Bстория спецавтомобилей ГАЗ для КГБ (22 фото). Принять вправо и остановиться: милицейские автомобили в ссср Тяготы и лишения

Служебные автомобили, так же, как и грузовые - привычный фон нашей жизни, растворяющийся в повседневности. Даже к машинам в яркой специальной окраске привыкаешь настолько, что перестаёшь их замечать - а чего, собственно, замечательного в гаишной или медицинской машине? - они на каждом шагу, и почти все - сплошь "Волги" да "Рафики". Но проходит несколько лет и декорации плавно меняются - на смену привычным "Рафикам" и "Волгам" приходят "ГАЗели", "Жигули" и Форды, а отслужившие своё машины оперативных служб - либо исчезают в потоке гражданских "частников", лишившись служебной окраски и атрибутики в руках нового хозяина, либо - укатанные в хлам - ржавеют на задворках в ожидании резки на металлолом. Автомобили милиции, скорой помощи, маршрутки, автобусы и грузовики, которые формировали облик городов тридцать-сорок лет назад - сейчас сложно увидеть иначе, кроме как на фотографиях: если грузовики и автобусы ещё встречаются на выставках автомобильной старины и в музеях, то автомобили оперативных служб редкие гости даже на выставках.

Модель гаишной "Волги" ГАЗ-24, изготовленная китайскими товарищами по заказу товарищей питерских, была анонсирована ещё в прошлом году, но до прилавков добралась совсем недавно. Модель вполне удачна - хороша задумка, вполне приличное качество изготовления, а слой краски, пожалуй, немного тоньше, чем на чешской модели . Все недостатки модели уже давно известны по другим вариантам этой же формы: , журнальным вариантам - и .

Фотография А.Новикова

Официально модель носит сразу несколько имён - она и GAZ VOLGA M-24 (на донышке модели), и GAZ 24 VOLGA Milicia (на коробке), и ГАЗ-24 "ВОЛГА" Милиция 1973 (на подставке), есть ещё артикул VVM 013 и картонный вкладыш "Иван Васильевич меняет профессию", подтверждающий принадлежность модели к питерской "киносерии".

Иллюстрация для любителей заявить, что "саратовские модели не хуже": ГАЗ-24-02 "Милиция" из Саратова и ГАЗ-24 "Милиция" из Макао. Саратовская модель на фотографии - до неприличия новодельная, но от своих собратьев родом из 80-х годов прошлого века отличается непринципиально.

Если китайские товарищи ещё не окончательно погрязли в огромных тиражах журнальных серий, то вполне можно ожидать несколько вариантов милицейских "Волг" - тем более, что чешский вариант "люстры", применявшийся и на советских автомобилях уже был сделан для , а разнообразие может внести более ранний вариант цветографической схемы - с кругом на багажнике.

Вариантов для творчества китайских моделистов - масса

Фотография А.Новикова

Вопрос на внимательность: почему модель, представленная на фотографиях, является безусловным раритетом, а стоимость её уже сейчас не менее чем вдвое превышает розничную цену аналогичных ГАЗ-24 "Милиция"?

Горьковский автомобильный завод никогда не выпускал серийных версий фургонов или пикапов на базе ГАЗ-24 "Волга". Но эту задачу решали разнообразные авторемонтные заводы по всей России.

Так на Воронежском авторемонтном заводе выпускали фургон ГАЗ 24А-247 и пикап ГАЗ 24А-948, а на Рижском и Чебоксарском авторемонтных заводах более крупными масштабами производили модель ЧАРЗ-274. Не существовало какой-то единой унифицированной схемы переделки, поэтому внешний вид и конструктивные особенности сильно варьировались в зависимости от завода-изготовителя.

История необычной милицейской "Волги" с кузовом пикап началась с находки донора в одном из отдаленных уголков нашей страны. Во время транспортировки представители КБ Смирнова познакомились с Шаблиным Алексеем Викторовичем, уроженцем КАССР, город Суоярви. Он рассказал о работе ГАЗ-24 с кузовом пикап в населенных пунктах Вяртсиля и района границы КАССР с Финляндией в начале 80-х годов. Именно по его описанию был воссоздан уникальный четырехфарный ГАЗ-24-А948 в милицейской окраске.

В соответствии с воспоминаниями А.В. Шаблина, милицейский пикап был полностью укомплектован всем перечнем спецсредств и средств связи, например, устройство многоразового применения для остановки автотранспорта, имеющего пневматические шины, сигнальное громкоговорящее устройство, проблесковые маячки красного и синего цвета, измеритель скорости Барьер-2М и радиостанция.

Р ост автопарка в больших городах (прежде всего, в Москве и Ленинграде) привел к увеличению количества ДТП. Это привело к вынужденному созданию специальной службы, которая занималась бы обеспечением порядка и безопасности дорожного движения. Первые сотрудники для повышения эффективности и увеличения "охвата" территории, за которую они отвечали, получили в качестве служебного транспорта велосипеды, за что современники именовали велопатрульных "самокатчиками".

ОРУД + ГАИ = безопасность

В 1925 году Моссовет создал первый в СССР Отдел регулирования уличного движения – ОРУД. Он не только занимался обеспечением безопасности движения и выполнения ПДД его участниками, но и осуществлял регистрацию автомобилей и выдачу водительских удостоверений. Впоследствии ОРУД стал государственной системой, а его задачей стало регулирование и обеспечение безопасности движения на дорогах, в то время как остальными "аппаратно-административными" функциями стала заниматься Государственная Автомобильная Инспекция.

1 / 2

2 / 2

Разумеется, ни одна, ни другая служба не могла обходиться без автомобилей в качестве транспорта – ведь преследовать нарушителей на велосипеде или пешком было бы несколько смешно. Основным (хоть и довольно малочисленным) довоенным автомобилем ОРУД стала, конечно, "эмка" – ГАЗ М-1 без специальной раскраски. Впрочем, гораздо более массовым и привычным транспортом оперативников-орудовцев были мотоциклы, на которых они и гонялись за редкими автонарушителями. В послевоенный период на службу в ОРУД стали поступать и "демобилизованные" ГАЗ-67Б, но они не очень подходили для патрулирования в городских условиях.

Тяготы и лишения

Увы, в первые годы после окончания Великой Отечественной войны техническое обеспечение службы ОРУД было просто плачевным. Не считая "трофеек" и "дембелей", какого-нибудь специализированного транспорта ОРУД не имел вплоть до начала массового производства Москвичей и Побед. Именно эти автомобили впервые примерили на себя "гаишную форму" – специальную раскраску – и получили оборудование, по которому их можно было безошибочно отличить от обычного гражданского транспорта. Тёмно-синий цвет кузова, красные полосы на бортах и громкоговоритель на крыше указывали на принадлежность машины к ОРУД/ГАИ МВД СССР. Конечно, количество техники, поставляемой патрульным, было по-прежнему далеко от необходимого, а её техническое состояние далеко не всегда было идеальным, ведь нередко автомобили передавали правоохранителям уже после списания со службы в других государственных автохозяйствах. Как и в предвоенный период, вплоть до середины пятидесятых годов оперативники чаще всего использовали для выполнения собственных служебных обязанностей не автомобили, а мотоциклы.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Интересно, что в качестве штабных автобусов милиции использовались автомобили на шасси и полноприводного ГАЗ 63-А, на раме которых вместо кузова была установлена пассажирская кабина со стеклами. Её окраска, как и цвет ЛКП водительской кабины, соответствовала цветографической схеме автомобилей этой службы – тёмно-синий с красными полосами на боковинах согласно приказа МВД СССР №266 «О специальной окраске оперативных легковых автомобилей органов милиции» от 31 декабря 1953 года.

Советские Москвичи состояли на службе в венгерской полиции

Оснащение остальных служебных машин ОРУД/ГАИ было таким же скудным – из спецоборудования можно вспомнить разве что громкоговоритель на крыше, а проблесковые маячки появились гораздо позже. Некоторые инспекторы устанавливали под ветровое стекло сигнальный фонарь с матовым стеклом, который при мигающем режиме указывал прохожим на то, что автомобиль едет на выполнение оперативного задания.

Впрочем, рядовые регулировщики дорожного движения обычно и вовсе гоняли на двух- или трёхколесных Уралах, а показанная в фильме "Берегись автомобиля" погоня за нарушителем была чистой экзотикой. Именно поэтому служебные Москвичи и Победы не нуждались в каких-то сверхмощных двигателях – машин на дорогах было немного, и ездили они не слишком быстро. К тому же вплоть до семидесятых годов скоростных ограничений в cоветских ПДД попросту не существовало!

1 / 2

2 / 2

В 1956 году Совет министров РСФР для борьбы с авариями принял постановление, согласно которому у ГАИ появлялись полномочия по запрещению эксплуатации автомобилей и мотоциклов, а также по лишению водителей прав за езду в нетрезвом состоянии. По сути, с этого периода и до начала шестидесятых годов службы ОРУД и ГАИ выполняли часть функций параллельно, однако в 1961-м в СССР приняли первые единые Правила дорожного движения, а две службы были реорганизованы в одну, получившую название ОРУД-ГАИ.


В 1962 году вместо темно-синего цвета в качестве стандартного для милицейских автомобилей ввели бирюзовый, но многие "бывалые" машины сохраняли свою первоначальную красно-синюю раскраску до самого списания со службы.

Автомобили cоветской ГАИ

В это время основным четырехколесным транспортом советских милиционеров стали Волги. "Двадцать первая" успела примерить на себя все три вида служебной раскраски, ведь кроме уже упоминавшихся темно-синего и бирюзового с 1968 года машины ГАИ стали окрашивать в ярко-желтый цвет с темно-синей полосой. МВД СССР в тот момент возглавил Н. А. Щелоков, и уже год спустя, в 1969-м, обеспечением безопасности движения стала заниматься единая дорожно-патрульная служба Госавтоинспекции.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

"Гаишные" Волги отличались от других милицейских машин особенностями раскраски: на двери автомобиля службы ГАИ обязательно размещали герб СССР, а на крышке багажника – надпись "ГАИ". Именно в это время на крышах "патрулек" кроме громкоговорителей появились и специальные проблесковые маячки синего цвета. Кроме того, автомобили ГАИ оснащали дополнительной светотехникой – передними "противотуманками" и фарой-искателем. Мощность двигателя "двадцать первых" Волг ГАИ СССР составляла от 70 до 85 л. с., причем настройка моторов позволяла им работать в регионах даже на бензине А-66, в то время как в больших городах использовались форсированные модификации, рассчитанные на "семьдесят шестой" бензин.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4


Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». Хорошо видна новейшая «патрулька» – ГАЗ-24 с гербом СССР на двери

В год министерство закупало для нужд гаишников по 200 Волг, причем после снятия с производства модели М-21 "канареечный мундир" на себя тут же примерила новинка – модель ГАЗ-24. Параллельно с Волгами в ГАИ использовали и другие автомобили советского производства – Москвичи, ГАЗ-69 и УАЗики.

Разумеется, с 1971 года в качестве "служебок" советские госавтоинспекторы стали использовать и новейшие Жигули – сначала модели 2101, а по мере выхода следующих моделей – и их.


Как и прежде, раскраска спецавтомобилей строго регламентировалась, а в их комплектацию входили "люстра" и СГУ.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4


1 / 3

2 / 3

3 / 3

Кроме привычных Жигулей и Волг, в 1976 году советское правительство получило от бывшего канцлера ФРГ Вилли Брандта несколько автомобилей Mercedes-Benz W116 в полицейском исполнении. Они были окрашены в требуемый по схеме желтый цвет еще на заводе-изготовителе, а остальные элементы специальной раскраски наносились уже в СССР. Модификация 350SE с механической коробкой передач отличалась от стандартного S-класса спецоборудованием, в которое входили телефон, рация, управление проблесковыми маячками и т. д.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Кроме Мерседесов, в столичной ГАИ работало и несколько BMW E12. Иномарки поступили на службу в Госавтоинспекцию в связи с Олимпиадой-80 в Москве, официальным поставщиком которой в 1979-м стал концерн "Даймлер-Бенц". Он на протяжении пяти лет поставлял в СССР спецавтомобили, среди которых были и легковые машины ГАИ.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4


Для решения других задач различных ведомств МВД СССР использовались соответствующие модификации автомобилей советского производства. Например, существовала модификация АДЧ для дежурных частей ОВД, на которой оперативники выезжали на места происшествий и преступлений.

1 / 2

2 / 2

Знаменитый "луноход" – милицейский УАЗик с цельнометаллической крышей – выпускался во многих модификациях. Ведь спецавтомобили на базе УАЗ-469 (позже – 31512) использовались как подразделениями ППС по охране общественного правопорядка, так и сотрудниками ДПС ГАИ для патрулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Да и экипажи медвытрезвителей забирали "перебравших" с улицы в свои заведения именно на таких УАЗах.


В семидесятые годы на Рижском автобусном заводе была изготовлена партия РАФ-22033, которые отличались наличием стереофотограмметрической установки (АДТП-С), которая позволяла определить размеры, формы и пространственные положения объектов по стереопаре фотоснимков. Объемная фиксация давала возможность избавиться от обычных измерений с помощью рулетки и зарисовки схемы ДТП вручную. Для того, чтобы зафиксировать схему ДТП, достаточно было лишь расставить конусы и сфотографировать их с помощью установки.

Кроме этого, комплектация такого спецавтомобиля предусматривала и другие полезные приборы и измерительное оборудование – магнитофон, фотоаппарат, диктофон, пишущую машинку и газоанализатор. Увы, впоследствии серийные "гаишные" РАФы отличались от обычных лишь спецокраской и установкой СГУ на крыше.


В восьмидесятые годы в небольших количествах некоторые подразделения Госавтоинспекции получали Жигули, оснащенные не обычным поршневым двигателем, а одно- или двухсекционными роторными моторами ВАЗ, выдававшими от 70 до 120 л. с. соответственно. Для милиции возросшие динамические характеристики машин с ротором оказались как нельзя кстати, ну а завод мог получить систематизированную статистику по эксплуатации автомобилей с таким типом двигателя. Увы, век ротора был недолог, и львиную долю машин МВД СССР в восьмидесятые годы по-прежнему составляли обычные Жигули и Волги.

Легкая конверсия модели № 30 из рос. журнальной серии DeAgostini "Автомобиль на службе". Прибыла в коллекцию 08.10.2012 г. Приобретенный второй экземляр модели ГАЗ-24-01 ранней версии решил доработать до варианта таксомотора более позднего, второго выпуска или, как принято говорить, "второй серии". Отличительными признаками этих машин от предыдущих были: клыкованные бампера, противотуманные фары над передними бамперами и весьма часто классический вариант такси комплектовался небольшим светящимся оранжевым плафоном на крыше - "гребешком". Основным цветом утвердился лимонно-желтый, который, впрочем, мог быть как ярким, насыщенным, так и бледным. Выходили на линию таксомоторы и в других цветах. Так, в середине 80х,в Ленинграде достаточно много наблюдалось светло-бежевых такси.
За основу решил взять автомобиль четвертого таксомоторного парка г. Ленинграда с номером "49-60 лег". Не знаю точно, в каком цвете была реальная машина, но хочется верить, что в традиционном - лимонном. Согласно информации сайта
http://lenobltrans.narod.ru/ таксомоторный парк №4 был одним из крупнейших в Ленинграде. В 1969 году в нем насчитывалось не менее 750 штатных автомобилей! Доработку модели начал с прокраса салона, имитируя вишнево-красную, дерматиновую обивку фурнитуры. Желтым окрашена нижняя часть торпедо. Посеребрено зеркало заднего вида. Установлены клыкованные бамперы с масштабной копии полноприводной ГАЗ-24-95. Прокрашены обнижения в центрах колпаков колес. Обозначены поворотники, подфарники, стояночные огни, проивотуманки. Изготовлен оранжевый плафон на крышу. Двери получили полагающиеся форточки, окантованные металлоскотчем. Модель декалирована шильдами "Волга" на передних крыльях и чуть левее правого заднего фонаря. Водителя прототипа этого таксомотора я,немного с запозданием, удостоил звания Ударника коммунистического труда, о чем красноречиво напоминают красные флажки на обоих бортах "Волги". Установил номера 4го таксопарка г.Ленинграда. С антенной на задний бампер решил повременить.

В преддверии Олимпийских игр решили обновить автомобили-такси ГАЗ-2401. Стандартным цветом для них стал лимонно-желтый. Введен дополнительный знак такси в виде оранжевого плафона на крыше .

Его наличие позволило на части машин совсем не рисовать шашки. На бампере сделали клыки, изменили площадку под номерной знак, убрали катафоты с задней панели кузова, Почти одновременно аналогичные действия произвели и в отношении «Волги» других модификаций. Кроме того, на стандартные ГАЗ-24 стали монтировать противотуманные фары. ГАЗ-24 успешно продержался на конвейере до 1985 года, когда была предпринята коренная модернизация машины.

Ленинградское такси:

Именно машинами ГАЗ-24 во времена развитого социализма комплектовались единые городские службы такси. Заказать такси к подъезду можно было по телефону 057 (позже 24-00-00), но дозвониться по нему было практически невозможно.

И даже если на другом конце провода отзывался диспетчер, рассчитывать на скорое прибытие таксомотора не приходилось. Помню, под Новый год мы ждали такси … четыре часа!


Повышенная востребованность такси была обусловлена довольно «гуманной» ценой: 20 копеек за посадку, 20 – за километр пути и рубль за час ожидания. Даже при невысокой зарплате в 90-110 рэ. человек вполне мог позволить себе несколько поездок в месяц.

С 1984 года таксомоторы Ленинграда получили госномера нового образца: черные цифры на белом фоне. Буквенная серия была ЛЕВ. С 1990 года - ЛЕД. По некоторым данным серия ЛЕД уже ранее выдавалась городским автобусам во время Олимпийских игр 1980 года. В 1990 году белые однострочные госномера ЛЕД выдавались государственным грузовым автомобилям и автобусам Ленинграда, причем только неновым, и только сотни с 00 по 19. После введения номерных знаков российского образца единая система буквенных серий для городских такси применяться перестала.
К началу 1990-х годов в Ленинграде было более 4 тысяч таксомоторов. В 1990-е годы подвижной состав такси был в основном приватизирован. К настоящему времени не все таксопарки города сохранились. Некоторые просто прекратили свое существование, а некоторые перешли на эксплуатацию маршрутных такси.



ГАЗ-24-01 "Волга" 4го таксомоторного парка г.Ленинграда (начало 80х)

Четвертый таксомоторный парк в г.Ленинграде

Таксомоторный гараж на 700 автомобилей в Ленинграде. Строительство 1957-1960 гг., арх. Хевелев Э. М. при участии инженеров Бреговского М. И., Макаренко Н. И., Экман В. А.

Гараж представляет собой единое многоэтажное здание центрального объема, квадратное в плане, одинаковое со всех четырех сторон. Принятое решение уменьшает размеры участка строительства, макси­мально унифицирует конструкции, дает весьма компактную и экономич­ную характеристику здания и в то же время простое, но выразительное архитектурное решение.


В первом этаже, несколько расширенном, располагаются стоянка-холл, зона ежедневного обслуживания, оборудованная тремя механи­зированными поточными линиями, техосмотр № 1 с двумя механизиро­ванными поточными линиями, техосмотр № 2 и зона текущего ремонта. Здесь же находятся цехи и обслуживающие помещения.Стоянка-холл первого этажа является местом ожидания автомобилей и регулировочным транзитным пунктом для сообщения со всеми произ­водственными помещениями, что позволяет гибко решать различные со­четания производственных операций.По периметру второго этажа расположены все конторские и бытовые помещения, а внутренняя часть его отведена под стоянку. В вышележа­щих этажах размещаются стоянки с двухрядной расстановкой автомашин. Подъем и спуск автомобилей происходит по центральной изо­лированной круговой двухходовой рампе.Несущие элементы здания и междуэтажные перекрытия из типовых сборных железобетонных конструкций с сеткой колонн 6x6 м.В верхнем этаже сетка колонн укрупнена. Для покрытия приняты балки перекрытий (НИИ-200) с пролетом 18 м. В качестве заполнителя каркаса применяются сборные железобетонные панели со стеклоблока­ми. Стены угловых частей здания, где расположены лестничные клетки и пассажирские лифты, кирпичные, причем здесь сосредоточены все вентиляционные каналы. Это освобождает здание от большого количества вентиляционных труб, выходящих обычно на крыши гаражей (на фото выше - панорама строительства 4го таксомоторного парка в г.Ленинграде) .