Delorean dmc 12 история. Назад в настоящее: как собирают и продают DeLorean в наши дни. Затерянный во времени

Трудно сказать какой автомобиль самый красивый в мире. А вот имя самого красивого неудачника известно даже грудным младенцам. Конечно же, это DeLorean DMC-12

– Это что та самая тачка из “Назад в будущее”?

– Именно она. Правда прежде чем превратиться в машину времени Дока Брауна, “Делориан” прошел очень длинный и тернистый путь.

– Слушаю внимательно…

– Ну начать, наверное, надо с того, что “Делориан”-автомобиль назван в честь Делориана-человека. Ну а если конкретно речь о Джоне Захария Делориане – истинной легенде автомобильного бизнеса 20 века. – Чем же он так знаменит?

– Хотя бы тем, что с абсолютного нуля поднялся до кабинета вице-президента General Motors, а потом, находясь в зените славы, неожиданно забил на корпоративную карьеру, решив самостоятельно строить автомобили.

– Гмм, интересно… Неужели Делориан всего добился собственным трудом? Не было в его судьбе дальнего родственника, завещавшего миллион или четких связей, открывающих двери в любые кабинеты?

Джон и его любимое, но несчастливое детище

– Нет, все в самом деле было по чесноку. Джон родился в Детройте в небогатой семье европейских иммигрантов. Мама – из Австрии, папа – румын, с родней уходящей куда-то в сторону Ливана. Делорианы явно испытывали недостаток не только денежных средств, но и просто душевных человеческих отношениях. Отец Джона (к слову, конвейерный работник Ford Motor Company) был не дурак выпить, да и к рукоприкладству относился спокойно. С таким “шикарным” стартовым капиталом судьба Джона могла пойти любой дорожкой: хоть в чернорабочие, хоть в бандиты, но юный Делориан выбрал третий путь. Больше всего на свете он… не хотел быть похожим на собственного отца, а поэтому отдавался собственному образованию полностью, вообще без остатка.

– В этом был смысл?

– Конечно. Из обычной районной школы Делориана за отличные оценки приняли в престижный технический колледж Льюиса Кэсса, который он также окончил блестяще. Дальше был “Технический институт Лоренса”, где Джон изучал промышленную инженерию. И вновь только на отлично! Следующий шаг – «Инженерный институт Крайслера» плюс вечерняя бизнес-школа при университете Мичигана. Как при всем при этом у него оставалось время на личную жизнь – уму непостижимо. Однако, именно тогда Джон женится. В первый и далеко не в последней раз. Но главное он получает работу в автомобильной промышленности.

– Куда его взяли?

– Поначалу он попал в инженерную команду “Крайслер”, но меньше через год оказался в “Паккарде”. Там он участвовал в разработке новой автоматической трансмиссии и заслужил репутацию хваткого, способного, умеющего принимать решения сотрудника. Увы, к тому моменту одряхлевший “Паккард” уверенно шел ко дну, но Джону даже не пришлось искать работу. Она сама нашла его. Вице-президент GM Оливер Келли сам предложил Делориану место в любом подразделении корпорации на выбор. Джон остановился на “Понтиаке”.

– Там тоже все сложилось хорошо?

– Более чем. Перечислять его заслуги и регалии можно долго. Если же вкратце, то придя в самый бесперспективный на тот момент “джиэмовский” филиал Делориан превратил его в самый успешный. Десятки патентов и рацпредложений, непосредственное участие в разработки нового верхневального 6-цилиндрового мотора, удачные модели вроде Tempest с необычной компоновкой силового агрегата – мотор спереди, коробка передач типа "трансэксл" сзади, и, конечно же, создание культового Pontiac GTO – автомобиля, открывшего эру “маскл-каров”. Казалось все к чему прикасался Делориан превращалась в золото. Джон вскоре становится президентом “Понтиака”, но уже ясно что это только начало. В 1969-м он уже президент Chevrolet, заглавного подразделения в империи GM. И здесь у него все получается. Именно при Делориане Chevrolet впервые превысила отметку в 3 миллиона проданных автомобилей за год (1971). Пройдет еще какое-то время и Джон станет вице-президентом GM. До главного кресла в американской автомобильной индустрии оставался один шаг как вдруг…

– Как вдруг что?

– Вдруг все закончилось. В апреле 1973 года Делориан совершенно неожиданно уходит в отставку. – Но почему?

– О причинах шокирующего увольнения до сих пор ходят пересуды. Самая расхожая версия – Джону осточертела корпоративная этика GM, стригшая всех под одну гребенку. Но все не так просто. Делориана можно было назвать как угодно только не конформистом. Он плевал на принятый в компании дресс-код, без стеснения подкатывал к офису на личном Maserati Ghibli, не делал секрета из собственного бешеного успеха у женщин. Короче Джон вел себя так как не подобает претенденту на президентское кресло крупнейшей автокорпорации на свете. Чего стоит история когда на свою очередную свадьбу в качестве шафера он пригласил вице-президента Ford Ли Якокку!

Джон со своей третьей женой Кристиной Ферраро. Разница в возрасте? Да, она вполне очевидна

Понятно, что у Делориана хватало недругов в высших эшелонах “джиэмовской” власти. Возможно он сам понял, а быть может и добрые люди подсказали, что его президентству попросту не суждено случиться – нужные люди в нужный момент нажмут на нужные рычаги и все повернется не в пользу Джона.

– И он принял решение уйти сам?

– Возможно именно так. Помимо шикарного выходного пособия и золотого парашюта он в качестве заслуг перед компанией получил еще и шикарный дилерский центр Cadillac во Флориде. Теперь Делориан мог припеваючи греться на солнышке до конца своих дней. Ни он, ни его дети, ни Кристина Ферраро, его жена (уже третья по счету) никогда не нуждались бы в деньгах. Но Джон сам все испортил, решив создать собственную автомобильную компанию.

– Была ли в этом необходимость?

– Конечно, нет. Но будучи чрезвычайно деятельной натурой он просто не смог усидеть на месте. Пенсионерская должность президента National Alliance of Businessmen Делориану быстро надоела. И он вновь захотел окунуться в любимое дело – в автомобили. Тем более с “джиэмовских” времен у него остались многочисленные наработки – проекты, так и не дошедшие до производства. Особенно Джону было жалко так и нереализованный на практике Pontiac Banshee – сравнительно недорогой, но чистокровный спорткар.

– И он решил построить его самостоятельно?

– Скажем так, попытался. Он задумал было предложить на рынок спортивную модель в ценовом сегменте между “Корветтом” и Porsche 911, но сразу встретил самый решительный отпор. Как только первые слухи о новом проекте Делориана просочились в прессу, бухгалтерия General Motors прекратила пенсионные отчисления своему бывшему вице-президенту. Причина – нарушение соглашения об отказе работать на конкурентов.

Первый прототип DMC-12 потряс публику и прессу

– Но разработка собственной модели и сотрудничество с условными Ford или Chrysler – это же не одно и тоже…

– Делориан, судя по всему, думал также и… просчитался. Впрочем, он не был бы самим собой если бы не ответил на оплеуху оплеухой. Вместе с репортером Business Week Патриком Райтом Джон написал книгу On the clear day you can see General Motors (в советском издании она называлась “Дженерал Моторз в истинном свете”).

– О чем книга?

– О нравах, царивших в империи GM. Знавший подноготную корпорации изнутри Делориан обрушил водопады критики на корпоративную этику и методы работы своих бывших коллег. Досталось всем и дизайнерам, и инженерам, и конечно больше всех высшему руководству компании. Материал, на самом деле, получился столь едкий и злободневный, что сам Джон, поначалу жаждавший мести, в конце-концов, а вернее когда книга уже была готова, решил осадить назад.

– Опасался чего-то?

– Не без этого. В одном из интервью впоследствии он признается, что прочитав эту книгу в Детройте “захотят раздавить меня как виноградину”. Не лучший, согласитесь, фон для создания собственной автомобильной фирмы. Однако, несмотря на сомнения Делориана книга все-таки вышла в печать – Патрик Райт принял решение по собственной инициативе. И, конечно, издание On the clear day you can see General Motors сыграет роковую роль в судьбе Джона. Но пока он об этом еще не знал.

– Ну а что с его собственный проектом?

– Итак, Делориан имевший основания считать себя человеком достаточно компетентным в автопромышленности задумал грандиозный автомобиль. Сам он называл eго Ethical Sportcar («Этичный спорткар»), красивый, быстрый, безопасный. Техническую часть проекта Джон поручил заботам Билла Коллинза – первоклассного инженера, с которым он работал еще в Pontiac. Дизайн решили заказать в Италии у самого маэстро Джорджетто Джуджаро. Дело шло полным ходом. Всего через год после основания DeLorean Motor Company, представителям прессы показали прототип будущей модели DMC-12.

– Всего через год? Однако быстро…

– Ну это был всего лишь прототип. Шасси позаимствовали у FIAT X1/9, четырехцилиндровый мотор – у Citroen GS, элементы подвески – у Ford Pinto/Mustang II. При этом машина была не макетом, а ходовым прототипом. Правда на презентации Делориан отказывал всем, кто спрашивал про возможность тест-драйва. Посидеть внутри – пожалуйста, но никаких пробных поездок.

– Это и впрямь была передовая конструкция?

– Безусловно. Среднемоторный DMC-12 был бомбой. По-крайней заявленные характеристики модели. Легкий кузов с расчетным весом порядка 1000 кг обеспечивала несущая конструкция из пластика, созданного по технологии Elastic Reservoir Molding, и панели из полированной нержавейки. А еще подушки безопасности, упругие бамперы, без последствий выдерживающие удар на скоростях до 16 км/ч. Всего этого не было на прототипе, но должно было появится на серийной версии.

– И дизайн хорош…

– Шикарен я бы сказал. Причем уже первый вариант экстерьера от Джуджаро по сути так и остался окончательным. Актуальный клиновидный профиль, мускулистые боковины, двери типа «крыло чайки». Красота! Словом, первое впечатление, которое произвел Delorean DMC-12 было титаническим.

– Это не количество цилиндров и не рабочий объем мотора, конечно, а предполагаемая цена спорткара в тысячах долларов. Надо сказать очень гуманная по меркам времени и продвинутости самой конструкции сумма. Оставалось превратить прототип в серийную модель и начать серийное производство.

– Наверное, со связями и средствами Делориана это не вызвало сложностей…

– Это как посмотреть. Допустим проблему с производственной площадкой Джон действительно решил очень круто – завод по производству DMC-12 решили строить в… Северной Ирландии в местечке Данмарри. Правительство Великобритании не только посулило серьезные налоговые льготы, но и лично выделило компании Делориана свыше $100 миллионов. А вот доработка машины шла крайне медленно. Понимая, что проект тормозится Джон обратился за инженерной экспертизой к европейским автомобильным компаниям. Но BMW и Porsche, имевшие богатый опыт в подобных проектах, запросили слишком большой гонорар. А вот британцы из Lotus согласились работать и за предложенные деньги. Правда, со значительными оговорками.

– Оговорками какого плана?

– Почти все революционные изыски DMC-12, задумывавшиеся первоначально, отправились в топку. Технологии пластикового кузова ERM, среднемоторная компоновка, роторно-поршневой двигатель, подушки безопасности все пошло прахом. В результате “этичный спорткар” в техническом плане стал чуть ли не клоном спортивного Lotus Esprit: элементы шасси, подвески и рулевого управления. Впрочем, учитывая значительно более высокую цену английской машины это было не так уж и плохо. Мотор также искали не по принципу, что лучше, а то что доступнее. В итоге выбор пал на бензиновый V6 от Peugeot, Renault и Volvo. Рабочий объемом 2,9 л, мощность всего 130 л.с. Зато недорого… Кстати, Билл Коллинз, главный инженер проекта, был настолько разочарован превращением его детища в гораздо более заурядное, чем изначально планировалось транспортное средство, что ушел в отставку. В любом случае проект сильно отставал от графика. Завод в Данмарри был готов еще летом 1980-го, но первый DMC-12 сошел с конвейера лишь 21 января следующего года.

– И как на новую машину отреагировали покупатели?

– Ясно было одно Delorean в Штатах ждали. Очень. DMC умудрилась подписать контракты почти с 350 дилерскими центрами – и это под машину, которую еще никто не видел! Истосковавшиеся покупатели готовы были переплатить, но DMC-12 из пилотных партий не баловали качеством сборки. Рабочим североирландского предприятия очевидно недоставало опыта. Тогда Делориан срочно организует так называемые Quality Assurance Сenter – по сути место, где приплывшие из Европы доводили до ума.

– Ну трудности роста, бывает…

– Если бы этим проблемы исчерпывались! Увы, и дорожные повадки DMC-12 очевидно не дотягивали до футуристичного облика автомобиля. Заявленные секунды разгона до сотни – 8,5 с согласно паспортным данным – не соответствовали действительности минимум на секунду. Ниже обещанных 200 км/ч была и максималка. И это на машине с «механикой». Летаргический 3-ступенчатый «автомат» и вовсе наводил тоску. Хромала, особенно на предельных режимах, и управляемость. Проблему усугубляла и значительно более высокая, нежели изначально планировалось, масса автомобиля. Серийный DMC-12 весил аж 1247 кг… И цена оказалась вдвое выше той, на которую рассчитывал ДеЛориан. При ценнике в $25 000 DMC-12 стоил немногим дешевле Porsche 911, но на четверть дороже Chevrolet Сorvette и Porsche 924 Turbo, которые с точки зрения динамики не оcтавляли этичному спорткару шансов.

– Делориана все это задевало?

– Не то чтобы очень. Жалобы на неважнецкую управляемость он отметал, замечая, что лишь единицы покупателей спорткупе ездят на пределе, а разочарованным в динамике рекомендовал дождаться дебюта турбо-версии DMC-12. К тому времени, однако, DeLorean Motor Company уже на всех парах мчалась под откос. Задержки с началом производства, контрактные обязательства перед Lotus, затраты на досборку машин в США, весьма чувствительные гарантийные выплаты и не в последнюю очередь привычка Джона жить на широкую ногу – его зарплата в качестве президента компании составляла $500 тысяч – спалили всю наличность фирмы. Проблемы росли как снежный ком. Разочарованные покупатели из США аннулировали заказы, а завод в Данмарри, напротив, только набирал обороты. Очень скоро американский филиал DMC прекратил выплаты сборочному предприятию, которому, в свою очередь, нечем стало рассчитываться с поставщиками и рабочими конвейера. К февралю 1982-го у DeLorean Motor Company одних только непогашенных выплат по процентам набежало на $800 тысяч, и 19-го числа фирму признали финансово несостоятельной, назначив временным управляющим консалтинговую аудиторскую контору Coopers&Lybrand.

– Конец истории?

– Если бы. ДеЛориан не сдавался. Самое обидное, что как раз к тому времени на заводе в Данмарри удалось подтянуть качество сборки, а также исправить детские болячки самого DMC-12, вроде недостаточно мощного генератора. Казалось, еще немного терпения, и дело пойдет. Нужно было только найти $20 миллионов, чтобы вернуть управление компанией в свои руки… Последнюю дату выплаты назначили на 20 октября 1982-го, но деньги в Coppers&Lybrand так и не пришли. Накануне по обвинению в контрабанде наркотиков Джона ДеЛориана арестовали в номере лос-анджелесского отеля «Шератон-Плаза». Вот это уже да, это был конец. Для DeLorean Motor Company, во всяком случае. Имущество фирмы пошло с молотка, а сотрудники завода в Данмари распущены по домам. Сам же ДеЛориан попал на скамью подсудимых и на первые полосы газет.

– Наркотики? Это уже чересчур…

– Чересчур это то, что началось в американской прессе. Совсем забыв про презумпцию невиновности (“Никто не может быть признан виновным иначе как приговору суда”) на Джона сразу спустили всех собак. И тут, наверняка, не обошлось без детройтских лоббистов, решивших отомстить Делориану за скандальную книгу. Теперь уж ему припомнили все пороки: истинные и мнимые. От любовных похождений в компании красоток вдвое младше его и косметических операций с подтяжками лица до связей с мафией и чуть ли не физического устранения конкурентов!

– Ого! А что же суд?

– Ну это самое интересное. В ходе судебного процесса выяснилось – дело о контрабанде 100 кг кокаина общей стоимостью 100 миллионов, сфабриковано, причем не кем-нибудь, а сотрудниками ФБР. Достаточно вспомнить, что злосчастный кокаин в номер “Шератона” принес один из федеральных агентов, а вовсе не сам Делориан. Суд присяжных оправдал Джона, посчитав, что его просто-напросто подставили. Но возврат к прежней жизни уже был невозможен.

При жизни кузова DMC-12 не красились. Значит перед нами пример вопиющего колхозинга

Сразу же после оправдания Кристина Ферраро подала на развод, а Делориану начали выдвигать новые иски. Желающих оказалось полно. Британское правительство иницировало собственное расследование в ходе которого выяснилось, что миллионы долларов предназначенных на оплату инжиниринговых услуг Lotus оседали на третьих счетах. История, в которой оказался напрямую замешан и глава компании Колин Чапмен, не раскрутилась только из-за его смерти. Инфаркт миокарда избавил гениального конструктора, но слабенького бизнесмена от репутации жулика. Соответственно и прямых обвинений против Делориана тоже не оказалось, а значит вновь оправдательный приговор…

– Так был ли Делориан в действительности виновен хоть в чем-то?

– Есть основания полагать, что единственное в чем несостоявшегося президента GM можно смело обвинить так это в высокомерии. Ну и конечно в горячности. Не выходила бы в печать ТА САМАЯ книга, не было бы и впоследствии травли таких космических масштабов. Система всегда дает сдачи тем, кто выступает против нее. Еще, конечно, Делориана справедливо пожурить в невыплатах по счетам – под конец жизни в суд на Джона подавали даже адвокаты, защищавшие его на предыдущих процессах и которым он не выплатил ни цента. Но что возьмешь с банкрота?

Переделки а-ля Back to the Future это обычное для уцелевших

– Отнюдь. Конечно, до революционных вершин заявленных поначалу DMC-12 ни разу не дотянул, но для начала 80-х он слыл вполне добротным и оригинальным автомобилем. Как только были решены глюки с качеством сборки, досаждавшие машинам из первых партий, серьезных вопросов технического плана больше не возникало. Мотор не быстрый, но вполне долгоиграющий, кузов и вовсе по сути вечный… Более того, планировавшаяся к выпуску турбоверсия DMC-12 вполне могла бы стать тем самым “Делорианом”, который покупателям обещали в самом начале, а именно ярким и быстрым. Ну а также значившийся в планах DMC спортивный седан теоретически должен был расширить покупательскую аудиторию и помочь новой марке отвоевать плацдарм на американском рынке. Увы… А так самым большим успехом Delorean DMC-12 оказалась лишь роль в голливудском блокбастере. Наверное, некоторые и мечтают о такой судьбе для своего детища, но сам Джон Делориан, уверен, рассчитывал на много большее...

Кинотрилогия Роберта Земекиса «Назад в будущее» не только подарила популярность самому режиссеру и исполнителю главной роли Майклу Дж. Фоксу, но также сделала культовым творение американского инженера Джона Захарии Делориана – спорткар DeLorean DMC-12, «сыгравшего» в фильме роль машины времени.

Сразу же после успеха картины резко возрос интерес к этому автомобилю, хотя до выхода фильма Джон Делориан и его компания буквально балансировали на грани – у фирмы были огромные долги, самому владельцу грозило тюремное заключение, а почти вся продукция оставалась на складе не проданной.

Машина ДеЛориан выпускалась с 1981 по 1983 год – даже после успеха фильма производство не возобновлялось, а уже произведенные автомобили были протестированы и доведены до лучшего технического состояния, так как именно низкое качество комплектующих и сборки являлось причиной невысоких продаж.

В 2008 году производство этого спортивного автомобиля было возобновлено – компания DMC Texas объявила о том, что помимо выпуска комплектующих к уже выпущенным спорткарам намеревается наладить мелкосерийное производство по 20 автомобилей в год, при этом 90% узлов будут полностью модернизированы. Цена DeLorean DMC-12 нового образца составляет от $90 000.

Главной особенностью этого культового авто является его необычный и футуристичный внешний вид, вполне современно выглядящий даже в настоящее время. Автомобиль имеет низкий силуэт с прекрасно гармонирующими угловатыми формами, напоминающими бритву.

Каркас спорткара изготовлен из композитных материалов – передовой шаг на то время. Сверху каркаса крепится обшивка из полированной нержавеющей стали. ДеЛореан решил наследовать знаменитое выражение Генри Форда насчет «Вы можете заказать любой цвет, если это будет черный» — ни один из серийно выпущенных спорткаров не окрашивался. Это выделяло автомобиль и способствовало долгому сроку эксплуатации кузова, но любая вмятина требовала полной замены кузовной панели.

Еще одна характерная особенность ДеЛориан ДМС-12 – двери типа «крылья чайки», как у современного гиперкара Pagani Huayra . Такая конструкция дверей была еще одной визитной карточкой спорткара, но и влекла для владельца определенные неудобства – стекла невозможно было опустить.

Задняя часть, где располагался мотор, закрывалась капотом и декоративной решеткой из нержавеющей стали в виде жалюзи.

Салон

Для автомобиля родом из 1980-х годов салон выглядел достаточно стильно – объемная приборная панель с тремя шкалами приборов, широкая центральная консоль с подлокотником, глубокие и удобные кресла ковшеобразной формы.

На подлокотнике располагались тумблеры некоторых систем, придавая салону сходство с кабиной зведолета. В качестве материалов отделки использовался пластик, только кресла и руль были обтянуты натуральной кожей.

Силовой агрегат и трансмиссия DeLorean DMC-12

Изначально ДеЛореан, занимавший должность вице-директора GMC, планировал установить на свой автомобиль мощный мотор объемом 5.7 л, что устанавливался на Chevrolet Corvette Stingray. Но его уход из GMC был слишком «громким», поэтому руководство концерна отказало в сотрудничестве.

Ввиду начавшегося мирового нефтяного кризиса инженер обратил внимание на продукцию европейских производителей, а точнее на двигатель V6 объемом 2849 см3 совместной разработки Volvo, Peugeot и Renault. Этот мотор развивал мощность в 170 л.с. – очень много по тем временам.

Для сравнения, 5.7-литровый агрегат от Chevrolet Corvette Stingray выдавал 260 лошадей. Но в связи с новыми требованиями, мотор пришлось дефорсировать со 170 до 130 л.с, что естественно сказалось на динамике автомобиля массой в 1200 кг.

В качестве трансмиссии устанавливалась либо 5-ступенчатая механическая, либо 3-ступенчатая автоматическая коробка передач. Кстати, и мотор, и механическая трансмиссия являлись причиной частых поломок, а вот 3-ступенчатый автомат, давно использовавшийся в автопроме, работал без нареканий.

Динамические характеристики DeLorean DMC-12 даже на то время оставляли желать лучшего – максимальная скорость не превышала 175 км/ч, а до сотни автомобиль разгонялся за 10.5 с. Большинство спорткаров того времени имели намного лучшие динамические характеристики, причем стоили дешевле.

Ходовая часть

Как и силовой агрегат, подвеску автомобиля Джон ДеЛориан планировал позаимствовать от Шевроле Корветт Стингрей. После того, как GMC отказали ДеЛореану в сотрудничестве, он обратился к своему хорошему знакомому Колину Чепмену, основателю Lotus.

Компания Чепмена получила заказ на разработку независимой подвески для DeLorean DMC-12 и инженеры Lotus частично использовали в ней элементы от автомобиля Lotus Esprit и концепта Lotus Essex Turbo. Кстати, именно Чемпен предложил еще одну характерную особенность «автомобиля будущего» — ведущие задние колеса имели диаметр больше, чем передние.

Нынешние реалии

В настоящее время компания DeLorean Motor Company Texas будет собирать рестайлинговый вариант автомобиля. Кузов и платформа будут использованы без изменений – более того, пока планируется обходиться уже произведенными запасами кузовных деталей, хранящихся на складах в прекрасном состоянии.

А вот силовой агрегат и трансмиссия будут установлены полностью новые. В частности, планируется установка современного двигателя V6, способного развивать мощность от 300 до 400 л.с., а также 6-ступенчатой механической трансмиссии и 6-диапазонного автомата.

Салон планируется оснастить современными электронными системами, установить гидроусилитель руля и еще ряд технических дополнений, но без кардинального изменения дизайна.

Видео

На десерт — видео-обзор этого легендарного авто.

Джон ДеЛориан сделал выдающуюся вещь, он сумел создать спортивный Gran Turismo с нуля. «Скромный» от природы и очень амбициозный бывший вице-президент General Motors, основал компанию DMC (DeLorean Motor Company) и без лишней бахвальства назвал первую и единственную модель в честь себя любимого, «DeLorean». Так начиналась история легенды…

Звезда DeLorean DMC-12 мгновенно загорелась на автомобильном небосводе, но сгорела в лучах славы также быстро, как и взошла. 7 лет, примерно 9.000 автомобилей DMC-12. Даже в то время, когда модель только появилась, некоторым понимающим людям стало ясно, что этот агрегат не с этой планеты. И что когда-нибудь, возможно, он станет культовым автомобилем, со своей необычной историей создания и нестандартностью в исполнении. К сожалению, поняли на тот момент это лишь единицы, большинство пропустило мимо себя столь яркое событие в мире автомобилестроения.

Начало производства американского Gran Tourismo в... Ирландии

Первые серийные образцы, которые только начали сходить с конвейера в Северной Ирландии вселили кучу оптимизма в специалистов и журналистов из США, которым понравился новый спортивный автомобиль DeLorean, своим видом, использованием и разнообразием новых, необычных материалов и методов производства, а также тем, что новый автопроизводитель сможет принести так необходимые тогда США, свежие идеи на рынок страны.


ДеЛориан пообещал, что будет строить отличающиеся от всех, необычные и приятные в управлении автомобили GT, когда он приступил к выполнению задачи, в 1974 году, и, хотя это заняло больше времени, чем он ожидал, талантливому инженеру и конструктору автомобилей удалось сделать то, что он планировал. Профессионально спроектированный автомобиль во многих отношениях был готов.

Когда дизайн Джорджио Джуджаро впервые был представлен, большинство критиков сочли его захватывающим и привлекательным, с правильной смесью классического стиля и инноваций. С течением лет, стиль несколько поменялся, но он по-прежнему был красив и узнаваем. Даже такая «мелочь», как двери, которые были сделаны здесь в виде «крыльев чайки», для большинства людей показались не такими как у всех, и они действительно отличались, а также несли практическую пользу, облегчая вход/выход из автомобиля, который был сам по себе достаточно низким.

Кузовные панели из нержавеющей стали, которые устанавливались на армированный стеклопластик (GRP) были чем-то особенным, невероятным и безумно дорогим. Специалисты того времени в один голос предполагали, что применением подобной технологии ДеЛориан попытался необоснованно выделиться, пожертвовав практичностью. Но кто сказал, что эти автомобили должны быть практичными? Особенно в сегменте GT, стоимость в $ 25.000+, суммы в начале 80-х годов более чем достаточной, чтобы поставить этот автомобиль в один ряд с или . Серебряный цвет кузовных панелей был естественным, краски на нержавейки не было. Это было и плюсом (оригинальный внешний вид) и минусом одновременно, потому что кузов легко царапался, и на его шероховатой поверхности оставались следы пыли и грязи, делая DeLorean на вид не самым опрятным.


Отмечалась довольно качественная сборка кузовов автомобилей, хотя стеклопластиковый кузов издавал множество неприятных скрипучих звуков, что не могло не огорчать. Тем более за такие большие деньги.

И даже полиуретановые наконечники были хорошей идеей с практической точки зрения, они выполняли полезную функцию, защищая фары и бампера при небольших ударах.

Внутри DeLorian DMC-12, автомобиля будущего, из прошлого...

Сложно было сравнить и аромат кожи внутри салона DeLorean с каким-либо другим. В обивке автомобилей были применены только натуральные материалы, в то время как дверные панели были обиты винилом. За рулем DMC-12 чувствуешь себя как в самолете, в этом нет ничего удивительного, посадка и окружение действительно была сродни кокпиту, заставляя владельцев страдавших клаустрофобией покрываться холодным потом, когда они оказывались внутри купе за закрытыми дверьми. С другой стороны эта компактность давала чувство единства с автомобилем.

Обзорность единственной модели DMC не раз подвергалась критике. Любой, кто хоть раз в жизни управлял этим автомобилем, был шокирован непродуманностью и низким качеством обзора.


Переднюю часть автомобиля было трудно прочувствовать, а очень широкие передние стойки и наружные зеркала блокировали значительную часть обзорности при прохождении поворотов. Однако обзорность в задней четверти оказалась лучше, чем ожидалось от автомобиля с расположенным посередине двигателем.

Расположение водителя довольно комфортно, присутствовало достаточное количество регулировок сиденья и рулевого колеса, чтобы удовлетворить большинству типов водителей. Сами сиденья были скудны на боковую поддержку водителя, если тот выезжал на трек, кресла его не могли удержать. Но для обычной езды они были вполне удобные. Идеальной была бы более развитая боковая поддержка и немного более длинная подушка кресла по мнению одних владельцев, с точки зрения других водителей, эргономика сидений была хорошо продумана и отлично подходила даже к дальним поездкам. Рулевое колесо, несмотря на наличие у него вертикальной регулировки, располагалось низковато, а его верхняя часть перекрывала обзорность панели инструментов.


Расположение педального узла было функционально эффективным, но некоторые водители испытывали дискомфорт при использовании техники переключения передачи с перегазовкой, «пятка-носок». Надо ли говорить, что происходило это только при гоночном использовании автомобиля?

Центральная консоль располагалась немного выше, чем того бы хотелось большинству водителей, что завершало ощущение «кокпита» в салоне автомобиля.

Музейный экспонат в движении...

Тем не менее, контролировать DeLorean можно достаточно легко. Освоившись с чувством автомобиля за довольно короткий промежуток времени.

Куда можно было положить вещи в ? Полка позади сидений имеет гибкую сетку, которая не даст вещам летать по салону. Позади водительского сидения располагается небольшой ящик для хранения различных ценных предметов.

Кондиционирование воздуха и система вентиляции хорошо продуманы, работали они эффективно, при необходимости. А таковая возникала с завидно регулярностью, учитывая темный интерьер и небольшие форточки в боковых окнах, по сути окна не открывались.

С его захватывающим дизайном и аэродинамичной, несмотря на то, что немного угловатой формой, вы, естественно ожидаете от него отличных скоростных показателей. И в этом вы абсолютно… НЕ правы !

Во время разгона по прямой DeLorean сложно назвать спорткаром в исконном понимании. Урожденный Рено, 2.8 литровый V6 развивал лишь 130 л.с. при 5.500 об/мин и 219 Нм крутящего момента при 2.750 об/мин. Такими числами автомобиль не удивлял даже публику начала 1980-х годов. Учитывая, что вес автомобиля был средний, 1.400 кг, результат разгона от 0-100 км/ч соответствовал 10.5 секундам по официальным данным. Четверть мили GT купе преодолевало за 17,9 секунды при максимальной скорости 123 км/ч.

Это не показатели для автомобиля GT данной ценовой категории, но гибкость двигателя делала отсутствие большой мощности сносным в том случае, если использовать DeLorean DMC-12 как развлекательный автомобиль, на котором можно и в городе с комфортом передвигаться и на двухполосном загородном шоссе. По динамике от 0-100 км/ч, DeLorean схож с такими автомобилями, как Jaguar XJ6, Porsche 924 с атмосферным двигателем или Alfa Romeo Spider Veloce.


Из плюсов маломощных двигателей DeLorean можно отметить легкий холодный запуск мотора и отличный отклик, на горячем или холодном моторе. V6 свободно раскручивался до 5.500-6.000 об/мин, но максимальные обороты давались ему с немалым трудом. Еще одно утешение для владельцев, экономия топлива, автомобиль потреблял в среднем респектабельные по тем временам, 12 литров бензина. Наибольший вклад в экономичность был вложен 5-ступенчатой коробкой передач (также приобретенной у Renault).

Переключение передач приемлемо, но не вдохновляет. По большому счету переключения будут предсказуемыми, но иногда можно допустить ошибку, включить 3-ю, а не 1-ю передачу, например.

Видеозвонки, и кроссовки будущего , но до сих пор некоторые уголки мира не сильно отличаются от своего же вида в 1980-х. Сегодня весь мир празднует тот самый день, в который Марти Макфлай прилетел на модернизированной DeLorean: в Сочи по гоночному кольцу проехала одна из DMC-12, а Док лично опубликовал послание всем фанатам, в котором он говорит, что будущее у нас то, которое мы сами себе выбираем.

Сегодняшнее видеопослание , на котором настоящий Док из фильма (а может, переодетый Кристофер Ллойд, игравший его в фильме) говорит со зрителями, и правда приводит в какой-то детский трепет. Может потому, что мы хотим верить в настоящего Дока? А может быть и потому, что актер сидит именно в той невероятной тачке, созданной в Ирландии в 1981 году, и переоборудованной под машину времени. «Потоковый накопитель», треугольный девайс, работающий на плутонии 242, который доктор создал, сидя на унитазе, в машине на видео тоже имеется.

Конечно, все эти блестящие и мигающие детали не присутствуют в оригинальной комплектации DeLorean DMC-12, которую создали в Ирландии в 1981 году. Мы не будем говорить о голливудском тюнинге, потому что, по правде говоря, не верим, что с ним тачка умеет перемещаться во времени. Если ты фанат «Назад в Будущее», прости, но пора уже перестать верить в Деда Мороза. Лучше мы расскажем о реальной машине DeLorean DMC-12.

Над внешним видом первой «машины времени» работал итальянский автодизайнер Джорджетто Джуджаро, который в разное время занимался дизайном Lamborghini, Alfa Romeo, Saab, Maserati и Bugatti. Машина получилась угловатой, но очень в духе 80-х. Опытный образец машины закончили еще в 1976 году, но на конвйер она вышла только в 1981. Тачка знаменита тем, что ее корпус общит непокрашенной нержавейкой, а двери открываются наверх. Короче, если бы такая машина ездила по Москве, ее антикорозийные свойства бы очень порадовали владельца.

Кстати, вполне вероятно, что хоть одна DMC-12 да ездит по столице, потому что в 2008 году ее производство перенесли из Ирландии в США, и их опять начали делать. Базовая комплектация (без «потокового накопителя») в начале десятых годов этого века стоила 60 000 долларов. Джон Делореан, создатель марки, планировал поставить на свою первую машину DMC 400-сильный мотор от Chevrolet Corvette, но ему не удалось договориться об этом с Дженерал Моторс. В итоге на «машину времени» поставили 2,8 литровый двигатель, разработанный Peugeot, Renault и Volvo, выдававший 150 лошадиных сил. Чтобы разогнаться до 88 миль в час (и, по легенде фильма, перенестись в другое время) этого хватило, и Роберт Земекис взял машину для съемок в своем знаменитом фильме.

Максимальная скорость этой машины - 177 км/ч (109 милль в час), а до «сотни» она с разгоняется за долгих 10,5 секунд. Сейчас эти характеристики очень далеки от машины будущего. Снимать продолжение фильма, лучше например, с участием , которая, будучи электрическим кросcовером, разгоняется до 100 км/ч за 3,2 секунды. Однако, были у DeLorean и несколько функций, которые делали ее прогрессивной, например, независимая подвеска каждого колеса и очень долговечный кузов. Кроме того, как и у большинства спортивных тачек, у нее задний привод, что позволяет ездить на ней в контролируемом заносе. Подрифтовать на такой - мечта.

Похоже ли настоящее на то будущее, о котором мечтал Роберт Земекис в 80-е? - Наверное, нет, и это даже к лучшему. С тех пор у всего мира так и остались фантазии на тему перемещения во времени и любовь к старушке DMС. Марти Макфлай бы очень удивился, если бы этот нержавеющий спорткар перенес его в 2015 год на территорию российской средней полосы, и сказал бы уже популярное в интернете: . Тот, Марти, именно тот. Просто надо было промотать намного дальше.

Delorean DMC-12 - автомобиль, выпускавшийся в 1981-1982 годах фирмой Delorean Motor Company. Выпуск данной модели был ориентирован на американский автомобильный рынок.

Его производство возобновилось в 2008-м и продолжается до сегодняшнего дня, однако заполучить автомобиль можно лишь по специальному заказу.

Биография создателя Delorean DMC-12

Модель, известная по фильму «Назад в будущее», - творение Джона Делореана, одного из наиболее загадочных и ярких имен в автомобильной индустрии 20-го века. Он родился 6 января 1925 г. в семье румынского иммигранта. Уже с детства Джон проявлял большой интерес к автомобилям. Отец, работающий в то время на заводе Ford в городе Детройт, заметил тягу десятилетнего сына к технике и купил ему подержанный Ford Model T. Джон часами копался в автомобиле на заднем дворе.

Обучаясь в техническом училище, юный Делореан проявил незаурядные способности в черчении и физике. В 1941 году он стал студентом Лоуренсовского технологического университета, куда его приняли без вступительных экзаменов.

Но его обучение длилось недолго, так как он был призван в армию в связи со Но на фронт Джону повезло не попасть, поскольку его часть находилась в резерве. После демобилизации он продолжил обучение и окончил колледж с отличием в 1948 году. Спустя два года он устроился на работу в фирму Chrysler, параллельно обучаясь в техническом университете концерна по специальности «Автомобильный инженер». После получения диплома он не остался в Chrysler, а ушел в имеющую много проблем фирму Packard, которая занималась выпуском автомобилей класса «Люкс».

В Packard Джон Делореан раскрыл свой потенциал во многом благодаря команде лучших конструкторов и инженеров США, работающих в ней. Всего за четыре года ему удалось из рядового инженера стать руководителем конструкторского отдела. В 1956 году фирма Packard прекратила свое существование в качестве самостоятельного бренда, и Делореан получил предложение на должность главы департамента разработок в элитное подразделение концерна General Motors - Pontiac. Он должен был вывести Pontiac из кризиса и пустить несколько новых моделей в производство, с чем Делореан успешно справился.

Уже на то время Джон был одержим мощными спортивными автомобилями. Спустя два года он предложил руководству компании проект двухместного спортивного купе с 6-цилиндровым двигателем. Идею отвергли из-за того, что «новинка» могла составить внутреннюю конкуренцию новеньким Corvette. Но Делореан нашел способ обойти запрет и оборудовал Tempest 325-сильным движком V8 объемом 6,4 л. Автомобиль стал настолько популярным, что его выделили из линейки Tempest, переименовав в Pontiac GTO.

Pontiac GTO стал культовым автомобилем, открыв эру американских мускл-каров. Он принес Долореану мировую известность. В 1965 году, в возрасте 40 лет, он стал руководителем подразделения Pontiac и самым молодым вице-президентом в истории General Motors. В 1969 году он стал руководителем основного бренда корпорации - Chevrolet, и уже через три года Джон Долореан занял место вице-президента GM по производству, то есть стал вторым человеком в гигантском концерне. До «вершины» оставалась всего одна ступенька, но в 1973 году Долореан уходит из GM, объясняя это тем, что ему стало неинтересно работать. Ходили слухи, что акционеры узнали о мошеннических схемах Джона Делореана. Дабы не доводить дело до суда, он решил уйти из фирмы по собственному желанию.

После ухода Делореан не оставляет свою идею о создании заднеприводного спорткара. Он регистрирует фирму Delorean Motors и приглашает на должность главного конструктора своего друга Билла Коллинза, с которым работал в Pontiac. Они вместе отправились на Туринский автосалон, где встретили знаменитого Джорджетто Джуарда и предложили ему разработать дизайн двухместного купе. Он согласился и получил карт-бланш при одном условии: автомобиль должен был иметь крылообразные двери, как у Mersedes 300 SL Gullwing. Вскоре был предоставлен эскиз модели DMC-12. Дизайн автомобиля говорил о том, что он попадает в категорию «спортивные автомобили».

Первые шаги к мечте

Тут же Джон Долореан покупает у компании CTC право на использование специальной технологии для производства панелей из стеклопластика и уретановой пены. Делореан решил сделать весь кузов автомобиля из пластика, а не только второстепенные детали. Такая конструкция не подвержена коррозии и не менее прочная, чем обычная стальная. Но он решил не ограничиваться этим и облицевать автомобиль нержавеющей сталью. Это было сделано не только с целью придать автомобилю экстравагантности, но и для экономии: облицовка внешней пластиковой части кузова нержавеющими листами не дороже стандартного стального кузова с учетом покраски.

Разработка модели

Собирать Delorean DMC-12 Делореан решил в Северной Ирландии, а не в США. Причиной этому являются деньги: Великобритания пообещала выделить кредит с условием того, что будет создано 2500 рабочих мест в проблемном регионе государства. В 1978 году Delorean Motors получила кредит в размере 100 млн долларов, после чего началось строительство сборочного завода в городе Данмарри, пригороде Белфаста. На то время Коллинз построил первые два прототипа по эскизам Джуджаро, заказал оборудование для изготовления деталей и нашел подходящий движок для будущего Delorean DMC-12. Технические характеристики новинки с 130-сильным объемом 2,85 л, разработанным компаниями Renault совместно с Peugeot и Volvo, не удивили бы никого даже на то время. Решение о его использовании было принято в связи с нехваткой времени на сборку нового движка, так как согласно условиям договора с Великобританией Делориан обязан был начать серийную сборку модели в мае 1980 года. Спортивные автомобили мира того времени значительно превосходили автомобиль по техническим характеристикам, но не могли сравниться с его дизайном.

С чистого листа

Создание абсолютно нового автомобиля за два года практически нереально даже для большой корпорации с несколькими тысячами инженеров, так как на то время все работы осуществлялись вручную, без компьютерного проектирования. Создание технической документации для модели Delorean DMC-12 в скором времени зашла в тупик, поэтому Делореан подписал контракт на проведение всех работ с компанией Lotus, отдав за работу 10 млн. Главный конструктор компании Lotus отправил на эту работу Майкла Лаузби, лучшего специалиста по шасси и подвеске. Перед ним стояла очень серьезная задача, так как все наработки Коллинза никуда не годились. Для автомобиля столь нестандартной конструкции и материалов требовался серьезный подход к организации процесса разработки.

В 1980 году проект был полностью переделан, а от наработок Коллинза остался только механизм открывания дверей. Работы замедлялись из-за ошибок чертежников, низкого качества при изготовлении моделей и низкой дисциплине на заводе. Для того чтобы сэкономить время, в конструкции Delorean DMC-12 использовали технические решения недавнего проекта модели Lotus Espirit Turbo. В большей части это касалось подвески и шасси.

Подвеска и шасси

Сначала Лаузби взялся на шасси. Прямоугольная несущая рама и Т-образные передние и задние силовые элементы, предлагаемые Коллинзом, обеспечивали хорошую надежность и жесткость кузову. Но на ее доработку требовалось время, которого не было в запасе у Делореана. В конечном счете сделали в виде двух соединенных в основании букв Y. На шасси крепились подрамники для движка, системы охлаждения и несущие элементы подвески. Трансмиссия и бензобак разместили внутри рамы. Результатом изменений стало уменьшение продольной жесткости кузова с 7000 до 2400 фунт-фут2/град.

Автомобиль Delorean DMC 12 получил классическую для заднеприводного автомобиля развесовку по осям: 69% веса шло на заднюю ось и 31% - на переднюю ось. разрабатывалась по подобию Lotus Espirit Turbo. Она была типично американской - мягкой и комфортной. Передние и задние колеса имели разный размер: спереди стояли узкие R14 195/65, а сзади - широкие R15 235/65.

Двигатель

130-сильный 6-цилиндровый двигатель объемом 2,85 л закупался во Франции. Он имел высокую надежность и недорогую цену. Владельцы Delorean DMC-12, технические характеристики которого во многом уступали конкурентам, указывали на низкую мощность автомобиля. По сравнению с «немцами» и «итальянцами» такой же стоимости динамика автомобиля была «бледной». Майкл Лаузби считал, что более мощный движок не будет соответствовать жесткости подвески. До «сотни» автомобиль разгонялся за 9 с, а его максимально развиваемая скорость составляла лишь 209 км/ч.

Серия усиленных движков

В сентябре 1982 года завод в Данмарри выпустил несколько 156-сильных Delorean DMC-12. Цена моделей серии 502, как и мощность, была значительно выше, чем у предшествующих DMC-12: порядка 30 000 долларов. Разработкой и настройкой двигателя занимались специалисты из Legend Industries. Эти модели были собраны одними из последних за короткую историю фирмы Delorean Motors. Силовой агрегат шел в паре с 5-ступенчатой механической КПП или 3-ступенчатой коробкой-автомат от Renault.

В дороге

Мягкая подвеска, медлительность и валкость при маневрах - таким в дороге оказался Delorean DMC-12.

Несмотря на огромные трудности, разработка модели все же завершилась осенью 1980 года. Испытания проводились на дорогах Северной Ирландии, где тестовые модели произвели настоящий фурор у жителей. Футуристический силуэт, нестандартные двери и блестящая поверхность кузова привлекали внимание огромного количества зевак. Остановки автомобиля превращались в получасовые лекции для любопытных.

Выпуск автомобиля

Машина Delorean получила поддержку со стороны прессы, но всем стало ясно, что фирма Delorean Motors находится в сложном финансовом положении в связи с огромными незапланированными издержками.

Летом 1981 года конструкторский отдел завода в Данмарри начал работы по усовершенствованию двигателя DMC-12 для увеличения его мощности. Инженеры приступили к изменению настроек подвески в сторону «спортивности». В это же время Делореан принимает решение о подготовке концепции новой модели. Он предполагал, что ею должен стать четырехместный спорткар с композитным или кевларовым кузовом по концепту Medusa, который создал в 1980 году тот же Джорджето Джуджаро.

Финансовые проблемы

Фирма всячески пыталась найти средства и вылезти из долговой ямы, но время было упущено. Рецессия экономики США в 1981 году еще привела к понижению спроса на автомобили, что еще больше усугубило положение компании Делореана. Он пытается получить еще один кредит от правительства Британии, но это не удается. В феврале произошел скандал с фирмой Renault, которая стала требовать погашения задолженности за отгруженные двигатели, угрожая судебным разбирательством. Вскоре в компании Delorean Motors ввели после чего все имущество, включая 2000 нереализованных Delorean DMC-12 и порядка 900 дверей арестовали. Делореан пытался найти деньги любым способом, обещая спасти компанию и работу своей мечты. Эти поиски ни к чему хорошему не привели, более того, он оказался на судебной скамье. Делореан оказался замешанным в афере с кокаином. Он объяснил это тем, что других способов найти средства просто не было. Революционный автомобиль ушел в прошлое.

Второе дыхание

О DMC-12 временно забыли, но знаменитый режиссер Роберт Земекис пригласил автомобиль для съемок в трилогии «Назад в будущее». После выпуска фильма в 1985 году интерес к автомобилю вспыхнул опять. Его стоимость на вторичном рынке тут же взлетела вверх.

В это время самого Делореана оправдали, но это не вернуло ему былой славы. До 1988 года включительно продолжалась процедура банкротства фирмы, и в результате Делореан потерял все.

В настоящее время

В техасская фирма Delorean Motor Company, имеющая все права на марку, возобновила производство автомобиля в количестве 20 единиц в год. До этого компания лишь обеспечивала владельцев запчастями и восстанавливала старые модели.

Автомобиль часто появляется на экранах телевизоров в фильмах, передачах, компьютерных играх.

Например, он засветился в таких фильмах, как «Полицейский из Беверли-Хиллз», «Идиократия» (2005), «Певец на свадьбе», «Хакер», «Большой толстый лжец», «Касл», «Артур. Идеальный миллионер» и множестве других.

Итоги

Модель DMC 12 была и остается по сегодняшний день одной в каталоге DMC. За 1981-1982 годы Delorean Motor Company выпустила около 9 000 автомобилей. Цена Delorean со 130-сильным двигателем была значительно завышена и составляла порядка 25 000 долларов.

Футуристический дизайн бросил вызов автомобильному однообразию 80-х. Модель была нацелена на элитную аудиторию и являлась знаменитостью сама по себе. Среди всех ее уникальных черт - двери, открывающиеся вверх. Такие двери не создавали трудностей во время парковки, посадки или высадки из автомобиля, так как для них требовалось расстояния всего 35 см.

Торговая марка Delorean, несмотря на сравнительно низкие технические показатели выпускаемых моделей, все же попала в марки спортивных автомобилей.

В 1982 году фабрика в Северной Ирландии прекратила свое существование в связи с банкротством фирмы и скандалами вокруг самого Джона Делореана.