Как отличить настоящее моторное масло от подделки. Маркировка масел. Классификация автомобильных масел. Расшифровка маркировки моторных масел Как проверить машинное масло

Для всех типов моторных масел имеется свой срок службы. После которого оно становится — непригодным! На этикетках бутылки с маслом есть указания пробега автомобиля через который необходимо его заменить.

Но эти параметры не учитывают условия при которых машина будет работать на этом нем. Например: периодические стояния в пробках, когда машина не двигается, а ее двигатель все равно работает, и частая эксплуатация по городу — значительно сокращает срок службы масла.

В таком случае не стоит полагаться на указания и стараться наблюдать за качеством уже залитого — самостоятельно.

Как узнать о состоянии залитого в двигателе масла?
Это легко сделать — по капле с масляного щупа из двигателя. Необходимо один раз капнуть на лист бумаги и подождать 15 минут, пока капля пропитается и сформирует четкое пятно. Теперь просто сравниваем полученный образец с представленными в таблице ниже. Образцы капель моторного масла


cвежее масло

масло немного
работавшее

работавшее масло

рабочее масло
с мех. примесями

рабочее масло
в удовл. состоянии

рабочее масло
в плохом состоянии

нерабочее масло

масло с перегретого
двигателя

Капля должна быть не более — 3 сантиметров в диаметре. По бумажной пробе масла учитывают три зоны капли. Цвет и рисунок пятна, а так же — равномерность растекания.


Чистое масло , без примесей, оставляет — большое светлое пятно. Оно может вовсе исчезнуть через пару суток. Если позже пятно пожелтеет, окислится, значит масло работало в двигателе при повышенных температурах, что указывает на неисправности в работе мотора.

Чем светлее пятно в зоне ядра — тем работоспособнее проверяемое масло.
Сильное потемнение говорит о насыщении металлами и примесями и если такое масло оставить работать в двигателе дальше, износ двигателя увеличится в разы. Маленькая зона последнего кольца , диффузии, говорит о потере своих свойств у присадок, добавленных в масло для моющих и диспергирующих качеств. Такое масло может работать в моторе и дальше, но уже — не выполняя присадочных свойств.

Полное отсутствие последнего кольца говорит о присутствии воды и полной потере присадочных свойств. Если ядро такого масла густое и по цвету близкое к черному, значит — было неоднократно отработано и уже давно пришло в негодность! В других случаях масло просто состарилось о времени, вышел срок годности, или были нарушены условия его хранения. Вода наносит сильный вред моторным маслам.
Попадая в него в соотношении 0,2 % вода начинает быстро разлагать существующие в ней присадки. Далее при работе двигателя с таким маслом в трубках и каналах мотора забиваются густыми отложениями.
В дальнейшем это приводит — к поломкам деталей в двигателе!

Распад присадок увеличивает нагар на деталях, образуются — отложения, пены, пленки. Подбор моторного масла

Сохраняйте у себя полезные страницы!

Таблица, где наглядно представлены разные классы вязкости, приведенная в статье, поможет сделать правильный выбор при покупке смазки.

Для чего оно нужно?

Понятно, что главная задача смазки - снизить трение между элементами механизма, создавая на них пленку и способствуя таким образом сохранению герметичности. Чрезвычайно важны и другие функции, к примеру, усиление работы системы охлаждения, а также впитывание выделяемых стружек от деталей, пыли и грязи.

Двигатель может перегреться от термических и механических процессов, происходящих в непрерывном режиме при его работе. Смазочная жидкость, растекаясь по всему механизму, отводит от него тепло.

Мусор, который масло собирает в процессе своей работы, увеличивает ресурс силового агрегата.

Естественно, эти задачи будут выполняться тем успешнее, чем качественнее используемая смазочная жидкость. Одной из главных ее полезных характеристик является вязкость. Что она собой представляет и как выбирать масло в соответствии с ней, рассмотрим подробнее.

Химический состав

Смазочная жидкость подразделяется по своему химическому составу на минеральную, полусинтетическую и синтетическую.

Минералка получается путем и считается природным продуктом. Стоит она дешевле всего и чаще используется на автомобилях с пробегом, чем на новых транспортных средствах.

Синтетическое, напротив, полностью искусственное масло. Оно является самым дорогим, так как лучше всего сохраняет свои полезные качества, благодаря наличию множества присадок различного назначения, улучшающих его работу.

Полусинтетика получается в результате смешения минеральной и синтетической основ. Это оптимальный вариант по соотношению цены и качества. Конечно, самостоятельно получить такой продукт не удастся, так как при его создании используется высокотехнологичное оборудование. Если же некоторые энтузиасты решались на такие эксперименты, то в результате им приходилось менять мотор.

Разобравшись с химическим составом, можно переходить к самому интересному показателю, текучей способности смазочной жидкости.

Вязкость — это...

Помимо масляной базы, как упоминалось выше, важнейшей характеристикой является способность текучести смазки и сохранения ею своей консистенции вне зависимости от погодных условий. Перепады температур, особенно в последние годы, бывают очень резкими, и если смазочная жидкость не адаптирована к этим процессам, то двигателю придется нелегко. Таким свойством, то есть уровнем полезности в зависимости от температуры, и является текучесть.

В мире принята классификация моторных масел по вязкости, в которой отражены отдельные классы по этой характеристике. В соответствии с ней, бывают масла летние и зимние.

Зимние масла имеют в названии букву W, что означает winter, то есть «зима». Температурный диапазон при низких показателях особенно важен. Ведь именно благодаря ему обеспечивается безопасная эксплуатация транспортного средства в холодное время года.

Жаркую погоду, как правило, масла переносят без проблем.

Отдельно следует сказать о появившихся в последние годы так называемых всесезонных смазочных жидкостях. Их легко распознать по двойным номерам, где с одной стороны указывается зимний предельный показатель, а с другой — летний.

Предпочтения многих автолюбителей показывают, какое моторное масло лучше. Наиболее широкое распространение сегодня получили синтетические всесезонные жидкости.

Как использовать масла

Теоретические знания, конечно, имеют значения. Но автолюбителей, как правило, больше интересуют вопросы чисто практического характера, например, какой вязкости лить моторное масло в двигатель. Для того чтобы легко разобраться в этом, пользуются специальной классификацией под названием SAE. Здесь определена конкретная где выкладываются все данные, помогает легко разобраться в том, какой именно уровень необходим для конкретного автомобиля. Расшифровка значений в ней не представляет никакой сложности.

Вязкость моторного масла: таблица

Из приведенной таблицы видно, что при высокой температуре требуется техническая жидкость, имеющая более густую консистенцию, а при низкой, наоборот, жидкую.

Обратите внимание, что чем выше индекс, тем большей будет вязкость моторного масла. Таблица ниже дополнит представление о возможностях всесезонок.

Правильный выбор

Чтобы не ошибиться со смазкой, нужно в первую очередь следовать рекомендациям производителя автомобиля. Обычно в руководстве по эксплуатации подробным образом описаны все характеристики, которым должно соответствовать моторное масло, в том числе необходимый уровень вязкости.

Помимо этого, конечно, важен и характер эксплуатации транспортного средства.

Часто отечественные потребители приобретают всесезонку 10W40, а в последние годы и 5W30 или 5W40.

При обычной температуре от минус двадцати до плюс двадцати оптимальным будет первый вариант, при котором использование возможно от минус тридцати до плюс сорока. Тогда запуск мотора будет проходить всегда легко и безопасно для него.

Предельная минусовая температура определяется очень просто: от первого числа нужно отнять сорок. Таким образом, в масле 10W40, от 10 отнимаем сорок и получаем -30. То есть с этой смазкой можно безопасно пользоваться автомобилем при температуре до минус тридцати градусов.

Если же температура часто опускается ниже тридцати, то лучше использовать 5W30 или 5W40. Тогда мотор будет без труда запускаться и в таких непростых условиях.

Если выбор неправильный

Бывает, что смазочную жидкость применяют не в тех условиях эксплуатации, для которых она предназначена. Понятно, что бесследно для двигателя такое обслуживание не пройдет. Ситуация чревата следующими негативными последствиями.

  1. Если вязкость синтетического моторного масла зимой недостаточная, то из-за излишней густоты оно не сразу будет приниматься за работу после пуска двигателя. Поэтому какое-то время трение между деталями будет происходить всухую, что приведет к перегреву и быстрому старению агрегата.
  2. Если же в жару используется слишком жидкое масло, то оно не сможет продержаться на деталях и покрывать их во время работы пленкой. Из-за этого наступает так называемое что чревато для двигателя самыми печальными последствиями.

Вот почему при выборе масла настолько важно использовать необходимый класс вязкости моторных масел для тех или иных условий эксплуатации.

Марки моторных масел

Сегодня рынок смазочных жидкостей просто огромен. Обычному автомобилисту легко потеряться во всех предлагаемых производителями изделиях с различными дополнительными присадками, промывками и прочим.

На заводе-изготовителе автомобилей часто рекомендуют масла конкретных производителей. Если вы не особо разбираетесь и не хотите углубляться в эту тему, проще всего воспользоваться их советами и покупать те марки, которые предлагаются. Однако, естественно, главное, что движет автомобильными компаниями в данном вопросе, это коммерческий интерес. Часто они просто заключают договоры с производителями масел на рекламу их продукции. Поэтому целесообразнее использовать и другие способы выбора смазочной жидкости.

Тест моторных масел

Интересными являются некоторые обзоры продуктов, которые можно встретить в СМИ. Если тест моторных масел проводят независимые издания, иногда это бывает полезно изучить, чтобы определиться с выбором марки.

Если же вы остановились на чем-либо и начали использовать это масло, лучше всего не менять его больше и заливать в двигатель только одну марку. Известно, что при замене от пяти до десяти процентов используемой жидкости остается в двигателе. Если после этого заливать масло другой марки, то неизвестно, как поведут себя присадки одной и другой смазки в химической реакции. Поэтому, если вы заботитесь о своем двигателе, лучше не рисковать.

С другой стороны, если все же какой-либо тест моторных масел убедил вас в необходимости использования определенной марки, целесообразно провести промывку двигателя тем же маслом, которым вы его затем будете заправлять.

Определить степень загрязнения , наличие в нем присадок, воды, антифриза и топлива можно без специального лабораторного оборудования и реактивов.

Метод капельной пробы

Этот метод основан на изучении бумажной хроматограммы, ее визуальной оценки и измерения диаметров зон масляной капли.

Хроматограмма состоит из 4 зон:

1 – ядро (центр капли), соответствует первичной зоне капли масла до ее растекания на бумаге. Все тяжелые нерастворимые механические примеси (пыль, грязь, частицы металла, сажа, кокс) оседают именно здесь. У чистого масла ядро отсутствует.

2 – краевая зона в виде темного кольца. Содержит малорастворимые органические примеси. Отсутствует у очень чистых и очень грязных масел. В процессе эксплуатации масла диаметр его краевой зоны увеличивается.

3 – зона диффузии масла с легкорастворимыми органическими примесями. Состоит из продуктов окисления и разложения масляных присадок.

4 – зона чистого масла . Наблюдается достаточно редко. Его появление свидетельствует об ухудшении моюще-диспергирующих свойств моторного масла либо о попадании в него некоторого количества топлива. Чем шире кольцо, тем большее количество топлива содержится в масле.

Выполнение капельной пробы

Для проверки моюще-диспергирующих свойств масла и оценки степени его загрязненности методом капельной пробы понадобится обеззоленный фильтр «синяя лента» либо белая фильтровальная бумага.

Можно воспользоваться фильтром для кофеварки. В крайнем случае, сгодится пористая белая офисная бумага с плотностью 80 г/м 2 . Гладкая, глянцевая или тисненая бумага для этих целей не подойдет.

Расположите бумагу строго горизонтально на гладкой поверхности, не обладающей впитывающими свойствами. С высоты 5 см нанесите на бумагу каплю нагретого до 90 0 С .

Высушите лист бумаги в духовке при температуре 100 0 С в течение 1 часа. При комнатной температуре сушка займет от 12 до 24 часов.

По завершении высыхания капли приступайте к анализу полученных результатов исследования.

Анализ хроматограммы

Пригодность моторного масла к эксплуатации определяют, рассчитывая коэфициент моюще-диспергирующей способности Кмд и коэффициент наличия механических примесей Кмпр. Их рассчитывают, измеряя диаметры ядра d1, краевой зоны d2, зоны диффузии d3 и используя простые формулы:

Кмд=d3/d2

Кмпр=d1/d2.

Моюще-диспергирующая способность масла считается ослабшей, если Кмд больше 1,3, на избыточное наличие механических примесей укажет значение Кмпр выше 0,75.

О качестве масла можно судить, визуально сравнивая характеристики хроматограммы с приведенными ниже цветовыми таблицами и диаграммами.

Ядро и краевая зона

Зона диффузии

Граница между зоной диффузии и зоной чистого масла

Зона чистого масла

На пригодность моторного масла напрямую укажет цвет ядра и зоны диффузии: чем они светлее, тем работоспособнее масло. В процессе эксплуатации масла с ростом количества механических примесей ядро и зона диффузии на хроматограмме будут приобретать более темный оттенок, а краевая зона станет понемногу исчезать.

По мере уменьшения содержания присадок и потерей маслом его моюще-диспергирующей способности зона диффузии хроматограммы станет уменьшаться, а зона чистого масла обретет очертания и заметно увеличится в размерах.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!

Проверить качество моторного масла по всем параметрам в домашних условиях - практически нереальная задача, ввиду отсутствия специального оборудования. Но оценить состояние смеси, плюс определить необходимость ее замены на новую, возможно.

Начиная проверку жидкости в домашних условиях, выполните действия:

  • прогрейте мотор;
  • остановите силовой агрегат, дайте возможность смеси стечь из двигателя к поддону;
  • достаньте щуп, капните некоторое количество моторной жидкости на белую салфетку или лист бумаги;
  • оставьте салфетку в горизонтальном положении часа на 2 (можно больше);
  • определите состояние жидкости по оставленному маслянистому пятну.
Рисунок 1. Масляное пятно

Проведя тестирование для проверки качества моторного масла в домашних условиях, мы получили результат, изображенный на рисунке 1.

Проанализируем состояние тестируемой смеси. Для этого выделим зоны:

  • 1 - ядро, обозначим его диаметр d1, мм;
  • 2 - краевая зона ядра- d2, мм;
  • 3 - дисперсная зона, обозначается D, мм;
  • 4 - зона чистого масла, для расчетов не нужна, при тестировании может отсутствовать.

Рассчитаем площадь диффузии, характеризующей диспергирующие способности моторной жидкости по формуле: Дс=1- (d2) 2 / D 2 . Полученное число должно превышать 0,3 условные единицы, иначе диспергирующие свойства жидкости плохие - смесь подлежит замене.

Проверка свойств моторного масла в домашних условиях — видео

Визуальная оценка

Не каждый автолюбитель захочет заниматься расчетами для оценки качества автомасла. Поэтому взяв пробу из двигателя, получив масляное пятно, оцените состояния жидкости согласно критериям:

  1. Края пятна гладкие - хорошие моющие свойства смеси, отсутствует вода.
  2. Капля растеклась, образовала несколько зон - смесь не старая.
  3. Моторная смесь густая, не растекается - жидкость требует замены.
  4. Присутствие на салфетке металлических частичек - в моторе истираются внутренние детали, масло не обладает хорошими антиизносными свойствами.
  5. Коричневый, серый ободок по краям пятна - присутствуют нерастворимые частицы, образованные при реакции окисления. Жидкость необходимо заменить: с увеличением пробега количество примесей возрастает.

Для облегчения задачи укажем: автомасло, изображенное на рисунке 1, удовлетворительно:

  • обладает хорошими дисперсионными свойствами: Дс=1- (d2) 2 / D 2 =1-17 2 /31 2 =1-289/961=1-0,3=0,7 условные единицы;
  • имеет ровные края;
  • растеклось, образовав четыре зоны.

Моторную смесь - рисунок 2 лучше заменить.

Рисунок 2. Масляное пятно

Оценивая качество моторного масла в домашних условиях, возьмите за эталон смазку, которая заливалась изначально, если у вас осталась канистра с автомаслом. Сравните смесь из канистры с жидкостью, извлеченной из отработавшего двигателя.

Многие автолюбители перед заливкой приобретенной смеси в двигатель наливают некоторое количество нового масла в пластмассовый стаканчик, дают ему постоять двое суток без какого-либо воздействия. Этот способ позволяет оценить качество моторной жидкости: расслоившийся на фракции продукт использовать для работы мотора не стоит.

Действенным методом для определения текучести будет оставить немного жидкости на морозе зимой в течение 12 часов (масло зимнее или всесезонное), затем проверить начала ли кристаллизоваться жидкость - текучесть является главным условием запуска мотора без прогрева.

Летние классы масел нагревают в таре на плите и смотрят, расслоится ли смесь, если жидкость выдержит испытание температурой, сохранит свою структуру - ее можно использовать летом при большой загруженности мотора и высокой температурой за бортом машины.

Купив моторное масло, воспользуйтесь указанными способами, убедитесь, что смесь защитит двигатель от преждевременного износа. Помните, бывают ситуации, когда масло нужно заменить раньше плановой замены, об этом можно узнать, воспользовавшись методом «масляного пятна».

Что отличает масло 5w - 40 от 10w - 40? Какое моторное масло лучше: Шелл, Мобил или Кастрол? Какое масло необходимо заливать в дизельный двигатель?