Фары и габаритные огни. Ходовые огни, ближний свет и противотуманные фары: что говорится в ПДД и чем грозит нарушение правил

Наши водители зачастую используют противотуманные фары, как хотят, и когда хотят. Сейчас это замечается реже, но лет пятнадцать назад мощные «противотуманки», причем, от четырех и более штук, можно было увидеть даже на крыше салона. Хотя в правилах четко и ясно сказано, что ПТФ на транспортном средстве должны использоваться водителем только «в темное время суток» либо в условиях «недостаточной видимости дороги». Причем, использование противотуманных фар должно происходить одновременно с включенным ближним или дальним светом автомобиля. Бывает, что «противотуманки» используются вместо ближнего света фар. Эти исключительные случаи оговорены в определенных пунктах Правил дорожного движения. Иными словами, противотуманные фары используются в особых случаях. То есть, когда на дороге туман, задымление или запыление, а еще когда идет снег, дождь, град.

Конечно, противотуманные фары существуют не просто так. В сложных погодных условиях и плохой видимости это незаменимый прибор. Ведь такие фары имеют внутренний параболический отражатель и рассеиватель особой конструкции, расширяющий пучок света и выдающий в конечном результате горизонтальное свечение. Это свечение представляет широкий пучок света, направленный вниз, на дорогу, и как бы обрезанный сверху. При имеющейся затратной мощности, такая фара сможет обеспечить максимальное освещение, не ослепляя встречных водителей. Цвет же пучка может быть белым или желтым.

Правила использования противотуманных фар гласят следующее:

Если при включенном дальнем свете фар видимость дороги менее 100 метров, включайте и дальний свет, и «противотуманки»;

Если туман не очень густой, и видимость более 100 метров, включайте «противотуманки» и ближний свет.

В светлое время суток и при нормальной видимости, как уже было сказано, противотуманные фары могут быть используемы вместо ближнего света фар, ну, а при маневрировании на горных и, вообще, извилистых дорогах – без них никак.

Общепринятое место установки противотуманных фар – ниже уровня обычных фар. Ведь туман возле земли имеет меньшую плотность, нежели на уровне человеческих глаз, и дорогу, стало быть, будет легче освещать.

Правилами разрешена установка впереди только двух фар. Причем, не по принципу, «чтобы смотрелось красиво», а конкретно: не дальше 40 см от плоскости крыла и не ниже 25 см от плоскости дороги. Сзади автомобиля предусмотрено наличие хотя бы одного противотуманного фонаря, имеющего красный цвет, причем фонарь должен быть установлен в стороне, ближней к водителю. Если фонарей два, то установлены они должны быть на одной линии симметрично центру автомобиля и отделены от стоп-сигналов авто минимум на 10 см. Задние противотуманные фонари не должны использоваться едино со стоп-сигналами, что можно наблюдать весьма нередко, и их запрещено включать без необходимости, к примеру, ясной ночью.

Да, чтобы правильно и эффективно использовать противотуманные фары, они должны быть оптимально отрегулированы, иметь сертификат и несмываемый знак международного утверждения на рассеивателе или защитном стекле.

Дальний свет включаем в темное время суток, при недостаточной видимости и в туннелях . При этом Правила допускают пользоваться в этих случаях и ближним светом.

Дальний переключаем на ближний в следующих случаях:

При встречном разъезде (за 150 метров до встречного автомобиля);

При встречном разъезде на большем расстоянии, если водитель встречного автомобиля «поморгал» вам фарами;

Во всех случаях, когда ваш дальний может ослепить водителей встречных;

В населенных пунктах, если дорога освещена.

Можно воспользоваться дальним светом и при обгоне. Пункт 19.11 ПДД позволяет водителю «поморгать» дальним для предупреждения об обгоне.

Ближний свет

Спорные моменты

Давайте рассмотрим типичные случаи, когда инспектор ДПС обвиняет водителя в нарушении правил пользования световыми приборами.

В КоАП РФ за подобное нарушение предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в 500 рублей (статья 12.20).

1. Вы видите в засаде экипаж ДПС и предупреждаете других водителей «морганием» дальним светом. Такие действия не возбраняются, так как прямого запрета на них в ПДД нет.

2. Ночью при въезде в населенный пункт по освещенной дороге вы не переключились на ближний. За это вас обоснованно привлекут к ответственности, так как необходимость переключиться на ближний установлена пунктом 19.2 ПДД. Если же дорога не освещена, можно продолжить движение на дальнем свете.

3. В светлое время суток для обозначения транспортного средства на дороге вы едете с передними противотуманками и так же проезжаете туннель. На выезде вас останавливает инспектор. Наказание будет справедливым. Ведь согласно пункту 19.4 противотуманки допускается использовать вместо ближнего света, тогда как пункт 19.1 говорит о необходимости включить дальний или ближний при проезде туннеля.

К слову, такая же ситуация и при движении с ДХО. Въезжая в туннель, нужно включить ближний или дальний. С ДХО по туннелю ехать нельзя.

4. Если вы в темное время суток не переключаетесь с дальнего на ближний при встречном разъезде, наказание будет справедливым. Даже если встречные вас об этом не просят, пункт 19.1 ПДД говорит о необходимости перехода на ближний не менее чем за 150 метров от встречного автомобиля.

5. Днем в населенном пункте вы двигаетесь с дальним светом фар. В этом случае состава нарушения нет, так как прямой запрет на использование дальнего света в населенном пункте один - темное время и освещенная дорога.

6. Движение по городу в темное время суток с ДХО повлечет за собой штраф. В этом случае ПДД однозначно требуют включать либо ближний (если дорога освещена), либо дальний, если освещения в населенном пункте нет.

7. Если на автомобиле не работает одна фара (не важно, ближний свет или дальний), к ответственности вас привлекут уже по другой статье - часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ (наказание такое же - предупреждение или штраф 500 рублей).

P.S. Это, конечно, не все ситуации, которые встречаются на дороге. Если у вас есть свои варианты, пишите в комментариях, обсудим.

Ответ. Правила предписывают при движении в условиях недостаточной видимости использовать противотуманные фары только совместно с ближним или дальним светом фар.

Вы можете использовать противотуманные фары совместно с ближним или дальним светом фар:

Ответ. Противотуманные фары Вы можете использовать как в условиях недостаточной видимости (снегопад, дождь, туман, сумерки, когда видимость дороги менее 300 м), так и в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар.

При движении в темное время суток на неосвещенных участках дорог Вы можете использовать противотуманные фары:

Ответ. Правила запрещают использовать противотуманные фары самостоятельно в темное время суток на неосвещенных участках дорог. Вы можете применять их только в комбинации с ближним или дальним светом фар.

Какие внешние световые приборы должны быть включены на транспортном средстве ?

Ответ. Любые из перечисленных приборов обладают достаточным световым потоком для обозначения ТС в дневное время и могут быть использованы водителем при движении в светлое время суток .

Противотуманные фары и задние противотуманные фонари могут быть включены одновременно:

Ответ. Совместно противотуманные фары и задние противотуманные фонари могут быть включены не только в условиях тумана, но и в других условиях недостаточной видимости (дождь, снег), когда видимость дороги менее 300 м. В условиях ограниченной видимости противотуманные фонари не используются, так как они будут слепить следующих за Вами водителей.

Какие внешние световые приборы должны быть включены в светлое время суток на мотоциклах?

Ответ. На мотоциклах и мопедах при движении в светлое время суток должны быть включены ближний свет или противотуманная фара. Таким образом удается выделить малогабаритные ТС в потоке легковых и грузовых автомобилей.

Разрешается ли использовать в светлое время суток противотуманные фары вместо ближнего света фар?

Ответ. В дневное время для обозначения ТС водитель может использовать противотуманные фары вместо ближнего света фар , кроме случаев движения в тоннелях и в условиях недостаточной видимости.

Включение каких внешних световых приборов обеспечит Вам наилучшую видимость дороги при движении ночью во время сильной метели?

Ответ. При движении ночью во время сильной метели дальний свет фар будет создавать слепящее действие и ухудшит видимость. В таких условиях целесообразно использовать включение противотуманных фар совместно с ближним светом фар.

Световые приборы автомобиля, как и прочие механизмы, помогающие водителю безопасно управлять своей машиной, применяются согласно ряду условий. Для начала стоит уточнить, что самих приборов 8, как и условий, в которых может возникнуть необходимость их применения.

Для тех, кто еще не совсем знаком с устройством современного автомобиля, напомним, что в машине есть фары, которые работают в разных режимах подачи света. Так же конструкцией автомобиля предусмотрены противотуманные огни, помогающие справиться с плохой видимостью, габаритные огни и другие, о которых будет рассказано в данной статье.

Все они применяются согласно условиям, созданным временем суток, освещенностью проезжей части, видимостью, обеспеченной или нарушенной погодными явлениями. Также есть определенные требования к эксплуатации перечисленных ранее приборов в соответствии с тем, движется транспорт или нет, как движется (сам или на буксире) и где движется (населенный пункт или другая местность).

Какие приборы используются днем

Несмотря на перечисленные условия, которых может вам показаться, слишком много, все очень просто и логично. Ниже мы рассмотрим каждый случай применения того или иного светового прибора согласно правилам дорожного движения, актуальным на март 2017 года.

Первое с чего стоит начать – это, конечно, время эксплуатации машины. Разберем каждый из них, а также частые, вопросы, которые, бывает, что возникают у владельцев машин.

Дневное время в сутках — самое активное, что связано с режимом нашей жизни. В период светлого времени суток допустимо включать дневные ходовые огни, которые могут подменяться работой противотуманок или фарами с ближним светом. Наверное, стоит уточнить, что все они должны работать по отдельности, не нужно включать все сразу. Если у вас, к примеру, отсутствуют ДХО, то воспользуйтесь ближним светом. Решение тут вы принимаете самостоятельно.

Запрещается, согласно правилам ПДД, днем переходить на дальний свет, а так же запрещено ездить с включенными только одними противотуманными фонарями, расположенными сзади. Это попросту не логично.

Какие приборы используются ночью

Правильнее, конечно, сказать «в темное время суток», которое даже имеет определение в ПДД. Без сильного углубления в формулировки — это просто такое время, когда темно, в сумерках с утра или вечером и ночью.

Тут применяются фары в режимах дальнего и ближнего света. Если у вас ночная стоянка (или, если вы едите с прицепом, или поставлены на буксир), то необходимо перейти на габариты. Противотуманки в таком случае не должны работать отдельно, они сопровождаются дальним светом или ближним.

У кого имеется фара-прожектор, то не используйте ее, если едите по населенному пункту или когда видите встречный автомобиль. Это нарушение ПДД.

Правилами установлен порядок, который позволяет обеспечить безопасность всех участников дорожного движения. А потому не разрешается слепить встречных водителей дальним светом, если машины приблизились более чем на 150 м. Помимо того, водитель на встречной, может попросить вас переключить режим световых приборов. Это принято делать «морганием» фар.

Передвигаясь по территории хорошо освещенного населенного пункта, также не используют дальний свет. И, как в ситуации с дневным режимом, противотуманки на освещенной дороге запрещено применять без сопровождения ближним или дальним светом. ДХО ночью также не включают.

Для движения по тоннелям днем и ночью применимы все вышеперечисленные требования.

Какой свет правильно использовать при плохой видимости на дороге

Для тех, кто ежедневно передвигается на машине, самыми частыми нарушителями спокойствия становятся: утренний туман, плотный снегопад, ливень и сумеречное время. Чтобы повысить безопасность движения, вы можете эксплуатировать фары в режиме и дальнего света, и ближнего. Здесь обратим ваше внимание на то, что плохая видимость по причине погоды и ночное время суток – это разные условия, согласно ПДД. А потому применять ночью дальний свет и в условиях плохой видимости, необходимо согласно установленным правилам.

Условиями плохой видимости считаются такие, которые ограничивают кругозор водителя менее чем на 300 м вперед. Если в такой ситуации вы решили прекратить движение, то можете включить габариты совместно с противотуманками или ближним светом фар. Либо включите противотуманные фары совместно с дальним или ближним светом плюс задние противотуманки.

Соответственно, нарушением будет применение противотуманок без ближнего или дальнего света, и сюда же относятся включенные ДХО.

Аварийные огни: для чего нужны и когда включать

Так называемая «аварийка», это тоже сочетание работы нескольких световых приборов, а потому относится в ПДД к разделу, регламентирующему применение различных режимов работы фар автомобиля. Чем нужно руководствоваться, активируя режим аварийной сигнализации?

Самое первое – это, безусловно, аварийные ситуации, в которых участвуют не только огни аварийки, но и знак аварийной остановки. Последний должен всегда лежать в вашем багажнике, иначе вы нарушите ПДД. Не зависимо от того, где произошла аварийная поломка вашего авто, на пустыре или на трассе, необходимо обезопасить себя и других участников дорожного движения, обозначив свой автомобиль согласно ПДД. Знак аварийной остановки устанавливается на пути следования к вашему авто на 15 или 30 метров от него в зависимости от места поломки.

Аварийная сигнализация и другие предупредительные сигналы

Если вы на буксире, то включаете аварийные огни, если вас ослепила встречка, и вы потеряли возможность что-то видеть — сразу жмите на кнопку. Таких неприятных моментов помогает избежать «моргание фарами» Правда бывают недобросовестные водители, которые все ровно оставляют дальний свет.

Быстрое переключение света фар (дальний — ближний) и есть «моргание». Его применяют еще в тех случаях, когда вы хотите обогнать впереди идущую машину. Народное применение этого режима помогает предупредить других водителей о скорой встрече с сотрудниками ДПС.

Спасибо за подписку!

Вы нигде не найдете официальное обоснование «морганию», но это не тот случай, когда разрешено то, что не запрещено. Вас вполне могут оштрафовать за подобные действия, вменив нарушение ПДД о режиме работы фар.

Что нужно помнить из ПДД о применении различных режимов световых приборов. Пункты 1 и 2 ст.19

Регламентируются все нормы и правила в статье №19, которая полностью помогает ответить водителю на вопросы, касающиеся режимов работы световых приборов автомобиля в разных условиях и ситуациях.

Помните, что в тоннеле действуют все те же правила, что и для темного времени суток. Как только въезжаете в него, включите фары. Если же вы управляете велосипедом или вам посчастливилось испытать опыт управления гужевой повозки, то обеспечьте свое средство передвижения фонарем. Но не забудьте про габариты, если Вы:

  • Являетесь водителем буксируемого авто
  • Едете вместе с прицепом

В силу ПДД и простого уважительного отношения к другим участникам дорожного движения, переключайтесь на ближний свет по просьбе водителя встречного авто или без нее. Ослепление водителя едущего к вам навстречу может привести к достаточно серьезным последствиям не только для него, но и для вас. Не слепите также и попутчиков, едущих впереди вас, ведь свет фар отражается в зеркале обозрения и также нарушает безопасность движения. Если же вы не подумали об этом, обратите внимание, не включил ли впереди идущий транспорт аварийку.

Правила, указанные в пунктах 3-5 ст.19

При стоянке или остановке, согласно п. 3, в ночное время суток, при движении по плохо освещенной трассе или в ситуации, когда видимость падает до 300 м, просто необходимо пользоваться габаритными красными огнями. В последнем случае допустимо сопровождать работу габаритных фар ближним светом и противотуманками, передними или задними.

Более точные правила, касательно противотуманных фар рассматриваются в п. 4 действующих правил. Если вы попали в ситуацию, при которой видимость значительно снизилась из-за погодных условий, то включайте противотуманные фары и, вместе с ними, ближний или дальний свет. Это касается также движения по неосвещенной дороге ночью.

Согласно п. 5 в дневное время, не зависимо от того где вы едите, по городу или по трассе, когда видимость хорошая, всегда должны гореть ДХО или фары на режиме ближнего света.

Правила пунктов 6 и 7 ст.19

Поворачивающиеся световые приборы (называемые фарой-прожектором или фарой-искателем) включаются, согласно п.6, только за пределами города или другого населенного пункта и только тогда, когда нет встречного потока. Исключением являются специализированные автомобили, передвигающиеся по территории населенного пункта с проблесковыми синими маячками, в сопровождении, установленных правилами, звуковых сигналов. Данный автомобиль должен двигаться в направлении объекта, являющегося причиной выполнения служебного задания, которое определено, как неотложное.

В пункте 7 оговорены правила эксплуатации задних противотуманок. Их включают при необходимости снизить аварийную ситуацию в условиях плохой видимости на дороге. Запрет налагается на подключение данного светового оборудования к стоп-сигналам.

Многие колесящие по дорогам отечества автомобили укомплектованы противотуманными фарами . Иные из них включены в базовую комплектацию транспортных средств, другие водители устанавливают самостоятельно. При этом мало кто руководствуется практическими соображениями, чаще заботясь об эстетическом виде своей машины.

Всякий раз, когда навстречу движется автомобиль , сверкающий многочисленными огнями, встречные водители получают стресс. Дело в том, что излишек света ослепляет их, мешая следить за дорожной обстановкой . Нередко это служит причиной возникновения опасных дорожных ситуаций. Поэтому каждый автомобилист должен знать о порядке использования противотуманных фар .

Уже само название говорит о том, что предназначены они для помощи водителям в условиях недостаточной видимости . Многие, особенно представители молодого поколения, плохо разбираются в терминологии, искренне полагая, что недостаточной считается видимость в тёмное время суток. На самом деле, этот термин применяется исключительно к погодным условиям.

Включать передние противотуманные фонари можно лишь во время сильного тумана, дождя или снегопада. Речь здесь идёт об использовании дополнительного света одновременно с основным. Когда дорожные условия из-за ухудшившейся погоды становятся сложными, благодаря противотуманкам , не только немного улучшается видимость, но и сам движущийся автомобиль становится заметнее, что помогает сидящему за рулём водителю гораздо лучше оценивать дорожную обстановку .

Однако, если погода стоит хорошая, использовать противотуманные фары одновременно с ходовым светом не стоит. Такое транспортное средство воспринимается остальными водителями как огромное сияющее пятно, являющееся источником повышенной опасности. Если вы не готовы отказаться от противотуманок , то хотя бы отключите ближний свет . Благодаря этому восстановится нормальный баланс в работе световых приборов, что неизбежно положительно скажется и на безопасности.

Также стоит напомнить о порядке использования заднего противотуманного фонаря . Тут стоит отметить, что далеко не каждый водитель знает о его существовании. Тем не менее, во всех современных автомобилях он есть. Включается с помощью нажатия или выдвижения тумблера, отвечающего за работу ближнего света и габаритных огней.

Свет задней противотуманной фары настолько ярок и, если так можно выразиться, ядовит, что раздражает глаза едущих за вами водителей. Поэтому использование этого прибора строго регламентировано. Заднюю противотуманку категорически запрещено включать в городском цикле. Впрочем, на трассе её можно задействовать тоже исключительно при условии недостаточной видимости , вызванной сильным туманом.

Кстати, обратите внимание на то, что установка дополнительных противотуманных фар должна производиться только в сертифицированных центрах и с одобрения производителя автомобиля. В противном случае, велика вероятность того, что световые приборы будут подобраны неправильно. Ну а в тех ситуациях, когда возникает угроза безопасности чьему-либо здоровью или жизни пренебрегать рекомендациями и предписаниями ни в коем случае нельзя.