Как правильно поменять масло в двигателе. Замена масла в двигателе: полезные советы. Инструменты и материалы

Масло - неотъемлемая составляющая любого двигателя. Без смазки мотор может поймать клин. Именно поэтому важно вовремя менять и следить за его уровнем. Данная составляющая относится к расходным материалам и требует периодической замены. Игнорирование данной процедуры чревато повышенным износом деталей кривошипно-шатунного механизма. Чтобы работа мотора была стабильной и безотказной, следует знать, как правильно заменить масло в двигателе автомобиля. Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

Где можно заменить масло в двигателе?

Вариантов несколько. Данную операцию можно выполнить на СТО либо своими руками. Первый метод подходит для тех, у кого мало свободного времени или машина находится на гарантии. Ведь в случае игнорирования ТО дилер может отказать в последующем ремонте.

А самостоятельная замена никем не может быть подтверждена. Сколько стоит в двигателе? Обычно данная процедура на СТО выполняется за 500-1000 рублей в зависимости от марки и модели авто. Но если у вас есть в наличии час свободного времени и машина уже давно не на гарантии, залив масла в двигатель можно осуществить своими руками.

Регламент замены

Как часто нужно выполнять данную операцию? Сроки замены на всех автомобилях разные. Точную цифру можно узнать в сервисной книжке или в инструкции по эксплуатации. Также отметим, что регламент зависит от того, какое масло заливается в двигатель. Так, синтетическое меняется на пробеге в 12 тысяч километров. Полусинтетика - через 10 тысяч. А вот минеральные масла нужно менять каждые 6-8 тысяч. Это самые дешевые среди всех имеющихся в продаже. Какое масло заливать в двигатель? Специалисты рекомендуют использовать синтетические либо полусинтетические продукты. Они отличаются хорошими эксплуатационными характеристиками.

Обратите внимание, что при покупке машины на вторичном рынке данную операцию нужно делать сразу же. Исключения составляют лишь случаи, когда замена была произведена в сервисе и на это есть соответствующие подтверждения. В остальных ситуациях менять масло следует сразу после покупки, даже если продавец уверял, что производил это буквально на днях.

Отметим, что, если автомобиль эксплуатируется в суровых условиях, регламент нужно сократить примерно на 20-30 процентов. К таковым условиям относятся:

  • Большие перепады температур.
  • Рельеф местности.
  • Агрессивная манера езды.
  • Частое движение по пробкам.

Инструменты и материалы

В первую очередь, для успешной замены нам нужно подготовить само масло. Производители могут быть разными. Главное, чтобы продукт соответствовал допускам, что имеются в инструкции по эксплуатации. Если говорить о вязкости, для большинства регионов подходят продукты от 0w30 до 15w40.

Следующее, что необходимо подготовить, - это масляный фильтр. Среди качественных производителей стоит отметить:

  • «Манн».
  • «Махле».

Но на рынке есть масса подделок. Эти фильтры не стоят дешево. Также для извлечения старого элемента понадобится съемник. Без него не обойтись. Это специальный ключ с зубчатым захватом. Стоимость его составляет порядка 300-400 рублей.

Следует подготовить емкость для слива отработки. Если вы планируете заменить масло в двигателе без ямы, емкость должна быть максимально плоской. В качестве таковой можно применить старую канистру из-под масла, вырезав ее боковую часть. Объем емкости должен составлять порядка четырех-пяти литров. Еще понадобятся инструменты для откручивания пробки. Последняя может иметь разную форму. В зависимости от марки, может понадобится ключ на 17, 19 либо четырехгранник. Дополнительно нужна лейка и кусок чистой ветоши.

Какой объем масла приобретать?

Для большинства легковых автомобилей с объемом двигателя до двух литров достаточно одной четырехлитровой канистры. Для внедорожников и кроссоверов стоит купить пятилитровую емкость. Но если двигатель «подъедает» масло (что актуально для машин с большим пробегом), можно купить продукт с запасом. Например, для мотора 2,0 приобрести пятилитровую канистру, из которой один литр уйдет на долив.

Предварительные работы

Перед тем как самому заменить масло в двигателе, нужно изменить его вязкость. Для этого следует дать машине поработать на холостых около трех минут. Масло прогреется и станет более жидким. Особенно эта процедура актуальна, если операция выполняется зимой.

Приступаем к работе

Итак, подготовив все инструменты и прогрев автомобиль, приступаем к работе. Как в двигателе? Сперва загоняем машину на смотровую яму. Если таковой нет, можно сымпровизировать небольшую эстакаду. Для этого понадобятся пара досок длиной около метра, кирпичи или шлакоблок. Загнав машину на эту конструкцию, мы получим больше места для выполнения работ. Однако будьте предельно осторожны.

Большинство автомобилей оснащены металлической защитой двигателя. Иногда в ней предусмотрены отверстия для сливной пробки. Но если таковой нет, придется снимать защиту целиком. Обычно это делается ключом на 13. Далее нам освободится доступ к сливной горловине. Последнюю тоже нужно открутить. Как мы уже сказали ранее, для этого понадобятся накидные ключи разного размера, «торксы» (если болт в форме звездочки) либо четырехгранник.

Предварительно под отверстие нужно поставить емкость для отработки. Затем откручиваем болт, придерживая его второй рукой. Важно не потерять его, поскольку найти похожий в гараже не представляется возможным. Тем более что многие пробки имеют специальное уплотнительное кольцо. Оно изготовлено из металла либо резины. Пробку кладем в чистое и сухое место (можно на подготовленную ветошь). Затем ждем, пока из мотора не сольется все масло. Чтобы ускорить данный процесс, необходимо открутить заливную пластиковую крышку в верхней части мотора. Так мы исключим эффект вакуума. Как правило, чтобы масло покинуло двигатель полностью, понадобится 15-20 минут времени.

Фильтр

На следующем этапе нужно открутить старый масляный фильтр. В зависимости от компоновки двигателя, доступ к нему осуществляется сверху или снизу. Но в любом случае для его изъятия понадобится съемник, о котором мы говорили выше. Схватив зубьями за край корпуса, откручиваем фильтр против часовой стрелки. Далее его можно открутить просто руками. Но будьте аккуратны - из-под него может вылиться около трехсот миллилитров масла. Держать этот фильтр нужно стаканом вниз.

Что делать, если съемника не оказалось под рукой? Вручную открутить такой фильтр очень трудно. Можно обхватить его чистой ветошью и, крепко сжав, попробовать провернуть его против часовой стрелки. Если и это не помогло, есть более кардинальный метод. Для этого потребуется длинная отвертка. Ею мы протыкаем корпус фильтра. Отвертка станет своего рода рычагом, который облегчит нам усилия. Но впредь рекомендуется приобрести специализированный съемник, тем более что стоит он недорого.

Что далее?

На следующем этапе берем в руки чистую тряпку и протираем посадочное отверстие под фильтр от старого масла. Затем переходим к установке нового очистительного элемента, но предварительно его нужно наполнить маслом. Какое количество заливать в него? Достаточно 2/3 от общего объема корпуса, чтобы при первом запуске мотор не испытывал масляное голодание. Также рекомендуется обработать смазкой само резиновое колечко. Покрыв его тонкой масляной пленкой, мы получим более плотное прилегание элемента и исключим преждевременный износ. Установка фильтра выполняется без дополнительных инструментов. Достаточно вкрутить его усилием руки. Не нужно сильно затягивать конструкцию, иначе при последующей замене не поможет даже съемник.

Заливаем новое

Как заменить масло в двигателе далее? После слива в двигателе останется какая-то часть отработки. Чтобы она не смешалась с новой смазкой, нужно ее немного пролить. Достаточно 200 миллилитров. Залив этот объем в двигатель, вы увидите, как из сливного отверстия потечет черная жижа. Благодаря данной операции мы максимально освободим мотор от старого масла. После этого нужно закрутить пробку. Не стоит прикладывать силу, так как в картере нет большого давления. Достаточно закручивать ключ усилием одной руки. Иначе пробка прикипит и в дальнейшем извлечь ее будет проблематично. После устанавливаем на место саму защиту (если таковая имеется).

Затем снова подбираемся к подкапотному пространству. Устанавливаем лейку и начинаем добавлять новую смазку. В отличие от системы охлаждения и антифриза, здесь не будет воздушных пробок - лить можно без пауз. Опустошив канистру на 3,75 литра, смотрим щуп для проверки уровня. Масло должно достигнуть средней отметки или быть немного выше нее. Если это не так, доливаем нужный объем в мотор и закручиваем крышку.

Проверка

Как заменить масло в двигателе далее? На следующем этапе нужно завести автомобиль. Обратите внимание, что в первые секунды после запуска на панели приборов будет гореть лампа аварийного уровня масла. Не стоит беспокоиться - она тут же погаснет. Затем следует прогреть двигатель хотя бы до 60 градусов и заглушить его. Далее следует проверить щуп.

Уровень масла, как правило, немного снизится (большая часть уйдет в сам фильтр). Поэтому смазку нужно еще раз долить. Какой уровень должен быть? Специалисты говорят, что идеальным будет значение «выше среднего» или близкое к максимуму. Спустя три тысячи километров нужно еще раз проверить данный уровень. При необходимости - возобновить его.

После замены масла автомобиль начинает тише работать. Как показывают исследования, уровень шума работы двигателя падает примерно на пять децибел. Однако этот эффект непродолжительный. Спустя одну-две тысячи километров шумливость снова возрастет.

Специалисты дают несколько советов относительно вопроса замены масла в двигателе:

  • Не стоит игнорировать регламенты, рекомендованные производителем. Допускается менять масло раньше на одну-две тысячи, но не позже. Чем дольше оно эксплуатируется выше положенного срока, тем меньше остается в нем полезных присадок. Польза от наличия такого продукта будет никакой. Масло потеряет свои смазывающие и защитные способности.
  • При эксплуатации важно следить за уровнем. Особенно это касается машин, что покупаются на вторичном рынке. Как бы продавец ни уверял, что машина не берет масла, езда с сухим щупом чревата последствиями. Также стоит смотреть и на цвет самой смазки. Наличие характерного запаха гари и черного цвета говорит о том, что продукт перегревался и требует замены.
  • Не стоит приобретать дешевые масла. Такие продукты имеют низкий срок эксплуатации и могут навредить двигателю, так как не имеют базового набора присадок. Обычно подделку можно распознать по характерным швам на канистре и кривой маркировке.
  • Не экономьте на масляных фильтрах. Установив дешевые очистительные элементы, вы существенно рискуете. Нередко у таких фильтров разрывался перепускной клапан, и остатки его проникали прямо в двигатель.
  • Не пользуйтесь дополнительными присадками и добавками. Помните, что в хорошем масле уже есть набор всех необходимых присадок. Использование сторонних продуктов способно навредить двигателю, в то время как положительный эффект будет лишь кратковременным.

Также во время слива масла можно проверить состояние передней подвески. Осмотрите шаровые опоры, сайлентблоки рычагов, рулевые наконечники, тяги и пыльники ШРУСов. Так мы сможем вовремя определить возможную неисправность и сократить время ожидания на слив отработки.

Заключение

Итак, мы выяснили, как заменить масло в двигателе. Как видите, данную процедуру вполне можно осуществить своими руками. Для выполнения работ понадобится минимальный набор инструментов и съемник для фильтра. По времени данная операция займет от 30 минут до 1 часа в зависимости от сноровки и наличия защиты ДВС. Чтобы мотор прослужил долго, стоит подбирать качественное моторное масло для двигателя и не покупать дешевые фильтры. Ведь именно последние препятствуют проникновению стружки и иных продуктов выработки в трущиеся пары ДВС.

Замена рабочей жидкости в моторе является весьма востребованной услугой на СТО. Периодичность подобного обслуживания составляет 1 год или 15 000 км пробега. Однако интервал сокращается в случае чрезмерных нагрузок, суровых условий эксплуатации.

Менять масло можно в сервисе или самостоятельно. Достаточно изучить инструкцию, как правильно поменять масло в двигателе, подготовить необходимые материалы и инструмент.

Подготовительный процесс начинается с изучения инструкции по эксплуатации машины. Внимания требуют рекомендации автопроизводителя по периодичности обслуживания, типе рабочего состава (его вязкости, объеме, спецификации).

Другие материалы:

  • Новый фильтрующий элемент, желательно высокого качества;
  • Масло берут с небольшим запасом с учетом объема силовой установки;
  • Емкость для отработки;
  • Газета, тряпка, ветошь для удаления следов масла;
  • Воронка для заливки нового состава;
  • Комбинированный и ключ чтобы снять масляный фильтр;
  • Фонарик – обеспечит лучшую видимость;
  • Резиновые перчатки для защиты.

Прежде чем приступить к работе, нужно знать, где располагается слив для удаления отработки. Стоит предварительно осмотреть поддон картера для поиска подходящего ключа, определяют и расположение масляного фильтра.

Важно:

Перед началом работы мотор нужно немного прогреть. Достаточно сделать небольшой круг или оставить двигатель включенным на несколько минут. Так, отработанный состав легче удалить. Автомобиль нужно загнать на смотровую яму, эстакаду, он должен стоять ровно, на твердой поверхности. Домкрат используют только вместе с дополнительными опорами.

Если возник вопрос, как поменять масло в двигателе, стоит отметить, что инструкция достаточно проста и в большинстве случаев одинакова для разных транспортных средств.

Основные этапы:

  1. Когда машина на яме, эстакаде, ее оставляют на ручном тормозе для моделей с МКПП и в режиме паркинг для АКПП.
  2. Надев защитные перчатки, можно опуститься под авто и демонтировать крышки, люки, ограничивающие доступ. Сразу подготавливаются ключи, емкость, а под ней газета.
  3. Резервуар для отработки устанавливают под поддоном картера. Используя ключ, сначала немного ослабляют крепление пробки. Нужно следить за прокладкой, она часто прилипает к поддону, падает в старое масло.
  4. Далее, пробка снимается вручную, но ее придерживают, так как оказывается немалое давление смазывающей жидкости, которая начнет быстро вытекать. Здесь требуется осторожность – состав может быть горячим.
  5. Когда жидкость стекла, специалисты оценивают ее цвет, наличие посторонних частиц, что позволяет определить необходимость промывки агрегата. Полностью состав не удаляется, сохраняясь в самых труднодоступных зонах, на рабочих поверхностях. Но это лишь 3% от объема.
  6. Затем пробка устанавливается обратно, плотно затягивается. Емкость передвигают в область, где находится фильтр.
  7. Старый элемент нужно ослабить, используя ключ, а потом снять руками.
  8. Сразу новый элемент не устанавливают, требуется предварительная смазка прокладки, что обеспечит отсутствие деформаций, трещин, утечек. Зафиксировав конструкцию, удаляют все масляные подтеки (вода и мыло не используются).
  9. Далее, наступает момент заливки нового масла через специальное маслоналивное отверстие в двигателе. Заменять масло нужно с использованием воронки, чтобы продукт не разбрызгивался.
  10. Во время заливки не нужно спешить, постоянно проверяя уровень щупом. Недостаточное количество также опасно, как и перелив.
  11. После завершения работы моторный отсек и все зоны, где проводились работы, должны быть чистыми. Тогда двигатель запускается и работает на протяжении нескольких минут. Обращается внимание на отсутствие течей, других неполадок. Обороты не повышают.
  12. Заглушив агрегат, вновь проверяют уровень состава, при необходимости доливая его до нужной отметки.

Порядок работы достаточно прост, с подобной инструкцией поменять смазывающую жидкость сможет каждый автолюбитель.

Иногда возникает вопрос – нужно ли сливать масло при замене дополнительно, проводить промывку системы? После снятия пробки все масло стекает, оставшиеся 3% удалить практически невозможно (за исключением капитального ремонта, разборки). Промывка требуется при наличии отложений, некорректном обслуживании или при смене типа жидкости.

Важно:

Завершив процедуру, нужно перелить отработку в другую закрывающуюся емкость, а фильтр положить в пакет. Обратившись на СТО, можно бесплатно их сдать. Также рекомендуется запомнить, записать дату и пробег, чтобы точно знать, когда потребуется следующее обслуживание.

Каждый владелец, заботясь о своей машине, может поменять смазку в моторе сам. При использовании детальной инструкции, которую содержит статья, все необходимые манипуляции займут не более часа. Однако может возникнуть вопрос – какое количество масла заливается в систему.

Нужную информацию легко найти, изучив инструкцию к автомобилю. Если мануала нет, можно связаться с официальными представителями марки, уточнив вопрос, или же обратиться к специалистам СТО, которые занимаются обслуживанием конкретной марки авто. Сразу стоит изучить и требуемые характеристики продукта, так как заливка неподходящего состава опасна появлением сбоев, нежелательных поломок.

Внимание:

В руководстве по эксплуатации обычно указывается полный объем масла, содержащегося в моторе. Это значит, что такое количество продукта использовалось при первой заливке на заводе, когда в системе прежде не было смазки. При выполнении последующих манипуляций требуемый объем сокращается.

Если в мануале указано, что в системе содержится 4 литра масла, это полный объем. Такое же количество смазки заливать при замене нельзя, так как получится перелив.

Что происходит при переливе:

  1. Превышается необходимый уровень жидкости, из-за чего коленвал, во время вращения, будет опускаться противовесами в смазку.
  2. Обращая внимание на скорость вращения, ударов, состав начнет вспениваться, образуется газо-масляная эмульсия, которая не обладает нужными защитными, смазывающими свойствами.
  3. В результате падает производительность мотора, свечи загрязняются маслом, которое также попадает в воздушный фильтр, карбюратор, цилиндры. При ухудшении ситуации смазывающая жидкость подается снизу, маслосъемные кольца перестают нормально работать. Возникает вероятность попадания на регулятор холостого хода. Худший вариант – выдавливание сальников коленвала.

Проблемы при нехватке масла:

Если уровень упал, происходит масляное голодание мотора. При этом отмечается ускоренный износ составляющих. Возникает опасность заклинивания поршней. Если не хватает рабочей жидкости, на приборной панели обычно загорается масленка, хотя иногда это признак поломки.

Чтобы не допустить подобных проблем, после смены обязательно проводится контроль уровня. Оптимальный показатель – это когда уровень масла находится между значениями min и max. Желая сделать все правильно, нужно постепенно доводить объем до нужных показателей, а при превышении нормы удалить лишнюю смазку.

Выбирая подходящий продукт, важно учитывать рекомендации производителя авто. На каждой емкости предусматривается специальная маркировка, определяющая основу, вязкость, класс энергосбережения, категорию API. Чтобы определить, какое масло заливается в мотор, нужно изучить все параметры.

Вид масла:

  • Минеральные составы – выпускаются на основе нефтепродуктов с добавлением присадок для улучшения характеристик, продукт отличается большей вязкостью, ускоренной потерей свойств, подходит для старых двигателей;
  • Синтетика – усовершенствованный тип смазки, полученный в результате синтеза. Отличается большей стоимостью, текучестью, способностью работать при серьезных нагрузках, подходит для новых, мощных авто;
  • Полусинтетика – обладает свойствами первых двух масел, используется при средних нагрузках, отличается оптимальной стоимостью и параметрами.

Вязкость – требуемый показатель зависит от нагрузок, условий эксплуатации:

  • Зимние составы – в маркировке имеется буква W (winter), перед ней указывается цифра от 0 до 25, отняв от этого значения 35, легко узнать минимальную температуру запуска;
  • Летние виды – обозначаются цифрами от 20 до 60, что указывает на динамическую вязкость продукта при повышении температуры силового агрегата до 100 градусов.
  • Всесезонные исполнения включают обозначения зимних и летних.

Система API предполагает выбор в зависимости от типа двигателя и класса с учетом года выпуска:

  • S – для бензиновых агрегатов;
  • C – для дизельных исполнений;

Класс определяется буквами английского алфавита, и чем дальше она от начала, тем выше уровень. Например, для моделей 1989 года используют серию SG, а для исполнений 2004 года подходит линия SM.

Энергоемкость – отличается для разных типов авто:

  • Для бензиновых моделей применяют класс А;
  • На дизельных авто используют тип В;
  • Для грузовых версий требуется тип Г.

Самостоятельный поиск подходящего масла производят с учетом вида основы, с поправкой на климатические условия, режим эксплуатации, не забывая о типе самого мотора. Обращая внимание на год выпуска, определяют не дату производства, а период создания.

Каждый владелец автомобиля знает: чтобы машина работала полноценно, периодически ее системам необходимо техобслуживание.

В первую очередь осуществляется замена старого, отработанного масла. Эта процедура требует придерживаться определенной периодичности. Как часто менять масло в двигателе автомобиля, должен знать каждый водитель. Внимательное отношение к мотору значительно продлевает эксплуатацию всей системы.

Лучше периодически менять масло, чем ремонтировать или приобретать новый двигатель. Это одна из самых недешевых систем автомобиля. Когда и как менять моторное масло? Ответ найти помогут советы опытных автомехаников.

Зачем менять масло?

Чтобы понять, через сколько менять масло в двигателе, необходимо вникнуть в вопрос о том, зачем это вообще нужно. Смазочные материалы для мотора выполняют ряд важных функций. В первую очередь они защищают подвижные элементы от механического разрушения, истирания.

В процессе работы двигателя на его деталях образуется нагар, скапливается грязь. Качественное моторное масло собирает частицы копоти и удерживает их в подвешенном состоянии. Это позволяет облегчить работу механизмов мотора.

Если долго не менять масло в двигателе, загрязнения накапливаются в смазке, начинают оседать на рабочих поверхностях механизмов. Это затрудняет функционирование системы, вызывает разрушение деталей.

Еще одним важным назначением расходных материалов является защита всех механических элементов системы от коррозии. Без качественной смазки двигатель не сможет работать долго и полноценно.

Виды масла

Существуют различные виды смазочных веществ для мотора. Для каждого автомобиля их необходимо правильно подбирать. Каждый производитель тестирует работу механизма мотора. В результате исследований делают выводы о наиболее подходящем виде расходных материалов.

Замена масла в двигателе автомобиля может производиться при помощи средств, изготовленных на основе минерального, синтетического и полусинтетического вещества. Также в состав расходных материалов входят особые присадки. Минеральное масло более дешевое. Его применяют водители авто, двигатель которых имеет большой пробег.

Для новых моторов производители допускают применение синтетических или полусинтетических средств. Они более текучие и обладают ярко выраженными моющими свойствами. Такие средства требуют замены не так часто, как минеральные разновидности. Вещества на синтетической основе способны защитить механизм гораздо качественнее.

Частота замены

Чтобы понять, через сколько менять масло в двигателе, необходимо в первую очередь заглянуть в инструкцию по эксплуатации. В ней прописано, что менять расходный материал для мотора необходимо через каждые 10-14 тыс. км.

Однако этот показатель является усредненным. На него влияют нагрузки, которым подвергается двигатель при работе. Например, стоя в пробках, мотор плохо охлаждается. Расходный материал в этих условиях стареет гораздо быстрее. Разница при этом действительно колоссальная. В этом случае масло придется поменять гораздо раньше.

Если машина ездит в основном по трассе со скоростью 100-130 км/ч, система охлаждается полноценно. Это уменьшает тепловую нагрузку на мотор и, соответственно, масло. Это позволяет произвести замену расходного материала позже.

Идеальным для работы мотора является езда на средней скорости, а также небольшое количество времени работы на холостом ходу (после того как двигатель прогрелся).

Тяжелые условия эксплуатации

Чтобы разобраться в том, через сколько километров менять масло в двигателе, необходимо узнать, что считается тяжелыми условиями эксплуатации мотора. Если они имеют место, расходный материал потребуется поменять раньше, чем через 10-14 тыс. км.

К неблагоприятным факторам, повышающим нагрузки на двигатель и масло в нем, следует отнести экстремальные температуры окружающей среды. Сильный мороз или, наоборот, жара, а также колебания уровня нагрева воздуха считаются неблагоприятными факторами. Также влажный климат или высокая запыленность могут стать причиной скорой необходимости замены масла.

Если автомобиль перевозит тяжести (в багажнике или на прицепе), расходный материал деградирует быстрее. Условия дорог большого города, частое стояние в пробках также приравниваются к неблагоприятным факторам. При их наличии указанный в инструкции показатель частоты замены смазки мотора уменьшается на 25-30%.

Влияние типа масла на частоту замены

Разобравшись в том, зачем менять масло в двигателе, необходимо учесть еще один момент. В силу того что сегодня на рынке расходных материалов представлены самые разные средства, продолжительность их эксплуатации также отличается.

Минеральные разновидности требуют замены гораздо чаще. Иначе они сильно засоряют мотор продуктами сгорания.

Полусинтетика отличается от них большей стабильностью основы. Для ее усовершенствования подобные средства снабжаются довольно многими присадками. Несмотря на это, представленные средства деградируют быстро. Полусинтетика хорошего качества может соответствовать стандартным интервалам замены - 10-12 тыс. км. Но двигатель при этом должен работать без больших нагрузок.

Синтетика также бывает разной. Гидрокрекинговые виды недалеко ушли от полусинтетики. Чаще применяются масла на полиальфаолефиновой основе, а также эстеровые материалы. Самыми прогрессивными и дорогими являются синтетические полигликолевые смазки. Срок их эксплуатации гораздо больше, чем у других средств.

Самостоятельная замена масла

Чтобы произвести техобслуживание самостоятельно, необходимо знать порядок замены масла в двигателе. Если все действия произвести своими руками, можно сэкономить финансовые ресурсы.

Для этого необходимо выделить достаточное количество времени, особенно если эту процедуру приходится делать впервые. Необходимо выбрать удачное место, где никто не будет мешать, и где машина не станет никому преградой.

Если поблизости нет специально обустроенного места (с ямой или подъемником), можно подыскать особый тип ландшафта. Это может быть кочка или возвышенность. Подойдет также и ямка.

Все действия лучше выполнять в сухую погоду. Машину обязательно нужно поставить на ручник. Очень важно, чтобы она не скатилась в процессе обслуживания двигателя. Можно даже подпереть колеса деревянными брусками или кирпичами.

Слив отработки

Далее необходимо рассмотреть, как правильно менять масло в двигателе. В зависимости от расположения крышки сливного бака, необходимо правильно приподнять домкратом машину. От правильного выбора колеса для поднятия зависит комфорт при работе.

Далее следует залезть под машину, отвернуть пробку бака. Под него подставляется тара. Отработка будет горячей, поэтому процедуру проводят аккуратно и в перчатках. Если жидкость попадет на руку, ее следует вытереть заранее подготовленной тряпкой.

Для тары лучше всего подходит тазик. Также стоит подготовить пластиковую бутылку емкостью 5 л. В нее можно будет слить отработку. Ее необходимо сдавать для утилизации в пункт приема фирмы-производителя. В гаражных кооперативах также принимают отработку.

Перед сливом старого масла двигатель нужно хорошо прогреть. Можно просто проехать около 5 км на машине. Смазка станет более текучей, а взвесь частичек грязи перемешается, уберется с деталей мотора. В разогретом виде больше отработки удастся слить из мотора.

Замена фильтра

Рассматривая процедуру того, как правильно менять масло в двигателе, следует изучить технологию замены масляного фильтра. Пока смесь стекает в подготовленную тару, можно переходить на следующий этап работы.

Нужно выкрутить старый фильтр. Для снятия очистителя не потребуется специальный инструмент. Фильтр откручивается вручную. Если же очиститель прикипел к своему посадочному месту, применяют специальный съёмник. Существуют разные виды этого инструмента. При желании его можно изготовить самостоятельно по шаблону покупного.

Когда съемник сорвет фильтр с места, его откручивают рукой. Если очиститель был установлен вниз горловиной, из него может потечь старое масло. Его нужно вытереть тряпкой. Фильтр подлежит утилизации. Его нельзя промыть и снова ставить в двигатель. Обязательно приобретается новый фильтр.

Нужно ли масло при установке фильтра?

Изучая, каким образом и как часто менять масло в двигателе, следует учесть несколько нюансов. Фильтр при замене не требует дополнительной смазки в 99% случаев. Некоторые водители утверждают, что смазка при замене очистителя позволяет избежать образования воздушной пробки. Они утверждают, что в этом случае расходный материал сразу же поступает в систему.

Однако производители фильтров не предполагают проведение такой процедуры. Посадочное место очистителя тщательно очищается от загрязнений. Буквально несколько капель масла наносится на уплотнительное кольцо нового фильтра.

Вручную очиститель вкручивается в установочное место. Его необходимо подтянуть на ¾ оборота. Масло распространяется в системе очень быстро. Поэтому его заливка в фильтр является бесполезной тратой времени. Конструкция очистителя устраняет возможность возникновения воздушной пробки.

Заливка нового масла

Рассматривая вопрос о том, каким образом и как часто менять масло в двигателе, следует уделить внимание заливке нового средства в мотор. Отработка может стекать довольно долго. Не менее 30 минут необходимо предоставить жидкости для выхода наружу.

Полностью удалить старое масло не получится. Поэтому правильнее заливать в мотор то же средство, что до этого применялось в двигателе. После слива отработки крышку бака вкручивают обратно. Поджимать ее не стоит, иначе можно сорвать резьбу.

В горловину бака вставляется воронка. Масло заливают небольшими порциями. В зависимости от типа мотора потребуется около 3 л расходного материала. Далее нужно подождать 20 минут, чтобы средство распределилось по системе.

Затем щупом необходимо проверить уровень масла. Оно в идеале должно быть между отметками min и max. Допускается, чтобы масло было больше. Его уровень тогда приближается к максимальному значению.

Опытные автомеханики дают ответ на вопрос о том, когда лучше менять масло в двигателе. Это мероприятие лучше приурочивать к общему техосмотру. Но при этом следует учитывать все вышеперечисленные факторы, которые могут сократить время нормальной работы расходного материала.

Если после первой поездки уровень масла значительно уменьшился, возможно образование протечки. В этом случае лучше обратиться в сервисный центр. Опытные специалисты при помощи специального оборудования смогут определить причину поломки.

Изучив, каким образом и как часто менять масло в двигателе, каждый владелец авто сможет правильно и вовремя проводить техобслуживание мотора. При этом можно значительно увеличить рабочий ресурс системы, предупредив ее разрушение под воздействием механических нагрузок и высоких температур.

Одной из важнейших процедур при техническом обслуживании автомобиля является замена моторного масла. Эту операцию нужно выполнять регулярно, обращаясь в сервисный центр или делая все самостоятельно в гараже, в котором есть яма. Масло в автомобильном моторе работает по принципу крови в человеческом организме: жидкость циркулирует и обеспечивает эффективную работу всех компонентов. Регулярная замена смазочной жидкости гарантирует бесперебойную и долгую работу силового агрегата.

Общие сведения о замене моторного масла

Когда наступает момент замены моторного масла в автомобильном двигателе (в руководстве по эксплуатации указан рекомендуемый автопроизводителем интервал), можно выбрать один из вариантов решения задачи:

  • поездка на СТО, где машиной займутся профессионалы;
  • самостоятельная замена масла в автомобиле.

Механики, регулярно обслуживающие и ремонтирующие транспортные средства, хорошо справляются с этой элементарной задачей, но при желании и наличии свободного времени вы можете сэкономить и сделать все самостоятельно.

Во многих автосервисах предлагается вакуумная замена масла с выкачкой жидкости из системы. Специалисты, работающие в таких сервисах, твердят об эффективности данной операции, но в действительности лучше производить замену традиционным способом: сливать жидкость из картера и заливать свежее масло в горловину.

Как часто нужно менять масло?

Периодичность замены масла в двигателе машины зависит от рекомендаций автопроизводителя, которые обозначены в руководстве по эксплуатации к конкретной модели. В среднем для современных двигателей, в которые заливается синтетика, действует рекомендация замены жидкости каждые 10-15 тыс. километров. Этот промежуток указывается для нормальных условий, а чем они более суровы, тем чаще рекомендовано менять смазочную жидкость. К тяжелым эксплуатационным условиям относят определенный климат:

  • частые температурные перепады;
  • экстремальные морозы;
  • повышенная влажность;
  • грязный окружающий воздух.

Также к тяжелым условиям относится перегрузка двигателя (езда по горной местности, перевозка тяжелых грузов и пр.). В таких случаях рекомендуется менять масло чаще примерно на 30%.

Эксплуатация автомобиля в городском режиме приравнивается к особо тяжелым условиям. Особенно вредны для двигателей большие пробки. В таких условиях менять масло рекомендуется каждые 8-10 тыс. километров пробега.

Нужно ли менять масляные фильтры?

Некоторые автомобилисты интересуются, разрешена ли замена масла без замены фильтра? Теоретически это конечно возможно, но на практике так лучше не поступать. Фильтр стоит недорого и его замена входит в процесс смены моторной жидкости.

Работа мотора с загрязненным фильтром сопоставима с работой без фильтрующего элемента, так как масло проходит мимо фильтрующей части. Это обусловлено конструкцией приспособления. В связи с этим вместе с заменой масла просто обязательно должен меняться фильтр, так как при обычной работе он забивается к 10-12 тыс. километрам пробега. Соответственно, в этот момент открывается перепускной клапан и масло без фильтрации циркулирует в системе. Это приводит к более быстрому износу внутренних деталей мотора.

Перед сливом старой смазочной жидкости нужно завести двигатель и оставить его поработать несколько минут или прокатиться, чтобы жидкость разогрелась и легче сливалась из системы. Для замены масла подойдет гараж с ямой или эстакада в гаражном кооперативе. Главное, чтобы машина при замене жидкости стояла горизонтально.

Забирайтесь под днище машины и отыщите поддон картера, в который должна быть вкручена сливная пробка – это обычный болт с медной шайбой. Если решите менять масло, подняв машину домкратом, при сливе масла домкрат нужно будет опустить, чтобы машина приняла горизонтальное положение и из мотора слилось все масло.

Перед откручиванием пробки подставьте под нее какой-нибудь старый тазик, разрезанную канистру или другую емкость подходящего объема (сколько масла в системе вы узнаете, изучив руководство по эксплуатации). Сначала аккуратно надорвите болт ключом, а затем выкрутите его окончательно рукой. Будьте аккуратны, если масло горячее. Подождите 5-10 минут, чтобы вся жидкость вытекла.

Замена фильтра

При замене масла в машине важно менять масляный фильтр. Найти его обычно нетрудно – он похож на металлический бочонок небольших размеров. Для откручивания старого фильтра используйте специальный ключ. Если ключа нет, можно пробить корпус фильтра отверткой и использовать ее, как рычаг. Откручивается он против часовой стрелки – резьба в нем стандартная.

Перед установкой фильтра нужно смазать маслом прокладку и резьбу, а затем его нужно вкрутить на место. Делайте это без ключа – зажимайте руками. Если масло будет сочиться, вы всегда сможете затянуть сильнее.

Старое масло слито и фильтр заменен – настало время заполнить систему новой смазочной жидкостью. Вкрутите на место сливную пробку, открутите крышку маслозаливной горловины и через лейку начните заливать новое масло подходящей марки и вязкости. Залейте на 10-15% меньше масла, чем нужно по руководству, так как часть масла в любом случае должна была остаться в скрытых полостях двигателя. Закройте крышку и запустите мотор. Дождитесь момента, когда погаснет лампочка давления масла на приборной панели, и заглушите двигатель.

Вытащите щуп под капотом и проверьте по меткам уровень масла. Сделать это нетрудно: просто вытрите щуп чистой тряпкой или салфеткой, вставьте его обратно и снова вытащите через несколько секунд. В идеале уровень должен быть между минимальной и максимальной отметками. Если уровень превышает отметку max, лучше слить излишек, иначе масло может выдавить прокладки или сальники.

Нужна ли промывка при замене?

Автомобилисты при замене масла часто интересуются, нужно ли при этом промывать двигатель? Существуют разные способы решения этой задачи:

  • Применение особого промывочного масла, которое заливается вместо старого на 300-400 километров. Это простое минеральное масло без присадок, которое обычно применяют при смене одного типа масла на другой.
  • Промывка-пятиминутка. Специальная жидкость из магазина заливается прямо в старое масло перед сливом, после чего двигатель должен поработать на холостых несколько минут. Этот вариант наиболее агрессивный, поэтому мы его не рекомендуем.
  • Использование простого масла. Можно купить самое дешевое обычное масло и поездить на нем несколько сотен километров, а затем слить и залить нужную жидкость. Это самая мягкая промывка, но многие специалисты считают ее совершенно бессмысленной.

Нужно ли вообще промывать двигатель перед заменой масла? Многие автомобилисты задаются данным вопросом и большинство из них этим не занимаются. Но в каких же случаях промывка оказывается необходимостью? Существуют определенные ситуации:

  • Смена одного масла на другое. Например, переход с синтетики на полусинтетику или с минералки на полусинтетику. Рекомендуем к прочтению подробный материал .
  • При покупке подержанного автомобиля вы не будете наверняка знать, какое масло залито в двигатель. В этом случае лучше промыть систему смазки и залить рекомендуемое автопроизводителем масло.
  • При жестких эксплуатационных условиях, когда нужно смыть с внутренних стенок двигателя отложения и нагар.
  • При переборке двигателя в процессе капитального ремонта.

Теперь вы знаете все необходимое о замене моторного масла и сможете сделать все самостоятельно, приложив некоторые усилия и выделив на эту работу немного свободного времени.

Рано или поздно наступает момент, когда нужно заменить масло в моторе вашего автомобиля, на первый взгляд для новичков процедура не легкая, так как масло один из главных компонентов двигателя и обеспечивает его работоспособность. Но на самом деле все совсем наоборот. Можно поехать в автосервис и заменить, но также соблюдая правильно шаги, абсолютно легко можно произвести замену в домашних условиях.

Подготовка к замене масла

Самым частым фактором, который предшествует замене масла, это пройденный определенный километраж автомобилем. Обычно это расстояние ставится заводом производителем и прописано в сервисной книге и для каждой машины он индивидуальный.

Если же решили менять масло в домашних условиях, то прежде чем начать, нужно будет изучить конструкцию двигателя. В основном нас будет интересовать место, где находится масляный фильтр, щуп для измерения уровня масла в картере, горловина с крышкой для залива масла и сливная пробка на днище картера. С расходных материалов нам понадобится новый масляный фильтр, так как это обязательная часть, которая всегда меняется вместе с маслом, а также сама «черная жидкость». Если меняете впервые, то посмотрите, какой тип и производителя масла рекомендует производитель автомобиля.


По типу масло делится на синтетику, полусинтетику или минеральное, как показывает практика, используют синтетику или полусинтетику. Минеральное масло используют, когда двигатель совсем изношенный. Масляный фильтр Вам подберут и посоветуют в авто магазине, где будете покупать весь набор для замены.


Для удобной замены лучше загнать автомобиль на «яму» или эстакаду, все работы выполняются при выключенном двигателе, желательно на теплый мотор, но никак не на горячий, так как можете обжечься при замене масла, и стекать оно будет намного лучше. Ставим машину на передачу, затягиваем ручник, для уверенности и приступаем к замене.

Открыв капот, откручиваем пробку для залива масла, которая находится на крышке головки цилиндров. Перед этим не забудьте подготовить емкость, в которую будем сливать отработанное масло с двигателя. Обычно в двигателе находится литров пять этой жидкости. Подставляем емкость под сливное отверстие, под двигателем и откручиваем пробку на картере, будьте осторожны, так как моторное масло может быть горячем и нанести ожоги .

После полного слива рекомендуют прокрутить стартером пару раз, но не доводить двигатель до заведенного состояния. Теперь приступаем к снятию масляного фильтра, в разных марках автомобилей он установлен в разных местах двигателя. Так как в фильтре остается отработанное масло, то перед снятием также подставьте любую емкость, чтоб слить отработанное масло. Чтоб снять масляный фильтр, используют специальные ключи, но можно обойтись и без них, применив немного больше усилия. Со снятием фильтра, заканчивается слив масла с двигателя и начинается обратная процедура залива.

Залив нового масла осуществляется в обратном порядке до слива. Начинаем все с нового масляного фильтра. Чтоб облегчить запуск двигателя со свежим маслом и фильтром, в фильтр заливаем немного нового масла и смазываем им уплотнительное кольцо фильтра, таким образом, фильтр легче и лучше будет приставать к посадочному месту. Посадочное место насухо протрите от старой жидкости. Теперь устанавливаем фильтр и немного поджимаем, сильно затягивать не стоит. Далее закручиваем пробку картера, которую до этого мы открутили для слива масла, если уплотнительное кольцо на пробке порвалось, лучше заменить новым.

Собрав все в обратном порядке, приступаем к заливу масла, вытягиваем щуп, протерев его насухо, возвращаем обратно и заливаем масло через горловину, где-то половину от необходимого объема. Даем жидкости отстояться, стечь в картер, теперь замеряем щупом уровень масла, далее доливаем масла так, чтоб на щупе показывал максимальный уровень. Теперь самый приятный момент, запуск двигателя, даем проработать двигателю пару минут и смотрим на индикатор давления масла, он сразу должен погаснуть, если же остается гореть, это значит, что масла недостаточно или где-то оно течет.

Через десяток километров езды, следует сделать контрольный замер уровня масла, на щупе должен быть показан максимальный уровень, никак не минимальный.

Видео о том, как заменить масло в двигателе автомобиля: