Конструкция и маркировка автомобильных шин. Конструкции пневматических шин Дополнительные параметры маркировки автошин

Этот раздел мы создали специально для переработчиков шин или тех, кто собирается таковыми стать на территории Российской Федерации.

В данном разделе мы не будем лить воду и давать много не нужной для переработчика информации, укажем основные характеристики шин и разделим их на группы в рамках их утилизации.

Итак, выделим две основные классификации автошин:

1. По назначению : грузовые, легковые и КГШ (крупногабаритные шины). Грузовые шины - это пневматические покрышки для грузовиков, автобусов, автоприцепов, шины от спецтехники на борту грузовых автомобилей. Легковые шины - это шины от легковых авто и прицепов к ним, в том числе покрышки на внедорожники класса «джип», шины от микрогрузовиков. Легковые и грузовые шины идут до 1200 мм в наружном диаметре. Шины более 1200 мм считаются крупногабаритными КГШ и СКГШ (сверх крупногабаритные). Как правило, стандартные комплектации линий по переработке шин могут перерабатывать шины до 1200 мм в наружном диаметре, и для переработки КГШ требуется дополнительное оборудование. Среднестатистический вес легковой покрышки около 4 кг. Среднестатистический вес грузовой шины - 50 кг. Вес КГШ начинается от 70 кг и доходит до 2 тонн. Вес СКГШ доходит до 4 и даже 5 тонн!

2. По типу конструкции корда покрышки бывают радиальные и диагональные . Для переработчика важен такой аспект, как материал, из которого изготовлен корд (это металл или текстиль).

Радиальные шины бывают как грузовыми, так и легковыми. Диагональные шины в основном грузовые и КГШ.

Грузовые шины радиальной конструкции корда могут быть нескольких типов:

  1. Автомобильная обувь с цельнометаллическим типом корда (ЦМК). Это импортные модели грузовых автошин, а также дорогие отечественные модели покрышек, выпуск которых налажен относительно недавно;
  2. Авторезина со смешанным типом корда (резина + текстиль + металл). Это грузовые шины отечественных производителей. Они отличаются высоким содержанием текстиля в составе. Такие ставят на автомобили типа «МАЗ», «Камаз» и т.п. Шины характеризуются сложностью их переработки в виду необходимости многостадийного разрушения и сепарации от текстиля и металла. Радиальные шины можно определить по надписи Radial или по маркировке размера: 10.00 R20. Значок «R» как раз говорит о том, что шина радиальная.

Шины диагональной конструкции не имеют в своем составе металла. Характеризуются самым высоким уровнем содержанием текстиля. Это шины от прицепов для тракторов, тракторные шины, шины от вездеходов типа ГАЗ 66, ЗИЛ 131. Часто на таких шинах направленный грязевой рисунок протектора типа «елочка». В России и странах СНГ диагональные шины встречаются достаточно часто в виду того, что такие шины выпускаются отечественными заводами. Это обусловлено: а) плохими дорогами и их отсутствием; б) устаревшими технологиями производства шин; в) большим количеством обрабатываемых земель в сельскохозяйственном секторе; г) многочисленными карьерами и рудниками, где происходит добыча природных ресурсов техникой на КГШ и СКГШ. Определить диагональную шину можно по маркировке размера, вместо «R» перед обозначением посадочного диаметра на таких шинах указывается символ «-», например, это выглядит так: 10.00-20

Легковые шины. Имеют в основном смешанный тип корда (текстиль + металл), характеризуются очень низким содержанием текстиля. Текстильная нить очень тонкая. В процессе переработки механическим способом текстиль из таких шин практически не заметен, даже если его не отбирать.

Именно грузовые покрышки отечественных производителей с высоким содержанием текстиля: радиальные со смешанным типом корда и диагональные с текстильным типом корда определяют главные сложности и особенности переработки шин на территории России.

Именно поэтому комплектации импортного оборудования по утилизации шин не могут справиться с задачей утилизации шин в товарную резиновую крошку на территории России. Такие линии нуждаются в модернизации мощной системой сепарации текстиля, как минимум.

На данном рисунке изображена грузовая шина с 2 типами корда:

  • Делить шины по размеру: легковые; грузовые и КГШ более 1200 мм.
  • Если на предприятии по утилизации шин организован платный прием резины, то, как минимум, назначать 5 стоимостей утилизации:
    - Самая низкая стоимость приема на легковые шины, так как по действующему законодательству заставить обычные «шиномонтажки» сдавать шины проблематично. Это потому, что на балансе у шиноремонтной мастерской нет транспорта, и утильные шины клиент оставляет на свой страх и риск. Есть методы и способы, применяемые надзирающими органами, которые дают результаты. Однако, все равно на сегодняшний день «шиномонтажки» являются самыми недобросовестными при сдаче. Сдачу легковых шин необходимо стимулировать более низкой ценой на утилизацию или их бесплатным приемом. Для удобства расчета рекомендуем считать вес каждой легковой шины за 4 кг.
    - Грузовые шины, их в основном сдают предприятия. Это самые добросовестные сдатчики резинового утильсырья благодаря принятым за последние годы нормативным актам. Контролирующие органы жестко штрафуют автотранспортные предприятия за нарушения принятых законных норм. Особенно рьяно штрафуют, если на территории города есть действующее легитимное предприятие по утилизации шин, куда можно сдать утиль и получить документы для отчета перед контролирующими организациями. Обычно стоимость утилизации таких шин в разы выше чем на легковые. Для удобства расчета стоимости утилизации рекомендуем считать вес каждой грузовой шины за 50 кг.
    - Крупногабаритные шины (КГШ). Здесь ситуация, как и во втором случае, только стоит учитывать, что для переработки КГШ и СКГШ требуется дополнительное оборудование, чтобы привести КГШ в измельченное состояние для его дальнейшей переработки на стандартном оборудовании. Из- за этого стоимость утилизации КГШ и СКГШ может быть выше, чем для стандартных шин. Для удобства расчета стоимости утилизации КГШ рекомендуем обозначить усредненный вес для каждого размера КГШ и СКГШ – их не так уж и много по размерности.
    - Шины сильно загрязненные, обгорелые и прочие. Предлагаем вводить на них добавочный коэффициент и умножать стоимость утилизации в 2-3 раза по классам.
    - Шипованные шины. Эти шины сложны для переработки. Стоимость утилизации на такие шины должна быть выше, чем на другие типы шин.
  • Если оборудование импортное, то скорее всего, оно не сможет перерабатывать основные объемы шин, привозимых на утилизацию. Целесообразно перерабатывать легковые шины с низким содержанием текстиля и грузовые шины с ЦМК. Эти типы отсортировывать от шин с высоким содержанием текстиля: диагональных шин и покрышек со смешанным типом корда. Со временем возникнет необходимость модернизации оборудования для возможности переработки шин с высоким содержанием текстиля, так как объемы тканекордых шин будут очень быстро накапливаться на территории предприятия.
  • Для переработки шин в России приобретать оборудование, способное перерабатывать все типы шин с любым типом корда. Особое внимание уделить способности оборудования перерабатывать шины с высоким содержанием текстиля. Хоть по регионам России состав металла и текстиля в составе всего объема утильных шин может немного разниться, это не меняет ситуации в целом. В любом случае, включения текстиля будут достаточно высокими.

Пневматическая шина - это упругая оболочка из камеры, покрышки и ободной ленты, жёстко смонтированная на ободе колеса и наполненная сжатым воздухом, который придаёт ей способность передавать тяговое усилие двигателя на дорогу, смягчать толчки и сохранять устойчивость автомобиля при движении (рис.1.1). Камера имеет вид торообразной эластичной резиновой трубки, снабжённой вентилем с обратным клапаном для накачивания воздуха, и предназначена для обеспечения герметичности пневматической шины. По размерам камера немного меньше полости покрышки, что облегчает её монтаж, а на внешней поверхности имеет ряд кольцевых выступов высотой 0,4-0,8мм и шириной 1-2мм для удаления воздуха из полости покрышки при накачивании собранной шины. Часть камеры у обода колеса называется бандажной, а прилегающая к покрышке в зоне протектора – беговой. Толщина камеры, как правило, одинакова по всему поперечному сечению. Ободная лента в виде профилированного эластичного резинового кольца располагается между ободом колеса и камерой для уменьшения её истирания об обод, в легковых и бескамерных шинах она не используется. Обод по способу крепления к ступице колеса может быть дисковым или бездисковым, по конструкции - разборным или неразборным, по конфигурации профиля - плоским, полуглубоким или глубоким, а также с цилиндрическими или коническими посадочными полками.

Рис.1.1. Основные элементы пневматической шины:

1-покрышка, 2-камера, 3-ободная лента, 4-обод.

Покрышка является общим, наиболее важным и сложным по конструкции элементом всех пневматических шин, который обеспечивает сохранение ими заданной формы при действии внутреннего давления и состоит из каркаса, протектора с боковинами, брекера и двух бортов (рис.1.2). Основа покрышки - каркас 1 , ответственный за её прочность и эластичность, поэтому изготовляют его из нескольких слоев обрезиненного текстильного корда или металлокорда в виде тонкой стальной проволоки, покрытой слоем латуни или цинка для повышения прочности связи с резиной. Напряжения сдвига в каркасе уменьшают разделительными резиновыми прослойками между слоями корда, особенно расположенными ближе к протектору. Брекер 2 состоит из слоев обрезиненного корда и резиновых прослоек между ними и на границе с каркасом и протектором, служит для повышения прочности связи между ними и амортизации усилий, возникающих при качении шины в результате действия ударных нагрузок. Протектор 3 - наружная резиновая часть шины, ответственная за сцепление с дорогой и защиту от механических повреждений и проникновения влаги. Протектор включает беговую дорожку, подканавочный слой, две боковины 4 , зоны усиления и изгиба и плечевые зоны (сухари).

Рис.1.2. Элементы конструкции покрышки: 1-каркас; 2-брекер; 3-протектор; 4-боковина;

5-борт; 6-носок борта; 7-пятка борта; 8-основание борта; 9-наполнительный шнур;

10-крыльевая лента; 11-обёртка; 12-провочное бортовое кольцо; 13-бортовая лента;

14-завороты слоев корда каркаса. Размеры покрышки: Н -высота профиля покрышки;

Н 1 -расстояние от основания борта покрышки до горизонтальной осевой линии профиля;

Н 2 -расстояние от горизонтальной осевой линии профиля покрышки до экватора; В -ширина профиля покрышки; В б -ширина беговой дорожки протектора по хорде;R -радиус кривизны протектора; С -ширина раствора бортов; D -наружный диаметр шины; d -внутренний (посадочный) диаметр шины; h -стрела дуги протектора; a -ширина борта.

Борта покрышки 5 , каждый из которых имеет носок 6 , обращенный внутрь покрышки, основание 8 и пятку 7 , соприкасающуюся с закраиной обода, предназначены для её крепления на ободе колеса и состоят из крыльев и бортовых лент 13 . Основа крыла - проволочное бортовое кольцо 12 с наполнительным шнуром 9 и обёрткой 11 , которое после закрепления на нём слоев каркаса 14 при сборке покрышки обертывают крыльевой тканевой лентой 10 . Из габаритных размеров покрышки наиболее важны размеры наружных очертаний поперечного сечения – высоту профиля Н и ширину профиля В , а также наружный диаметр D и внутренний (посадочный) диаметр d . Последний примерно равен диаметру обода колеса.

В зависимости от расположения нитей корда в слоях каркаса различают диагональные и радиальные (меридиональные) шины (рис,1.3). В диагональных шинах (а ) каркас состоит из чётного количества обрезиненных слоев корда, нити перекрещиваются, а угол их наклона на экваторе шины к меридиональной плоскости, проходящей через ось ее вращения, составляет 50-55 о и равен углу наклона нитей корда в брекере (как правило, двухслойном). В радиальных шинах (б ), называемых часто шинами типа Р (R ), нити корда в слоях каркаса покрышки располагаются в меридиональной плоскости, и каждый слой работает самостоятельно. Поэтому они могут иметь нечетное и примерно в два раза меньшее число слоев корда по сравнению с диагональными шинами, что повышает гибкость каркаса. Брекер состоит из нескольких слоев металлокорда, нити которых расположены под углом 70-85 о к меридиональной плоскости.

Рис 1.3. Строение покрышки диагональной (а ) и радиальной (б ) шины:

1-беговая дорожка протектора; 2-боковина; 3-слои каркаса; 4-брекер; 5-носок борта; 6-пятка борта; 7-борт; 8-бортовая лента; 9-крыльевая лента; 10-бортовое кольцо; 11-доплонительное металокордное крыло; 12-лента для обертки бортового кольца; 13- наполнительный шнур.

Металлокордный брекер , подобно малорастяжимому жёсткому поясу, может воспринимать основную часть усилий, возникающих в радиальной шине под действием внутреннего давления и внешних нагрузок. Благодаря сочетанию гибкого каркаса и жёсткого брекерного пояса радиальные шины превосходят диагональные по износостойкости и долговечности и при этом обеспечивают более низкие потери на качение и меньшее теплообразование. Радиальные шины с металлокордом в каркасе и брекере называются цельнометаллокордными (ЦМК) и характеризуются повышенными скоростными характеристиками, безопасностью и надежностью движения, меньшим расходом топлива и лучшей ремонтопригодностью. Они пригодны к 4-5 кратному восстановлению, что в 1,7-2 раза выше, чем у шин комбинированной конструкции. Применение метал-локорда в каркасе грузовых ЦМК-шин позволило стабилизировать их габариты; снизить теплообразование при эксплуатации на 15-20 о С, повысить грузоподъ-ёмность на 10% и полный ресурс шины с учетом многократного восстановления протектора - на 70-100%. Высокая износостойкость, многократное ремонто-восстановление и низкий расход топлива повышают экологическую безопасность эксплуатации ЦМК-шин. Однако их конструирование, требования к материалам и технология их производства требуют особых подходов.

Беговая дорожка - это наиболее массивная часть протектора с рисунком, от которого зависят удобство управления автомобилем, сцепление с дорогой и сопротивление качению шины, износостойкость и другие эксплуатационные характеристики покрышки. Рисунок протектора состоит из выступов в виде отдельных шашек или грунтозацепов и выемок , включая канавки и щелевидные прорези шириной до 1,5мм в массиве выступов. Под насыщенностью рисунка протектора понимают долю площади поверхности беговой дорожки, приходящуюся на выступы. Различают следующие типы рисунков (рис.1.4):

· дорожный рисунок, образованный узкими продольными канавками, – для дорог с усовершенствованным покрытием, например асфальтобетонным;

· универсальный рисунок с узкими канавками в средней части и широкими канавками по краям беговой дорожки, – для смешанных дорожных условий;

· рисунок повышенной проходимости, образованный массивными грунтозацепами с широкими канавками между ними, чаще в виде «косой ёлки», выходящими на край беговой дорожки, – для мягких грунтов и бездорожья;

· карьерный - рисунок с небольшим числом узких канавок и массивными малорасчлененными выступами – для скалистых и каменистых грунтов;

· «зимний» рисунок с узкими и глубокими, поперечными и диагональными щелевидными канавками - для дорог, покрытых слоем грязи, снега или льда. Каждый тип рисунка беговой дорожки имеет много разновидностей. Дорожный рисунок повышает износостойкость и грузоподъемность шин, скорость до 80¸100км/ч для грузовых автомобилей и до 120¸170 км/ч – для легковых, а универсальный рисунок, получивший наибольшее распространение, - сцепление с дорогой. Применение шин повышенной проходимости ограничивают из-за высокого износа (малой износостойкости) протектора. После выбора рисунка рассчитывают основные размеры протектора: ширину и кривизну беговой дорожки, глубину рисунка и ширину подканавочного слоя.

Рис 1.4. Типы рисунков беговой дорожки протектора грузовых шин:

а -дорожный, б -универсальный, в -повышенной проходимости, г -карьерный.

Шины РС являются разновидностью радиальных шин, в которых роль жёсткого брекерного пояса выполняют съёмные протекторные кольца , армированные металлокордом с перпендикулярным расположением нитей по отношению к меридиональному сечению (рис.1.5). Рисунок колец может быть дорожного или универсального типа или повышенной проходимости, а при износе рисунка они заменяются новыми без восстановительного ремонта шины. Существуют конструкции шин с одним и тремя протекторными кольцами, которые устанавливают между резиновыми направляющими выступами на наружной поверхности ненакачанного каркаса-корпуса. Конструкторские работы по повышению долговечности радиальных шин продолжаются в направлении использования дополнительных усиливающих слоёв по внутреннему профилю и между слоями покрышки и использования новых материалов с меняющимися по профилю жёсткостными характеристиками.

Рис.1.5. Шины РС с тремя (а ) и одним (б ) протекторным кольцом:

Способ герметизации шин – важный конструктивный признак, по которому их подразделяют на камерные и бескамерные шины (рис.1.6). Бескамерная шина – это покрышка, отличающаяся от покрышки камерной шины наличием герметизирующего слоя толщиной 2-2,5мм из газонепроницпемой резины и уплотнительных бортовых лент, а также конструкцией бортов. Воздух, накачиваемый непосредственно в полость покрышки, удерживается в ней благодаря посадке шины на герметичный обод под натяжением. Разновидность бескамерных шин – двухполостные шины, разделенные внутри эластичной диафрагмой. При проколе таких шин воздух выходит только их одной полости, а диафрагма растягивается, облегая внутреннюю поверхность покрышки. Бескамерные шины превосходят камерные по безопасности движения вследствие небольшой утечки воздуха при проколе, по простоте обслуживания и ремонта, а также по массе, так как герметизирующий слой легче камеры. Однако для герметичной посадки бескамерной шины на обод требуются специальное монтажное оборудование и повышенная точность изготовления ободов из высокопрочных материалов. В зависимости от соотношения Н /В шины подразделяют на широкопрофильные, обычного профиля и низкопрофильные. При одном наружном диаметре ширина профиля В обычных шин в 1,5-1,9 раза меньше, чем широкопрофильных. Низкопрофильные шины при той же ширине профиля В имеют меньший наружный диаметр. Увеличение ширины профиля и уменьшение его высоты было одним из главных направлений совершенствования конструкций пневматических шин с момента их появления.

Рис.1.6. Сечение камерной (а ), бескамерной (б ) и двухполостной бескамерной (в ) шин:

1-покрышка; 2-камера; 3-герметизирующий слой; 4-эластичная диафрагма; 5-ободная лента; 6-обод; 7-вентиль; 8-игольчатый клапан; Н -высота профиля; В -ширина профиля.

Системы обозначений шин разнообразны. В обозначении шин обычного профиля двумя числами первое и второе число указывают ширину профиля и посадочный диаметр в мм (например, 240-508, 170-380) или в дюймах (например, 6.70-15). При обозначении по другой системе первое число показывает округленный наружный диаметр шины, а второе – округленную ширину профиля в мм (например, 1140´ 700). В некоторых случаях обозначение состоит из трех чисел: первое – наружный диаметр, второе – ширина профиля, а третье - посадочный диаметр обода в мм (например, 1200´ 500-508). Первым числом обозначения легковых шин часто указывают ширину профиля в мм , вторым - высоту профиля в процентах к его ширине, третьим – диаметр обода в дюймах, а радиальных - буквой R после второго числа (например, 175/70R13). Шина имеет порядковый номер, который наносят на боковине, перед ним указывают завод-изготовитель и дату выпуска. Камеры и ободные ленты обозначают чаще так же, как и покрышки, для которых они предназначены.

стандартные размеры шин: 215/90 R15 или диагональные 8,40-15 стандартный диск, для мостов типа "тимкен": 6,00JxR15 PSD 5x139,7 ET 22 ц.o.108

Конструкция автомобильных шин

Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.

Конструкция шины: 1 - протектор; 2 - плечевая часть; 3 - каркас; 4 - боковая часть; 5 - брекер; 6 - дополнительная вставка в плечевой зоне(зелен.цв.); 7 - бортовое кольцо; 8 - бортовая часть

Каркас - главный силовой элемент покрышки, состоит из прорезиненных нитей корда. Корд бывает текстильным, металлическим или стекловолоконным. Текстиль и стекло применяются в легковых шинах. Металлокорд - в грузовых. Стекловолокно отличается абсолютной стойкостью к гниению и растягиванию. Шины с использованием стекловолокна меньше разнашиваются и меньше подвержены порче в условиях высокой влажности и температуры (тропики).

Брекер находится между каркасом и протектором (подушка). Предназначен для защиты каркаса от ударов, придания жёсткости шине в месте соприкосновения с дорожной поверхностью и для защиты камеры от проколов. Изготавливается из толстого слоя резины (в лёгких шинах) или скрещенных слоёв металлокорда.

Протектор наружная резиновая часть покрышки шины. Обеспечивает сцепление шины с дорогой, а также для предохраняет каркас от повреждений. Протектор обладает определенным рисунком, который, в зависимости от назначения шины различается.

Борт позволяет покрышке герметично садиться на обод колеса. Для этого он имеет бортовые кольца и изнутри покрыт слоем вязкой воздухонепроницаемой (для бескамерных шин) резины.

Боковая часть предохраняет шину от боковых повреждений.

Шипы противоскольжения. В целях повышения безопасности движения автомобиля в условиях гололеда и обледенелого снега применяют металлические шипы противоскольжения.

Отличительные особенности шин

Пневматические шины автомобилей различаются по способу герметизации внутреннего объема, расположению нитей корда в каркасе шины, высотой и шириной профиля, типу протектора, по сезонному предназначению.

По способу герметизации шины бывают камерными и бескамерными . В настоящее время бескамерные шины вытесняют камерные.

Камерные шины (TUBE TYPE )

Камерные шины состоят из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты, одеваемой на обод диска.

Конструкция колеса с камерной шиной: 1 – обод диска; 2 – камера; 3 – шина (покрышка); 4 – вентиль

Вентиль представляет собой обратный клапан, позволяющий нагнетать воздух в шину и препятствует его выходу наружу.

Вентиль камеры: 1 – стержень золотника; 2 – резьбовая головка; 3 – втулка; 4 – уплотнитель; 5 – верхняя чашечка; 6 – уплотнительное кольцо золотника; 7 – нижняя чашечка; 8 – корпус вентиля; 9 – пружина золотника; 10 – направляющая чашечка; 11 – обрезиненный кожух.

Ободная лента предохраняет камеру от повреждений и трения о диск и обод покрышки.

Бескамерные шины (TUBELESS)

Бескамерные шины (TUBELESS) отличаются наличием воздухонепроницаемого слоя, наложенного на первый слой каркаса (вместо камеры)

Конструкция колеса с бескамерной шиной: 1 – протектор; 2 – герметизирующий воздухонепроницаемый резиновый слой; 3 – каркас; 4 – вентиль колеса; 5 – обод.

Бескамерные шины обладают рядом преимуществ перед камерными собратьями, выражающимися в следующем:

  • уменьшенной массой и низким моментом инерции;
  • улучшенной балансировкой;
  • повышенной безопасностью и надёжностью, вследствие невозможности быстрой разгерметизации;
  • минимальным простоем в пути, который сократился в среднем на 60%, за счёт возможности отремонтировать небольшие проколы шины специальной пастой (для этого не требуется снимать шину с колеса);
  • увеличенным пробегом – в среднем на 11%. Это достигается благодаря отсутствию трения между камерой и покрышкой, стабильному внутреннему давлению и оптимальной температуре, которая выдержана за счёт повышенного переноса тепла от шины на обод.

Камерные и бескамерные шины по расположению нитей корда в каркасе могут быть как диагональной так и радиальной конструкции.

Конструкция диагональной (а) и радиальной (б) шины: 1 - борта; 2 - бортовая проволока; 3 - каркас; 4 - брекер; 5 - боковина; 6 - протектор.

В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных - под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.

В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:

Дорожные (в обиходе называемые летними ), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.

Зимние , используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней “резине”. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или уже ошипованы на заводе-изготовителе.

Всесезонные являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.

Универсальные обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.

Повышенной проходимости рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.

Так же шины можно классифицировать по форме профиля
Обычного профиля (82-70 % от ширины шины, например, 165/70 R13)
Низкопрофильные (65-50 % от ширины шины, например, 225/60 R17)
Сверхнизкопрофильные (<50 % от ширины шины, например, 255/40 R18)
Широкопрофильные - применяются на автомобилях большой грузоподъемности, полноприводных автомобилях и прицепах. Их применение позволяет повысить проходимость автомобиля (на определенных грунтах), сократить расход материалов, так как они применяются часто по одной шине, вместо сдвоенных
Арочные - они устанавливаются на заднюю ось грузовых автомобилей по одной шине, вместо двух обычного профиля. Протектор арочной шины имеет редко расположенные грунтозацепы. Использование этих шин резко повышает проходимость автомобилей по мягким грунтам, песку, снежной целине, заболоченным участкам. Применение их на дорогах с твердым покрытием ограничено.

Основные параметры маркировки шин

Производители автомобильных шин маркируют свою продукцию согласно общим требованиям, поэтому все основные характеристики можно посмотреть на боковине покрышки.
Маркировка может быть в метрической, в дюймовой или указана в смешанной системе. У нас шины маркируются преимущественно в метрической системе.
Пример маркировки в метрической системе:

225/75R16 104R

Первым параметром может идти тип шины
Тип шины – (Service Type) P LT ST - (Special Trailer) прицеп, T

225 /75R16 104R
Ширина шины – (section width)
ширина профиля покрышки в миллиметрах от одной боковины до другой.

225/75 R16 104R
Отношение ширины профиля к высоте – (aspect ratio)
процентное отношение ширины профиля покрышки к ее ширине, в данном примере 75 обозначает, что «ширина шины» / «высота шины» = 75%. Если данное обозначение отсутствует, то оно считается равным 82%.

225/75R 16 104R
Конструкция шины [R] (Internal Construction)
обозначение, отображающее особенности построения корда покрышки. Возможные значения: R – (Radial) каркас шины радиального типа (распространенная ошибка, когда букву R принимают за обозначение радиуса). В шинах радиального типа корд каркаса покрышки натянут от борта к борту и прорезиненные нити не перехлестываются, а лежат параллельно друг другу по всей окружности покрышки и тем самым образуют слой каркаса. D - (Diagonal) диагональный тип каркаса. Особенность построения диагональных шин заключается в том, что нити корда расположены под углом к радиусу колеса. В одном слое нити идут в одном направлении, в другом слое – противоположном. В результате нити соседних слоёв перекрещиваются. B – (Bias belt) диагонально-опоясанная шина. Каркас покрышки такой конструкции аналогичен диагональным шинам, но в такой покрышке еще присутствует брекер, как у радиальных шин. Если данное обозначение отсутствует, то это означает, что шина имеет диагональный тип каркаса.

225/75R16 104R
Диаметр шины – (rim diameter)
посадочный диаметр покрышки или монтажный диаметр шины. Расстояние в дюймах от одного внутреннего края шины к другому, так же равняется диаметру обода диска.

225/75R16 104 R
Индекс грузоподъемности – (load index)
показывает максимально допустимую нагрузку на одну шину при оптимальном давлении в шинах, при максимально допустимой скорости. В дополнение к этому на покрышке может указываться нагрузка - Max load (в кг). Таблица перевода индекса грузоподъемности в килограммы.

Индекс нагрузки 60 65 70 75 80 85 90 95
250 290 335 387 450 515 600 690
Индекс нагрузки 100 105 110 115 120 125 130 135
800 925 1060 1215 1400 1650 1900 2180

Дублирование индекса максимальной нагрузки (1984LBS или 900кг.)

225/75R16 104R
Индекс скорости [R] (speed symbol)
показывает максимально допустимую скорость движения авто на таких шинах при полной нагрузке. Эксплуатация покрышек на предельно допустимых скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс. Не рекомендуется использовать шины на 100% возможной нагрузки и 100% допустимой скорости – это может привести к их разрушению. Таблица перевода индекса скорости в числовые значения.

Индекс скорости A1 A2 A3 A4 A5 A6 A7 A8
Скорость, км/ч 5 10 15 20 25 30 35 40
Индекс скорости B C D E F G J K
Скорость, км/ч 50 60 65 70 80 90 100 110
Индекс скорости K L M N P Q R S
Скорость, км/ч 110 120 130 140 150 160 170 180
Индекс скорости T H V W Y VR ZR ZR(Y)
Скорость, км/ч 190 210 240 270 300 >210 >240 >300

В дюймовой системе размеры соответственно дюймовые.
Например параметры шины 35x12.50 R 15 LT 113R расшифровываются:

35 x12.50 R 15 LT 113R
Внешний диаметр
шины в дюймах

35x12.50 R 15 LT 113R
Ширина шины (section width)
ширина шины в дюймах. (Обратите внимание, что это ширина именно шины, а не протекторной части. Например, для шины с указанной шириной 10.5 дюймов ширина протекторной части будет равна не 26.5, а 23 см, а протекторная часть 26.5 см будет у шины с указанной шириной 12.5.) Если не указан внешний диаметр, то профиль высчитывается следующим образом: если ширина шины оканчивается на ноль (например 7.00 или 10.50), то высота профиля считается равной 92%, если ширина шины оканчивается не на ноль (например 7.05 или 10.55), то высота профиля считается равной 82%

35x12.50 R 15 LT 113R
Конструкция шины [R] (Internal Construction) обозначение говорящее о том, что каркас шины радиального типа.

35x12.50 R 15 LT 113R
Диаметр шины – (rim diameter) посадочный диаметр покрышки или монтажный диаметр шины.

35x12.50 R 15 LT 113R
Тип шины – (Service Type)
необязательное обозначение (обязательно по DOT для Северной Америки), показывает назначение шины. Возможные значения: P - (Passenger car designation) легковой автомобиль, LT - (Light Truck) лёгкий грузовик, ST - (Special Trailer) прицеп, T - (Temporary) временная, используется только для запасных шин.

35x12.50 R 15 LT 113 R
Индекс грузоподъемности – (load index) показывает максимально допустимую нагрузку на одну шину при оптимальном давлении в шинах, при максимально допустимой скорости.

35x12.50 R 15 LT 113R
Индекс скорости [R] (speed symbol) показывает максимально допустимую скорость движения авто на таких шинах при полной нагрузке.

Для диагональных шин была принята маркировка в смешанной системе.
Например 8,40-15/215-15

Здесь
8,40 - ширина шины в дюймах
15 - диаметр диска в дюймах
Через дробь идет обозначение ширины шины в миллиметрах и диаметр диска в дюймах

Дополнительные параметры маркировки автошин

Условия эксплуатации шины

Winter - зимние шины.
Пиктограмма в виде снежинки – маркируются шины для эксплуатации в суровых зимних условиях.

Aqua, Rain, Water, Aquatred, Aquacontact, и т. д. (или пиктограмма зонтик) - указывает на то, что шины эффективны на мокрой дороге.

AS, All Season или A.G.T. (All Grip Traction) – обозначение всесезонных шин

AW или Any weather – всепогодная

M+S (Mud+Snow) или M&S – грязь и снег, зимние или всесезонные шины специально спроектированы для улучшения управляемости автомобиля при движении по грязи или снегу. В конце маркировки может стоять "Е " - шипованная резина.

Если на боковине шины отсутствуют вышеописанные обозначения, то эта покрышка предназначена для использования только в летних условиях.

All-Terrain – обозначение для вездеходных покрышек с универсальными свойствами, предназначенными для внедорожников.

Max pressure - Максимально допустимое давление, измеряется в кПа.

Max Load – Максимально допустимая нагрузка на шину, измеряется в кг (или английских фунтах).

ROTATION с направляющей стрелкой – наносится на шины с направленным рисунком протектора, указывает направление вращения шины.

DOT – соответствие стандартам США. Департамент транспорта США, требует от производителей шин проводить оценку качества шин [Классификация шин по качеству], за исключением зимних шин. Этот код определяет компанию и фабрику, почву, партию, и дату производства (2 цифры для недели года плюс 2 цифры для года; или 2 цифры для недели года плюс 1 цифра для года для шин, сделанных до 2000г.)

E в окружности – маркируются покрышки соответствующие требованиям ECE (Economic Commission for Europe). Число указывает страну одобрения.

Reinforced (или буквы RF в конце типоразмера) – указывают, что покрышка усиленная, используется для автомобилей с повышенной грузоподъемностью, и имеет 6 слоёв. Буква C в типоразмере, обозначает грузовую покрышку, имеющую 8 слоёв.

XL (Extra Load) – усиленная шина.

Radial – шина радиальной конструкции. Одно и то же, что и литера R в типоразмере.

Steel (steel belted) – значит в конструкции шины, присутствует металлический корд.

Outside, Side Facing Out – внешняя сторона шины с ассиметричным рисунком протектора. При монтаже надпись Outside должна находиться с наружной стороны машины.

Inside, Side Facing Inwards – внутренняя сторона шины с ассиметричным рисунком протектора. При монтаже надпись Inside должна находиться с внутренней стороны машины.

Retread - восстановленная;

Plies – особенности конструкции шины – Tread area: – состав слоя протектора; Sidewall: – состав слоя боковины.

Tubeless или TL – маркировка бескамерных шин. Отсутствие данной маркировки указывает, что использование этой шины возможно только с камерой.

Tube Type, ТТ или MIT SCHLAUCH – шина должна эксплуатироваться только с камерой.

Параметры отражающие качество шин, согласно американской системе классификации качества автомобильных покрышек UTOG:
Traction А, В или С – коэффициент сцепления с дорожным покрытием или способность шины к торможению.
Принимает значения А, В, С. Коэффициент А означает наибольшую величину сцепления в своем классе.
Temperature А, В или С - показатель, характеризующий термостойкость шины. Возможные значения А, В и С. Показатель А является лучшим
Treadwear 200 – коэффициент износостойкости, определяется по отношению к базовой шине (у нее он равен 100) конкретного производителя. Получается в результате проведения стандартных тестов в США.

TWI (tread wear index) или TWID – указывает место расположения индикаторов износа проектора, выступов на дне канавок протектора. Когда протектор стирается до уровня этих индикаторов, то эксплуатация шины считается небезопасной и ее пора заменить.

Дата изготовления шины (четыре цифры, заключены в овал или прямоугольник с закруглёнными углами) – первые две цифры обозначают порядковый номер недели в году, следующие две год изготовления.

DA (штамп) – указываются незначительные производственные дефекты, не препятствующие нормальной эксплуатации.

На шине также указываются:
Товарный знак, наименование изготовителя
Торговая марка (модель шины).
Made in … – название страны производителя покрышки.

FB – (Flat Base) – маркировка шин без защиты обода диска.

FR – (Flange pRotector) – маркировка шин с защитой обода диска.

Green X, Reduces CO2 – обозначения шин с низким сопротивлением качению, указывают на экономию топлива благодаря использованию таких шин.

RunFlat, RunOnFlat, HP, SSR, SST – обозначения указывающие, что это шины аварийного хода, предоставляют возможность продолжать движение даже при спускании колеса.

RPB (Rim Protection Bar) или MFS – (Maximum Flange Sheild) – защита обода диска от повреждений об бордюры и тротуары.

Цветные метки используемые для маркировки шины:

Желтая маркировка на шине (круглая или треугольная метка) на боковине означает самое легкое место на шине. При монтаже новой шины на диск, желтую метку нужно совместить с самым тяжелым местом на диске. Обычно это то место, где крепится ниппель. Это позволяет улучшить балансировку колеса и поставить грузики меньшего веса.
На шинах с пробегом эта желтая маркировка-метка не так актуальна, поскольку, как правило, при износе автошины её баланс смещается.

Красная маркировка (красная точка на шине) - означает место максимальной силовой неоднородности, проявление которой обычно связано с различными соединениями разных слоев шины при её изготовлении. Эти неоднородности - абсолютно нормальное явление, и они есть у всех шин. Но обычно помечают красными точками только те шины, которые идут на первичную комплектацию автомобилей, т.е. когда машина выходит с завода.
Эту красную метку совмещают с белыми метками на дисках (белые метки маркировки на дисках тоже ставятся в основном для первичной комплектации авто), которые обозначают самое близкое место к центру колеса. Это делается для того, чтобы максимальная неоднородность в шине минимально сказывалась при движении, обеспечивая более сбалансированную силовую характеристику колеса. При обычном шиномонтаже не рекомендуется обращать внимание на маркировку шины красной меткой, а руководствоваться желтой меткой, совмещая её с ниппелем.

Маркировка - белый штамп с цифрой означает номер инспектора, который проводил финальный осмотр шины на заводе-изготовителе

Цветные полоски на протекторе шины делаются, чтобы было удобнее "опознавать" шину на складе. У всех моделей автошин и различных типоразмеров эти маркировки разные. Поэтому, когда шины стоят в стопках на складах, сразу видно, что данная стопка шин имеет один и тот же типоразмер и модель. Никакой другой смысловой нагрузки эти цветные полоски на шине не имеют.

Часто производители указывают пиктограммы на шинах:

Графическим символом, изображающим снежинку на фоне горы маркируются шины для эксплуатации в суровых зимних условиях. Этот символ введен в обиход американскими и канадскими производителями. Он известен под акронимом 3PMSF (Three Peak Mountain Snow Flake)

Пиктограммы на универсальной (всесезонной) шине.
Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе шин.

Одним из главных компонентов колес любого автомобиля являются пневматические шины. Они устанавливаются на колесном диске и обеспечивают качественный контакт с дорогой. Когда автомобиль движется, шина поглощает вибрации, а также колебания от проезда неровностей дороги. Таким образом, покрышка обеспечивает комфорт и безопасность. Изготавливают различные виды шин. Они отличаются материалами, химическим составом, физическими свойствами. Покрышки имеют разный рисунок протектора, который обеспечивает максимальное сцепление с различными поверхностями.

Задачи покрышек

Пневматические шины выполняют следующие функции. Они гасят колебания от дорожных неровностей, обеспечивают постоянный контакт колеса с дорожным полотном. За счет покрышки снижается расход горючего и уровень шума при движении. Резина обеспечивает проходимость в сложных условиях.

Устройство

Конструкция пневматических шин достаточно сложная. Покрышка состоит из нескольких элементов.

Это корд, протектор, брекер, плечевая зона, борта и боковины. Рассмотрим каждый элемент подробно.

Корд

Этот элемент является силовым каркасом. Состоит он из нескольких слоев. Корд представляет собой слой из ткани, изготовленной из текстильных материалов или металлической проволоки. Этот слой покрыт резиной. Корд натягивается по всей площади покрышки или же радиально. Производители изготавливают радиальные, а также диагональные модели покрышек.

Самое широкое распространение получила именно радиальная модель. Она отличается самым долгим сроком использования. имеет более эластичный корд. За счет этого значительно снижается образование тепла и сопротивление качению.

Диагональные пневматические шины имеют каркас из нескольких слоев прорезиненной ткани-корда. Эти слои располагаются перекрестно. Данные решения имеют невысокую цену, а боковины отличаются большей прочностью.

Протектор

Таковым называют наружную часть шины, которая находится в непосредственном контакте с дорожным полотном. Главная его функция - обеспечение надежного сцепления колеса автомобиля с дорожным полотном, а также защита колеса от возможных повреждений. От рисунка зависит шумность, а также вибрации при движении. Кроме того, протектор позволяет определить степень износа шины.

Конструктивно это достаточно массивный резиновый слой с рельефным рисунком. Последний представляет собой борозды, канавки, выступы. Рисунком протектора обуславливается возможность эксплуатации шины в различных условиях. Есть модели чисто для асфальта либо для грязи. Также существуют и универсальные покрышки.

Рисунки протектора

Он на резиновой пневматической шине образуется расположением элементов (шашек) относительно друг друга, а также направлением вращения. На разных шинах может быть ненаправленный, направленный или асимметричный рисунок. Каждый вариант оказывает воздействие на характеристики шины.

Колесо с ненаправленным рисунком можно устанавливать произвольно. Покрышку с направленным протектором устанавливают по стрелке, что имеется на боковине. Она показывает направление вращения. Асимметричные покрышки устанавливаются по надписи, находящейся на боковой части.

Наиболее универсальным считается ненаправленный рисунок. Часть покрышек, которые представлены на современном рынке, выпускаются с ним. Он дает возможность устанавливать шину на колесо в любом направлении. Однако при этом существенно уступает другим типам рисунка по способностям отвода воды из точки контакта с дорожным полотном.

Направленный рисунок отличается элементами, которые нарезаны в виде елочки. Это требует определенного направления. Такой способ построения рисунка дает возможность более эффективно отводить воду, грязь. Также данный рисунок значительно снижает уровень шума по сравнению с ненаправленным. На боковой части обязательно указывается направление, в котором должно вращаться колесо. Минус связан с тем, что запасное колесо, оснащенное такой шиной, может быть установлено только на одной стороне авто.

Асимметричный рисунок - это один из вариантов реализации разных свойств в одной покрышке. Так, наружная сторона протектора может иметь рисунок, обеспечивающий максимум сцепления на сухом асфальте, а на другой стороне - с мокрой. Для такого рисунка характерно различное расположение шашек и канавок как с одной, так и с другой части от середины шины. Эти покрышки чаще всего ненаправленные. Направленными они бывают лишь в редких случаях. В данной ситуации нужны разные шины для левой и правой стороны. На боковых частях обязательно есть символы, указывающие, какая из сторон должна быть внешней, а какая внутренней. Запасное колесо с таким рисунком протектора можно устанавливать на машину на любую из сторон.

Брекер

Он представляет собой слои корда, которые находятся между протектором и каркасом. Элемент нужен для обеспечения лучшей связи между протектором и кордом. Также брекер предотвращает отслоения протектора по причине воздействия различных внешних сил.

Плечевая зона

Это часть протектора пневматических шин, которая находится между беговой дорожкой и боковиной. Данная часть служит для усиления боковой жесткости. Кроме того, элемент конструкции улучшает синтез каркаса шины с протектором, плечевая зона берет часть нагрузок, что передаются беговой дорожкой.

Боковина

Это резиновая прослойка, которая является продолжением протектора покрышки на боковой части каркаса.

Эта деталь предназначена для ограждения каркаса от воздействия влаги и различных механических повреждений. Также на боковину наносится маркировка.

Борт

Это то, чем заканчивается боковина. Борт служит для монтажа и герметизации на колесном диске. В основе бортов пневматической шины автомобиля лежит нерастяжимая стальная проволока, покрытая резиной. Она придает покрышке и борту необходимую прочность и жесткость.

Виды шин

Пневматическая шина автомобиля классифицируется по различным параметрам. Это сезонность, способ герметизации, назначение, рисунок протектора. Рассмотрим каждую классификацию отдельно.

Сезонность

По сезону шины классифицируются следующим образом - выделяют летние, зимние и всесезонные покрышки. Предназначение шины для одного из сезонов различают по рисунку протектора.

На летних покрышках отсутствует микрорисунок. Но здесь имеются ярко выраженные борозды. Они предназначены для того, чтобы в сырую погоду по ним стекала вода. Это дает возможность получить максимальное сцепление. Зимняя резина отличается узкими канавками на протекторе. Благодаря этим канавкам шина не теряет эластичности и держит сцепление даже на льду.

Выделяют и всесезонную резину. О преимуществах и недостатках сказано уже достаточно много. Эти покрышки нормально выдерживают летнюю жару и зимние холода. Но эксплуатационные характеристики всесезонных пневматических шин весьма посредственны.

Способ герметизации

По этому параметру можно выделить шины с камерой и бескамерные модели. В последних шинах нет привычной камеры. А герметичности достигают за счет особенностей конструкции такой покрышки. И в первом, и во втором случае это шины с воздухом.

Производители

Особой популярностью у автолюбителей пользуется итальянский бренд «Пирелли». Компания представляет массу вариантов шин для любых автомобилей и мотоциклов. Все покрышки производятся по уникальным технологиям. Хорошо себя показывает линейка Pirelli Scorpion - компания представляет в этой коллекции зимние и летние шины. В каталогах компании имеется масса наименований для всех автомобилей. Также производятся покрышки для классических авто.

Линейка Pirelli Scorpion - это покрышки для эксклюзивных и премиальных машин. Изделие разрабатывалось с учетом современных автомобилей. Также при разработке учитывалась максимальная безопасность, высокий уровень управляемости и стабильные характеристики при любой погоде. Среди возможностей - шина может выполнять свои функции, даже если в ней нет воздуха. В коллекции имеются все современные типоразмеры.

Также нельзя сбрасывать со счетов и другие известные компании, производящие резину для автомобилей. Их продукция не хуже, а приобрести ее можно по более доступным ценам. Выбирая резину, лучше заранее ознакомиться с отзывами о шинах - от правильного выбора покрышек зависит многое. Неплохо зарекомендовали себя «Мишлен», «Континенталь» и «Нокиан». Среди отечественных стоит отметить «Росаву». Как отмечают отзывы, эти шины ничуть не хуже импортных. А стоят почти вдвое дешевле.

Заключение

Итак, мы узнали, что представляет собой автомобильная покрышка, как она устроена и каких типов бывает. Это поможет при выборе подходящей модели. От правильного выбора зависит комфорт, управляемость и безопасность. Немаловажный фактор при покупке - отзывы о шинах. Они позволят оценить покрышку правильно, ведь иногда из-за маркетологов на рынок попадают неперспективные шины.

Пневматическая шина представляет собой упругую оболочку, предназначенную для установки на ободе колеса и заполняемую воздухом или азотом под давлением. Современная шина имеет довольно сложную конструкцию. Основным материалом для изготовления шины служит резина и специальная ткань — корд. Резина, использующаяся для производства шины, изготавливается из каучука (натурального и синтетического), к которому в процессе производства добавляются различные наполнители: сера, сажа, смолы и др. При изготовлении пневматических шин для первых автомобилей использовался только натуральный каучук, который получали из смолы деревьев — каучуконосов.

Синтетический каучук был впервые получен в нашей стране. Это изобретение принадлежит академику С. В. Лебедеву, который в 1931 — 1932 г. впервые в мире разработал технологию производства синтетического каучука. Для того чтобы эластичный каучук с наполнителями превратился в упругую резину, он должен пройти процесс вулканизации (соединение серы с каучуком, которое происходит при повышенной температуре). Шины вулканизируются в специальных пресс-формах, внутренняя поверхность которых соответствует наружной поверхности шины. Перед тем как шина попадает в пресс-форму, она собирается из составляющих ее элементов на специальных станках.

Шина состоит из: каркаса , слоев брекера , протектора , боковины и борта (рис. 1)

Каркас — резинокордная основа (силовая часть) покрышки; выполнен из одного или нескольких слоев обрезиненного корда с резиновыми прослойками, закрепленных на бортовых кольцах Корд бывает текстильным, металлическим или стекловолоконным. Текстиль и стекло применяются в легковых шинах. Металлокорд — в грузовых. Стекловолокно отличается абсолютной стойкостью к гниению и растягиванию. Шины с использованием стекловолокна меньше разнашиваются и меньше подвержены порче в условиях высокой влажности и температуры (тропики).

Брекер состоит из одного и более слоев разреженного прорезиненного корда, разделенных резиновыми прослойками, и расположен между каркасом и протектором. Предназначен для защиты каркаса от ударов, придания жёсткости шине в месте соприкосновения с дорожной поверхностью и для защиты камеры от проколов. Изготавливается из толстого слоя резины (в лёгких шинах) или скрещенных слоёв металлокорда. В зависимости от материала корда в брекере шины подразделяются на шины с текстильным брекером (ТБ) и металлобрекерные (МБ), а при использовании металлокорда и в каркасе, и в брекере — цельнометаллокордные (ЦМК).

Протектор — наружная часть покрышки, представляющая собой массивный слой резины с рельефным рисунком на внешней поверхности. Он обеспечивает сцепление с дорогой и предохраняет каркас шины от механических повреждений. Рельефная часть поверхности протектора, состоящая из совокупности выступов и выемок или канавок, называется рисунком протектора. В зависимости от рисунка протектора и условий эксплуатации шины подразделяются на:

  • Дорожные (в обиходе называемые летними ), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
  • Зимние , используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая дорожным шинам. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или уже ошипованы на заводе-изготовителе.
  • Всесезонные являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
  • Универсальные обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
  • Повышенной проходимости рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.

На боковых стенках покрышки протектор переходит в более тонкие резиновые слои — боковины , прикрывающие боковые части каркаса.

Борт состоит из одного и более проволочных колец, на которых закреплены слои каркаса, и обеспечивает крепление покрышки на ободе колеса. Изнутри он покрыт слоем вязкой воздухонепроницаемой (для бескамерных шин) резины, что позволяет покрышке герметично садиться на обод колеса.

По способу герметизации шины делятся на камерные и бескамерные .

Камерные шины (TUBE TYPE) (рис. 2) состоят из покрышки и камеры с вмонтированным в нее вентилем.

Размер камеры всегда несколько меньше внутренней полости соответствующей ей по обозначению покрышки. Это позволяет избежать образования складок камеры в накачанном состоянии. Вентиль представляет собой обратный клапан, позволяющий нагнетать воздух в шину и препятствующий выходу его наружу.

Грузовые камерные шины, монтируемые на плоские разборные обода, оснащаются ободными лентами (флипперами). Ободные ленты располагаются между ободом и камерой и предназначены для защиты камеры от повреждений.

Бескамерная шина (TUBELESS) представляет собой усовершенствованную покрышку, которая одновременно выполняет функции обычной покрышки и камеры. Внутренняя полость в бескамерной шине образуется покрышкой и ободом колеса.

У бескамерных шин (рис. 3) внутренний объем герметизируется воздухонепроницаемым резиновым слоем толщиной 2-3 мм, наложенным на внутренний слой каркаса, а на наружную поверхность борта наносят эластичную резину, которая обеспечивает герметичность при посадке шины на обод. Вентиль специальной конструкции вставляется в отверстие в ободе колеса. Бескамерные шины имеют немало преимуществ перед камерными, а потому постепенно завоевывают рынок, вытесняя прежнюю конструкцию. При проколе бескамерной шины небольшим предметом этот предмет растягивает воздухонепроницаемый внутренний слой резины бескамерной шины и обволакивается ею. При этом воздух из бескамерной шины выходит очень медленно, в отличие от камерной, в которой камера находится в растянутом состоянии, и, следовательно, любое ее повреждение вызывает увеличение образовавшегося отверстия. Поэтому бескамерные шины более безопасны. Ремонт небольших повреждений бескамерных шин можно производить без снятия шины с обода, герметизируя образовавшееся отверстие специальным материалом. Важным преимуществом бескамерных шин по сравнению с камерными является меньшая масса и нагрев при движении. Последний обусловлен отсутствием трения камеры о шину и лучшим охлаждением. Так как износ шин в значительной степени зависит от рабочей температуры, бескамерные шины долговечнее. Не рекомендуется устанавливать в бескамерные шины камеры, поскольку при накачивании камеры между шиной и камерой могут образоваться воздушные подушки, которые будут мешать отводу тепла и приведут к местному перегреву шины. К недостаткам бескамерных шин следует отнести большую сложность ремонта в пути в случае сильных повреждений, а также необходимость в высокой чистоте и гладкости закраины обода для обеспечения герметичности.

Шинные заводы выпускают пневматические шины двух основных конструкций: диагональные и радиальные (рис. 4).

Радиальная шина (шина типа R) имеет меридиональное (от борта к борту) направление нитей в слоях каркаса, а направление нитей в слоях брекера близко к окружному. В диагональной шине каркас и брекер состоят из наложенных друг на друга слоев корда, нити которых перекрещиваются под заданным углом. Угол наклона нитей в брекере посередине беговой дорожки 45 — 60°. Радиальные шины имеют технико-экономические преимущества перед диагональными шинами (повышенная долговечность, высокое сцепление с дорогой, пониженное сопротивление качению, что обусловливает сокращение расхода топлива, пониженное теплообразование и др.). Однако диагональные шины предпочтительны для некоторых условий эксплуатации, например, в условиях высоких ударных нагружений на дорогах низкого качества и в условиях бездорожья.