Какой транспорт считается не экологичным. Электробус — экологический транспорт или новый монорельс? — Какое же лекарство выбрала столица

В экологическом рейтинге субъектов РФ Общероссийской Общественной организации «Зеленый патруль» Москва заняла пятое место, поднявшись за год на 9 позиций. Улучшить состояние экологии в столице помогли в том числе меры по развитию городской транспортной системы.

Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации публикуется с 2008 года и выходит четыре раза в год: зимой, весной, летом и осенью. По итогам зимы 2016-2107 Москва заняла 5 место. Прошлой зимой столица размещалась на 14 позиции. В основу расчета экологического рейтинга берутся оперативные данные об экологически значимых событиях, происшествиях и проблемах. Ознакомиться с методологией расчёта можно на сайте «Зеленого патруля» www.greenpatrol.ru/sites/default/files/_ppt_1_0_0.pdf

По данным рейтинга, на экологическую ситуацию в Москве повлияли транспортные решение последних лет – ввод платной парковки, закупка нового подвижного состава общественного транспорта, создание пешеходных пространств и велодорожек в рамках программы «Моя улица», регулирование движения грузовиков и другие инициативы.

Общественный транспорт – один самых экологичных участников движения на столичных дорогах. С 2013 года автобусы, закупаемые в Москве, соответствуют экологическому классу двигателя Евро-5. Автобусный парк перевозчика ГУП «Мосгортранс» обновлен на 95%. В 2016 году благодаря реформе наземного городского пассажирского транспорта на маршруты вышли 2 тысячи новых экологичных транспортных средств. Средний возраст автобусов коммерческих перевозчиков составляет 1 год, а «Мосгортранса» – 4,9 лет.

В ближайшие три года в Москву будут поставлять по 100 трамваев ежегодно. Каждый современный трёхсекционный трамвай перевозит на 30% больше пассажиров, чем трамвай обычной конструкции. Кроме того, в столице проходит испытания новый электробус российского производства.

В 2016 году количество пассажиров городского транспорта выросло на 600 млн человек по сравнению с 2010 годом. Москвичи стали разумнее использовать автомобиль, отдавая предпочтение другим способам передвижения по городу. Запуск движения по Московскому центральному кольцу, а также ввод новой маршрутной сети «Магистраль» в 2016 году сделали городской транспорт удобнее и привлекли новых пассажиров. Растущая популярность московских такси и системы каршеринга также позволяет сокращать количество личных автомобилей в городе и улучшать дорожную ситуацию, что положительно сказывается на экологической обстановке в городе.

«Работа Правительства Москвы, и в частности, Транспортного комплекса, в направлении реорганизации города позволила Москве войти в топ-5 рейтинга экологичности. Москва почти на один год раньше, чем остальные регионы России, приняла закон о продаже топлива стандарта Евро-5, что положительно сказалось на качестве воздуха. Положительный эффект дали и высадка деревьев, ввод платных парковок, ограничение въезда грузового транспорта», – отметил председатель управления Общероссийской Общественной организации «Зеленый патруль» Андрей Нагибин.

«Строительство жилого фонда, рост населения и увеличение числа автомобилей требуют от Правительства Москвы новых решений для улучшения состояния городской экологии и повышения качества жизни горожан. В 2017 году мы продолжим закупать современный и экологичный подвижной состав, совершенствовать маршрутную сеть, отдавая предпочтение передвижению по городу общественному транспорту, а также поддерживать развитие альтернативного транспорта – велосипедного движения, каршеринга и электромобилей», – рассказал заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов.

«С 1 января 2017 года грузовики с двигателями ниже класса Евро-3 не могут въезжать на Третье транспортное кольцо (ТТК) и в его пределы, а грузовики с двигателем ниже класса Евро-2 - на Московскую кольцевую автомобильную дорогу (МКАД) и в ее пределы. Порядка 30% выхлопных газов, загрязняющих воздух в районе автомобильных трасс, выбрасывают грузовики. Ограничения должны стимулировать транспортные компании обновить автопарк на более современный. Мы ожидаем, что ограничение на въезд грузового транспорта в центральную часть города снизит загазованность воздуха на 2-3%, а это существенно для такого мегаполиса, как Москва. Думаю, в конце 2017 года мы уже сможем оценить эффективность этой меры», - отметил Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский.

Три четверти городских перевозок пассажиров к 2030 году будут выполнять метро, электробусы, автобусы на газе и прочий экологичный транспорт. О таких планах «Известиям» рассказали в Минтрансе. Пока в России безвредна для окружающей среды лишь половина пассажирских перевозок. Минприроды фиксирует, что выбросы от автотранспорта растут и текущий уровень загрязнения чреват более чем 80 болезнями граждан.

К 2030 году в крупнейших городах и городских агломерациях не меньше 70–75% пассажирских перевозок должен выполнять экологичный транспорт, считают в Минтрансе. Об этом «Известиям» рассказали в ведомстве.

Речь идет об автобусах, работающих на природном газе, и транспорте с электродвигателями - трамваях, троллейбусах, метро, электропоездах, автомобилях и гибридах, фуникулерах, канатных дорогах, электробусах и так далее. По данным Росстата за 2017 год, в среднем по стране на экологичный транспорт приходилось чуть больше половины городских пассажирских перевозок. Около 47% городских перевозок пассажиров совершали автобусы и маршрутные такси. Они в большинстве своем неэкологичны: 95% автобусов работают на дизельном топливе, свидетельствуют данные межрегионального профсоюза работников общественного транспорта.

Минтранс предполагает, что переход на экологичный транспорт позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду.

Автотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах, указано в последнем итоговом докладе Минприроды, представленном на сайте ведомства. Объем выбросов от автотранспорта сохраняет тенденцию к увеличению и в 2017 году составил 14,5 млн т, указано в документе.

Воздействие опасных факторов окружающей среды на здоровье связано более чем с 80 болезнями и типами травм. Благодаря обеспечению более здоровой окружающей среды можно было бы ежегодно предотвращать 13 млн случаев смерти в мире, - отмечено в докладе Минприроды.

Практически все автобусы в России работают на дизельном топливе, их переоборудование потребует капитальных вложений, отметил председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Юрий Дашков. Сейчас в стране около 30 «газовых» пассажирских автопарков (два из них в Москве). Переоборудование дизельного автобуса на газ стоит 60–80 тыс. рублей, рассказал эксперт. При этом само голубое топливо дешевле почти в полтора раза, отметил он. Также в автопарках придется устанавливать газовые станции для заправки автобусов - они обойдутся примерно в 1 млн рублей каждая, рассказал Юрий Дашков.

Во многих европейских странах, например в Нидерландах и Франции, уже активно используют городской электротранспорт и России стоит взять этот опыт на вооружение, считает эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин. Однако полный переход на электротранспорт нецелесообразен из-за высокой цены электричества, отметил он.

Газ считается самым экологичным видом топлива в мире, так как сгорает без образования дыма, отметил директор по операциям FM Logistic Александр Павлов. При его использовании моторное масло можно менять в два раза реже, добавил он. Газовый транспорт благодаря дешевизне топлива популярен в Индии, Колумбии, Пакистане, рассказал эксперт.

Ранее стало известно, что продажи электромобилей в России выросли на 72% за восемь месяцев по сравнению с периодом с января по август 2017 года. Однако всего в России еще лишь около 2,5 тыс. электрокаров.

Ежедневно общественный транспорт проезжает сотни километров и сжигает сотни литров топлива. А ведь с ростом городов потребность в общественном транспорте все увеличивается, нагрузка на дороги растет, а вместе с этим растет и количество выхлопных газов, сажи, пыли и копоти в воздухе. И всем этим дышат водители, пассажиры и пешеходы. Наверное, в каждом крупном городе России ощущается острая необходимость в такой системе общественного транспорта, которая наносила минимальный ущерб окружающей среде, отвечала экологическим запросам современности.

Пока в России проблема еще только-только начинает приобретать остроту, в ряде городов мира уже сделаны первые шаги для изменения ситуации к лучшему.. Так, например, в Нью-Йорке программа перевода городского транспорта на альтернативные источники энергии существует уже более 20 лет. Согласно ей, по улицам города курсируют автобусы на сжиженном газе, а старые дизельные автобусы подлежат замене на более новые, с дополнительными фильтрами.

Аналогичная ситуация существует и в столице Великобритании. В марте 2006 года на улицах Лондона появились гибридные автобусы. Все автобусы успешно прошли испытания. Воодушевленные этим власти города заявили, что уже в скором времени все без исключения автобусы будут ездить на гибридных двигателях. А совсем недавно лондонцы стали участниками еще одного эксперимента с общественным транспортом — в городе появилось 10 автобусов, которые приводятся в движение топливными элементами, работающими на сжатом водороде. Пассажиры уже оценили их бесшумность и плавность хода. Вместе с тем экологические автобусы развивают достаточно серьезную скорость — до 80 км/час.

В столице Китая, Пекине, сейчас курсирует 1000 гибридных автобусов. Они используют всего 29,5 литров бензина на 100 км. Это количество горючего идет на генерацию электричества, которое необходимо для приведения автобуса в движение. Экологи отмечают значительное снижение вредных выбросов в атмосферу и улучшение экологической ситуации в городе. Несколько подобных автобусов мэр Пекина преподнес в дар правительству Москвы.

Интересно обстоят дела в немецком Гамбурге, где довольно успешно реализуется программа «Чистый городской транспорт для Европы». В рамках программы по городу ездят 30 автобусов, работающих на водороде. Водород как топливо примечателен тем, что при его сгорании образуется вода. При этом в атмосферу не выбрасывается никаких выхлопных газов и продуктов горения. Единственная сложность состоит в том, что выделение чистого водорода — довольно сложный и трудоемкий процесс, однако власти Гамбурга надеются в скором времени решить и эту проблему.

В России же с 2010 года экобусы достаточно успешно курсируют в Краснодаре. Примечательно, что все они — разработка Энгельсского троллейбусного завода. Работают такие автобусы на природном газе и электричестве. Как и все транспортные средства, работающие на электричестве, они бесшумны. Экобусы достаточно дружественны окружающей среде — выброс вредных вещество значительно снижен.

Эксперименты по внедрению экобусов в качестве общественного транспорта сейчас проводятся во многих городах России, в том числе и Москве. Поэтому учитывая мировые тенденции можно смело предположить, что системы общественного транспорта крупных городов России в скором времени, возможно, будут пересмотрены в пользу внедрения экологических автобусов.


Власти города нашли замену привычным троллейбусам. Теперь по центру столицы будут двигаться новые экологичные автобусы ЛИАЗ (двигатель «Евро-5»). Современные автобусы, а точнее - электробусы, должны начать движение по городу уже к концу декабря.

Дорогу электробусам!

Выступая на радиостанции «Говорит Москва», глава московского Дептранса Максим Ликсутов рассказал о перспективах столичных троллейбусов.




В ходе дискуссии он сообщил, что контактная электросеть уже давно устарела, и это ведет к большим потерям электроэнергии (около 30%). К тому же, экологический автобус, который планируется пустить вместо троллейбусов - позволит очистить воздух над городом.

Максим Станиславович отметил, что троллейбусные маршруты никуда не денутся, просто на их месте появятся новые современные автобусы. А это в свою очередь облегчит жизнь автомобилистам - ведь электробусы обладают намного большей степенью маневренности по сравнению с троллейбусами.

Также М. Ликсутов подчеркнул, что последние несколько лет в городе активно развивается трамвайная сеть. Реконструируются старые пути, появляются остановки, закупается новый парк с современными низкопольными трамваями.

Экоавтобусы - транспорт будущего

Экологический автобус ЛИАЗ с двигателем Man стандарта «Евро-5» - отличная альтернатива троллейбусам. Российский автобус нового поколения работает на современных видах топлива (дизель, электричество и газ), он уже прошел ряд сертификационных испытаний и полностью готов к эксплуатации.

Новый электробус отвечает всем требованиям по экологии. Использование стандарта «Евро-5» снизит выбросы углеводородов в атмосферу в 143 раза! Не говоря уже о выбросах других веществ.

Кроме того, новая серия автобусов отличается комфортабельными салонами, новейшими кондиционерами и системами отопления, а также другими модными «фишками».

Как будущие электрички очистят воздух города и зачем Москва тратится на зарядные станции для редких электромобилей? На эти и другие вопросы АиФ.ru ответил Константин Трофименко, директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ .

АиФ.ru: Константин, недавно вы участвовали в круглом столе по экологии, проведенном кандидатом в мэры Сергеем Собяниным. Это было подведение итогов последних лет или мозговой штурм для создания следующих программ?

Константин Трофименко : И то, и другое. Улучшение экологической обстановки в столице напрямую связано с проектами, которые реализуются с 2011 года. Например, московский запрет на продажу бензина ниже класса Евро-4 подтолкнул водителей поменять старые машины на менее вредные для воздуха модели. Масштабное развитие общественного транспорта в столице уже дает колоссальный «зеленый» эффект. Ведь, как напомнил на круглом столе Сергей Собянин , каждый автомобилист «дарит» городу 120 кг вредных выбросов в год. Благодаря открытию новых станций метро и запуску МЦК сотни тысяч жителей стали ежедневно использовать общественный транспорт. После реконструкции основных развязок и вылетных магистралей уменьшились пробки на дорогах, и это еще один шаг к чистому воздуху. Ведь выбросы от машин в пробках на порядок выше, чем от тех, что несутся по магистрали. На мой взгляд, очень важно, что Москва не считает строительство новых дорог панацеей. Даже если бы мы расширили шоссе до 50 полос, они бы тоже стояли. Ведь невозможно расширить центр Москвы, куда каждый день стремятся миллионы людей.

— Какое же лекарство выбрала столица?

— Сегодня во всем мире объективным техническим трендом является внедрение электромобилей. Мы ему следуем. Например, с 2021 года Москва станет закупать исключительно электробусы, а обычные автобусы будут постепенно списывать согласно сроку их службы. Даже каршеринг, который уже вносит свою лепту в улучшение экологической ситуации, начнет предлагать прокат электромобилей. Мне нравится, что в столице занимаются ранним прогнозированием. На круглом столе Сергей Семенович сказал, что, согласно экспертным оценкам, в ближайшие 5 лет электромобили станут общедоступными (из-за удешевления аккумуляторов) и город должен потратить это время на создание разветвленной сети зарядных станций. Чтобы она была готова к тому моменту, когда число электромобилей на московских улицах начнет резко расти. Есть интересный проект зарядок на базе существующей троллейбусной контактной сети. Предлагается не демонтировать ее, а модернизировать под нужды инновационных видов транспорта.

— Что поможет пересадить на общественный транспорт даже заядлых московских автомобилистов?

— Надо предложить им большую мобильность без использования личного транспорта. Но есть проблема «последней мили». Если её решить, это облегчит жизнь миллионов москвичей и внесет большой вклад в улучшение экологической ситуации столицы. «Последняя миля» — это отрезок пути, который человек должен преодолеть до дома (или офиса), выйдя из общественного транспорта. Когда данный отрезок нужно именно преодолевать, если он неудобен, мы точно знаем: автомобильный поток здесь не снизится, так как «последняя миля» не является комфортной. Москва планирует решить эту проблему с помощью нескольких программ. Обновляются маршруты наземного транспорта, строительство новых станций метро идет одновременно с благоустройством прилегающих территорий в радиусе полутора километров. Окрестности старых станций также становятся удобными для пешеходов. Плюс идет активная кампания по популяризации немоторизированной мобильности. Этому способствует реконструкция улиц, где появляются широкие бульвары, и пропаганда велодвижения. Лучшее доказательство тому — обустройство дорожек в зеленых зонах и специальных полос на улицах, а также разветвленная сеть прокатных байков и самокатов. Часть населения (особенно молодежь) это точно удержит от ежедневного пользования личным автомобилем в часы пик. Зачем стоять в пробках, а потом платить за парковку у офиса, если можно сесть на метро, а «последнюю милю» проехать на прокатном велосипеде, гироскутере или просто пройти пешком по красивому бульвару?

— Вы согласны с утверждением, что экология сегодня важнее транспорта?

— Да, это так, потому что обитание в экологически неблагополучном городе сокращает жизнь человека на годы. И, если личный автомобиль, работающий на бензиновом топливе, — главный источник вредных выбросов, значит, нужно свести его использование в мегаполисе к минимуму. Траты, которые условно можно считать транспортно-экологическими (например, замена автобусов на электробусы), на самом деле являются инвестициями в социально-экономическое будущее Москвы. Это инвестиции в самих жителей, их качество жизни. Когда в районе появляется продуманный, комфортный и экологически чистый транспорт, «мертвая территория» оживает, там появляются рабочие места, точки притяжения для коммерсантов и населения. Все это напрямую сказывается на качестве жизни москвичей. Но это долгосрочные вложения. Мы не можем ожидать мгновенного экологического эффекта от реализации одной, двух, трех городских программ, будь то каршеринг, перезапуск отрасли такси или открытие МЦК. Немцы, помешанные на экологии, запустили большинство транспортных «зеленых» проектов в девяностые годы прошлого века. И у них ушло более 20 лет на то, чтобы кардинально переломить ситуацию. Москва уже встала на правильный путь. У нас есть все шансы увидеть столицу совсем другой: городом, где легко дышится и где превалирует электротранспорт.

Я думаю, уже в этом году начнется подготовка новой транспортной стратегии Москвы, по которой город будет жить после 2020 года. Уверен, что и дальше будут развиваться нынешние московские тенденции: строительство хорд, развязок, станций метро, запуск Московских центральных диаметров. Последний проект электрического общественного транспорта чрезвычайно важен, ведь добрая половина автомобилей на улицах мегаполиса принадлежит жителям ближнего Подмосковья. У них своя «последняя миля» около дома, причем очень большая, зачастую она заканчивается на МКАД. Именно поэтому многие едут от начала и до конца маршрута на личном автомобиле, даже несмотря на утренние пробки при въезде в Москву. Когда заработают МЦД, весомая часть пассажиров выберет быстрые электрички. И воздух в городе станет еще чище из-за снижения автомобильной активности, при этом мобильность горожан только увеличится.