Какие электромашины есть на рынке. Первый российский электромобиль: фото и характеристики. Рейтинг легковых электромобилей для взрослых, которые можно купить в России с ценами


Рынок электромобилей постоянно растёт, что обусловлено неподдельным интересом потенциальных покупателей к данным транспортным средствам, возможной экономией и соображениями экологичности. Тем не менее, ряд объективных факторов пока сдерживают их популярность, что предопределяет и ограниченное предложение. Рассмотрим эту ситуацию на примере Северной Америки и попробуем оценить, насколько товарные электромобили отвечают запросам рядовых граждан.

Для тех, же кто готов сесть за руль электрифицированного автомобиля, не ограничивая себя в свободе передвижения и не меняя привычный уклад владения транспортом, идеально подойдут различные гибридные модификации, которых на мировом рынке превеликое множество. Тем же, кто хочет купить полноценный электромобиль, придётся исходить и особенностей места проживания. Это обусловлено не только факторами, связанными с особенностями эксплуатации данного вида техники, но и с фактически представленными на рынке моделями, рассмотрим наиболее популярные из них.


BMW i3

Доступный на всей территории США, этот автомобиль стартует с отметки 43 395 долларов, а уже в Канаде ценник неуклонно повышается до 49 645 долларов. Данная модель выпускается суббрендом именитого баварского концерна, специализирующимся исключительно на электрифицированных транспортных средствах. BMW i3 может быть оборудован силовой установкой, обеспечивающей дополнительный запас хода вместо стандартных 183 км пробега между зарядками, что позволяет проехать уже 289 км.

Несмотря на внедрение передовых технологий, разработчики позиционируют своё творение как конструктивно простое транспортное средство. Стремление к экономичности и увеличению дальности пробега не слишком сильно ударили по разгонной динамике, ввиду чего ускорение до 100 км/час укладывается в 8 сек. Компактные размеры не сказались на внутреннем пространстве. Кроме того, визуальному комфорту способствуют и полупрозрачные материалы в отделке. Ещё одним приятным моментом стало отсутствие центрального тоннеля, что повышает комфорт пассажиров второго ряда.


Chevrolet Bolt


По мнению общественности, это первый массовый электромобиль, который, ко всему прочему, вполне доступен по цене и предлагает впечатляющий пробег на одной подзарядке - до 383 км. В США Chevrolet Bolt доступен в базовой комплектации за 37 495 долларов, в Канаде - 44 795 долларов. Более того, производитель позиционирует модель, как компактный кроссовер, что дополнительно привлекает внимание. Предусмотрено два режима зарядки, в первом - от стандартной бытовой сети за 1 час накапливается ток, достаточный для преодоления 40 км, во втором «ускоренном» - за 30-40 мин достигается емкость 80%.

Салон достаточно просторный, кроме того, предусмотрена и возможность его трансформации, а также установки дополнительного багажника на крышу. Сам процесс управления практически не отличается от обычного автомобиля с автоматической трансмиссией, так что у потенциальных владельцев проблем не возникнет.


Fiat 500e


Данная модель доступна только в Калифорнии и Орегоне, Fiat 500e заслужил свою репутацию благодаря усилиям инженеров Fiat Chrysler Automobiles (FCA). При этом генеральный директор предприятия Серджио Маркионне призывал граждан не приобретать этот электромобиль, поскольку для компании он оказался крайне убыточным. Если же вас привлёк неординарный дизайн и альтернативная силовая установка, то за 33 990 долларов США вы получите пробег в 140 км между зарядками.

Несмотря на компактные размеры, автомобилю есть что предложить, поскольку удельная мощность, приходящаяся на единицу массы, гораздо выше, чем у конкурентов. Конечно, максимальная скорость в 137 км/час подойдёт разве что для городских поездок, зато это позволило существенно снизить вес батарей, которые имеют современное жидкостное охлаждение.

Салон рассчитан на четырёх взрослых пассажиров, включая водителя, как и у оригинала. Несмотря на то, что электромобиль создавался на обычной серийной бензиновой платформе, объём багажника удалось сохранить, разместив батареи под сидениями, что также позволило снизить центр тяжести.


Ford Focus Electric


Внешне автомобиль практически неотличим от стандартного. За исключением мелких нюансов. При стартовой цене в 29 995 долларов в США и 33 848 долларов в Канаде, Ford Focus Electric предлагает своим потенциальным покупателям 185 км пробега на одной подзарядке. Этот автомобиль доступен в следующих штатах и городах: Атланта, Бостон, Чикаго, Денвер, Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Орландо, Феникс, Портленд, Роли-Дарем, Ричмонд, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сиэтл, Тусон и Вашингтон (Округ Колумбия).

Система подзарядки предполагает как щадящий режим от бытовой сети, при котором за 1 час пробег увеличивается на 32-40 км, так и интенсивный - до 80% ёмкости всего за 30 мин. К достаточно непривычным опциям для электрокара можно отнести подогрев передних сидений, хотя обычно от столь мощных потребителей отказываются в пользу дальности пробега.


Honda Clarity Electric


Этот электромобиль поступит в продажу только в августе и будет доступен лишь в Калифорнии и Орегоне. Розничной продажи как таковой не будет, зато объявлены цены на аренду такого транспортного средства — в частности, 269 долларов США в месяц на 3 года с залогом 1 999 долларов США при подписании контракта. Для клиентов из других стран стоимость составит 70000 долларов, что существенно ниже расчётной себестоимости. Интервал между зарядками не превышает 128 км, что существенно ограничивает потенциальную клиентуру.

Тем не менее, формат полноценного среднеразмерного автомобиля, оснащённого электротягой - заманчивое предложение. В качестве основных преимуществ называются просторный салон и более доступная, чем у прямых конкурентов, цена. При этом предполагается и гибридная силовая установка.


Hyundai Ioniq Electric


В настоящий момент Hyundai Ioniq Electric доступен только для покупателей в Калифорнии, а начальная цена на этот электромобиль стартует с отметки 30 385 долларов. В конечном итоге, пробег на одном цикле зарядки достигает почти 200 км. Он также доступен в Канаде с начальной ценой 37 354 долларов. Автомобиль построен на переднеприводной платформе, в конструкции которой активно использовались высокопрочные стали и алюминий. Уже в базе имеется 7 подушек безопасности, электроусилитель руля и мощная аудиосистема, так что времена, когда в электромобилях экономили на комфорте и безопасности, канули в Лету.


Kia Soul EV

Kia Soul EV доступен в различных штатах США, включая Калифорнию, Джорджию, Техас, Орегон, Вашингтон, Гавайи, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Коннектикут и Мэриленд. Кроссовер предлагает до 149 км без подзарядки, а стартовая цена составляет 34 845 долларов. В Канаде Kia Soul EV стартует с отметки 37 135 долларов. Инженерам пришлось полностью переработать конструкцию кузова, чтобы разместить электромотор и массивные батареи с минимальным ущербом для внутреннего пространства, в результате чего существенно возросла жёсткость силовой структуры и лишь незначительно стал теснее задний ряд сидений. Благодаря оптимальным настройкам динамика разгона даже превышает аналогичный показатель стартовой бензиновой версии. Не поскупились и на полноценный климат-контроль, который оснащён системой экономии электроэнергии.


Mercedes-Benz B250e


Mercedes-Benz B250e оценивается в 40 895 долларов, это интересный вариант для тех, кто хотел бы немного роскоши в своем электромобиле. В США полностью электрический B-класс доступен в Калифорнии, Коннектикуте, Мэне, Мэриленде, Массачусетсе, Нью-Хэмпшире, Нью-Джерси, Нью-Йорке, Орегоне, Род-Айленде и Вермонте. Модель предлагает до 140 км пробега без дополнительной зарядки. Несмотря на компактность размеров и стремление максимально снизить снаряжённую массу, отделка, как и свойственно Mercedes-Benz - на высшем уровне.

Перекраивать платформу инженерам не пришлось, так как изначально под полом были предусмотрены ниши для размещения альтернативных источников энергии, будь-то газовые баллоны, водородная установка или, как в нашем случае, аккумуляторы. Мощность силовой установки составляет 177 л.с., так что недостатка тяги не почувствует даже самый притязательный клиент.


Mitsubishi i-MiEV

Вам будет крайне сложно найти Mitsubishi i-MiEV 2017 модельного года в США, поскольку это самый доступный автомобиль на электротяге. Его стоимость составляет 23 845 долларов в Америке, а в Канаде - 29 698 долларов. Учитывая пробег в 94 км, а также тот факт, что на подходе находится следующее поколение, лучше немного подождать. По вместимости существующая модель мало чем отличается от обычных одноклассников и предполагает комфортное размещение четверых седоков. Следует отметить, что несмотря на заявленные ходовые качества, дополнительное оборудование существенно сокращает пробег. Особенно в холодное время года.


Nissan Leaf


Говоря об электромобилях нового поколения, необходимо упомянуть и о Nissan, который готовит новое поколение легендарного Leaf. Нынешняя модель стоит от 30 680 долларов США и реализуется по всей стране без ограничений. В Канаде Nissan Leaf стартует с 35 988 долларов, что для заявленного пробега 172 км вполне приемлемо. За всё время производства удалось продать около 30000 экземпляров, так что модель можно признать по-настоящему массовой, однако сфера распространения по-прежнему ограничена тёплыми странами с соответствующей развитой инфраструктурой.

Дизайн автомобиля довольно футуристичен, но при этом необычайно скромен, а внешние габариты позволяют отнести его к полноразмерному пятидверному хэтчбеку С-класса. Вместимость заднего дивана предполагает либо троих взрослых субтильного телосложения, либо двоих взрослых и ребёнка, что при таких габаритах - маловато.


Smart ForTwo Electric Drive


Это идеальный летний автомобиль, стоимость которого начнется с 24 550 долларов в США или 28 750 долларов в других странах. Он доступен во всех штатах, а обещанный пробег находится в диапазоне 112-128 км. Стоит отметить, что штатный режим зарядки от бытовой сети весьма требователен к параметрам тока и предполагает обязательное наличие заземления. 72-сильная силовая установка для двухместного сверхкомпактного автомобильчика - более чем достаточно, а максимальная скорость ограничена отметкой в 120 км/час.


Tesla Model S


Учитывая неортодоксальный метод Tesla по продаже автомобилей непосредственно потребителям, американский автопроизводитель не всегда доступен в Северной Америке. Тем не менее, вы можете найти магазины Tesla и галереи по всей стране, хотя законодательство далеко не всех стран позволяет осуществлять реализацию по всему миру.

Модель S 75 стартует с 70 700 долларов США и предлагает до 400 км на одной зарядке. Вы можете приобрести усовершенствованную версию 100D, которая способна проехать до 539 км, правда, цена уже составит от 98 700 долларов, в то время как энтузиасты, ориентированные на производительность, стремятся к модификации P100D с дальностью 506 км при разгоне с 0 до 100 км/час за 2,5 секунды, которая стоит 141 200 долларов. В Канаде модель S начинается с 95 950 долл. для модели 75, 100D стоит 134 900 долларов, а P100D - 195 200.


Tesla Model X


Модель Tesla X является единственным серьёзным полностью электрическим внедорожником на рынке, но ожидаемо, что в ближайшие годы в сегмент войдет множество конкурентов. Как и модель S, модель X предлагается с несколькими различными вариантами: базовая модель 75D стартует с отметки 83 700 долларов США. Модель X 100D стоит от 100 700 долларов, а в верхней части диапазона P100D - за 146 200 долларов.

Модель X 75D имеет пробег в 381 км, а 100D - 475 км. P100D жертвует некоторой частью этого показателя ради разгонной динамики, проезжая 465 км на одном заряде. В Канаде модель X начинается с 117 450 долларов, а 100D - от 140 750. Верхняя часть модельного ряда - P100D стоит 205 300 долларов.


Volkswagen e-Golf


Для чего-то более практичного вы можете выбрать Volkswagen e-Golf, который продаётся за 29 815 долларов США в Америке, в то время как в Канаде он оценивается в 37 640 долларов. Полностью электрифицированный хэтчбек проходит до 133,5 км за на одном заряде, что делает его хорошим вариантом для тех, кто ищет электромобиль, который вполне можно использовать для повседневных нужд. В настоящее время Volkswagen e-Golf доступен в Калифорнии, Коннектикуте, Мэне, Мэриленде, Массачусетсе, Нью-Джерси, Нью-Йорке, Орегоне, Род-Айленде, Вермонте и Вашингтоне.

Некоторое время назад «АвтоВзгляд.ру» писал о том, что экологичные машины на самом деле не так уж и экологичны — гибриды, электромобили, во-первых, по-прежнему , а во-вторых, в подавляющем большинстве случаев они заправляются за счет все тех же углеводородов, просто они горят не в ДВС, а в печах электростанций. Тут, конечно, есть исключения, но они, увы, лишь подтверждают правило. Тем не менее у массы читателей, которые, в частности, начали тут же напоминать о машинах «Tesla», обвиняя автора (то есть меня) в предвзятости и недальновидности. Из этого можно сделать вывод, что электромобили и гибриды стали больной темой не только для развитых рынков, но и для развивающихся, в том числе российского. Поэтому мы сравнили двенадцать главных машин на электротяге, которые можно купить прямо сейчас. Хотя прежде чем это делать, почитайте про «газенваген», точнее, во всяком случае, не подкрепленных практикой восторгов по поводу экономичности гибридных и электрических авто у вас не останется.

Tesla Model S

Эту в общем-то новую модель от «Tesla» можно считать топовым электрокаром на сегодняшний день. Во-первых, это очень быстрый автомобиль, во-вторых, его эксплуатационные характеристики в ряде случаев почти на порядок превосходят возможности менее прогрессивных собратьев. Тут стоит отметить, что создание и производство электрических суперкаров было главной целью этого «стартапа», родившегося в Силиконовой долине около десяти лет назад, и менеджмент компании все это время стремился именно к ней.

Стоит признать, что задумка сработала. В мае этого года один из создателей «Tesla» небезызвестный Эллон Маск объявил о том, что фирма и теперь работает только на себя. Притом крайне важную роль в этом сыграл как раз , высокий спрос на который позволил погасить долги раньше намеченного срока.

Тем не менее этот автомобиль нельзя назвать дешевым. Базовая версия суперкара с батареей на 60 кВт/ч без учета опций и налогов в США стоит 63,5 тысячи долларов, средневзвешенный же вариант обходится клиенту примерно в 70-72 тысячи (есть еще две версии — 85 кВт/ч и 85 кВт/ч Performance, но за них нужно доплачивать 10 и 20 тысяч долларов соответственно). Но тут в общем-то есть за что платить: 5,9 секунды до 100 км/ч, запас хода в 208 миль, 8-летняя гарантия на батарею (или 125 000 миль пробега). Притом за год на «заправку» клиент в среднем тратит порядка $650, чтобы добиться того же результата с ДВС, нужно снизить расход до показателя 95 миль на галлон или примерно 2,48 литра на 100 километров. Мало того, не так давно «Tesla» начала развертывать сеть быстрых заправок, позволяющих пополнить заряд батареи на 50% всего за 20 минут.

В общем, на сегодняшний день это лучший EV-автомобиль, который можно купить. А единственный его серьезный минус — цена. И кстати, Model S распроданы уже на год вперед, что является следствием не столько ажиотажного спроса, сколько производственных возможностей компании.

Для этого, правда, ему сначала придется выложить 32 000 долларов за саму машину, а перед этим спланировать маршруты таким образом, чтобы пробег не превышал 11 миль (17 километров), а в пункте назначения имелась розетка. Максимальный запас хода составляет 870 километров, однако без ДВС в таком случае уже не обойтись. Стоимость годовой «заправки», как и у Volt, равна 950 долларам, но средний расход чуть выше — 2,48 литра на 100 километров. Зато заряжается Toyota за 1,5 часа.

Ford Focus Electric

Этот автомобиль появился относительно недавно, но все прелести клиентской нелюбви «Ford» уже ощутил. Спрос на новинку, мягко говоря, маловат. Но причины тому в общем-то понятны: стоит автомобиль как минимум $39 200. Chevrolet с этим ценником мучился довольно долго и теперь занимается агрессивным дисконтом. Впрочем, стоит сравнивать не с Volt, а с Leaf, который, во-первых, на треть дешевле, во-вторых, обладает как минимум теми же качествами.

Полностью заряженный Ford пробегает 76 миль, то есть 120 километров. В год его «заправка» обходится в 600 долларов (против 500 у Nissan), средний расход «топлива» при этом составляет всего 105 миль на галлон (2,24 литра на 100 километров), а у Leaf — 115. Заряжается он те же четыре часа, хотя поначалу , что это время будет как минимум вдвое меньше, чем у Leaf.

Единственный по-настоящему существенный плюс — 143-сильный мотор, который делает эту машину действительно довольно быстрой.

Honda Fit EV

В России больше известен как Jazz, хотя нам от этого не легче — автомобиль пару лет назад покинул рынок и возвращаться не собирается. Вот в Штатах модель прочно обосновалась в группе наиболее востребованных мини, поэтому в том, что электрический Fit дебютировал именно в США, нет ничего странного.

В таком Fit использованы литий-ионный аккумулятор на 20 кВт/ч и 92-киловаттный коаксиальный электродвигатель, который является модернизированным вариантом силовой установки от FCX Clarity. Но суть даже не в этом. Стоит Honda $36 600, правда, без учета скидок и других дисконтов, в последнее время ставших в этом сегменте достаточно частым явлением. Но в любом случае это недешево. Другое дело, что электромобиль не только продается, но и сдается в аренду за 399 долларов в месяц.

Запас хода — 130 километров, в год он высасывает из кошелька владельца примерно 500 долларов, и это лучший показатель в десятке. Кроме того, средний расход тут вышел из 2 литров на 100 километров — 1,99. Меньшим показателем может похвастать только Chevrolet Spark EV. Однако чтобы зарядить его батареи, нужно пить кофе в течение трех часов. Кроме того, американцы считают его слишком компактным.

Smart ForTwo Electric Drive

Впрочем, двухместный не так давно и вовсе обозвали «самым смущающим»: мол, покупая такой автомобиль, ты показываешь всем, что у тебя нет денег на нормальную, хотя бы четырехместную машину. В Европе подобные стереотипы давно атрофировались, поэтому Smart неплохо продается не только в оригинальном исполнении, но и в электрическом.

В США этот малыш стоит $28 800, то есть ровно столько же, сколько просят за Nissan Leaf. Однако в Старом Свете ценник на него гораздо гуманнее — 18 900 евро, плюс 65 евро ежемесячно за аренду батареи. Ее можно купить сразу, но тогда машина обойдется в 22 тысячи, кроме того, года через два аккумулятор надо будет менять. В общем, выгода в данном случае очевидна.

Тем не менее если посмотреть на остальные характеристики, тут не все так радужно: пробег — 110 километров, «топливная нагрузка» — 600 долларов, а «средний расход» — 2,2 литра. В конце концов, время полной перезарядки от обычной розетки — 6-7 часов… И это при том, что нормально разгоняется «электроSmart» только в городском диапазоне скоростей, до сотни он «тошнит» 11,5 секунды, хотя до 60 км/ч — за 4,8 секунды (на уровне приличного «хотхетча»).

Chevrolet Spark EV

В отличие от презентации Volt этот релиз GM готовил куда более тщательно. Как результат — лидирует в нашей десятке не только за счет более низкой стоимости ($27 500 без учета скидок), но и благодаря низкому эквиваленту среднего расхода, который зафиксирован на отметке 119 миль на галлон или 1,96 литра на 100 километров.

Максимальный пробег при этом составляет 130 километров, а среднее годовое потребление — 500 долларов. Однако чтобы полностью зарядить Spark EV (http://www..html) от бытовой розетки, понадобится около семи часов, то есть во время промежуточной остановки пополнить запас энергии будет, мягко говоря, непросто.

Mitsubishi I-MiEV

Этот субкомпактный Mitsubishi пока является единственным нормальным электромобилем, официально поставляемым в нашу страну. Теоретически у нас есть еще , но это барахло за полноценные автомобили принимать не стоит. Иными словами, налицо полное отсутствие конкуренции. С одной стороны, это понятно — инфраструктура в России к массовой электрификации автопарка пока не готова. С другой — до добра такая ситуация не доводит, по крайней мере у нас.

Итак, что мы имеем? Машину размером чуть больше Smart и стоимостью 1 799 000 рублей. Учитывая, что отнюдь не самые высокие, со стороны производителя любое объяснение выглядит как фраза из бородатого анекдота: «очень деньги нужны». Отсюда, кстати, и активное , поскольку японцы прекрасно понимают, что с приходом любого другого подобного продукта, обладающего более вменяемым ценником, халява кончится очень быстро.

Впрочем, формально Mitsubishi не так уж и плох. Запас хода — 150 километров, максимальная скорость — 130 км/ч. Проблема лишь в том, что первое напрямую зависит от второго, а также от нагрузки в бортовой сети. Как показала практика, полностью заряженный i-MiEV зимой способен высадить свою батарею минут за сорок стояния в «пробке». Разумеется, этим страдают все подобные авто, но в отличие от «Mitsubishi» их к нам не везут.

Заряжается автомобиль за шесть часов. В Европе процесс окажется более быстрым, но не настолько, чтобы вы могли успеть на важную встречу.

Renault Zoe

Zoe дебютировал и стал первым полноценным электромобилем «Renault», построенным с нуля. Его стоимость в Европе составляет 20 800 евро, то есть он примерно на четверть дешевле Leaf, но при этом чуть компактнее.

Зато максимальный запас хода тут составляет 210 километров. Кроме того, совместим со всеми типами зарядных устройств, мощность которых не превышает 43 кВт. Таким образом, чисто теоретически его можно дозаправить всего за час. Однако от бытовой розетки автомобиль заряжается около девяти часов. Что касается эксплуатационных характеристик, то за год автомобиль «съест» те же 550-600 долларов или 400-450 евро, а показатель «среднего расхода» тут вряд ли превысит два литра на сотню.

Renault Fluence Z.E.

По сути, электрический Fluence стал для «Renault» своеобразной пробой пера. На нем они обкатывали не только технологии, но и создание необходимой инфраструктуры. В частности, пилотным проектом для французов стал , где перед запуском модели они создали сеть станций по замене пустых аккумуляторов на заряженные. В итоге подобная система прижилась и в Дании.

Примечательно, что несмотря на возраст, характеристики этого авто по-прежнему выглядят вполне прилично. Заряжать машину нужно около семи часов, однако максимальный запас хода составляет 200 километров. Конечно, все в итоге будет зависеть от условий и манеры вождения, но тем не менее… Правда, стоит Fluence Z.E. 26 600 евро, причем это, как водится, только начало.

Пока обычные автомобили пользуются гораздо большим спросом по сравнению с обыкновенными гибридами. Однако в последние годы наблюдается ускоренное развитие электромобилей в мире. Так, в США продажи электрокаров за последние годы выросли на 20%. Сегодня электротранспорт является довольно перспективным сегментом рынка, который, безусловно, требует особенного внимания, но его массовый выпуск всё же сопряжен с определёнными проблемами и спорными вопросами.

  • Развитие электромобилей по всему миру
    • Американские электромобили
    • Европейские электромобили
    • Азиатские электромобили
    • Советские электромобили
  • Гибридные модели автомобилей
  • Как электромобили продвигают в массы?
    • Опыт некоторых стран
  • Прорыв компании Tesla
  • Прогноз рынка электромобилей
  • Перспективы развития электромобилей в России

Почему электромобили снова стали востребованы?

Увлекательная история создания электромобилей длиною в 2 столетия казалось подошла к концу. Но в середине 70-х годов прошлого века, когда цены на нефть резко подскочили, помыслы инженеров вновь обратились к хорошо подзабытой технологии электрического привода для автомобилей. Проблема массового использования электромобилей ещё более обострилась в связи с тем, что целый ряд государств в самом конце XX века значительно ужесточил своё законодательство об охране окружающей среды. Самые жёсткие законы были приняты в Калифорнии – наиболее загазованном американском штате, они подталкивали к постепенному и неуклонному увеличению использования машин, имеющих «нулевой выхлоп». Правда позднее, в результате лоббирования определённых кругов, законы пришлось смягчить, а основная масса электромобилей, произведённых в этот период, была по мере истечения срока их эксплуатации утилизирована за счёт штата.

Развитие электромобилей по всему миру

Американские электромобили

В 1996 году появился первенец второй волны электромобилей – EV1 от «Дженерал моторс», всего с 1996 по 2003 год было выпущено 1117 единиц этой марки. Это двухместное купе с обтекаемыми формами имело 137-сильный мотор и могло проехать без подзарядки до 225 км, разгоняясь до 130 км/ч. Когда вместо свинцово-кислотных аккумуляторов на нём стали использовать никель-металлогидридные, то это помогло увеличить пробег до 240 км.

После этой первой ласточки производство новых электромобилей уже не прекращалось. Сейчас подобные машины ездят почти повсюду, и стороннему человеку трудно бывает отличить их от обычных, поскольку внешне они выглядят точно так же. Помимо GM к производству авто на электрической тяге приступили и другие гиганты автомобилестроения: Ford, Honda, Toyota.

Европейские электромобили

Не отставало и большинство европейских производителей, которые примерно в то же время выпустили несколько удачных моделей. Так, у Volkswagen появились электрические версии малолитражек Jetta и Golf. С 1995 по 1998 год было выпущено порядка 200 подобных машин, названных City Stromer. В них стояли свинцово-кислотные аккумуляторы, которых хватало на 50-90 километров, а максимальный разгон был возможен до 100 км/ч.

Французский Peugeot («Пежо») разродился моделью Electrique, признанной самой экологичной в Европе (пробег 80 км, максимальная скорость 96 км/ч). Рено и Ситроен выпустили свои модели с похожими характеристиками.

Азиатские электромобили

Китайская промышленная революция ознаменовалась невероятным загрязнением воздуха над страной, поэтому правительство, стремясь ослабить эти негативные проявления, также хочет законодательно подтолкнуть китайских автопроизводителей к выпуску электрических моделей. Не менее серьёзно относятся к этой проблеме и в Индии. Например, индийская компания Reva Electric Car начала производство своих электромобилей даже раньше, чем GM – в 1994 году, доведя в 2009 году их ежегодный выпуск до 35 тысяч.

Более продвинутым выглядит японский концепт-кар Eliica, имеющий 8 колёс. Его конструкцию представили в 2003 году студенты: машина имела пробег до 200 км, а разгоняться могла до фантастической скорости – более 300 км/ч!

Попытки сделать первый советский электромобиль предпринимались на базе ВАЗа ещё в 1970-е годы. Но одной из непреодолимых проблем стала необходимость затраты массы электроэнергии на обогрев салона, необходимый в зимний период. Затем была ещё попытка продолжить это дело – производство под заказ на базе кузова «Оки» модели ВАЗ-1111Э.

Стоил такой автомобиль порядка 4000 долларов и имел следующие характеристики: максимальная скорость 90 км/ч, пробег в городском режиме до зарядки – 100 км, разгон до 60 км/ч за 14 секунд.

Последний показатель большого оптимизма не внушает. Были подобные, и также не слишком удачные попытки и на Украине – там старались сделать электромобиль на Запорожском автозаводе. Московское правительство в 2008 году также сотрясало воздух, намереваясь организовать в столице сборку электромобилей, но дальше разговоров дело не пошло.

Гибридные модели автомобилей

Ужесточение экологического законодательства вдохнуло новую жизнь не только в производство электромобилей, но и гибридных вариантов, в которых оптимально сочетаются лучшие черты как классических автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, так и электромобилей. Лидерство в развитии гибридных технологий захватила японская Toyota, именно она первой разработала и приступила к массовому производству гибридных машин модели Toyota Prius. Именно Prius стал в США самым продаваемым гибридным электромобилем. Модель стала выпускаться сотнями тысяч и задержалась на рынке на несколько лет. Также гибридные силовые установки стали устанавливать и на ряде модификаций престижных Lexus и Camry. Планы перспектив развития «Тойоты» предполагают, что к 2030 году с конвейеров этого автогиганта будут сходить исключительно гибридные модели.

На американском рынке гибридных автомобилей существенную конкуренцию Тойоте составляет Honda, которая выпустила вполне доступную модель Insight, считающуюся наиболее доступным гибридом на рынке США. Её официальную цену удалось сделать ниже на 2000 долларов, чем у популярной Toyota Prius.

Не стояла на месте и компания General Motors, которая использовала свои разработки для ранее производившегося электромобиля «EV1». На их базе она создала инновационный гибрид Chevrolet Volt, который произвёл фурор на Дейтройтском автосалоне в 2007 году. Этот автомобиль укомплектован 120-киловаттным электродвигателем, а его литий-ионные аккумуляторы на пике способны отдавать мощность 136 кВт. Машина развивает максимальную скорость в 190 км/ч, а до 96,5 км/ч разгоняется за 8,5 секунд. После 65 километров аккумуляторы Chevrolet Volt всё ещё сохраняют до 30% энергии. От сети напряжением 110 В время полной зарядки составляет 6-6,5 часов, а при напряжении 220 В на это потребуется не более 4 часов. Эту модель комплектуют различными двигателями, работающими на смеси этанола с бензином, чистом этаноле или биодизелями. Аккумуляторы можно заряжать с помощью 53-киловаттного генератора, приводимого в действие 1-литровым трёхцилиндровым двигателем внутреннего сгорания. Топливный бак автомобиля рассчитан на 45 л топлива, а вместе с полностью заряженными аккумуляторами машина сможет проехать до 1000 километров. Есть модели, где вместо двигателя внутреннего сгорания установлены топливные элементы, заполняемые 4 кг сжатого водорода.

Как электромобили продвигают в массы?

В мире в последние годы наступил бум альтернативной энергетики. В области автомобилестроения естественным продолжением этого бума стал рост спроса на электромобили. Так, если в 2011 году по всему миру их было продано около 50 тысяч штук, то в 2014 году это число возросло до 300 тысяч. Только в США за тот год было продано свыше 100 тысяч машин на электрической тяге. Сегодня бюджетный Nissan Leaf или высокотехнологичная Tesla Model S являются не менее популярными, чем многие обычные модели с бензиновыми или дизельными агрегатами.

Опыт некоторых стран

Власти Норвегии и Нидерландов изо всех сил пытаются популяризировать идею электромобилей. Поэтому в этих небольших странах за 2014 год было продано 43 000 и 45 000 электромобилей соответственно. Власти всячески приветствуют этот процесс: для электромобилей отменена плата за стоянку и пошлина при покупке, есть даже государственные субсидии, возвращающие покупателю «электрического чуда» 5-7 тысяч евро от его стоимости.

Другие страны также придумывают собственные системы льгот. Так, американцы, купившие электромобиль, получают от государства компенсацию в 7500 долларов, французы – 7000 евро.

Более всего в этом плане расщедрились китайские власти – в провинции они компенсируют 10 тысяч долларов, а в задымлённом Пекине и вовсе 18 тысяч!

Но рынок электромобилей стремительно развивается даже без искусственного стимулирования спроса и разнообразных послаблений. Так, японский Ниссан решил развивать электротакси. Он выпустил на европейские дороги более полутысячи такси с электрическим приводом. Клиенты отзываются о них вполне благожелательно. В 2015 году таксомоторные компании приобрели у Ниссана свыше сотни подобных машин, сделав его лидером на новом рынке. Электрические такси активно разъезжают и по Восточной Европе. Одна будапештская таксомоторная компания купила 65 электромобилей Nissan Leaf. Парк её экологически чистых такси является крупнейшим в Венгрии. Для их зарядки в Будапеште размещены 7 зарядных станций.

Прорыв компании Tesla

В коммерческом плане на рынке выделяется детище Илона Маска – компания Tesla. Не так давно этот американский производитель суперкаров открыл свой первый завод на территории Европы – в голландском Тилбурге. Здесь ежегодно выпускается около 23 тысяч машин, но при необходимости планку можно поднять до 52 тысяч. Также американцы хотят наладить производство электромобилей в Китае. Маск привлекает инвесторов тем, что в случае открытия такого производства в стране, цены на их продукцию на местном рынке упадут на 30%. В 2015 году «Тесла» намеревалась продать 55 тысяч машин, и довести до полумиллиона их выпуск в 2020 году. Темпы роста спроса на электромобили компании Тесла оказались даже выше прогнозируемых, что говорит о небывалой нацеленности рынка в этой нише.

Прогноз рынка электромобилей

По мере увеличения объёма производства будет снижаться стоимость таких машин, они будут становиться всё более привлекательными для массового покупателя, который всё чаще предпочитает их обычным автомобилям с двигателями внутреннего сгорания.

В целом во всём мире можно наблюдать рост продаж электромобилей. Прогноз развития рынка электромобилей в мире таков, что к 2025 году их будет продано 37 миллионов.

Однако к концу 2014 года появилась новая угроза для развития индустрии электромобилей - падение цен на нефть. Всего несколько лет назад считалось, что ограничение мировых нефтяных запасов станет решающим фактором в плане господства электромобилей как основного средства передвижения в будущем. В настоящее время эксперты сомневаются, что электрокары смогут дожить до счастливого ближайшего будущего, несмотря на то, что их рынок продолжает развиваться.

Видео об электромобилях будущего, которые могут конкурировать с Tesla:

Перспективы развития электромобилей в России

В 2013 году на международном энергетическом форуме, состоявшемся в Москве, была рассмотрена проблема перспективы развития электромобилей в России. Здесь же был рассмотрен вопрос о создании в центральных регионах государства зарядной инфраструктуры. Сразу же после форума стартовала программа широкомасштабного введения электротранспорта на территории страны.

Многие авторитетные специалисты заявляют, что российский рынок электромобилей существенно отстаёт от ведущих западных стран приблизительно на пять лет. Однако, несмотря на довольно медленные темпы, Россия всё же движется вперёд и добивается положительных результатов. Так, например, в 2013 году были выпущены пять новых автомобилей El Lada, которые сегодня выполняют роль местного такси в Кисловодске. Далее была выпущена пилотная партия в 100 электромобилей.

В настоящее время специальными колонками для заправки электрокар оборудованы Москва, Ставропольский край, Питер.

Специалисты считают, что в качестве стимула для развития электрической инфраструктуры в стране необходимо применять внедрение пассажирского транспорта. Позже планируется постепенно оснащать города электростанциями и для частных пользователей.

Развитие электромобилей в России в настоящее время зависит от того, насколько качественно будет финансироваться данный проект. По подсчетам специалистов, при мощности батареи автомобиля 1,7 кВт/ч ему потребуется аккумулятор стоимостью 8,5 млн рублей. За день такой электрокар будет проходить до 200 км.

Пока ещё трудно сказать, сколько потребуется времени, чтобы электромобили стали основным транспортным средством, бегающим по нашим дорогам. Проблема развития электромобилей ведь не только в создании более надёжных и ёмких источников питания, есть и ещё ряд причин, связанных с эксплуатацией растущего электропарка. К тому же, традиционные автомобили также совершенствуются, создаются новые модели, работающие на биологическом топливе.

Как Вы считаете, какое будущее ждет электромобилей? Как быстро будет развиваться их рынок? Поделитесь своим мнением в комментариях .

Электромобили считаются лучшим аналогом обычным бензиновых машин

Официальные источники пока не приводят информации относительно статистики по количеству транспортных средств на электрической тяге на текущий год. Есть только промежуточные итоги. На конец 2017 года на территории РФ в свободном пользовании насчитывалось примерно 1 200 электромобилей разных производителей. По данным агентства статистики «Автостат», рейтинг моделей имеет следующий вид:

1 На первом месте по распространённости и доступности с объёмным показателем в 45% (в абсолютном выражении − 508 штук) находится машина Nissan Leaf.

К СВЕДЕНИЮ!

Возникает логичный вопрос – сколько стоит электромобиль в России, попадающий под категорию «доступного»? Цена нового электромобиля Ниссан Лиф составляет примерно 1 млн 600 тыс. рублей. Модели с пробегом оцениваются дешевле.


2 На втором месте статистического рейтинга находится ещё одно «детище» японского автопрома – модель Mitsubishi i-MiEV, доля которой составляет 271 штука.

3 Бронзовая ступень пьедестала досталась изобретения Илона Маска – Tesla Model S. Доля этого модного суперкара составляет 16% или 181 автомобиль.

К СВЕДЕНИЮ!

Владельцев данного транспортного средства не смущает стоимость электромобиля Тесла в России. Цена неофициально ввозимого автомобиля превышает 3 млн рублей, официальные изделия бренда стоят ещё дороже.

4 На 4 месте по продажам электромобилей в России находится изделие отечественного автопрома – Lada Ellada, которой на территории страны насчитывается 93 штуки.

5 Пятая строчка – ещё одно творение компании Tesla, модель с индексом X, которых было продано 34 штуки на протяжении 2017 года.

К СВЕДЕНИЮ!

Несмотря на хорошую стоимость, которая начинается от 799 тысяч рублей у официального дилера, что делает его самым дешёвым электромобилем в России, на территории РФ подобных машин было реализовано всего 24 штуки, что очень мало в общем количестве.

7 Замыкает перечень наиболее распространённых машин на электрической тяге модель от BMWс индексом i3, которых насчитается всего 8 штук.

Имеются ли перспективы у электромобилей в России

На протяжении длительного времени с момента появления первых транспортных средств подобного типа ведутся разговоры о наличии перспектив электромобилей на территории РФ. С одной стороны, выступает привлекательность данного транспорта для конечного потребителя из-за меньших затрат на топливо на фоне роста цен на бензин. С другой, вылезает проблема источника заряда. Зарядные станции для электромобилей в России пока что имеются только в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. Для жителей небольших городов понятие «заправочный терминал» является новшеством.

К СВЕДЕНИЮ!

Современные аккумуляторные батареи способны поддерживать два режима зарядки: быстрой − от терминала, на которую потребуется не более получаса, и медленной − от обычной розетки, когда для пополнения емкости требуется до 10 часов.

К СВЕДЕНИЮ!

Одной из причин дороговизны электрических машин является высокая цена комплектующих. Стоимость одного аккумулятора может достигать 8,5 млн рублей, что делает его замену просто непозволительной роскошью.

По мнению авторитетных экспертов автомобильного рынка, большие перспективы имеют автомобили, использующие альтернативные виды топлива. Это могут быть гибридные модели, где используется бензин и электрическая энергия, газомоторные машины, работающие на водороде.

Транспортный налог на электромобиль в России в 2018 году

Начиная с 2015 года, российское правительство ведёт разговоры о необходимости введения отдельного транспортного налога для электромобилей. В 2018 году даже были внесены поправки на рассмотрение Госдумы с изменениями статей Налогового кодекса, предусматривающими освобождение владельцам транспортных средств, работающих на электрической тяге от ТН на 5 лет, которая впоследствии была отклонена.

По состоянию на 2018 год, автомобилисты, которые являются счастливыми обладателями электрокара, должны платить транспортный налог наравне с прочими. Это установлено нормами ч. 1 ст. 361 НК РФ. Расчёт ставки производится в соответствии с мощностью, которая приводится в кВт или равному показателю в л. с.

ВАЖНО !

Следует учитывать, что установленная законом сумма платится за каждый киловатт мощности.

Существует перспектива, что к 2020 году законодательство будет пересмотрено в части снижения налогового бремя для владельцев электрокаров, поскольку программа популяризации данного вида транспорта уже разработана и постепенно реализуется. Пока что любителям поездить на Tesla или Lada Ellada приходится довольствоваться малыми преференциями:

  • бесплатная парковка на территории платного паркинга (только в Москве);
  • пополнение ёмкости аккумулятора без взимания дополнительной платы;
  • пониженная таможенная пошлина на ввоз электрокара из-за границы.

При зарядке аккумулятора от домашней сети требуется учитывать состояние проводки, чтобы обеспечить её сохранность при увеличении мощности потребления

Нюансы эксплуатации или плюсы и минусы электромобиля

Приобретение автомобиля на электрическом ходу расценивается как дешёвая и экологически чистая альтернатива простой машине на бензине или дизельном топливе. При этом всегда существует «но», которое заключается в преимуществах и недостатках.

Плюсы и минусы электромобилей

Перед приобретением данного вида транспорта следует предварительно взвесить все положительные и отрицательные стороны владения. К числу явных плюсов можно отнести следующие моменты:

  • Экономичность. Если сравнить стоимость литра бензина и киловатта электричества, то получается, что заправить электромобиль намного дешевле. Заправка 10 литров бензина по цене топлива 43 рубля за литр обойдётся в 430 рублей. За эту сумму можно зарядить аккумулятор два раза даже по самому дорогому тарифу, действующему на территории Москвы.

  • Недорогое обслуживание. По своей конструкции электромобиль устроен намного проще, нежели его бензиновый аналог. Здесь нет такого количества движущихся частей, которые требуют постоянной замены масла и могут изнашиваться.

К СВЕДЕНИЮ!

Даже процесс торможения происходит не за счёт сжатия колодок, а посредством рекуперации подаваемой энергии, что снижает нагрузку на механизмы.

  • Наличие определённых льгот. Эта мера пока что актуальная только для жителей столицы, владеющих электромобилями.
  • Имидж. Идти в ногу со временем является модным трендом, поэтому приобретение электромобиля поможет приобрести определённый статус. Но этот плюс весьма сомнительный.

Недостатков при использовании электромобиля столько же, но они более весомы на момент настоящего времени:

  • Длительность зарядки от обычной розетки. Среднее время пополнения батареи составляет от 7 до 10 часов. Также при расчёте необходимости заряжать автомобиль от домашней сети следует учитывать, что не каждая проводка сможет выдержать повышение мощности до 3,5 кВт при параллельном использовании иного домашнего оборудования.

  • Высокая стоимость зарядного терминала. Существует возможность купить терминал для зарядки и поставить его в гараже. Минимальная стоимость подобного устройства составляет 130 тысяч рублей.
  • Высокая скорость снижения ёмкости. Особенно это актуально в летний и зимний период, когда резкие перепады температур приводят к утере заряда аккумулятором. Также использование дополнительных опций, таких как дворники, омыватели, свет фар или включение печки, приводит к быстрому истощению батареи.
  • Высокая стоимость. Одной из главных причин, почему данный вид транспорта представлен в таком незначительном количестве, является высокая цена и вопрос, где купить. Электромобили в России могут стоить до нескольких миллионов, а при менталитете граждан, за эти деньги человек предпочтёт купить Мерседес или БМВ, нежели электрическую машину.

Заправки для электромобилей в России

Ещё одной большой проблемой является отсутствие достаточного количества заправочных терминалов. На территории Москвы мест для быстрой подзарядки насчитывается не более десятка, а общественные розетки, которые можно использовать для длительного процесса пополнения, в большинстве своём просто не работают или расположены на территории ведомственных зданий.

К СВЕДЕНИЮ!

Если сравнить карту расположения зарядных терминалов в Европе и РФ, то становится понятно, что содержать электромобиль в России просто нереально.

Рейтинг легковых электромобилей для взрослых, которые можно купить в России с ценами

На территории РФ предлагаются как официальные модели от авторизированных дилеров, так и «серые» машины, которые ввозятся в страну в обход таможни. Второй вариант будет стоить дороже, поэтому ниже приведены самые популярные официальные марки.

BYD E6

Автомобиль, родом из Китая, представляющий собой полноценный кроссовер. Купить этот китайский взрослый электромобиль в России можно по цене от 1 млн 600 тыс. рублей. При производстве данной модели применяются преимущественно перерабатываемые материала. Машина оснащается литий-Fe-ионными аккумуляторами, гарантирующими при полном заряде до 300 км пробега. Время полной зарядки от специализированного терминала – 40 минут, от домашней сети – 6 часов. Купить BYD E6 смогут те автомобилисты, для которых не важна марка, а самое главное − практичность и качество исполнения.

Отзыв на BYD E6

Подробнее на IronHorse: https://auto.ironhorse.ru/byd-e6_21758.html?comments=1

BMW i3, вышедший с конвейера, сохранил округлость форм концепта

BMW i3

Модель от немецкого бренда, которая работает на Li-Ion аккумуляторах, мощностью 18,8 кВт/ч. При небольших габаритах машина имеет неплохие характеристики. Время разгона до 100 км составляет всего 7,2 сек, при максимальной скорости 150 км/ч. Запас хода на полном заряде – 160 м. Машина оснащается автоматической одноступенчатой коробкой передач. Купить BMW i3 можно только под заказ, при этом конечная стоимость составит порядка 3 млн рублей.

Отзыв BMW i3

Подробнее на IronHorse: https://auto.ironhorse.ru/bmw-i3_3360.html?comments=1#comment-268858

Mitsubishi i-Miev

Единственный автомобиль, который поставляется в Россию официально, что обеспечивает возможность получения гарантии и качественного сервиса. Машина оснащается литий-ионной батареей на 16 кВт/ч, которая обладает запасом хода в 150 км и позволяет развивать скорость в 130 км/ч. Автомобиль оснащается автоматической четырёхступенчатой коробкой передач. Стоимость составляет 1 млн рублей.

Отзыв о Mitsubishi i-MiEV

Nissan Leaf – самый распространённый электромобиль на территории РФ

Nissan Leaf

Машина, представляющая собой автомобиль для всей семьи, поскольку изготавливается в форм-факторе «хэтчбек» с 5 дверьми. Оснащается Li-Ion аккумулятором, ёмкость которого составляет 24 кВт/ч, и мотором мощностью 80 кВт. Этого достаточно для поездки на 160 км при максимальной скорости в 140 км/ч. Купить в России электромобиль Ниссан Лиф можно за 500 тысяч руб., если машина 2011 года выпуска. За новый придётся отдать порядка 2 млн рублей.

Отзыв о Nissan Leaf

Подробнее на IronHorse: https://auto.ironhorse.ru/nissan-leaf_1759.html?comments=1#comment-269711

Гибридные автомобили в России: цены и краткое описание

Гибридные автомобили являются хорошей альтернативой обычному электромобилю, поскольку позволяют при необходимости переключаться на бензиновое топливо при невозможности своевременной зарядки. Одной из самых популярных на территории РФ марок является Toyota Prius, которую можно купить по цене 1 млн 200 тыс. рублей. За эти деньги владелец получает суммарную мощность в 138 л. с., максимальную скорость в 180 км/ч, время разгона до сотни за 10,4 сек. Одним из преимуществ данного гибрида является его экономичность: средний расход топлива в городе − 3,9 литра, за городом – 3,7 литра на каждый 100 км.

Подробнее на Отзовик: http://otzovik.com/review_58301.html

Одним из лучших гибридов для города можно также считать корейскую разработку KIA Niro. Это автомобиль с проработанным дизайном, вниманием к мелочам, претензией на спортивность. Оснащается 4-цилиндровым двигателем, имеющим объём в 1,6 литра, который вкупе с электромотором способен выдавать 146 л. с. Одной из особенностей является способность электродвигателя заряжаться при спуске или торможении. Купить его в России у официального дилера невозможно, но при заказе минимальная стоимость составит 1 млн 400 тыс. рублей.

Также на рынке представлено множество гибридных автомобилей премиум-класса (Lexus, Mercedes, Audi, Porshe), которые доступны только очень богатым людям. Ценник на эти модели начинается от 5 млн руб. в зависимости от комплектации.

Электромобиль своими руками: насколько это реально

Многие энтузиасты-автолюбители считают, что собрать электрический автомобиль несложно. Самое главное, обладать «прямыми» руками и знаниями из области автомеханики. Из особенностей можно выделить:

  • выбор кузова, который должен быть не тяжелее 600-700 кг, чтобы обеспечить плавность хода;
  • двигатель берётся от обычного вилочного погрузчика;
  • система трансмиссии и коробка передач сохраняется от машины-донора;
  • в качестве источника питания используются литий-Fe-ионные аккумулятора.

Сборка электромобиля самостоятельно является лишь хобби, поскольку не способно составить конкуренцию покупному транспортному средству. Но при желании нет ничего невозможного. Ещё раз ознакомиться с новинками электромобилей можно из представленного ролика.

Электрический транспорт в нашей стране имеет широкое распространение. Почти каждый день мы видим трамваи, троллейбусы, электропоезда. Многие вспомнят о электропогрузчиках в гипермаркетах или электрокарах (электрических тележках) на заводах и вокзалах. А как же обстоит дело с электрическими автомобилями в России? Неужели их нет?

За последнее время электромобиль проделал огромный путь от салонных концептов до потребителя. В мире производятся и продаются сотни тысяч электрических машин (например, в 2013 году было изготовлено 242 тыс. шт.), также наблюдается быстрый рост производства – 44 % (в сравнении с 2012 годом).

Наша страна пока отстаёт в этом процессе. Ещё совсем недавно электромобили в России на дорогах официально не существовали: только 30 марта 2007 года был впервые зарегистрирован в ГИБДД и допущен к участию в дорожном движении электромобиль, переделанный Игорем Корховым из автомобиля с бензиновым двигателем. Конечно, до этого были экспериментальные и самодельные электромобили, но подобного разрешения на движение по дорогам общего пользования они не имели.

Сейчас в России насчитывается пара сотен электромобилей (точных данных нет), часть из которых была ввезена владельцами из-за границы самостоятельно. Основной причиной отставания от развитых стран можно назвать отсутствие реальной поддержки электромобилизации российским правительством. Такая поддержка в других странах выражается в освобождении владельца электромобиля от части налогов, выгодных программах кредитования или лизинга. Иногда возможен возврат части средств, потраченных на покупку электрического автомобиля.

Но прогресс не мог не затронуть и нашу страну. С 1 февраля 2014 по 31 декабря 2015 года отменены таможенные пошлины на ввоз электромобилей. В случае если правительство увидит развитие «электрического» сегмента авторынка, то действие данной меры будет продлено. Также важную роль мог бы сыграть отказ от взимания транспортного налога с электрических автомобилей, но пока данное предложение находится в стадии рассмотрения. Отметим, что в качестве эксперимента транспортный налог для электромобилей отменен в Калужской области.

Преимущества электромобиля в России по сравнению с автомобилем с двигателем внутреннего сгорания (ДВС):

  • уменьшение вредных выбросов в месте эксплуатации, путем перевода их на более высокий уровень (сами электромобили не выделяют вредных веществ, но большая часть электроэнергии производится на тепловых электростанциях, КПД которых выше, чем КПД ДВС);
  • низкий уровень шума (электродвигатель работает очень тихо, в основном шум идет от колес движущегося автомобиля и потоков воздуха, обтекающих его);
  • электромобиль многократно дешевле в эксплуатации (к тому же электромобиль можно заряжать по ночному тарифу).

Однако эти плюсы уравновешены следующими недостатками:

  • ограниченный запас хода (100 – 150 км для обычных электромобилей, 200 – 300 км для класса «люкс»; при использовании отопительных приборов он существенно сокращается);
  • длительное время для подзарядки аккумуляторов (7 – 8 часов при зарядке от бытовой сети, около получаса – на станции экспресс зарядки);
  • высокая стоимость приобретения, основной составляющей которой является цена аккумуляторов.

Какие электромобили продаются в России

Автомобильный рынок России является вторым по размеру в Европе (после Германии). Понятно, что такой «кусок автомобильного пирога» не мог долго оставаться вдалеке от электрических тенденции.

Рынок электротранспорта в России сейчас находится в стадии формирования. Первая и пока единственная компания, официально продающая серийные электромобили в России, – это «Mitsubishi», которая привезла электрический компакт «I-MiEV» в 2011 году. Данный городской электрокар не пользовался большой популярностью из-за высокой цены (хотя есть и другая оценка), которая достигала 1,8 млн. рублей.

После отмены ввозных пошлин цены на электромобили, продаваемые в России, должны снизиться и уже снизились. Так «Mitsubishi I-MiEV» подешевел до 999 тыс. рублей. Это делает его вполне конкурентоспособным. О росте продаж мы сможем судить только в начале 2015 года.

Какие ещё серийные модели электромобилей могут в скором времени появиться на российском рынке:

  • «Nissan Leaf»;
  • «Chevrolet Spark EV»;
  • «Mitsubishi Outlander PHEV»;
  • «BMW i3».

Производство электромобилей в России


В 2011 году на выставке «РоснанотехЭкспо» был представлен электромобиль «ВАЗ Ellada» , созданный на основе автомобиля «Lada Kalina».

Данный электромобиль прошел испытания и готовился под мелкосерийное производство в качестве такси для Ставропольского края. В результате было выпущено 100 автомобилей, однако руководство Ставропольского края выкупило только 5 автомобилей. Оставшиеся «Ellada» были направлены дилерам по себестоимости производства (1 млн. рублей), хотя изначально была заявлена цена 1,2 млн. рублей. После отмеченного выше снижения ввозных пошлин судьба проекта неясна, так как он становится неконкурентоспособным по цене. Возможно, переход к более крупной серии позволил бы снизить цену, а привлечение технологий от «Nissan», лидера рынка электрокаров, и «Renault» позволило бы повысить качество российского электромобиля.

В России также предлагается для покупки электробус (электрический автобус) «Тролза 52501» , разработанный производителем троллейбусов из г. Энгельс (Саратовская область). Он создан на базе низкопольного троллейбуса «Тролза 5265», что упрощает его эксплуатацию в парках общественного транспорта. Целью создания электробуса стала задача модернизации транспортной городской сети за счет исключения недостатков как автобусов (вредные выбросы), так и троллейбусов (контактная сеть).

«Тролза 52501» – это современное электрическое транспортное средство. Потребление электробусом электричества снижено на 35 – 40 % по сравнению с обычными троллейбусами, благодаря микропроцессорной системе управления тяговым приводом и рекуперативному торможению. Разработчики утверждаю, что их электробус почти в 2 раза экономичнее троллейбуса, а автобуса – в 6 раз.

Отметим, что «Тролза 52501» использует отечественные аккумуляторные батареи производства ООО «Лиотех», которые обеспечивают его работу в течение смены без подзарядки (заряд батарей позволяет преодолевать до 250 км пути). При этом время подзарядки используемых литий-ионных накопителей не превышает 3 часов (от высоковольтной сети).

Также стоит упомянуть, что в Россию завозятся небольшие партии китайских электромобилей «E-Car GD04A (GD04B)» , которые дорабатываются уже на месте для увеличения характеристик. Можно ли считать их российским проектом, остается под вопросом.

Зарядная инфраструктура для электромобилей («заправки»)

Важную роль в «продвижении» электромобилей в России играет внедрение соответствующей зарядной инфраструктуры – зарядных станций (в обиходе их часто называют «электрическими заправками»).

Несмотря на то, что зарядить электромобиль можно от обычной розетки, как правило, за 7 – 8 часов, – это время часто является неприемлемым. На станции экспресс-зарядки электромобиль можно подзарядить за полчаса – час, что существенно быстрее. Создание подобной сети зарядных станций делает электромобиль столь же удобным, как автомобиль с ДВС.

Развитием зарядной инфраструктуры в России занимается фирма «Revolta» . Ею была заявлена цель – создать 2000 зарядных станций . Они должны появиться в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре и Калуге.

Перспективы – подведём итог

Не стоит ожидать у нас быстрого роста количества электромобилей только из-за временной отмены ввозных пошлин, поэтому что стоимость электромобилей останется высокой в сравнении с автомобилями того же класса с ДВС, а также почти отсутствует зарядная инфраструктура. Заметные изменения могут произойти не ранее чем через 3 – 5 лет, но только при условии, что обязательно будет отменен транспортный налог и оставлена нулевая ввозная пошлина для электромобилей.

Электромобили в России могут найти применение в городах (в первую очередь крупных) в тех отраслях, где небольшие дневные пробеги. Они могут заниматься, например, развозом товаров. Предпочтительным является именно коммерческое использование, так как при недостаточной в настоящий момент зарядной инфраструктуре на территории предприятия можно создать станцию экспресс зарядки и организовать надлежащее обслуживание электромобиля. С этой точки зрения перспективным является и замена части троллейбусов и автобусов на электробусы, описанные выше.

Когда пробег на одной зарядке увеличится до 300 км, электромобиль станет полноценной альтернативой бензиновому/дизельному автомобилю и для обычных людей (помимо коммерческого использования). Сейчас же его можно рассматривать только как второй автомобиль для поездок по маршруту дом – работа и обратно, особенно с учетом уменьшения реального пробега без подзарядки в зимний период, когда необходим обогрев салона.

Вряд ли в ближайшее время будет налажено массовое производство электромобилей в России, но интерес к этой теме в нашей стране, безусловно, есть. Для создания конкурентоспособных легковых моделей необходимо привлечение заграничного опыта. На этом фоне очень достойно выглядит электробус от «Trolza» (учитывая, что Россия имеет огромный опыт эксплуатации и производства троллейбусов ), серийный выпуск которого наладить вполне реально – это будет зависеть от желания городских властей внедрять экологически чистый общественный транспорт.