Из истории зодчества древней руси презентация. Презентация на тему "древнерусская архитектура". Владимирская архитектурная школа

Архитектура древней Руси В X – начале XIII века

  • Составила: учитель
  • Основ православной культуры
  • МБОУ СОШ №2 г.Кольчугино Косацкая Татьяна Павловна
  • Оглавление
  • Введение
  • Церковь Бориса и Глеба
  • Дмитриевский собор
  • Успенский собор
  • Дворец Андрея Боголюбского
  • Золотые ворота
  • Храм Покрова на Нерли
  • Рождественский собор Суздальского Кремля
  • Заключение
  • Введение
  • Хронология памятников архитектуры охватывает длительное время - с XII по начало XX века. Наиболее ранние - памятники домонгольского времени, то есть до нашествия монголо-татар в 1237 году. Большую и разнообразную группу составляет архитектура XVI - XVIII веков. Конец XVIII - начало XX века принадлежит к губернскому времени; здания этой поры относятся к определенным архитектурным стилям; как правило, известны архитекторы этих зданий.
  • Период имеет внутреннюю хронологию:
  • - I этап - время единой Киевской Руси (X - начало XII века);
  • - II этап - время феодальной раздробленности (начало XII - начало XIII века), когда в ряде княжеств велось собственное каменное строительство. Выделяют 5 архитектурных школ, в том числе Северо-Восточной Руси. К этой школе и к этому этапу принадлежат белокаменные памятники Владимиро-Суздальского музея-заповедника: Кидекши (церковь Бориса и Глеба), Владимира (Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы), Боголюбова (дворец князя Андрея Боголюбского, церковь Покрова на Нерли);
  • - III этап - начало XIII века. К этому этапу относится Рождественский собор в г. Суздале.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
  • От суздальской торговой площади, мимо Васильевского монастыря лежит дорога в село Кидекшу, где в 4 км к востоку от Суздаля сохранилась древняя белокаменная церковь - один из первых храмов владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий получил от Галицкого князя готовую дружину мастеров-зодчих, и за короткое время - к 1152 году - эта дружина построила несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в их числе церковь Бориса и Глеба в Кидекше.
  • Село Кидекша - древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. "Каменка" - это и есть перевод с угро-финского "Кидекша". Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму.
  • Борисоглебская церковь была, возможно, центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. В Кидекше не сохранилось никаких дворцовых строений, кроме самой церкви. Да и пробыл здесь Юрий Владимирович недолго: в 1155 г. сел он на Киевское княжение, где вскоре и умер.
  • Борисоглебская церковь производит сильное впечатление суровой простотой: от нее так и веет русским средневековьем княжеских усобиц, насупленным молчанием неприступной крепости, богатырской статью. Нет еще ни пояса колонок, ни стенных рельефов - только робкая аркатура, узкий поребрик да простые профили чуть углубленного портала. Мастерство дружины, принявшей, очевидно, местных новичков, еще не было совершенным. Впоследствии рухнул верх и в XVII в. перестроен под четырехскатную кровлю с крошечной главкой. С XIV в. был здесь мужской монастырь, а с XVIII в. - сельский приход.
  • Борис и Глеб
  • Фрагмент иконы Владимир,
  • Борис и Глеб
  • из церкви Бориса и Глеба
  • в Кидекше
Дмитриевский собор
  • Уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики домонгольского времени.
  • Храм во имя святого Дмитрия Солунского построил князь Всеволод Большое Гнездо. "Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя" - сообщает летопись. Это имя получил при крещении и один из сыновей Всеволода - Владимир, с рождением которого в 1194 г. принято связывать строительство собора. В 1197 г. храм был завершен постановкой иконы св. Дмитрия.
  • Одноглавая, четырехстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Предмет созерцания и поклонения - сам храм - образ Божьего Града, икона в камне. Потому так гармоничен и строен силуэт здания, так величественны его формы, так красноречиво резное убранство - более 1000 резных камней. Могучее тело венчает золочёная шлемовидная глава, упруго развернуты плечи-закомары, на восток обращен трёхчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединившие церковь с княжеским дворцом. Эти древние пристройки разобрали в 1838 г., посчитав за поздние.
  • Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратились в непостижимую тайну, не разгаданную до конца и сейчас. В этой каменной книге прочитаны лишь отдельные строки и слова, а весь замысел едва проступает. В нем угадывается идея Небесного Града, райский сад, идеальная картина Божьего творения.
  • В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал бесприходной, а с середины XIX в., после ремонта 1838-1847 гг., приходской церковью. В 1883 г. получил пневматическое отопление, а с южной стороны была построена небольшая звонница (не сохранилась).
  • Голова апостола Петра.
  • Фрагмент фрески Дмитриевского собора
  • во Владимире
  • Ангел, копия фрески
  • (Дмитриевский собор, г. Владимир)
Успенский собор
  • Успенский собор - уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени.
  • В середине XII в. князь Андрей Юрьевич Боголюбский превратил г. Владимир в столицу Суздальского княжества. "Да будет сей град великое княжение и глава всем" - таков замысел князя - "самовластца". Архитектурным и духовным средоточием княжества и новой столицы стал белокаменный Успенский собор, построенный в 1158-1160 гг. на крутом холме над рекой Клязьмой. Своды его поддерживаются шестью столпами, золочёный шлем увенчал главу, вознесённую выше Киевской Софии почти на 33 метра. Теперь уже трудно вообразить первоначальное великолепие Успенского собора: резьбу и золото аркатурно-колончатых фризов, женские и львиные маски, рельефные композиции "Вознесение Александра Македонского", "Три отрока в пещи огненной", "Сорок мучеников Севастийских", полихромные росписи наружных стен, бронзовые кубки и ветрила над закомарами...
  • Успенский собор был задуман кафедральным. Летописи упоминают о целом ансамбле епископского двора: "владычных сенях", "тереме", "столпе", уничтоженных пожаром 1185 г. Здесь же был и княжеский двор. После пожара собор перестроили мастера князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Наследник идеи единовластия, восходящей к эпохе древнего Киева, Всеволод ещё более сблизил облик главной святыни княжества с Киевской Софией - величественной, многоглавой. В 1189 г. вокруг Андреевского собора поднялась как бы двухъярусная галерея, почти доверху окружив старые стены. На галереях появились 4 главы; вместе с центральной они составили пятиглавие, на многие века определившее образец православного храма. По этому образцу построен в ХV в. Успенский собор Московского Кремля.
  • Фреска в алтаре
  • Успенского собора
Дворец князя Андрея Боголюбского
  • На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы, в 1158-1164 гг. раскинулся на высокой береговой гряде "город камен именем Боголюбый".Княжеский замок занял южную часть города, с севера примкнул посад. После татарского разорения Боголюбов остается городом и числится в "списке градом русским" конца XIV в.; впоследствии становится селом, а в советское время поселком.
  • При въезде со стороны Владимира справа вдалеке виднеется луговой простор, а впереди со стороны дороги - остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы - бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря; древнейшая часть его - белокаменные памятники княжеского дворца XII в.
  • Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды.
  • После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание - Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее - ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.
  • Явление Богородицы
  • князю Андрею Боголюбскому
  • Иконы Св. и Благоверного
  • Андрея Боголюбского
  • Андрей Боголюбский
Золотые ворота
  • Редчайший памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня в 1158-1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые.
  • Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы - миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой. Боевая башня, триумфальная арка, церковь - все сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот - главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском.
  • С двух сторон башню сжимала земляная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть от надвратной церкви. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды и не посрамили себя: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых сохранился почти без изменений до конца XVIII - начала XIX вв., однако надвратная церковь "стояла без пения праздна многие лета". Только в губернское время здание было серьезно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810 г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена лишь в 1870 г.
Храм Покрова на Нерли
  • Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы - аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери.
  • "Житие князя Андрея Боголюбского" связывает строительство этой церкви с гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию.
  • Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл - так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу.
  • Фреска храма Покрова на Нерли
Рождественский собор Суздальского Кремля
  • Одно из первых упоминаний о нём содержится в Лаврентьевской летописи под 1222 годом, где говорится, что Рождественский собор создан на месте обрушившегося храма, построенного Владимиром Мономахом в конце XI – начале XII в. Строительство продолжалось с 1222 г. по 1225 г.
  • В отличие от Успенского, собор Рождества Богородицы имел мощные фундаменты, нижняя часть которых была опущена в специальный котлован, а верхняя – скрыта искусственным холмом. Стены собора внутри выложены из кирпича-плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII–XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222–1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню.
  • XVII век – период больших изменений и строительства собора. В 1634 г. епископ Серапион расписывает собор, при нём же в 1635–1636 годах строится придел святых Феодора и Иоанна.
  • В XIX веке среди наиболее значительных преобразований в его конструкции следует отметить придел Рождества Христова 1815 года и паперть 1896 года с западной стороны основного объёма храма. Проведённая в 1895 году система подземных воздушных каналов калориферного отопления заменила собой предшествующую систему.
  • С 30-х годов XX века закрытый для богослужения собор начинает исследоваться А.Ф. Дубыниным и А.Д. Варгановым. В 1954–55 годах Рождественский собор был освобождён от позднейших обстроек, отреставрирован в 1960-е гг., после чего обрёл свой современный вид.
  • Фрески Рождественского собора
Заключение
  • Архитектура в период X – начала XIII в. достигла высокого уровня развития. Традиционно на Руси возводили постройки из дерева, каменное зодчество получило развитие с X в., с момента принятия христианства.
  • Культовые постройки воплотили в себе лучшие достижения строительного искусства.
  • Греки привезли на Русь технические навыки, художественную систему строительства. Крестово-купольная конструкция православных храмов, сложившаяся в Сирии в VI в., через Византию попала на Русь и была здесь преобладающей до конца XVII в.
  • Все здания имели общие черты: большие размеры, практическое отсутствие декора в экстерьере при богатом интерьере. Художественная система интерьера православного храма, сложившись в то время, осталась практически неизменной до настоящего времени это синтез всех существующих видов искусства: архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства.
  • Использованная литература:
  • 1.Храмы России. Энциклопедия. М.,2008г.
  • 2.Православная энциклопедия. М., 2007г.
  • 3.Энциклопедия православного христианина. Электронное издание. М.,2007 г.
  • 4.photosuzdal.ru/photos/suzdal
  • 5. goldinfo.com.uaJPG.
  • 6. www.uer.varvar.ruJPG.
  • 7. www.hramy.ru
  • 8. www.rus-sobori.ru
  • 9. www.temples.ru

Слайд 1

Архитектура Древней Руси

Слайд 2

12.02.2016
http://aida.ucoz.ru
2
Киевский собор СвятойСофии, XIв. Украина, Киев
На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. В главном соборе Киева Святой Софии, построенном из плинфы, с девятью куполами, чувствуется влияние мастеров из Константинополя.

Слайд 3

12.02.2016
http://aida.ucoz.ru
3
Собор Святой Софии в Новгороде 1045-1052 Новгород
Новгородский собор св.Софии. Ярослав Мудрый до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. Дал он им в князья любимого своего сына - Владимира, а когда тот с новгородской дружиной по отцовскому приказу разбил волжских болгар и захватил богатую добычу, Ярослав не поскупился: все отдал Новгороду. И решили новгородцы возвести у себя Новгородский Софийский собор, увенчанный пятью главами. Софию Новгородскую строили семь лет, и освящение ее состоялось в 1052 году. Святой князь Владимир по освящении собора прожил менее месяца, скончался 4 октября 1052 года и похоронен был в церкви Святой Софии.

Слайд 4

12.02.2016
http://aida.ucoz.ru
4
Собор Покрова на Нерли, 60-e XII века Влад.обл.
Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли, церковь Покрова Богородицы. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка, дышит поэзией и сказкой. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море. Храм настолько созвучен настроению окружающего пейзажа, что кажется, будто он родился вместе с ним, а не создан руками человека. Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Покров есть зашита и покровительство, русским людям надежда и милость, от врагов укрытие и оберег.

Слайд 5

12.02.2016
http://aida.ucoz.ru
5
Золотые ворота, 1164 Владимир
Золотые ворота - выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Строили Золотые ворота княжеские мастера.

Слайд 6

12.02.2016
http://aida.ucoz.ru
6
Успенский собор 1185-1189 Владимир
Просторна и светла Соборная площадь Кремля. Архитектурный ансамбль, возведенный на ней более 500 лет назад, неповторим по своей красоте и великолепию. Здесь и величественные храмы-богатыри, и храмы легкие, причудливые, словно игрушечные в сравнении с ними. Ныне существующие соборы стоят на месте более древних. Первостепенную роль в ансамбле Соборной площади играет Успенский собор. Исследователи считают, что ему предшествовали три храма: деревянная церковь XII века, Дмитровский собор XIII века и белокаменный храм времен Ивана Калиты.

Слайд 7

12.02.2016
http://aida.ucoz.ru
7
Храм Покрова на рву зодчие Барма, Постник 1555-1561 Москва
Когда русские войска взяли Казань и прочно утвердились на волжских берегах, повелел царь Иван Грозный поставить у стен московского Кремля церковь о восьми главах - по числу одержанных побед. Недавно возвратился он из похода, с великим ликованием встречала его Москва: звонили колокола, люди со смехом и рыданиями бросали праздничные одежды под копыта царского коня: у многих родные и близкие томились в ордынском плену. Любимая супруга Анастасия Романовна разрешилась от бремени наследником - это тоже был праздник. Летопись гласит: "...царь и великий князь Иван Васильевич... повеле поставити храм Покрова с пределы о Казанской победе, что бог покорил безсерманский род казанских татар царю...". Увековечить эту победу поручили гениальным зодчим Барме и Постнику. Ходят легенды, что после окончания строительства царь велел выколоть глаза архитекторам, чтобы они больше ничего подобного построить не смогли.

Слайд 8

12.02.2016
http://aida.ucoz.ru
8
Колокольня Ивана Великого, зодчие Фрязин, Бон 1508, достр. в 1600
В 1505-1508 годы, другой итальянский архитектор, Бон Фрязин, возвел на месте старой постройки церковь "под колоколы" Иоанна Лествичника. Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров. Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой. Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка. В 1600 году царь Борис Годунов велел надстроить колокольню, сделав ее на два яруса выше, и увенчать ее золотой главой, о чем свидетельствует велеречивая надпись, помещенная высоко на барабане купола в трех горизонтальных поясах. В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр.

Слайд 9

12.02.2016
http://aida.ucoz.ru
9
Церковь Вознесения в Коломенском 1628-1653 Моск.обл
Развитие деревянной архитектуры привело к перенесению формы 8-гранного шатра в каменную архитектуру. Подобный тип храмов получил широкое распространение в 16 веке. Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества 16 века является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 году на высоком берегу Москвы-реки. Ее высота составляет 62 метра, толщина стен - от 2 до 4 метров. Это уже не крестово -купольный храм, унаследованный от Византии. В плане здание представляет собой равноконечный крест.

Слайд 10

12.02.2016
http://aida.ucoz.ru
10
Церковь Покрова в Филях, 1692-1694 Москва
В архитектуре 17 века ясно прослеживаются два этапа: 1 половина - середина века и вторая половина - конец века. Для первого этапа характерно сложение "классического" типа древнерусского посадского храма - небольшого 5-главого бесстолпного здания с "ложным пятиглавием", ярко расцвеченного, с обилием декоративных деталей, с построением "кораблем" из трех частей: колокольня, трапезная, церковь. Ярким образцом такого типа храма является церковь Троицы в Никитниках в Москве или церковь Рождества в Путинках. Последним ярким этапом развития древнерусской архитектуры было "нарышкинское барокко". Этот стиль не имеет ничего общего с европейским барокко. Здесь в каменной архитектуре используются традиционные формы русского деревянного зодчества: "восьмерик на четверике", соединение церкви с колокольней под одним куполом - "церковь иже под колоколы", любовь к резному узорочью, красивый центрический план. Самым замечательным памятником "нарышкинского барокко" является церковь

Слайд 11

12.02.2016
http://aida.ucoz.ru
11
Кижский погост, Преображенская церковь, зодчий Нестор 1714-1764 Кижи
По своему типу Преображенская церковь - это летний (или холодный) храм. В ней служили только в особо торжественных случаях, в дни местных престольных праздников, да и то лишь в течение короткого северного лета. У нее нет зимних рам и двойных дверей, утепленного пола и потолка. В летних церквах меньше сырости, через щели и проемы происходит непрерывная естественная вентиляция и просушка всех помещений, частей и конструкций. В них сильнее тяга воздуха, значит, быстрее просыхает дерево и меньше опасность появления гнили, опасных грибков и насекомых. Спасо-Преображенская церковь стала как бы лебединой песней древнерусского деревянного зодчества. Это не рядовой сельский храм, а мемориальное сооружение, памятник-монумент. После окончания строительства мастер Нестор забросил топор в Онежское озеро, чтобы никто больше не смог построить ничего подобного. Во славу родной земли и стоит в Кижах уже два с половиной столетия Преображенская церковь.

ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА Теория Архитектура до монгольской Руси Архитектура после 1480 Семнадцатый век

Церковь Центр культурной, социальной и общественной жизни Преемник синагоги Первые христианские здания в форме базилики (в переводе царский дом) С помощью храма – общение с Богом на Земле

Базилика– прямоугольное в плане здание. Состоит из нечетного числа нефов (от 3 до 5), разделены колонами и столбами (образуют крест). На кресты (полоски колонн) кладется купол (от этого название крестово-купольный). Лежит на центральных 4 -х колоннах

Неф (от лат. корабль) - вытянутое помещение, ограниченное с одной или двух продольных сторон рядом колонн. Алтарь - место для жертвоприношений, а также вся восточная часть храма (за иконостасом). Апсида - полукруглый и прямоугольный в плане выступ здания, перекрытый полукуполом. Нартекс - помещение с западной стороны христианских храмов, предназначенных для лиц, не имеющих право входить в храм. Трансепт - поперечный неф

Определение Закомара - полукруг, опирается на внешние столбы. Полукруглое завершение части наружной стены здания. Позакомарное покрытие церквей. Пилястра или лопатка на них лежит закомара (столбики), а на закомаре коробовый свод. Пилястра - прямоугольный выступ на стене, имеющий базу и капитель, как у колонны. Стена делится столбами на прясла. Прясла - полукруглая ниша в толще стены. Контрфорсы - вертикальный опорный столб, укрепляющий наружную стену. Портал - архитектурно оформленный вход в здание. Поребрики - кирпич, положенный к вам ребром.

Значения количества куполов 1)-единый бог 2)- бог и человек 5) - Христос и евангелисты 7)семь таинств церкви или семь вселенских соборов 13) Христос и 12 апостолов Если больше, то нужно подходить и спрашивать у священнослужителей

Значение Алтарь - часть, которая отделена от тела храма иконостасом. Возвышение - солея (ступеньки). Амвон - возвышение перед алтарем, с которого произносились проповеди. Располагается строго под куполом За иконостасом - алтарь. В центре "престол", где стол или тумба. Справа - дьяконник или ризница (место переодевания священника), в жертвеннике - все необходимые предметы для проведения службы. Гульбище - галерея вокруг церкви. Притвор - то, куда заходим, что притворяет церковь Лестница на второй этаж - до 17 века это означало, что церковь заказана князем или кем-то. Вела на хоры, где стояла княжеская или царская семья, . Там могли хранить переписку, казну, запасы.

Апсида – с восточной стороны, входят и выходят с западной стороны. Купол - небо, крест - то, на чем закончил свою жизнь Христос. Храмы всегда ставились на высоком месте и самом живописном. Купол стоит на барабане, в нем 12 окон, в простенках (между окнами) пишутся 12 апостолов. В купле изображен Спас Вседержи тель или Пантокра тор - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.

Из чего строили? Плинфа (кирпич, пришедший с Балкан, позже заменен красным кирпичем)- юго-запад (Киев) Белый известняк - северо-восток (Владимир, Суздаль) Серый бутовый камень (Новгород)

Архитектура до монгольской Руси Огромное число храмов Стремление выразить христианское мировоззрение Популярен крестово-купольный тип храма (пришел из Византии) До 10 века только деревянные и деревянноземляные постройки В основе строения храма лежит базилика Монументализм

25 -главая Десятинная церковь (до нас дошел фундамент, во время монгольско-татарского нашествия захватчики подожгли храм) Первый храм на Руси Возведена в 10 веке греками Выделяли десятину из налогов, поэтому «десятинная» Построена при Владимире Было 25 глав

Спасо-преображенский собор в Чернигове Перестроен в стиле барокко Появился в 11 веке Типичный византийский храм

13 -главый Софийский собор в Киеве 1037 – начало стройки в честь победы в 1036 над половцами Почитался как общественный центр (принимали послов, проводились соборы) Строили русские мастера Построен при Ярославе Мудром Ярослав похоронен здесь (1054) В здании храма была митрополичья палата, библиотека и государственный архив

Софийский Собор в Новгороде Строилась с 10451050 сделана из огромных бутовых серых камней 5 главая Шлемовидная При Ярославе Мудром

Софийской Собор в Полоцке От старой церкви остался только фундамент Восстановлен, но все подругому При Ярославе Мудром

Золотые ворота в Киеве Оборонительное сооружение Построил Ярослав Мудрый Прототип – Золотые ворота в Константинополе

11 -13 век. Искусство русских земель Киев, Чернигов, Смоленск - киевская архитектурная школа сохраняется Полоцк, Новгород, Галич, Владимиро-суздальская земля создаются свои архитектурные школы Храмы однокупольные (из-за нехватки денег) и башнеобразной формы Приземистые, массивные, с узкими окнами – как крепости

Новгород Было много посадов, каждый имел своего святого и ставил ему церковь Старая часть Новгорода - куча церквей Заказчики не князья, а бояре и община ремесленников У церкви есть адрес (только у псковских и новгородских)

Смоленск Церковь Петра и Павла Строили приглашенные черниговские мастера Отличное качество кирпичной кладки

Владимиро-суздальское княжество Использование белого ракушечника Белокаменное строительство Декоративность (ажурная каменная резьба). Георгиевский собор в Юрьеве-Польском покрыт резьбой сверху до низу Владимирской собор – 32 метра. Только Успенский собор в Москве выше

Успенский Собор Пятикупольный Трехапсидный Шлемовидные купола Высокие купола Двухрегистровый: служил как архив, как деловой центр

Церковь Покрова на Нерли Заказал Андрей Боголюбский в память Боголюбский о старшем сыне Изяславе Нерль – приток Клязьмы Во время нашествия татары не заметили церковь

Монголо-татарское нашествие Татары приостановили каменное строительство Во время захвата никак значительных построек не было Терпимо относились к русской церкви, храмы не жгли (только если там не прятались бояре или князья)

Конец XV – XVI век Церкви строились на деньги бояр Появились домашние церкви у купцов Процесс слияния школ Начало гражданского строительства Массовое строительство крепостей (смоленская, нижегородская, тульская)

Каменное строительство возрождали: 1) Тверь (Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле) 2) Новгород (Церковь Спаса на Ильине улице) в 1471 подчинился Москве, развитие собственной школы закончилось 3) Псков (Церковь Василия на Горке)

Москва Когда Иван III женился на Софье Палеолог началось массовое строительство: Обратились к итальянским мастерам Известняковые стены Кремля заменены кирпичными (дубовый – белокаменный – кирпичный). Построены 19 башен Кремля. Появление кирпича новой формы в строительстве

Спасо-Андроников монастырь в Москве Сооружали с 1410 -1427 В росписи участвовал Андрей Рублев и Даниил Черный Необычно высокий и тонкий барабан Скупо освещенное внутренне пространство, чтобы отрешиться от мирских забот Килевидное завершение Арки с килевидным завершением

Московский Ансамбль 15 век Успенский собор Архангельский собор Церковь Иоанна Лествичника (на ее месте сейчас колокольня Ивана Великого) 16 век Благовещенский Собор Церковь Ризоположения Грановитая палата (имеет потрясающие невюры, нависшие в воздухе кроме одной)

Аристотель Фиорованти Успенский собор Видны черты архитектуры итальянского ренессанса Прототип Успенский Собор во Владимире, московский больше Впервые внутри массивные столбы заменены круглыми колоннами Считался главным храмом Руси

Пилястра Закомара Алевиз Новый Архангельский Собор Присутствуют пышные архитектурные детали итальянского палаццо Похож на дворец, так как: -пояс-карниз -пилястры коринфского ордена вместо традиционных лопаток -роскошные раковины в закомарах -богатая резьба порталов (входа)

Благовещенский Собор Построена псковскими мастерами Домовая церковь московских государей Имеет второе крыльцо (Грозненское) для Грозного, так как после третьего брака его отлучили от церкви

Собор Василия Блаженного Второе название – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву Построили Барма и Постник При Иване Грозном Главный купол – олицетворение Москвы

Храм Вознесения в Коломенском Первый шатровый храм в России Построен в честь Построен рождения Ивана Грозного его отцом Василием III Элементы романского и готического стиля Строился как домовой храм

Строительство укреплений вокруг Москвы Петрока Малый возвел вторую линию укреплений, которая опоясывала торговоремесленную часть столицы – Китай-город (кита – засыпанный слой в срубах) Третья линия – Белый город– под руководством Федора Коня (строил Смоленский Кремль) Последняя линия – деревянные стены на Земляном валу (Ныне садовое кольцо)

17 век 1. 2. Расцвет архитектуры домашних церквей (Церковь рождества Богородицы на Путинках в Москве) Широкое применение шатрового стиля Гражданское строительство Расцвет строительства по заказу купцов (Троица в Никитниках) Обмирщение – уход от чисто религиозных целей: Нарядность и изысканность Сложное внутреннее устройство

«Построил» Никон Новоиерусалимский монастырь Строился Никоном в надежде, что монастырь станет центром мирового православия Уехал сюда, когда его отлучили от патриаршего престола Построен на реке Истре (недалеко от Москвы) Имеет уникальный большой иконостас из меди

Нарышкинское (москвоское барокко) 18 век Церковь Покрова в Филях и Церковь знамения в Дубровицах. Соединение старого московского архитектурного стиля и западноевропейского (петербургского) Нарышкинский, потому что построены членами из рода Нарышкиных

Гражданское строительство конца 17 начала 18 века Палата боярей Голицына и Троекурова Печатный двор Монетный двор Сухарева башня Поганкины палаты (Псков) по заказу купца Поганкина Коломенский дворец

Слайд 2

Русское зодчество, как и вся культура, развивалось под воздействием Византии. И это понятно, так как христианство Русь приняла от Византии. Форма русских и византийских храмов – крестово-купольная, то есть в основе храма – крест, над ним своды и купол.

Слайд 3

София Киевская

Первые храмы многоглавые. У Киевской Софии 13 глав.

Слайд 4

Строение древнерусского храма

купол закомары портал барабан апсида

Слайд 5

Владимирская школа

Новгородская школа

Храмы Новгородской школы более приземистые, как бы вросшие в землю. Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо. У новгородских храмов ниже купол, барабан и апсида. Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал.

Слайд 6

Владимирская школа Дмитровский собор во Владимире

Новгородская школа Церковь Спаса на Нередице в Новгороде

Слайд 8

Новая форма храма – трёхлопастное завершение. Фасады декорируются множеством окон с их обрамлением – бровками. Стрельчатые окна также создают ощущение стремления ввысь. Это стремление подчёркивает и треугольное завершение трёх пластов стены здания.

Новгородский храмы 14 века

Церковь Спаса Преображения в Новгороде. 1374

Церковь Фёдора Стратилата в Новгороде. 1361

Слайд 9

Эта школа развивается в 12 веке, когда Владимиро-Суздальское княжество становится одним из ведущих. Храмы строятся из белого камня. Им характерны удлинённые пропорции, стремление вверх. Владимирские храмы богато украшены.

Пятиглавый Успенский собор во Владимире

Золотые ворота во Владимире

Слайд 10

Храм Покрова на Нерли

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов. Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава. Которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.

Слайд 11

Московская школа 14-15 веков

С выдвижением вперёд Московского княжества в 14-15 веках начинает развиваться московская школа зодчества. Сначала были построены храмы Кремля. Но ни один храм до нашего времени не сохранился. Ансамбль Московского Кремля создаётся под руководством итальянских зодчих. Так Успенский собор был создан в 1475-1479 годах архитектором Аристотелем Фиорованти. Хотя за основу этого храма был выбран Успенский собор Владимира, но новые качества ярко видны. Это цельность, геометризм формы, членение, обособленность фасадных композиций, большая грузность, приземлённость. Он поражает своей мощью и монументальностью

Слайд 12

Архангельский собор Кремля

Более изысканный Архангельский собор, построенный Алевизом Новым в 1505-1508 годах. Интересна в этом храме сетка нарядных ордерных форм. Проходящая по фасаду в два яруса. В закомары вставлены декоративные раковины. Этот храм является усыпальницей московских царей.

Слайд 13

Благовещенский собор

Построен псковичами в 1484-1489 годах. Это домовая церковь московских государей.

Слайд 14

Колокольня Ивана Великого

Построена в 1505-1508 годах архитектором Бон Фрязиным. До этого колокольни представляли собой двухъярусные или трёхъярусные звонницы. Или же купола находились под барабаном храма.

Слайд 15

Коломенское

В 16 веке возникает шатровый стиль. Шатёр – высокое пирамидальное восьмигранное окончание храма. Переход к шатру отражал стремление зодчих подчеркнуть возвышенность. Шедевром шатрового искусства стала церковь Вознесения в Коломенском.

Деревянный дворец в Коломенском, восьмое чудо света

Слайд 16

Шатровая церковь Вознесения в Коломенском. 1532

Слайд 17

Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Это самый сложный шатровый храм. Построенный Бармой и Постником в 1550-1560-е годы по заказу Ивана Грозного. Это не одно здание. А целый ансамбль из девяти построек. Цетральный столп завершается шатром, а остальные, более низкие, куполами. Этот храм. Кроме сложности своей формы. Поражает своей декоративностью. Ни одна поверхность не оставлена без членений или без особенностей окраски. Каждая глава отличается от другой как цветом, так и резным орнаментом.

Слайд 18

Церкви 17 века

Закомары

Слайд 19

Пятиглавая церковь Троицы в Никитниках 1626-1653

Одноглавая церковь

Слайд 20

Светское зодчество

В 17 веке расширяется гражданское строительство. Пример такого здания – Английский двор. Предполагают, что его строил Алевиз. В Кремле Бажен Огурцов, Антип Константинов, Тефил Шарутин и Ларион Ушаков возвели живописно-праздничный Теремной дворец. Он имеет ярусное строение: на подклете с гульбищем располагаются царские горницы, а над ними златоверхий теремок со смотрительной башенкой.

Слайд 21

Нарышкинский стиль Храм Покрова в Филях

Этот стиль сложился в 17 веке. В основе храма – четвёрик, на нём – восьмёрик, потом ещё один, поменьше, потом ещё один, ещё меньше, и наконец купол луковичной формы. Особо декорировались переходы между ярусами. Создавались эти храмы из красного кирпича, декор был белокаменным.

Слайд 22

Новодевичий монастырь

Значительную роль в системе обороны древней столицы отводилась монастырям. Именно у стен Новодевичьего монастыря потерпели поражение войска Казы-Гирея. Деревянные стены Новодевичьего монастыря были заменены каменными одновременно с постройкой Белого города. Образцом для них послужил Кремль.

Архитектура.

Софийский Собор Киева 1037г.

Собо́р Свято́й Софи́и был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта

Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на базу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать радостных глав новейшего храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль российского древесного зодчества. Софийский собор, сделанный во время утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что стройка - это тоже политика. И действительно, сиим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне - константинопольскому Софийскому собору.

Софийский собор в Киеве

Фреска - Живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке.Мозаика - изображение, составленное из маленьких кусочков мрамора или смальты (цветного стекла).

.
Собор Успения Пресвятой Богородицы (в обиходе «Великая церковь») - главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальни- ца киевских князей. Заложе- на в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава Ярославовича.

Новгородская София.

Собо́р Свято́й Софи́и - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 г. В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина направились в Новгород к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора, Который был заложен вместо сгоревшего деревянного храма. Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в Плане апсид и барабановв, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика - фресками. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебурские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Це́рковь Спа́са на Нере́дице - храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем. Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях. Фрески Нередицы - наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века.

Успе́нский собо́р во Влади́мире - до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро - Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 гг.

Дми́триевский собо́р города Владимира - придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Д митрия Солунского построен в 1194-1197 гг.

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова 1165г, церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче.

Золотые ворота
выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городеВладимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел семь входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины или же Оринины, Серебряные, Ивановские, Торговые и Волжские). До наших дней дошли лишь Золотые ворота.

Георгиевский собор Юрьева монастыря - православный храм Юрьева монастыря (Великий Новгород). Построен в 1119 году, относится к памятникам древнерусской архитектуры домонгольского периода. Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав Владимирович. Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников.