Как узнать год выпуска резины бриджстоун. Год выпуска шины. Американская система маркирования

Ловкие маркетологи поймали автомобилистов на крючок «свежих шин». Удачно созданный миф о высоком качестве резины «прямо из печи» подогревает интерес водителей. Покрышки, которые провели на складе год или два уже считаются старыми, а потому не пользуются спросом. Есть ли в такой позиции зерно логики и справедливости?

Когда наступает старость?

Популярность свежей резины возрастает на фоне скрытности шинных гигантов в отношении вопроса старения покрышек. Грань между «молодостью» и «старостью» шины провести достаточно сложно, поскольку на состояние резины влияет и стиль вождения, и климатические условия, и интенсивность использования. На руку производителей играет тот факт, что при активной эксплуатации покрышки стачиваются быстрее, чем наступает гарантийный момент старения. Следовательно, автомобилистам сложно назвать момент, когда именно резина вступает в пенсионный возраст.

Ученые проверили, что покрышки стареют из-за проникновения газообразного озона, содержащегося в атмосфере, в поры резины. При этом между молекулами каучука разрушаются соединения серы, а шина становится менее эластичной. Если резина хранилась и не использовалась, изделие становится хрупким и твердым, а молекулы резиновой массы «крошатся».

Пенсионеры на дорогах

Теоретически установлено и практически подтверждено, что колеса старше 7-8 лет потенциально опасны. Аналитики экспертной компании Dekra утверждают: если до покупки шины пролежали на складе продавца более 7 лет, риск попасть с ними в аварию увеличивается. Анализ тяжелых аварий на дорогах доказал, что во всех них участвовали авто с шинами-динозаврами возрастом до 12 лет. Эксплуатировать такие колеса нельзя, поскольку резина пересыхает, а на поверхности появляются микротрещины, грозящие обернуться разрывами и сквозными боковыми отверстиями. Признаки старения также отразятся на пригодности шин зимой и эффективности на мокрой дороге.

Считается, что с момента производства покрышка может пять лет храниться на складе продавца, а после еще пять лет безопасно эксплуатироваться. Несмотря на то, что многие производители предписывают покрышкам до 10 лет жизни, в магазинах сложно встретить таких мастодонтов: это удел барахолок. Такие выводы делают американские ученые, однако сравнивать качество украинских и американских дорог не стоит, а потому к таким «авторитетным» заявлениям лучше подходить со здоровой долей скептицизма. Немецкие эксперты, например, ограничивают срок годности новых автошин 6 годами, а специалисты из компании Continental и вовсе советуют менять резины после четырех сезонов. Российские органы сертификации пневматических шин выделяют для шины пятилетний гарантийный срок службы, начиная от даты изготовления. Неудивительно, что сотрудники автосервисов рекомендуют по истечению срока годности (в среднем 5-6 лет) менять даже те покрышки, которые эксплуатировались мало или вовсе пролежали без дела.


Шины с опытом

Если с колесами критичного возраста все предельно ясно, то как быть с покрышками средних лет? Насколько эффективно может эксплуатироваться резина, выпущенная 4-6 лет назад? Французский гигант Michelin предлагает свои гарантии прочности и надежности, утверждая, что его покрышки могут эксплуатироваться до десяти лет в том случае, если на протяжении всего срока службы на шинах ездили при нормальных условиях. Так, постоянное воздействие на резину активизирует в ней особые размягчители, которые блокируют появление трещин и отвердение. Водители к таким заверениям вправе относиться с опаской, поскольку другие производители и вовсе воздерживаются от комментариев на этот счет. Можно сделать вывод: если в постоянную интенсивную эксплуатацию поступила резина, выпущенная 4-5 лет назад, она смело «протянет» на дороге еще пять лет; если же пяти-, шестилетняя шина используется от случая к случаю, ее гарантийный срок вышел и покрышка нуждается в замене.

Специалисты дают собственные оценки долговечности покрышек:

  • - Летние шины могут эксплуатироваться не более 8 лет, если максимально допустимая скорость на них 180 км/час (индекс скорости S), в отношении покрышек с индексами скорости Н, V и ZR ученые менее оптимистичны. Если резина выдерживает высокие нагрузки, служить она может 4-6 лет. Год на складе продавца или производителя не причинит покрышкам вред, а поддержание необходимых условий хранения не ухудшит ходовые характеристики и за два года бездействия. Помимо прочего, некоторые водители отмечают, что инновационные импортные покрышки в отечественные магазины попадают лишь через год-два после мирового «дебюта» или в год выпуска, но в ограниченном количестве;

  • - Зимние покрышки теряют свои характеристики уже через 4 года эксплуатации. Резиновая смесь протектора со временем «стекленеет». Среди авторитетных компаний существует два диаметральных мнения о сроках хранения резины: немецкий автоклуб ADAC утверждает, что через два года хранения зимняя шина должна продаваться дешевле, поскольку перестает считаться новой, Semperit - что при условии правильного хранения изготовителем и продавцом, покрышка сохраняет свою новизну на протяжении первых двух лет.

Поскольку ученые-теоретики и практики сходятся только во мнениях об опасности новой резины старше 6-8 лет, все покрышки до этого возраста могут считаться безопасными. В силу особенностей рынка многие магазины предлагают своим клиентам колеса не старше 3-4 лет, считая это оптимальным сроком для хранения колес без дальнейшей потери функциональности. Выбор остается за водителями.

На боковине новой шины нанесено множество обозначений, называемых маркировкой. Большинство обозначений содержат информацию служебного характера, однако, некоторые из них могут оказаться полезными для покупателя.

Подбирая новые автошины, руководствуются, прежде всего, их типоразмером. Типоразмер включает в себя три основных параметра: ширину, высоту, конструкцию шины и посадочный диаметр, а также индексы скорости и нагрузки.

Например: 185/65 R15 92 T

  • 185 - ширина профиля шины, мм;
  • 65 - высота профиля шины, указывается как процентное отношение к ширине. Часто высоту профиля называют серией. В некоторых типоразмерах номер серии отсутствует, например, 185 R14 C 102 Q. Такие шины называют полнопрофильными, а отношение высоты к ширине в таком случае составляет 80% или 82%.
  • R – обозначение конструкции шины (R – радиальная);
  • 15 – посадочный диаметр (это диаметр диска, на который шину такого размера нужно устанавливать);
  • 92 - индекс нагрузки, указывающий на допустимую нагрузку на шину в кг. Расшифровка наиболее часто применяющихся коэффициентов приведена в таблице индексов нагрузки. Зачастую, нагрузка расшифрована на самой шине: за надписью Max Load следуют две цифры, первая в кг, вторая в фунтах;
  • Т - индекс скорости. Этот показатель указывает на максимально допустимую скорость, при которой производитель гарантирует сохранение заложенных эксплуатационных характеристик шины. Расшифровка приведена в таблице индексов скорости.

В некоторых типоразмерах имеются дополнительные буквенные обозначения: 185 R14C 102 Q, индексом С обозначаются так называемые "Commercial" шины с большим коэффициентом нагрузки, предназначенные для легкого грузового транспорта.

Американская маркировка шин (P-metric)

Американские производители шин имеют свою маркировку. Существуют два типа маркировки:

Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passenger - для легкового автомобиля) или «LT» (Light Truck - лёгкий грузовик). Например: P195/55R14 или LT235/65R15 .

И другая маркировка, которая принципиально отличается от европейской.

Например: 31х10.5R15

  • 31 - внешний диаметр шины в дюймах;
  • 10.5 - ширина шины в дюймах;
  • R - шина радиальной конструкции;
  • 15 - внутренний диаметр шины в дюймах.
  1. Индикаторы износа протектора
  2. Название модели
  3. Дополнительные данные о конструктивных особенности каркаса и брекера
  4. Требования по максимальной нагрузке и давлению
  5. Обозначение наружней стороны шины для правильной установки
  6. Обозначение конструкции шины (Radial – радиальная)
  7. Ширина шины в мм
  8. Высота шины в процентах от ширины шины
  9. Обозначение конструкции шины (R – радиальная)
  10. Посадочный диаметр в дюймах
  11. Индекс нагрузки
  12. Индекс скорости
  13. Обозначение, которое позволяет определить камерная шина или бескамерная (если Tubless, то шина бескамерная; при отсутствии обозначения – камерная)
  14. Знак и номер соответствия типу ECE
  15. Маркировка DOT обозначает, что шины одобрена для эксплуатации Министерством транспорта США
  16. Маркировка UTQG (Uniform Tyre Quality Grade). Используется для шин, реализуемых в США, и находится на боковине в виде штампа. UTQG указывает на три параметра, полученных в ходе испытания шины: Treadwear - относительный ожидаемый километраж пробега; Traction - способность шины к торможению на влажном дорожном полотне; Temperature - термостойкость шины при высоких скоростях на испытательном стенде
  17. Страна-производитель
  18. Название бренда

При покупке также очень важно проверить дату производства шин, так как шины подвержены старению и со временем, даже если их не эксплуатировали, теряют свои рабочие характеристики. По российским законам гарантийный срок службы шины – 5 лет!


В современных шинах дата производства указывается на боковине в виде четырехзначного числа после кода стандарта DOT. Этот индекс шин наносится в овале за кодом завода-изготовителя, и состоит из четырех цифр. Эти цифры обозначают неделю и год производства. Если индекс состоит из трех цифр, то эта шина была произведена в 80-е годы, если после цифр стоит треугольник, значит она произведена в 90-е годы. В нашем случае (см. фото) идет четырехзначное обозначение 3103, оно означает, что шины произведена в 31 неделю 2003 года.

Стоит отметить, что большинство производителей изготавливают зимние шины в первом полугодии. Это позволяет накопить склад продукции, чтобы оперативно обеспечивать товаром продавцов осенью того же года.

С первым параметром все понятно (задать вопросы, касаемо этих характеристик можно самому продавцу, ему нет смысла скрывать ни ширину, высоту профиля, ни индексы скорости и нагрузки, ни других технические параметры, предусмотренные маркировкой шин). Другое дело дата производства шины (она может значительно повлиять на стоимость автошины, а потому несведущему автолюбителю могут продать старый залежавшийся товар, не упомянув при этом о его серьезном недостатке в виде далекой от сегодняшних дней даты изготовления).

Зашифрованные символы

Скрыть информацию о существующем изъяне в виде даты выпуска покрышек не получится в том случае, если потенциальный будущий хозяин резины ознакомится с подробной инструкцией, касающейся вопроса, как определить год выпуска шины. В помощь тем, кто хочет научиться самостоятельно, определять год выпуска шины, несколько советов:

  1. Загадочная надпись DOT . Именно ее нужно искать на боковине шины. Эта одна из составляющих индикационного кода резины, который должен быть обязательно указан на ее поверхности. Смотрите внимательно (она может быть заменена комбинацией из 3 или 4 цифр внутри овала). Такой способ маркировки покрышек тоже имеет место быть.
  2. Неизвестные участники формулы . Если овал с цифровыми значениями, заточенными внутрь него, не был найден, то возвращаемся к уже понятной комбинации букв на шине (DOT) следом за которой указан набор непонятных цифровых и буквенных маркеров. Расшифровываем каждый из них по порядку:
  • первая и вторая группа (они указываются для того, чтобы автомобилист мог понять, кем выпущены данные шины, кто является их изготовителем, к дате изготовления шины они не имеют никакого отношения).
  • третья группа (эти символы написаны производителем для того чтобы можно было с легкостью вычислить конкретный год выпуска резины и понять не прошел ли срок годности шин и стоит ли вообще покупать шины, дата изготовления которых не радует своей свежестью).

Пока по теме, как определить дату выпуска покрышек, еще остались вопросы, но уже через пару строк все станет предельно ясно.

Простая схема


Итак, заветная комбинация из цифр найдена (о том, где ее искать автолюбитель уже знает). Осталось понять, что она означает.

На самом деле расшифровка предполагает очень простую схему, а именно правильное распознавание символов, в частности:

  1. Первые две цифры . Дата изготовления на шинах указывается в специфичном временном показателе. Она указывает определенную неделю выпуска, а не месяц (как было бы гораздо удобнее для автолюбителя). А потому посмотреть первые два значения, еще не значит, узнать дату изготовления шин. Понадобятся дополнительные усилия, необходимо будет заглянуть в календарь и отсчитать нужное количество недель с начала года. Есть и более удобный способ, как узнать дату выпуска резины, достаточно воспользоваться калькулятором расчета онлайн.
  2. Вторые две (одна) цифры . Здесь все немного сложнее. Независимо от типоразмера покрышки (серии, принадлежности к радиальным или диагональным шинам, прочих характеристик технического плана) и производителя (Nokian, Cordiant, Bridgestone, Maxxis, Barum и других) всю резину можно разделить на две группы, в том числе:
  • выпущенную до 2000 г (для обозначения «проверенных годами» шин, срок годности которых истек еще в 80х или 90х годах принято использовать однозначное значение, например, на летних покрышках производства компании Нокиан стоит маркировка *109 *, это значит, что она была изготовлена в марте 1999 года);
  • выпускаемая после 2000 г (как узнать год выпуска шины, сошедшей с конвейера завода-изготовителя совсем недавно, просто посмотрев последние два значения, например: 3115 – август 2015 года).

Важная информация

Мы искали ответ на вопрос: как узнать дату выпуска автомобильной покрышки и нашли его, а зачем нам нужно ее знать? Причин немало, в том числе:

  • потеря свойств (срок службы зимней резины, впрочем, как и летней, и всесезонной редко превышает отметки в пять лет, примерно столько же времени требуется резине на утрату своих свойств в период ее хранения, многие производители обещают более продолжительный период ее службы но, как правило, эти обещания на практике не оправдывают себя);
  • оптимальный возраст (при прочих равных условиях предпочтение, конечно нужно отдать совершенно новой «молодой» покрышке, год выпуска которой соответствует году ее продажи, в крайнем случае, при необходимости сэкономить, можно остановить свой выбор на резине не старше 2х лет, она еще послужит).

Подытожим: ясно одно — год выпуска резины нужно знать! И теперь Вы знаете, где и как его искать!

Для многих владельцев машин расшифровка маркировки шин автомобилей является сложной задачей, поскольку большинство людей не знакомы с обозначениями, имеющимися на боковой стороне покрышки. Между тем, любому автовладельцу будет полезна эта информация, поскольку благодаря ей вы сможете купить резину, максимально удовлетворяющую ваши потребности. Например, при покупке летней или зимней резины. В приведенном ниже материале мы собрали, структурировали информацию, и предоставили для вас обозначение маркировки шин в интерактивном, удобном для восприятия, формате.

Основные маркировки

Существует большое количество элементов по маркировке шин. Для начала перечислим основные:

Расшифровка обозначений на покрышках

  • производитель;
  • торговая марка или название модели покрышка;
  • размер покрышки;
  • индекс максимальной нагрузки;
  • индекс скорости;
  • назначение;
  • уровень защиты;
  • сезонность и условия эксплуатации;
  • другая информация.

Производитель . Обычно название производителя написано большими буквами так, чтобы его было хорошо видно. Делается это, в основном, в рекламных целях. Кроме этого, многие производители имеют имеют логотип, выполненный в оригинальном стиле, который они стараются передать всем своим изделиям. В мире существует огромное количество производителей автомобильных покрышек, поэтому останавливаться на них не имеет смысла.

Торговая марка или линейка . Многие производители имеют в своей собственности несколько торговых марок, под которыми выпускаются покрышки для машин. И практически все делают резину в нескольких линейках и моделях. В рамках одной линейки можно купить покрышку с разными размерами и характеристиками. Это значительно облегчает выбор и расширяет его возможности.

Размер покрышки . Пожалуй, это самая важная маркировка автомобильных шин. Рассмотрим ее на конкретном примере - 195/60R14. В данном случае 195 мм - это ширина профиля покрышки. Оно вычисляется как расстояние между наружными границами боковых поверхностей накачанной шины (без учета защитных поясов, различных маркировок и прочих дополнительных средств, которые могут иметь место). Число 60 - отношение высоты профиля к его ширине, выраженное в процентах. В данном случае 195 × 0,6 = 117 мм. Буква R означает английское слово Radial, что в переводе означает радиальный тип покрышки (на сегодняшний день радиальный тип резины является самым используемым, он повсеместно вытеснил более старый диагональный тип). Последнее число (в данном случае 14) говорит о посадочном диаметре (диаметре диска), выраженном в дюймах. Если после диаметра добавлена буква C (сокращенно от commercial), то это означает, что покрышка обладает усиленной нормой слойности, поэтому ее можно использовать в небольших грузовиках, фургонах или микроавтобусах. В последнем случае индекс грузоподъемности таких покрышек пишется двумя числами. Первое означает допустимую нагрузку на одиночную покрышку, второе - на сдвоенную.

Например, покрышка 185/75 R16C 104/102S имеет повышенную прочность и имеет индекс нагрузки 104 (900 кг) при одиночной установке, и 102 (850 кг) при сдвоенной. При этом максимально допустимая скорость составляет 180 км/ч (определяется индексом скорости S, индексов нагрузки и скорости мы коснемся далее).

На некоторых покрышках процентное соотношение между шириной и высотой профиля не указывается. В этом случае необходимо знать, что оно находится в пределах 0,8...0,82. Однако во всех случаях, когда это значение ниже 0,8 оно обязательно указывается на покрышке с шагом 0,05.

Для покрышек, произведенных на территории США, существует альтернативная система обозначения резины, несколько отличающаяся от стандартной. Рассмотрим ее на следующем примере - 35 / 12.5 R15 113Q. В данном случае число 35 означает внешний диаметр покрышки в дюймах . А 12,5 - это номинальная ширина в дюймах. В остальном же информация идентична описанному выше стандарту. То есть, основное отличие - использование дюймов вместо миллиметров.

Таблица соответствия радиальных покрышек легковых автомобилей профилю обода колеса.

Таблица соответствия покрышек легких грузовых автомобилей и автобусов малой вместимости профилю обода колеса.

Индекс максимально допустимой нагрузки на шину (Load Index). В данном случае речь идет о том, какую максимально допустимую массу способна выдержать покрышка. Это значение зашифровано в виде чисел, которые сами по себе не показывают массу, а лишь содержат шифр. Приблизительное значение можно вычислить, если полную массу автомобиля разделить на четыре. обычно пишут сразу же после размера.

Индекс нагрузки Индекс нагрузки Индекс нагрузки Индекс нагрузки Индекс нагрузки
62 265 75 387 88 560 101 825 114 1180
63 272 76 400 89 580 102 850 115 1215
64 280 77 412 90 600 103 875 116 1250
65 290 78 425 91 615 104 900 117 1285
66 300 79 437 92 630 105 925 118 1320
67 307 80 450 93 650 106 950 119 1360
68 315 81 462 94 670 107 975 120 1400
69 325 82 475 95 690 108 1000 121 1450
70 335 83 487 96 710 109 1030 122 1500
71 345 84 500 97 730 110 1060 123 1550
72 355 85 515 98 750 111 1090 124 1600
73 365 86 530 99 775 112 1120 125 1650
74 375 87 545 100 800 113 1150 126 1700

При изучении приведенной информации обязательно нужно помнить, что в данном случае она говорит лишь о предельной нагрузке для покрышки как таковой , то есть, без привязки к конкретному автомобилю и условиям эксплуатации. Кроме этого, не забывайте, что покрышка не должна работать в критических условиях, то есть. при максимальной нагрузке. Если у вас легковой автомобиль, то нельзя допускать увеличения нагрузки до 80% от приведенных значений. А если вы являетесь обладателем внедорожника - то до 70%. Чрезмерная нагрузка не только приближает из строя, но и является чрезвычайно опасной в силу возможного взрыва. А если он произойдет на большой скорости, это может быть смертельно опасным !

При выборе покрышки обращайте внимание на индексы максимальных нагрузок и скорости. Всегда берите значение с запасом, однако не переборщите с этим. Ведь чем на большую нагрузку рассчитана шина, тем она будет массивней и тяжелей. А это напрямую скажется на динамику машины и расход топлива. Лучше придерживаться «золотой середины».

E1 - E48 (обычно пишется в кружочке). Означает, в какой стране покрышка прошла соответствие требованиям качества ECE (Economic Commission for Europe) и номер стандарта.

Таблица соответствия кодов и стран стандартизации
Код Страна стандартизации Код Страна стандартизации
E1 Германия E21 Португалия
E2 Франция E22 Россия
E3 Италия E23 Греция
E4 Нидерланды E24 Ирландия
E5 Швеция E25 Хорватия
E6 Бельгия E26 Словения
E7 Венгрия E27 Словакия
E8 Чехия E28 Беларусь
E9 Испания E29 Эстония
E10 Югославия E31 Босния/Герцеговина
E11 Великобритания E34 Болгария
E12 Австрия E36 Литва
E13 Люксембург E37 Турция
E14 Швейцария E39 Азербайджан
E15 Не используется E40 Македония
E16 Норвегия E43 Япония
E17 Финляндия E45 Австралия
E18 Дания E46 Украина
E19 Румыния E47 Южная Африка
E20 Польша E48 Новая Зеландия

Обозначение максимальной нагрузки и максимального давления

(Max Load, измеряется в килограммах или фунтах). Значение, аналогично вышеприведенному. Отличие заключается в том, что характеристика подается в абсолютных величинах. При этом обращайте внимание, где произведена шина, чтобы не перепутать значения килограммов или фунтов (для справки 1 фунт = 0,4536 кг ).

Соответствия индексов и значения максимальной скорости

Эта информация зашифрована в виде букв английского алфавита. Представляем для вас еще одну таблицу маркировки шин, где представлена расшифровка упомянутого индекса. Обозначенная скорость допускается при максимальной нагрузке на покрышку. Этот индекс обычно указывается после индекса нагрузки.

Максимально допустимое давление (Max Pressure). Это одна из самых важных информаций, имеющихся на маркировке легковых шин. Давление указывается в кПа или в PSI (фунтах на квадратный дюйм, внесистемная единица измерения давления, принятая в США). Зачастую на покрышках можно встретить одновременно значения в одних и других единицах. Если же на шине указано лишь одно значение, то помните, что 1 кгс/см2 (техническая атмосфера) = 0,98 бар = 14,223 PSI = 98,066 кПа. Дополнительную информацию о том, какое давление должно быть в шинах различных автомобилей вы можете ознакомиться в .

Надпись M+S и изображение зимних покрышек

Маркировка шин M+S (иногда M&S). Это обозначение используют, в основном, европейские производители покрышек. Буква M означает английское слово Mud, что переводится как “грязь”. А буква S - Snow, снег. Эти обозначения говорят автовладельцу о том, что покрышку можно использовать в соответствующих условиях. Дело в том, что в европейских странах зимы менее суровые, чем в России, поэтому там больше грязи, чем снега и льда. А покрышки, которые традиционно в нашей стране называют “зимними”, европейцы скорее называют арктическими.

Маркировка на шинах по сезону и покрытию . Вы также можете встретить следующие варианты обозначения сезонности:

Один из вариантов обозначения всесезонных покрышек

  • AS (All Seasons, Any Season). Резина пригодна для использования в любое время года.
  • AGT (All Grip Traction). Всесезонная покрышка.
  • R+W (Road + Winter). В переводе означает “дорога” + “зима”. То есть, резина для использования в холодное время года.
  • Frost . Так обозначают зимнюю резину.
  • AW (Any Weather). Подходит для использования в любую погоду.
  • A/T (All Terrain). Резина подходит для использования на любой местности.
  • M/T (Mud Terrain). Покрышка может использоваться на грязном ландшафте.

Стоит добавить, что некоторые производители погодные свойства своих покрышек иллюстрируют не с помощью надписей, а посредством нанесения соответствующих рисунков. Например, если вы встретите нарисованные вместе снежинку, дождь и солнце - это означает. что покрышка всепогодная. Для обозначения зимней резины используют изображение снежинки или пиков гор (иногда оба рисунка объединяют). Кроме этого, на некоторых моделях зимних покрышек вместо стандартных индикаторов износа (имеющих размер 1,6 мм) используют зимние (их толщина составляет 4 мм). Обычно зимнюю покрышку можно отличить на ощупь. Ее поверхность более мягкая.

Распространенное обозначение всепогодных покрышек

Дождевая резина . Далее рассмотрим, как расшифровать маркировку шин, предназначенных для использования в условиях большого количества воды. Такие покрышки обозначаются следующими словами - Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua. В некоторых случаях вместо слов на боковой поверхности покрышки нарисован зонтик.

Функция покрышки . Теперь рассмотрим, где может использоваться покрышка. Об этом вам расскажут буквы, находящиеся перед типоразмером:

  • P (Passenger). Может использоваться в легковом автомобиле.
  • LT (Light Truck). Для легких грузовиков или фургонов.
  • ST (Special Trailer). Для прицепов.
  • LRO (Low Platform Trailer). Для использования на прицепах с низкой платформой.
  • T (Temporary). Для временного использования (в качестве запасного колеса).

Неделя и год выпуска покрышки, а также отметка стандарта DOT

Год выпуска . Маркировка шин автомобиля позволяет узнать информацию о месяце и годе производства покрышки. В частности, эта информация зашифрована в четырех небольших цифрах, заключенных в овал, на боковой поверхности изделия. Первые две цифры в данном случае означают порядковый номер недели в году, а вторые - непосредственно год. Например, маркировка 1015 говорит нам о том, что покрышка была выпущена в 2015 году, на 10-й неделе года, то есть, приблизительно в начале марта.

Индексы температуры, торможения и износа

Индексы . Зачастую на американских покрышках после размера пишут три индекса:

  • Температурный индекс (Temperature A, B, C). Показывает, насколько устойчива покрышка к воздействию высокой температуры, и не теряет ли она при этом своих свойств. В частности, лучшим индексом считается А.
  • Индекс торможения (Traction А, В, С). Свойство покрышки тормозить и сцепляться с поверхностью дороги на влажном и скользком покрытии. Аналогично лучшим индексом считается А.
  • Ожидаемый километраж пробега (Treadwear). Измеряется в числах более 100, поскольку именно это число является базовым значением (число 100 соответствует 48 тысячам километров пробега). Соответственно, чем он больше, тем лучше. Этот параметр определяется в соответствии с существующим в США стандартом.

Вид индикатора износа покрышки

Сведения о конструкции . Иногда при маркировке всесезонных и других шин производитель пишет информацию, из каких слоев сделано покрытие. Например, надпись TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD означает, что покрытие состоит из двух слоев полиэстера, двух слоев металлического корда и одного слоя нейлонового корда.

Индикатор износа . Он показывает, насколько сильно износилась покрышка, и соответственно, не пора ли производить ее замену. Обычно находится на дне канавки, расположенной максимально близко к надписи TWID (иногда используются надписи TWI , DSI ). На место его расположения указывает стрелка, облегчающая поиск. Дополнительную информацию об износе покрышек вы найдете в соответствующей .

Шипы . На покрышках, где используются шипы, производители указывают следующую информацию:

  • AD . Алюминиевые шипы.
  • SD . Шипы с твердосплавным сердечником.
  • DD . Шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью.
  • OD . Шипы с овальным сердечником.
  • MD . Пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.

Цветные метки . В некоторых случаях производители покрышек используют цветную маркировку своих изделий. Так, для этого применяются белый, красный и желтый цвета, в частности, соответствующие кружочки или треугольники.

Цветные обозначения покрышек

Красную точку или треугольник ставят в месте, которое является самым жестким на боковине покрышки. Если вы устанавливаете ее на легкосплавный диск, то эту точку нужно совместить с отметкой L на диске. Белая точка или треугольник означает самое гибкое место на боковине. При установке резины на легкосплавный диск это место должно быть диаметрально противоположным отметке L. Желтый треугольник означает самое легкое место, которое необходимо совмещать с местом, где установлен золотник на диске.

Изредка можно встретить цветные линии, нанесенные на протектор новой покрышки. Они являются заводской маркировкой, которая помогает работникам складов хранить шины с определенными характеристиками в одном месте. С другой стороны, при наличии таких полос, потребитель может убедиться, что покрышка еще не была в употреблении.

Информация о защите от проколов . Производителями покрышек используются разные технологии по защите покрышек от порезов и проколов. В частности, разные производители обозначают их по-разному. Ниже приводим таблицу соответствия.

Обозначение покрышки с усиленными боковинами

Эти технологии позволяют автомобилю продолжать движение при частичной или полной от 50 до 150 километров при условии, что скорость движения не будет превышать 80 км/ч. Кроме этого, существует маркировка, сообщающая о наличии или отсутствии некоторых дополнительных защит. В частности:

  • MFS (Maximum Flange Shield). Максимальная защита закраины диска.
  • FR (Flange Protector, аналогично RPB (Rim Protection Bar) или MFS (Maximum Flange Sheild)). Шина с защитой обода диска.
  • FB (Flat Base). Покрышка не имеет конструктивного элемента, который бы защищал обод диска от повреждений об бордюры.

Цветовая маркировка шин автомобилей . Если производитель наносит на боковую часть покрышки какие-то цветовые рекламные или прочие обозначения, то в закодированном виде это выглядит следующим образом:

  • OWL (Outline White Letters). Контурные белые буквы на боковине покрышки.
  • BSW (Black Side Wall). Черные буквы на боковине шины (в обозначении торговой марки шины).
  • VSB (Vertical Serrated Band). Вертикальная зазубренная полоса.
  • RWL . Белая полоса на боковине.
  • ORBL (Outlined Raised Black Letters). Черные выделенные поднятые буквы на боковине.
  • RRBL (Recessed Raised Black Letters). Утопленные рельефные черные буквы.
  • WSW . Белая боковина.
  • BLK . Черная боковина.

Дополнительная информация . При маркировке зимних и летних шин производители иногда пишут дополнительную информацию о качествах и характеристиках их изделий. Так, иногда вы можете встретить следующие обозначения:

  • TUBELESS . Эта надпись означает, что перед вами бескамерная покрышка.
  • TUBE TYPE (или ТТ, на немецких покрышках пишут Mit Schlauch). Наоборот, перед вами покрышка, требующая установки камеры.

    «Покрышка с повышенной слойностью»

  • PR . Так обозначается норма слойности. Для покрышек легковых автомобилей его значение, как правило, 4PR (чаще всего) или 6PR. Надпись Reinforced в данном случае означает “усиленная” (имеет 6 слоев). Если покрышка имеет норму слойности 6PR или 8PR, то ее можно использовать в небольших грузовиках, фургонах или микроавтобусах (commercial, имеет 8 слоев).
  • Страна-производитель . Кроме непосредственно названия компании-изготовителя на некоторых покрышках пишут и страну изготовления.
  • Обозначение наружной и внутренних сторон . Если шина является ассиметричной, то с ее наружной стороны будет написано слово OUTSIDE (иногда Side Facing Out), а на внутренней - INSIDE (иногда Side Facing Inwards).
  • Left или Right . В первом случае покрышка может устанавливаться только на левую сторону автомобиля, во втором - только на правую.
  • Направление вращения . Для этого используют слово Rotation и стрелку, указывающую направление вращения колеса при движении вперед.

    Усиленная покрышка

  • XL (Extra Load). Это усиленная покрышка.
  • Steel . Внутри конструкции шины имеется металлический корд. Если этой надписи нет, значит используется корд из текстиля. Обозначение All Steel соответствует тому, что металлический корд используется и в каркасе и в брекере.
  • DOT X0 (Department of Transportation, Министерство транспорта США, X0 - код производителя покрышки). Это американский стандарт качества, применяемый в данном случае к покрышкам. То есть, резина соответствует ему.
  • Plies: tread . Состав слоя протектора.
  • Sidewall . Состав слоя боковины.
  • DA или Secunda (в виде штампа). Такие печати ставят на покрышки, получившиеся в процессе производства незначительные дефекты, которые однако не препятствуют их нормальной эксплуатации.

    Маркировка «зеленых шин»

  • Green X, Reduces CO2 . Так обозначается резина, обладающая низким уровнем сопротивления качению, что способствует снижению расхода топлива и выброса уровня СО2 (так называемые “зеленые шины”).
  • ND (Non Directional). Покрышка с ненаправленным рисунком протектора.
  • NHS (Non Highway Service). Резина для малых скоростей.
  • SAG (Super All Grip). Покрышки повышенной проходимости.
  • SUV (Sport Utility VehiCles). Резина предназначена для кроссоверов, спортивных внедорожников и тяжелых полноприводных автомобилей.
  • REGROOVABLE . Возможность углубления рисунка протектора нарезкой.
  • RETREAD . Покрышка была в употреблении и восстановлена.
  • Studless . Не подлежит ошиповке.
  • Studdable . Подлежит ошиповке.

    Маркировка зимних шипованных шин

  • Studded . Ошипованная покрышка.
  • ГОСТ или ТУ . Обычно на отечественных покрышках производители пишут номер ГОСТа или технических условий, в соответствии с которыми было изготовлено изделие.

Полезная информация

Также вам следует помнить, что у большинства известных мировых производителей автомобильных покрышек существуют свои обозначения некоторых нюансов, условий эксплуатации и используемых при изготовлении технологий. С этой информацией вы сможете ознакомиться на официальном сайте компании-изготовителя резины.

Старайтесь устанавливать на ваш автомобиль покрышки не только одного размера и конструкции, но и одной модели и производителя. Ведь, несмотря на их внешнюю схожесть, разная резина обладает разными характеристиками, что в критических ситуациях может сыграть решающую роль.

Также избегайте следующих ситуаций при установке разной резины на ваш автомобиль:

  • спереди, а высокопрофильные сзади;
  • спереди резина с шипами, а сзади без них;
  • спереди новая резина с хорошим протектором, а сзади “лысая”, или наоборот.

Представляем для вас таблицу с информацией о рекомендуемых вариантах замены размера покрышек.

Таблица с информацией о замене резины
Размерность заменяемой покрышки Вариант замены (в начале списка указан наиболее подходящий вариант)
135/80R12 155/70R12, 155/65R13
165/70R13 185/65R13, 165/65R14, 175/70R13, 185/60R14, 195/50R15
175/70R13 175/65R14, 185/60R14, 185/65R13, 155/R13, 165/70R14, 165/65R14
175/70R14 185/65R14, 195/60R14, 195/55R15
185/70R14 195/65R14, 205/55R15, 195/60R15
195/65R15 215/60R15, 235/55R15, 205/55R16, 215/55R15
195/70R15 205/65R15, 225/60R15, 205/55R16
205/70R15 215/65R15, 235/60R15, 205/65R15, 225/65R15
205/70R15 205/75R15, 215/65R15

Данные из таблицы помогут вам правильно подобрать как саму резину, так и её размер который лучше подойдет к вашему авто. Ведь любые покрышки на машину ставить нельзя, они могут попросту не подойти, как бы этого не хотелось. Заметим что все размеры шин, которые могут быть установлены на конкретный автомобиль, находятся в таблице на передней стойке или пороге, вместе с данными по давлению в шинах, рекомендованное производителем.

Заключение

Мы постарались привести для вас максимально полную информацию на предмет того, как производители шифруют данные о характеристиках покрышек. Уверены, что отныне вы сможете без труда разобраться, что означает маркировка на шинах автомобиля. Если вы сталкивались с обозначениями, которых нет в приведенном материале, будем рады увидеть ваши комментарии в обсуждении.

При необходимости заменить старые покрышки на новые у всех автомобилистов возникает вопрос о том, как узнать их год изготовления. Его можно прочитать на ободе покрышек, ведь каждый производитель в обязательном порядке указывает дату изготовления. Но единых стандартов нет, поэтому иногда это бывает сделать непросто. О том, где на шинах можно найти год выпуска, о сроке их службы и рекомендуемых условиях эксплуатации вы сможете прочесть в этой статье.

Маркировка шин

На каждой покрышке можно встретить набор знаков и обозначений. На первый взгляд может показаться, что параметры нагрузки, конструкции шин или их типоразмера очень сложны. Но на самом деле разобраться в маркировке и расшифровке автошины может любой автомобилист. Как правило, на шинах можно встретить следующие характеристики:

  • Тип шин - этим обозначением определяется камерная или бескамерная покрышка.
  • Размер шин - включает в себя несколько величин: ширина, высота профиля и размер посадочного внутреннего кольца. Обычно обозначается в формате 210/55-18.
  • Индекс нагрузки - показывает предельно допустимую максимальную массу, которую могут выдержать колеса с максимальным внутренним давлением.
  • Производитель - эта надпись обычно идет крупными и заметными буквами. Этот показатель - первое, на что обращают внимание автомобилисты при выборе шин.
  • Сезонность - обозначение All Season указывает на возможность круглогодичного использования таких колес.
  • Индекс скорости - показывает максимальную допустимую скорость.
  • Дата изготовления обозначается обычно четырехзначным кодом, по которому можно узнать, в каком месяце и году были выпущены покрышки.
  • Погодные условия - если вы увидите на шинах обозначения зонтика, то скорее всего, они предназначены для мокрой и дождливой погоды и имеют высокую защиту от аквапланирования.

Срок службы шин

Большинство водителей знают, что есть две детали, на которых лучше не экономить в автомобиле: тормоза и колеса. Шины - это ключевой элемент вашей безопасности, ведь именно они обеспечивают сцепление с дорогой и эффективное торможение. От того, насколько они будут качественными и правильно подобранными, зависят и ваше здоровье, и срок служб автомобиля. Поэтому к вопросу выбора автошин всегда стоит подходить с особой тщательностью.

Со временем покрышки изнашиваются, поэтому необходимо успеть вовремя заменить их на новые. Лучше сделать это немного раньше, чем ездить на шинах, которые успели стереться до самого основания протектора. Какой же срок службы у покрышек? Конечно же, немало зависит от условий эксплуатации. Но предельно допустимым сроком считается отметка в 45 тысяч километров. Дальше затягивать смену колес специалисты уже не рекомендуют. Продлить жизнь колесам помогает соблюдение сезонности и аккуратная езда.

Зачем узнавать дату изготовления покрышек

Так имеет ли смысл смотреть дату изготовления шин, ведь количество километров на них все равно не отображается? Этот параметр стоит узнавать при покупке новых покрышек. В этом случае полезно знать, когда они были изготовлены. Из-за неправильного хранения они могут испортиться, и в этом случае чем новее товар - тем лучше. При правильном температурном режиме шины могут спокойно храниться и 3-5 лет. Но перед покупкой такой продукции нужно внимательно осмотреть покрышки на предмет трещин, износа и иных следов. Попросите у продавца сертификат качества, во избежание неприятных ситуаций.

Как узнать год выпуска шины

Узнать, когда была выпущена автошина, можно, прочитав соответствующую маркировку. Где на шинах год выпуска? Каждая партия выпускаемой продукции имеет четырёхзначный код, в котором и скрыт год выпуска автомобильной шины. Располагается эта дата обычно на ободе резины. Для удобства они зачастую находятся в овальном штампе, поэтому найти эти цифры не составляет труда.

Сама дата обычно состоит из трех-четырех цифр, которые указывают на месяц и год производства. Например, обозначение «0815» можно расшифровать так:

  • 08 - восьмая неделя года, т. е. конец февраля;
  • 15 - год выпуска.

Таким образом, прочитав это обозначение, сразу можно понять, что покрышка была выпущена в августе 2015 года. Четырехзначное обозначение было введено в 2000 году, поэтому, увидев три цифры вместо четырех, можно сразу понять, что такая резина была выпущена еще в прошлом столетии.

Год выпуска на японских шинах

На шинах японских марок срок годности обозначается точно так же, как и на всех остальных. Год выпуска на шинах «Нокиан» указан на боковой поверхности, рядом с надписью DOT. Если вы не смогли найти дату изготовления при покупке б/у резины, то такое приобретение лучше отложить, ведь неизвестно, сколько она уже «прожила». Как узнать годы выпуска шины, если дата стерлась или ее не видно? Определить срок изношенности покрышек можно и на глаз. По каким признакам можно узнать старые шины?

  • Утрата эластичности - если вы начнете сгибать резину, то она будет поддаваться с трудом. Только что выпущенный товар можно легко согнуть, так как новые шины эластичные и более прочные.
  • Появление трещин - самые мелкие из них могут быть не видны человеческому глазу. Обнаружить их можно, если немного согнуть шину. Такой товар, скорее всего, уже бывал в использовании и его лучше не покупать.
  • Темно-серый цвет шин также может свидетельствовать об их давнем сроке изготовления.
  • Нарушение геометрии является одним из наиболее заметных признаков неправильного хранения покрышек. От такого товара тоже лучше отказаться, ведь никто не знает, сколько прослужат такие «новые» шины.

На что еще нужно обратить внимание при покупке шин?

При выборе новой "обувки" для своего автомобиля важно обращать внимание не только на год выпуска шин. Существует ряд признаков, по которым можно понять, что товар хранился неправильно:

  • Вздутия и грыжи на поверхности шины - указывают на то, что шины уже бывали в использовании. Покупать такие покрышки ни в коем случае нельзя, ведь подобные новообразования вызывают дисбаланс шин, который невозможно убрать ни в одном шиномонтаже.
  • Микротрещины на боковине - скорее всего, товар с такими проблемами уже не подлежит продаже из-за неправильного хранения или истечения срока эксплуатации.
  • Следы сварки или герметика - указывают на то, что над шиной поработали «реставраторы». Некоторые покрышки еще можно восстановить, существуют даже целые фирмы, которые этим занимаются. Но зачастую вулканизирующие пасты, которыми заклеивают порезы и трещины, оказываются неэффективны. Шины начинают спускать, машину ведет, в общем, никакого удовольствия от езды на таких покрышках вы точно не получите.

Даже покупая шины, бывшие в употреблении, внимательно осматривайте их на предмет вышеперечисленных признаков. Если обнаружите хотя бы один из них, отложите такую покупку на потом.

Продление срока службы шин

Срок службы покрышек зависит не только от года выпуска шины, но и от того, как вы будете ее хранить. После сезонной замены колес многие отправляют их пылиться в холодные гаражи, или того хуже - на улицу. Такое обращение сокращает срок эксплуатации шин в два, а то и в три раза. Какие правила нужно выполнять, чтобы резина сослужила вам долгую службу?

  • Соблюдение температурного режима - главное условие сохранности шин. При этом низкие температуры им не так страшны, как повышенные. Если выше 25 градусов, резина начинает деформироваться на молекулярном уровне, и это негативно сказывается на ее характеристиках.
  • Оптимальная влажность также очень важна для сохранения всех качеств покрышек. Если помещение будет слишком влажно, влага будет оседать на поверхности резины. В таких условиях за пару месяцев ничего критичного не случится, но если шины хранятся в таком помещении из года в год, на долгий срок их службы рассчитывать не придется.
  • Для хранения автошин предпочтительнее вертикальное положение. Не стоит сваливать покрышки «столбиком» друг на друга. Под прямыми солнечными лучами резину тоже не нужно оставлять, ведь от этого на поверхности могут появиться трещины.

Среди автомобилистов бытует мнение, что лучше всего покупать все шины одного года выпуска, так характеристики сцепления машины с дорогой будут лучше. Но шины разных партий нелегко подобрать с одинаковыми датами выпуска, да и нужно ли? Эксперты утверждают, что год выпуска шины абсолютно никак не влияет на ее параметры, если изделие правильно хранилось и сроки соблюдены. Поэтому, если вы купили на распродаже по скидке 5-6-летние шины, не стоит думать, что они проживут не очень долго.

Лучше купить такие покрышки от известного производителя, чем только что сошедшие с конвейера шины неизвестного бренда. Поверьте, у первых больше шансов отработать свои 5-7 лет без проблем. Если же вы настроены на покупку только самых лучших покрышек, тогда лучше присмотреться к новинкам на рынке. Они точно будут с самым свежим сроком изготовления.

Итоги

Выбирая себе новые или б/у шины, обязательно обратите внимание на дату изготовления. Как проверить год выпуска шины? Нужно обратить внимание на цвет и наличие трещин на поверхности резины. Старые шины становятся из черных серыми, а на их поверхности можно увидеть россыпь трещин. Если вам попался такой товар, попросите принести изделие из более новой поставки или вообще откажитесь от покупки. Но не стоит забывать и про другие параметры при выборе покрышек: оцените высоту профиля, убедитесь в том, что они точно подходят для вашего автомобиля. Выбирайте резину с учетом сезонности, правильно храните ее, и тогда она прослужит вам долгие годы!