Камаз построенный всей страной. История камаз – как появились большегрузные автомобили

Более тридцати лет назад закончились приёмочные испытания камских вездеходов КАМАЗ-4310 из первой промышленной партии. По большому счёту, именно эти испытания дали теперь уже легендарным машинам путёвку на дороги страны.

Чтобы было понятно, насколько важны для камазовцев эти испытания, вкратце перескажем историю создания автомобилей семейства КАМАЗ-4310.

Полноприводные грузовики для Камского автозавода, как и все КАМАЗы первого поколения, разрабатывались в Москве, на Автозаводе им. Лихачева (ЗИЛ). Это неудивительно, так как в начале 1970-х годов, когда создавались эти машины, автогигант в Набережных Челнах только строился.


Естественно, что и первые опытные образцы КАМАЗ-4310 появились на ЗИЛе. Они проходили приёмочные (межведомственные) испытания в 1976-1977 гг., по результатам которых были рекомендованы к постановке на производство и использованию в армии и в народном хозяйстве. Правда, к их конструкции тогда имелись существенные нарекания, требующие исправления. Чтобы выяснить, устранены ли выявленные недостатки, в 1978-1979 гг. автомобили следующей генерации вновь подверглись испытаниям, на этот раз доводочным. И вновь это были машины, изготовленные на объединении «МосавтоЗИЛ». По результатам доводочных испытаний многие конструктивные доработки оценены положительно и впоследствии были внесены в конструкторскую документацию.


И хотя данные автомобили уже несли марку «КАМАЗ», а в их доводке принимали участие специалисты из Набережных Челнов, эти машины ещё не были «родными» для Камского автозавода.


Основная доработка семейства КАМАЗ-4310, проведённая под руководством главного конструктора Камского автомобильного завода В.Н. Баруна и главного конструктора «КАМАЗа» по доводке автомобилей В.М. Панфилова, легла на новый автозавод при организации серийного производства внедорожников. За это время было устранено большинство из отмеченных при испытаниях недостатков, при этом основной акцент делался на повышении надёжности основных агрегатов и узлов, чтобы существенно увеличить их ресурс. Именно поэтому главной проверкой качества и возможностей новых камских вездеходов стали приёмочные испытания КАМАЗ-4310 из первой промышленной партии, автомобили которой были собраны на главном конвейере автогиганта в I квартале 1981 года. В испытаниях, которые проходили в 1981-1982 гг., приняли участие две машины с номерами шасси №12 и №24. Первая была оборудована лебёдкой, вторая — нет, а в остальном автомобили не отличались.


Приёмочные испытания промышленных образцов проводились в Подмосковье, в испытательных центрах в Бронницах (Минобороны) и Дмитрове (Минавтопром). И хотя по их результатам также были выявлены некоторые недочёты (недостаточная надёжность шин, рессор подвески, задней поперечны рамы, буксирного прибора и т.д.), в целом машины признаны работоспособными и соответствующими заявленным характеристикам, что послужило поводом с 1982 года развернуть их массовое производство.


Пройдет ещё совсем немного времени — и тысячи грузовиков КАМАЗ-4310 отправятся на поля страны и в армейские части. А команда «КАМАЗ-мастер» на практически серийных КАМАЗ-4310 не раз победит на международных ралли-рейдах («Ельч-88», «Обжектив Сюд — 89», «Париж — Дакар — 91»), надолго обеспечив марке «КАМАЗ» заслуженное международное признание.

Основные модификации семейства 4310

КАМАЗ-4310 Базовая версия. Отличался укороченной платформой с тентом, задним откидным бортом и откидными сиденьями (на 30 чел.) вдоль бортов. Выпуск: 1983-1990 гг.
КАМАЗ-43101 (опытный) Транспортный вариант. Отличался грузовой платформой от КАМАЗ-5320 тремя откидными бортами.
КАМАЗ-43101 Модернизированный вариант КАМАЗ-4310. Отличался двигателем КАМАЗ-740.10-20 мощностью 220 л.с. Грузоподъёмность увеличена до 6 т. Выпуск: 1989-2000 гг.
КАМАЗ-431010 Спортивная версия. Изготовлен специально для ралли «Париж-Дакар». В 1992 году участвовал в марафоне «Париж-Москва-Пекин».
КАМАЗ-43102 (опытный) Вариант КАМАЗ-43101, оснащён кабиной со спальным местом.
КАМАЗ-43103 (опытный) Еще один вариант КАМАЗ-4310 с кабиной со спальным местом.
КАМАЗ-43105 Гражданский транспортный. Отличался отсутствием лебёдки и системы регулирования давления в шинах.
КАМАЗ-43106 Гражданский транспортный. Отличался двигателем КАМАЗ-740.10-20. Выпуск: 1989-2000 годах.
КАМАЗ-43114 Модернизированный армейский вариант. Отличается дизелем с турбонаддувом КАМАЗ-7403.10 мощностью 260 л.с. Выпуск: с 1996 года.
КАМАЗ-43115 Модернизированный, гражданский, транспортный. Отличается двигателем КАМАЗ-7403.10. Выпускается с 1998 г.
КАМАЗ-43118 Транспортный с увеличенной грузовой платформой. Отличается двигателем КАМАЗ-7403.10. Выпускается с 1996 г.
КАМАЗ-4410 Седельный тягач на базе КАМАЗ-4310. Предназначен для буксировки специальных полуприцепов полной массой до 15 т.

История семейства в фотографиях



















Базовый автомобиль семейства — прототип КАМАЗ-4310 4-й серии, 1975 г.








Официальный сайт: www.
Штаб-квартира: Россия


КАМАЗ - Камский автомобильный завод

К середине 60-х годов прошлого века в СССР остро ощущался дефицит грузовиков, особенно грузоподъемностью более 8 тонн. Грузооборот внутри Советского Союза рос, а ни один из действующих автомобильных заводов страны не был готов наладить выпуск таких машин. Требовались совершенно новые грузовики. Большинство машин (основную часть грузового парка составляли машины средней грузоподъемности) давно отработали нормативные сроки. Назрела необходимость в технике большей грузоподъемности, автопоездах для дальних перевозок массовых грузов и тяжелых автосамосвалах. В директивах XXIV съезда КПСС говорилось: «Требуется создать комплекс автозаводов по производству грузовых автомобилей в Татарской АССР и смежных предприятий в прилегающих районах…».

В середине 1969 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах. Город по своему географическому положению (близость железной дороги и прочие факторы) подошёл как место для будущего автозавода. Кроме того, организация "Камгэсэнергострой" справилась бы как со строительством плотины и 1,5 млн.-киловаттной ГЭС, так и с возведением заводских корпусов и жилья.

Со всей страны на стройку съехались рабочие и специалисты. На самой строительной площадке работало более 100 тыс. человек.

Осенью 1969 года представители Министерства автомобильной промышленности, партийные и хозяйственные руководители следили, как крановщик опускал на траву большой бетонный блок с надписью «Здесь будет построен Камский автомобильный батыр» («Батыр» - по-татарски «богатырь»). Так вступало в жизнь решение ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве нового завода по производству большегрузных дизельных грузовиков в районе города Набережные Челны в Татарии.

13 декабря 1969 г. был вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода, задуманного как комплекс из семи производств общей площадью около трех миллионов квадратных метров, призванных вести практически полный производственный цикл изготовления большегрузных автомобилей: литейного, кузнечного, прессово-рамного, ремонтно-инструментального, агрегатного, двигательного и автосборочного (позднее к ним добавились ремонтно-механический и завод микролитражных автомобилей). Осенью 1970 года уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КАМАЗа - Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.

Проектирование прицепов для нового семейства автомобилей было поручено ГКБ по прицепам в г. Балашов, полуприцепов - конструкторскому отделу Одесского автосборочного завода. Для их производства строится крупнейший в стране Красноярский завод автомобильных и тракторных прицепов.

Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации Komatsu, Hitachi, "Холкрофт", Liebher, "Морандо", "Сикаст", "Ингерсолл Рэнд", "Буш", "Хюллер", Fata, Renault и другие.

Завод был рассчитан на производство 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей, которые, кроме КамАЗов - машин формировавшегося производственного объединения, - проектировалось устанавливать на «Уралах» и ЗИЛах, автобусах ЛАЗ и ЛиАЗ.

Техническое задание на проектирование опытного ЗиЛ-170 подразумевало создание 10 модификаций большегрузных авто с колесной формулой 6х4 для работы в составе автопоездов весом до 26,5 т и шести полноприводных.

Все промышленные образцы направили на государственные испытания. На одном из отрезков трассы Орел-Киев испытатели московского автозавода «гоняли» экспериментальные автопоезда массой свыше 30 тонн. Одновременно велись испытания самосвала ЗиЛ-5510 и тягача ЗиЛ-53202 на трассе Углич-Рыбинск. Государственные испытания проходили на Дмитриевском полигоне под Москвой. К концу 1972 года вся документация вместе с опытными образцами была передана на КамАЗ, где уже начинался монтаж оборудования. Но и после этого автомобили продолжали испытывать в Тюменской области, в Забайкалье, в пустыне близ Красноводска. За время заводских и приемочных испытаний суммарный пробег всех 40 опытных образцов составил 4,5 млн. км.

Строительство КамАЗа оказалось последней «Всесоюзной ударной комсомольской стройкой», которая была успешно завершена, причем, намного раньше запланированных сроков.

В 1973 г. возведены корпуса практически всех объектов первой очереди комплекса. В мае 1974 г. в экспериментальном цехе управления главного конструктора КАМАЗа собран первый двигатель, а в декабре 1975 г. собран силовой агрегат N1 по временной технологии.

В 1976 г. Государственная комиссия подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. Камский автомобильный завод получил статус производственного объединения.

16 февраля 1976 г. - с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошел первый камский грузовик.

В октябре 1977 г. КАМАЗ досрочно завершил свой первый годовой план, выпустив 15000 автомобилей. В июне 1979 г. с главного конвейера сошел уже 100000-й грузовик. В декабре 1980 года - двухсоттысячный, а в марте 1982 года - трехсоттысячный.

Первые годы 43% объема производства составляли самосвалы с кузовом Нефтекамского завода (НефАЗ). На бортовые варианты приходилось 27% производства и 20% - на седельные тягачи.

В феврале 1981 года были сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КамАЗа. А через два года налажено производство трехосного полноприводного автомобиля КамАЗ-4310. Несколько позднее в серию пошло семейство двухосных автомобилей.

1987 год - создано производство микролитражных автомобилей "Ока". 21 декабря этого же года с конвейера сошла первая камская микролитражка "Ока-ВАЗ-1111". Во время Перестройки КамАЗ создал совместное предприятие с голланской фирмой DAF на предмет поставки в Набережные Челны кабин от тяжелых грузовиков этой фирмы, специально подогнанных под шасси КамАЗов. Была построена опытная партия КамАЗ-5325 с дафовскими кабинами, но вскоре контракт был расторгнут. 30 августа 1999 г. с конвейера выпущен 1600000-й большегруз. К этому моменту произведено более 2 миллионов двигателей.

25 июня 1990 г. - правительство приняло решение о создании акционерного общества "КАМАЗ" на базе имущества производственного объединения. ОАО «КАМАЗ» стало одним из первых акционерных обществ в Советском Союзе.

14 апреля 1993 г. - пожар на заводе двигателей, охвативший в считанные минуты всё предприятие, почти полностью уничтожил не только сам производственный корпус, но и сложнейшее технологическое оборудование. Восстанавливались мощности по выпуску двигателей, и создавалось производство силовых агрегатов на основе новейшего технологического оборудования. Уже в декабре 1993 года завод двигателей выпустил первую продукцию после пожара.

В 1994 году введен в строй завод по производству микролитражных автомобилей "Ока", рассчитанный на выпуск 75000 автомобилей в год.

2000 год - разработка и выпуск двигателей, соответствующих экологическим требованиям «Евро-2».

В 2002 году собрано 12 опытных экземпляров тракторов КТ-240К. Позже было решено возродить этот проект с помощью стороннего партнера.

2003 год - освоено производство среднетоннажных грузовиков грузоподъемностью 3–5 т. Выпущен 250-тысячный с начала производства микролитражный автомобиль «Ока». Разработана первая модель автобуса НЕФАЗ класса Турист на шасси КАМАЗ.

В 2005 г. Zaenradfabric и КАМАЗ создали совместное предприятие по производству коробок передач. В этом же году контрольный пакет акций ОАО "ЗМА" был продан группе "Северсталь".

В 2006 году на КамАЗе открыли сборочную линию двигателей Cummins В (рабочий объем 4 и 6 л, мощность 120-275 л.с.). Эти двигатели предназначены в первую очередь для среднетоннажных грузовиков, выпуск которых недавно начался на заводе.

В 2007 году из ворот завода вышло 52648 грузовиков, в планах на 2008 – 65 тыс., а в 2009 году эта цифра должна достигнуть 75–80 тыс. ед.

2008 год – переход на более экологические автомобили, отвечающие нормам Евро 3.

Сегодня группа ОАО "КАМАЗ" - это единый производственный комплекс, расположенный в городе Набережные Челны, включающий в себя 9 крупных специализированных заводов, а также сборочные производства за рубежом: в России, Украине и Казахстане, Эфиопии и Польше.

История Камского автомобильного завода начинается в декабре 1969 года в города Набережные челны на берегу реки Кама, что тогда находилась в Татарской АССР. По задумкам советского правительства камский автомобильный завод должен был быть самым крупнейшим заводам по выпуску грузовиков и дизельных агрегатов для автомобилей. Объём автомобилей должен был быть в районе 150 тысяч, а объём двигателей 250 тысяч, с такими объёмами строительства завода, стройку назвали (стройкой века).

Основой стройки автомобильного завода также являлась перспективная программа создания грузовиков на унифицированных 3-х осных дизельных шасси 6×4 с кабиной над двигателем и нагрузкой на ось не более 6 т., на которых предполагалось выпускать обширную гамму бортовых грузовиков, самосвалов и седельных тягачей, рассчитанных для работы на дорогах любых категорий во всех климатических зонах страны. Все семейство создавалось «с чистого листа» на Московском и Минском автозаводах (ЗИЛ и МАЗ), а двигатели разрабатывали на Ярославском моторном заводе (ЯМЗ).

Для новых машин был создан экономичный 4-х тактный дизель КамАЗ-740 V8 рабочим объемом 10852 см 3 (диаметр цилиндра и ход поршня — 120×120 мм.) с объемно-пленочным смесеобразованием и тороидальными камерами сгорания. В базовом варианте он развивал 210 л.с., но в дальнейшем предполагалось расширить рамки мощности от 180 до 360 л.с.. На автомобилях применялись пневматический усилитель привода 2-х дискового сцепления, 5-ти ступенчатая коробка передач с синхронизаторами на четырех высших ступенях и 2-х диапазонным делителем, межосевой блокируемый дифференциал, встроенный в проходную главную передачу среднего моста.

Выпуск 16 февраля 1976 г., в канун XXV съезда КПСС, первых грузовых автомобилей марки КамАЗ представлял собой заметное достижение отечественной автомобильной техники. В 1976-78 гг. программа включала только три базовые модели: грузовой автомобиль КамАЗ-5320 с бортовой платформой полной массой 15,3 т. и грузоподъемностью 8 т., 10-ти тонный строительный самосвал с задней разгрузкой КамАЗ-5511 полной массой 18,9 т. и седельный тягач КамАЗ-5410 для работы в составе автопоезда полной массой 26 т..

В последующие годы появились бортовой 10-ти тонный грузовик «53212» полной массой 18,4 т. с колесной базой, увеличенной с 3190 до 3690 мм., шасси «53211» и «53213» для специального оборудования массой до 11 т., сельскохозяйственный 7-ми тонный самосвал «55102» с боковой разгрузкой и седельный тягач «54112» для 33-х тонного автопоезда. Первые годы 43% объема производства составляли самосвалы с кузовом Нефтекамского завода (НефАЗ). На бортовые варианты приходилось 27% производства и 20% — на седельные тягачи с 10-ти ступенчатой коробкой и кабиной со спальным местом.

С вводом в 1981 г. второй очереди КамАЗа началось изготовление 6-ти тонной серии «4310» (6×6) с постоянным приводом на все колеса с односкатными шинами. Базовая модель «4310», предназначенная для армии, имела лебедку, систему регулирования давления воздуха в шинах и два топливных бака. Упрощенный 7-ми тонный вариант «43105» предназначался для работы в сельском хозяйстве. В начале 80-х гг. все базовые модели получили двигатели увеличенной с 210 до 220 л.с. мощности и 10-ти ступенчатые коробки передач. Были изготовлены 13-ти тонный самосвал «55111» с новым кузовом с продольными боковыми ребрами и 9-ти тонное шасси «55113» для работы со сменными кузовами.

Только к середине 80-х гг. промышленный комплекс в Набережных Челнах, переименованных на короткое время в город Брежнев, заработал ритмично. В октябре 1988 г. с его конвейера сошел 1-но миллионный грузовик. Между тем, оказалось, что эти автомобили имеют спрос практически только внутри страны. Надежды на крупные поставки в развитые страны, в которых разрешались повышенные осевые нагрузки, не оправдались. С началом перестройки и появлением на российском рынке импортных грузовиков положение еще более осложнилось. Окончательно выяснилось, что отечественные КамАЗы не способны с ними конкурировать, и иностранные машины стали постепенно теснить их в собственной стране. Это заставило завод взяться за создание второго поколения, начало выпуска которого приходится на 1988-90 гг..

На обновленных грузовиках стали применять собственные двигатели с турбонаддувом, а также импортные силовые агрегаты и комплектующие. Одновременно были разработаны более комфортабельные варианты прежних кабин с повышенным на 120 мм. расположением крыши и внешними аэродинамическими элементами. Главным событием этого периода считается внедрение 2-х осного семейства с колесной формулой 4×2, разработанного под руководством главного конструктора Р.А. Азаматова. Оно было унифицировано с 3-х осными машинами и выпускалось с 1989 г. небольшими партиями.

Новая гамма включала бортовые грузовики «5315» и «5325» грузоподъемностью 8,5 и 11,3 т. и полной массой 16-19 т., а также седельные тягачи «5415» и «5425» для автопоездов полной массой до 34 т.. Наиболее удачными на тот момент считались модернизированные полноприводные 3-х осные грузовики «43101» и «43106» с дизелем КамАЗ-740.10 мощностью 220 л.с.. Одновременно этот мотор начали использовать на всей гамме, а вскоре появился новый двигатель КамАЗ-7403 с турбонадцувом (260 л.с.). На базе моделей «5320», «53212», «54112» и «55111» началось производство модификаций «53208», «53218», «54118» и «55118» с газодизельным двигателем мощностью 210-220 л.с., работавшим на смеси дизельного топлива со сжатым природным газом.

В то время стали появляться первые опытные модели. В 1988 г. было построено несколько тягачей «5415М» (4×2) с оригинальной вместительной кабиной, разработанной в собственном бюро художественного проектирования. В серию они не пошли, и потому большинство других опытных разработок представляло собой серийные шасси КамАЗ с силовыми агрегатами и кабинами иностранных производителей. В 1991 г. был создан 2-х осный седельный тягач КамАЗ-5425МА с американским дизелем «Камминс» (Cummins) мощностью 325 л.с. и кабиной финской фирмы «Сису» (Sisu).

Самым мощным стало 420-ти сильное шасси с такой же кабиной и колесной формулой 6×2. Такие образцы стали основой программы совместного предприятия «Альткам», ставшего впоследствии самостоятельным. За рубежом в 1989-90 гг. шасси «5315» предлагали в варианте 8×4 для установки гидроподъемников. С переходом к рыночным отношениям КамАЗ был приватизирован и 23 августа 1990 г. стал акционерным обществом. Так начался самый трудный период в короткой истории КамАЗа, когда он не раз стоял на грани банкротства.

К огромным техническим, сбытовым и финансовым проблемам добавился гигантский пожар 14-15 апреля 1993 г. в моторном отделении КамАЗа. Ущерб составил 150 миллионов долларов США. Временно остановилось производство ряда моделей, а некоторые стали комплектовать дизелями «Камминс», которые вскоре заменили двигателями Ярославского моторного завода и предприятия «Барнаултрансмаш». Если в 1991 г. КамАЗ изготовил 102 тыс. шасси, то в год пожара лишь 57тыс., а в 1995 г. — всего 21 тыс. автомобилей.

Третье поколение КамАЗов, выпускающееся с 1995 г., вновь базировалось на модернизированных вариантах самых первых серий 6×4. Среди них были 11-ти тонный бортовой автомобиль «53215», седельный тягач «54115» для 36-ти тонного автопоезда, самосвал «55111.02» с кузовом емкостью 6,6 м 3 , длиннобазовое шасси «53229» с полезной нагрузкой 17 т. и шасси «5513» для бетоно-смесителей и сменных кузовов. Они комплектовались двигателями КамАЗ-740.11 и КамАЗ-740.20 с турбонадцувом мощностью 240 и 260 л.с., кабиной увеличенного объема с верхним и боковыми обтекателями.

Наиболее совершенный магистральный тягач «54115.04 Кулан» оснащен новой кабиной с двумя спальными местами, разработанной совместно с голландской фирмой ДАФ (DAF), и антиблокировочной системой (АБС). Среди самосвалов появились новые модели — 13-ти тонный «55112» с двухсторонней разгрузкой и 15-ти тонный «65115» с кузовом емкостью 8,5 м 3 и опрокидыванием назад. Единственным 2-х осным дорожным грузовиком остался 6,5-тонный вариант «4325» с мотором мощностью 240 л.с.. Его полноприводным вариантом стал 4-х тонный автомобиль «4326» (4×4).

Одновременно завод взялся за самостоятельную разработку новых машин, которые представляют собой дальнейшее развитие прежних образцов. На 3-х осном шасси разработаны 13-ти тонный лесовоз «53228» и самосвал «65111» (6×6) грузоподъемностью 14 т.. В 1996 г. было представлено шасси «6520» (6×4) грузоподъемностью 20-22 т. и полной массой 33,5 т. для установки бетоносмесителей и специального оборудования, а также 19-ти тонный самосвал «6522 Троян» (6×6) с кузовом емкостью 12 м 3 . Они оснащены новым дизелем КамАЗ-740.51 (11762 см 3 , 320 л.с.) с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, 8-ми ступенчатой коробкой передач и колесными редукторами.

Их развитием стало самое тяжелое в программе КамАЗа шасси «6340» (8×4) грузоподъемностью 16 т. для самосвалов, бетоносмесителей и автокранов. С 1996 г. на его базе выпускается самосвал «6540» грузоподъемностью 18,5 т.. Одновременно на КамАЗе ведется сборка легковых микролитражных автомобилей «Ока», на базе которых с 2000 г. выпускаются пикап «Гном» и фургон грузоподъемностью 300 кг. Полноприводные машины второго поколения «43101» дали жизнь унифицированному семейству грузовиков «Мустанг» двойного назначения. Их всесторонним испытаниям способствовало участие команды КамАЗа с конца 80-х гг. в международных ралли и пробегах.

Новое семейство включает 4-х тонные грузовики «4350» (4×4), 3-х осные модели «43114», «43115» и «43118» 6×6) грузоподъемностью 6,0-7,5 и 11,5 т. соответственно, а также 8,5-тонный вариант «5350» с дизелями мощностью 220, 240 и 260 л.с., 10-ти ступенчатыми коробками передач, блокируемыми дифференциалами, системой подкачки шин, механической лебедкой, топливными баками на 250-560 л.. В приводе передних колес использованы более надежные дисковые шарниры. С 1998 г. выпускается завершивший серию «Мустанг» 16-ти тонный вариант «6350» (8×8) полной массой 26,8 т. с мотором КамАЗ-740.50 (360 л.с.) и механизмом отбора мощности, который передает 100% мощности на стоянке и 40% — в движении.

Наиболее оригинальные машины созданы на КамАЗе для участия в межконтинентальных марафонах Париж-Дакар, Париж-Москва-Пекин и «Мастер-ралли». Из них в 90-е гг. самый громкий успех сопутствовал автомобилям «49251» и «49252» (4×4), превзошедшим все зарубежные аналоги и неоднократно побеждавшим в престижных соревнованиях вплоть до 2001 года. На них установлены отечественные дизели V8 мощностью от 280 до 830 л.с. и импортные 16-ти ступенчатые коробки передач с дистанционным управлением. Такие автомобили полной массой 14 т. способны развивать по бездорожью или пескам максимальную скорость 180 км/ч.

В содружестве с КамАЗом работает несколько тюнинговых фирм из Набережных Челнов. Предприятия «Автодизайн» и «Элаэр» предлагают удобные кабины увеличенного внутреннего объема с наружными аэродинамическими элементами. ОАО «Разработка и Изготовление Автомобильной Техники» (РИАТ), наряду с созданием более привлекательных кабин, наладило изготовление малыми партиями специализированных грузовиков. Среди них полноприводные лесовоз «6423» грузоподъемностью 13,2 т. и шасси «6426» (6×6) для установки полноповоротного экскаватора, самосвал «55111» с кузовом повышенной вместимости, топливозаправщики и цистерны на шасси «53229», 3-х осный седельный тягач «54112М» с жилым модулем за кабиной.

В 1998 г. РИАТ начал изготовление кабин «Стайер» с увеличенной на 650 мм. высотой крыши и двумя спальными местами. Самой интересной разработкой стал 2-х осный фургон КамАЗ-РИАТ 5355 (4×2) грузоподъемностью 7 т. с кузовом вместимостью до 22 м 3 для быстрой доставки мелких грузов. Он оснащен мотором КамАЗ-740 (210 л.с.) или 6-ти цилиндровым дизелем «Камминс» (185 л.с.), 5-ти ступенчатой коробкой передач Цф (ZF), новой кабиной, развивает скорость 120 км/ч. Перечень надстроек разных производителей на многочисленных шасси КамАЗ достигает 100 моделей.

Во второй половине 90-х гг., когда спрос на КамАЗы резко уменьшился, на заводе активно взялись за создание опытных образцов и небольших партий перспективных машин с преимущественно импортными агрегатами. При этом особое внимание уделяется магистральным седельным тягачам, соответствующим международному уровню. В 1995 г. КамАЗ представил тягач «54112М» (6×4) для международных перевозок с рядным 6-ти цилиндровым дизелем «Камминс» (269 л.с.) и 9-ти ступенчатой коробкой передач «Итон» (Eaton). Допустимая нагрузка на седло 12 т. позволяет ему работать в составе автопоезда полной массой 34 тонны.

Скоростной магистральный фургон «5360» (4×2) грузоподъемностью 10 т. укомплектован двигателем «Камминс» (380 л.с.), 2-х дисковым сцеплением «Лайп» (Lipe), 1б-ти ступенчатой коробкой ЦФ, задней пневматической подвеской и кабиной от автомобиля ДАФ-95. Аналогичный ему магистральный седельный тягач «5460 Континент» рассчитан на эксплуатацию в составе автопоездов полной массой 40 т. и развивает скорость 110 км/ч. Вариант «5460.06» получил мотор «Камминс» (370 л.с.), 9-ти ступенчатую коробку передач «Рено» (Renault), АБС и новую кабину собственного производства с двумя спальными местами, созданную при поддержке фирмы «DAF» и оснащенную холодильником, кухонным блоком, аудиосистемой.

Для варианта «54601» предлагаются на выбор двигатели КамАЗ или «Камминс» мощностью 320-360 л.с. и механическая 8-ми ступенчатая коробка передач. С ними унифицирован 3-х осный вариант «6460.06 Континент» (6×4) с 16-ти ступенчатой коробкой и самой комфортабельной кабиной. Он способен работать в составе автопоезда полной массой 46 т. и развивать скорость 100 км/ч. В 2000 г. были представлены более экономичные автомобили 6×4 — 14-ти тонный бортовой грузовик «65117» (260 л.с.) и седельный тягач «65116», предназначенные для замены моделей «53212» и «54112» соответственно, а также 14,5-тонный самосвал «45231» с 3-х сторонней разгрузкой.

Запланированных первоначально масштабов производства КамАЗ так и не достиг, хотя заложенный в него производственный потенциал удалось сохранить. Объем производства ОАО «КамАЗ» в 1997 г. составил всего 12765 автомобилей. В 1998 г. он снизился до рекордно малого значения в 3300 машин, вновь поставив завод на грань банкротства. Тем не менее, преодолев трудности, в 2000 г. КамАЗ изготовил 23,5 тыс. автомобилей, создав хорошую перспективу на будущее.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

К середине 60-х годов 20-го века экономике СССР стало не хватать парка грузовых автомобилей. Выпуск имеющихся на то время моделей, даже при резком повышении их количества, не обеспечил бы необходимый рост грузооборота. Необходимо было выпустить новый грузовик, который был бы способен резко повысить производительность труда на транспорте. Ни один из действующих автомобильных заводов страны выполнить такую задачу не мог. Требовались совершенно новые современные грузовики - комфортабельные, мощные, универсальные, способные эффективно эксплуатироваться в любых климатических и дорожных условиях и заполнить нишу автомобилей грузоподъемностью от 8 до 20 тонн.

В середине 1969 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах. По своему географическому положению Набережные Челны находились в самом центре бывшего Союза, судоходные реки Кама и Волга и близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением строительными материалами, сырьем, оборудованием, комплектующими, а в будущем - транспортировкой грузовиков потребителям. Наличие в регионе крупнейшей строительной организации «Камгэсэнергострой» позволяло создать все условия для завершения строительства плотины и гидроэлектростанции мощностью около полутора миллионов киловатт-часов, возведения заводских корпусов и жилья для будущих автомобилестроителей. На стройку в Набережные Челны съехались рабочие и специалисты из всех уголков Союза, представлявшие более 70 национальностей.

13 декабря 1969 г. был вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода, который был рассчитан на производство 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год. Комплекс заводов на Каме занял территорию в 22 квадратные мили.

Май 1974 г. - в экспериментальном цехе управления главного конструктора КАМАЗа собран первый двигатель.

Декабрь 1975 г. - на заводе двигателей собран силовой агрегат N1 по временной технологии, но собственными силами.

16 февраля 1976 г. - с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошел первый камский грузовик. Правительство СССР утвердило генеральную схему управления автомобильной промышленностью. Согласно этой схеме Камский автомобильный завод получил статус производственного объединения и стал подчиняться непосредственно Минавтопрому СССР, минуя все главки.

29 декабря 1976 г. - Государственная комиссия во главе с министром автомобильной промышленности СССР. В. Н.Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов.

1987 год - создано производство микролитражных автомобилей «Ока». 21 декабря этого же года с конвейера сошла первая камская микролитражка «Ока-ВАЗ-1111». В 1994 году введен в строй завод по производству микролитражных автомобилей «Ока», рассчитанный на выпуск 75000 автомобилей в год.

1988 год - по подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей «КамАЗ» страна получила от их эксплуатации около 8 млрд. руб. транспортной прибыли. Таким образом, уже за первые десять лет работы КАМАЗ полностью оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством.

25 июня 1990 г. - правительство приняло решение о создании акционерного общества «КАМАЗ» на базе имущества производственного объединения. Устав акционерного общества «КАМАЗ» утвержден на общем собрании 11 августа 1990 года. Открытое акционерное общество «КАМАЗ» создано 23 августа 1990 года путем преобразования производственного объединения «КамАЗ» Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в акционерное общество открытого типа в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР N616 от 25.06.90 г. ОАО «КАМАЗ» стало одним из первых акционерных обществ в Советском Союзе.

14 апреля 1993 г. - пожар на заводе двигателей, охвативший в считанные минуты всё предприятие, почти полностью уничтожил не только сам производственный корпус, но и сложнейшее технологическое оборудование. С первых же дней ликвидации последствий пожара работа шла в двух направлениях - восстановление мощностей по выпуску 100 тыс. двигателей и, параллельно, создание производства силовых агрегатов на основе новейшего технологического оборудования. Благодаря поддержке правительств России и Татарстана, камазовцам менее чем за год удалось восстановить предприятие. Уже в декабре 1993 года завод двигателей выпустил первую продукцию после пожара.

30 августа 1999 г. с конвейера выпущены 1600000-й большегруз и более 2 миллионов дизельных двигателей.

2000 - Разработка и выпуск двигателей, соответствующих экологическим требованиям «Евро-2»;

2003 - Выпущено свыше 1,7 млн. грузовых автомобилей и 2,3 млн. двигателей;

2003 - Освоено производство среднетоннажных грузовиков грузоподъемностью 3–5 т;

2003 - Выпущен 250-тысячный с начала производства микролитражный автомобиль «Ока»;

2003 - Разработана первая модель автобуса НЕФАЗ класса Турист на шасси КАМАЗ;

2003 - Изготовлены полноприводные седельные тягачи КАМАЗ-65226 полной массой 97 тонн при допустимой нагрузке на седельно-сцепное устройство 27 тонн;

2004 - Сертифицирован двигатель, соответствующий экологическим требованиям «Евро-3»,

2005 - «Zaenradfabric» и «КАМАЗ» создали совместное предприятие по производству коробок передач.

Сегодня группа ОАО «КАМАЗ» - это единый производственный комплекс, расположенный в городе Набережные Челны, включающий в себя 9 крупных специализированных заводов и все технологические переделы современного машиностроения.

В 1960-х годах экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно современного типа с грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн с более экономичным дизельным двигателем. Существующие автомобильные заводы эту потребность восполнить не могли.
В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Заводы должны были специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. Строительству заводов в данном месте способствовало месторасположение города - в центре страны, наличие судоходных рек Камы и Волги, близость железной дороги - позволяли обеспечить будущий автогигант строительными материалами, сырьём, оборудованием и комплектующими. По первоначальному проекту он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.
Арка с названием стройки.
Уже 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме. Строительно-монтажные работы начаты с февраля 1970 года[источник не указан 53 дня], и уже к концу года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КамАЗа - Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.
Темпы строительства комплекса заводов возрастали. В начале 70-х КамАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой. За 1970-1981 годы было освоено капитальных вложений на сумму 4,2 млрд руб. (в том числе на строительно-монтажные работы - 1,8 млрд руб) и введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд руб.[источник не указан 53 дня] (что равно их стоимости на ЗИЛе, ГАЗе, ВАЗе, вместе взятых).
1972 год. Приём на работу на вновь построенном заводе.


Общая развёрнутая площадь зданий и сооружений комплекса составила 3343 тыс.м² (на 1 января 1991 года достроено до 3826 тыс.м² или 81 % от проекта).
На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственных 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы (СЭВ и Западной Европы), США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза.
1971 год.


Параллельно шло строительство Нового города Набережных Челнов. Первый 12-тиэтажный жилой дом для первопроходцев КамАЗа был сдан в 1971 году. Планировалось увеличить население города в десятки раз - с чуть менее тридцати тысяч до полумиллиона человек. Это означало проведение своеобразного масштабного социального эксперимента - комфортабельное жильё, медицинские и учебные заведения, спортивные объекты и культурные учреждения, а также прилегающая инфраструктура возводились грандиозными темпами. До 40 тысяч человек ежегодно пополняли город в конце 1970-х - 1980-х годах.
Отдел кадров завода КАМАЗ.


Технический проект КамАЗа был разработан институтом «Гипроавтопром» и проектным управлением КамАЗа совместно с ведущими предприятиями и организациями СССР: институтом «Промстройпроект» Госстроя СССР и «Гипродвигателем» (Ярославль).
Также к проектированию отдельных производств были привлечены иностранные фирмы: «Свинделл - Дресслер» (Питсбург, США) - технологические и специальные части литейного завода, «Рено» (Франция) - проект завода двигателей, «Либхерр» (Штутгарт, ФРГ) - производство коробок переключения передач.
Конструкция первого поколения автомобилей и двигателей КамАЗ-5320 построена на основе перспективного семейства автомобилей ЗИЛ-170 (6×4) и ЗИЛ-175 (4×2) разработки Московским автомобильным заводом им. И. А. Лихачёва и Ярославским моторным заводом в 1967-1969 годах.
В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель. Через год по временной технологии начали сборку силовых агрегатов.
1969 год.


1969 год. Памятный камень.


Основы будущих цехов.




Бригада Гайнутдинова


От первого куба земли до первого автомобиля один шаг.


Заливка бетоном.


1972. Автосборочный цех.


1972. Документ строительства


ТЭЦ


Электроподстанция


Завод двигателей.


Приезд начальства.


До пуска главного конвейера 2 дня.




Церковь и дома старой постройки на фоне строящихся цехов.



Монтажники.


1970 год.


Руководители строительства завода и города.


Строительство главного корпуса.




Женщины добираются на работу.




Строители


Эскаватор.


Руководители строительства.


Подъёмные краны.


Строящиеся цеха на фоне города.




Монтажник.


Строительство фундамента.


1974. Литейный


РИЗ строится.


Встреча


Геодезические работы.


Котлован


1971. Автосборочный. Палаточный городок.




1972. Палатка АЗС.