Какой самый большой самосвал в мире? Самые большие самосвалы в мире. Большие карьерные самосвалы. Самый большой карьерный самосвал в мире. Карьерный самосвал БелАЗ (фото) Самая большая карьерная техника

В мире существует несколько моделей самосвалов-гигантов, используемых в тяжелой промышленности, для карьерных разработок. Все эти суперавтомобили являются уникальными каждый в своем классе. Поэтому неудивительно, что ежегодно между странами-производителями проводится своеобразное соревнование: чьи самосвалы самые грузоподъемные, быстроходные и выносливые. Отдельной строкой обозначен вопрос "в какой стране производится самый большой самосвал в мире". Технический прогресс уже не остановить. Характеристики автомобилей достигли фантастических высот. При этом технологии производства продолжают совершенствоваться. Поэтому самый большой самосвал в мире может появиться неожиданно, как это не раз бывало. Параметры, характеристики и габариты новых моделей регулярно просчитываются компетентными специалистами в исследовательских центрах. Аналитическая работа инженерных служб имеет международный масштаб.

Горнодобывающие великаны

Самый большой самосвал в мире, БелАЗ-75710, карьерный гигант, не имеющий себе равных, был представлен на испытательном полигоне 25 сентября 2013 года. Машина производится на заводах ОАО "БелАЗ", расположенных в городе Жодино, недалеко от Минска. Технические характеристики самосвала впечатляют, он берет на борт 450 тонн груза, тогда как его европейские и американские аналоги поднимают только 380 тонн. Исполин весит 810 тонн, но при этом способен развивать скорость до 64 км/час. И хотя подобные скорости на карьерных разработках смысла не имеют, однако сам факт такой динамики свидетельствует о беспрецедентной мощи автомобиля. Новой машине был присвоен титул "Самый большой самосвал в мире 2013 года". За прошедший год в мировом рейтинге не появилось ни одного карьерного автомобиля, который мог бы опередить БелАЗ-75710 по своим характеристикам. Поэтому с полным правом белорусский гигант может носить звание "Самый большой самосвал в мире 2014 года". Выпуск карьерного исполина начался, первые машины уже работают в самых крупных разрезах по всему миру.

В рабочем режиме самый большой самосвал в мире обычно перемещается по территории горнодобывающего разреза со скоростью 10-12 км/час. Обслуживание машины заключается в периодическом осмотре силовой установки и ходовой части. Механики действуют по принципу "легче предотвратить поломку, чем потом ее устранять". Ремонт карьерного самосвала возможен только на специализированных предприятиях, оборудованных подъемными механизмами по типу А из карьера к месту ремонта машину приходится доставлять на нескольких тягачах. Технические центры по обслуживанию фирмы-производители стараются расположить в зоне наибольшей доступности к карьеру или горному разрезу, в которых работают самосвалы. Иначе вопрос доставки машины к месту ремонта и обратно может вылиться в крупную сумму. Поэтому есть специальные фирмы-посредники, которые занимаются оптимизацией расположения сервисных центров. Кроме того, практика показывает, что владельцы крупных промышленных разработок в сфере добычи сырья и полезных ископаемых закупают карьерную технику у одного и того же производителя. Это позволяет годами работать по налаженной схеме с наименьшими потерями. Обслуживание материальной части обычно проводят специалисты фирмы-производителя, которые приезжают на место по определенному графику.

Расход топлива - 500 литров в час. Много это или мало?

Самый большой самосвал в мире имеет, соответственно, сверхмощную силовую установку, которая состоит из двух дизельных генераторов, вырабатывающих суммарную тягу в 8500 л. с., и питает энергией четыре электропривода, обеспечивающих вращение колес. Электромоторы приводят в движение колеса самосвала при полной загрузке кузова с максимальной тяговой силой. А пустой автомобиль движется в режиме 50-типроцентного сброса мощности, для этого отключается один из дизель-генераторов. Расход дизельного топлива в полном режиме составляет около 500 литров в час. Как мы видим, самый большой самосвал потребляет огромное количество горючего. Однако стоимость солярки - это ничто в сравнении с экономической пользой, которая выражается семизначными цифрами. И именно благодаря карьерным гигантам-самосвалам.

Видеокамеры и другие полезные устройства

Оснащение карьерного самосвала БелАЗ-75710 включает в себя сложные, но эффективные системы пожаротушения и просмотра "мертвых" зон вокруг автомобиля. Для этого по периметру машины установлены восемь постоянно действующих видеокамер, передающих информацию на мониторы в кабину водителя. В двухместной просторной кабине размещаются водитель-оператор и штурман. Кроме видеообзора, самосвал оборудован специальным устройством, предупреждающим о приближении к высоковольтным линиям. В кабине работает кондиционер летом и обогреватель зимой. Самый большой самосвал в мире БелАЗ-75710 является суперавтомобилем, рассчитанным на работу в сложных условиях при температуре от минус 50 до плюс 50 градусов. Ресурс машины позволяет эксплуатировать ее в круглосуточном режиме.

Самый большой самосвал в мире: характеристики

Габариты:

  • Длина - 20 м 600 см.
  • Высота - 8170 мм.
  • Ширина - 9750 мм.

Весовые характеристики:

  • Вес самосвала без загрузки - 360 000 кг.
  • Грузоподъемность - 450 тонн.
  • Полная масса - 810 тонн.

Силовая установка:

  • Два дизель-генератора мощностью 4664 л. с. каждый, суммарная энергия 8500 л. с.
  • Число цилиндров - 32, расположение рядное.
  • Расход топлива - 500 литров в час.
  • Количество топливных баков - 2 по 2800 литров.
  • Привод - электромоторы на каждом заднем колесе мощностью 1200 кВт.

Ходовая часть:

Недосягаемый БелАЗ-75710

Самый большой самосвал в мире, фото которого представлены на странице, - это по-прежнему оранжевый исполин, сошедший с конвейера в белорусском городе Жодино. Инженерный состав ОАО "БелАЗ" в настоящее время готовит ряд усовершенствований, которые еще больше укрепят и без того высокий рейтинг модели 75710. Таким образом, самый большой самосвал в мире, грузоподъемность которого превышает 450 тонн, становится недосягаемым в ближайшие годы для производителей-конкурентов.

Изготовление карьерной техники связано с очень большими затратами. Поэтому в мире не возникает новых крупных производителей. Зато во множестве появляются подрядчики, которые способны изготавливать качественные узлы и агрегаты для машин, работающих в горнодобывающей промышленности. Это моторостроители, фирмы по выпуску супершин и другие специализированные предприятия, доступные для сотрудничества. Карьерная автомобильная техника стоит дорого, цена на самосвал высокого класса достигает пяти-шести миллионов долларов. Однако машина оправдывает затраты уже в первые два года, принося при этом значительную прибыль.

Никогда не простаивают, в большинстве случаев эта техника работает в круглосуточном режиме. Руководство разреза по добыче ископаемых должно только вовремя подготовить водительский состав, а все остальное сделают БелАЗ, Caterpiller и Komatsu.

Карьерные самосвалы - это транспортные средства, история которых началась еще в прошлом веке. Уже тогда они внушали уважение своими габаритами и размерами, а также техническими характеристиками. Современные модели более модернизированы, поэтому данная автомобильная техника широко применяется в самых разных сферах. Рассмотрим модели самых популярных марок.

БелАЗ

Карьерный самосвал БелАЗ - это белорусский «монстр», который совершенствуется из года в год. Каждая новая модель отличается увеличенной грузоподъемностью, размерами. Такой транспорт необходим для перевозки грузов в большом объеме, и передовыми в данной сфере являются именно самосвалы белорусской марки. Благодаря уникальным эксплуатационным характеристикам подобный транспорт широко используется в горнодобывающей промышленности и строительной сфере. Техника данной марки выпущена в нескольких сериях:

  • Карьерные самосвалы серии 7540 - это машины, обладающие грузоподъемностью 30 тонн и способные перевозить горную массу в сложных условиях и глубоких карьерах. Их конкурентное преимущество - мощные дизельные моторы.
  • В серии 7571 представлены самосвалы самой высокой грузоподъемности - 450 тонн. К их отличительным особенностям относятся мощные двигатели, электрическая трансмиссия и высокая проходимость.

Любой самосвал БелАЗ обладает качественным оснащением и продуманной конструкцией, благодаря чему эксплуатация простая, безопасная и удобная. Примечательно, что самый большой карьерный самосвал в мире был выпущен в 2013 году именно белорусской компанией. Это транспортное средство называется БелАЗ 75710 и имеет грузоподъемность в 450 тонн! Кроме того, модель отличается высокой производительностью, надежностью за счет использования двигателей высокой эффективности, отличной маневренностью, комфортностью и безопасностью труда водителя. Машина оснащена электромеханической трансмиссией, что в новинку для самосвалов данного класса.

БелАЗ 75600

Данная модель способна перевезти около 300 тонн продукции, поэтому относится к элитному классу транспорта описываемого типа. Силовой агрегат в данной модели - 18-цилиндровый турбированный дизель, который имеет объем почти 78 л, развивая мощность в 3546 л. с. Из новинок оснащения можно отметить объединенную гидросистему, состоящую из механизма платформы, тормозной системы и рулевого управления. Все это запускается аксиально-поршневым двухсекционным насосом, который имеет переменную производительность.

Terex

Среди самосвалов с уникальными техническими характеристиками выделяются модели марки Terex. Эти транспортные средства появились благодаря трудам американской компании General Motors. В первом варианте это был трехосный самосвал длиной семь метров и весом 650 тонн, поэтому управлять им нужно было очень искусно. Так что самый большой карьерный самосвал был создан именно в США.

Кстати, Terex - это сразу несколько компаний, которые предлагают широкий выбор самосвалов - мощных и с разной грузоподъемностью. В модельном ряду марки - девять машин, которые оснащаются дизель-электрическими моторами при грузоподъемности от 109 до 326 тонн. Компания предложила и новинку - дизель-электрический карьерный самосвал, который имеет привод колес, отличается компактностью и экологичностью. Производитель заявляет, что агрегаты позволяют сэкономить расход масла, а сами детали, оснащающие их, отличаются высокой износостойкостью.

Данные самосвалы оснащаются прочной и жесткой конструкцией рамы, благодаря чему достигается высокая производительность техники даже в сложных природных условиях. Благодаря оснащению автоматической коробкой передач и продуманной системой двигателя машины обеспечивают эффективность работы.

Модели TR45 и TR60

Модели Terex зарекомендовали себя как надежные и универсальные транспортные средства. Так, самосвал TR 45 обладает мощным двигателем с рабочим объемом 19 л, продуманная коробка передач позволяет работать с запасом мощности и надежности, а благодаря уникальной двойной тормозной системе и дисковым тормозам водитель легко справляется с управлением на любой дороге. Мощный двигатель позволяет данным транспортным средствам лидировать в своем классе.

Карьерный самосвал TR60 универсален: на нем можно работать и в шахте, и на карьерах, и при строительстве дамб. Отличительная особенность модели - в двух передачах заднего хода, что открывает возможности для маневрирования на неровной территории. Легко справляется модель и с крутыми подъемами, позволяя работать даже в сложных условиях. Правда, по степени грузоподъемности модели данной марки все-таки уступают другим популярным брендам.

Caterpillar

Карьерные самосвалы Caterpillar - одни из самых огромных в мире, ведь только покрышка некоторых моделей весит около 4 тонн! С другой стороны, такие габариты сказываются на расходе топлива, который достаточно высок. Разработки оснащаются сразу двумя двигателями, дополненными 7-скоростной механической коробкой передач. Модельный ряд транспортных средств данной марки разнообразен, поэтому есть возможность выбрать подходящий вариант под конкретные особенности работы.

Самосвалы 785С отличаются продуманностью, благодаря чему показывают высокую производительность, комфортны и надежны в работе. Их широко используют в различных строительных процессах и при обслуживании крупных карьерных разработок. Модель оснащена дизельным двигателем с двойным турбонаддувом, способна развить большую скорость и отличается экономичностью.

MT5300D AC и Caterpillar 797B

Модель MT5300D AC - это мощный и универсальный в работе карьерный самосвал. Фото показывает, насколько продумана конструкция данной модели, благодаря чему снижаются эксплуатационные расходы, а оператор может чувствовать себя за рулем максимально свободно и комфортно. Самосвал 797F - это еще одно экономичное решение, когда нужно перевезти различные материалы. Благодаря совершенной конструкции существенно улучшены показатели безопасности и эффективности работы транспортных средств.

Caterpillar 797B - это обычный самосвал, только большого размера. При собственном весе 624 тонны он способен перевезти на борту почти 350 тонн груза, причем его конструкция как нельзя лучше подходит для карьерных самосвалов. 24-цилиндровый двигатель с рабочим объемом 117 л поражает воображение! Кроме того, данная модель просто напичкана разнообразными электронными системами, что обеспечивает надежность работы всех его элементов.

Liebherr

Данная европейская марка также предлагает ряд самосвалов внушительных габаритов и грузоподъемности. Так, модель Liebherr T282B отличается грузоподъемностью 336 тонн и оснащена 20-цилиндровым двигателем мощностью 3650 л. с. При поднятом кузове самосвал возвышается на высоту 6-этажного дома. Карьерные самосвалы Liebherr отличаются:

  1. Наличием второго места для пассажира.
  2. Дисплеем на панели приборов, куда выводится полезная информация о работе техники.
  3. Оснащением высокомощными противотуманными фарами, кондиционером и плеером.

В модельном ряду сразу несколько машин, которые оснащаются разными типами двигателей.

Euclid

Карьерные самосвалы мира представлены в большом разнообразии. Один из старейших производителей - компания Euclid, выпустившая первое транспортное средство еще в 1933 году. Сегодня бренд входит в состав японского концерна Hitachi, поэтому и модели машин радуют не только многообразием, но и уникальными техническими параметрами. К отличительным особенностям модельного ряда Euclid можно отнести следующее:

  1. Оснащение электрическим приводом на переменном токе.
  2. Снижение эксплуатационных расходов.
  3. Динамический тормоз, который отличается безотказностью работы.
  4. Плавное притормаживание машины благодаря наличию специального контроллера скорости.
  5. Прочная рама служит залогом долговечности самосвалов.
  6. Для создания рабочих поверхностей кузова использована легированная износоустойчивая сталь.
  7. Благодаря продуманному расположению ребер жесткости нагрузка на кузов становится равномерной, поэтому не будет деформаций.

По желанию заказчиков модели могут быть дополнительно оснащены антипробуксовочной системой, контролирующей тягу и обеспечивающей хорошее управление даже на скользкой дороге.

Komatsu

Под этим брендом был выпущен не один карьерный самосвал (фото см. выше). Большие карьерные самосвалы для данной марки - не редкость. В модельном ряду можно легко найти настоящих гигантов на колесах, которые обладают уникальными показателями грузоподъемности и производительности. Одна из самых популярных моделей - самосвал HD 1500-7, который обладает грузоподъемностью 144 тонны и оснащен мотором мощностью 1406 л. с. Считается, что дизельный двигатель данной модели самый мощный, соответственно, самосвал может похвастаться высоким ускорением, быстрым разгоном и высокой удельной мощностью.

В чем особенности?

К отличительным характеристикам модели можно отнести:

  • автоматическую коробку скоростей и трансмиссию, которые держатся на эластичных резиновых подушках;
  • гидравлическую цепь управления;
  • просторную кабину с герметичным остеклением;
  • водительское кресло, которое может регулироваться в 5 позициях;
  • тормоза мокрого типа и гидрофицированную систему управления, которые снижают расходы на эксплуатацию и обеспечивают надежность работы устройств;
  • самосвал отлично укомплектован различными системами, благодаря которым обеспечивается автоматическое управление.

Самым настоящим флагманом данного бренда является модель Komatsu 930E-3SE. Она весит больше 500 тонн при мощности 3500 л. с. 18-цилиндровый двигатель радует не только высокой производительностью, но и уникальным для данной автомобильной техники крутящим моментом. Все это обеспечивает надежность эксплуатации транспортного средства и его отличные характеристики.

Подписаться на сайт

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Белорусский автозавод, производящий широчайший спектр всевозможной техники для предприятий горнодобывающей промышленности, является наилучшим производителем всевозможной карьерной спецтехники на планете. Ни один иной завод, ни в одном государстве мира не может похвастаться столь широчайшим ассортиментом самосвалов, как у БелАЗа. В 2013 году белорусские машиностроители презентовали карьерный самосвал БелАЗ 75710.

В начале 2014 года БелАЗ установил очередной рекорд, который был официально занесён в книгу мировых рекордов – новый самосвал проехал по специально отведённой для проведения опыта территории с более чем 503 т. груза! Данный факт кардинальным образом изменил положение на рынке, поскольку белорусскому автомобильному предприятию, занимающемуся производством автомобилей, удалось создать самый большой БелАЗ на планете, оставив позади своих основных соперников – Terex, Caterpillar.

Характеристики

Выпустить новую модель карьерного самосвала позволило сотрудничество БелАЗа с мировыми производителями. Именно благодаря этому белорусским конструкторам удалось наделить БелАЗ 75710 впечатляющими характеристиками.


Пара 16-ти цилиндровых 65-литровых дизелей мощностью до 3430 кВт обеспечивают потрясающую грузоподъёмность автомашины. Данные дизели активируют систему электропривода тягового переменного тока ММТ500, которая была спроектирована специалистами «Siemens».


Помимо пары генераторов, в неё также входит шкафчик управления инвертерами ELFA, вентиляционная установка резисторов тормозных, три обдувных вентилятора, четыре электрических двигателя тяговых мощностью в более 1200 кВт.


На фотографии БелАЗ 75710 прекрасно видны 8 колёс, способных выдержать от 100 тонн и более. Наличие полноприводной системы на все колёса даёт возможность грамотно распределить на все оси тяговое усилие. А в случае поломки одного из мотор-колёс автомашину не надо будет буксировать. Он может сам доехать до сервисного центра. Благодаря особой конструкции редуктора мотор-колёс можно не демонтируя шин заменять какую угодно сломавшуюся деталь. Это минимизирует временные и финансовые издержки на ремонт и обслуживание машины.


Имея полную нагрузку в 450 т. БелАЗ 75710 расходует до 300 литров топлива в час. Полностью заправленного 4360-литрового бака хватает на полторы трудовых смены. Смена рабочих режимов позволяет экономить расход топлива. При 100-процентной загрузке авто функционируют все два дизеля, а когда едет пустым – лишь один. Автомашина способна развивать скорость до 67 километров в час.

Безопасность и надёжность

Надёжная работа БелАЗ 75710 обеспечивается гидравлической объединённой системой, которая состоит из:

    • Тормозной системы;
    • Механизма опрокидывающего;
    • Управления рулевого.

В случае возникновения угрозы аварии тормозная система обеспечит быстрое торможение. Благодаря наличию электродинамического тормоза, затормозить можно при какой угодно скорости. Переключить с полной тяги до 100-процентной остановки можно за секунду, как на открытых участках, так и на крупных карьерах. Для этого водителю обеспечены все необходимые условия. Система управления на новом авто та же, что и на предшествующей модели – 360-тонном БелАЗ 7560, а, следовательно, подготовка автоводителей к переходу на новую машину не потребует дополнительного времени на переподготовку.

Стоимость и размеры автомашины

Стоимость новейшего крупногрузного самосвала начинается от 2 миллионов долларов США, так же, как на крупнейший на планете БелАЗ, до 4 млн. $ – ровно столько же стоит и новейший Liebherr T 282B. Однако многолетняя практика свидетельствует, что применение самосвалов крупного тоннажа даёт возможность сократить себестоимость транспортировок на 36%. Так что покупка данной автомашины окупается за крайне короткий период времени.


Обычный вариант комплектации авто включает в себя автосистемы тушения пожаров, уровня давления в шинах, контроля топлива. Безопасность эксплуатации обеспечивает система видеообзора, а также особая система предупреждения линии высоковольтной. По желанию покупателя авто могут оборудовать топливозаправочной системой «Wiggins», а также выполнить футеровку кузова.


Чтобы доставить 360-тонный БелАЗ 75710 заказчику самосвал надо будет разобрать и перевозить его на 23 грузовых ж/д платформах грузоподъёмностью до 41 тонны. Монтаж автомашины осуществляется при помощи крана, поскольку новинка обладает длиной 20 м, высотой 8 м, шириной 10 м. Эта мощная машина способна поместить в своём кузове 269 кубометров породы.

Многие, пожалуй, согласятся с тем, что коммерческий транспорт, а еще вернее грузовой, ну а в частности карьерные грузовики, являются ключевой «движущей силой» в процессе становления, развития и работы добывающей и перерабатывающей отрасли, во всем мире. От их эффективной работы, которая являет собой прямую зависимость от их возможного перевозимого объема и массы, складывается и «общая картина» их целесообразности и применения.
Так если сказать проще, то в этой статье мы хотели поговорить о самом большом карьерном самосвале в мире, который в своем деле не способен заменить никто и ничто. Под самыми большими самосвалами (машинами), мы, прежде всего, подразумеваем самые грузоподъемные ТС.


Самый большой самосвал (грузоподъемный) в мире

Так эта статья будет о БелАЗ 75710. Машина начала выпускаться в 2013 году на Белорусском автомобильном заводе, откуда и идет аббревиатур БелАЗа.

(Машина БелАЗ 75710 в производственном цехе предприятия)

В тот же год производства БелАЗа 75710, завод подал заявку на внесение его в «Книгу рекордов Гиннесса» и неспроста. О том, что это довольно амбициозный самосвал вы поймете из нашего дальнейшего описания. Так, с 2013 года это самый большой (грузоподъемный) серийно выпускаемый карьерный самосвал.

(Машина БелАЗ 75710 на дороге)

Так, карьерный самосвал «БелАЗ-75710» способен перевозить до 450 тонн груза. Для примера обычный грузовой железнодорожный вагон, например для перевозки угля, перевозит порядка 50 тонн. То есть БелАЗ 75710 способен за раз увезти около 9 вагонов с углем, что, пожалуй, можно приравнять к небольшому маневрому составу на станции, формирующему основные составы. Стоит заметить, что БелАЗ перевозит груз не по рельсам, а порой, по полному бездорожью. При этом скорость может достигать 64 км/ч, но это уже не в нагруженном остоянии.

(БелАЗ 75710 на выставке карьерной и строительной техники)

Общая масса самосвала БелАЗ 75710 (загруженного) также впечатляет, как и его грузоподъемность, так его общий вес составляет 810 тонн.
Из особенностей самого большого самосвала стоит отметить электромеханическую трансмиссию компании Siemens, которая помогает оперировать переключением скоростей на машине. Также необходимо сказать о двигателе, мощностью в 4600 л.с, о том, что машина имеет 4 спаренных колеса, то есть в итоге 8, полный привод на каждую пару.

(Вид из кабины БелАЗа 75710. Видно насколько выше относительно поверхности земли расположена двухместная кабина управления машиной)

Машина имеет следующие габаритные размеры:

Высота: 8.16 м
Ширина: 9.87 м
Длина: 20.60 м

Расход топлива машины не общает быть маленьким, как и она сама. Так, конечно, все будет зависеть от режимов эксплуатации самосвала, но в карьерных условиях, прогнозируемое потребление горючего составит порядка тонны на 100 км пробега.

На самый большой самосвал устанавливаются радиальные бескамерные, пневматические шины Michelin. Самосвал имеет систему безопасности ROPS, которая призвана контролировать возможное опрокидывание машины и предотвращать их. При этом самосвал соответствуют всем международным нормам по выбросам, шуму, требованию к рабочему месту в кабине.
В целом, можно сказать, что самый большой самосвал является воплощением высоких технологий, сложных расчетов, значительного опыта и большого трудолюбия работников Белорусского автомобильного завода. Нельзя пройти и мимо такого факта, что завод расположен в соседней к России стране - Белоруссии и имеет богатую историю, начинавшуюся еще при СССР. Еще в советское время БелАЗ был одним из основных самосвалов, применяемых для добычи полезных ископаемых на территории СССР. Приятно осознавать, что и на сегодняшний день, в реалиях современного мирового рынка, завод способен выпускать конкурентную, востребованную и уникальную на мировом рынке продукцию.

Им не место в городе. Им не место на трассе. Им вообще нет места на дорогах. Потому, что еще пока не создали таких дорог, по которым спокойно смогли бы перемещаться карьерные самосвалы. Тысячи лошадиных сил мощности, десятки тысяч ньютон-метров крутящего момента, сотни тонн собственной массы - постоянная среда обитания всего этого великолепия рудники и открытые разработки полезных ископаемых. И, несмотря на то, что сектор применения автомонстров очень специфичен и ограничен, а стоимость каждого самосвала составляет несколько миллионов долларов, конкуренция очень высока. Но в отличие от обычных автомобилей, где борьба идет за комфорт, динамические характеристики и дизайн, здесь самые-самые определяются по другим параметрам, самый главный из которых - грузоподъемность. Так, отдельные представители тяжелой техники за один раз способны перевезти в своем кузове более 350 тонн породы! И даже более того, они это делают каждый день, не прерываясь на выходные и праздники. А отдыхает автомобиль только в случае поломки, планового технического обслуживания или по дороге на новое место работы.

На место работы гиганты отправляются в разобранном виде - асфальтовых дорог, которые без последствий смогли бы выдержать их вес, пока еще не придумали. Жестоко? Да жестоко, но иначе нельзя. После покупки автомобиль должен сразу отрабатывать немалые затраты на его покупку, и каждая минута простоя обходится владельцу очень дорого. Вот и трудятся огромные исполины практически круглые сутки, ползая по тропам рудников и разработок. Если посмотреть на эту картину из окна вертолета или со смотровой площадки, то все кажется достаточно органичным: узкие тропы и обычные грузовики. Масштабы происходящего начинаешь осознавать, только если окажешься в непосредственной близости.

И тогда маленькие тропы превращаются в широченные плато, на которых спокойно разъезжаются исполины высотой с хороший двухэтажный дом, и шириной почти в десять метров, везущие в кузовах по небольшому Эвересту. И с высоты человеческого роста, которая, кстати, вполовину меньше высоты колеса карьерного самосвала, думать о том, что «вот та громадина чуть поменьше вот той» не приходится. И все-таки они различаются. Так, например, японский Komatsu 930E-3SE в импровизированной четверке самых больших автомонстров можно поставить на четвертое место.

4 место. Komatsu 930E-3SE.

Komatsu 930E-3SE - флагман японского производителя тяжелой техники, полная масса автомобиля - 504 тонны, а мощность двигателя - 3500 лошадиных сил. Автомобиль длиною чуть менее 15,5 метров, способен перевозить в своем «чреве» до 290 тонн груза. А его полная масса составляет ни много, ни мало 500 тонн! Для того, чтобы сдвинуть такую громадину с места под капотом (в переносном смысле этого слова) расположен 18-ти цилиндровый турбодизельный двигатель мощностью 3500 лошадиных сил, которые он развивает при 1900 оборотах в минуту. Кстати, этот силовой агрегат может похвастаться не только высокой мощностью и убийственным крутящим моментом, но и немалым весом - 10 тонн! И эта цифра не кажется совсем фантастической, особенно, после того как узнаешь, что в его системе смазки с мокрым картером «плещется» 340 литров моторного масла, а в системе охлаждения все 719 литров антифриза. В отличие от обычных автомобилей, где маховик двигателя соединен с ведущими колесами через коробку передач, в карьерных самосвалах самой популярной является другая схема тягового агрегата. Двигатель всю свою мощность отдает не механической трансмиссии, а генератору переменного тока, который в свою очередь питает тяговые электромоторы.

Размеры грузовика действительно огромны - в своем кузове он может перевезти загородный дом средних размеров. Кстати, электродвигатели, составляют часть задней оси, а значит, являются рабочими образцами пресловутых мотор-колес, которых мы никак не дождемся в легковом секторе. Крутящий момент от электродвигателей передается на гигантские колеса с посадочным диаметром покрышки 63 дюйма не напрямую, а через компактные редукторы (так объем масла, необходимый для работы каждого редуктора составляет всего 95(!) литров «трансмиссионки»). С таким силовым агрегатом, максимальная скорость Komatsu 930E-3SE составляет 64,5 километров в час, что для такой махины совсем не мало, и проблема тут состоит не в том, чтобы ее разогнать, а в том, как остановить. Над этой задачей трудится гибридная тормозная система, состоящая из трех подсистем: основной, вспомогательной и стояночной. Основная система - гидравлическая, многодисковая, с раздельными контурами передней и задней оси и масляным охлаждением тормозных дисков. Максимальное давление тормозной жидкости в контуре составляет 172 атмосферы и при этом во время торможения общая площадь поверхности трения составляет почти 10 квадратных метров! Но даже такая система не может в одиночку справляться с гигантом, поэтому ей в помощь трудится вспомогательная - электродинамическая система торможения. Во время торможения тяговые электромоторы переключаются в режим генераторов, и вся вырабатываемая ими электроэнергия превращается в тепло на нагрузочных резисторах. Мощность, рассеиваемая на резисторах, в пике может быть более 4000 киловатт! В то время как среднее значение этого параметра составляет 2900 киловатт. Стояночная тормозная система - с сухими тормозными дисками, способна удерживать полностью загруженный автомобиль на 15% уклоне. Привод цилиндров - механический пружинный, управление - гидравлическое.

3 место. БелАЗ 75600.

Почти что отечественный БелАЗ 75600 за час работы потребляет большее 500 литров дизельного топлива. Еще больше руды, чем Komatsu 930E-3SE, способен перевезти БелАЗ 75600 - грузовик, который с запасом входит в элитный класс 300-тонных карьерных самосвалов. Его максимальная грузоподъемность составляет 320 тонн , а полная масса загруженного автомобиля - 560 тонн. При этом его длина даже меньше чем у японского тяжеловеса - всего 14,9 метра. В качестве силового агрегата на БелАЗе используется 18-ти цилиндровый V-образный турбодизель Cummins QSK78-С объемом 77,6 литров. Номинальная мощность двигателя - 3546 лошадиных сил, крутящий момент - 13771 Нм. Схема силовой установки - комбинированная с генератором переменного тока и двумя тяговыми электродвигателями фирмы Siemens мощность по 1200 киловатт каждый. Максимальная скорость автомобиля - 64 км/час. Кстати, средний расход топлива в час у такой махины колеблется у отметки 500-550 литров солярки в час, так что стандартного 4375-литрового бака хватит как раз на рабочую смену.

На БелАЗ 75600 используется объединенная гидросистема, которая включает в себя опрокидывающий механизм платформы, тормозную систему и рулевое управление. Все это дело приводит в действие аксиально-поршневой двухсекционный насос переменной производительности. Общий объем гидравлической системы - 600 литров масла, давление в рабочем контуре - 165 атмосфер. Рулевое управление у БелАЗа с аварийным контуром - в случае отказа основной системы или остановки двигателя, в работу вступают пневмогидроаккумуляторы, запаса энергии которых хватит для того, чтобы совершить пару маневров. Подвеска - полностью зависимая, спереди установлено по 2 масляных амортизатора с газовым подпором, сзади по одному. Амортизаторы отличаются сверхмалыми рабочими ходами поршней: для передней оси 200 мм, для задней 170 мм. Кстати, в плане формирования списка дополнительных опций, карьерные самосвалы ничем не отличаются от легковых автомобилей, естественно с поправкой на специфику. Так для БелАЗ 75600 можно дополнительно заказать кондиционер, дополнительный отопитель, систему контроля давления в шинах и даже подогрев зеркал заднего вида! Кроме того, самосвал, можно оснастить и весьма специфическими опциями, чего стоит одна система предупреждения о приближении к высоковольтным линиям или система контроля загрузки автомобиля.

2 место. Caterpillar 797B.

Caterpillar 797B по конструкции - обычный грузовой автомобиль, разве что очень большой. На втором месте заслуженно обосновался представитель наиболее известного производителя тяжелой техники - Caterpillar 797B. Исполин с полной массой почти 624 тонны, способен взять на борт 345 тонн груза. При этом он обладает достаточно экзотичной для карьерных самосвалов конструкцией. Хотя, если посмотреть с обычной автомобильной точки зрения - Caterpillar 797B построен по традиционным, даже скорее классическим канонам: заднеприводный автомобиль с передними управляемыми колесами, турбодизельным двигателем и гидромеханической трансмиссией.

Силовой агрегат у Caterpillar 797B поражает воображение: 24 цилиндра, 117 литров рабочего объема, 3550 лошадиных сил и 16 000 Нм крутящего момента! В передней части самосвала расположен огромный 24-х цилиндровый двигатель рабочим объемом цилиндров 117 литров! Для того, чтобы создать такой мотор, инженерам фактически пришлось взять два двенадцатицилиндровых двигателя Cat 3512B и совместить их воедино. Несмотря на большой объем, мощность двигателя всего на 4 лошадиных силы больше, чем у БелАЗа. Такую «скупость» производитель обещает возместить повышенным ресурсом двигателя, и именно с этой целью были ограничены максимальные обороты. Зато крутящий момент здесь действительно рекордный: больше 16 000 Нм! От двигателя крутящий момент через короткий карданный вал передается в самую большую коробку переключения передач в мире! Гидромеханическая планетарная коробка имеет 7 ступеней и управляется компьютером.

Вообще Caterpillar 797B по праву считается одним из самых напичканных электроникой карьерных самосвалов. Центральный блок контролирует сотни параметров и в зависимости от внешних условий, корректирует работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы. Так во время старта груженого самосвала или подъема в гору, система кратковременно увеличивает крутящий момент на 22% от номинального значения и выбирает оптимальные моменты для переключения передач, а во время торможения не допускает блокировки колес и увода автомобиля с траектории.

Любовь американцев к «автоматам» и объемным моторам дала о себе знать и в тяжелой технике - Caterpillar 797B может похвастаться самой большой трансмиссией и самым большим двигателем. Над чем действительно пришлось потрудиться основательно, так это над тормозной системой. Если у конкурентов, основную часть работы на себя берут электродинамические тормоза, то здесь вся нагрузка приходится на гидравлику. Чтобы гарантированно останавливать полностью загруженный автомобиль суммарную рабочую площадь тормозных дисков пришлось увеличить до 33 квадратных метров - это более чем втрое больше, чем у того же Komatsu. Кроме этого тормоза имеют мощную масляную систему охлаждения и резервный контур с гидравлическим замком - как только давление в контуре падает - тормозные цилиндры под действием пружины останавливают автомобиль.

Две педали, руль, селектор «автомата» - рабочее место водителя вполне себе заурядно. Кстати, Caterpillar 797B может похвастаться несколькими рекордами: самый большой двигатель - 117 литров рабочего объема и 24 цилиндра; самая большая трансмиссия, самая большая максимальная скорость - почти 68 км/ч; самый вместительный топливный бак - 6800 литров. Но все-таки первое место ему занять мешает…

1 место. Liebherr-T282B.

Восьмое чудо света. Именно так прозвали Liebherr-T282B во время премьеры, на строительной выставке в Германии. 363 тонны . Больше груза, чем Liebherr-T282B пока не может взять на борт ни один грузовик в мире. При этом его снаряженная масса на 50 тонн меньше чем у Caterpillar 797B - 230 тонн против 280 у американца. Именно по способности перевезти как можно больше груза при наименьшей собственной массе оценивается совершенство конструкции, и по этому параметру Liebherr-T282B превосходит всех своих конкурентов. Автомобиль может комплектоваться двумя двигателями: либо 18-ти цилиндровым Cummins QSK 78 (как на БелАЗ 75600) массой 11300 килограмм, либо более легкой и мощной «двадцаткой» Detroit Diesel, объемом 90 литров, мощностью 3650 л/с. Схема силовой установки классическая для карьерных самосвалов - двигатель приводит в действие генератор переменного тока, а тяговой силой являются электромоторы Siemens.

20-ти цилиндровый двигатель с генератором переменного тока расположен над передними колесами, тяговые электродвигатели - вместо задней оси. Тормоза - гибридные. Основную работу на себя берет электродинамическая тормозная система, превращая тяговые электромоторы в генераторы, которые в свою очередь гасят выработанную энергию на специальных резисторах. В помощь им трудятся гидравлические дисковые тормоза: по одному тормозному диску на передних колесах и по паре на задних. В отличие от других самосвалов, где одна гидравлическая система обслуживает, рулевое управление, тормоза и систему опрокидывания кузова, здесь две первых системы снабжены собственным независимым контуром объемом 1060 литров с резервным гидравлическим аккумулятором.

На жидкокристаллическую приборную панель, помимо технических данных может выводиться изображение с видеокамер, расположенных по периметру кузова. Управлять такой махиной совсем непросто, и ошибка водителя может стоить действительно дорого, поэтому в автомобиле сделано все для того, чтобы облегчить водителю рабочую смену. В кабине хорошо защищенной от внешнего шума и пыли, педали и руль находятся на своих привычных местах, а перед глазами водителя - прогрессивная жидкокристаллическая панель приборов. От жары водителя спасает кондиционер с мощной системы фильтрации воздуха, от холода - не менее мощная печка, ну а от скуки - современная аудиосистема, и осознание того, что твоим рукам подчиняется самый большой автомобиль в мире.