Как я ездила по неделе на такси и личном автомобиле, чтобы выяснить, что выгоднее. Что выгоднее: такси или личный автомобиль Как обстоят дела в Европе

Исходные условия я принял такие: каждый будний день ездим на работу на расстояние 7 км. В выходные выбираемся в гости или парк в черте города - два раза в неделю.. Раз в месяц катаемся по межгороду в радиусе 120 км (скажем, в Миасс).

Я посчитал расходы для двух типов личных авто: бюджетного нового ценой 350 тысяч рублей (пусть будет Lada Granta) и среднеценового за 700 тысяч рублей (типаCitroen C4, Ford Focus или Volkswagen Golf). Такси тоже взял две разновидности: подешевле (частники) и полноценное.

Понятно, что цифры условные - у каждого своя ситуация, и насчет каждого параметра можно спорить. Но меня интересует даже не точное значение, а порядок величин.

Расходы на автомобиль, ежегодные, руб.

Статья расходов

Авто за 350 тысяч рублей

Авто за 700 тысяч рублей

Топливо (пробег - 11 тысяч км, цена топлива - 33 рубля, расход - 10 л/100 км)

Стоянка (1500 р. в месяц)

Техобслуживание

Шиномонтаж

Отсутствует

Потеря стоимости (в первые годы)

Прочие (скребки, омывайка и т.п.)

Транспортный налог

Итого

В данном расчете я беру пробег, рассчитанный исходя из указанных выше условий. Понятно, что имея машину, иной раз мы можем совершить необязательный вояж. Но я не рассматриваю поездки в Сочи или Владивосток на машине: в конце концов, необходимость личного авто для подобных турне вообще очень спорна - иной раз самолет будет оптимальнее по соотношению цена/время/риски. Короче, я учитываю необходимый минимум поездок, чтобы условия были сравнимыми.

Расходы на такси, ежегодные, руб.

Бюджетное такси (диспетчерская служба)

Полноценное такси (со своим автопарком)

Ежедневные поездки (цена х туда-обратно х количество дней)

120х2х250= 60.000

180х2х250=90.000

Поездки в выходные (цена х туда-обратно х количество дней)

160х2х100=32.000

220х2х100=44.000

Поездки по межгороду (цена километра х количество километров х количество поездок)

8 х 240 х 12 = 23.000

12 х 240 х 12=34.560

Итого

Мой грубый расчет показывает, что расходы на автомобиль и такси плюс-минус сравнимы. Тут сразу нужно признать, что я выбрал график не самого мобильного гражданина России, и если у кого-то работа связана с постоянными разъездами, вопрос о такси в принципе не стоит. Чем дешевле машину мы берем, чем меньше о ней заботимся и чем дальше ездим, тем больше экономическая эффективность личного авто.

Помимо цены, конечно, всех волнует удобство. В таблице ниже я собрал плюсы и минусы поездок на такси безотносительно стоимости удовольствия.

Плюсы и минусы такси

Подается к подъезду

Зимой не нужно греть салон и отскребать лед

Можно ездить пьяным

В поездке можно заниматься своими делами или спать

Минимум хлопот, связанных с содержанием машины

Минимум нервотрепки из-за ДТП или серьезных поломок

Можно эффективно сочетать с поездками на общественном транспорте, пешим ходом или велосипедом

Нет проблем с парковкой

Требует большие организационных усилий: спланировать день, позвонить заранее, дождаться

Больше рисков опоздать

Возможные проблемы с вызовом в тяжелых погодных условиях (сильный мороз, внезапный снегопад)

Сложнее поездки с детьми (детское кресло)

Есть риск нарваться на неадекватного водителя или неисправную/убогую машину

Необходимо терпеть присутствие кого-то еще в салоне

Ограниченные возможности спонтанных поездок, особенно на большие расстояния

Не так престижно/интересно

Как я вижу, почти все отмеченные минусы такси (кроме последнего) - это не минусы вида транспорта, как такового, а проблемы местных операторов. Если представить некую цивилизованную службу, которая к тому же ценит постоянных клиентов, почти все минусы можно свести на нет. В конце концов, и личный автомобиль может сломаться в дороге или застрять на стоянке в снегопад.

Этот небольшой анализ подводит меня к мысли, что такси, в принципе, могло бы стать альтернативой личному автомобилю. Правда, чтобы превратиться из средства для экстренных случаев в каждодневный транспорт, такси должно эволюционировать. Скажем, должны появиться операторы со своим автопарком из одинаковых машин. Должен быть контроль водителей. Должна быть удобная система заказа такси и оплаты (например, посредством электронного приложения - они существуют). Возможно, нужны такси на аглицкий манер с отдельным пассажирским салоном, где ты почти не видишь водителя. Тогда, глядишь, кто-то и доверил бы им свою жизнь в рутинных разъездах.

Но мои расчеты работают, если человек в принципе отказался от покупки личного авто в пользу такси. Но какой авторитет должны набрать такси для этого? И не будет ли такое такси многократно дороже полуофициальных услуг, которыми мы пользуется сейчас? А если своя машина есть, то оплачивать ее простой на стоянке вроде как совсем глупо.

Я вовсе не призываю всех продать машину и кинуться в объятья таксистов. Но в принципе эффективная служба такси может быть одним из способов сдерживая автомобилизации. Например, хорошее такси вместо второго автомобиля для семьи - чем не вариант?

Недавно я получил права. Автомобильные.

Сегодня съездил в город по одному мелочному, но важному делу.

Мыслишки появились по пути. И тут меня жаба заела.

Допустим, что я живу в "Племке", допустим, что я "киномеханик" в кинотеатре "Лена". Допустим, что з/п у меня 50 т.р. и еще раз допустим, что у меня старая, но ухоженная и экономичная Тойота Королла 94 г.в.

Пусть моя "королка" сжирает в среднем примерно 15 литров на 100 км.

Подсчитаем и сравним мои транспортные расходы до и после получения автомобильных прав.

Итак, математика чрезвычайно проста:

100 км = 15 литров = 15 л х 45 р/л = 675 р.

1 км пути на моей "королле" стоит 6,75 рублей . Пусть будет 7 рублей, с нашими-то пробками на дорогах.

Поскольку я работаю в "Лене" и живу на "Племке", то каждый день проезжаю на автобусном маршруте примерно 20 км, в один конец. Это стоит мне 18 рублей.

Теперь у меня есть машина - и это стоит 20 км х 7 р/км = 140 рублей в один конец.

Потом вечером еду обратно - это на автобусе стоит 18 рублей. На собственной машине - снова 140 рублей.

Допустим, что у меня еще есть ребенок, его надо надо в детский сад утром. Есть также второй - его надо в школу.

Жена у меня в городе работает. Ее тоже надо отвезти.

Значит, в день у меня самый минимум на бензин уходит где-то 500 р.

В месяц выходит 500 р. х 30 дней = 15 т.р.

Теперь индрайвер. Допустим, что часовая оплата моя 600 р. в час. Допустим, что я еду без перерыва.

В городе средняя скорость машины 40 км/час.

40 км х 7 р/км = 280 рублей.

Прибыль моя час езды индрайвера = 600 - 280 = 320 р.

Допустим, что в сутки у меня набирается 5 таких часов = 5 ч х 320 р. = 1600 р.

В месяц чистая прибыль (без учета бензаина) 1600 х 30 дней = 48 т.р.

Но, блин, для этого "индрайвера", мне придется каждый день по 5 часов пахать и "гробить" мою короллу.

При этом зарабатывая меньше чем киномехаником.

И это еще не учитывая амортизацию за автомобиль.

Уж лучше я буду киномехаником на "Лене" и буду каждый день на автобусе "ехать")))

Зачем мне своя машина при такой работе?

А жена и дети - с ними как быть?

Вывод один - для того, чтобы ездить на своей машине, нужно, чтобы эта машина отрабатывала свои деньги, причем хорошо отрабатывала.

Второе - чтобы иметь жену и детей, чтобы иметь машину, надо работать и зарабатывать много больше, чем обычный киномеханик)))

Получается еще один вывод.

Городу выгодно (в т.ч. Якутску), чтобы обычный горожанин использовал везде и всюду общественный транспорт. Выгода огромная, смотрите сами:

Меньше автомобилей - меньше изнашиваемость дорог. Меньше аварий. Тогда часть денег, выделяемых на ремонт дорог можно пустить на закупку хороших муниципальных автобусов.

Чтобы простимулировать это - можно проезд на этом автобусе уменьшить до 10 рублей. И все будут ездить на муниципалках, а мэр потирать руки - и овцы довльны, и волки одни только муниципальные остались)))

Никаких частных маршрутов =)

Чтобы ответить на этот вопрос, сравните стоимость 1 км поездки на такси и на собственном автомобиле.

Узнать тарифы такси просто. Гораздо труднее разобраться, какова себестоимость эксплуатации личного автомобиля. Люди покупают машины по самым разным ценам, кто-то ездит чаще, кто-то - реже, некоторые годами не бывают в автомастерских, а кому-то везёт меньше, и ремонтировать машину приходится часто.

Мы хотим показать, из чего складывается себестоимость 1 км пути и как её высчитать. Вы сможете подставить в пример свои цифры и оценить стоимость езды на автомобиле в вашем случае.

Тарифы такси различаются в зависимости от дня недели, времени суток и других обстоятельств. Воспользуемся онлайн-калькулятором первой попавшейся службы такси. Допустим, нам нужно доехать от пригорода Москвы до одного из ближайших районов столицы.

За поездку на расстояние 25 км нам придётся заплатить 770 рублей, что составляет около 30 рублей за километр. От этой цены и будем отталкиваться.

Стоимость поездки на своей машине

Тут много слагаемых:

  1. Расходы на бензин.
  2. Амортизация машины - разница между ценой покупки и ценой продажи.
  3. Стоимость владения - периодические платежи (налоги, страховка и тому подобное).
  4. Периодическое техобслуживание.
  5. Ремонт.
  6. Расходы, связанные с хранением машины.

Расходы на бензин

Эту величину высчитать очень легко. Для этого нужно знать средний расход топлива вашего автомобиля и цену топлива в вашем регионе. Например, при расходе 7 л / 100 км бензина Аи-95 по текущей цене 45 рублей за литр получаем:

7 л × 45 руб./л ÷ 100 км =3,15 руб./км

Расход масла к этой величине добавляет ещё несколько копеек. Например, при цене моторного масла в 2 000 рублей и периодичности замены через каждые 15 000 км имеем:

2 000 руб. ÷ 15 000 км = 0,13 руб./км

Сумма совершенно незначительная, но учтём и её.

Расходы на ГСМ по мере износа автомобиля и ухудшения характеристик мотора несколько возрастают, но немного.

Амортизация машины

Эта величина вычисляется тоже просто: нужно разницу между ценой покупки автомобиля и ценой продажи разделить на пробег автомобиля за это время.

Например, вы приобрели автомобиль за 800 000 рублей, а через пять лет продали за 300 000. За это время пробег составил 150 000 км. Значит:

(800 000 руб. − 300 000 руб.) ÷ 150 000 км = 3,3 руб./км

Чем дороже ваша машина, чем больше она теряет в цене за время эксплуатации. Чем меньше вы на ней ездите, тем больше будет вклад амортизации в стоимость километра.

Стоимость владения

Сюда отнесём расходы, не зависящие от пробега машины: налоги, ОСАГО, стоимость прохождения техосмотра. Это ежегодные платежи, размер которых зависит от мощности двигателя автомобиля (налог), места регистрации владельца и водительского стажа допущенного к управлению автомобиля (ОСАГО), а также некоторых других обстоятельств.

Суммы этих платежей могут различаться в разы, но в среднем не превышают 10 000 рублей в год. Эту цифру и возьмём для расчёта. При годовом пробеге в 30 000 км стоимость владения даст нам следующий вклад в стоимость километра:

10 000 руб. ÷ 30 000 км = 0,33 руб./км

Чем больше вы ездите, тем меньше становится и без того незначительный вклад налогов и обязательной страховки в себестоимость километра пути.

Периодическое техобслуживание

Здесь рассматриваются расходы на обязательное техобслуживание (ТО) автомобиля, объём которого установлен производителем.

Как правило, ТО привязано к интервалу пробега в 15 000 км. Если годовой пробег не превышает 30 000 км, можно считать, что ТО проводится дважды в год.

А вот объём ТО существенно различается. Пока автомобиль новый и износа узлов и деталей ещё нет, ТО сводится в основном к контролю и регулировкам. Затем постепенно растёт число деталей, которые подлежат замене: приходится менять изношенные тормозные диски и колодки, ремни, амортизаторы.

Вот факторы, которые могут влиять на этот показатель:

  • Чем старше автомобиль, тем дороже выполнение ТО.
  • Чем дороже и сложнее автомобиль, тем дороже запчасти и услуги автосервиса.
  • Владелец автомобиля может часть работ по ТО выполнять своими силами, что уменьшает прямые расходы.
  • Владелец может также пренебречь рекомендациями производителя и не выполнять его предписания: не менять детали в установленный срок или делать это реже, а некоторые работы просто проигнорировать.

Ремонт

Расходы на ремонт трудно полностью отделить от затрат на ТО. Договоримся считать ремонтом непредвиденную замену вышедших из строя деталей. Современные машины очень долговечны, но, как всякая техника, ломаются. Здесь разнообразие жизненных ситуаций ещё больше.

Обозначим тенденции:

  • Новая машина первые два-три года практически не ломается. С увеличением возраста и пробега необходимость в ремонте растёт.
  • Стоимость запчастей и самого ремонта различается в зависимости от марки.
  • Имея желание и возможность, владелец может многие виды ремонта выполнять своими силами и оплачивать только стоимость запчастей.
  • Условия эксплуатации могут продлить безремонтную жизнь автомобиля или, напротив, угробить его раньше времени. У кого-то машина может ломаться чаще и требовать больших расходов на ремонт.

По опыту нескольких опрошенных автовладельцев, суммарные расходы на ТО и ремонт за пять лет составляют от 20 до 50% стоимости нового автомобиля.

В нашем примере стоимость новой машины - 800 000 рублей. Считаем по максимуму:

800 000 рублей × 50% ÷ 150 000 км = 2,67 руб./км

Расходы на хранение

Стоимость аренды гаража, места в паркинге, расходы на парковку в городе в зависимости от ситуации могут как отсутствовать вовсе (машина ночует под окном), так и составлять очень крупные суммы (8 часов парковки в центре Москвы обойдутся в 2 000 рублей).

Что в итоге

В нашем примере приобретена новая автомашина стоимостью 800 000 рублей, которая через пять лет эксплуатации продана за 300 000 рублей с пробегом 150 000 км. В пересчёте на километр затраты составили:

Получается, в нашем примере пользоваться личным автомобилем выгоднее, чем ездить на такси.

Изначально стоит разобраться, как вы используете или собираетесь использовать автомобиль. Среднестатистический человек пользуется личным или , чтобы утром добраться до работы, а вечером вернуться домой.

Ещё один случай использования автомобиля - поездка на дальние расстояния в гости к родственникам, знакомым или просто туристическая поездка в какой-нибудь город или место.

Исходя из этого, мы не будем рассматривать в этой статье те случаи, когда человеку по работе приходится целый день пользоваться автомобилем.

Альтернатива автомобилю

Альтернативой личному автомобилю может служить общественный транспорт, друг или знакомый со своим автомобилем и такси. Рассмотрим каждый из этих вариантов подробнее.

Большинство наших читателей проживает не в Европе. А значит, и общественный транспорт в наших странах оставляет желать лучшего. Нет работающего расписания, когда должен приезжать нужный автобус, постоянная толкучка, грязь и хамство. Но большой плюс - стоимость проезда. В России, Украине и других странах бывшего СССР стоимость проезда в 10 раз ниже, чем, например, в Германии.

Друг со своим автомобилем - это отличный вариант. Но только если вам по дороге и ваши графики совпадают. Если же у вас такого друга нет, тогда к вашим услугам множество сервисов, которые позволяют найти подходящего вам попутчика за умеренную плату. Иногда даже бесплатно, если хозяин авто ищет компанию, с которой будет веселее добираться до работы. В любом случае стоимость проезда меньше стоимости такси, но дороже общественного транспорта.

И последний вариант - такси . По комфорту сравним с вариантом попутчика, но по цене значительно превосходит его. Иногда даже в два-три раза. Благо существует конкуренция, и цены на такси ниже, чем могли быть.

Посчитаем расходы

Во сколько обходится владение автомобилем? В среднем 9 л топлива на 100 км. Есть ещё момент амортизации автомобиля. Расчёт амортизации - очень спорный момент, но если ведёте подсчёты не для фирмы, а для себя, то принято умножать стоимость топлива в два раза.

Россиянам за 9 л топлива придётся отдать 300 рублей, украинцам - 200 гривен. Итого расходы без форс-мажорных ситуаций с учётом амортизации равны 600 рублям и 400 гривнам на 100 км для России и Украины соответственно.

Во сколько обходится такси? От Красной площади в Мытищи (расстояние - 30 км) можно уехать приблизительно за 500 рублей. То есть это выйдет примерно в три раза дороже, чем если бы мы использовали личный автомобиль. В Киеве за 25 км придётся отдать около 110 гривен, что приблизительно равняется стоимости использования личного автомобиля.

Общественный транспорт и вариант попутчика можно не рассматривать из-за явно более низких цен за проезд.

О чём все забывают

Пока получается, что автомобиль в России иметь стопроцентно выгоднее, чем использовать для поездок такси. Что касается Украины, расходы выйдут примерно такие же. Но все забывают о дополнительных расходах на автомобиль и скрытых проблемах владения транспортным средством:

  1. Вам нужно думать о парковке. Жители мегаполисов не понаслышке знают, что припарковать автомобиль в городе - большая и часто неразрешимая проблема. К тому же нередко вам нужно платить за парковочное место. Причём немаленькие деньги: в Москве средняя стоимость парковки за час составляет 40 рублей.
  2. Вам нужно думать, где оставить автомобиль ночью. Не у каждого из нас имеется личный гараж или паркинг, где мы можем оставить свой автомобиль и не переживать, что его испортят или угонят. Причём даже за паркинг приходится платить.
  3. Автомобиль имеет свойство ломаться. В любой момент вы можете словить яму на дороге, и вам придётся выложить немаленькую сумму, например, за новый диск. И это будет один из самых дешёвых ремонтов вашего автомобиля. Всё может быть гораздо хуже. У вас может полететь топливная система, подвеска или даже двигатель.

Выводы

Если вам автомобиль нужен исключительно для того, чтобы добраться до работы и с работы, тогда вам стоит 10 раз подумать, стоит ли его покупать. Владение автомобилем - очень дорогостоящее мероприятие и к тому же это большая головная боль. Для длительных поездок вы можете использовать автобусы, поезда, самолёты и другие транспортные средства. В крайнем случае вы можете взять автомобиль в аренду.

Хорошее развитие служб такси и здоровая конкуренция создали очень благоприятные условия для тех, кто может себе позволить автомобиль, но умеет считать деньги.

Использование такси - это минус большие затраты, минус заботы о парковке, минус потраченные нервы из-за пробок и различных дорожных ситуаций.

Есть здесь и психологический момент. Ведь если вам нужно добраться до соседней станции метро, то вы, скорее всего, не будете вызывать такси, а воспользуетесь общественным транспортом. Или вовсе пойдёте пешком, что полезно скажется на вашем здоровье.

А вы всё ещё хотите купить автомобиль?