Главный автомобиль Парада Победы: кабриолет Шойгу. ЗИЛ на шасси GMC: как появились нынешние кабриолеты для парада Победы Парадный зил кабриолет

В СССР автомобили на парадах появились не сразу: долгие годы командующие въезжали на Красную площадь исключительно верхом. Но в 1938 году инженеры автомобильного завода имени Сталина (так тогда назывался ЗИЛ) подготовили для «парадных» нужд фаэтон ЗИС-102, и 1 мая 1941 года он возглавил колонну бронетехники.

ЗИС-110Б

Впрочем, главнокомандующие «пересели» на автомобили значительно позже. Только в 1953-м тогдашний министр обороны СССР Маршал Советского Союза Николай Булганин впервые выехал принимать ноябрьский парад, посвященный годовщине Октябрьской революции, не на коне, а на новом фаэтоне ЗИС-110Б.

Под его капотом находился мотор мощностью 140 л.с. А главными «фишками» автомобиля были кожаная обивка и ручной механизм складывания тента. По центру салона находилась специальная ручка (тоже отделанная кожей), чтобы командующий парадом мог стоять при движении во весь рост, сохраняя при этом равновесие.

«Победа» на параде

Военные не прошли и мимо ГАЗ М-20 «Победа» — автомобиль быстро приспособили под разъездные и штабные нужды.

А в 1948 году, когда завод освоил выпуск кабриолетов М-20Б с мягкой складной крышей, выбор автомобиля для участия в парадах был решен. В специальных мастерских эти «Победы» «прокачивали» под армейские нужды: ставили ручки на раме «лобовухи» или же на спинках передних кресел, чтобы за них мог держаться офицер, которому выпала честь принимать парад.

Первые две парадные «Победы» появились в 1949 году. Кабриолеты собрали на подмосковном Опытном заводе № 38. У них отсутствовали боковые оконные рамы, механизм складывания крыши, но были поручни на спинках кресел. Чтобы не возникло проблем с жесткость кузова, заднюю левую дверь просто заварили. Правда, стать постоянными участниками торжеств у этих автомобилей не получилось. Они использовались по назначению лишь раз — на параде в Петрозаводске.

ЗИЛ-111 В и ГАЗ-24 «Волга»

Лимузин ЗИЛ-111 появился в 1958 году, а спустя несколько лет увидела свет и его парадная модификация, получившая букву «В» в индексе. Кабриолеты были оснащены гидроподъемниками окон, поручнями, микрофонами, а также складными брезентовыми тентами.

Всего было собрано три таких автомобиля. В парадах они участвовали до 1962 года.

Поучаствовал в создании парадных автомобилей и Горьковский автозавод. Там была собрана экспериментальная партия «парадных» ГАЗ-24 для стран Варшавского договора, Ближнего Востока и, конечно, Кубы.

А вот советским военным, особенно из отдаленных гарнизонов, приходилось стандартные «двадцать четвертые» превращать в кабриолеты собственными силами.

ГАЗ-13Б «Чайка» и «парадный» ГАЗ-3102

Для проведения парадов в провинции в начале 1960-х было собрано примерно полтора десятка кабриолетов ГАЗ-13Б. Их главной особенностью являлась гидравлическая система управления мягкой крышей. Кстати, несколько таких кабриолетов было передано ГДР в 1979 году.

В начале 1980-х роль первой скрипки в военной среде досталась мощному (количество «лошадок» варьировалось от 90 до 150) и комфортному ГАЗ-3102. Но в советское время на базе этих автомобилей парадные кабриолеты не делали. Их время пришло немного позже, сразу после развала СССР. Причем производство было налажено в отдаленных военных частях.

ГАЗ-14−05 «Чайка» и ЗИЛ-41044

В период с 1981 по 1988 год Горьковский автозавод произвел полтора десятка кабриолетов ГАЗ-14−05, созданных на базе «четырнадцатого» ГАЗа с двигателем в 220 «лошадок».

Эти автомобили получили в свое распоряжение два передних кресла, пару флагштоков, три антенны, поручни, микрофонную стойку и тент, который приходилось поднимать вручную.

Эти автомобили до сих пор изредка участвуют в военных парадах в отдаленных частях.

В 1981 году появились кабриолеты ЗИЛ-41044, выкрашенные в светло-серый цвет. В отличие от базового автомобиля, им укоротили базу (до 3 300 миллиметров), а под капот поставили мотор, выдававший 275 лошадиных сил.

Место переднего пассажира отсутствовало. Зато имелся подогрев не только заднего кресла, но и пола. В центре автомобиля разместились поручень и микрофон, а радиостанцию спрятали в багажник. Кроме этого, автомобиль оснастили комплексом спецсвязи «Репетитор».

Именно кабриолеты ЗИЛ-41044 участвовали в последнем Параде Победы времен СССР — в 1990 году. Затем о них вспомнили и «пригласили» на торжества в 2008 и 2009 годах.

ЗИЛ-41044 на Параде Победы, 2008 год (Фото: Виталий Белоусов/ТАСС)

А что сейчас?

В современной России также есть место автомобилям для парадов. Таким, например, является ЗИЛ-410441. В 2009 году конкурс на создание «особых» автомобилей неожиданно выиграл Московский автозавод, который к тому времени уже дышал на ладан.

В итоге, спустя год, на свет появились 3 автомобиля, оснащенных моторами V8 мощностью в 280 «лошадок» и «автоматами» Allison. Но дальше дело не пошло, поскольку автомобили забраковали на государственной приемке.

А вот представителям дизайнерской компании «Атлант-Дельта» повезло больше. Нижегородские мастера взяли за основу американские GMC Sierra 1500 (2007 года выпуска), и на их базе создали свой продукт — СП45. Перелицевали интерьер, укоротили кузов, «прикрутили» новых механизм управления крышей — и вуаля. Любопытно, что маркировка при сертификации этому детищу досталась зиловская — ЗИЛ-41041 АМГ.

Этим автомобилем пользовался не только экс-министр обороны Анатолий Сердюков . Во время торжеств по случаю 70-летия Победы министр обороны РФ Сергей Шойгу также прокатился на ЗИЛ АМГ.

У «Атлант-Дельты» есть еще одна интересная «парадная» разработка — полноприводные автомобили ГАЗ СП46 «Тигр». Три таких машины построили на базе ГАЗ-2330 «Тигр» в 2008 году. Под капот поставили американский дизель мощностью в 205 л.с., а компанию ему составила автоматическая трансмиссия Allison.

Эти парадные внедорожники возглавляли военные торжества на петербургской Дворцовой площади.

Уникальные парадные машины, которые 9 Мая выйдут на брусчатку Красной площади, неразрывно связаны с этим величественным действием. Многие по привычке называют эти автомобили ЗИЛами и искренне верят, что они участвовали в советских военных торжествах. Увы, это не совсем так.

Самый первый Парад Победы в 1945 году принимал Георгий Константинович Жуков верхом на светло-сером скакуне Кумире арабско-кабардинских кровей. Командовал войсками дважды герой Советского Союза маршал Константин Константинович Рокоссовский на чистокровном верховом по кличке Полюс. Сам Сталин следил за подготовкой к торжеству, на которое смотрел весь мир. Главному кавалеристу СССР Будённому даже пришлось лично отбирать лошадей. Оба "маршала Победы" примерно месяц потратили на тренировку: Жуков упражнялся в выездке молча и быстро удалялся в штаб, а Рокоссовский со страстью перфекциониста оттачивал все элементы до идеального уровня.

В 1953 году коней сменили автомобили, но концепция объезда войск с тех пор почти не изменилась. Первыми парадными машинами стали открытые версии ЗИС-110Б. Эти кабриолеты не создавались специально для военных смотров, в то время ЗИС выпускал их мелкой серией для госнужд, свадеб и позже для такси. Машина впервые была выкрашена в характерный серый цвет.

Специализированные парадные автомобили стали готовить лишь в 60-х годах, тогда парадный ЗИС-110 заменили более презентабельным и совершенным кабриолетом ЗИЛ-111. Для удобства командующего в ЗИЛе удалили правое переднее кресло, снабдили удобным поручнем и микрофонами. Машины, отработавшие своё на Красной площади, уходили в Ленинград, Киев, Минск и другие крупные города. В населённых пунктах поменьше открывали шествие газовские "чайки" или "Волги".

С тех пор завод имени Лихачёва стал единственным поставщиком кабриолетов для 9 Мая. ЗИЛ-41044 - плоть от плоти советской промышленности - принимал парад в 2009 году. Для технически и морально устаревшей машины, выпущенной в конце 80-х годов, это была последняя "выездка".

Вопрос замены главного военного автомобиля страны встал как никогда остро. За работу над проектом взялись сразу две компании: загибающийся под бременем долгов ЗИЛ и небольшая контора из Нижнего Новгорода "Атлант дельта", входящая в "Группу ГАЗ" Олега Дерипаски. Они выбрали разные пути создания парадного автомобиля. Москвичи решили модернизировать старую модель, опыт по производству которой оттачивался годами. А специалисты "Атлант дельта" взяли от четырёхдверного ЗИЛ-41041 только кузов, а техническую начинку позаимствовали у иномарок.

У нижегородцев основная проблема свелась к поиску живых кузовов для проекта, так как ЗИЛ наотрез отказался продавать свои машины конкурентам. В итоге на сайтах продаж были найдены три сильно подержанных автомобиля, причём везли их из разных городов России. Они были в очень плохом состоянии: поржавевшие, частично разукомплектованные, лишённые внешних хромированных деталей.

Остатки некогда роскошных салонов отправились на помойку, машины лишились оригинальной подвески и моторов, остались только голые кузова. Бывшие изначально четырёхдверными седанами ЗИЛы превратили в кабриолеты, газовские умельцы удлинили передние двери, усилили петли и укрепили кузовы.

После завершения сварочных и восстановительных работ пришёл черёд самого интересного: кузов советского автомобиля соединили с шасси американского производства. В выборе последнего инженеры особенно не сомневались. Дело в том, что у газовских мастеров уже был подобный опыт: в сотрудничестве с ретро-ателье "Молотов гараж" они ещё в начале 2000-х годов построили для одного богатого человека эксклюзивный автомобиль на основе ЗИЛ-114.

Заказчику очень нравились рублёные формы символа победившего социализма, но его категорически не устраивал архаичный мотор и плохая управляемость. Кузов 114-го "поженили" с шасси и силовым агрегатом внедорожника Chevrolet Suburban, добавив в салон получившегося лимузина разнообразных опций вроде мини-кинотеатра.

Для финального преображения отреставрированных парадных ЗИЛов закупили три американских пикапа GMC Sierra. Началась пересадка: ЗИЛ оснастили рамой, 6-литровым мотором Vortec V8 и автоматической коробкой передач с фирменной кочергой-переключателем на руле. Рулевое колесо тоже досталось от "американца", разве что логотип заморской марки с руля убрали, заменив на эмблему ЗИЛа. Практически без изменений перекочевала с пикапа и вся подкапотная проводка с приборной панелью.

Зато салон изготовили самостоятельно, благо опыт в создании интерьеров накопили приличный. Механизм складывания крыши также был изготовлен в Нижнем. Некоторые недостающие части экстерьера, такие как элементы оптики, бампера и хромированные детали, пришлось разыскивать по всей стране, что-то изготовили заново. В итоге, за исключением резины, нынешние автомобили почти полностью внешне соответствуют советским аналогам. Процесс постройки занял рекордно короткий срок: работы начались в ноябре 2009 года, а уже в конце января 2010-го три парадных кабриолета были готовы.

Несмотря на государственное значение проекта и поддержку Дерипаски, об экономии не забыли: снятые кузова пикапов были проданы. То, что получилось, стало называться ЗИЛ-41041 АМГ, у машины есть ещё и заводской индекс ГАЗ-СП45, что может окончательно поставить в тупик при первой попытке идентифицировать происхождение нынешнего парадного автомобиля.

Требования к цвету автомобилей были озвучены заранее: кабриолет должен был быть чёрным. Изначально все парадные машины красились исключительно в серый, и связано это было с тем, что они работали не только на парадах Победы, но и на парадах 7 Ноября в честь Октябрьской революции: военачальники к этому времени уже переходили на зимнюю форму обмундирования, поэтому и цвет автомобиля должен был гармонировать с колером шинелей. К параду в 2010 году чёрный был выбран по тому же принципу: министром обороны тогда был гражданский сановник Анатолий Сердюков, проводивший смотр в деловом чёрном костюме.

А как же проиграл оригинальный зиловский проект, ведь заводчане тоже не сидели сложа руки? В 2009-м парадные машины на ЗИЛе собрали практически с нуля, комплектующие по большей части использовали из своих запасников. В Германии заказали механизм складывания крыши, на заводе конструкцию доработали. Казалось бы, всё было готово, но на смотринах в Минобороны случился провал: не загорелись осветительные приборы и забарахлила электрика.

Армейское руководство сделало выбор в пользу более надёжных автомобилей от ГАЗа, пусть и построенных на импортных агрегатах. Все три машины на шасси пикапов GMC были сданы Минобороны в долгосрочную аренду и отправились служить на 147-ю автомобильную военную базу, расположенную на Рублёвке.

А зиловские парадные машины остались стоять в постепенно пустеющих цехах умирающего автозавода. В прошлом году, в канун 70-летия Победы, Минобороны вновь проявило заинтересованность в этих автомобилях. Руководство ведомства намеревалось использовать их для проведения парадов в других городах России, для этого кабриолетам необходимо было вернуть исторический серый цвет и устранить имеющиеся недостатки. Министерство пообещало выделить на это средства, коллектив, трудившийся над автомобилями, с единодушным энтузиазмом выразил желание участвовать проекте, однако деньги так и не поступили, идея сошла на нет.

Неизвестно какими путями (то ли продали, то ли подарили), но один из построенных на ЗИЛе автомобилей оказался в коллекции экс-президента Украины Виктора Януковича. Специально для него машину из парадного авто превратили в прогулочный кабриолет, установили правое переднее сиденье и снабдили аудиосистемой. После революции на Украине выяснилось, что машина всё это время простояла в ангаре вместе с другими раритетами из коллекции Януковича. Далее её след потерялся. Другие парадные зиловские машины сейчас выставлены на продажу.

Срок службы чёрных кабриолетов, участвующих в нынешнем Параде Победы, также подходит к концу. В 2018 году торжественный смотр на Красной площади будут открывать новые машины из проекта "Кортеж", сообщил Лайфу источник, близкий к Минобороны. История зиловской машины, оригинальной и не очень, подходит к концу.

«Говорит и показывает Москва. Слушайте и смотрите Красную площадь! Парад Победы!», — ежегодное торжественное прохождение парадных расчётов по Красной площади стало неотъемлемым символом 9 мая. А вот символом самого парада, пожалуй, можно назвать... автомобили. Менялись правители и военачальники, но неизменными участниками каждого парада оставались роскошные фаэтоны командующего и принимающего.

«Товарищи! Будьте бдительны, неустанно овладевайте военным делом, с удесятерённой энергией на всех участках социалистического строительства крепите экономическое и военное могущество нашей прекрасной Родины!», — последний предвоенный парад, на котором выступал народный комиссар обороны СССР Семён Тимошенко, проходил нервно. Все прекрасно понимали, что войны не избежать, хотя отсрочить безжалостную мясорубку можно — главное показать, как «значительно укрепилась оборонная мощь советского государства». Прогрохотали сапогами солдаты и офицеры, пророкотали моторами мотоциклы и боевая техника, пролетели военные самолёты... За всем этим наблюдали дипломаты иностранных государств.

Колонну бронетехники возглавлял необычный автомобиль — как писал журнал «За рулём», «изящный, хорошо отделанный фаэтон, с красивой обтекаемой формой кузова». Этот автомобиль — открытый ЗИС-102, лишённая жёсткой металлической крыши модификация лимузина ЗИС-101. Элегантному стремительному фаэтону прочили большое будущее — тогда командующий и принимающий парад разъезжали по брусчатке Красной площади на породистых рысаках, но появление красивой парадной машины могло изменить устоявшийся порядок: почему бы военачальникам не пересесть на автомобили? Однако Иосиф Сталин категорично отрезал: «Не будем менять хорошую традицию Советской армии».


  • ЗИС-102 планировали выпускать серийно, но из-за нехватки производственных мощностей фаэтоны остались штучной продукцией — было выпущено буквально несколько экземпляров. До нашего времени ни один ЗИС-102 не сохранился

  • Элегантная машина участвовала во многих парадах, что проводились на Красной площади, а также выставлялась на Всесоюзной Сельскохозяйственной выставке

  • Один из нескольких автомобилей, что выпустил «1-й автомобильный завод им. И.В. Сталина», установил несколько всесоюзных рекордов скорости. В 1940 году журнал «За рулём» сообщал, что «ЗИС-102 пролетел 100 км за 51 мин. 34,7 сек., средняя скорость — 116,327 км/ч»

  • Технически фаэтон повторял лимузин ЗИС-101. Двигатель — рядный 8-цилиндровый, при объёме 5,8 л выдававший 110 л.с.; коробка передач — 3-ступенчатая механическая; подвеска — зависимая и спереди, и сзади; тормоза — барабанные. Кузов ЗИС-102 (как и исходного ЗИС-101) — деревянно-стальной: на каркас из дерева навешивались штампованные металлические панели

  • Ходят слухи, что перед самым началом войны Иосиф Сталин отправил фаэтон белого цвета... в Ватикан, в качестве подарка Папе Римскому. Но эта легенда документально не подтверждена и является скорее байкой, поскольку автомобили Святого Престола хорошо известны

На смену рысакам автомобили пришли только после смерти «железного Иосифа», в 1953 году. Во время майского парада, «посвящённого Международной солидарности трудящихся», на брусчатку главной площади страны выехал 4-дверный фаэтон ЗИС-110Б — открытая версия шестиоконного лимузина ЗИС-110. Под конец войны этот лимузин поручил создать лично Сталин, а потому семейство автомобилей для верхушки советского правительства получилось похожим на машины Packard (обистории американской марки подробно рассказывал Данила Михайлов). Эту марку вождь очень любил, и конструкторы, зная предпочтения Иосифа Виссарионовича, первый представительский автомобиль СССР рисовали по образу и подобию роскошной модели Super Eight 180 образца 1942 года. Одновременно поглядывая на другую машину из Америки — Buick Limited, которая оказалась более широкой и просторной, нежели «Паккард».


  • Долгое время парадные ЗИС-110Б не могли оснастить микрофонами — передающие радиостанции были слишком громоздкими, поэтому на первых парадах, в которых участвовали фаэтоны, микрофоны заранее расставлялись на площади там, где планировалась остановка машины. Затем проблему решили, сумев разместить аппаратуру внутри большого зисовского багажника

  • ЗИС-110 стал первым советским автомобилем, получившим независимую переднюю подвеску и гидропривод тормозов. Из других новшеств отметим указатели поворота — тоже новинка для советского автопрома, гидравлические стеклоподъёмники и радиоприёмник

  • Долгое время кожаная обивка сидений не считалась особенным шиком, поэтому интерьер лимузина ЗИС-110 отделывали дорогим сукном. А вот фаэтоны (исключительно из соображений практичности) щеголяли кожаным салоном, цвет которого зависел от цвета кузова

  • В отличие от более поздних советских лимузинов, автомобили ЗИС-110 обслуживали не только партийных и правительственных чиновников высшего ранга, но и обычных граждан. «Зисы», включая фаэтоны, даже работали «маршрутками» на междугородных линиях «Москва-Симферополь», «Москва-Владимир» и «Москва-Рязань»

В основу ЗИС-110 инженеры положили внушительную лонжеронную раму, усиленную мощной крестовиной, поэтому весил пустой ЗИС-110 немало — больше 2,5 тонны! Поэтому двигатель от предшественника, ЗИС-101, оказался для массивной машины слабоват и конструкторам пришлось создавать новый силовой агрегат — рядную 6,0-литровую «восьмёрку», выдававшую по нынешним меркам скромные 140 л.с. Для этого мотора нефтяникам даже пришлось начать выпуск нового сорта бензина, А-74. Всего «1-м автомобильным заводом им. И.В. Сталина» (заводом имени Лихачёва он станет только 26 июня 1956 года) было выпущено 2089 открытых «зисов», многие из которых работали... таксомоторами.


  • Парадные кабриолеты — это три одинаковых автомобиля: в церемонии на Красной площади принимают участие две машины (командующего парадом и принимающего парад), а третий автомобиль, резервный, дежурит неподалёку от Спасских ворот Кремля на случай, если «захандрит» один из основных «зилов»

  • ЗИЛ-111В использовались не только для парадов на Красной площади. На этих кабриолетах также встречали космонавтов и гостей «государственного масштаба»

  • Все последующие правительственные автомобили по своей архитектуре повторяли ЗИЛ-111: рамная конструкция, задний привод и V-образная «восьмёрка» стали характерными приметами легковых «зилов»

В шестидесятых старые добрые ЗИС-110 отправили «на пенсию», а их место заняли кабриолеты нового поколения — ЗИЛ-111В. При создании этого автомобиля снова не обошлось без стилистического влияния «американцев»... Но если «десятка» являлась копией конкретных моделей, то дизайн «одиннадцатого» представляет собой некий собирательный образ «типичного американского автомобиля» конца пятидесятых. Под капотом нового семейства появилась V-образная «восьмёрка» (родственник этого мотора — двигатель грузовика ЗИЛ-130), но самой главной инновацией, применённой на ЗИЛ-111, безусловно, стала двухступенчатая автоматическая трансмиссия.


С 1960 по 1962 годы было выпущено двенадцать (!) открытых машин, а затем производство и лимузинов, и кабриолетов ЗИЛ-111 было свёрнуто. А всё потому, что Никита Хрущёв лично «попросил» обновить внешность представительских автомобилей. По легенде, тогдашнему первому секретарю ЦК КПСС не понравилось, что машина для правительственной верхушки похожа на появившуюся годом позже ГАЗ-13 «Чайка», полагавшуюся руководству среднего звена. Также Хрущёва поразил новейший Lincoln Continental Джона Кеннеди , на фоне которого советский ЗИЛ казался бедным родственником. В общем, «одиннадцатый» спешно обновили, создав ЗИЛ-111Г. Открытая версия машины получила индекс 111Д.

Правда, «дореформенные» ЗИЛ-111В выезжали на Красную площадь до 1967 года! Новые кабриолеты сменили предшественников на параде, посвящённом 50-летию Октябрьской революции, и несли службу до середины семидесятых. Затем трудовую вахту приняла очередная генерация правительственных кабриолетов, ЗИЛ-117В. Впервые дизайнеры — их тогда называли художниками, — получив абсолютную свободу, создавали новую машину без оглядки (вернее, почти без оглядки) на иностранных конкурентов, так что экстерьер получился самобытным, строгим и менее подверженным влиянию переменчивой моды, чем кузова предшественников. Другое нехарактерное для автомобилей марки «ЗИЛ» решение — наличие короткобазной (ЗИЛ-117) и длиннобазной (ЗИЛ-114) версий.


  • В регионах парадную службу несли кабриолеты «попроще» — либо открытые «Волги», сотворённые армейскими умельцами, либо обычные «уазики». В 1985 после многочисленных просьб регионального генералитета для столиц военных округов было построено 15 фаэтонов ГАЗ-14-05 «Чайка», которые от обычной «Чайки» отличались усиленными кузовом и рамой, а также более надёжными системами (было продублировано зажигание, улучшена система охлаждения и пр.)

  • Учитывая специфику будущей «работы» открытых «Чаек», инженеры решили не оснащать машину дорогим и сложным подъёмным верхом, а предусмотрели «накидку», которая просто натягивалась поверх кузова

К 60-летию Октябрьской революции инженеры «Завода имени Лихачёва» решили подготовить «подарок» — обновить классические черты правительственных автомобилей. Немного изменились пропорции (капот стал длиннее, а багажник — короче), были подкорректированы оформление передней и задней частей кузова, элементы оперения... Машина получила заводской индекс ЗИЛ-115 и общеотраслевой — ЗИЛ-4104. В 1981 году несколько укороченных седанов (историки продолжают спорить, сколько машин было создано) послужили основой для постройки очередной генерации парадных кабриолетов, которые внешне выглядели как представители семейства ЗИЛ-115, но получили менее мощный двигатель от предшественника, ЗИЛ-114.


Эти кабриолеты прослужили «главными парадными автомобилями страны» больше четверти века. В 2006 году Министерство обороны задумало вывести на Красную площадь принципиально новые машины — внедорожники ГАЗ «Тигр». Буквально за полгода нижегородские инженеры «скроили» несколько двухдверных кабриолетов. По части механической начинки «парадный» внедорожник отличался от обычного только коробкой передач (вместо «механики» поставили «автомат») да оформлением салона. Вот только высокому армейскому начальству «Тигры» не приглянулись, и сейчас брутальные гиганты чёрного цвета несут службу... в Санкт-Петербурге.


А вот для главного, московского, Парада Победы взамен древних ЗИЛ-115В пришлось строить гибрид, пусть и напоминающий классические парадные «зилы», но таковым не являющийся. На шасси американских пикапов GMC Sierra (прочитать про этого «монстра» вы можете в материале GMC Sierra 1500 — настоящая американская мечта живьем) водрузили переделанные кузова от подержанных (!) седанов ЗИЛ-41041. Этим проектом занимались специалисты нижегородской компании «Атлант-Дельта» (она принадлежит Олегу Дерипаске и славится реализацией необычных задумок: например, созданием роскошных яхтенных интерьеров), поскольку столичный ЗИЛ проиграл тендер. Кстати, именно поэтому нижегородцам пришлось использовать подержанные кузова — новые зиловцы попросту отказались продать.

Интересно, что классические парадные кабриолеты, независимо от поколения, всегда были неизменного серого — как оттенок зимней генеральской шинели — цвета. Но нижегородско-американские «гибриды» нарушили советскую традицию — их кузова выкрашены чёрным! Смена колера объясняется просто: до недавнего времени парад принимал штатский министр. В чёрном костюме. А теперь, когда Министерство обороны снова возглавил генерал армии... Нет, машины перекрашивать не планируют, хотя строгим чертам «главных кабриолетов страны» благородный серый колер подходит гораздо больше, нежели траурный чёрный. Может только следующее поколение парадных кабриолетов (в рамкахпроекта «Кортеж» будет создан не только лимузин для президента, но и новое поколение открытых машин) обретёт привычную расцветку. Но это случится не раньше 2015 года.

Алексей Кованов

З а мощью и грохотом автобронетехники на второй план отходят самые мирные военные автомобили – специальные открытые парадные легковые машины. Во все времена они представляли собой наиболее мощные, совершенные и элегантные фаэтоны и кабриолеты, которые сами по себе служили демонстрацией высших достижений государства.

Первые советские парадные легковушки появились с рождением скромной Победы, открывшей дорогу более мощным и эффектным машинам. Все автомобили такого назначения обычно собирают в нескольких экземплярах на шасси серийных седанов или лимузинов путем отрезания лишних элементов кузовов и насыщая их специальными парадными атрибутами. До недавнего времени их традиционно окрашивали в разные оттенки серого тона, напоминавшие зимние шинели высших военных чинов.

Парадная Победа

Серийный седан ГАЗ М-20 Победа сразу же привлек внимание военных, которые применяли его в качестве разъездных и штабных машин. В 1948 году заводскую программу дополнил кабриолет М-20Б с жесткими рамами боковых окон от седана и мягкой складной крышей, который за неимением ничего другого использовался в военных гарнизонах при проведении парадов. В местных мастерских на них впервые стали монтировать ручки на раме лобового стекла или на спинках передних сидений, за которые во время движения мог держаться принимавший парад офицер.

1 / 2

2 / 2

Первые два специальных парадных кабриолета собрали летом 1949 года на подмосковном Опытном заводе № 38. Они отличались отсутствием боковых оконных рам, механизмом укладки тента и поручнями на спинках передних сидений. Для обеспечения жесткости левая задняя дверь была приварена к кузову. Известно, что эти машины использовали только один раз на параде в Петрозаводске.

1 / 2

2 / 2

С середины 1950-х новая легковая машина ГАЗ-21 Волга широко применялась в вооруженных силах СССР как служебный автомобиль командного и офицерского звена. Единичные образцы парадных версий изготавливали только для собственных нужд в местных мастерских путем срезания крыши, задних и боковых стоек, а штатный тент на них вообще не предусматривался.

ЗИС-110Б

Олицетворением военного превосходства Вооруженных сил СССР и победы в Великой Отечественной войне стали грандиозные парады на Красной площади в Москве, на которые высшие военные персоны выезжали на открытых серебристых автомобилях ЗИС-110Б Московского автозавода имени И. В. Сталина. Созданные в 1949 году для представительских целей, через четыре года они превратились в первые советские специальные парадные автомобили, пришедшие на смену лошадям и ставшие гордостью всей страны.


Базой фаэтона ЗИС-110Б был эффектный 140-сильный лимузин ЗИС-110 с закрытым кузовом с опускавшейся внутренней перегородкой, служивший для доставки высших государственных, партийных и военных чинов Советского Союза. Особенностями открытой версии являлись практичная кожаная обивка и ручной механизм укладки тента. В центральной части салона была установлена рукоятка с кожаной отделкой, позволявшая командующему парадом и принимающему парад маршалам, стоя внутри машины в полный рост, сохранять равновесие во время движения. Машины разных выпусков снабжались остекленными брезентовыми боковыми вставками или стеклами с ручными подъемниками, радиосистемами с микрофонами и усилителями, хранившимися в багажнике.



Впервые два парадных ЗИС-110Б появились на Красной площади 1 мая 1953 года, когда парадом командовал маршал Н. А. Булганин. От этих машин пошла традиция на всех фаэтонах, участвовавших в московских парадах, в центре бампера устанавливать два хромированных спецсигнала и третью фару. Впоследствии ими пользовались маршалы Советского Союза, министры обороны Г. К. Жуков и Р. Я. Малиновский, маршалы К. Е. Ворошилов, К. С. Москаленко и другие, а также высшие военные руководители социалистических стран.


ЗИЛ-111В

В 1958 году Московский автозавод создал 200-сильный лимузин высшего класса ЗИЛ-111. В начале 1960-х на его базе собрали несколько кабриолетов ЗИЛ-111В со складными брезентовыми тентами и гидроподъемниками боковых окон, служившие для встречи важных гостей и первых советских космонавтов. Для военных церемоний были собраны три открытые машины с поручнями и микрофонной стойкой в салоне, которые участвовали в парадах до 1962 года.

1 / 2

2 / 2

Более солидный открытый вариант ЗИЛ-111Д на базе лимузина ЗИЛ-111Г применялся для обслуживания высших чиновников, встречи иностранных гостей и в военных парадах не участвовал.

Парадная Волга ГАЗ-24

В Советской армии новая 95-сильная Волга играла роль разъездной и персональной машины высшего офицерского звена. По заказам стран Варшавского договора, Кубы и Ближнего Востока Горьковский автозавод совместно с военными специалистами собрал опытную партию открытых парадных версий. В отдаленных гарнизонах Советской армии такие кабриолеты создавали в местных ремонтных мастерских кустарным способом срезания всего «лишнего» с серийных седанов.


Парадный вариант серийного легкового автомобиля ГАЗ-24 Волга (фото автора)
Открытые автомобили Волга местной сборки на параде в Новосибирске

По примеру «настоящих» парадных машин в центре салона размещались широкая поперечная регулируемая ручка и стойка с двумя микрофонами и индикаторами включения. На некоторых версиях снималось правое переднее сиденье, а микрофоны монтировали на раме лобового стекла. Радиостанция помещалась в багажнике, на обоих задних крыльях имелись телескопические антенны.

ГАЗ-13Б Чайка

В начале 1960-х на базе представительского автомобиля ГАЗ-13 Чайка с двигателем в 195 л. с. изготовили порядка 15 кабриолетов ГАЗ-13Б с электрогидравлической системой подъема и опускания мягкого верха. Обычно они служили для проведения парадов в провинциальных городах СССР и в отдаленных военных округах.

1 / 2

2 / 2

В 1979-м несколько отремонтированных машин отправили в ГДР, а с развалом СССР такие автомобили остались в бывших союзных республиках. Подобные машины на местных ремонтных базах переделывали из обычных седанов.

ЗИЛ-117В

При разработке семейства длиннобазных легковых автомобилей ЗИЛ-114 высшего класса с 275-сильным мотором был создан более компактный двухдверный парадный кабриолет ЗИЛ-117В с укороченной базой (3 300 мм). В 1973–1979 годах собрали лишь несколько таких машин, включая вариант ЗИЛ-117ВЕ с экранированным электрооборудованием.



В их комплектацию входили радиостанция, поручень центрального расположения, двухмикрофонная стойка на месте переднего пассажира и флагштоки на передних крыльях. Максимальная скорость достигала 200 км/ч.


Парадная Волга ГАЗ-3102

С 1981 года роль мощного и комфортного разъездного автомобиля высшего офицерского состава стала играть модернизированная Волга ГАЗ-3102 с двигателями мощностью от 90 до 150 л. с. О создании в советские времена ее открытых парадных версий неизвестно. Их многочисленные варианты местной сборки стали появляться лишь в демократической России и в канун празднования Дня Победы использовались на парадах в разных городах и военных округах Российской Федерации.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

ГАЗ-14-05 Чайка

В 1981–1988 годах Горьковский автозавод собрал 15 парадных кабриолетов ГАЗ-14-05, базировавшихся на шасси 220-сильного седана ГАЗ-14 Чайка. Машины оборудовали двумя передними индивидуальными сиденьями, низкой центральной перегородкой, двумя флагштоками, тремя высокими антеннами на крыльях и тентом на трубчатом каркасе, который натягивали вручную. На месте средних откидных сидений была смонтирована микрофонная стойка, на спинке правого переднего сиденья имелись два поручня. В ряде регионов их до сих пор используют для приема военных парадов.



Открытая Чайка ГАЗ-14-05 на торжественном параде в Хабаровске

ЗИЛ-41044

В преддверии времен застоя на ЗИЛе не утихали работы по созданию нового поколения представительских машин высшего класса. В 1976 году его основой был массивный длиннобазный лимузин ЗИЛ-4104, носивший заводской индекс ЗИЛ-115. В 1981 году единственными парадными машинами в этом многоликом семействе стали светло-серые кабриолеты ЗИЛ-41044 (ЗИЛ-115В) с укороченной базой (3 300 мм). Их оснастили менее мощным 275-сильным агрегатом, складным тентом и сдвоенными круглыми фарами.



К специфическим особенностям относились отсутствие места переднего пассажира, подогрев заднего сиденья и пола, микрофонная тумба с поручнем в центре салона, радиостанция в багажнике и комплекс спецсвязи «Репетитор».


В 1990 году эти автомобили открывали последний советский военный парад в Москве, затем участвовали в возобновленных церемониях 2008–2009 годов, оставаясь без замены почти 30 лет.

ЗИЛ-410441

В 2009 году для создания нового парадного кабриолета был объявлен конкурс, в котором принял участие Московский автозавод, уже находившийся на грани развала. Через год с использованием сохранившихся агрегатов там собрали три открытых автомобиля ЗИЛ-410441 с двигателем V8 мощностью 280 л. с. и автоматической трансмиссией Allison, выполненных в традиционном заводском стиле с осовремененной облицовкой радиатора, прямоугольными световыми блоками и обновленным интерьером.


Объясняя условие черной окраски машины, заказчики ссылались на цвет гражданского костюма нового министра обороны А. Э. Сердюкова. Государственную приемку эта модель не прошла.

ЗИЛ-41041 АМГ (СП45)

Вторым претендентом на создание будущего парадного автомобиля стала дизайнерская компания «Атлант-Дельта». Не имея опыта подобных разработок, специалисты из Нижнего Новгорода решили построить свою машину СП45 обходным путем, сохранив ЗИЛовский стиль. Они выкупили три списанных представительских автомобиля, укоротили их кузова, заварили задние двери и покрасили всё в черный цвет. На них переделали интерьер, насытив его парадным оснащением, смонтировали новый механизм подъема и опускания тента. За основу машины были приняты подержанные американские пикапы GMC Sierra 1500 выпуска 2007 года со штатными моторами Vortec, трансмиссиями и японскими шинами. При сертификации машине присвоили маркировку «ЗИЛ-41041 АМГ».



В 2010 году на этом американо-нижегородском гибриде с эмблемой ЗИЛ парад принимал министр Сердюков. В 70-ю годовщину Победы той же машиной воспользовался новый министр обороны РФ Сергей Шойгу.


ГАЗ СП46 Тигр

Наиболее оригинальным творением фирмы «Атлант-Дельта» стали черные полноприводные парадные автомобили ГАЗ СП46 Тигр брутальной внешности. В 2008-м три открытых двухдверных образца собрали на шасси бронемашины ГАЗ-2330 Тигр с американским дизелем Cummins в 205 л. с. и трансмиссией Allison. На месте переднего пассажира была смонтирована двухмикрофонная стойка, с обеих сторон кузова имелись подножки, сзади крепилось запасное колесо в черном чехле. Полная масса автомобиля составляла 4,75 т.

Первоначально планировалось использовать эти вездеходы в Москве, но потом им доверили возглавлять военные парады на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, заменив давно устаревшие машины ЗИЛ-117В.


Парадный вариант бронемашины ГАЗ-2330 Тигр с американскими агрегатами
Машина СП46 Тигр на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. 2012 год

Что ж, видно, не пришло еще время «настоящего» отечественного парадного автомобиля привлекательной внешности и окраски с российскими агрегатами.