Что за машина ваз 21093. Технические характеристики. Эксплуатационные характеристики Девятки

ВАЗ 20109 - самая массовая модель первого поколения переднеприводных машин АвтоВАЗа. Периодически на рынке появлялись ее различные модификации. Одной из них стал вариант 21093. Для модификации ВАЗ 21093 технические характеристики были весьма неплохи для обоих вариантов двигателя: карбюраторного и инжекторного.

Место 21093 в линейке моделей АвтоВАЗа

Прототипом для ВАЗ 21093 выступил переднеприводный хэтчбек ВАЗ 2109 «Спутник», с карбюраторным двигателем объемом 1,3 л, выпускавшийся в Тольятти с 1987 года. Мощность его двигателя составляла 64 лошадиные силы. Внешне 21093 «Самара», появившийся в 1990 году, мало чем отличался от 2109. Габариты, дизайн, оформление - все было почти как у девятки. Основные отличия были спрятаны под капотом.

Модификация 21093 получила новый двигатель. Конструкторы Волжского автозавода увеличили диаметр цилиндров с 78 до 82 мм при прежнем ходе поршня, составляющем 71 мм. Это дало увеличение рабочего объема с 1288 см кубических до 1499. У автомобиля выросла мощность, улучшились эксплуатационные характеристики (скорость и разгонная динамика), немного уменьшился расход топлива. В целом автомобиль ВАЗ 21093 приобрел заметную живость.

ВАЗ 21093 «Самара» выпускался в Тольятти до 2004 года, уступив место на конвейере модели 2114, пятидверному переднеприводному хэтчбеку из семейства «Самара-2».

Кузов и салон ВАЗ 21093

За годы выпуска модификации 21093 произошли некоторые изменения в дизайне при сохранении размеров кузова. Кузов девяносто третьей - пятидверный хэтчбек, обновились его передняя часть и радиатор, появилось короткое крыло. Габаритные и внутренние размеры моделей 2109 и 21093 совпадают до миллиметра. Салон авто 21093 пятиместный, но троим крупным мужчинам сзади поместиться трудно. Задний ряд сидений складывается, увеличивая объем багажника почти вдвое (с 330 л до 640 л).

Основные размеры авто «Лада 21093».

Комплектация люкс имела улучшенную приборную панель с тахометром и бортовым компьютером, была возможность установки электрических стеклоподъемников и противоугонной системы. Для обивки салона и сидений предлагалось несколько вариантов: от самого непритязательного серого текстиля до цветных материалов более высокого качества. Салон девяносто третьей был удобным и практичным как для ежедневных поездок на работу, так и для относительно дальних путешествий с детьми.

В отношении кузова и салона ВАЗ 21093 тюнинг вполне возможен. Опытные автомобилисты часто проводят тюнинг своими руками.

Варианты двигателя девяносто третьей

Существует два варианта двигателя для модели 21093:

  • карбюраторный ВАЗ 21083;
  • инжекторный ВАЗ 2111.

Оба двигателя рядные, четырехцилиндровые, восьмиклапанные и имеют рабочий объем 1499 см кубических. Расположены моторы спереди поперечно. Диаметр цилиндра и ход поршня у них совпадают, а степень сжатия составляет 9,9. Двигатели потребляют бензин: карбюраторный - АИ-93, инжекторный - АИ-95. Емкость топливного бака одинакова - 43 л.

Двигатель ВАЗ 21083 на модели ВАЗ 21093 карбюратор развивает предельную мощность в 70 лошадиных сил при 5600 об/мин, а крутящий момент составляет 104 Нм при 3400 об/мин. Максимальная скорость - 154 км/ч, мотор разгоняет машину до 100 км/ч за 13,4 с. Расход топлива ВАЗ 21093 на 100 км в городе - 8 л, за городом - 5,7 л, в смешанном цикле - 6,8 л. Снаряженная масса при этом составляет 915 кг.

В 1994 году вышла версия ВАЗ 21093 инжектор, получившая обозначение ВАЗ 21093i. Технические характеристики ВАЗ 21093i изменились в лучшую сторону. Мощность двигателя возросла до 78 лошадиных сил при 5400 об/мин, крутящий момент составил 116 Нм при 3000 об/мин. Время разгона до 100 км снизилось до 13 с. Теперь о том, сколько ест автомобиль. Расход топлива в городе приравнивается к 9 л на 100 км, за городом - к 5,9 л, в смешанном цикле - к 7,2 л. Снаряженная масса при этом составляет 945 кг.

Трансмиссия и ходовая автомобиля ВАЗ 21093

Трансмиссия на ВАЗ 21093 конструктивно выполнена одним агрегатом, включающим сцепление и механическую коробку переключения передач (МКПП). Коробка объединена с дифференциалом, сцепление однодисковое. Кожух сцепления соединен с маховиком болтами. Для обеспечения контакта с нажимным диском служат шесть упругих пластин. Коробка передач механическая, пятиступенчатая. Шестерни первичного вала зацеплены с ведомыми шестернями постоянно. Вторичный вал имеет два синхронизатора.

Привод колес автомобиля включает два шарнира равных угловых скоростей (ШРУС): пруткового вала слева и трубчатого справа. Передняя подвеска автомобиля независимая, амортизаторы гидравлические, пружины цилиндрические. Задняя подвеска торсионно-рычажная, независимая, с конструкцией на продольных рычагах.

Тормозная система на автомобиле модели 21093 использует дисковые передние и барабанные задние тормоза. Имеет место диагональное взаимодействие контуров. Один контур включает правое переднее и левое заднее колесо, другой - два оставшихся. В гидропривод системы включены вакуумный усилитель и регулятор давления задних тормозов.

Который хорошо подходит для езды по улицам города. Девятка получила огромную популярность у простых людей и даже у бандитов. В народе она получила прозвище «Зубило».

В честь праздника 70 летие Октября на Волжском автомобильном заводе был представлен и запущен в производство Ваз 2109, который проектировался в основном для домохозяек с детьми, чтобы легко перемещаться по городу. За почти 13 лет своего существования автомобиль почти не изменялся внешне, лишь в 1990 году в машине немного изменили переднюю часть. С этого же года начались выпускаться различные комплектации, такие как ВАЗ 21093-20 (Стандарт), ВАЗ 21093-21 (Норма), ВАЗ 21093-22 (Люкс), которые отличались лишь наличием электростеклоподъемников, люка и некоторых других мелочей. Существовал вариант для поставки другим странам Европы Ваз 21093 – 22 Lada Samara Baltic.

Ваз 21093 – 22 Lada Samara Baltic отличалась улучшенным экстерьером, также немного подверглась изменению электроника и двигатель.


Пятидверный хэтчбек входит в состав семейства Лада Самара/Спутник, которая включает в себя 3 модели : Ваз 2109, Ваз 21099, Ваз 2108.

Технические характеристики

Тип Объем Мощность Крутящий момент Разгон Максимальная скорость Количество цилиндров
Бензин 1.3 л 64 л.с. 94 H*m 16 сек. 160 км/ч 4
Бензин 1.5 л 72 л.с. - 14 сек. 156 км/ч 4
Бензин 1.5 л 78 л.с. 115 H*m 13 сек. 160 км/ч 4

Девятка имеет небольшой по объему, но довольно резвый двигатель, также автомобиль переднеприводный, что добавляет большого комфорта для передвижения. Автомобиль оснащался в двух версиях: 4-cтупенчатая и 5-ступенчатая.

В плане мотора Ваз 21099 имеет несколько модификаций.


В 1987 году вышла с конвейера первая девятка с объемом двигателя 1,3 литра, который выдавал 65 лошадиных сил. Спец. Организации, милиция нуждались в быстром авто, поэтому волжский автозавод выпустил 2109-20 с роторным двигателем (145 лошадиных сил), который позволял развить на машине скорость до 200 км/ч. Ваз 21091 наоборот же имел овощной двигатель 1,1 литр. С 1990 года вышли в свет и более мощная модель Ваз 21093 с карбюраторным полуторалитровым двигателем. Такой же двигатель получил и ВАЗ 21093i, но он представлял собой уже мотор инжекторного типа. Инженеры волжского автозавода поработав над впрыском, позаимствовав систему у Ваз 2111, выпускают еще более резвый двигатель 1,5 литра, но уже с мощностью 75 лошадиных сил. Данный мотор получил Ваз 21093-20.

Она спереди имеет независимую подвеску, типа Мак Ферсон. Задняя подвеска полунезависимая с поперечной балкой, такую подвеску ставили на множество переднеприводных машин того времени.

Салон


Специально для новой серии автомобилей Волжский Автомобильный Завод отказался от Жигулевского экстерьера, создав полностью новый салон. Машина скомпонована так, чтобы водителю можно было до всего легко и удобно дотянуться. Модель имеет 3 вида панели: высокую, низкую и евро. В комплектации люкс автомобиль оснащался электрическими стеклоподъемниками. Стоит заметить, что сиденья стали теперь удобнее, что способствует более комфортной езде. Задний диван небольшой, так как задумывался для детей, но в лихие 90-е туда помещались и 2-3 крупных парней.

Это идеальный автомобиль для начинающего водитель и работы. Машина отличается высокой ремонтопригодностью, недорогими деталями и широкими просторами для тюнинга салона, двигателя, и внешнего вида.

С 1987 года был начат выпуск моделей ВАЗ-2109 в пятидверном кузове хэтчбек. По сравнению со своей соплеменницей восьмеркой, Спутник/Lada Samara ВАЗ-2109 считался более солидной семейной машиной. На этом сказалось наличие 5 дверей и, как итог, куда меньший экспрессивный внешний вид.

С 1988 года девятая модель, а также модификации данного автомобиля (ВАЗ-21091 и ВАЗ-21093) стали самыми массовыми переднеприводными моделями ВАЗа. Еще более удачной модификацией девятой модели стал ВАЗ-21093, который выпускался в 1990 году.

Если сложить задние сиденья автомобиль легко мог трансформироваться в грузопассажирский вариант. Он мог быть использован, как универсал. В базовых вариантах ВАЗ-2109 были установлены поперечно расположенные карбюраторные 1,3-литровые четырехцилиндровые двигатели с мощностью 65 лошадиных сил. С такими характеристиками полностью загруженная машина разгонялась до 100 км/ч за 18 секунд. Максимально-возможная скорость 156 км/ч. Модель ВАЗ-21093 была оснащена моторами объемами в 1,5 литра (ВАЗ-21083) с мощностью в 72 лошадиные силы. Модель ВАЗ-21093i шла с инжекторным моторами с рабочими объемами в 1,5 литров. Плюс к тому, производилась модификация ВАЗ-21091, которая оснащалась двигателями с объемами в 1,1 литра. Начиная с 90 годов автомобили комплектации "Люкс" были оснащены более новой панелью приборов, которая имела тахометр и маршрутный компьютер. И самой новейшей разработкой был мотор имеющий систему распределенного впрыска топлива.

В 1995 году перед кузова прошел рестайлинг. В результате радиаторная решетка уже не оплавлялась. Последняя косметическая модернизация была проведена в 1997 году, однако при этом, комплектация автомобиля практически не изменилась.

Модель ВАЗ-2109 и ее модификации перестали выпускать в 1997 году. Это было обусловлено прекращением производства двигателей предшественницы ВАЗ-2108.

Когда на конвейере в 1990 году появилась модель ВАЗ-21099 в кузове седан, был завершен процесс производства семейства модели «Самара». Был увеличен задний свес, что существенно удлинило машину в сравнении с другими автомобилями семейства. У данной модели выделялась облицовка радиатора, которая была довольно оригинальная, а передние крылья и капот были изготовлены без пластиковой маски. Непосредственно салон машины был оснащен новой панелью, с наличием тахометра. Чуть позже, данные решения были применены ко всему семейству моделей "Самара".

ВАЗ 21099 - автомобиль с передним приводом. Кузов - седан. Машина комплектуется двигателями с объемами в 1,5 литра, а также 5-ступенчатыми механическими коробками передач. ВАЗ-21099i шли с инжекторными двигателями с объемами в 1,5 литра. С начала производства данных автомобилей в разные годы были выпущены модификации, как с карбюраторными двигателями, так и впрысковыми двигателями с рабочими объемами в 1,3л ВАЗ-210993 и в 1,5 литра ВАЗ-21099.

Предусматривались следующие варианты: для автомобилей с карбюраторами - "норма" (ВАЗ-210992-01), "стандарт" ВАЗ-21099-00 и "люкс" ВАЗ-21099-02; для автомобилей с инжектором - "норма" ВАЗ-210992-21, "стандарт" ВАЗ-21099-20 и "люкс" ВАЗ-21099-22.

Автомобили ВАЗ очень часто ломаются: приходит в негодность генератор, аккумулятор, тормоза, проблемы с двигателем тоже не являются редкостью. Чтобы избежать поломок и неисправность двигателя, нужно своевременно менять масло, а также прокладки клапанной крышки, которые можно приобрести на этом сайте http://www.trialli.ru/catalogue/prokladki/prokladki-klapannoy-kryshki/ .

Технические характеристики (ВАЗ-2109 / ВАЗ-21099):

Производитель: Волжский автомобильный завод.
Годы пр-ва: 1984-1997, 1984-2003, 1984-1997 гг. / 1990-2004, 1997-2004
Габариты (Д х Ш x В), мм - / 4205 х 1650 х 1402
Колёсная база, мм -
Тип кузова хетчбек / седан
Кол-во и расположение цилиндров 4 / L4
Объём двигателя, л 1,3, 1.1, 1.5 / 1.5, 1.5i
Масса снаряженная, к - / 970
Масса полная, кг 1425 / 1395
Мощность двигателя, л. с. , при об.мин. 65/5600, 72 (78-i)/5600 // 70/5600, 78/5400
Тип привода 4х2, передний
Система питания карбюратор (i-инжектор) / карбюратор (i-центральн. впрыс)
Тормозная система передние дисковые, задние барабанные
Подвеска передняя независимая т. McPherson
Подвеска задняя продольный рычаг
Динамика разгона 0-100 км/ч, с 15.6 / 16

ВАЗ-2109 - отечественная "Самара-Спутник", один из автомобилей бывшего Союза, чей выпуск начался еще в 1987 году. Потом, через 4 года, в 1991, на смену ему пришел ВАЗ-21093, технические характеристики которого уже включали более мощный 1,5 л двигатель. В те годы купить "девятку" (как ее называли в народе) или 93 модель считалось большим шиком. И хоть Союза уже давно нет, но 2109 по-прежнему пользуется спросом, несмотря на новомодные фишки "Приоры", "Калины". Чем же вызвана такая популярность?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, чем выделялась "Самара". Ведь двигателем в 1,5 л в тот момент уже никого нельзя было удивить. Более ранние модели тоже имели такие возможности. Как пишут, автомобиль ВАЗ-21093 имел передний привод, доставшийся от матери - "девятки", 5-ступенчатую механику и всего 6 литров по трассе. Вроде бы ничего особенного, но если сесть в салон: передние стеклоподъемники, коррекция фар, впоследствии появление тахометра, а некоторые счастливые автовладельцы могли похвастаться и центральным замком.


Обратим внимание, что на панели 2109 действительно отсутствует тахометр. Даже став иномаркой (речь о 2109 Baltic), она не обзавелась тахометром. Фото панели для Baltic можно увидеть в данной статье.

"Спутник"

Те, кто помнят советские цены, особенно кто имел такой автомобиль, согласятся, что 6 литров на 100 км для семьи в 3-4 человека были вполне приемлемым финансовым грузом. Зато такой "Спутник" позволял устраивать туристические вылазки на большие расстояния.


3адние сидения для двух детей в семье, объемный багажник, низкий расход топлива плюс некоторые примочки, которыми не могли похвастаться владельцы более ранних "Жигулей" - получается ВАЗ-21093. Технические характеристики машины посмотрим ниже, но у всего автопрома тех времен не было более комфортабельного, пригодного как для города, так и загородных дорог автомобиля. "Нивы", "четверки", "двойки" не в счет, потому как при складывании задних сидений мы получали полугрузовой вариант, который по объемам превосходил названные модели. Можно упомянуть 8 модель, тот же "Спутник", но не стоит забывать, что "девятка" имеет пять дверей против трех для 2108.

Появление инжектора

С развитием производства очень скоро после старта модели 2109 на АвтоВАЗе появился ВАЗ-21099 седан, который шел уже с инжекторным двигателем. Однако большая популярность хэтчбека заставила вазовцев пересмотреть планы по поводу 2109. В 1991 году, через год после старта 99 модели, появился ВАЗ-21093 инжектор, технические характеристики которого стали нормой для всех будущих девяток. Как писали в пресс-релизах тех времен, эта модель более подходит для семейного человека, имеет менее экспрессивный облик, чем у 2108. Впрочем, с появлением модели 99, которая получила инжектор раньше 93, звезда "Спутника" на АвтоВАЗе очень скоро закатилась. Модель поддерживалась Украиной, но с 2011 года производство прекращено. Интересно заметить, что в Украине автомобиль оставил свое первоначальное название, несмотря на то, что собирался на том же заводе, где Запорожцы, Таврии и последующие марки.

Ошибочные мнения

Существует несколько мнений по поводу спецификации модели ВАЗ-21093. Технические характеристики: инжектор, 1,5 л двигатель, передний привод, 5 дверей и т. д. В то же время в иной справочной литературе могут быть указаны другие данные, которые включают те же характеристики, за исключением объема двигателя 1,6 л. Но по заводской спецификации все 99, а затем и 93 модели имели только 1,5-литровый движок. Да, там было почти 1600 без нескольких единиц, но спецификация их все равно относит к классу 1,5. Партия с литровым движком, которая выпускалась на базе той же "матери", к 93 отношения не имеет, потому что ее назвали 21091.

Инжектор или карбюратор?

Надо заметить, что 93 модель выпускалась в 2 этапа. И основная деталь ранних машин (до 1994 г.) отличается от последующих автомобилей ВАЗ-21093. Технические характеристики карбюраторных машин похожи на 2109 и 2108. Начиная с 1994, а потом и с 1997 года характеристики 93 модели стали в точности повторять 99 (за исключением кузова): 1,5 л двигатель, передний привод, механическая коробка на 5 ступеней, система подачи топлива от 99 и т. д. Именно из-за появления инжектора 93 получил новые крылья, а 99 стал длиннее предыдущих.

Совместное предприятие

Нельзя не упомянуть термин, который часто использовался в те годы. Данные буквы (СП) применялись и на заводе в Тольятти. Так появилась Carlotta - модификация бельгийцев, и 9-ка Baltic - совместное производство с Финляндией. По официальным данным, модифицировалась модель прообраз 93 - 2109, но в те же годы можно было найти и "Карлотту 93" - модифицированную модель, собранную на базе ВАЗ-21093.


Вот так выглядела "Карлотта". Отличительной особенностью, по которой ее узнавали даже в плотном потоке машин, являются сдвоенные фары. Причем не муляж, как делали некоторые русские умельцы на плоских фарах "Спутника", а именно 2 пары фар, включающихся по отдельности, как на шестерке.


А вот так выглядит панель у европейской "Лады" (фото выше): другой руль, другая подсветка, другой внешний вид, но основные черты оформления панели у девятого "Спутника" все-таки остаются неизменными.

Технические характеристики

Настало время посмотреть на характеристики нашего ВАЗ-21093. Технические характеристики, тип кузова, габаритные размеры и другая информация представлены ниже.

Если не считать детали, которые указаны несколькими абзацами выше, то устройство ВАЗ-21093 (принципиальные, электрические и прочие схемы) с большой долей точности повторяло ВАЗ-21099, за исключением того, что это был один из первых хэтчбеков в Советском Союзе.

И еще немного отдельно о Baltic

Строго говоря, этот автомобиль не является совместным производством. "Лада-Baltic" - совершено отдельная линейка, которая собиралась в Финляндии - европейской стране - для европейского потребителя. ВАЗу пришлось пойти на соглашение после того, как начали снижаться продажи экспортных автомобилей. Качество нашего транспорта далеко не всегда отличалось стабильностью, и проект Baltic родился как раз в момент одного из таких случаев.


Старым в машине остался разве что внешний вид. В то же время по дизайну иностранца тоже можно отличить. Во-первых, совершенно другие цвета, во-вторых, окраска бамперов, порогов и окантовок стекол в общий тон автомобиля (так выглядели авто класса люкс). В-третьих, именно с этих моделей в Союзе появилась идея использовать цвета металлик. Все цветовые решения этой "Лады" шли из линейки металликов. Можно сказать, в-четвертых, чисто черного цвета в Европе представлено не было. Такие цвета выпускались только для отечественного потребителя. Также интересно заметить, что финны пошли дальше России. В интернете встречаются фотографии машин, выпущенных Финляндией, с другими кузовами.

Заключение

Одной из моделей уходящего века можно смело называть модель ВАЗ-21093. Технические характеристики свои она во многом получила от смежных моделей: 09 и 099, но тем не менее это был быстрый, экономный, юркий автомобиль с хорошим по тем временам объемом багажника, который пользуется своей целиком заслуженной славой и по сей день.

Усовершенствованная «девятка» от Волжского автомобильного завода, которая выпускалась с 1990 года по 2004 год на одном и том же заводе, мало чем отличается от своего прототипа ВАЗ 2109. В соответствии с имеющимися техническими параметрами , ВАЗ 21093 имеет практически аналогичные характеристики.

В целом, это тот же самый переднеприводный хэтчбек с пятью дверцами на кузове и с пятью пассажирскими местами.
Положение руля соответствует норме и расположено с левой стороны. Снаряжённая масса автомобиля составляет всего 945 кг, а полная не превышала предела в 1370 килограмм.


Такие технические возможности позволяли машине достаточно быстро набирать скорость. Так, например, чтобы разогнаться до сотни км, водителю приходилось ждать немногим четырнадцать секунд, после чего он мог наслаждаться стремительной ездой по ровной загородной трассе.

В целом же, максимальная скорость, которую мог развить этот автомобиль, составляла 154 километра в час.


В силу своей конструкции, объём багажника ВАЗ 21093 технические характеристики которого, полностью соответствовали предыдущему варианту «девятки», составлял привычные 330 литров при разложенной конфигурации салона и 640 литров при сложенном заднем сидении. Однако максимально-допустимый объём багажника может достигать предела в тысячу литров.



Стандартные размеры Волжских «Девяток»

Если брать в целом, то габаритные абсолютно не изменялись. Это подтверждают и следующие приведённые параметры, которые относятся исключительно к последующей модификации ВАЗ 21093. А именно:
- длина кузова автомобиля ВАЗ 21093 составляет столько же, сколько и длина кузова ВАЗ 2109, то есть, 4006 миллиметров;
- аналогичная ситуация происходит и с остальными параметрами, так ширина ВАЗ 21093 равна 1650 миллиметров;
- высота кузова автомобиля составляла 1402 миллиметра.
- полная колёсная база, соответственно, имеет тоже стандартные размеры , и составляет 2460 миллиметров;
- передняя колея колес, как и в предыдущей комплектации ровна 1400 миллиметров;
- задняя колея колёс составляет 1370 миллиметров;
- и, как и положено, дорожный просвет составляет 160 миллиметров.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на то, что экстерьер машины с внешней точки зрения всё-таки подвергся некоторым переменам, по большому счёту, остался верен устоявшимся канонам предыдущей версии хэтчбека.



Двигатель

Силовой агрегат ВАЗ 21093 установлен спереди, в поперечном положении. Его рабочий объём составляет 1499 кубических сантиметров. Расположение цилиндров - привычное, рядное. Количество тоже стандартное и не являет собой ничего нового - четыре. Диаметр каждого отдельного цилиндра составляет восемьдесят два миллиметра.

Поршень ходит на семьдесят один миллиметр, а степень сжатия двигателя равна 9,9 раз. Мощность силового агрегата , в случае комплектации с карбюраторным двигателем составляла 68 лошадиных сил при условии 5600 оборотов за минуту, а крутящий момент составлял 100 Нм при 3400 оборотах в минуту.


В том случае, когда машина комплектовалась инжекторным мотором с аналогичными параметрами, данные показатели немного разнятся. В этом случае, мощность автомобиля вмещала в себя 78 лошадиных сил при 5400 оборотах в минуту, а крутящий момент составлял 116 Нм при 3000 оборотах в минуту. Так же разнилось и питание двигателя. В первом случае, оно было карбюраторное, а во втором - двигатель подпитывался методом распределительного впрыска.

Трансмиссия

Разумеется, хэтчбек ВАЗ 21093 имеет передний привод. Коробка передач, была механической и пятиступенчатой, с простым ручным управлением. То есть, полностью соответствовала нормам своего времени. Число передач тоже стандартное - пять вперёд и одна назад.


Подвеска

Подвеска передних колёс ВАЗ 21093 - независимая. В её конструкцию входят такие составные, как:
- амортизационные стойки;
- поперечные рычаги треугольной формы;
- стабилизатор поперечной устойчивости.
Подвеска задних колёс - полузависимая. Она состоит из:
- продольных взаимосвязанных рычагов;
- винтовой пружины и телескопических амортизаторов.


Тормозная система

ВАЗ 21093 обладал свойственной ВАЗовскому семейству тормозной системой. Передние тормоза были, как всегда, дисковые, а задние - барабанные.

Расход топлива

Что выгодно отличало усовершенствованную «Девятку» от своего прототипа, так это расход топлива. В среднем, при условии городского режима, он составлял порядка 8,7 литров на сотню километров, а загородом, так вообще расход сокращался до 5,7 литров. Это в случае наличия карбюраторного двигателя. С инжекторным силовиком приходилось тратить на 1,2 литра топлива больше.


На долю «девятки» ВАЗ-2109 выпала большая популярность, чем на долю ее «младшей сестры», трехдверной ВАЗ-2108 , что и неудивительно: кузов с четырьмя боковыми дверьми всегда рассматривался в нашей стране как более «солидный» и практичный для семейного использования. Поэтому пятидверный хэтчбек и стал «золотой серединой» первого поколения вазовских «переднеприводников» известного под названием «Самара-1». Впрочем, прозвище «зубило» за характерную слишком угловатую клиновидную форму досталось и этой модели. Кстати, обводы «Самары» оказались далеки от идеальных и это проявляется в том, что автомобиль-«грязнуля» пачкается буквально в первой же луже. Спинка заднего сиденья, складывалась исключительно целиком, причем алгоритм этого процесса из-за слишком сильно выступающих подлокотников предварительно распахивать задние двери. На более ранних выпусках багажник вообще «щеголял» отсутствием отделки.


В 1991 г. экстерьер «девятки» был несколько облагорожен за счет установки вместо пластикового «клюва» (дефлектора воздухозаборника) «длинных» крыльев и «традиционной» облицовки радиатора. Салон «девятки» был столь же «гремяще-скрипящий» пластмассовыми элементами, как и у прочих представителей семейства «Самара-1». В начале 90-х появилась комплектация «люкс» с «высокой» панелью приборов, оснащенной тахометром и маршрутным компьютером от более престижного седана ВАЗ-21099 . К сожалению,улучшению вентиляции данная панель никак не способствовала из-за неважного качества сборки и невразумительной работы дефлекторов. Последнюю косметическую модернизацию «девятки» осуществили в середине 1997 года.

Технически «девятка» полностью идентична «восьмерке», базовым для него изначально тоже был 1,3-литровый двигатель «2108». Несколько позже появились более мощная 1,5-литровая версия 21093 и менее мощная 1,1-литровая экспортная 21091, но последнюю выпускали мало, а вот «93-я» во второй половине 90-х стала единственной в модельном ряду . Некоторое количество ранних «девяток» было укомплектовано 4-ступенчатой коробкой передач, но впоследствии «93-ю» оснащали только 5-ступенчатой КП. В 90-х годах малыми партиями производили и «спецверсию» ВАЗ-2109-91 с роторно-поршневым двигателем ВАЗ-415, с которым максимальная скорость составляла до 200 км/ч. Соответствующим был и расход топлива, достигавший 25 л/100 км (!). Впрочем, таких машин на рынке мало, их техническое состояние требует особого внимания, да и обслуживание РПД возможно лишь в Москве и Тольятти. Семейство «Самара » получило точное и информативное рулевое управление реечного типа, однако за его состоянием надо следить регулярно и не более чем через 50 тыс. км пробега проводить регулировку механизма. Реэкспортные версии с правым рулем, как правило, сразу переделывали в обычные леворульные, кроме переустановки рулевой колонки заменяли и панель приборов. Отличить бывших «англичанок» можно по индексам 21096 (1,3 л) и 21098 (1,5 л). Начиная с конца 90-х под капотом «девятки» появились и двигатели с распределенным впрыском (модификация 21093-20), однако полностью вытеснить карбюратор они просто не успели - модель сняли с производства.



Передняя подвеска McPherson на «Самаре» несколько жестковата из-за недостаточности хода отбоя, но со своей задачей вполне справляется даже при активной езде (вот только потом требует ремонта, хорошо если не от следующего владельца). В 90-х на рынке встречалось множество реэкспортных версий в самых разных исполнениях (L, GL и т.п.) и комплектациях. Состояние этих, сменивших не одного владельца экземпляров, как правило, далеко от идеала. Лучше ориентироваться на более «свежие» модели без «выкрутасов». В 1997-1998 годах модернизированный ВАЗ-21093 (Samara 1500i) собирали в Финляндии (проект EuroLada). Такие машины отличались окрашенными в цвет кузова пластиковыми бамперами улучшенного качества со встроенными противо-туманными фарами и окраской типа «металлик». Из особенностей EuroLada - заказная комплектация, включающая подушку безопасности в рулевом колесе, штатную сигнализацию, систему питания с распределенным впрыском и каталитический нейтрализатор в выпускной системе. В марте 2004 года морально устаревшая «девятка» окончательно уступила свое место на конвейере рестайлинговой модели 2114, по существу отличающейся от нее только экстерьером и двигателями с впрыском. Кстати, с 1999 года «девятку» собирали из машино-комплектов на сызранском предприятии «РосЛада», а также на украинском заводе ЛуАЗ. В 2004 году производство ВАЗ-2109 было передано украинскому заводу.

Благодаря изученности конструкции ремонтниками и относительной дешевизне запчастей девятка присутствует во всех регионах страны. При этом многочисленным тюнинговым фирмам «девятку» легко приспособить к индивидуальным вкусам владельца (например, установить пластиковую «обвеску», четырех-фарную систему головного освещения, электропакет, легкосплавные диски колес и др.) и улучшить характеристики двигателя и ходовой части. К сожалению, ВАЗ-2109 фигурирует среди лидеров в печальном рейтинге - по угонам. Такова оборотная сторона популярности.

Возможные проблемы
Двигатель :

  • Износ деталей и узлов системы охлаждения. Частая замена масляного фильтра.
  • При обрыве ремня ГРМ на двигателе ВАЗ-21083 гнутся клапаны. Недостаточная затяжка болтов крепления головки блока.
  • Течь масла через уплотнение клапанной крышки, топливный насос и датчик-распределитель. Ненадежность карбюраторов типа «Солекс», особенно ЭПХХ.
  • Обламывание креплений приемной выхлопной трубы из-за применения стальных гаек вместо латунных старого образца.
  • Отказы системы впрыска (свежие версии).
  • Проблемы с ремонтом мало распространенных систем впрыска на ранних версиях (до 2001 года).

Трансмиссия :

  • Обрыв троса привода сцепления. Износ чехлов и ШРУСов.
  • Нечеткое разъединение при выключении сцепления и отсутствие фиксатора передачи заднего хода на КП «с зазорами».
  • Самопроизвольное выключение передач на неровной дороге. Отказы вакуумного усилителя тормозов.
  • Быстрый износ дисков сцепления на двигателе 21083 (20-30 тыс. км). Малый ресурс сцепления на двигателях 1500 (20-30 тыс. км).

Ходовая часть :

  • Износ сайлентблоков и ослабление креплений подвески.
  • Неудачная конструкция подвески двигателя – разрушение нижней поперечины моторного отсека . Износ чехлов ШРУСов.
  • Течь амортизаторных стоек.
  • Отказы передних дисковых тормозов при движении с высокой скоростью.

Электрооборудование :

  • Некачественное подсоединение электропроводки к клеммам. Быстрый износ ремня генератора(до 50 тыс. км).
  • Дефекты электронных компонентов двигателей с впрыском топлива.
  • Отказы электронных компонентов (коммутатора) системы зажигания карбюраторных двигателей. Отказы в работе звукового сигнала.
  • Отказы стартера.
  • Отказы стеклоочистителя.

Кузов :

  • Неудобный процесс раскладывания заднего сиденья. Скрипы и дребезжание облицовочных частей салона.
  • Коррозия передних брызговиков и стоек кузова и подвески, задних арок колес и подкапотного пространства.
  • Неисправности мотора вентилятора отопителя и засорение его листвой.
  • На машинах более позднего выпуска была упрощена система вытяжной вентиляции (убраны вентиляционные решетки в районе задних неподвижных стекол).
  • Высоко расположена кромка багажника. Быстрое загрязнение боковин и всего кузова.

На базе ВАЗ-2109 фирма ВИС изготовляет под заказ фургон ВИС-1705 «Челнок» с закрытым грузовым отсеком вместимостью 2,2 м, распашной задней дверью с вертикальными створками и пружинной задней подвеской. С конца 2001 года ВИС делает и пикап модели 2347 полурамной конструкции с рессорной зависимой задней подвеской и трехбортовой грузовой платформой, оснащаемой по заказу пластиковым колпаком с подъемным задним люком. Грузоподьемность модели 1705 - 350 кг, 2347 - 450 кг. Модели ВИС отличаются от конкурирующих пикапов и фургонов марки «Иж» лучшим качеством сборки, экономичностью и управляемостью.

Страна производства Россия
Производитель ОАО “АВТОВАЗ” (Тольятти) АО “РосЛада”
Valmet (Финляндия)
Кузов несущий
Тип кузова хэтчбек
Число дверей 5
Число мест 5
Тип привода передний, двигатель впереди поперечно
Конструкция подвесок впереди стойки McPherson, сзади полунезависимая на продольных рычагах
Габаритные размеры, мм 4006х1620х1402
Колесная база, мм 2460
Клиренс, мм 160
Объем багажногоотделения, л 330/ 940
Снаряженнаямасса, кг 920
Коробка передач механическая, 4- или 5-ступенчатая
Шины 175/70 R13

Хронология производства
Осень 1987 г. Начало производства ВАЗ-2109
С 1990 по 1994 г. ВАЗ-21091
С 1992 по 2004 г. ВАЗ-21093
1992 г. Модернизация(«длинное крыло»)
1994 г. ВАЗ-21093-20
1995 г. Модернизация(кузов)
С 1996 по 1998 г. Lada Samara Baltika, сборка Valmet
1997 г. Модернизация(кузов, «европанель»)
С 1994 по 1999 г. ВАЗ-2109-91 (мелкосерийно)
Март 2004 г. Прекращениепроизводства на АВТОВАЗе

Модификация ВАЗ-21090

Рабочий объем, л 1288
Мощность, л.с. 63
Максимальный крутящий момент, Н м 95
Максимальная скорость, км/ч 148
Разгон до 100 км/ч, с 16,2
Расход топл. 90 км/ч / ГЦ, л 5,8/ 9,0

Модификация ВАЗ-21091

Рабочий объем, л 1099
Мощность, л.с. 54
Максимальный крутящий момент, Н м 78
Максимальная скорость, км/ч 138
Разгон до 100 км/ч, с 17,2
Расход топл. 90 км/ч / ГЦ, л 5,9/ 8,8

Модификация ВАЗ-21093
Тип двигателя/ число клапанов БК/ 4R/ 8
Рабочий объем, л 1499
Мощность, л.с. 70
Максимальный крутящий момент, Н м 106

Разгон до 100 км/ч, с 13,2
Расход топл. 90 км/ч / ГЦ, л 6,1/ 9,3

Модификация ВАЗ-21093-20
Тип двигателя/ число клапанов БК/ 4R/ 8
Рабочий объем, л 1499
Мощность, л.с. 71
Максимальный крутящий момент, Н м 118
Максимальная скорость, км/ч 156
Разгон до 100 км/ч, с 12,8
Расход топл. 90 км/ч / ГЦ, л 5,8/ 8,6

Модификация ВАЗ-21093
Тип двигателя/ число клапанов РПД
Рабочий объем, л 2х654
Мощность, л.с. 135
Максимальный крутящий момент, Н м 176
Максимальная скорость, км/ч 200
Разгон до 100 км/ч, с 8,5
Расход топл. 90 км/ч / ГЦ, л 7,2/ 11


Lada Sputnik - пятидверный переднеприводный хэтчбек. Разработан и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1987 по 2004 год. Собирается на Украине (с двигателем 1600 куб.см.). При сложенном заднем сиденье машина трансформируется в грузопассажирский вариант, подобный универсалу.

Ранее «Спутник» оснащался рядными четырехцилиндровыми восьмиклапанными карбюраторными бензиновыми двигателями объёмом 1100, 1300 и 1500 куб.см. С 1994 года на эти машины стали устанавливаться 4-цилиндровые 8-клапанные бензиновые двигатели ВАЗ-2111 1500 куб.см. с распределенным впрыском топлива. Особенность 8-клапанного двигателя 1,5 литра - при обрыве ремня ГРМ поршни не достают до клапанов. На некоторые автомобили устанавливали роторно-поршневой двигатель ВАЗ-415, имевший большую мощность (140 л.с.), но малый ресурс.

Автомобиль неоднократно подвергался рестайлингу: «низкую» панель приборов сменила «высокая», а затем «европанель».

С 1990 года с конвейера сошла обновленная модификация «девятки» ВАЗ-21093. Модернизация, в первую очередь, коснулась кузова. Автомобиль получил короткое крыло, а так же изменения некоторых деталей передка и радиатора. Это было сделано в связи с унификацией модели с седаном ВАЗ-21099. С начала девяностых годов стали выпускаться автомобили в комплектации "Люкс". Они комплектовались более современной приборной панелью с тахометром и маршрутным компьютером. Также появилась новая модель двигателя с системой распределенного впрыска топлива. Помимо этого, некоторые автомобили выходили с конвейера с предустановленной противоугонной системой, электроблокировкой дверей и электрическими стеклоподъемниками. Также менялся внешний вид облицовки задних боковых стекол, рулевое колесо и др.

Очевидные достоинства и преимущества автомобиля характерны для всех моделей семейства «Спутник»/«Самара»: высокие динамичные и скоростные качества, хорошая управляемость и устойчивость на различных типах дорог, крепкие бампера. Существуют и существенные недостатки: худшая, по сравнению с "классикой", проходимость, уязвимость картера двигателя и маслофильтра, снижение ремонтнопригодности относительно предыдущих моделей ВАЗ, дребезжащая отделка салона из дешевого жесткого пластика, плохая эргономика педального узла, и др.

Благодаря компоновке с поперечным расположением силового агрегата и передними ведущими колесами этот автомобиль стал компактнее и легче классических «Жигулей». Кроме того, более эффективно используется пространство в автомобиле, повышены курсовая устойчивость и проходимость машины по дорогам со скользким покрытием, исключены заносы из-за пробуксовки колес, обеспечен относительно высокий уровень пассивной безопасности при лобовом ударе.

По сравнению с прежними (заднеприводными) моделями ВАЗ, салон «Спутника» на 60 мм длиннее (хотя габаритная длина автомобиля сократилась на 120 мм), уменьшились размеры туннеля на полу в результате перехода на новую компоновочную схему. Габариты (не считая высоты) не изменилась, однако благодаря гнутым боковым стеклам ощутимо увеличилась внутренняя ширина салона на уровне плеч. Снижение высоты кузова привело к некоторому снижению удобства посадки в автомобиль, а педальный узел оказался не очень удобным из-за слишком сильно сближенных друг с другом педалей. Багажный отсек отделен от салона складывающейся полкой, которая поднимается при открывании двери задка. Для перевозки более крупного груза задние сидения могут быть сложены.

Система отопления и вентиляции обеспечивает подачу воздуха одновременно в несколько точек салона и обеспечивает равномерный прогрев всего объема салона и стекол. Существенно повлияли на улучшение комфорта передние анатомические сидения с подголовниками. При продольном перемещении сидения подушка одновременно приподнимается и поворачивается относительно горизонтали. Взаимное расположение рычагов, кнопок, педалей, руля, приборов подчинено созданию наибольших удобств для управления. В целом улучшена обзорность и снижен по сравнению с ВАЗ-2105 уровень шума в салоне - на 7 дБ (А). Улучшенная аэродинамика позволила снизить расход топлива «Спутника» и уровень аэродинамических шумов.

Автомобиль требует меньше корректирующих движений рулем, позволяет быстрее и безопаснее преодолевать повороты, особенно на скользких дорогах. Общее уменьшение массы ВАЗ-2109 обеспечивается применением более рациональной компоновочной схемы и широким использованием алюминия - для радиатора и других деталей, а также пластических масс (около 80 кг). Сократились потери, связанные с сопротивлением воздуха, и расход топлива. Система встроенных датчиков сигнализирует о падении уровня тормозной жидкости, опасном износе тормозных накладок, затянутом стояночном тормозе, падении давления масла, разрядке аккумулятора. Избранная для кузова силовая схема обеспечивает сохранение жизненного пространства салона при ударах спереди, сзади, с боков и в то же время гасит энергию ударов на уровне, приемлимом для середины 1980-х годов.

В числе мер антикоррозионной защиты - более стойкая грунтовка панелей перед окраской, специальная обработка закрытых полостей, нанесение защитной пленки из эпоксидного состава при окончательной обработке кузова. Тем не менее, коррозионная стойоксть кузова не может быть признана удовлетворительной по сравнению с иностранными образцами.

Внешний вид автомобиля своеобразен благодаря клинообразной («зубило») форме двухобъемного кузова с гнутыми боковыми стеклами и минимальному количеству хромированных декоративных элементов . Для ВАЗ-2109 характерны большие углы наклона лобового и заднего стекол, ярко выраженные отформованные кромки колесных проемов, блокфары, наружная поверхность которых как бы вливается в формообразующую поверхность кузова. По сравнению с зарубежными аналогами, отмечается меньшая высота кузова, придающая ему большую спортивность в ущерб комфортабельности и удоству посадки.

ВАЗ-2109 имеет по две двери с каждой стороны, что облегчает посадку и выход пассажиров по сравнению с двухдверной версией; разделяющая двери центральная стойка кузова смещена вперед, благодаря чему увеличилось расстояние между стойкой и подушкой заднего сидения; изменилось также положение верхних точек крепления ремней безопасности и они меньше стесняют при поездке.

Для ВАЗ-2109 и его модификаций освоено производство бензобаков из пластмассы. Не уступая в прочности металлическим, пластиковые емкости легче, более технологичны и безопасны. При возникновении пожара металлический бензобак, как правило, взрывается. Пластиковый же загорается, вспучивается, прогорает и т.д., но взрыва как правило не вызывает.

Модификации

    ВАЗ-21090 - карбюраторный двигатель 1,3 л (65 л.с.)

    ВАЗ-21091 - карбюраторный двигатель 1,1 л (72 л.с.)

    ВАЗ-21093 - карбюраторный двигатель 1,5 л. В модельном ряду АО "АВТОВАЗ" 2001-2002 гг. представлены модификации ВАЗ-21093 с карбюраторным и впрысковым двигателем (ВАЗ-21093i).

    ВАЗ 21093-22 - Финский вариант ВАЗ 21093, изготовленный специально для этой страны. Отличается улучшенной отделкой салона, наличием системы распределенного впрыска топлива, предустановленными "литыми" дисками и новой торпедо. На базе именно этой модификации АО "АВВА", АО "АвтоВАЗ", АО "Валмет" начали выпуск автомобиля "Евро-Самара" в 1996 году в Финляндии из базовых укрупненных узлов поставляемых из Тольятти.

    ВАЗ 2109-90 - с компактным двухсекционным 654-кубовым роторно-поршневым двигателем Ванкеля.

    ВАЗ-21096 - модель аналогичная ВАЗ 2109, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено "зеркальным" механизмом привода дворников.

    ВАЗ 21097 - модель аналогичная ВАЗ 21091, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено "зеркальным" механизмом привода дворников.

    ВАЗ 21098 - модель аналогичная ВАЗ 21093, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено "зеркальным" механизмом привода дворников.

    ВАЗ-21099 - седан, трехобъемная ВАЗ 2109 с удлиненным на 200мм задним свесом. На экспорт именовалась Samara Forma. Реэкспортные модели оборудованы катализатором, системами впрыска топлива.

Габаритные размеры



1. Передний бампер; 2. Блок-фара;3. Аккумуляторная батарея;4. Радиатор системы охлаждения;5. Заборник холодного воздуха;6. Двигатель;7. Бачок для жидкости омывателя стекол;8. Воздушный фильтр;9. Внутреннее зеркало заднего вида;10. Противосолнечный козырек;11. Плафон освещения салона;12. Упор двери задка;13. Очиститель заднего стекла;14. Складная полка;15. Запасное колесо;16. Задний фонарь;17. Задний бампер;18. Основной глушитель;19. Амортизатор задней подвески;20. Задний тормоз;21. Балка задней подвески;22. Топливный бак;23. Дополнительный глушитель;24. Наружное зеркало заднего вида;25. Боковой указатель поворота;26. Рулевой механизм;27. Передний тормоз;28. Телескопическая стойка передней подвески.

Технические характеристики

Показатель

ВАЗ–2109

ВАЗ–21091

ВАЗ-21093-20i

ВАЗ–21093

Общие данные

Число мест

Число мест при сложенном заднем сиденье

Полезная масса, кг

Масса перевозимого груза, кг:

при одном пассажире

при четырех пассажирах

Снаряженная масса автомобиля, кг

Радиус поворота по следу внешнего колеса, м

Максимальная скорость, км/ч

Время разгона с места с водителем и пассажиром до 100 км/ч, c

Тормозной путь автомобиля с полной массой со скорости 80 км/ч на горизонтальном участке сухого ровного асфальтированного шоссе, м, не более:

при использовании рабочей тормозной системы

при аварийном срабатывании (только одного из контуров)

Двигатель

Четырехтактный бензиновый карбюраторный

Число и расположение цилиндров

Диаметр цилиндра x ход поршня, мм

Рабочий объем, л

Степень сжатия

Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 5550 мин–1(у двигателя мод. 21081 при 5500 мин–1.) по ГОСТ 14846–81 (нетто), кВт (л.с.)

51,5(70)

Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846–81 (нетто) и по ISO1585–82, Н·м (кгс·м)

Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин–1

Порядок работы цилиндров

Трансмиссия

Сцепление

однодисковое, сухое с центральной диафрагменной пружиной

Привод выключения сцепления

тросовый беззазорный

Коробка передач

механическая, 4- или 5-ступенчатая, с синхронизаторами
на всех передачах переднего хода. Главная передача цилиндрическая, косозубая. Дифференциал конический, двухсателлитный

Передаточные числа (четырехступенчатая коробка передач имеет такие же передаточные числа, но без пятой передачи):

1-я передача

2-я передача

3-я передача

4-я передача

5-я передача

задний ход

главная передача

Привод передних колес

наружный и внутренний шарниры равных угловых скоростей, соединенные валами

Ходовая часть

Передняя подвеска

независимая, с телескопическими гидравлическими
амортизаторными стойками, с витыми цилиндрическими пружинами, нижними поперечными рычагами с растяжками
и стабилизатором поперечной устойчивости (Мак Ферсон)

Задняя подвеска

с витыми цилиндрическими пружинами, гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия и продольными рычагами, упруго соединенными поперечной балкой

дисковые, штампованные

Размер обода

4 1/2–13, или 4 1/2–13H2 (для бескамерных шин), или 5J–13H2 (для бескамерных шин)

радиальные, камерные или бескамерные

Размер шин

165/70 R13 (165/70 SR13 - импортные), 175/70 R13, 185/70 R13

Рулевое управление

Тип рулевого управления

травмобезопасный

Рулевой механизм

шестерня-рейка

Рулевой привод

две тяги с резинометаллическими шарнирами со стороны рулевого механизма и шаровыми шарнирами со стороны поворотных рычагов

Тормозная система

Рабочая тормозная система:

передний тормозной механизм

дисковый, с подвижным суппортом и автоматической регулировкой зазора между диском и колодками

задний тормозной механизм

барабанный, с самоустанавливающимися колодками и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном

Тормозной привод

гидравлический, двухконтурный, с диагональным разделением контуров, с вакуумным усилителем и регулятором давления

Электрооборудование

Схема электрооборудования

Аккумуляторная батарея

6СТ–55А емкостью 55 А·ч

Генератор

37.3701 переменного тока , с встроенным выпрямителем
и электронным регулятором напряжения

29.3708 дистанционного управления , с электромагнитным включением и муфтой свободного хода

Кузов

пятидверный, хэтчбек

Код модельного года выпуска автомобиля

Расшифровка идентификационного номера (XTA210930Y2696785):

первые три буквы (XTA) – индекс производителя:

1 – географическая зона (Х – Европа);

2 – страна (Т – Россия);

3 – завод-изготовитель (А – АО “АВТОВАЗ”);

шесть следующих цифр (210930) - модель автомобиля;

буква латинского алфавита (Y) - код модельного года выпуска автомобиля (см. табл.);

последние семь цифр (2696785) - номер кузова.

Дата выпуска

01.07.1979–30.06.1980

01.07.1980–30.06.1981

01.07.1981–30.06.1982

01.07.1982–30.06.1983

01.07.1983–30.06.1984

01.07.1984–30.06.1985

01.07.1985–30.06.1986

01.07.1986–30.06.1987

01.07.1987–30.06.1988

01.07.1988–30.06.1989

01.07.1989–30.06.1990

01.07.1990–30.06.1991

01.07.1991–30.06.1992

01.07.1992–30.06.1993

01.07.1993–30.06.1994

01.07.1994–30.06.1995

01.07.1995–30.06.1996

01.07.1996–30.06.1997

01.07.1997–30.06.1998

01.07.1998–30.06.1999

01.07.1999–30.06.2000

01.07.2000–30.06.2001

01.07.2001–30.06.2002

01.07.2002–30.06.2003

01.07.2003–30.06.2004

01.07.2004–30.06.2005

01.07.2005–30.06.2006

01.07.2006–30.06.2007

Есть вещи, которые умом не понять. Многие из них находятся в России и одна из таких вещей - неубывающая популярность продукции отечественного автопрома. В наше время эта традиция продолжается в том числе в моделях «девятого» семейства ВАЗ - хэтчбеке ВАЗ 21093 и седане ВАЗ 21099.

Обе машины построены на платформе ВАЗ 2109, которая в свою очередь является модификацией ВАЗ 2108, а последняя считается родоначальницей переднеприводных, с поперечным расположением двигателя автомобилей в отечественном автопроме.

ВАЗ 21093 – двухобъемный пятидверный хетчбек. Он стал заменой ВАЗ’у 2109, его конвейерное производство началось в 1991 году. Основные отличия между моделями заключались в замене переднего «короткого крыла» и короткого капота на «длинное крыло» и длинный капот, изменении рулевого колеса, облицовки задних боковых стекол, появлении так называемого «высокого» торпедо (а затем – «европанели»). Вместо используемого на ВАЗ 2109 1,3-литрового двигателя стал устанавливаться 1,5-литровый карбюраторный двигатель (63,7 л. с. и 94 Н/м против 70 л. с. и 106,4 Н/м), что уменьшило время разгона до ста с 16 до 13,5 секунд и увеличило максимально возможную скорость со 148 до 156 км/час.

С 1994 года у ВАЗ-21093 появился инжекторный мотор того же объема. ВАЗ 21093 имеет две модификации: ВАЗ-21093-02 и ВАЗ 21093-03, которые от своей базы отличаются передаточным числом главной передачи (3,7 против 3,94) и наличием бортовой системы контроля, а также (вариант 03) маршрутного компьютера, микропроцессорной системы зажигания.

Автомобиль ВАЗ-21099 производится с 1990 года, отличается от ВАЗ-21093 трехобъемным типом кузова – седан, имеет четыре двери, новую облицовку радиатора. В свое время этот автомобиль был своеобразным признаком «элитарности» своего хозяина. ВАЗ 21099 имеет две, аналогичные ВАЗ 21093, модификации – 02 и 03, и такие же технические характеристики. 93-яя и 99-ая модели ВАЗ имеют однодисковое сцепление, 5-ти ступенчатую механическую коробку передач, переднюю независимую подвеску МакФерсон (с поперечными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости) и на продольных рычагах (с гидравлическими амортизаторами и цилиндрическими пружинами) заднюю подвеску, передние – дисковые, и задние - барабанные тормоза.

Среди эксплуатационных «минусов» ВАЗ-21099 и 21093, в первую очередь, нужно выделить плохое качество металла (если не сделать антикоррозийку - очаги ржавчины появляются уже через три года). Практически во всех машинах дребезжит приборная панель, салон отличается плохой шумо- и пылеизоляцией. Учитывая общую тенденцию производства отечественными предприятиями деталей плохого качества - их частый выход из строя.
«Плюсов» у «девятого» семейства гораздо больше, чем негатива. Во-первых, эта машина (учитывая подвеску и клиренс) как и многие отечественные оптимально подходит для тех дорог, по которым она ездит. Вторым моментом, часто вытекающим из первого, является ремонтопригодность «девяток». Да, у них может поломаться и сноситься все, что угодно, но стоимость замены и ремонтных работ будут адекватны карману своего хозяина. В-третьих, заказать детали можно практически в любом автомагазине, а починить - в любом гараже. На протяжении последних почти 20-ти лет автомобили «девятого» семейства являются одними из наиболее узнаваемых на отечественных дорогах.

В России выпуск модификаций «девятки» прекращен в 2004 году. Преемница модели - , производится и ныне на Волжском автомобильном заводе в классической линейке кузовов: седан 2115, 3-х дверный хэтчбек 2113 и 5-ти дверный хэтчбек 2114.
В настоящее время производство ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099 под «родными» именами продолжается в Украине на Запорожском автомобилестроительном заводе (ЗАЗ). Имидж машины, в которой, как у творений Микеланджело, нет ничего лишнего, обеспечивает моделям на базе «девятки» неиссякаемую популярность и стабильные продажи.

P.S. На лето 2010 года цена ВАЗ-21099 производства ЗАЗ составляет ~229 тыс. рублей. Цена ВАЗ-21093 ~ 221 тыс. рублей в переводе на рубли с укр. гривны.

Лада Спутник - первый переднеприводный хэтчбек, который был разработан и выпускался на Волжском автозаводе с 1987 года по 2004. Помимо базовой модели, в разные годы выпускались различные в том числе и ВАЗ 21093.

Изначально на него устанавливали четырехцилиндровый восьмиклапанный объемом до 1,5 л. После 1994 года это были исключительно 1,5-литровые моторы с распределенным впрыском топлива. Особенность нового силового агрегата заключалась в том, что в случае обрыва ремня ГРМ поршни не достигали клапанов. Далее автомобиль неоднократно подвергался рестайлингу: помимо двигателя, дорабатывался кузов, была переделана а позже и вовсе была установлена «европанель».

В 1990 году сошла с конвейера обновленная модификация пятидверного хэтчбека - ВАЗ 21093. Технические характеристики нового двигателя уже были описаны ранее. Что касается модернизации в целом, то в первую очередь изменения коснулись кузова. Машина получила короткое крыло, незначительные изменения претерпели некоторые детали радиатора и переда автомобиля. Со сложенным задним сиденьем хэтчбек принимает форму грузопассажирского транспорта. Что касается конкретно ВАЗ 21093 - характеристики модифицированной версии позволяют сделать из машины полноценный универсал.

Примерно в то же время хэтчбек начали выпускать и в комплектации «Люкс», суть которой заключалась в более современной панели приборов, оснащенной маршрутным компьютером и тахометром. Отдельные партии комплектовались противоугонной системой, электрическими стеклоподъемниками и электроблокировкой дверей, изменялись и некоторые отделочные элементы интерьера.

ВАЗ 21093, как и прочие модели семейства «Спутник/Самара», имеет свои достоинства и недостатки. Среди плюсов, конечно же, можно выделить высокую динамику и скоростные качества, устойчивость на дороге и хорошую управляемость. Что касается негативных сторон, то относительно всех предыдущих моделей, выделяем дребезжание, наличие в салоне дешевого пластика, меньшую проходимость и снижение ремонтопригодности.

По сравнению с теми же «Жигулями» в автомобиле более эффективно используется свободное пространство, сам он стал легче и безопаснее (например, при лобовом ударе). Заднее сиденье в ВАЗ 21093 без труда можно сложить для перевозки габаритных грузов. Автомобиль требует меньше движений рулем, позволяет быстро и безопасно входить в повороты даже на скользких дорогах.

В качестве антикоррозийной защиты кузова применяется более стойкое грунтование панелей перед покраской, наносится из эпоксидного состава во время окончательной обработки кузова. Естественно, по сравнению с иностранными аналогами, меры эти вряд ли можно считать удовлетворительными.

И еще несколько слов о внешнем виде ВАЗ 21093. Он весьма своеобразен, а все благодаря клинообразной форме с гнутыми боковыми стеклами. Бесспорно, такие формы делают машину более спортивной, однако с точки зрения вместительности и удобства посадки она проигрывает зарубежным аналогам. Еще одно новшество - бензобак теперь производится из специального пластика, а не металла, как это было ранее. Такой бак при пожаре вспучится, а не взорвется, что само по себе дает автомобилю определенную фору в плане безопасности.