Когда появилось первое такси в мире. Такси: что это такое и откуда оно появилось. Агрегаторы vs. классические такси

По некоторым историческим сведениям, таксистами-первопроходцами были древние римляне. Транспортом в те времена были колесницы, а в качестве «таксометра» использовали таз, закрепленный на оси повозки. В него, после каждых 200 метров падал камешек. Оплата за проезд равнялась количеству камешков в тазу по прибытии.

Первые признаки полноценного такси начали появляться во Франции в середине XVIII века. «Фиакры» прозванные в честь святого Фиакра, были первыми в мире общественными экипажами. Со временем, экипажи с лошадьми были вытеснены прогрессирующей техникой. Фиакры снабдили двигателем и рычагами для управления. Новоизобретенный таксометр был также интегрирован в такси. Это способствовало росту популярности у населения частного извоза.



Компания «Рено» первыми начала выпуск автомобилей заточенных под такси. Своей формой они походили на «фиакр», водитель находился спереди в открытой части машины, а пассажиры в задней, закрытые и защищенные от внешней среды. Благодаря яркой расцветке такси выделялось среди остального автотранспорта города. Никакой службы приема заказов и вызовов не было, таксисты просто ездили по городу, привлекая внимание громкими сигналами.



В 1907 году в Англии и России появились первые частные извозчики. Теперь этот год считают днем рождения такси. В России зарождение такси, как отдельного вида транспорта началось из-за напряженной ситуации с людьми, приехавшими в столицу. Большое количество путешествующих нуждалось в доставке их с багажом в нужное место, а спрос на транспорт при этом был очень высок.



Начиная с 1924 года Моссовет начал массово закупать автомобили марки «Рено» и «Фиат». На улицах Москвы первые такси появились в 1925 году. В то время все автомобили принадлежали государству, частников не было. Качество обслуживание при этом было низким, автомобилей катастрофически не хватало. В связи с высокой доходностью для казны, правительство желало устранить эти недочеты. Пополнение автопарка машинами «ГАЗ» и «ЗИС» сделало такси общедоступным транспортом. В послевоенное время основным авто для такси стала «Победа».



В 1948 году на такси повесили «шашечки», чтоб отличать их от потока других автомобилей на улице. С тех пор уже мало что изменилось. Лишь только сильно возросла необходимость в большом количестве такси в городах и деревнях. Поэтому, если вам нужно недорогое и удобное такси в Казани, выбирайте

Англичане и французы спорят об этом уже почти 400 лет

Говорят, история такси началась еще в Древнем Риме. Тогда это были колесницы, на оси которых изобретательные римляне крепили «таксометр» — довольно сложный механический счетчик, состоявший из двух зубчатых колец с отверстиями, и ящичка, прикрепленного к колесной оси. Когда отверстия колец совпадали, а это происходило через каждую милю, то в ящик падал камушек. В конце поездки камни подсчитывали и исходя из их количества оплачивали проезд. К сожалению, после падения Римской империи «такси» (как, впрочем, и многие другие изобретения) забыли на долгие века.

Кабриолет или фиакр?

Повторное изобретение такси произошло в XVII веке. Эту честь оспаривают друг у друга старинные соперники - Англия и Франция. Причем Англия готова назвать конкретную дату - 1639 год. Именно в этом году корпорация коучменов (местных кучеров) получила лицензию на извоз - и на улицы страны выехали четырехколесные экипажи под названием «хэкни» (hackney - «разъездная лошадь»). В 1840 - 1850 годах неповоротливые кареты заменили двухколесные открытые повозки - кабриолеты. Впрочем, англичане быстро сократили название до кэба. С 1907 года производители автомобилей взялись за разработку моделей, которые можно было бы использовать в качестве таксомоторов. Традиционным цветом лондонских такси стал черный, символизирующий честь и достоинство. С начала прошлого века «блэк кэбы» стали таким же узнаваемым атрибутом Лондона, как Биг-Бен или Тауэрский мост.

Первенство англичан оспаривают французы, причем не без оснований. Ведь даже слово «такси» происходит от французского taximиtre - «счетчик цены». Соотечественники д`Артаньяна утверждают, что первое такси появилось именно во Франции, в городе Мо. На одном из постоялых дворов возле часовни Святого Фиакра предприимчивый горожанин по фамилии Соваж организовал парк двухместных конных экипажей и открыл компанию по перевозке местных жителей. Каждая повозка была украшена изображением святого, поэтому вскоре этот вид транспорта стали называть «фиакрами». Кстати, символ Святого Фиакра - лопата, отсюда и выражение: «Таксисты лопатой деньги гребут». Экипажи Соважа имели большой успех, дело развивалось, а в 1896 году лошадей на повозках заменил бензиновый двигатель. Моторизованные фиакры продолжали развозить пассажиров, но плата за проезд по старинке оговаривалась заранее, что было весьма неудобно.

Плачу два счетчика

В 1891 году немецкий ученый Вильгельм Брюн изобрел первый таксометр, и ситуация изменилась. В 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оборудованные таксометрами, их стали называть таксомоторами, или просто такси.

Оценив востребованность этого вида транспорта, производители наладили выпуск специальных машин, и тут французы вырвались вперед - первой стала компания Renault. Такси отличались цветом - чтобы выделяться в общем потоке движения - и конструкцией кузова. Первые «Рено» напоминали знаменитые фиакры - пассажирская часть была похожа на закрытую карету, а шофер находился в открытой дождю и ветру передней части. Поэтому униформой таксистов стал длинный непромокаемый плащ и фуражка военного образца. К счастью, вскоре машины начали делать полностью закрытыми, в них появилась подвижная стеклянная перегородка, отделяющая водителя от салона с пассажирами.

Эх, голуби!

Такси в России было представлено извозчиками. Самые дешевые экипажи - ваньки - приезжали из деревень. Их клиентурой в основном были мелкие чиновники, небогатые мещане и приказчики. Другая категория - лихачи - имели хороших, справных лошадей и лакированные коляски на шинах-дутиках. Их услугами пользовались купцы, офицеры и кавалеры с дамами. Своих клиентов лихачи поджидали возле театров, гостиниц и ресторанов. Аристократией среди извозчиков были «голуби со звоном», или «голубчики». На своих экипажах они устанавливали поддужные мелодичные колокольчики. Название же пошло от знаменитого выкрика кучера: «Эх, голуби!»

У каждого извозчика имелся номер. Сначала он крепился на спине, потом его стали прибивать к облучку. Извозчик должен был иметь спецодежду: синий или красный (в зависимости от разряда экипажа) кафтан, невысокий цилиндр. Все экипажи делились на три разряда. Каждому был предписан цвет коляски и ночного фонаря. Первый разряд: рессорные крытые экипажи на дутых резиновых шинах - красный цвет. Второй: такие же экипажи, но без воздушных шин - синий. Все остальные экипажи - третий разряд.

Существовали и дорожные правила. Извозчиков обязали держаться правой стороны и ездить умеренной рысью - до десяти-двенадцати километров в час. С наступлением сумерек на экипажах зажигали специальные фонари. Нельзя было оставлять пролетку на улице без присмотра - извозчик должен был постоянно находиться на облучке. А ставить вдоль тротуаров пролетки можно было только в один ряд.

В 1907 году газета «Голос Москвы» известила читателей о том, что в городе появился первый извозчик на автомобиле. Его примером воспользовались и другие шоферы, и вскоре появилось множество машин, специализирующихся на извозе за оговоренную плату. Революция и Гражданская война прервали развитие сервиса, но в декабре 1924 года Моссовет принял решение о создании парка советского такси. Планировалось закупить 200 автомобилей марок Renault и Fiat, и с июня 1925 года первые 15 машин выехали на улицы города. Плата за проезд была одинакова: каждая верста стоила 50 копеек.

В 1934 году начался выпуск отечественных легковых автомобилей, благодаря чему парк таксомоторов увеличился более чем в 6 раз. После войны большую часть машин такси составляли ГАЗ-М20 «Победа», а вскоре, в 1948 году, на борту кузова появилась знаменитая шахматная полоса и зеленый огонек, сигнализирующей о том, что такси свободно.

22 марта — Всемирный день такси. Журналист портала Юга.ру изучил историю возникновения такси в России и трансформацию этого бизнеса под влиянием новых технологий.

XVII- XIX столетия: конный экипаж

Первые организованные платные перевозки пассажиров в конных экипажах появились в Великобритании в XVII веке. Именно здесь в 1639 году была оформлена первая лицензия на извоз.

В царской России Москва стояла в центре пересечения торговых путей. В городе было несколько вокзалов, с каждым годом росло количество извозчиков, тарифы и заказы уже нужно было регулировать, организовывать стоянки. Так в ХIХ веке возник российский прообраз системы такси.

XX век: бензиновый двигатель

Появление бензиновых двигателей навсегда изменило пассажирские перевозки. С 1905 года такси-бум начался во всем мире. Таксомоторы заполонили улицы крупнейших городов Европы и Америки. Первый в России наемный автомобиль со счетчиком-таксометром был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 1906 году.

В 1917 году, после революции, количество такси в Москве резко сократилось, таксисты почти исчезли как профессиональное сообщество. В 1924 году Моссовет закупил 200 новых автомобилей марки Renault и Fiat для использования их в качестве такси.

Частных извозчиков тогда не было, роль собственника и управляющего таксопарком исполняло государство, поэтому не было и конкуренции. Качество обслуживания страдало, вызвать такси было невозможно, не хватало автомобилей. Но таксомоторные перевозки приносили хорошую прибыль в городской бюджет, и эти недостатки стремились устранить. В середине 30-х годов в Москве начали появляться первые легковые ГАЗы, таксопарк вырос в несколько раз, заказать такси стало проще. Чуть позже начался выпуск легковых ЗИСов, а в послевоенные годы основными автомобилями такси стали автомобили «Победа».

В период позднего Советского Союза главным автомобилем такси был ГАЗ-24 — «Волга» желтого цвета с шашечками, производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1967 по 1985 год. Зеленый фонарик на лобовом стекле сигнализировал о том, что машина свободна. Впрочем, ездить на такси все равно было дорого и не всегда удобно. К примеру, чтобы добраться до аэропорта, заказывать такси нужно было заблаговременно, чуть ли не за полсуток до вылета. А в период перестроечного «сухого закона» и дефицита спиртного у таксистов всегда можно было нелегально купить водку по двойной цене, это знали все.

Все изменилось с исчезновением СССР. В современной России появилось частное предпринимательство, в том числе множество фирм, оказывающих услуги такси. Многие давно сошли со сцены, но есть компании, чей бизнес процветает. Хороший пример — Fasten, представленный на рынке брендами «Сатурн», RedTaxi и рядом других. Компания родом из Краснодарского края менялась с появлением новых технологий и к настоящему моменту выросла в крупного оператора, который работает на территории России и за рубежом.

В 1998 году Евгений Львов основал в Тимашевске «Такси Сатурн». Он начал с собственного автопарка из четырех автомобилей, оборудованных рациями. Существовали определенные технические ограничения — радиоканал вмещал не более ста водителей, и масштабировать это было сложно. Это неудобство полностью проявилось, когда компания вышла на большой рынок Краснодара.

XXI век: смартфоны, Java , мобильные приложения

Технологический скачок, существенно повлиявший на отрасль пассажирских перевозок, — повсеместное распространение сотовой связи в ХХI веке. Индустрия такси начала использовать специальные программные продукты для мобильных телефонов, созданные на языке Java. Эта технология обеспечивает связь между диспетчерами и водителями по сотовым телефонам или КПК. Java помогла разгрузить радиоэфир, избавить службу от раций и ускорить раздачу заказов. Теперь операторы и водители смогли обмениваться друг с другом шаблонными сообщениями через особый канал связи. Оказалось, так в несколько раз быстрее, чем когда водитель и оператор объясняются друг с другом на словах.

«Такси Сатурн» ввело в своей работе технологию Java в 2006 году. Диспетчер и водитель смогли быть на связи на больших расстояниях, кратно вырос поток клиентов. «Такси Сатурн» начало оказывать услуги на курортах Кубани и за пределами края, на территории ЮФО.

Еще одна революция в отрасли произошла с распространением смартфонов в конце нулевых. Таксопарки ушли в прошлое, а такси превратились в высокотехнологичные компании, построенные на логистике и эффективности. Созданное в Краснодарском крае «Такси Сатурн» ежедневно обеспечивает десятки тысяч поездок более чем в 40 городах, при этом не имея ни одного собственного автомобиля или штатного водителя. Мобильное приложение обеспечивает необходимый контакт и рассчитывает стоимость заказа. Таксист, который, по сути, сам является клиентом, платит определенную абонентскую плату или фиксированную сумму от каждого рейса за безлимитный допуск к базе заказов. Затем «самозанятый» водитель — партнер компании на личном автомобиле выходит на линию в удобное для себя время. Все в выигрыше — пассажир, который платит недорого и привыкает к мысли об удобстве перемещений на такси; водитель, для которого такси может служить как подработкой, так и основной работой; город, где люди меньше пользуются личным автотранспортом.

Выход бизнеса, созданного в Краснодарском крае, на федеральный и даже международный уровень стал приятной традицией. Компания «Тандер» за несколько лет стала одним из крупнейших ретейлеров мира. Созданная в небольшом городке служба «Такси Сатурн» переросла в международный сервис Fasten, работающий не только в России, но и на Украине и в США.

За три с лишним века такси полностью изменилось. Вместо конных экипажей — комфортабельные автомобили, вместо стоянок такси — вызов за 20 секунд по мобильному, вместо «торговли» с «шефом» — удобные и прозрачные тарифы и круглосуточные службы поддержки. Но центральной фигурой был и остается простой водитель.

Подключенные к платформе водители — наш главный актив. Поздравляю с профессиональным праздником и желаю «ни гвоздя, ни жезла»— а много выгодных заказов мы обеспечим!

основатель «Сатурна» и RedTaxi Евгений Львов

Кто-то не знает, что такое такси? Покажите мне этого человека! Правильно, каждый хоть раз, да пользовался. А кто знает, почему название именно такое, такси? Ведь во Франции они раньше назывались фиакры? С какой стати кэбмены, предшественники английских black cab, сидели, в отличие от извозчиков других стран, сзади, да еще и на возвышении? И сколько тысяч французских солдат перевезли за одну ночь парижские таксисты на оборонительные рубежи по р. Марне? А сколько стоило сорок лет назад такси в Домодедово?

Такси — это легковой автомобиль, который перевозит пассажиров с вещами от места посадки до пункта назначения. Интересный момент — по способу, которым оплачиваются услуги такси, можно в какой-то мере судить о степени развития государства. Поскольку давно замечено, что плата за проезд по договоренности с водителем машины устанавливается только в слаборазвитых странах. Во всех же остальных стоимость поездки называет диспетчер при получении заказа, либо ее оплачивают по счетчику. Который называется таксометр (от французского Taximetre — счетчик цены). От этого же названия, после его естественного сокращения, произошло и само слово такси. Так что к фиакрам упомянутый прибор не имеет ни малейшего отношения. С фиакрами история получилась наполовину коммерческая, наполовину религиозная.

Более четырехсот лет назад французский предприниматель по фамилии Соваж организовал в городке Мо компанию по извозу местных жителей. Его конные повозки оказались первыми в мире многоместными экипажами, которые использовались в общественных целях. А поскольку таксопарк располагался возле часовни Святого Фиакра и в придачу каждая повозка была украшена барельефом этого святого, то нет ничего удивительного в том, что сами повозки в скором времени получили такое же название. Моторизованным французское такси стало в 1896 году. И долго маялось в безуспешных потугах завоевать популярность. Машины были дороговаты. К тому же мешали жестокие споры о том, сколько брать с пассажира и сколько платить водителю. Но через 10 лет изобретение счетчика спасло положение.

В той же Франции такси стало национальным героем. Точнее, таксисты в количестве 1200 человек. Когда во время Первой мировой войны немцы прорвали оборону французов и форсированным маршем шли на Париж, именно столичные таксисты за одну ночь сумели перебросить 6,5 тыс. солдат на оборонительные рубежи вдоль р. Марны. После чего наступление было остановлено. А название марнские такси вошло в историю. В Британии предшественниками такси были кэбы. А до них с середины 17-го века работали хэкни. Из-за чего англичане оспаривают у французов пальму первенства в организации пассажирских перевозок. Сиденье кучера в кэбе было переставлено назад и вверх после того, как некто догадался, что так будет намного проще различать номера домов среди извечных лондонских туманов.

В начале прошлого века в Англии все заговорили о близкой кончине конных упряжек. Несколько десятков электрокэбов Bersey начали перевозить пассажиров с умопомрачительной по тем временам скоростью в 15 км/час. И так возили целый год, пока не разорились. Ничего не поделаешь, времена электромобилей еще не пришли. Зато конные экипажи пережили их на целых полвека. Сегодняшнее такси Великобритании — это знаменитый black cab (черный кэб) — предельно консервативный в отношении цвета, внешности и конструкции. Его отличительная особенность заключается в том, что водитель сидит обязательно за перегородкой, а рядом с ним поставлены чемоданы пассажиров. В какой-то мере очень удобно. Вы заказываете такси в аэропорт, в театр или для поездки к партнеру по бизнесу, и в течение всего пути ни на что не отвлекаетесь. Да и водителю спокойнее.

Такое такси, с перегородкой, хорошо смотрелось бы в Америке. Где желающих напасть на водителя с целью пересчитать содержимое его кошелька намного больше, чем в доброй старой Англии. Автомобили для перевозки пассажиров появились на улицах американских городов в начале прошлого века. Первым, как и положено, стал Нью-Йорк. Пару десятилетий такси скромно перевозили людей, пока не приобрели достаточно громкую и столь же печальную славу во времена сухого закона. Они оказались очень удобными для незаметной перевозки больших партий спиртного. Сегодняшние американцы свое такси слегка недолюбливают из-за того, что среди водителей слишком много недобросовестных эмигрантов.

Первое отечественное моторизованное такси появилось в Москве в 1907 г. Через 10 лет по известным причинам такси получило клеймо буржуазного транспорта и тихо скончалось. В 1924 все-таки поняли, что быстро и удобно куда-то добраться надо не только зловредным капиталистам, а и своим ответственным товарищам. После чего по Москве стали бегать две сотни закупленных Рено и Фиатов.

Машины отечественного производства начинались с ГАЗ-А. Потом были эмки и ЗИС-101. А после войны пассажиров стала возить ГАЗ М-20 Победа, которая стала основным автомобилем для таксопарков. После пришла эпоха Волги. ГАЗ-21, которую с 1970 года начала менять ГАЗ-24. Эти машины до сих пор остаются для старшего поколения символами не только такси, но и всей прежней жизни. Бывшей во многом, кстати, совсем не плохой. Автомобили развозили пассажиров во всех городах в любых направлениях. Заказать такси в шереметьево стало чем-то обыденным. Такси возили людей даже между населенными пунктами. В 1975 году стоимость междугородной перевозки на расстояние около 30 км на такси составляла 1 рубль. А билет на автобус по тому же маршруту стоил 43 копейки. Так что желающих ехать было достаточно.

Сегодняшнее такси — это новые скоростные комфортабельные автомобили. Конкуренция между компаниями-перевозчиками приводит к тому, что в качестве подвижного состава стараются брать, прежде всего, иномарки со сроком использования не более 5 лет. Которые в некоторых фирмах даже делят на классы. Клиентов попроще обслуживают Форд, Ниссан, или Киа. Для бизнес класса предлагается Мазда или Тойота. Проще всего определиться с автомобилем для элитных VIP. Эти господа все, что хуже Мерседесc представительского класса, воспринимают как личное оскорбление.

Хотя в том случае, если вам потребуется такси во Внуково или на Курский вокзал, то любой автомобиль доставит вас быстро и со всеми возможными удобствами. Потому что еще одна особенность современных фирм-перевозчиков заключается в тщательном подборе водителей. Та же самая конкуренция заставляет сажать за руль только профессионалов с большим опытом работы. Которые, к тому же, отличаются вежливым и предупредительным отношением к пассажирам. Наглым лихачам уже давно никто не даст в руки баранку. Такси снова превратилось в транспорт для всех. Надежный, удобный и главное — доступный. Если вам нужно куда-то успеть, и у вас очень мало времени — доверьтесь таксисту, он не подведет!

Как появилось первое такси?
Сейчас услугой такси никого не удивишь. Кажется, что она была всегда. Кто нам поможет, если мы опаздываем на работу, задержались допоздна у друзей или находимся на вокзале с большим багажом? Конечно же, в голову сразу приходит такси.

Появление услуги по перевозке.
Где же впервые появилось такси? Кто первый придумал такую услугу? Об этом спорят между собой Франция и Англия. И если Франция указывает появление платных перевозок примерно 17 век, то Англия точно знает дату. В 1639 году была получена первая лицензия на извоз.
Эти страны так и развивали услугу практически одновременно. Сначала осуществляли конные перевозки людей и грузов. Во Франции их называли «фиакрами», от названия церкви Святого Фиакра, рядом с которой находился первый парк конных экипажей. В Англии сначала их называли «хекни», что переводится как «разъездная лошадь», затем такой транспорт стали называть кабриолетами, из-за устройства самой кабины, и позднее народ сократил название до «Кэб».

Лошади больше не в моде.
С развитием технического прогресса в конце 19 века лошадей сменили автомобили. Но встала проблема, как считать плату за проезд. И вот, в начале 20го века, постоянные разногласия пассажиров и водителей в вопросах стоимости проезда, повлияли на создание первого таксометра. Он автоматически определял цену за проезд, учитывая расстояние и время в пути.

Это разом решило все существующие расхождения.
После этого, все автомобили, которые занимались извозом стали оборудоваться такими устройствами. Отсюда и появилось название «такси», но в консервативной Англии так и осталось название «кэб».

«Рено» всех опередил.
Копания Renault поняв, каким большим спросом стала пользоваться эта услуга, первой запустила выпуск машин специально для такси. Оснащая их всем необходимым. А для того, чтобы они отличались от других автомобилей, производитель выкрашивал их в зеленый и красный цвет. Скорость первых такси была 20 км/ч. Кабина выглядела следующих образом: места для пассажиров были отдельно от водителя и защищены кабинкой от непогоды. Водителю же приходилось одевать специальную униформу, чтобы защитить себя от дождя и снега. Такая ситуация очень не нравилась водителям. Они тоже хотели тепла и уюта. И вот для всеобщего комфорта появились такси с полностью закрытой кабиной, где водителя от пассажиров стала отделять стеклянная перегородка.
Такие такси стала закупать не только Европа, но и Америка.

Россиянам тоже захотелось ездить на такси.
Перенесемся в Россию. Здесь история такси началась в 1907 году с человека, который первый повесил на своем автомобиле рекламный слоган «Извозчик. О цене договоримся». Случилось это в Москве, на одном из вокзалов. Так как это место большого скопления багажа и народа, услуга стала пользоваться популярностью. И уже через 10 лет появилось множество автомобилей занимающихся извозом за определенную плату.
Как обычно свои коррективы внесла революция 1917года. Революционеры признали такси излишней роскошью и запретили его.

И только в 1924г., было принято решение возобновить платные перевозки на автомобилях, но взять это под контроль государства. Поэтому Коммунхоз Моссовета в 1925 г. закупил небольшой парк машин «Рено» и «Фиат». С этого времени индустрия такси в России стала развиваться большими темпами.

Современное такси.
Сейчас услуги такси все еще продолжают развиваться. Борьба за клиентов заставляет придумывать все новые и новые дополнительные услуги и понижать цену. От такой конкурентной борьбы клиенты только выигрывают. Повышается комфорт и снижается цена.