни. Два участника решили изменить традиции этого похода передвигаться авто и размять кости, пройти таки пару-тройку десятков кэмэ пешочком.
И в пасмурный день, с Чуйского тракта, трассы М-52, съезжаем ниже деревушки Иня, по старому висячему мостику на другую сторону и по проселочной дороге, узкой, прижатой с одной стороны скалами, с другой стороны рекой, аккуратно и осторожно едем до последнего жилого места- деревни Инегень.

В какой-то момент адреналин начинает переплескиваться через край, прошу меня высадить, потому-что... ехать по-над рекой, гудящей и бурлящей где-то внизу под колесами для меня еще то испытание. Мы на знаменитых Катуньских террасах, возвышающихся над рекой в некоторых местах до двухсот метров, так называемые полки, вырубленные в скалах. Впереди медленно покачивается на выбоинах и кочках Уазик, я же довольная, иду посередине дороги, стараясь и к краю не подходить- голова от высоты начинает кружиться, но и к скалам не прижиматься, сыпят камешки сверху... На другом берегу видна трасса, часть Чуи, впадающей Катунь.

Иду, забыв фотоаппарат в машине, за мной потихоньку едет какой-то мужичок на тойоте, просто крадется, потом что, дорога еще та, его спутница, тоже благоразумно выбралась из авто и топает ножками, за резким поворотом, вижу, что еще парочка моих попутчиков последовала примеру и гуляет вслед за машиной, проходим отару овечек с пастухом, выбираемся на более менее ровное место, небольшой перекур... Дядька спрашивает про дорогу в деревню, успокаиваем, что дальше будет не столь экстремально.

Сергей зовет меня занять свое место, я выдвигаю встречное предложение, пройти остаток пути ножками. На что мне поясняют, что.. что еще примерно километров десять-пятнадцать до того места, где мы собираемся встать... приходится смириться и лезть в кабину. Едем.

Перед Инегенем встречаемся с велосипедистами. Те интересуются где лучше встать, какая дорога их ждет дальше и прочие подробности. Как бывалые туристы рассказываем и советуем. В дальнейшем мы их так и не увидели и не встретили, хотя мимо нас пройти было невозможно. Правда за Инегенем столько троп, что можно долго плутать, и долго добираться до реки.

Описание-справка по реке.

Река Катунь (в переводе с алтайского «кадын»- госпожа, хозяйка) - самая крупная и главная река Горного Алтая.

Начало свое Катунь берет на склонах самой высокой и священной вершины Алтая – Белухи, в леднике Геблера. В своих верховьях река делает большую петлю вокруг западной части Катунского хребта (иначе его называет Катунской подковой), затем протекает через котловину Уймонской степи, и направляет свой путь на север – вбирая в себя воды многочисленных рек и речушек- Коксы, Курагана, Кучерлы, Аккема, Аргута, Чуи, Урсула, Кадрина, Сумульты, Семы, Майм, Иши - это одни из крупных.
Катунь – река холодная, ведь все ее воды происходят с холодных горных вершин. Температура воды в Катуни даже летом не поднимается выше 15°С. Купаться в Катуне, что прорубе зимой... бодрит. Но голову в ней я таки помыла...

Нас везут до крутого спуска к реке. Нашли вполне достойное место для стоянки. По соседству с могильниками. Машиной дальше уже не проехать. Дальше - места ущелий, прижимов, высокогорных троп. Только пешком, лошадьми, или велосипедами, можно мотоциклом конечно, видели отпечаток колес пару раз на подсохшой тропе.
Вспомнилось, как в нашем велопоходе мы встретили троих мотоциклистов на тропе. Один из них растерянно смотрел вниз, на бурлящую воду реки, на троих у них осталось два мотоцикла, третий же улетел в Катунь, неплохое подношение месту...

Ранним утром сопровождающие нас лица с машиной отбыли обратно в направлении трассы, они едут Тюнгур дальней дорогой, через перевалы, Уймонскую долину, Усть-Кан, и через два дня мы с ними встретимся на стрелке падения Ак-кема в Катунь. Рюкзачки на спину, идем налегке, фотоаппарат на грудь, палочку в руки.
Ну и вперед. День выдался подходящий для прогулок, солнце прячется за облачками, не печет, пока. Жизнерадостно и оптимистично отправились в путь. Не торопимся, идем дышим полной грудью, впитываем красоты окружающие. Скалы над нами и под нами, уходящие стремительными линиями в реку, синие заросли тайги на противоположных склонах.


Наш путь лежит в живописнейшем месте, от слияния Чуи с Катунью и до Тюнгура, где впадает Кучерла. От Аргута до р. Чуй и несколько ниже, Катунь протекает среди высоких террас и бомов, мимо отвесных скал, заросших черновым лесом, крутых берегов. Ниже поселка Тюнгур до р. Аргут Катунь течет в порожистом ущелье. Все это нам предстоит увидеть.

Наскальные рисунки современных туземцев внимательно читаем, я хвастаюсь, что в свое время мы таких отметок за собой не оставили. Над головой пещеры, летающие огромные птицы- орлы или беркуты или как тут их обзывают. Размахом крыльев и всем своим видом вызывают уважение, и немного не по себе становится, вдруг вздумается ему взять и тюкнуть тебя по темечку? Гоню глупые мысли из головы и бодренько шагаю дальше.

Проходим по старой автомобильной дороге с полками в скалах и остатками ограждающих стенок. Пройдет еще пару десятков лет и от нее вообще ничего не останется.

Открывается живописный вид на Аргут. Белые пенные воды стремительно с шумом впадают в бирюзовую Катунь. Чем дальше мы уходим вверх по реке, тем ярче становится ее цвет.

Через какое-то время тропа начинает теряться, раздаиваться, умудрились вылезти на скальник и прижим, пришлось лезть вверх, в поисках тропы, нашли. Начинается подъем и тропа уходит от реки. Немного двигались в лесочке, потом вышли на ровное место. Здесь есть менгиры и каменная баба, опять же захоронения древние, меня больше заинтересовали две лошадки, милующиеся на фоне гор.


И опять стадо овец с козами. Овцы белые, вернее, грязно-белые, козы черные. Пастух на лошади окликнул нас, спросил закурить, мой спутник прикинулся некурящим, помня наставления бывалых- с тутошним народом не вступать в контакты. (А я-б, если бы курила, конечно, то не пожалела бы, но это мой сугубо личный взгляд на общение с алтайцами...)

Тропа тут набитая, через какое-то время сворачивает, уходит в сторону от Катуни. Идем вдоль реки Казнахты, она с тропы хорошо просматривается. В какой-то момент, интуитивно понимаю, что все, пора покидать тропу спускаться к реке. Нам на другую сторону, к подножью горы Тулаштайга (горка немаленькая 2750м).


Входим в лесок, что растет вдоль речки, находим поваленное дерево и по нему, вполне благополучно перебираемся на противоположный берег. И в ущелье наверх, через Березовый Пал. Все, входим лес, на обочинах тропы невидимое количество земляники и лесной клубники, не удерживаюсь от соблазна, скидываю рюкзак и начинаю ползать, постанывая от восторга и наслаждения. Погода стоит сухая, ягода сплошь перезревшая...но вкуусная...

Перед тем как уйти от реки, набрали воды с собой. В лесу, где-то на пол пути есть родники, но мы не уверены, что они в такую жару не пересохли (потом оказалось, что вода есть, зря тащили на себе по два литра)

Вышли из лесу и открылись виды на вершины гор. Набрали где-то 880-1000м по вертикали. Катунь далеко внизу, шума воды тут совершенно не слышно. Облака разбежались и стало изрядно припекать. Пригодилась водичка, что набрали ранее. Через каждые полчаса мочила бандану и умывала физиономию.


Процитирую отрывок из описания велопохода по тем местам. Участок Тюнгур-Иня идет по пятой категории сложности, так между прочим...) Шла пешочком и все себе удивлялась, были времена- и прошла маршрут с великом, пешочком все легче.. ...Красотища неописуемая. Катунь лежит перед нами как на ладони. Сверху все видится не так, как при движении в долине реки. Да и дорожка нескучная. Тем более, тропа теперь идет с небольшим уклоном вниз и все время приходится тормозить, чтобы не разгоняться выше 10-12км/ч (!). Да, да. Быстрее здесь ехать не рекомендуется. Тропка узкая, местами каменистая, с постоянными поворотами. Чуть зазеваешься, вылетишь на склон - и пиши пропало! Казалось бы, 30 градусов, какая ерунда. Но если что - все пальцы обломаешь, пока за склон уцепишься, а уж про велосипед я и не говорю. Тем более, что в некоторых местах крутизна возрастала и до 60 градусов. Тут вообще полный экстрим! Хотелось вынуть ближнюю ногу из туклипса (или контактной педали, у кого - что), взять в нее ледоруб и приготовиться зарубаться. А еще было желание проверить заточку кантов (горнолыжники поймут:-)...) offroadmaster.ru/Html/CM2006_…

Ну, зарубаться, это громко сказано, но желание иметь под рукой перильную веревочку, иногда возникало.

Вообщем, к вечеру мы уже на берегу речушки Турганда, что впадает в Катунь по правую сторону. В метрах ста от этого места с другой стороны Ак-Кем сливался с Катунью, принося свои белые холодные воды, от самого Ак-Кемского ледника, опять же с Белухи.

и еще маленький кусочек рассказа очевидца...
..В какой-то момент я вскарабкалась на камень и орала: "Наконец-то мне страшно-о!" Напряжение возросло до тошноты: слева - стена, справа - пропасть, внизу - Катунь. Каждый неверный шаг (а кое-где тропа осыпалась) может стать последним. А ведь нам говорили, что в прошлом году здесь кто-то на мотоцикле убился...Когда становилось совсем невмочь, останавливалась, и тогда Артем клал на бок свой мотик (подставки на уклоне бесполезны) и страховал меня. Я начинала придурковато извиняться за причиненное беспокойство, он успокаивал: ему гораздо проще сейчас уложить свой мотоцикл, чем потом доставать из пропасти мой.

Собсно я так, или почти так в свое время проходила страшные участки на велике, велорюкзак после прохождения этих мест был стерт о скалы, из него в реку ушла последняя бутылка, в которой перевозилось сухое молоко, о чем мы несказанно горевали на привале...
Катунь в районе слияния Ак-Кема с Катунью

Появилось свободное время и мы с супругой решили в очередной раз катнуться на Алтай.
Четкого маршрута и плана мероприятия не было. Сунули мотоцикл в машину, взяли палатку, некоторые принадлежности и поехали.


Первый день , доехали до Манжерка, сняли дом на ночь. От Новосибирска примерно 450км.

Второй день доехали до впадения речки Большой Яломан в Катунь. 230 км от Манжерка. Там и остановились в кемпинге с палаткой.
Вид с перевала Чикетаман.


Катунь.

Еще Катунь.

Выгрузили мотоцикл и поехали кататься по окрестностям. Сначала съехали с шоссе к слиянию рек Чуи и Катуни.


Хорошо виден разный цвет воды в этих реках.

Далее двинули в деревню Инегень.
А дальше поехали по знаменитой тропе Иня-Тюнгур. Интересное и довольно опасное место. Но осознает это в основном пассажир, который может смотреть по сторонам. Мне-водителю отвлекаться было абсолютно некогда, ширина тропки местами не более пятидесяти сантиметров, под колесами камни, выступающие скалы, с одной стороны обрыв, с другой стена.
Впадение Аргута в Катунь.

Мостик на тропе.

Когда-то этот мостик был таким.

Знаменитая наскальная надпись о лучшем отдыхе! :)

Проехали по тропе коло 10 км и уткнулись в первый брод, речка Казнахта. В это время года воды чуть выше колена, течение сильное. Разделся, перешел ногами туда-сюда пару раз, - сносит. Лезть в него я не рискнул, пришлось развернуться. Уставшие, но в общем довольные, к ночи вернулись в лагерь. Пройдено на мотоцикле около 110 км.
Небольшое видео того дня:

На третий день доехали до Акташа, покушали, и решили двинуть чуть дальше на машине. Доехали до Улагана, примерно 150 км от места нашей ночевки. Сняли дом с баней. Пообщались с хозяевами, узнали, что неподалеку, километрах в тридцати, есть водопад. Сгрузили мотоцикл, двинули. Свернули с дороги раньше чем было нужно и слегка заблудились. Я накатался по скалистым склонам, жена по ним находилась.



В итоге всеж нашли водопад. Довольно впечатляющее зрелище.




К ночи вернулись в Улаган. Пройдено на мотоцикле около 80 км.

На четвертый день решили покататься ненапряжно, полюбоваться красотами. Доехали до перевала Кату-Ярык, примерно 50км от Улагана, позавтракали там, и решили скататься до южной части Телецкого озера, еще примерно 80км.







Дорога очень живописная, ехать нескучно.



Юг Телецкого озера.



В ущелье Чулышмана есть две деревни: Коо и Балыкча. Коо вообще захолустье, но зато с бензозаправкой(фото ниже), Балыкча – более-менее. Что интересно, пока небыло перевала Кату-ярык до Балыкчи можно было добраться только или по Телецкому озеру, или на вертолете.

В Балыкче купили у мальчишек-рыбаков хариуса пожарить на ужин.


Дома были около 9 вечера. Пройдено за день на мотоцикле примерно 250 км. Попарились в бане, поужинали.

На пятый день поехали назад в Новосибирск. Улаган-Акташ поехали порознь, я на мотоцикле, жена на машине. Дорога местами «не очень», на мотоцикле ехать даже быстрее, да и просто я не накатался!
Перекусили в Акташе, загрузили мотоцикл в машину и поехали домой.

Около часу ночи были в своих постелях. Пройдено на мотоцикле примерно 50 км и около 800 на машине.

Всего за поездку пройдено 1700км на машине и 500 на мотоцикле. Впечатлений и положительных эмоций привезли массу!

Не знаю, многие ли слышали о существовании тропы "Тюнгур - Инегень ". Мне о ней стало известно, конечно же, из инета. На каком-то сайте привлек внимание заголовок "Сибирский марафон 2006. Алтай. Тюнгурский прорыв. Легендарное первопрохождение". Не могу сказать, что особо тронули перипетии этой экспедиции (когда не видел этой тропы в реальности, относишься к этому рассказу как-то спокойно). Просто показалось интересным, что существует кратчайшая "дорога" между Чуйским трактом и горой Белухой. Только сравните протяженность этой тропы - 60 км, тогда как существующая объездная дорога занимает 500 км. Коснемся немного истории возникновения этой тропы. Вот какую информацию удалось раздобыть опять же в Интернете.

"Тюнгурская тропа" возникла как путь перегона скота из Монголии в Россию в 1920-х годах. После окончания Второй Мировой войны здесь началось строительство дороги Тюнгур - Инегень. Основной рабочей силой были по одной информации немецкие военнопленные, по другой, более вероятной, наши заключенные, которые в 60-градусном склоне прорубали так называемую "копаную дорогу". Однако задача соединить Чуйский тракт и Усть-Коксинский район Республики Алтай автомобильным сообщением не была выполнена. Госкомиссия дорогу не приняла, посчитав ее слишком опасной для движения, а инженеры и проектировщики были отправлены под суд, некоторые даже расстреляны. В советское время дорогу даже внесли в некоторые автомобильные атласы, но так и не достроили.

Возвращаясь как-то из Актру, мы подумали, а почему бы не завернуть и не увидеть своими глазами, что это за тропа такая.

Если ехать в сторону Кош-Агача, примерно через 3 км после поселка Иня есть мост через Катунь, замечательный такой мостик.

За мостом вырубленная в скале дорога до Инегеня. С одной стороны Катунь-матушка бежит, с другой стена каменная. В машине едешь, страшно, край в пропасть совсем близко. А вышла из машины не все так плохо. Машина букашкой кажется.

С дороги прекрасный вид на Катунь открывается. Внизу у Катуни турбаза расположилась, хорошо видны разноцветные крыши аильчиков.

Мы точно не знали, как выехать к нужной нам тропе, поэтому пытались ехать в соответствии с обозначениями дороги в атласе. Сначала попали к парому. Поняли, что это все же не наше направление и на противоположную сторону Катуни нам не нужно, вернулись обратно, пересекли село Инегень и выехали на какую-то проселочную дорогу. Но т.к. проселочных дорог в Горном видимо-невидимо, то мы еще немного попетляли, пока не нашли то, что нам нужно. Самый верный путь - держаться ближе к реке.

Сразу стало понятно, что на нашей машине сюда даже соваться не стоит. По ширине дорога в начале нормальная, а вот по высоте не пройдет без повреждений. Геройствовать не стали, нашли удобное местечко для ночевки, а тропу подробнее изучить решили с утреца пораньше.

Вокруг ни души, тишина. Катунь в лучах заходящего солнца удивительная, загадочная. И чего еще для счастья надо.

Вечер провели у костра за разговорами и поеданием наивкуснейшего борща, который можно приготовить исключительно на костре. А утром отправились в путь пешком.

Дa уж, не легко пришлось строителям этой дороги. Ее не просто вырубили в скалах над Катунью, ее вымостили.

Место очень интересное, история повсюду. Например вот этот непонятный для меня агрегат.

Тропу давненько облюбовали вело и мото туристы, о чем свидетельствует встретившееся нам наскальное панно, к сожалению, фото не сделала.

Перед слиянием Аргута и Катуни часть тропы обвалилась, но то ли джипперы, то ли водители двухколесных агрегатов возвели здесь мостик, благодаря которому мы смогли двигаться дальше.

Долго ли, коротко ли мы шли и вот вышли на зеленую террасу, ровную хоть в гольф играй, хоть в футбол гоняй. Катунь осталась в стороне внизу.

Журчит речушка Казнахта, торопится; сверкают ее прозрачные воды на солнышке, переливаются. Красотищааа!!!

Казнахту перешли по бревнышкам. После Казнахты пейзаж меняется, попадаем в смешанный лес с преобладанием берез.

По дороге вновь напоминание о прошлом.

Пройдя еще немного, решили поворачивать назад, чтобы вернуться к машине засветло.

Жаль, конечно, очень мне было интересно увидеть слияние Аккема и Катуни, увидеть то место, где раньше находился поселок Аккем, в начале 20 века насчитывавший 15 дворов и имевший небольшую церковь. С трудом представляется, что когда-то здесь на горных террасах сеяли пшеницу и овес.

Из путеводителя Александра Лебедева почерпнула, что поселок этот с богатой историей. Именно здесь в 1921 г. базировался отряд Александра Павловича Кайгородова - руководителя алтайских повстанцев в годы Гражданской войны. Кроме того, здесь жил знаменитый алтайский сказитель Салдабай Савдин, от которого этнографы записали текст героического сказания "Кан-Алтын".

Но вернусь к моему рассказу. Обратно решили возвращаться немного другим маршрутом - берегом Катуни.

До Казнахты шли по прибрежным валунам, вернее перепрыгивали с одного на другой. Казнахту форсировали тем же манером. Причем я чуть не шлепнулась своей пятой точкой в воду, сползая с большого валуна. Увидели, как прозрачные воды Казнахты смешиваются с бирюзой Катуни.

Скоро прыгать надоело, пора выбираться на нормальную дорогу.

Вскарабкались на довольно крутой склон и оказались на уже знакомой высокой поляне.

Красивые все же здесь места.

Прогулка по тропе Инегень-Тюнгур вдоль бирюзовой Катуни (вот уж где Катунь бирюзовая) получилась весьма занимательной, тут тебе и история и красоты Горного Алтая. От сегодняшних упражнений ноги гудели. Но после водных процедур в Катуни усталость как рукой сняло. Все члены нашей команды засуетились над приготовлением ужина. И снова душевный вечер у костра под звездным алтайским небом и музыку стремительных вод Катуни.



Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: (08.02.2016)