Как разбираются окна на газ 12 зим. Особенности конструкции кузова

ЗИМ (до 1957 года), ГАЗ-12 - советский шестиместный шестиоконный длиннобазный большой седан, серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод имени Молотова) с 1949 по 1959(некоторые модификации - по 1960 год.)

ЗИМ - первая представительская модель Горьковского автозавода. Предшественник «Чайки» ГАЗ-13. В основном он использовался как служебный автомобиль («персоналка»), предназначенный для советской, партийной и правительственной номенклатуры - на уровне министра, секретаря обкома и председателя облисполкома и выше, в отдельных случаях продавался и в личное пользование

Всего с 1949 по 1959 год было выпущено 21 527 экземпляров ЗИМ / ГАЗ-12 всех модификаций.

РАЗРАБОТКА

Выше ЗИМа («Завод имени Молотова») по субординации были только машины Завода имени Сталина.


Однако, это не мешало «молотовцам» из Горького в их негласном соперничестве со «сталинцами» из Москвы всегда создавать более смелые и передовые конструкции.

В частности, ЗИМ стал первым в мире автомобилем с тремя рядами сидений в несущем кузове. На нём же впервые в отечественной практике была применена гидромеханическая трансмиссия, обеспечивающая плавный разгон с места и удобство управления передачами.

НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Разработка была начата в 1948 году и велась в сжатые сроки - на неё отпускалось 29 месяцев. Конструктор - А. А. Липгарт, ответственный художник-конструктор - Лев Еремеев (будущий автор внешности М-21 «Победа-II», «Волги» ГАЗ-21, ЗИЛ-111 и «Чайки» ГАЗ-13).

СРАВНЕНИЕ С ИНОСТРАННЫМИ АНАЛОГАМИ

Отведённые коллективу ГАЗ-а сжатые сроки позволяли либо приблизительно скопировать иностранную модель (что, в принципе, и предполагалось изначально - в частности, заводу настоятельно рекомендовали «Бьюик» образца 1948 года - то есть, по сути, минимально подновлённой довоенной модели 1942 года), либо воспользоваться уже имеющимися наработками и спроектировать автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии. Конструкторы и дизайнеры избрали второй путь, хотя значительное влияние американских образцов того же класса на выбор стилистических решений сохранялось.

Вместе с тем, перекликаясь по внешности с целым рядом американских моделей сегмента fine car (средний-высший класс), ЗИМ не был копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля ни в плане дизайна, ни, в особенности, в техническом аспекте - в последнем конструкторы завода даже сумели в какой-то мере «сказать новое слово» в рамках мировой автомобилестроительной индустрии.


ПОСТАНОВКА В ПРОИЗВОДСТВО

В октябре 1950 года была собрана первая промышленная партия ГАЗ-12. В 1951 году проведены государственные испытания трёх автомобилей с полной нагрузкой. Пробег каждого автомобиля составил 21 072 км.

Автомобиль выпускался с 1949 до 1959 года в версии с кузовами «седан» и «седан-такси», в версии санитарного автомобиля с кузовом «эмбюлэнс» (по сути - хетчбэк) - до 1960.

Всего было выпущено 21 527 машин.


НАЗВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

До 1957 года модель обозначалась только как ЗИМ (аббревиатура названия завода - «Завод имени Молотова», писалась заглавными буквами), название ГАЗ-12 было сугубо внутризаводским. На заводской табличке автомобиля значилось: Автомобиль ЗИМ (ГАЗ-12) . Но после разгрома «антипартийной группы» Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова - имя Молотова было исключено из названия завода. Автомобиль стал именоваться по заводскому обозначению: ГАЗ-12. Тогда центральные аппаратчики, желавшие продемонстрировать свою поддержку курсу партии, предпочитали заменять шильды и эмблемы «ЗИМ» на новые - «ГАЗ». В частном секторе и на периферии власти к политическим изменениям конструкции автомобиля относились индифферентно - во многом благодаря этому многие машины ранних выпусков дошли до наших дней с изначальными эмблемами ЗИМ.


СЕРИЙНЫЕ

  • ГАЗ-12А - такси с отделкой салона искусственной кожей. Ввиду высокой стоимости - в полтора раза большей по сравнению с «Победой» - было выпущено относительно немного. ГАЗ-12А использовались преимущественно в качестве маршрутных такси, в том числе на междугородных линиях.
  • ГАЗ-12Б - санитарный вариант, выпускался с 1951 по 1960 год. Машины окрашивались в светло-бежевый цвет, кроме того, внешне отличались от обычного седана внешними петлями крышки багажника, которая раскрывалась на большой угол и позволяла вкатывать в салон автомобиля носилки.

ОПЫТНЫЕ И НЕСЕРИЙНЫЕ

  • ГАЗ-12 с кузовом «фаэтон» - в 1949 году были изготовлены два экспериментальных образца, но до серийного производства доведён не был ввиду трудностей с обеспечением требуемой жёсткости открытого несущего кузова.


ШАССИ

Независимая пружинная шкворневая передняя подвеска была выполнена по типу подвески «Победы» (в свою очередь, выполненной по типу Opel Kapitänмодели 1938 года) и принципиально не отличалась от неё. Задняя подвеска отличалась от «Победы» также лишь в деталях. Амортизаторы по-прежнему были рычажными.

Рулевая трапеция была разработана заново при сохранении общей схемы.

ПРОЧЕЕ

Среди новинок также были: 15-дюймовые обода колёс, тормоза с двумя ведущими колодками, гнутое заднее стекло (переднее осталось V-образным), масляный радиатор в системе смазки двигателя, полуоси фланцевого типа, и так далее.

ПРОЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

В 1956 году, уже в ходе работ над «Чайкой» ГАЗ-13, был разработан проект модернизации ЗИМа под обозначением ЗИМ-12В. Изменения в дизайне предполагали быть в основном косметическими - цельное лобовое стекло, более изящные ободки фар, окрашенные под цвет кузова, более обобщённая клетчатая решётка радиатора, другие колпаки, молдинги на боковине, изменённое оформление задка и так далее. Вместе с тем, планировалось увеличить мощность двигателя, улучшить тормозные свойства автомобиля и внедрить автоматическую трансмиссию от «Волги».

Однако вскоре стало ясно, что стиль автомобиля устарел безнадёжно, внешняя модернизация существенно осовременить его уже не сможет, и расходовать ресурсы на модернизацию, когда до начала выпуска новой модели оставалось всего несколько лет, посчитали нерациональным.


ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Элегантный автомобиль использовался не только высокопоставленной бюрократией, но и истеблишментом - видными работниками культуры, науки и искусства. Кроме того, ЗИМ - это единственная модель такого класса, ставшая товаром народного потребления, то есть поступившая в открытую продажу. Ни с последующей «Чайкой», ни с ЗИСами такого не было. Правда, цена в 40 тысяч рублей - в два с половиной раза дороже «Победы» - делала машину менее доступной для потребителя. Удовлетворить интерес простого советского человека к непростой технике отчасти могли модификации ЗИМ «такси» и «скорая помощь», причём, последняя - совершенно бесплатно. Ещё одна модификация - с открытым кузовом «кабриолет» - была построена в 1951 году в порядке эксперимента, всего в двух экземплярах. Реконструкция такого кузова также освоена в наши дни мастерской «Молотов-Гараж».

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ

ЗИМ, поданный к трапу самолёта. 1957 год, Лейпциг, ГДР.

РАБОТА В ТАКСОПАРКАХ

Первые такси-ЗИМ появились в Москве летом 1952 году для обслуживания международного экономического совещания. Они были окрашены в светло-серый цвет с белой полосой шашечек. В 1956 г. в 1-й московский таксопарк поступило 300 автомобилей ЗИМ. В 1958 году их насчитывалось 328.

Они эксплуатировались в Москве до 1960 года. ЗИМы-такси, как правило, были чёрного цвета с поясом из белых шашечек. В конце 1950-х на дверцах ЗИМов, переделанных в такси из персональных машин, две полосы шашечек разделялись на дверцах кругом с буквой Т в центре.

Счётчик ТА-49 размещался на полу. Поскольку стоимость проезда на ЗИМе была существенно выше, чем на обычной «Победе», в основном на них ездили в складчину; впоследствии ЗИМы в основном были переданы в маршрутное такси, работавшее на фиксированных маршрутах, правда, недостаточная вместимость - всего 6 человек, из которых двое сидели на неудобных откидных страпонтенах - привела к их достаточно быстрой замене на микроавтобусы РАФ-977, более компактные, вместительные и экономичные (с 1959 года).

Такси ЗИМ использовались и в других городах. Например, в Минске они появились 23 октября 1954 г.

ПРОДАЖА В ЛИЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ

Автомобиль ЗИМ был самым демократичным из всех советских автомобилей большого класса: в отличие от последовавших за ним «Чаек», он достаточно массово использовался в такси и службе скорой помощи, продавался населению.

Цена автомобиля составляла до реформы 1961 года 40 000 руб., целое состояние при тогдашней средней зарплате, при том, что престижная «Победа» стоила 16 000 руб. (позже 25 000 руб.), а «Москвич-400» - 9 000 руб. (позже 11 000 руб.). Так что очередей за ЗИМами тогда просто не было, а их основными покупателями были советская научная и творческая элита из числа тех, кому напрямую персональный автомобиль не полагался. Тем не менее, такие «частные» автомобили управлялись зачастую персональными водителями, обслуживались и хранились в государственных гаражах.

Более того, с подачи И. В. Сталина, к ордену Ленина, вручённому за 25 лет безупречной службы, офицерам и полным старшинам (главным корабельным старшинам), полагалась выплата выходного пособия. Однако Министерство финансов СССР не смогло окончательно определиться с размером этого пособия, и тогда было решено, наряду с орденом Ленина, награждать автомобилем ЗИМ в правительственной комплектации. Любопытно, что Н. С. Хрущёв, придя к власти, всю эту наградную систему за выслугу лет немедленно отменил.

Уже в начале семидесятых после массового списания ЗИМов из госучреждений и такси их покупали частники как обычные машины. Цена ГАЗ-12 не превышала стоимости «Жигулей». Владельцы часто использовали эти автомобили для перевозки тяжестей, например, картофеля. Именно в это время большая часть сохранившихся ЗИМов потеряли свою историческую комплектацию, приобрела чужеродные агрегаты трансмиссии, двигатели от грузовиков и так далее, что делает комплектный ЗИМ в оригинальной, заводской комплектации весьма редким автомобилем и достаточно желанной находкой для коллекционера.


ЭКСПОРТ

Автомобили ЗИМ поставлялись на экспорт преимущественно в страны социалистического лагеря, а также в ряд капиталистических стран, например, Финляндию, Швецию (упоминание о ЗИМе на улицах Стокгольма имеется в одном из детективов шведского писателя Пера Валлё).

СПОРТ

На базе агрегатов ЗИМа строились гоночные автомобили серии «Авангард».


КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ

Начиная с 1980-х гг. ЗИМ на киноэкране воплощает ностальгию по послевоенному времени и становится своего рода символом позднесталинской эпохи (см. «Зимний вечер в Гаграх», 1985).

Восстановленный в оригинальное (аутентичное) состояние в ателье «Молотов-Гараж» экземпляр ЗИМа фигурировал в телеклипе «Тучи» группы «Иванушки интернейшнл». Также ЗИМ фигурировал в клипе «Московский бит» группы «Браво».

В настоящее время некоторые восстановленные экземпляры ЗИМов с успехом используются в качестве свадебных лимузинов, а также активно участвуют в различных шоу ретро-автомобилей и съёмках исторических фильмов («Водитель для Веры» и многие другие).

ЗИМ упоминается в произведении братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» («Вот по дороге едет ЗИМ, и им я буду задавим…» Какая физическая сила заключена в этих строках! Какая ясность чувства!»)

Ещё ГАЗ-12 ЗИМ можно заметить в фильме «Остин Пауэрс: Голдмембер» в воспоминаниях Доктора Зло и Остина Пауэрса.


  • Даже в период налаженного производства выпускалось максимально 6 автомобилей ЗИМ в день. Всего за десятилетний период с 1950-1960 годы было выпущено около 21 000 штук.
  • Аллигаторный капот ГАЗ-12 благодаря особой конструкции петель открывался как налево, так и направо; его можно было даже просто снять.
  • Несмотря на огромные размеры автомобиля, место водителя отличалось теснотой из-за стремления высвободить место для чиновного пассажира.
  • Машина могла трогаться с места на любой из имеющихся трёх передач трансмиссии (при этом в инструкции по эксплуатации даже был отдельно прописан категорический запрет трогаться с места на прямой передаче). Со временем в гидромуфте открывалась течь вследствие износа гофрированного медного уплотнения с графитовыми кольцами. Ремонт был весьма непростым делом - гофрированное уплотнение было в разряде большого дефицита. Автовладелец Н. Фарафонов из Алма-Аты придумал эффективный метод устранения этого недостатка - вместо турбинного масла в гидромуфту закачивается смазочным шприцем 6,5 килограмма тугоплавкой смазки (Литол24) - узел надежно и долговечно работает даже при дефектном уплотнении. На работе гидромуфты это никак не отражается, разве что зимой несколько уменьшается плавность хода.
  • Дизайну ГАЗ-12 уделялось в процессе разработки такое большое внимание, что Андрей Липгарт временно перенёс свое рабочее место в группу художников-конструкторов; надо заметить, что успех такого подхода был полным - даже сегодня стиль ЗИМа выглядит впечатляюще.
  • Решётка радиатора ГАЗ-12 на первый взгляд выглядит аналогичной решетке «Кадиллаков» 1948 модельного года; на самом деле, она похожа лишь поверхностно (формой и числом клеток), но имеет другую конструкцию, другие пропорции, и при сравнении создаёт иное впечатление о передней части машины.
  • Красный «гребень» на капоте ГАЗ-12 имел декоративную подсветку, которую включали ночью.
  • Графическая увязка сечений кузова на чертежах дала такую поверхность, которая давала правильные - плавные и без изломов световых слоёв - блики, дополнительно этот эффект был улучшен при помощи опытов над моделями, освещаемыми различными источниками света; красить разработанный с таким расчётом кузов в современные краски - «металлики», принципиально не дающие правильного блика, - техническое варварство; это же касается почти всех автомобилей 1940-х - 50-х годов, поверхность кузова которых была рассчитана на неметалликовые краски, а чёткий правильный блик является существенной частью визуального восприятия автомобиля.
  • Плавные обводы кузова давались нелегко, сопрягаемые поверхности на конвейере выравнивали легкосплавным припоем (как и во всём мире на автомобилях высшего класса в те годы). По некоторым данным на каждый кузов расходовалось до 4 кг олова. Поэтому при ремонтных кузовных работах приходилось подставлять ёмкость для стекания расплавленного электросваркой олова.
  • Некоторыми авторемонтными предприятиями (особенно в Прибалтике) в 60-х строились грузовые пикапы на базе ЗИМа, предположительно их грузоподъёмность могла составлять до 750 кг и возможно больше. Кроме того в Риге в 1971 году был изготовлен катафалк путём превращения ЗИМа в пикап.

Автомобиль ГАЗ-12, или ЗИМ появился в производственной программе завода ГАЗ в 1949 году и оставался на конвейере в течение всего последующего десятилетия. За эти годы было построено всего около 21500 экземпляров, поэтому сегодня эта машина представляет большую редкость.

Предпосылки возникновения

К концу 40-х годов в СССР производился автомобиль малого класса "Москвич-400", среднего класса М20 «Победа» и высшего класса ЗиС 110. Последний никогда не продавался в частные руки и полагался только высшему руководству страны, что и предопределило малые объёмы выпуска и высочайшую стоимость автомобиля. Однако существовала целая категория людей, которым по положению в обществе или по долгу службы требовался более престижный автомобиль, чем М20. Именно в расчете на эту нишу и создавался ЗИМ ГАЗ-12. Вдобавок не следует забывать и о негласном соперничестве заводов ГАЗ и ЗиС, которые старались создавать все новые и более передовые конструкции.

Молниеносная разработка

На разработку новой машины были выделены крайне сжатые сроки, всего менее 2,5 лет. Ведущим конструктором стал разработчик М20 А. Липгарт. Работы начались в 1948 году. С целью сокращения сроков отработка общей силовой структуры кузова и агрегатов велась на доработанном кузове М20. Такой автомобиль (по терминологии завода - «мул») построили на базе серийного М20, в кузов которого установили вставку длиной 500 мм. Благодаря вставке база достигла требуемого значения в 3200 мм. К 31-й годовщине Октябрьской революции был готов третий по счету ходовой прототип автомобиля, который и прошел первый публичный показ во время праздничной демонстрации.

В феврале следующего года прототип ГАЗ-12 представили высшему руководству страны, а уже осенью 1950 года начался мелкосерийный выпуск. Первые серийные автомобили прошли в следующем году цикл испытаний пробегом, и с 1951 года началось производство товарных автомобилей.

До 1957 года индекс ГАЗ-12 использовался во внутризаводской документации. А машина везде обозначалась как ЗИМ (Завод имени Молотова). И только последние два года выпуска машина шла заказчикам как ГАЗ-12.

Модификации

Кроме базового 6-местного седана выпускались версии для такси и санитарная машина.

Такси ГАЗ-12А имело упрощенную отделку элементов салона - кожзаменитель вместо ткани, крашеные под дерево элементы интерьера. С завода шел счетчик-таксометр ТА49. Машины использовались в таксопарках крупных городов (зачастую как маршрутное такси) и для перевозок между городами. В конце 50-х годов одном из таксопарков Москвы насчитывалось около 300 машин ЗИМ. ЗИМ в качестве такси прослужили недолго, и уже к 1960 году были полностью вытеснены М21 «Волга».

Санитарная версия ГАЗ-12Б также имела упрощенный салон со стеклянной перегородкой за задним диваном и доработанную крышку багажника, позволявшую вкатывать через нее в салон носилки. В салоне оставалось два места для медперсонала и сопровождающих. На левом переднем крыле имелась фара-искатель, а на крыше над лобовым стеклом - опознавательный фонарь. Санитарную версию выпускали до 1960 года, т.е. дольше всех. Многие санитарные машины прожили долгую жизнь и еще встречались в строю вплоть до конца 70-х годов.

Существовало также несколько пробных образцов с открытым салоном, но в серию они не попали.

Особенности конструкции кузова

Конструкция ГАЗ-12 сочетала в себе как новые передовые технические решения, так и компромиссные заимствования агрегатов с других моделей.

Первым препятствием для конструкторов стал кузов. Американская школа того времени строила такие крупные автомобили с использованием классического рамного шасси. Такая конструкция имела два критических недостатка - вес и большое время на доводку конструкции. Вес был критичен по причине отсутствия серийного мощного двигателя.

На ГАЗе к тому времени имелся большой опыт создания и совершенствования несущего кузова М20, поэтому при разработке кузова ГАЗ-12 решили внедрить такое же решение. Конструкция кузова предусматривала спереди короткий подрамник для монтажа подвески и двигателя. Благодаря отказу от рамы конструкторам удалось снизить вес автомобиля более чем на 200 кг. Особое внимание было уделено жесткости кузова на скручивание. Конструкторам удалось обеспечить и высокую герметичность салона, что немаловажно для машины такого уровня. Кузов позволял преодолевать полуметровые водные преграды без риска заливания внутрь.

Получившийся несущий кузов для машины такого класса стал первой разработкой такого рода в мире.

Еще одной отличительной особенностью стала конструкция системы открывания капота. Капот мог открываться вбок в обе стороны, а после расфиксации обоих замков он просто снимался с машины.

Кузов окрашивался нитроэмалью в несколько слоев с сушкой и промежуточной полировкой каждого. Цветовая палитра была очень небогатой - основная масса машин шла чёрного цвета. Были машины белого, вишневого и зеленого цвета. Такси красились в серый, а санитарная версия машины окрашивалась в цвет слоновой кости. Под заказ предлагалась комбинированная окраска в два цвета.

Двигатель

Двигатель ГАЗ-12 базировался на двигателе грузовика ГАЗ-51, который, в свою очередь, имел высокую степень унификации с двигателем М20 (до половины деталей моторов были идентичны).

Мощность базового 51-го мотора была явно недостаточной, и для ее повышения были расширены впускные каналы, внедрены алюминиевая головка с увеличенной до 6,7 степенью сжатия (требовался бензин А70) и двойной карбюратор. Запуск двигателя осуществлялся электростартером от кнопки на панели приборов.

Поскольку двигатель легкового автомобиля работает на более высоких оборотах, конструкторы ввели шатуны симметричной формы. Это мероприятие снизило риск повреждения шатунных подшипников при высоких оборотах - болезнь 51-го мотора.

После всех этих мероприятий 90-сильный двигатель расходовал не более 19 литров топлива на 100 км, что было неплохим показателем для почти 2-тонной машины. Помимо ЗИМ этот двигатель использовался на автобусах, вездеходах и бронетранспортерах разработки завода ГАЗ.

Силовая передача

ЗИМ оснащался специально разработанной коробкой передач с тремя скоростями вперед и одной назад. Переключение скоростей осуществлялось рычагом на рулевой колонке. Эта коробка впоследствии стала массовой и применялась на М20 и М21, внедорожнике ГАЗ-69, микроавтобусах Рижского (РАФ-977) и Ереванского (ЕрАЗ-762) заводов.

Впервые в автомобилестроении СССР автомобиль оснастили гидромуфтой. Она находилась в кинематической цепи между двигателем и сцеплением и представляла собой отдельный тороидальной формы картер, заполненный турбинным маслом. В картере находились два ротора, не имеющие между собой механической связи. Каждый ротор выполнялся в половину тора. Насосный ротор-маховик имел 48 отсеков внутри, турбинный ротор-маховик с обычным сцеплением имел 44 отсека. Отсеки формировались лопатками в полости роторов. Поскольку картер герметичен и обеспечено минимальное расстояние между колесами, то жидкость при вращении насосного колеса подается на лопатки турбинного колеса, передавая крутящий момент. Причем из-за невысоких максимальных оборотов двигателя ЗИМ (не выше 3600 в минуту) этот момент на насосе и турбине практически одинаков.

За счет такой муфты автомобиль мог трогаться на любой передаче, даже по инструкции первая передача использовалась только при плохих дорожных условиях. При остановке не было необходимости выключать передачу, поскольку при зажатом трансмиссионном тормозе и включенной передаче двигатель мог работать на холостом ходу благодаря проскальзыванию ротора насоса относительно неподвижного ротора турбины. Поскольку автомобиль удерживался в этом случае стояночным тормозом, то требовалось поддерживать его в полностью исправном состоянии.

ЗИМ оснащался неразрезным картером заднего моста с гипоидным зацеплением и двухзвенным карданным валом. Из-за снижения габаритов моста удалось практически избавиться от тоннеля карданного вала. Менее шумный редуктор требовал для работы особое гипоидное масло, которое долгое время в СССР было редким.

Подвеска и колеса

Автомобиль оснащался аналогичными М20 подвесками с рычажными амортизаторами. Подвеска спереди была независимой с пружинами и шкворнями, сзади - на листовых рессорах. Автомобиль сразу комплектовался 15-дюймовыми дисками.

Из-за уменьшения диаметра дисков (на «Победе» шли диски 16 дюймов) для ЗИМ были созданы новые тормозные барабаны и механизмы. Однако тормоза оказались малоэффективными для такой тяжелой машины. Но поскольку интенсивность движения в те годы была невелика, с этим недостатком мирились.

Салон ГАЗ-12

Отделка салона ЗИМ отличалась применением качественных материалов, но не несла в себе роскоши. «Деревянные» элементы интерьера по факту являлись реалистично окрашенными металлическими деталями. Тканевая обивка неярких тонов выполнялась из плотного сукна. Ламповый радиоприёмник шел как стандартная деталь.

Передний диван не регулировался, поэтому водителю высокого роста сидеть за рулем было весьма тесно. Классической перегородки между первым и остальными рядами сидений не было ни на одном стандартном ГАЗ-12.

Сзади имелся диван для троих пассажиров и два откидных сиденья среднего ряда. При сложенном среднем ряду для ног пассажиров заднего дивана высвобождалось до полутора метров свободного пространства. По объёму отделения для пассажиров ЗИМ не уступал более престижному ЗиС-110.

Для отопления и вентиляции большого объема задней части салона стоял отдельный радиатор и вентилятор. Управление этим вентилятором осуществлялось из задней части салона. Также имелись поручни в спинке переднего сидения и по бокам салона, прикуриватель, несколько пепельниц, дополнительный плафон подсветки и ряд других элементов комфорта для пассажиров.

Проект модернизации ГАЗ-12

В середине 1950-х годов была предпринята попытка продлить жизнь стремительно стареющей машине. Проект имел название ЗИМ-12В. По задумкам конструкторов планировалось увеличить мощность двигателя, внедрить полноценную автоматическую коробку передач, доработать тормоза. Глобальные внешние изменения не планировались и ограничивались изменением дизайна решетки радиатора, фар и задних фонарей, установкой панорамного лобового стекла.

Но эти планы так и не стали реальностью. Основные силы были брошены на создание нового ГАЗ-13 «Чайка».

ЗИМ в частном владении

Хотя ЗИМ изначально создавался как машина для чиновников, отдельные экземпляры попадали и в частное владение. Из-за высокой цены (в два-три раза дороже «Победы» и в три-четыре «Москвича-400») покупателями были представители научной и творческой элиты СССР. Кроме того, ЗИМ выдавался как дополнение при награждении орденом Ленина за 25 лет безупречной службы.

За рулем таких машин часто сидели наемные шоферы. В качестве примера стоит вспомнить фильм «Разные судьбы», где владельцами ЗИМ являются профессор и композитор, однако за рулем они не сидят.

В заметных количествах машины стали попадать в руки частникам только с конца 60-х годов, когда ЗИМ стали массово списывать из учреждений.

Владельцев машин в то время подкупали высокая степень унификации конструкции с массовыми М20 и М21 и размеры автомобиля ГАЗ-12. Отзывы владельцев о плавности хода и вместительности салона в целом были положительные. Однако многие жаловались на высокий расход топлива при езде по городу и багажник небольшого объёма.

Но сейчас эти недостатки малозначительны, поскольку едва ли кто из владельцев ЗИМ использует его как повседневный транспорт для поездок на работу или на дачу.

ЗИМ сегодня

В настоящее время ГАЗ-12 является объектом коллекционирования. Встречаются как отреставрированные образцы машин разной степени аутентичности, так и доработанные в соответствии с современными требованиями к комфорту и внешнему виду.

Тюнинг ГАЗ-12 ЗИМ весьма затратен как по финансам, так и по времени. В ходе таких работ восстанавливается кузов с полной окраской, проводится шумо- и виброизоляция. Устанавливаются сиденья от престижных иномарок, в салоне выполняется полноценная перегородка между задней и водительской частями. Устанавливается система кондиционирования воздуха, панорамный люк в крыше. По желанию заказчика салон может быть оснащен акустикой высокого класса и другим дополнительным оборудованием.

Почти всегда заменяется силовой агрегат, трансмиссия, подвески. Например, одна из реставрационных мастерских в ходе работ по восстановлению ГАЗ-12 установила на него новый двигатель "Тойота" мощностью 225 л.с. Еще снабдила автоматической коробкой и доработанные подвески от ГАЗ-31105.

Реставрация ГАЗ-12 в аутентичном виде требует еще больших финансовых вложений. Тому есть ряд причин. Основную сложность составляет поиск аутентичных запчастей ГАЗ-12. Многие детали и отделочные материалы в наше время просто не производятся, и крупные реставрационные мастерские налаживают собственное производство.

Автомобиль 50-ых годов прошлого столетия производства ГАЗ им. Молотова, был разработан советскими инженерами для партийных руководителей - всего за два с небольшим года. Оригинальная внешность советской классики в сочетании с харизмой дорогой иномарки. На ЗИМе были применены новинки советского автопрома (гидромуфта сцепления, безрамная конструкция, ровный пол, открываемый на все стороны капот и др.).

Теоретически находившаяся в свободной продаже представительская автомашина практически была недоступна - из-за цены в 40000 рублей. Поэтому, и из-за небольшого «тиража» до нас дошли единичные экземпляры ЗИМ. Этот раритет автоколлекционеров часто подвергается тюнингу.

Тюнинг или реинкарнация?

ГАЗ 12 ЗИМ «просится на тюнинг» - редкая это стала машина , и слишком подходящ, например, «Мерседес» с 210 кузовом (двигатель 3,2 л) в процессе тюнинга.

Что можно восстановить или вновь изготовить для этой машины? - Многочисленные никелированные детали кузова (например, бамперы, «олень от ГАЗа»), торпедо, рулевую колонку, стеколоподъемники. Кроме того, можно врезать в крышу немаленький панорамный люк и поставить новые сиденья и диван сзади. Снабдить двигателем, подвеской и трансмиссией от «Мерседеса». Руль, регулируемый под водителя, можно изготовить по заказу, в стиле ретро.

Цветовое решение салона потребует творческого подхода. Вы не против сочетания светло-коричневого и кремового оттенков? «Зимовский» салон 50-ых был совсем иным, но такое решение, особенно, «на коже», с мягкой подсветкой интерьера будет неповторим. Задняя зона салона требует к себе двойного внимания. Здесь уместен бар собственной разработки и мультимедиа-установка. Есть возможность развернуть мобильный кинотеатр с фронтальной акустикой.

Основные этапы и моменты тюнинга

Полнота проведённого тюнинга может быть определена по наличию:

→ шумовиброизоляции автомобиля;

→ восстановленных (изготовленных вновь) деталей кузова;

→ установки панорамного люка;

→ штатного оборудования;

→ доработки (комфортности) салона;

→ на полу ковролина, ковриков;

→ декоративных накладок;

→ источников А/V-сигналов, монитора, усилителей, акустики, сабвуфера;

→ дополнительного оборудования (защитного комплекса, доводки стекол, парктроника, внутренних и внешних зеркал) и др.