Диагностика по цвету выхлопных газов. Дизель дымит белым выхлопом. Нормальный состав выхлопных газов на дизельном и бензиновом двигателе

72
Инженерные коммуникации 34
Оборудование, инструменты, станки 172
Прочее 106
Строительство, реконструкция, ремонт 212
Технические средства безопасности 8
Управление строительством 11
Энергоэффективные и экологические технологии 8

В сознании многих прочно ассоциируется с определением токсичности выхлопных газов автомобиля. Это действительно так. Контроль токсичности - одна из основных функций газоанализатора, но не единственная. В этой статье мы расскажем, как можно использовать газоанализатор для диагностики бензиновых двигателей.

Устаревшее представление, что газоанализатор служит только для регулировки и контроля токсичности выхлопных газов, не позволяет многим автомеханикам-диагностам правильно оценить состояние двигателя и системы зажигания. Да и проблема экологии работников автосервиса часто мало волнует. Для опытного же диагноста газоанализатор служит своего рода "глазами", позволяя "заглянуть" внутрь камер сгорания работающего двигателя и определить, как идет процесс горения топливовоздушой смеси. Как врачу для постановки диагноза необходимы анализы пациента, так и мастеру нужны данные "анализа", чтобы выявить "болячки" двигателя, ведь состав выхлопных газов напрямую зависит от его состояния.

Эффективность работы двигателя в первую очередь определяется полнотой сгорания топлива. Она зависит от многих факторов:

  • от оптимального соотношения воздуха и топлива (за это отвечают системы измерения расхода воздуха и дозирования топлива);
  • от их тщательного перемешивания (на это влияет состояние форсунок, впускных каналов и камер сгорания);
  • от эффективности предварительного сжатия заряда смеси, которое зависит от состояния ЦПГ и ГРМ;
  • от эффективности воспламенения, что подразумевает исправность всех элементов системы зажигания и оптимальный УОЗ.

Любое отклонение от нормы или несогласованность в работе систем двигателя приводит к снижению его эффективности и, как следствие, к изменению концентрации продуктов сгорания. Конструктивные недочеты, эксплуатационные отклонения параметров, нарушения регулировок - все это, так или иначе, отражается на составе "выхлопа". Попробуем разобраться, какую информацию можно извлечь из состава выхлопных газов.

Немного теории. Прежде всего, вспомним из школьного курса состав атмосферного воздуха, это потребуется для правильного понимания сути происходящего.

Азот ____________________________78%
Кислород ________________________20.95%
Аргон____________________________0.93%
Углекислый газ (СО2)______________0.03%

Остальные газы, в основном инертные, присутствуют в малых количествах и в нашем случае значения не имеют, как впрочем, и аргон. Цифры, очень близкие к приведенным, можно увидеть на табло газоанализатора, если включить его на "свежем воздухе".

Итак, в цилиндрах двигателя сгорает горючая смесь. Реакция окисления углеводородов топлива происходит по следующей схеме:

СН + О2 => СО2 + Н2О.

Состав смеси принято оценивать коэффициентом избытка воздуха "лямбда". Он представляет собой отношение реального количества воздуха, поступившего в цилиндры, к тому количеству, которое необходимо для полного сгорания поступившего в цилиндры топлива. Смеси, в которых количество воздуха совпадает с теоретически необходимым, называются стехиометрическими. Лямбда в этом случае равна 1. Если количество воздуха больше необходимого, то смесь принято называть бедной, и лямбда находится в диапазоне 1.0...1.3. Более бедная смесь перестает воспламеняться. Если же воздуха меньше необходимого, то смесь называют богатой. Такая смесь характеризуется значением лямбда 0.8...1.0.

Казалось бы, при сгорании стехиометрической смеси выхлопные газы должны состоять из углекислого газа СО2, водяного пара Н2О и азота N2. На деле не все так просто. Под действием высокой температуры в цилиндре двигателя азот и кислород вступают в реакцию, в результате которой образуются оксиды азота, в основном NО. Кроме того, в отработавших газах (ОГ) всегда содержатся углеводороды, обозначаемые обычно СН. Они представляют собой исходные или распавшиеся молекулы топлива, которые не принимали участия в сгорании. Часть СН выбрасывается в результате того, что на тактах впуска и сжатия горючей смеси пары топлива поглощаются масляной пленкой на стенках цилиндров. На такте выпуска происходит их выделение из пленки.

Кроме этого, в ОГ обязательно присутствует продукт неполного сгорания топлива - оксид углерода СО (угарный газ). И, конечно же, неизбежно остается не вступивший в реакцию кислород. Поэтому состав отработавших газов исправного инжекторного двигателя, не оборудованного катализатором, при смеси, близкой к стехиометрической, выглядит так:

Значения параметров близки к типичным, но далеко не эталонные. Если взглянуть на схему реакции, то становится вполне очевидным, что оптимальное сгорание горючей смеси характеризуется максимальным выделением углекислого газа СО2. Грубо говоря, чем качественнее сгорает топливо в двигателе, тем больше СО2 в составе ОГ, и это один из критериев, которыми можно воспользоваться при проверке и регулировке систем топливоподачи.

Как же извлечь из данных газоанализа необходимую информацию?

Прежде всего, нужно понять, что газоанализатор не укажет на неисправный датчик или пробитую свечу, но с его помощью можно определить направление поиска. Рассмотрим это на примерах.

Бедная смесь. Этот режим характеризуется низким содержанием СО, пониженным СО2, повышенным - кислорода и СН. Расчетный параметр лямбда окажется больше единицы. С первыми тремя параметрами все ясно, низкие значения СО и СО2 и повышенная концентрация кислорода образуются из-за нехватки топлива и (или) избытка воздуха. Возникает вопрос - почему имеет место повышенная концентрация СН? Все просто - бедные смеси хуже горят. Причины бедной смеси применительно к инжекторным двигателям - подсос воздуха во впускной тракт, низкое давление топлива, неверные показания датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), неверная регулировка топливоподачи. Искать конкретную причину необходимо уже с помощью других приборов (мотортестера, осциллографа, топливного манометра, тестера утечек). Бедную смесь нельзя путать со следующим дефектом.

Негерметичность системы выпуска. Представим себе, что имеет место неплотное соединение или трещина. Что при этом происходит? Через неплотность подсасывается атмосферный воздух и, смешиваясь с отработавшими газами, изменяет их состав. У начинающих может возникнуть вопрос - почему воздух подсасывается, вроде бы должно быть наоборот. Дело в том, что перемещение газов в выхлопном тракте носит волновой характер, и зоны давления чередуются с зонами разрежения. Именно в зону разрежения и подсасывается воздух. А теперь вспомним состав атмосферы. Даже если подсос незначителен, то содержание О2 в ОГ увеличится достаточно сильно! Ведь в воздухе его почти 21%, а в ОГ около 1%. В то же время СО2 в воздухе мало, и количество этого газа в составе ОГ изменится не так значительно. То же можно сказать и про СО и СН. Итак, необходимо различать бедную смесь и подсос воздуха в выпускной тракт. Во втором случае имеет место неестественно высокие значения О2 и лямбда:

Достаточно низкое содержание СН говорит о том, что топливо сгорает хорошо, и СО вроде бы в норме, но очень много кислорода, и, соответственно, высокое значение лямбда. Снимок сделан на автомобиле, у которого преднамеренно был ослаблен хомут глушителя. Добавим еще, что подобный дефект с помощью двухкомпонентного газоанализатора обнаружить попросту невозможно. Некоторые могут вычислять корректированное значение СО. Дело в том, что концентрация СО может быть не только измерена, но и рассчитана, исходя из концентрации других компонентов выхлопных газов. При этом оба значения СО не должны значительно различаться. Расхождение же будет свидетельствовать о подсосе воздуха через неплотности в выпускной системе.

Богатая смесь. В этом случае газоанализатор покажет высокое содержание СО, повышенное СН, пониженное СО2, О2, и лямбда меньше единицы. Причин много - неверные показания ДМРВ (чаще всего), повышенное давление топлива, неверный сигнал датчика температуры (ДТОЖ). Говоря о повышенном содержании СН, следует понимать величину до 300..500 ррm, такое значение обычно сопровождает богатую смесь. Если же оно значительно выше, причем признаки богатой смеси могут и отсутствовать, то это уже проявление следующего дефекта.

Высокое содержание СН. Мы уже говорили о том, какими путями СН появляется в отработавших газах. Нормальное значение этого параметра - 50..200 ррm. Если на табло прибора мы видим СН, равный 300..400 и более, это повод искать причину, по которой бензин попросту не сгорает, другими словами, имеют место пропуски воспламенения. Не "пропуски искры", как иногда выражаются, а именно воспламенения. А вот причин этих пропусков много. Изношенные или неисправные свечи (см. рис.), высоковольтные провода, дефектный модуль или катушка зажигания, не отрегулированные клапаны, пониженная компрессия, неисправная (забитая) форсунка.

Это может проявляться как в одном, так и в нескольких цилиндрах. Еще одна причина повышенного содержания в ОГ паров топлива - неплотный или начинающий прогорать выпускной клапан. В этом случае на такте сжатия часть топливного заряда попросту выталкивается в выпускной тракт. Двигатель при этом может работать вполне нормально, и остальные параметры газоанализа будут в норме. Ниже приведен пример параметров выхлопа двигателя, имеющего дефектные свечи.

Все остальные системы заведомо в полном порядке. Проанализируем полученные данные. Повышенное содержание в ОГ паров топлива говорит о том, что последнее попросту не сгорает. Далее: СО понижено, и его значение позволяет сделать вывод, что причина не в богатой смеси. Высокое содержание кислорода вместе с высоким СН позволяет сделать предположение о пропусках. Закономерен вопрос - откуда кислород? Да из тех же цилиндров, которые при пропусках просто выплевывают атмосферный воздух, смешанный с бензином, не воспламеняя его. СО2 понижено, что тоже говорит о ненормальном сгорании. Ну а лямбда - прибор рассчитывает ее, исходя в том числе, и из содержания кислорода. Именно пропуски вспышек и наблюдаются в таком случае, и они хорошо слышны у среза выхлопной трубы.

Датчики кислорода и катализаторы. То, что автомобиль оснащен ДК и катализатором, не избавляет, как ни странно, от применения газоанализатора. Кстати, именно появление катализатора дало немалый импульс развитию многокомпонентных приборов газоанализа. Двухкомпонентные газоанализаторы, как диагностические приборы, в этих условиях оказались малоэффективными. Они не давали полноценной информации о работе двигателя, так, как каталитические нейтрализаторы активно уменьшают именно концентрацию измеряемых ими продуктов сгорания СО и СН. Для замера состава ОГ при помощи двухкомпонентного газоанализатора ранее некоторые модели автомобилей снабжались специальным патрубком для отбора пробы газов до катализатора. С появлением четырехкомпонентных газоанализаторов необходимость в этом отпала. Такие газоанализаторы позволяют расчетным путем определить исходный состав топливной смеси даже для двигателей, выхлопная система которых оборудована катализатором. Помимо этого, они предоставляют диагносту несколько дополнительных параметров, анализ которых позволяет глубже понять характер процессов, происходящих в двигателе. Полноценная диагностика включает в себя проверку правильного функционирования системы управления двигателем, даже если последняя не предоставляет возможности что-то отрегулировать. Итак, автомобиль, оборудованный датчиком кислорода и катализатором. Вставляем зонд прибора в выхлопную трубу, ждем. Если все в порядке, будет что-то похожее:

Что мы видим? Что катализатор свое дело знает, полноценно "дожигая" ОГ до гораздо более безобидного состояния. СО - внизу предела измерения, совсем мало СН. Зато значение СО2 близко к максимальному, и очень мало кислорода, ибо весь ушел на превращение СО и СН в безвредные СО2 и Н2О. Ну и лямбда почти в идеале. При проведении таких замеров важно, чтобы двигатель был полностью прогрет, а система управления работала в режиме замкнутой петли обратной связи по датчику кислорода. Кстати, оценить эффективность катализатора можно по скорости его прогрева, наблюдая изменение концентраций компонентов ОГ после запуска двигателя. Двигателю и катализатору перед этим необходимо дать остыть в течение 30–40 мин.

Приведем еще пример. Ниже приведен состав ОГ двигателя с полностью неработающей форсункой (бывает и такое). Полная дисгармония, огромное содержание кислорода и отсюда запредельная лямбда. Естественно, при работе на такой смеси некоторое время система управления пытается корректировать смесь, но безрезультатно. Прописывается ошибка по датчику кислорода, система управления переходит в аварийный режим работы с разомкнутой петлей по ДК.

Естественно, рассмотренные примеры охватывают далеко не полный перечень возможных ситуаций. Иногда один двигатель содержит кучу разных "болячек", и выявить дефект с первого взгляда на табло газоанализатора не удается. В любом случае, нужно подходить к поиску дефекта творчески, газоанализатор - только помощник вашему опыту и интуиции.

Напоследок несколько нетривиальных способов использования газоанализатора:

  • Если двигатель не запускается, убедитесь в том, что концентрация СН в выхлопной трубе равна или выше 2000 ppm. В противном случае топливо в двигатель не поступает.
  • При поиске мест утечек топлива обследуйте проботборным зондом газоанализатора подозрительные места. Скачек концентрации СН укажет источник течи.
  • Если двигатель перегревается, поднесите зонд газоанализатора к открытому расширительному бачку системы охлаждения. Наличие в парах СН и СО свидетельствует о пробитой прокладке ГБЦ.

Диагностика состояния узлов и агрегатов двигателя сегодня стоит ощутимых для семейного бюджета денег. Вместе с тем, определить состояние двигателя и довольно легко и точно оценить серьезность имеющихся неисправностей можно по цвету и оттенку выхлопных газов.

Наверное, многие из вас замечали, что дым из выхлопных труб различных автомобилей бывает белым, черным или сизым. Это – важный диагностический признак, напрямую указывающий на различные неисправности в двигателе и его системах. В дальнейшем речь пойдет именно о них.

Чаще всего двигатель начинает дымить при различных неполадках системы подачи топлива, системы зажигания или даже системы охлаждения, поломки или износа узлов газораспределительного механизма и (или) цилиндропоршневой группы. В зависимости от вида и характера неисправности, двигатель начинает сильно дымить при избытке топлива, поступающего в цилиндры или при нарушении условий его сгорания, а также при попадании в цилиндры различных технических жидкостей (вода, масло, антифриз). В зависимости от типа неисправности, выхлопные газы приобретают характерный для нее цвет.

Разные цвета выхлопных газов

Часто бывает так, что неисправность одной системы двигателя обуславливает появление другой, которая, в свою очередь, служит причиной его дымления. Например, нарушение циркуляции жидкости в системе охлаждения может обуславливать систематический перегрев двигателя и как следствие, приводить к сильному износу поршневых колец. В результате чего, в цилиндры двигателя начинает поступать больше моторного масла. Сгорая, оно придает сизый оттенок выхлопным газам.

Определяя неисправность двигателя по цвету выхлопных газов, необходимо также сопоставлять его с другими сопутствующими неполадками:

  • падение мощности;
  • появление детонационных стуков;
  • повышенный расход масла или тосола;
  • масляные пятна в расширительном бачке;
  • белесо-молочный цвет моторного масла и т.д.

Также необходимо помнить, что появление дыма может возникать в результате влияния различных факторов окружающей среды (температура воздуха, влажность и т.д.)

Дым белого цвета

Появление белого дыма из системы выпуска отработавших газов при запуске и работе двигателя в режиме прогрева – явление нормальное. Это не дым, а водяной пар. Дело в том, что в выпускном трубопроводе, глушителе и резонаторе часто конденсируется влага. Часто можно видеть капли воды, стекающие из выхлопной трубы вместе с паром. По мере прогрева двигателя влага испаряется и дымление исчезает.


Белый дым

Водяной пар также появляется и при низких температурах воздуха. И чем холоднее на улице, тем плотнее выделяется пар из выхлопной трубы. Этот пар может быть белого или слегка сизоватого цвета и легко рассеивается в окружающем воздухе. Если белый дым появляется на хорошо прогретом двигателе, а сочащаяся жидкость несколько плотнее воды и имеет специфический запах антифриза, — это явное свидетельство попадания в цилиндры охлаждающей жидкости через пробой в прокладке головки блока цилиндров (ГБЦ), либо через трещины в головке или блоке цилиндров.

Оттенок испаряющейся жидкости во многом зависит от состава используемого охлаждающего агента (вода, тосол или антифриз), погоды и режима работы двигателя. В некоторых случаях он может напоминать сизый масляный дым. Но, в отличие от него испаряющаяся жидкость быстро растворяется в окружающем воздухе. Также, испаряющаяся жидкость не оставляет жирных следов на разогретой выхлопной трубе.

Для проверки следует поднести чистый лист не очень плотной бумаги или сухую чистую бумажную салфетку к выхлопной трубе прогретого до рабочей температуры двигателя. Следы влаги постепенно испарятся, а жирные масляные следы будут хорошо видны на поверхности бумаги.

Для выяснения причины попадания охлажадющей жидкости в цилиндры двигателя, необходимо осторожно снять крышку с расширительного бачка или заливной горловины радиатора при работающем двигателе и проверить наличие масляной пленки, запаха или пузырьков выхлопных газов.

Посмотрите видео о диагностике неисправностей двигателя при белом дыме из выхлопной трубы:

Очень часто при трещине в блоке цилиндров или пробое прокладки отмечается постоянное падение уровня охлаждающей жидкости без следов утечки. Для проверки пробоя достаточно пережать руками верхний патрубок, идущий к радиатору и запустить двигатель. Если при заведомо исправном термостате через короткое время чувствуется давление, значит имеет место прорыв отработавших газов в систему охлаждения.

При выраженном пробое прокладки ГБЦ жидкость в расширительном бачке может бурлить и выбрасываться как при перегреве. При остановке двигателя уровень жидкости начинает постепенно понижаться. Это означает ее уход в цилиндры через неплотно прилегающую прокладку, либо трещину в ГБЦ. Далее, жидкость попадает в картер двигателя, где смешивается с моторным маслом, образуя жидкую эмульсию мутного или белесо-молочного цвета. Эмульсия оставляет на крышке маслозаливного отверстия характерный желто-серый или белесый налет.

Попадание в цилиндр двигателя воды, антифриза или тосола во время его работы может привести к гидроудару и как следствие, выходу его из строя. Если размеры трещины или пробоя незначительны, то эти признаки могут отсутствовать. Для проверки, в какой из цилиндров происходит утечка жидкости, производится следующая процедура. Автомобиль устанавливается на стояночный тормоз, включается передача или блокировка двигателя. На неработающем двигателе выворачивается свеча зажигания, снимается крышка с радиатора или расширительного бачка. После этого, во все цилиндры поочередно подается воздух при перекрытых клапанах. Если при проверке какого-либо из цилиндров наблюдается появление пузырьков в охлаждающей жидкости, значит, имеется повреждение, нарушающее герметичность цилиндра, а дальнейшая более точная диагностика неисправности возможна только после демонтажа головки блока цилиндров.

Прогар прокладки ГБЦ

В ряде случаев, прогару прокладки ГБЦ может предшествовать деформация — изгиб головки блока цилиндров в результате перегрева двигателя, например, при неисправной помпе, термостате или вентиляторе принудительного охлаждения. Блок цилиндров и ГБЦ также необходимо проверить на наличие трещин визуально, а также на специальном оборудовании под давлением. В некоторых случаях попадание охлаждающей жидкости в цилиндры происходит через поврежденную или неплотно прилегающую прокладку впускного коллектора. В этом случае часто жидкость попадает в камеры сгорания через системы обогрева впускного коллектора. В таких случаях следов выхлопных газов в системе охлаждения нет, но жидкость уходит без видимых признаков течи, а в поддоне двигателя наблюдается образование эмульсии.

Подобные признаки, связанные с появлением белесого дыма требуют точного выявления и устранения прямой причины, в противном случае это моет привести к более серьезной поломке и соответственно, к более дорогому ремонту. После устранения указанных неисправностей, полезно проверить работу всех элементов системы охлаждения: термостата, насоса, датчика температуры, вентилятора и пр., поскольку в большинстве случаев они возникают именно в результате перегрева двигателя.

Дым черного цвета
Черный дым из выхлопной трубы

Черный коптящий дым из выхлопной трубы в большинстве случаев свидетельствует о переобогащенной горючей смеси, либо о нарушении ее горения в цилиндрах. Черный дым может быть прямым следствием неисправной системы зажигания, подачи, смешения или впрыска топлива.

Черный дым представляет собой частицы сажи, оседающей на свечах зажигания, тарелках клапанов, стенках цилиндров и системе выпуска отработавших газов. Кроме того, продукты неполного сгорания топлива образуют кокс, что сопровождается появлением детонации, калильного зажигания (дизелингом), а в ряде случаев становится причиной залегания поршневых колец и нарушении герметичности клапанов. Появление черного дыма обычно сопровождается резко возросшим расходом топлива, затрудненным запуском и потерей мощности. На карбюраторных двигателях появление черного дыма свидетельствует об износе дозирующей иглы, нарушении регулировке поплавка в поплавковой камере или засорения воздушных жиклеров.

Также, причиной сильного дымления может быть нарушенная установка угла опережения зажигания. Инжекторные двигатели обычно дымят в результате переобогащения горючей смеси в результате выхода из строя различных датчиков (абсолютного давления, кислорода (лямбда-зонд), массового расхода воздуха и др.), а также выхода из строя форсунок, что может таить опасность гидроудара или возгорания, т.к. из неисправной форсунки в цилиндр может попасть большое количество топлива. Дизельные двигатели часто дымят черным дымом при выходе из строя ТНВД, а также в нарушении регулировки угла опережения впрыска топлива.

Одним из самых неприятных последствии при появлении черного дыма является повышенный износ и даже поломка деталей кривошипно-шатунного механизма вследствие смыва масла со стенок цилиндра большим количеством топлива. Большое количество топлива, попадая из камеры сгорания в картер, разжижает масло, значительно ухудшая его лубрикационные (смазывающие) свойства. Признаком этого является появление у масла характерного запаха топлива (бензина или солярки у дизельных двигателей).

Дым синевато-сизого цвета
Синевато-сизый дым

Одним из явных признаков попадания излишков моторного масла в камеру сгорания является появление синеватого дымка из выхлопной трубы. Он подолгу не рассеивается в воздухе и обладает характерным запахом. Часто наряду с дымлением на конце выхлопной трубы заметно «масляное кольцо», — обволакивающий жирный след. Синеватое дымление может быть вызвано многими причинами:

  • поломкой;
  • залеганием или износом маслосъемных колец и втулок клапанов;
  • износом цилиндропоршневой группы;
  • использованием масла не соответствующей марки и вязкости, рекомендованной для данного двигателя;
  • износом или выходом из строя в результате перегрева двигателя маслосъемных колпачков.

Наиболее часто встречающийся дефект – износ или залегание поршневых колец. Часто этому сопутствует падение мощности двигателя, повышенный расход масла и топлива. Для определения степени износа цилиндропоршневой группы, необходима проверка степени сжатия (компрессии) во всех цилиндрах двигателя. Для этого необходимо вывернуть все свечи зажигания из цилиндров, замкнув на «массу» центральный высоковольтный провод или все высоковольтные провода. После чего установить на отверстие свечи компрессометр и попросить помощника прокрутить коленчатый вал двигателя при помощи стартера. Если компрессия в каком-либо из цилиндров ниже 8 – 11 в зависимости от марки и модели двигателя, причина дымления найдена.

Для проверки состояния маслосъемных колец необходимо взять шприц, залить с его помощью в каждый из цилиндров 5-10 мл моторного масла, затем установить компрессометр и прокрутить коленвал двигателя. Возросшая на 4-5 компрессия свидетельствует о поломке, износе или залегании маслосъемных колец.

Об износе деталей цилиндропоршневой группы могут свидетельствовать следы масла во впускном тракте под воздушным фильтром, а также то, что двигатель сильно «сапунит». Для проверки следует отсоединить шланг вентиляции картера от впускного тракта и несколько раз нажать на педаль акселератора. Сизый дым, обильно идущий из шланга, более чем красноречиво говорит о предстоящей замене поршневых колец или капитальном ремонте двигателя.

В некоторых случаях замасливание свечей зажигания вплоть до их замыкания мостиком сажи и появление сильных детонационных стуков свидетельствует об износе сальников клапанных втулок или маслосъемных колпачков. В этом случае, после их замены детонационные стуки и сизое дымление из выхлопной трубы исчезает.

Заключение

Во всех случаях, когда двигатель начинает дымить, эксплуатировать автомобиль категорически не рекомендуется, поскольку последствия беспечной езды с неисправным двигателем может обернуться неожиданными и крупными затратами на капитальный ремонт, а то и полной заменой двигателя.

По цвету и консистенции выхлопных газов можно с высокой долей вероятности судить о и его основных систем.

В идеальном случае у автомобиля с полностью выхлопные газы невидимы, однако на практике случается так, что цвет дыма из выхлопной трубы варьируется в очень широком диапазоне: от белого к синеватому и от сизого до черного.

Причины появления «цветного» дыма – неполноценное сгорание топлива и попадание в цилиндры двигателя или охлаждающей жидкости.

Белый цвет

Хочется сразу предупредить: не впадайте в панику, если сразу после запуска двигателя из глушителя идет белый дым. В большинстве случаев это всего лишь пар.

В остывшей за ночь выпускной системе двигателя происходит конденсация водяного пара. С началом работы двигателя горячие отработанные газы, проходящие через выпускную систему, нагревают ее и небольшое количество накопленной жидкости испаряется и выводится наружу вместе со сгоревшим топливом через выхлопную трубу.

Чем холоднее воздух на улице и чем выше его влажность, тем более густым и видимым будет белое облако пара.

Если же по мере и его выпускной системы белый дым не исчезает, проверьте, не попадает ли в камеру сгорания . Чаще всего такое случается при повреждении прокладки между головкой и блоком цилиндров.

Синевато-сизый цвет

Синий цвет выхлопных газов в компании с повышенным расходом моторного масла – свидетельство изношенности двигателя, когда в камере сгорания и цилиндрах вместе с горючей смесью сгорает масло, которого там быть не должно.

Как оно попадает в цилиндры? Через маслосьемные колпачки клапанов из-за потери резиной эластичности.

Часто из-за плохого качества топлива кольца поршней закоксовываются и утрачивают подвижность, в результате чего полностью не снимается со стенок цилиндров и сгорает вместе с топливом.

Кроме залегания и износа поршневых колец, в процессе эксплуатации двигателя истончаются стенки цилиндров, приводя к уменьшению компрессии и попаданию масла в камеру сгорания.

Результат – синий дым из выхлопной трубы и повышенный расход масла.

Черный цвет

Обычно выхлопные газы окрашивает в черный цвет сажа, которая появляется в них из-за неполного сгорания топлива.

Если выраженный черный выхлоп появился после , следовательно , залитого в топливный бак, не только оставляет желать лучшего – оно представляет угрозу работоспособности вашего двигателя.

Лучшее, что можно сделать в такой ситуации – скорее избавиться от такого топлива в баке и выполнить промывку топливной системы.

Еще одна причина черного дыма из выхлопной трубы – неисправность электронной системы управления двигателем.

Нестабильная работа системы за контролем качества горючей смеси и эффективности сгорания топлива приводит чаще всего к переобогащению горючей смеси за счет уменьшения в ней доли воздуха.

По этой причине для полного сгорания топлива кислорода банально не хватает, несгоревшая или неполноценно сгоревшая часть топлива превращается в сажу.

Заметив изменение цвета выхлопных газов автомобиля, не пускайте развитие ситуации на самотек – обязательно посетите сервисный центр или станцию технического обслуживания.

Чистого выхлопа вашему автомобиля, а вам — удачи!


Дым, выделяющийся из выхлопной системы, должны быть бесцветным. В холодные дни первые километры пути, прежде чем из системы испарится вода, выхлопные газы могут быть окрашены в белый цвет. Во время интенсивного разгона дизельных легковых автомобилей без сажевого фильтра выхлопные газы приобретают темный окрас. Это нормально и не должно вызывать беспокойство. В свою очередь в машинах с фильтрами твердых частиц FAP/DPF белый дым может появляться во время сжигания частиц сажи. Тем не менее, если интенсивная окраска выхлопных газов наблюдается в течение длительного времени, это уже признак серьезной неисправности. Поврежденными могут быть такие компоненты, как турбокомпрессор, элементы системы впрыска, прокладка под головкой блока цилиндров или даже поршневые кольца. Что еще можно проверить, увидев из выхлопной трубы дым неестественного цвета?

Белый дым

Если автомобиль оставляет позади себя много белого дыма, то вполне вероятно, что повреждена прокладка головки блока цилиндров или даже сама головка. Выхлопные газы белые, потому что через трещину в головке/прокладке в цилиндры попадает охлаждающая жидкость. Чтобы убедиться в этом, не достаточно просто проверить уровень жидкости в бачке. Дефект подтверждается с помощью пробки-тестера, позволяющей определить герметичность системы и появление избыточного давления в системе во время движения. Только такие тесты гарантируют точность диагностирования.

Черный дым


Черный дым в первую очередь касается автомобилей с дизельным двигателем и свидетельствует о неполном сжигании топлива. Если это сопровождается падением мощности, то вероятно все дело в неисправных форсунках, которые вместо того, чтобы давать небольшую дозу топлива, льют слишком много и с неправильным давлением. В этом случае понадобится либо ремонт форсунок, либо замена их новыми. Ремонт, в зависимости от автомобиля, потребует от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Черный дым также может быть результатом непрофессионально выполненного чип-тюнинга или забитого воздушного фильтра.

Синий дым


Синий дым свидетельствует об избыточном количестве сжигаемого моторного масла. Источником такого явления, как правило, является турбокомпрессор (гонит масло во впускной коллектор). Но в тоже время синий выхлоп может быть вызван износом поршневых колец. А если, через непродолжительное время выхлоп снова становится нормальным, то, скорее всего речь идет о направляющих клапанов или их уплотнениях. Устранение таких дефектов часто требует комплексного ремонта турбокомпрессора (около 300 долларов) или капитального ремонта цилиндро-поршневой группы. В зависимости от автомобиля стоимость таких услуг доходит до нескольких тысяч долларов.

Между человеком и автомобильным двигателем внутреннего сгорания, оказывается, есть много общего – они оба вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ и пары воды. Соответственно, и свежесть дыхания в обоих случая является показателем здоровья.

Текст: Карелов Олег.

В идеале при сгорании бензина образуется вода и углекислый газ (СО2). Но на практике все обстоит гораздо сложнее. Ведь в сгорании участвует не чистый кислород, а воздух, состоящий без малого на 80% из азота. Из-за этого в выхлопе появляются вредные оксиды NOx, которые, скапливаясь в атмосфере в больших концентрациях, могут стать причиной кислотных дождей. Не совершенен и сам процесс окисления топлива – даже новейшие двигатели не в состоянии обеспечить абсолютно полного сгорания. А значит, из трубы дополнительно будет выбрасываться и моноокись углерода (СО), и углеводороды (CH). Кроме того, в камеру сгорания может попадать масло, а в некоторых случаях и охлаждающая жидкость, что, разумеется, так же не способствует чистоте дыхания.

До некоторого предела современные двигатели могут бороться с вредными выбросами – для этого используются различные фильтры и каталитические нейтрализаторы в выхлопной системе. Но в особо запущенных случаях механизмы саморегуляции уже не справляются - токсичность выхлопа выходит за допустимые рамки, а за машиной образуется ядовитый шлейф. Причем любопытно, что он может иметь тот или иной цвет, и в каждом случае для этого есть своя причина.

БЕЛЫЙ

Белый оттенок выхлопным газам придают пары воды, что в большинстве случаев свидетельствует об оптимальной работе двигателя. Ведь, как уже было сказано, вода – неотъемлемый продукт горения топлива, и чем её больше, тем полнее при прочих равных окисляется горючее.

Однако пар заметен только тогда, когда создаются условия для его конденсации непосредственно возле выхлопной трубы. А это зависит уже от многих факторов: например, от температуры окружающей среды, нагрева или скорости выбросов самих выхлопных газов. Поэтому, как привило, пар можно наблюдать при прогреве двигателя, или просто в прохладную погоду. Тогда особенно красиво смотрятся машины с большими V-образными моторами – пар, медленно струясь из выхлопных труб, обволакивает автомобиль почти неподвижной пеленой…

Но иногда обилие воды в выхлопе может быть признаком серьезной проблемы. А именно - результатом попадания охлаждающей жидкости в цилиндры. Чаще всего это происходит из-за прогорания прокладки между блоком цилиндров и головкой: жидкость течет прямо в камеру сгорания, где она затем испаряется и частично просачивается сквозь кольца, попадая в смазочную систему. Бывает так же, что герметичность каналов охлаждения нарушается просто вследствие дефектов литья. В любом случае эксплуатация автомобиля в таком состоянии крайне нежелательна.

Впрочем, не стоит каждый раз со страхом глядеть на пар из выхлопной трубы. Гораздо более надежным признаком описанных неисправностей является эмульсия в моторном масле и пузырьки воздуха в расширительно бачке.

ЧЕРНЫЙ

Черный дым из выхлопной трубы является следствием неполного сгорания топлива. При этом та часть горючего, для которой не хватило воздуха, под воздействием высокой температуры начинает разлагаться, образуя сажу. Она-то и придает выхлопу темный оттенок.

В современных авто, где за процессом сгорания присматривает компьютер, черный дым из выхлопной трубы встретишь нечасто – электроника не допускает таких грубых ошибок в смесеобразовании. Правда, это справедливо это лишь для бензиновых двигателей, а дизели до сих помогут немного копить. Ведь, горючая смесь в них формируется в крайне сжатые сроки, из-за чего она получается очень неоднородной, с участками высокой концентрации топлива. Чтобы улучшить её равномерность, применяют очень большие давления впрыска. Но до конца решить проблему пока не удается, и поэтому в выпускной системе ставят специальные противосажевые фильтры.

Если автомобиль все же дымит, то первопричин у этого может быть много. Например, некачественный бензин, вызывающий детонационное, то есть чрезвычайно быстрое сгорание. Или частичная потеря функциональности самой управляющей электроники. Так, если отказал кислородный датчик, то блок не может контролировать полноту сгорания и, лишившись обратной связи, действует вслепую.

СИНИЙ

Выхлоп автомобиля с синеватым, сизым оттенком появляется в результате сгорания масла в цилиндрах. Как правило, это характерно для старых машин, чей двигатель уже израсходовал свой ресурс. Из-за износа стенок цилиндров, поршневые кольца, обеспечивающие уплотнение и удаление масла, работают уже не так эффективно, в результате снижается компрессия, возрастает расход масла, и автомобиль начинает дымить и хуже тянуть. Иногда износ двигателя не столь фатален - цилиндры остаются в порядке, а кольца просто теряют подвижность, закоксовавшись за долгое время работы на некачественном топливе и масле. Но в любом случае перед владельцем вырисовываются нерадужные перспективы: предстоит сложный и дорогой ремонт, связанный с полным разбором мотора.

Впрочем, иногда удается обойтись малой кровью - виновниками становятся резиновые маслосъемные колпачки, уплотняющие стержни клапанов. Со временем они теряют эластичность, в результате чего масло просачивается в зазор, попадая во впускной коллектор, а затем и в камеру сгорания. Ситуация тоже неприятная, но лечение все же обходится дешевле, чем в первом случае.

Бывает, что расход масла вызван неисправностями системы вентиляции картера. Дело в том, что во время сгорания топлива давление в цилиндре столь велико, что часть отработавших газов все-таки просачивается сквозь уплотнение поршней и попадает в картер двигателя. Из-за этого внутри мотора создается нежелательное избыточное давление. Чтобы этого избежать, внутреннее пространство двигателя сообщается с впускной системой - получается, что двигатель сам откачивает просочившиеся газы, повторно вовлекает их в процесс сгорания топлива, а затем удаляет через выхлопную трубу. Но проблема в том, что газы, засасываемые мотором, увлекают за собой и масляный туман, смазывающий внутренние детали.

Здесь-то и пригождается система вентиляции: из потока газов она отделяет захваченное масло и следит за тем, чтобы скорость самого потока не была слишком большой (ведь двигатель, работая как насос, может создавать огромное разряжение во пускной системе). Будучи неисправным, такой механизм может привести к заметному расходу масла. Утешает то, что, как правило, стоимость и время замены вышедших из строя деталей в подобных случаях невелики.


Вопросы? Комментарии? (3)