Что будет если молния попадет в автомобиль. Что будет, если в машину попадёт молния. Насколько опасно попадание молнии для авто и его водителя

Гроза довольно мощное и сокрушительное природное явление, заставляющее человека искать укрытие и пережидать непогоду. Многие очень боятся того, что в них попадёт молния другие, напротив, излишне пренебрегают собственной безопасностью.

И прежде всего нужно понимать, что опасность действительно существует. Если по прогнозу погоды намечается гроза, лучше отложить запланированный пикник или прогулку. Впрочем, иногда синоптики ошибаются. Ошибаются и обычные люди, не придавая погоде должного внимания. Нет ничего проще, оказаться в довольно опасной ситуации где, и укрытие найти довольно проблематично.

Лично для автора этой статьи очень актуален вопрос как вести себя во время велотуристических походов часто многодневных, в которых можно нарваться на сильную грозу, обильно осыпающую молниями совершенно незнакомую для вас территорию. Тоже касается и другого рода путешественников, которых стихия может застать в самых неожиданных местах, как и, в обыденной поездке на велосипеде.

Я хорошо помню как ехал с товарищами из велоклуба под звуки грома, в сильнейший ливень, на промокших велосипедах, в такой же промокшей одежде, по чуть холмистой дороге, окружённой полями пшеницы. Мы спешили, как могли, до ближайшего населённого пункта. Молнии били, как казалось, довольно близко, а в голове крутился весьма тревожный, но неоднозначный в то время вопрос «может ли молния ударить в едущего велосипедиста?» и когда меня спросила девчонка, также ехавшая с нами (видимо, находясь в поиске ответа на тот же самый вопрос и, возможно, ища какой-то поддержки и уверенности в том, что всё будет хорошо) я почему-то не стал её утешать (хотя потом много думал правильно ли я ответил) и, напротив, сказал, что да, молния может угодить в велосипед и поэтому нужно ехать как можно быстрее, чтобы укрыться в относительно безопасном месте. При этом я знал, что в открытом поле лучше лечь и, возможно, оставить велосипеды где-то в стороне, но решение мы приняли сообща, решили ехать. Не знаю, как бы поступили вы на нашем месте, но нам лежать в поле совсем не хотелось. Как не говори, а есть разница в том едешь ли ты один, или делаешь это с группой. И мы в итоге доехали до деревни, уселись на остановке и переждали капризы стихии уже там, просидев, наверное, около 2 часов, может меньше. Было много и других интересных случаев в велопоходе, например, когда к ливню в грозу присоединялся град. Все эти истории несли в себе не малую толику риска, но мы их пережили без серьезных последствий. Впрочем, ближе к делу, в этой статье я решил найти правильный ответ на вопрос, что же делать в грозу в походе и вот, что обнаружил на просторах интернета.

Начну немного из далека. Интересным стало то мнение, приведённое во многих статьях, что молнию вполне возможно переждать в машине, так как даже в случаи прямого попадания, молния пройдёт по корпусу авто, а люди, находящиеся внутри не пострадают. «Хм, допустим, и что в таком случае будет с самой машиной?» — спросил я себя и начал искать и действительно нашёл немало реальных примеров спасения от молнии в автомобиле. Вы и сами их можете обнаружить, вбив соответствующий вопрос в поисковик. Я же приведу один пример:

В Пежо, во время движения по трассе, прямо в радиоантенну на крыше попал разряд молнии. Антенна полностью сгорела, а краска на крыше в месте попадания оплавилась, пробило и резиновые шины (наверное, потому что были мокрые) и чуть оплавило диски на колёсах, а под авто образовалась вот такая небольшая яма в асфальте:


Люди при этом не пострадали! Однако, даже на автомобиле в грозу ездить не рекомендуется, нужно остановиться (не под линией электропередач и деревьями), закрыть окна и переждать непогоду, ведь попадание молнии с легкостью может стать причиной ДТП.

Что было бы если на месте машины был велосипед или мотоцикл? Тут все источники утверждают, что эти транспортные средства вас никак не спасут! Более того, следует непременно остановиться и переждать грозу на расстоянии не менее 30 метров от велосипеда, мотоцикла или самоката!

Оказавшись на открытом пространстве, рекомендуют лечь на землю, по-возможности избегая почвы, удерживающей влагу(идеально если это будет песок или каменистая поверхность). Выбранное вами место должно находиться в низине и не в коем случае на холме. Нельзя ложится и вообще пережидать грозу вблизи озёр, рек и т.д. ведь попадание молнии в них распространяется примерно в радиусе ста метров.

И это несомненно правильный совет, с которым я согласен и его следует хорошенько запомнить и придерживаться. Однако (дальше сугубо личное мнение) можно сказать, что люди чаще будут стремиться успеть домой, чем переждать, такова уж суть человека, бросить велосипед в отдалении и лечь среди поля куда более сложное решение, чем мысль, что пронесёт.

Глядя на ранее описанный случай в велопоходе, я думаю, что наша главная ошибка была даже не в том, что мы подвергли себя риску, а в том, что нужно было остановиться гораздо раньше того момента, когда встал вопрос ехать дальше или лежать в поле под холодным ливнем и ветром. С другой стороны с погодой часто не знаешь, что будет дальше, вроде ехали, когда небо начало будто светлеть, а в итоге напоролись на откровенную жесть! Конечно лучше вообще не ездить под ливнем, грозой и градом, а пережидать их в подходящем месте.

Важно не только правильное планирование времени велопоездки (хотя синоптики в тот день наврали как следует) а то что, если вы по определенным признакам видите, что надвигается гроза, необходимо заранее найти подходящее место, где её можно переждать. Рисковать или нет — решать вам. Помню на велосипедах с другом нам как-то удалось обогнать дождь и если бы мы ждали, то потеряли бы много времени, а так по маршруту ушли правее непогоды. В любом случае всё зависит от конкретной ситуации и в конечном счете только от ваших решений зависит ваша жизнь.

Нужно решить, что важнее успеть проехать нужный километраж к нужному времени или не подвергать себя излишнему риску? Что не говори, а выводы я сделал и теперь куда более трепетно отношусь к погодным условиям, особенно, если речь идёт о поездке на велосипеде и, если ситуация потребует, готов лежать в поле в ливень в 30 метрах от велосипеда пусть даже час. К тому же, полагаю, это был бы интересный опыт.

Ну, а в заключении немного о том насколько всё серьёзно и опасно. Несколько историй по запросу «Молния убила велосипедиста».

1. В союзной Беларуси 44 летнего мужчину, ехавшего на велосипеде в грозу из одной деревни в другую, убило молнией. Как говорят рядом с погибшим лежал мобильный телефон, которым, как выяснилось он действительно пользовался перед смертью, видимо он и послужил причиной попадания разряда молнии.

Поэтому ещё одним важным советом может стать обязательное отключение всех мобильных телефонов и других радио приборов, которые способны «притянуть» заряд.

2. В 2008 молния унесла жизнь 10 летнего жителя Лениногорска. Мальчик катался не где-то за городом, а ехал по улице. Он возвращался домой вместе с матерью и другими детьми, где их и застигла гроза. Молния попала прямо в мальчика, ехавшего немного впереди…

Есть множество других трагичных историй, связанных с молнией, ежегодно же в мире от неё погибает около 3000 человек. Много это или мало решать вам.

© ВЫЖИВАЙ.РУ

Post Views: 4 741

Насколько же опасной гроза может быть для водителя и автомобиля? Может ли молния поразить человека, находящегося в салоне и безопасно ли ездить в такую погоду? Давайте разберемся.

Первое, что необходимо знать, это природу молнии, грозы и грома.

Гроза - атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землей возникают сильные электрические разряды - молнии, сопровождающиеся громом. Как правило, при грозе выпадают интенсивные ливневые осадки, нередко град, и наблюдается усиление ветра, часто до шквала.

Молния - гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, проявляющийся обычно яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом. Чаще всего молния возникает в кучево-дождевых облаках, тогда они называются грозовыми; иногда молнии образуются в слоисто-дождевых облаках, а также при вулканических извержениях, торнадо и пылевых бурях.

Средняя длина молнии составляет около 2,5 км, хотя некоторые разряды простираются в атмосфере на расстояние до 20 км.

При этом, детское убеждение, что можно высчитать время, которое прошло от вспышки света до грома, действительно работает. Итак, знайте: свет распространяется быстрее звука, поэтому, сначала мы видим вспышку света, а потом раскат грома.

Чтобы определить расстояние до грозы, необходимо знать скорость звука: он движется со скоростью в 1 км за 3 секунды.

Ну и теперь, собственно, к вопросу о безопасности автомобилиста и автомобиля. Оказывается, автомобиль - это самое безопасное после дома место в такую погоду. Гольфмобили и кабриолеты с откинутой крышей не считаются. Они вам не помогут. А вот обычный автомобиль, как раз «самое оно».

Салон автомобиля изолирован от железного кузова. На полу, как правило, резиновые коврики, надежная защита от тока. Правда, металлических деталей внутри салона, например дверных ручек, лучше все же не касаться. Для пассажиров и водителя удар молнии непосредственно в автомобиль неопасен. А вот движение в такую погоду лучше прекратить, поскольку в случае попадания в ваш автомобиль при движении, разряд может вывести из строя электронику.

И на последок, памятка всем:

Что делать, если в человека попала молния? При отсутствии пульса на сонной артерии расстегиваем одежду, находим нижнюю треть грудины и начинаем выполнять нажатия со скоростью чуть быстрее, чем раз в секунду и прерываться можно только для того, чтобы сделать искусственный вдох для человека.

Даже если молния бьет не в вас, а где-то рядом, то вы все равно в опасности. Электрический заряд может распространяться по земле. Если человек находится рядом, то возникающее шаговое напряжение представляет опасность для жизни. Лучше не двигаться. В сильно наэлектризованной грозовой атмосфере любой работающий электроприбор может вызвать разряд, поэтому в грозу рекомендуют не только не звонить, но и вообще выключить телефон.

Причины и последствия попадания молнии в автомобиль. Разбор реальной ситуации

Вы никогда не задавались вопросом: что произойдет, если в автомобиль попадет молния (особенно актуален он сегодня, в преддверии лета)? С одной стороны, страх перед буйством стихии живет в каждом из нас на уровне инстинкта. А с другой, согласно данным всезнающей статистики, вероятность удара грозового разряда в движущуюся машину ничтожно мала… А теперь перейдем от «лирики» к «практике»: дело в том, что поводом для написания данной статьи стал самый что ни на есть реальный случай попадания «огненной стрелы Зевса» в автомобиль. По счастью, в результате этого уникального события никто из находящихся в салоне подвергшегося «удару с воздуха» внедорожника не пострадал, да и сама принявшая на себя разряд небесного электричества Toyota Land Cruiser HZJ 77 практически не получила повреждений. Правда, история на этом не заканчивается: спустя некоторое время с автомобилем стали происходить необъяснимые на первый взгляд вещи. Но лучше давайте обо всем по порядку…

В один из дней прошлого лета белая экспедиционная Toyota Land Cruiser HZJ 77 ехала по извилистому узкому асфальту лесной дороги между Осташковом и Торжком, что в Тверской области. Машина была подготовлена для тяжелого автотуризма и уверенно опиралась на зубастые Interco TrXus размерности 265/75R16 (31"). Стояла полуденная жара. Парило. Асфальт был девственно сух, но на горизонте собирались серо-сиреневые тучи, вдали громыхал гром. И действительно спустя некоторое время автомобиль въехал в стену ливня, а еще километра через три в длинную антенну радиостанции, установленную на переднем «кенгурятнике» Toyota , ударила молния. На этом месте мы прервемся и передадим слово непосредственному участнику событийсидевшему в тот миг за рулем TLC 77 Максиму Панченко.

«Поскольку антенна радиостанции установлена слева на переднем бампере, я, несмотря на то, что все произошло за доли секунды, в буквальном смысле видел момент удара молнии. Выглядело это совершенно фантастически... Представьте себе нестерпимо яркий столб белого света толщиной с мачту уличного освещения, который сужался книзу наподобие заточенного карандаша, а его острие «опиралось» о кончик антенны, которая тем временем становилась все ниже. Я даже испугаться не успел. Ужас накатил только в момент, когда раздался гром и я увидел, как в яркой вспышке разлетается катушка антенны. Грохот был такой, что уши заложило. Причем все это происходило на скорости порядка 80 км/ч...

Останавливаться сразу я не стал: машина продолжала нормально двигаться и управляться. Но километров через пять (к этому моменту ливень уже закончился) автомобиль стало ощутимо тянуть влево. Я остановился на обочине, вышел из машины и увидел, что спустило левое переднее колесоближайшее к месту удара молнии. Пришлось его подкачать. А через час, добравшись до шиномонтажа, я обнаружил причину потери давления. Между шашечками протектора мы насчитали пять маленьких сквозных дырочек, как будто от иголки или тонкого шила диаметром около миллиметра. Мне их заклеили, и я стал ездить дальше, как ни в чем не бывало. Опасения за электрику машины не подтвердились: после удара молнии сгорел только контроллер подключения полного привода, управляющий электрическими хабами переднего моста. Да, чуть не забыл, тогда в шиномонтаже еще одна странность обнаружилась: в трех остальных колесах давление было значительно выше нормы- около 3,5- 4 атмосфер. И это при том, что я всегда качаю их до 2,5...

Но странности с шинами на этом не закончились. Примерно через месяц взорвалось левое заднее колесо- совершенно внезапно: в какой-то момент подъехал к светофору, встал- а оно лопнуло! Дальше- больше: спустя еще пару недель лопнуло следующее. Что характерно, они «взрывались» от обода, то есть у них радиально рвалась боковина. Третье колесо повело себя еще более странным образом. У него из закраины спиралью начал вылезать корд. С последним оставшимся колесом я не стал испытывать судьбу и снял его с машины, не дожидаясь разрушения.

Да, была и еще одна странная закономерность: все три шины взрывались, когда были установлены сзади слева, и боковины разрушались с внутренней стороны. Я это связываю с тем, что в этом месте проходит выхлопная труба, и ее нагрев дает на шину дополнительную тепловую нагрузку. Менять же колеса местами мне пришлось из-за того, что в заднем мосту у меня стоит самоблок. Поэтому, когда взорвалось первое колесо, я перекинул туда такое же спереди, а на его место поставил запаску немного другого размера. Два следующих случая произошли вообще вдалеке от Москвы, и мне пришлось обходиться какими-то случайно найденными шинами. После этого я поменял весь комплект резины, и все стало нормально. Разве что в последнее время вдруг лампочки стали перегорать одна за другой. Я их практически уже все заменил».

Ну что тут скажешь: захватывающее повествование. Но одними только воспоминаниями участника событий мы ограничиться не могли и попросили комментариев по поводу этого действительно неординарного происшествия у российских специалистов по «небесному электричеству». Но тут выяснилась достаточно неожиданная вещь: оказывается, детально и полноценно тонкостями взаимодействия молнии и автомобиля в России никто и никогда не занимался! Более того, похоже, что и за рубежом тоже нет авторитетных экспертов в этой области. Да-да, в это трудно поверить, но в лаборатории физики плазмы Московского энергетического института, изучающей в числе прочего и процессы взаимодействия молний с рукотворными объектами, не смогли припомнить ни одной работы, посвященной распределению токов по автомобилю, когда в него попадает молния. Как нам объяснили, проводить подобное исследование достаточно сложно и дорого, а потенциально изучаемые случаи столь редки, что этим просто никто не занимался.

И все же в нашем случае ученые мужи подтвердили предположение, что электрический удар, несмотря на наличие вокруг высоких деревьев, был спровоцирован антенной с усиливающей катушкой. Хотя рация в тот момент была выключена, антенна продолжала концентрировать вокруг себя электромагнитное поле, что и сформировало канал для пробоя на автомобиль. А затем физики попробовали объяснить и странное поведение шин. Слово руководителю лаборатории физики плазмы, профессору кафедры инженерной теплофизики МЭИ Олегу Синкевичу.

«По словесному описанию сложно определить, какой именно силы был разряд, пришедшийся на машину. Но в любом случае можно говорить о десятках киловольт и тысячах ампер. Разряд молнии через антенну пришел на бампер и раму автомобиля, затем через подвеску- на мосты и через мокрые шины колес ушел в землю. При этом имели место два явления. Во-первых, протекание электрического тока и сопровождавшее его выделение большого количества тепла привело к разогреву воздуха в шинах до температуры свыше ста градусов, что способствовало росту давления в колесах с нормальных 2,5 атмосфер до некоего неизвестного значения (непосредственно после удара там могло быть 10-20 атмосфер).

Это в свою очередь привело к серьезному напряжению материала шин. При таких нагрузках, очевидно, имели место не только упругие напряжения, но и остаточные пластические деформации. То есть растянутая резина после охлаждения нагретого воздуха в шинах, конечно, уменьшилась, но не смогла вернуться к своему первоначальному состоянию. Судя по всему, часть разряда прошла на землю по внешней мокрой поверхности шины, а часть могла пройти по радиусу внутри колеса, что и привело к образованию тех самых дырочек, которые были заклеены на шиномонтаже. Ток не смог пробиться в толстой части протектора, где большое сопротивление, но это ему удалось в тонкой. По крайней мере на одном колесе, ближайшем к месту разряда, так и случилось.

Во-вторых, в шине имеются металлические включения в виде корда. Поэтому в резине ток в первую очередь проходил по ним. Помимо выделившегося тепла нити корда расталкивали и электромагнитные силы. Все это увеличивало дополнительные напряжения, в результате чего корд приобрел свойства скрученной пружины. При этом вполне вероятны локальные разрывы корда в толще резиновой массы, что существенно ослабило силовую структуру шины. Это подтверждается характером последующего разрушения колес.

На мой взгляд, водителю очень повезло, что шины оказались прочными и не лопнули непосредственно в момент удара молнии при скорости 80 км/ч. Но после этого в материале шин возникли остаточные напряжения, которые в итоге и привели к его разрушению при куда более слабых динамических воздействиях. Для более детальных оценок все надо аккуратно рассчитать и, быть может, провести соответствующие лабораторные испытания. Необходимо знать, как распределялся ток и какие были в шинах температуры. В любом случае можно говорить о том, что в подобной ситуации находившиеся в салоне автомобиля люди были экранированы металлическим кузовом машины и находились в относительной безопасности. Току просто «невыгодно» было от бампера идти в салон.

Впрочем, даже если бы антенна стояла на крыше, никто, я думаю, тоже не пострадал- ток просто растекался бы по кузову. Недаром различные высоковольтные устройства огораживают обычной металлической сеткой- она экранирует. И кузов автомобиля в случае попадания молнии играет роль такого экрана. Тем не менее воздействие на машину было серьезное, иясчитаю, совсем не удивительно то, что сейчас происходит с электрооборудованием. Судя по всему, часть тока протекала по проводке автомобиля, и она могла повредить изоляцию. То есть полностью изоляцию не пробило, но она частично потеряла свои свойства. Отсюда и перегорающие лампочки. Ив заключение вот что я хотел бы сказать: в данном случае поражение движущегося автомобиля молнией было спровоцировано наличием длинной антенны, буквально притянувшей к себе разряд. Именно поэтому важно убирать автомобильную антенну, въезжая в грозу. Особенно на ее переднем фронте, где скапливается большая разность потенциалов».

А теперь давайте попробуем проследить возможный путь тока. Наиболее логичным представляется его путь с рамы через массовый провод на двигатель (попутно это дало пик напряжения в электрике автомобиля) и далее через трансмиссию и карданные валы на балки мостов и колеса, а затем через диски и шины на землю. Кстати, в этом свете было бы интересно проследить дальнейшую (в долгосрочном плане) судьбу пострадавшей машины. Дело в том, что даже заметно меньшие сварочные токи обычно наносят вред подшипникам качения, повреждая беговые дорожки и тем самым заметно сокращая их ресурс. Хотя, возможно, ток нашел и другой путь, напри мер, через тросик ручника.

Предположим, что все происходило следующим образом...

На этот раз мы, к сожалению, лишены возможности, как в случае с поддоном двигателя Defender , поставить полноценный эксперимент. А стало быть, нам остается лишь строить предположения, основанные на законах физики и особенностях конструкции машины. Начнем с того, что Toyota Land Cruiser HZJ 77- автомобиль рамный, с зависимой подвеской, а антенна у данной машины установлена на «кенгурятнике», закрепленном прямо на раме. Это в свою очередь означает, что в силу низкого электрического сопротивления рамы она при ударе молнии в антенну оказалась областью с равным потенциалом относительно поверхности земли, а изолированный на подушках кузов машины мог и вообще не подвергнуться значительному воздействию. Косвенно это подтверждается тем, что вышел из строя только блок управления полным приводом, часть проводки которого находится на переднем мосту и электрический потенциал которого должен был иметь промежуточное значение между рамой и землей.

Следующим и наиболее серьезным барьером на пути энергии молнии оказались шины. Но, как известно, современная автомобильная резина содержит в своей конструкции довольно много металла. Это и бортовое кольцо, и металлический брекер. И здесь наиболее интересной представляется разница между повреждениями, которые были нанесены зонам, прилегающим к наружному и внутреннему бортовым кольцам. Пострадало преимущественно внутреннее кольцо, это выглядит вполне логичным, если представить себе, что ток протекал по диску сквозь него, а значит, в нем образовалась громадная ЭДС индукции, разогревшая кольцо вплоть до отслоения резины, а, возможно, и до ее частичной газификации. Последнее, кстати, хорошо объясняет повышенное давление, обнаруженное уже после происшествия, когда газ в шинах уже остыл. Эти же повреждения впоследствии привели к разрыву покрышки в обычных условиях.

Поскольку резина является хорошим изолятором, логично предположить, что ток рассредоточился по поверхности шины. Причем скорее всего- и внутренней, и наружной. Но так оно было до момента, пока ток не дошел до металлического брекера, расположенного по периметру шины. Далее он сконцентрировался в слоях его корда, попутно нанося ему такие же повреждения, как и бортовому кольцу вкупе с окружающим его резиновым слоем (что заметно по расслоениям, видимым на срезе покрышки). А далее через микроскопические повреждения протектора (таковые имеются в любой периодически эксплуатируемой на бездорожье шине) электроэнергия стала стекать на землю. Эта гипотеза объясняет и наличие тех небольших отверстий, из-за которых спустило первое колесо. Впрочем, в данном случае я вынужден констатировать, что вся с х е м а- скорее из области предположений, и ясно одно: лучше такие случаи не провоцировать. Недаром в авиации рекомендуют грозу облетать, и известно немало случаев трагических последствий пренебрежения этим правилом.

P.S. Чтобы подтвердить либо опровергнуть выдвинутую гипо тезу, мы исследовали последнюю уцелевшую шину. Действительно, состояние закраины покрышки с внешней и внутренней стороны различалось. Местами (практиче ски вся внутренняя сторона и очагами - внешняя) на ней были за метные нарушения резинового покрытия. Но главное доказательство необратимых изменений в струк¬ туре шины мы получили, лишь распилив ее. Усилия оказались не напрасны. На срезе были от¬ четливо видны следы внутренне го отслоения корда. Что, собственно, и требовалось доказать.

текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
рисунок: Юрий БОРЗОВ
фото: Александр ДАВИДЮК

Гроза - явление не всегда предсказуемое и порой разрушительное. Страшную опасность представляют собой разряды молнии, которые при определенных условиях способны убить. Больше всего рискуют те, кого гроза застигла на открытой местности, в горах, в полях или в дороге.

Лучше всего не попадать в такие ситуации и перед путешествиями тщательно изучать прогноз погоды, не надеясь на авось. Но синоптики не всегда точны, да и неотложные поездки в грозу тоже случаются. Поэтому вопрос о том, что будет, если в машину ударит молния, для некоторых весьма актуален.

Предположим, гроза с дождем и молниями застигла вас где-то в дороге, вдали от возможных укрытий. В таком случае спасти вам жизнь может ваш автомобиль. Так как его корпус сделан из металла, то в случае грозы он будет служить громоотводом. Конечно, это не стопроцентная защита и необходимо будет соблюдать определенные правила. Насколько это все же опасно, и что будет, если в машину ударит молния?

Не все автомобили одинаково безопасны

Считайте, что вам повезло, если в грозу вы будете находиться в машине с цельнометаллическим кузовом. Потому что, как правило, он служит своеобразной клеткой Фарадея (защитная оболочка от электромагнитного поля). Люди в такой машине будут заэкранированы и защищены от внешнего воздействия. И все же может ли молния ударить в машину? И при каких условиях это неизбежно?

Пропустить электричество внутрь при ударе молнии автомобиль сможет, если металлические предметы в салоне будут соприкасаться с кузовом. Еще одной причиной может послужить обилие электроники в машине.

Однако не стоит впадать в панику и, тем более, выходить на улицу и бежать куда-то. В таком случае вы очень сильно сократите свои шансы на выживание. А вот повысить их вы сможете, если будете соблюдать некоторые правила безопасности.

Как вести себя в грозу, находясь в машине?

Прежде всего, не паниковать и трезво оценить обстановку. Чтобы максимально исключить попадание молнии в авто, необходимо опустить антенну (если есть), закрыть все окна, отключить радио, GPS-навигатор, мобильные телефоны и другие приборы, которые могут притягивать заряд. Ни в коем случае не продолжайте движение. Во-первых, молния может ударить в движущийся объект. Во-вторых, сама ее вспышка может ослепить, а на мокрой дороге очень легко потерять управление и попасть в аварию.

Но и место, где остановиться, тоже нужно выбирать правильно. В грозу нельзя останавливаться вблизи деревьев и столбов. В высокое дерево молния может угодить с большей вероятностью. Оно может загореться и упасть на машину. В салоне не дотрагивайтесь до дверных ручек или других металлических предметов.

Может ли молния ударить в машину, когда все меры предосторожности соблюдены? Да, такое возможно, особенно если транспортное средство находится на возвышении. Также существуют места, в которых сама почва имеет большую электропроводность. Их можно определить по наличию поврежденных в округе деревьев.

Что будет, если в машину ударит молния?

Вероятнее всего, заряд молнии ударит в верхнюю точку, то есть в крышу автомобиля. Ток разойдется по поверхности кузова и через колеса уйдет в землю. Также хорошей изоляцией послужит материал салона. Есть несколько возможных вариантов развития событий в данной ситуации.

Вас могут ожидать следующие последствия от удара молнии в машину. В лучшем случае будет поврежден корпус, пробиты покрышки, сгорит электроника, а вы отделаетесь легким испугом. В худшем случае машина может загореться, ведь температура молнии превышает температуру на поверхности Солнца. Тогда выживание будет зависеть от быстроты вашей реакции. Нужно успеть как можно скорее покинуть горящий автомобиль. Как бы то ни было, машина после удара молнии будет слишком повреждена, чтобы продолжать на ней поездку. Однако, по статистике, число погибших от удара молнии в машине не так уж и велико. Гораздо опаснее находиться на открытом воздухе.

Реальный случай из жизни

Примером того, что будет, если в машину ударит молния, может послужить один случай с автомобилем "Пежо". Электрический заряд угодил как раз в его антенну. Она сгорела, а краска на крыше оплавилась. Также были повреждены шины и диски на колесах. Но самое интересное, ударом молнии пробило даже асфальт под машиной. При этом люди в салоне остались целы и невредимы.

Сильно бояться не стоит. Статистика подтверждает, что даже в самых неблагоприятных погодных условиях шанс попадания молнии в машину весьма невелик.