Безопасное место в автобусе. Туристические автобусы. Краткий ликбез

В этой статье речь пойдет про места в автобусе. Мы поговорим о том, какие лучше выбрать, чтобы чувствовать себя безопасней, а какие лучше проигнорировать, чтобы не испортить себе поездку. Рассмотрим также схемы различных автобусов.

Места в автобусах дальнего следования

Перевозка людей на большие расстояния занимает особую нишу в пассажироперевозках. Следует отметить что отдельно стоят туристические туры, в которых зачастую используют машины большой вместимости. Расположение места в автобусе, схема размещения которых может изменяться при разной вместимости машин, во многом может предопределять комфорт и безопасность поездки. Как правило, место за пассажиром сохраняется до окончания поездки, так что нужно очень ответственно отнестись к его выбору.

Места в автобусах - расположение

В автопарках туристических компаний и предприятий, занимающихся перевозками людей на дальние расстояния, встречается большое разнообразие моделей машин. Единое положение места в автобусе, схема которого была бы общей для всех производителей, не существует. Производители, а также и компании, занимающиеся перевозкой, могут оснащать машины по своему усмотрению, если не нарушают требования безопасности, регламентируемые нормативными документами. Даже одномарочные автобусы, выпущенные в один и тот же год, могут различаться как внутренним оформлением, так и количеством посадочных мест. На вопрос: «Какое расположение места в автобусе, схема размещения внутри как выглядит?» ответ бывает только приблизительным.

Перед покупкой билета следует уточнить у перевозчика схему расположения сидений.

Кроме удобства, следует учитывать безопасность, от которой зависит выбор правильного места.

Безопасные места

Новостные ленты часто рассказывают о дорожно-транспортных происшествиях с участием пассажирского транспорта. Поэтому тщательный отбор расположения места в автобусе, схема выбора которого рассматривается ниже по тексту, напрямую будет влиять на сохранность вашей жизни.

Для более безопасной поездки нужно учитывать следующие моменты:

  • одно из самых безопасных мест — то, которое располагается за водительским;
  • следует выбирать сидения, расположенные в центре салона;
  • лучше выбирать сидения, установленные по правой стороне.

Испортить вам поездку смогут следующие места:

  1. Последние сиденья, потому что в этой части, как правило, много гари, и через определенный период времени есть риск получить отравление выхлопными газами. Поездка в задней части приводит к более сильному укачиванию, а при экстренном торможении есть вероятность вылететь в проход между сидениями.
  2. Сиденья, расположенные рядом с дверью или водителем.
  3. Нераскладывающиеся кресла, как правило, находящиеся в конце, а также перед выходом в середине салона.

Примеры размещения мест

На фото ниже представлено расположение места в автобусе. Схема 47 мест является типовой.

Данная схема характерна для следующих марок: Higer KLQ 6119 TQ, YUTONG 6129.

На следующем фото - также расположение места в автобусе (схема). 49 мест - довольно часто встречающийся вариант.

Схема характерна для следующих марок: Higer KLQ6129Q, Автобус Neoplan 1116, Setra 315.

С чего начать… Почему люди выбирают именно автобусные туры?

1. Главное и неоспоримое их преимущество – низкая цена, в сравнении с авиа-турами. Железной дорогой тоже, конечно, можно добираться до мест назначения, но цены на железнодорожные несколько дороже, чем на да и железнодорожные вагон не возьмешь с собой на экскурсию…

2. Можно за одну поездку сразу посмотреть несколько городов, а то и стран, в отличие от обычного тура, когда вы привязаны к аэропорту прилета-отлета и своему отелю.

Отели и хостелы у Красной Площади на карте района -
Цены, Отзывы, Схема проезда

3. Некоторые боятся летать самолетами. (Нечасто, но встречается – был у меня такой знакомый)

Куда ездят в автобусные экскурсионные туры:

Я не беру в расчет рейсовые автобусные маршруты – я говорю только про автобусные экскурсионные туры – в Европу (Скандинавия, Италия, Испания, Франция, Германия, Польша, Чехия, Венгрия, Австрия, Швейцария, Голландия, Болгария) и в Великобританию. Есть, видимо, ограничение для комфортного пути или экономические причины ограничивают автобусные туры расстоянием в один конец в 2 – 2.5 тысячи км (Точнее не скажу, но, например, у Кругозора есть тур по Италии, где они доезжают почти до самого юга “сапожка”. Есть замечательные туры авиа+автобус.

Что брать с собой в автобусный тур:

1. Терпение, терпение и еще раз терпение =) Оно вам там пригодится более всего. В замкнутом пространстве автобуса вам придется провести очень много времени, и, если у вас есть склонность к клаустрофобии, или вас укачивает даже в вагоне метро – то путешествие автобусом – не для вас…

2. Берите с собой книги, плеер с кассетами, СD или MP3 – все это позволяет скоротать дальнюю дорогу, если в вашем автобусе есть видео, возьмите в дорогу несколько видеокассет, только таких, чтобы их было интересно смотреть всем, а не только вам =) Наилучшие по жанру фильмы для дороги - комедии.


3. Подушечка под голову в виде большой подковки очень удобна, поддерживает голову во время сна. Такие подушечки бывают надувные или тряпичные. Первые удобней брать с собой – места занимают меньше. Продаются они в разных местах - я встречал в подушной лавке в Праге, в магазинах Дьюти-Фри, народ встречал в туристических магазинах, в дорогих автосалонах. Еще мне прислали совет насчет подушек - брать небольшую пляжную надувную подушку и подкладывать ее под спину. Чесно говоря, я подушками не пользуюсь - если беру, их тут же отбирают мои спутники =)

5. Даже во время коротких остановок старайтесь выходить из автобуса и разминать затекшее тело =) Что касается сна – то это самое больное место автобусных туров, в которых есть ночные переезды. Сидя спать очень трудно, какие бы комфортабельные не были кресла – ну по крайней мере с моим ростом в 187 см сложно найти место для ног… Первый ночной переезд особенно неприятен, далее то ли тело привыкает и принимает форму кресла, то ли второе дыхание приходит – но второй и далее ночные переезды выдерживаются легко. Автобус становится почти родным домом =)

6. MONEY. Берите мелкие деньги (те, которые настоящие - зеленые или другого цвета, но твердые), так как проезжая мимолетом какую-нибудь страну вы можете столкнуться с тем, что в обменном пункте не будет сдачи и вам придется менять всю стодоллоровую купюру. А куда вы потом денете полный кошелек злотых или белорусских зайчиков? Менять обратно - очень невыгодно...

И, это уже не "брать", а совет - избавляйтесь от железных денег страны из которой выезжаете, еще до пересечения границы. Меняют только бумажные деньги =(Железные превращаются сразу же в бесполезные сувениры...

Полезно в автобусный тур брать некоторую сумму уже обмененных денег той страны, которая Вам встретится по дороге, иначе могут возникнуть проблемы с обменом. (Обменники закрыты и прочее..).

Пластиковые карты (VISA, MasterCard) - удобней всего, если вы едете по развитым странам (в материковой Греции мне не часто получалось воспользоваться карточкой). Выгодней оплачивать покупки, а не обналичивать деньги в банкоматах. Вы едете по нескольким странам и не заботитесь о том, где выгодно поменять, о том, чтобы поменять достаточно, о курсе разных валют, о том, чтобы выезжая из одной, избавиться от наличной валюты это страны - вы просто расплачиваетесь картой - это и вправду удобно.

Введение евро сделало путешествие в туре по нескольким европейским странам удобней - менять валюту уже почти не приходится, а брать евриков сразу из дома.

7. В дороге, то ли от пыли, то ли от воздуха, смешанного с выхлопными газами, часто першит в горле - берите какие-нибудь сосательные пастилки, леденцы, жевательную резинку и прочее.

8. Бутылку пластиковую с водой и мыльца маленький кусочек. Это поможет помыть руки на любой остановке. Либо спиртовые салфетки. Чистые руки в дороге - залог здоровья и хорошего самочувствия =)

9. Побольше аккумуляторов для видеокамеры. Поскольку перезаряжать их а автобусе негде, а экскурсия часто начинается без малейшего заезда в отель.

10. Медикаменты. Зная свои болезни и те лекарства, которые вам помогают, сделайте подборку таких лекарств в дорогу. Обязательно добавьте что-нибудь болеутоляющее, закрепляющее для желудка, хорошие мощные антибиотики, глазные капли, бинт или лейкопластыри. Простенькие поливитаминиы поднимут тонус. За границей в туре практически нет времени посещать аптеки, да и многие доступные у нас лекарства за границей без рецепта врача вам не продадут - так что обеспечьте ими себя заранее

11. Кружку и кипятильник (набор советского туриста=) - это по-прежнему актуально, поскольку вы, приехав поздно ночью в отель, например, не всегда сможете найти в себе силы искать где перекусить или попить чайку-кофейку. Да и кашку, супчик, второе можно заварить, используя этот проверенный временем набор. =)

12. Дорожный утюжок. Если не хотите ходить мятыми - а вам наверняка придется спать в одежде в автобусе, если у вас тур с ночными переездами, то приехав в отель, вы избавитесь от морщин на одежде легко и быстро. Весит такой утюг немного, за счет складной ручки места занимает мало.

13. Если вы берете с собой электроприборы (кипятильник, фен, утюжок, зарядное устройство для аккумуляторов, электробритву или еще что-нибудь), узнайте заранее в турагентстве о типе розеток в тех странах, куда лежит ваш путь и прикупите, если нужно, переходники для вилок ваших электроприборов.

15. Туалеты. Разумеется, в автобусах есть биотуалет. Но он предназначен только для экстренных случаев, чаще всего вы будете пользоваться туалетами на стоянках, которые автобус делает каждые 3-4 часа. Часть из них бесплатны, часть - платны, в придорожных кафе и ресторанчиках тоже есть туалеты. Так что не переживайте - это дело в автобусных турах продумано, отработано и проверено. Во время остановок в этих туалетах рекомендуется умыться, побриться - привести себя в порядок после длительного переезда.

16. Пакеты для мусора. Часто турфирма берет с собой такие небольшие пакеты с ручками и развешивает их на боковых, выходящих в проход, ручках кресел. А вы сами на остановках избавляетесь от накопившегося мусора. Это куда удобней, чем держать пакет под ногами. Если фирма вас не обеспечила такими пакетами, или они закончились то повесьте свой пакетик.

17. Путеводитель, лучше всего - с картой. Полезнейшая вещь, да и прочитать в дороге время найдется, а когда попадете в пункт назначения, то при ограниченном времени для осмотра вы оптимально его потратите.

18. Связь и Инет. Мобильный телефон сможет помочь в экстренных случаях, а вот болтать с родней, оставшейся дома, дешевле всего по телефонной карте, купленной на месте. Инет в гостиницах недешев, считается, что самый дешевый доступ в крупных игоровых центрах. Честно говоря, я не настолько Интернет-зависим, чтобы тратить время отпуска на веб-серфинг или на ответы из почтового ящика. Но это - сто раз ИМХО, конечно...

Если вы брали с собой еще что-либо полезное, или вам страшно чего-то не хватало в дороге, или у вас есть полезные проверенные советы, то напишите мне…

Когда ехать в автобусные туры

Мой практический опыт - это майские праздники, июль и сразу после Нового Года. Маловато для обобщений, согласен... Но тем не менее могу сказать:

1. В начале мая в средней Европе (Чехия и Польша) стоит замечательная погода - вишни в цвету вдоль дорог, тепло, но не жарко. Хорошее время для путешествий.

2. Начало января в Европе - не слишком холодно, а по московским погодным меркам - почти весна. В самом автобусе - скорее жарко, чем холодно... В Будапеште было аж +8С, а в Праге не было ни крошки снега, чешки ходили... Нет, не в "чешках", а в туфельках =) А на Шри Ланке январь - очень даже хорошая, высокого сезона погодка =) +30С, лето-с...

3. Июль - тоже вполне подходящий месяц для средней и северной Европы. Не жарко, длинный световой день. На юг (Италия и Испания) я бы не рискнул ехать в автобусный тур - жарковато там для экскурсий в это время.

Два периода - майские и НГ - пики сезона для автобусных экскурсионных туров, но в это время, как правило, можно поехать почти куда угодно, ибо нет проблем с набором группы. И не тратите свой драгоценный отпускной резерв - благодаря общероссийским выходным. (По секрету - в Европе после НГ - рабочие дни, и столпотворения, подобного майскому, не наблюдается...)

Кто ездил в другое время - добавьте своих впечатлений, пожалуйста.

Какие места самые удобные в автобусе:

Не буду касаться безопасности занимаемых Вами мест в случае автокатастрофы - даже думать об этом не хочу...

Если это обычный полутораэтажный автобус, то, как мне кажется лучше всего сидеть на 4-5-м рядах сидений, так как самые первые места обычно занимает второй водитель и сопровождающий туры сотрудник. Сзади них сидеть тоже не слишком здорово - во время ночных переездов вам придется выслушивать все, что они говорят, стараясь развлечь ведущего автобус водителя и не дать ему заснуть. Слева от прохода или справа? Считается, что справа - лучше, так как не саму дорогу видишь, а обочину и все, что за ней, не знаю, правильно ли это... На себе не проверял, меня мой инстинкт и судьба сажают всегда почти всегда слева от прохода =)

После среднего "выхода" сидеть, как показовало нытье сидящих там пассажиров - тоже не стоит, из двери - дует, тянет и прочее... Хотя и кофеварка рядом, и есть куда ноги вытянуть...

Спинки не всех кресел в автобусе откидываются! Это очень неудобно ночью, да и днем тоже. Это места перед кофеваркой и самые последние в автобусе. Старайтесь их избегать.

Да, насчет ног! Мне всегда было удобнее выкладывать их в проход (рост мой, а не ног - 187 см), так что у окошка место, хоть из него и больше видно - не для меня, увы...

Бывает, что автобус не полностью забит, и вам выпало счастье ехать одному сразу на двух местах. Тогда и ногами проблем нет, и спать куда проще. Но это вопрос везения, ибо, если желающих поехать будет совсем мало, то тур может и не состояться =(

Теперь про самые "сладкие" места - в хвосте автобуса... Некоторые фирмы, несмотря на то, что там есть 5 мест для сидения, продают туда только 2 места, решая проблему сна для этих пассажиров. Но такие места сразу занимаются и бронируются, так что "лося" на всех не хватит. Если вам такого счастья не выпало, утешайте себя тем, что спинки тех сидений не откидываются вообще, и там больше всего трясет-укачивает...

Бывают места, как в купе - 2 кресла напротив 2-х кресел, а между ними - столик. Кушать, играть в карты, безусловно, удобно, но, по отзывам прокатившихся таким образом, ноги девать некуда, да и долго глядеть не на дорогу, а в "эти глаза напротив" - неудобно...

Надеюсь, что я помог хоть кому-то решить вопрос выбора мест.

Если вам есть что к этому добавить, поправить - пишите!

Питание в автобусном туре.

Я хочу рассказать про питание в самом автобусе, а не про то, каково питание в странах пребывания автобусных туристов. Там уж каждый выбирает по кошельку, и по тому, что ему важнее - хорошо поесть или хорошо посмотреть. Мой приоритет - побольше увидеть в другой стране, но, если для вас неспешный обед из нескольких блюд важнее музея, в не буду вас осуждать. Вы проехали уже несколько тысяч километров и имеете право на любые чудачества =)

Итак, что и как едят в автобусе. Стоп-стоп! Не нужно доставать книги для записи кулинарных рецептов, я не знаю рецепта солянки по-Кругозоровски, или окрошки по-Вавилонски. На длинные перегоны (например, Москва - Минск, или Минск - Прага) нужно взять еду в дорогу заранее, не стоит надеяться, что по дороге вы сможете заехать в ресторанчик и перекусить. Представляете, насколько может удлиниться тур, если 40 человек из полутораэтажного или 70 из двухэтажного автобуса неспешно пообедают, позавтракают и поужинают в придорожном заведении?! Нет, не стоит и считать. В таких переездах время на стоянке хватает только в туалет сходить, и, иногда, в магазинчик заглянуть на заправке. Хорошие гиды предупреждают о переездах, где негде будет даже прикупить продуктов заранее, и завозят группу перед такие марш-броском, в какой-нибудь супермаркет, например. =)

Не увлекайтесь едой и питьем в автобусе, не стоит таким образом бороться со скукой или стрессом. Емкость бачка в автобусном туалете невелика, а остановки будут не чаще раз в 3-4 часа, так что заранее расчитывайте свои силы и свое терпение =) Так что вы - уважаемые автобусные туристы, почти как пилоты самолетов дальней авиации. А что едят пилоты в полетах? Точно не знаю, но, по данным разведки, - это шоколад и орехи. То есть продукты высококалорийные и компактные. Возьмите и вы с собой в дорогу эти вкусные вещи. Кроме того, сейчас в продаже много чего появилось из продуктов питания, для приготовления которых достаточно кипятка. Кашки, супчики, чай в пакетиках, кофе три-в-одном, вторые блюда на любой кошелек и вкус. Марок называть не буду (ненавижу скрытую и прямую рекламу). Копченая колбаска, плавленый сырок, печенье, иогурты (никакой не "био", а самый что ни на есть "мертвый" - пастеризованный!!!) - все это переносит дорогу довольно хорошо. Бутерброды, жареное мясо, мягкие фрукты и овощи - плохо. Пластиковая бутылка с несладкой водой (можно минеральной) будет всегда кстати в дороге.

Затаривайтесь едой в супермаркетах - там можно прикупиться и даже перекусить внесколько раз дешевле, чем в кафешке или ресторанчике. Хорошие гиды завозят в супермаркеты туристов просто по маршруту.

Уделите внимание и посуде. Одноразовая хороша тем, что ее не надо мыть. Употребил и выкинул.

Если вам есть что к этому добавить, поправить - пишите!


В каждом виде транспорта есть места, на которых находиться безопаснее всего. Их, к сожалению, не так уж много.

1. В легковом автомобиле: самое безопасное место - за креслом водителя, желательно в центре. Американские исследователи из университета города Буффало изучили несколько сотен ДТП и обнаружили, что сидящие в центре сзади страдают при авариях на 60% меньше, чем остальные пассажиры. А вот рядом с водителем садитесь в крайнем случае.

2. В автобусе, троллейбусе, трамвае середина салона - самое безопасное место. Лучше сидеть спиной вперед: меньше риска в случае резкого торможения.

Если сидите лицом вперед, то разобьете голову о спинку кресла, которое перед Вами. Сидеть по правому борту безопаснее, чем по левому: подальше от встречного потока транспорта. Опасны места около дверей (вылетают, сминаются в ДТП).

Если стоите, размешайте точки опоры (две ноги, руку на поручне) так, чтобы их вертикальная проекция на пол образовывала треугольник большой площади.

В автобусе дальнего следования - наиболее безопасными местами являются крайние правые места по ходу движения, расположенные в середине салона. Наиболее безопасные – начиная с 4-го ряда, за исключением последнего, в середине салона (не возле окна).

В автобусе самыми небезопасными являются первые 2 ряда пассажирских сидений, все боковые места возле окна, задний ряд.

3. В маршрутном такси - места, расположенные спиной по ходу движения (тем, кого укачивает, придется выбирать между самочувствием и безопасностью). Самое опасное место в маршрутном такси - место рядом с водителем.

4. В метро не переступайте заветную черту, идущую вдоль платформы и по краю ступеней эскалатора. Не подходите к поезду, пока он не остановился. Избегайте давки. Заметив что-то подозрительное (задержка или частые остановки поезда, дым, запах гари), при первой возможности бегите от этого «гиблого места» на свежий воздух или перейдите на другую линию.

5. В поезде самое безопасное место - это средний вагон, среднее (пятое) купе, нижняя полка по направлению движения поезда. На боковых полках лучше лежать ногами в сторону движения. Тогда при резком торможении или столкновении вы упретесь в перегородку ногами, а не головой. И, значит, избежите травмы шейных позвонков.

Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда. Первый сминается и сбрасывается с пути при столкновении в лоб. С последним происходит то же самое при столкновении сзади, только в еще более катастрофических масштабах, так как его в отличие от первого не буферят локомотив и багажный вагон.

6. На корабле самое безопасное место – это палуба, а самая безопасная каюта – та, что к ней поближе.

7. В самолете - наиболее безопасно сидеть в хвостовой части самолета. Для пассажиров, которые находятся ближе к хвосту, шансы на выживание при крушении выше, чем для тех, кто сидит в первых рядах передней части салона.

Везде старайтесь держаться «золотой середины»: чем ближе к центру, тем безопаснее. В наземном транспорте, если не получается стать «центристом», можете позволить себе «правый уклон» (правый борт все-таки дальше от встречного потока), а вот «левым» быть уже рискованно. В метро и на железной дороге выбирайте не только середину вагона, но и середину поезда.

И все же, как показывает практика, особое место не панацея, да и хватает их не на всех. Поэтому на него можно надеяться, но важно и самому не плошать:

Пристегните ремни!

Не стоит пренебрегать общепринятыми мерами безопасности, гордо считая их уделом перестраховщиков. Иногда это может дорого обойтись. И в первую очередь тем, кто не пристегивается ремнями безопасности. В случае аварии непристёгнутому пассажиру приходится намного хуже. Кстати, просто застегнуть ремень недостаточно, надо отрегулировать его так, чтобы вам было немножко тесно, иначе при столкновении вы из него просто вылетите. Это касается и пассажиров воздушного транспорта: если вдруг самолет попадет в воздушную яму, тот, кто не пристегнулся как следует, окажется под потолком.

Важно!

Свои бумажки ближе к телу. Даже если ваш путь недолог, самое необходимое всегда берите с собой, в том числе – маленькую аптечку и так называемый «набор для выживания». Если отправились в далекое путешествие, не прячьте деньги и документы по сумкам и чемоданам. Лучше держите их при себе: когда надо будет срочно, побросав багаж, прыгать с тонущего корабля или выбираться из горящего вагона, доставать их будет некогда. Путешествуя по воде или над водой, на всякий случай поместите все ценные бумаги в герметичный полиэтиленовый пакетик. Самые нужные вещи тоже далеко не убирайте и запомните, где они лежат.

Завсегдатаи автобусных туров при покупке билетов в первую очередь обращают внимание на расположение мест. Почему это важно? Объясним на примере.

Представьте, что вы долго планировали путешествие, продумали маршрут, выбрали, как вам казалось, хорошее место – с прекрасным обзором, посередине автобуса, недалеко от двери. А потом оказалось, что оно чуть ли не единственное, которое не раскладывается. Все бы ничего, но только когда пассажиры впереди откидывали кресла, вы оказывались зажатыми с двух сторон. В результате то, что грезилось как замечательное путешествие, превратилось в пытку.

Обо всех нюансах, которые нужно учесть при выборе места в автобусе, чтобы не попасть в подобную историю, расскажем в статье.

Автобусы дальнего следования – хорошие и разные

Если считаете, что достаточно знать номер места, чтобы понять, насколько оно удобное, вы глубоко заблуждаетесь. Парк современных автобусов дальнего следования (АДС) настолько разнообразен, что пока не увидишь схему салона, выводы делать преждевременно.

К примеру, вам досталось кресло № 14. В туристическом МАНе на 59 мест это начало салона, 4-й ряд; но в салоне этой же модели на 45 мест кресло № 14 находится перед дверью и, скорее всего, не откидывается. В 20-местном «Мерседесе» тот же 14-й номер расположен слева у окна в конце салона, а в 45-местном – справа у прохода, 4-й ряд. И таких примеров можно привести массу.

Даже типовая схема конкретной модели не всегда точна, так как перевозчик имеет право внести конструктивные изменения – добавить санузел, кухню, часть сидений (например, задний ряд) убрать, оборудовав спальный или грузовой отсек.

Критерии выбора места

О вкусах, как известно, не спорят, поэтому критерии выбора удобного места у каждого могут быть свои. Опытные туристы рекомендуют в первую очередь учитывать такие параметры, как:

  • безопасность;
  • расположение кресел по отношению к двери;
  • сегмент салона (начало, середина, конец).

Остановимся на них подробнее.

Опасные и безопасные

Сообщения о дорожных инцидентах с участием АДС появляются с пугающей периодичностью, поэтому задача № 1 каждого путешественника доехать до места назначения целым и невредимым.

Какие места потенциально опасны?

  • Первый ряд, особенно справа от прохода. При лобовом столкновении они первыми попадают под удар.
  • Последний ряд может пострадать, если удар придется сзади. К тому же при резком торможении у пассажиров заднего ряда выше риск травмироваться, вылетев в проход.
  • Кресла у окна левой части салона. У нас правостороннее движение, поэтому этим боком автобус всегда повернут к потоку машин.

Наиболее безопасные места в автобусе дальнего следования следующие.

  • В середине салона с правой стороны. Но даже в этой относительно безопасной зоне лучше садиться не у окна, а возле прохода.
  • Кресла сразу за водителем. Считается, что водитель, инстинктивно уклоняясь от опасности, выводит эту зону из-под удара, а правую сторону, наоборот, подставляет.

«Коварные» – рядом с дверью

Особым «коварством» отличаются места, расположенные в непосредственной близости к двери.

Если они находятся за нею, зимой и осенью – это зона холодных потоков воздуха, которые попадают на пассажиров каждый раз, когда открывается дверь. Кстати, летом приток свежего воздуха, скорее, можно отнести к плюсам.

Если кресла находятся с правой стороны перед дверью в середине салона, они не откидываются. Так задумано, чтобы не мешать людям выходить на остановках. Обычно такие места стоят дешевле, но пассажиры не всегда до конца осознают причину бонуса.

Зона рядом с дверью не лишена достоинств. Вы первыми выйдете из автобуса на стоянке, соответственно, быстрее попадете в буфет, туалет или просто успеете покурить.

Недостатки задних рядов

Последний ряд в АДС мало кто любит. И на это есть основания.

  • Здесь сильнее трясет, а людей с морской болезнью укачивает.
  • Спинки кресел не откидываются, значит, нет возможности расслабиться, подремать.
  • Если для охлаждения воздуха используют не систему климат-контроля, а общий кондиционер, сзади сильно дует.
  • Если телевизор один, с заднего ряда его не видно и не слышно. То же самое и с гидом во время экскурсии.

Некоторые туроператоры обычно продают на последний ряд, состоящий из 5 кресел, два билета. Тогда у их обладателей будет возможность не только сесть, но и полноценно лечь.

Особенности выбора места в двухэтажном автобусе

В турфирме вам могут предложить поездку на двухэтажном автобусе. У этого транспортного средства другая схема расположения мест и свои особенности.


Чтобы определиться, что вам больше подходит, изучите плюсы и минусы каждого этажа.

Достоинства первого этажа:

  • просторный салон;
  • людей меньше, чем наверху;
  • удобные столики;
  • рядом санузел, кухня, кулер с водой, холодильник.

Из минусов

Салон по отношению к дороге расположен низко, поэтому полюбоваться панорамными пейзажами не получится.

Будьте готовы к тому, что вечером водители продолжат общаться, а возможно, слушать музыку или смотреть фильм.

Преимущества второго этажа

  • великолепный панорамный обзор;
  • тишина в вечернее время, т. к. водители – внизу.

Минусы тоже есть

Здесь теснее, чем на первом этаже, что особо ощутят высокие и тучные пассажиры.

Будьте готовы каждый раз спускаться, чтобы воспользоваться удобствами или во время стоянок. Второй этаж – не для людей с ограниченными возможностями.

И вместо заключения. Выбрав место по душе, убедитесь, что оно официально указано в ваучере (с билетом все понятно), иначе получится, как в том анекдоте – кто раньше встал, того и тапки.

Длительные автобусные переезды, а мы в этой статье имеем в виду именно их, имеют некоторые нюансы, пренебрежение которыми приводит к очень негативным последствиям. Несчастные путешественники прибывают на место усталыми, невыспавшимися, с затёкшими ногами и скрюченными шеями. Они вспоминают ночь в автобусе как самый страшный сон и клянутся никогда больше не пользоваться этим видом транспорта. И совершенно зря, ведь обеспечить себе комфорт и безопасность в поездке совсем не трудно.

Безопасность

1. Оцените маршрут

Постарайтесь любым способом разузнать про маршрут, которым вам предстоит ехать. Если на его протяжении с постоянной периодичностью автобусы слетают в пропасть, происходят ограбления или другие несчастные случаи, то, может быть, следует изменить маршрут на более безопасный или, по крайней мере, выбрать дневной рейс.

2. Выбирайте первый класс

Во многих странах на одном и том же маршруте работают по несколько транспортных компаний, цены у которых могут значительно отличаться. За счёт чего достигается экономия? Может, за счёт лысых покрышек, отсутствия кондиционера и наличия только одного водителя, который будет везти вас всю ночь без смены? А может, ваш автобус будет останавливаться в каждом посёлке и подбирать всех желающих, так что вокруг постоянно будут толкаться какие-то люди? В любом случае нужно задуматься, стоит ли экономия нескольких долларов вашего спокойствия и безопасности.

3. Багаж

Перед посадкой в автобус переложите все свои ценные вещи в небольшую сумку или рюкзачок и не расставайтесь с ним ни на минуту. Берите её с собой на остановках. Во время движения лучше держите её у себя на коленях или, если она мешает, положите на пол и наступите ногой на ремень. В этом случае даже во время вашего сна с ней ничего не случится.

4. На остановке

Если вы хотите выйти и размяться, то обязательно уточните у водителя продолжительность остановки. Запомните номер автобуса и место, где он стоит. Лучше не отходить слишком далеко от автостанции или остановки, если вы не стремитесь познакомиться с криминальной жизнью этого населённого пункта, которая в таких местах, как правило, особенно оживлённая.

Комфорт

1. Выбор места

Не все места в автобусе одинаковы. С точки зрения безопасности всегда лучше выбирать сидения в средней части, так как по статистике страховых компаний большинство неприятностей происходит при лобовом столкновении или ударе сзади.

С точки зрения комфортабельности факторов, которые следует учесть, намного больше.

  • Возле окна или прохода? Многие выбирают место возле окна ради прекрасных пейзажей. Кроме того, поверхность окна даёт вам возможность склонить на неё голову и поспать. Впрочем, в ночное время всё равно никаких красот не видно, а изогнутая шея уже через полчаса начинает затекать, так что все преимущества места у окна могут оказаться несущественными. Зато возле прохода вы будете иметь больше простора и даже сможете вытянуть ноги.
  • Спереди или сзади? Помните о том, что у задних сидений вы не можете откинуть спинку и там сильнее трясёт. Если же вы расположитесь спереди, то придётся всю дорогу щуриться от фар встречных автомобилей и созерцать все изгибы дорожного полотна. Тоже удовольствие на любителя.
  • Возле мужчины или женщины? Если в автобусе нет нумерации мест и вы сами можете выбирать, где вам садиться, то первым делом оцените общую адекватность попутчика, а потом его размеры. Сидеть всю ночь рядом с расползшимся на полтора сиденья телом можно пожелать только врагу. А пол - это уже вопрос вкуса. :)

2. Свето- и звукоизоляция

Первый раз, когда едешь на автобусе, смотришь на всех этих людей, которые взяли с собой беруши и маску для сна с удивлением: «Вот ещё, неженки!» Но потом быстро начинаешь им завидовать и корить себя за непредусмотрительность. Не повторяйте этой ошибки. Выспаться в автобусе ночью трудно, а без этих копеечных приспособлений так и вообще практически невозможно.

3. Одеяло и подушка

Да, разумеется, речь идёт не о тех привычных предметах, которые мы используем дома. В качестве подушки лучше взять специальный надувной бублик, который поддерживает голову и шею в оптимальном положении. Это гениальное изобретение человечества, с которым никогда не сравнится ваша скомканная куртка или сумка.

Что касается одеяла, то следует взять в автобус лёгкий плед или длинную куртку, которую вы сможете на себя накинуть. Иногда разница температур на пути следования может достигать нескольких десятков градусов (особенно если автобус проходит по горным районам), так что если вы не хотите трястись полночи от холода, то следует учитывать это обстоятельство.

4. Питьё и туалет

О каком комфорте в поездке может идти речь, если вы хотите пить? Ещё более мучительные моменты наступают, когда вы понимаете, что хотите в туалет, а до ближайшей остановки ехать и ехать. Бороться с этими двумя видами дискомфорта очень просто.

  • Первое: всегда берите с собой в автобус бутылку воды. Даже если она там должна быть, всё равно берите.
  • И второе: на каждой остановке подумайте о посещении туалета. Не обращайте внимания на свою лень и все эти «вроде не хочется» и «пока терпимо». Заодно и разомнётесь.

Что взять с собой

Путешествие в автобусе - это не космический полёт, но готовиться к нему нужно не менее тщательно. Во время движения вы будете запечатаны в довольно небольшом пространстве своего сидения, поэтому стоит заранее позаботиться, чтобы всё необходимое было у вас под рукой. Вот небольшой список, на который можно ориентироваться.

  1. Небольшая сумочка или нательный кошелёк с самыми ценными вещами. Документы, деньги, билеты, карточки, смартфон и так далее.
  2. Рюкзак или сумка с вещами, которые вам могут пригодиться.
  3. Предметы для сна: беруши, светозащитная маска, плед или куртка, надувная подушка.
  4. Развлечения: смартфон, книга, плеер, планшет.
  5. Медицинские средства, которые могут пригодиться вам при укачивании, отравлении или которые прописаны вам врачом.
  6. Вода и, в случае необходимости, небольшой перекус: орешки, энергетические батончики, конфетки.
  7. Туалетная бумага!