Авиация россии. Военное обозрение и политика Самолет су 25 технические

Су-25 (классификация НАТО: Frogfoot) – советский/российский бронированный дозвуковой штурмовик, разработанный в ОКБ Сухого в конце 1970-х годов.

История создания Су-25

В середине 1960-х годов в СССР и США начала проходить ядерная эйфория, стало очевидно, что повсеместное применение ядерного оружия в боевых действиях приведет к тотальном разрушениям, но не гарантирует победы в конфликтах. Доктрины стали корректироваться в пользу более широкого применения классических средств поражения, в первую очередь, авиации.

В области штурмовой авиации старые доктрины, а так же доминировавшая в то время концепция того, что самолеты должны быть максимально быстрыми и использовать только ракеты, привела к тому, что ни в США ни в СССР не оказалось ни одного самолета, способного эффективно поддерживать наземные силы (во время испытаний в 1967 году лучшие показатели штурмовика показал МиГ-17, который никогда в таком качестве не предполагался).

Не смотря на то, что в течение долгого времени штурмовая авиация считалась неактуально, в ОКБ Сухого работы по подобным машинам велись в инициативном порядке и, когда, стало ясно, что такая машина нужна, Сухой эти наработки применил.

Победу Сухого в конкурсе обусловил так же тот факт, что, многие конкуренты предлагали лишь штурмовые модификации уже имевшихся истребителей или бомбардировщиков, в то время, как прототип Т-8 был создан с ноля именно под штурмовые задачи.

При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов.

В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане.

Конструкция Су-25

Фюзеляж самолета имеет эллипсовидное сечение, выполнен по схеме полумонокок. Конструкция фюзеляжа сборно-клепанная, с каркасом, состоящим из продольного силового набора — лонжеронов, балок, стрингеров и поперечного силового набора — шпангоутов. Так как Су-25 – штурмовик, он имеет значительно более мощное бронирование в сравнении с другими боевыми самолетами.

Видео Су-25: Компиляция видео пилотов звена самолетов

Модификации

  • Су-25 – базовая модель штурмовика
  • Су-25К — Коммерческий - экспортный вариант Су-25. В период 1984-1989 построено 180 самолётов. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта
  • Су-25Т — Созданный в 1984 на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована.
  • Су-25УБ – ВВС Грузии Учебно-боевой двухместный штурмовик.
  • Су-25СМ – Модернизированный боевой одноместный штурмовик с новой авионикой и частью оборудования.
  • Су-25КМ — Модернизированный Израилем Грузинский штурмовик. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.
  • Су-28 – Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.
  • Су-25УТГ – Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлету и посадке на палубу авианосцев.
  • Су-39 – Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.
  • Су-25УБМ — Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. Предполагается, что самолёт сможет использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы.
  • Су-25М1 — Украинская модернизация Су-25. Установлено модернизированное оборудование украинских производителей. Производство по модернизации штурмовика, развернуто в Запорожье.
  • Су-25УБМ1 — Украинская модернизация Су-25УБ аналогичная Су-25 М1

Боевое применение Су-25

  • Гражданская война в Анголе (1975-2002)
  • Афганская война (1979-1989)
  • Погибшие пилоты: Дьяков (14 декабря 1981), Рубан (16 января 1984), Заздравнов (10 декабря 1984), Шумихин (22 июля 1985), Баранов (осень 1986), Алёшин (20 ноября 1986), Павлюков (21 января 1987), Бурак (5 февраля 1987), Палтусов (лето 1987), Земляков (13 сентября 1987), Плюснин (26 декабря 1987), Гордиенко (7 января 1989) - итого 12 человек.
  • Число штурмовиков, уничтоженных при обстреле кабульского аэродрома в июне 1988 года, обычно определяется в восемь самолётов, однако Анатолий Захаров, служивший в эскадрилье аэрофотосъёмки и бывший свидетелем обстрела, утверждает, что из 10 стоявших на аэродроме Су-25 уцелел только один, то есть уничтожено девять машин. Если его данные верны, то общее число потерянных в Афганистане Су-25 составляет по крайней мере 35 самолётов.
  • Ирано-иракская война (1980-1988)
  • Война в Персидском заливе (1991)
  • Гражданская война в Таджикистане (1992-1997)
  • Абхазская война (1992-1993)
  • Карабахская война (1991-1994)
  • Первая чеченская война (1994-1996)
  • Война в Конго (1997-2002)
  • Эфиопо-эритрейский конфликт (1998-2000)
  • Вторая чеченская война (1999-2000)
  • Конфликт в Македонии (2001)
  • Французско-Ивуарский конфликт (2004)
  • Война в Южной Осетии (2008)
  • Дарфурский конфликт
  • Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014)

На вооружении

  • Россия — в настоящее время Су-25 является основным штурмовиком ВВС России и авиации ВМФ России. В строю находится около 200 самолётов этого типа и ещё около 100 находится на хранении.
  • Армения – основные силы ударной авиации республики. В общей сложности около 15 самолетов разного типа.
  • Азербайджан — 19 единиц поставлены из Белоруссии и из Грузии + 5 Су-25 поставлены из Украины.
  • Ангола
  • Белоруссия – 22 самолета различных модификаций на 2013 год.
  • Болгария
  • Гамбия
  • Грузия – 12 единиц, в том числе Су-25КМ Scorpion на 2013 год.
  • ДР Конго
  • Ирак – в 2014 году для борьбы с силами ИГИЛ была закуплена партия Су-25, количество неизвестно.
  • Иран
  • Казахстан – 12 самолетов Су-25 и Су-25УБ
  • КНДР
  • Перу
  • Судан
  • Туркмения
  • Узбекистан
  • Украина – 31 самолет различных модификаций.
  • Экваториальная Гвинея
  • Эритрея
  • Эфиопия

Отличаясь высокой живучестью и мощным вооружением, штурмовик Су 25 «Грач» эффективно осуществлял поддержку операций сухопутных войск с воздуха. Этот самолёт предназначался с самого начала для боевых действий в дневное время, но в настоящее время он прекрасно работает на поле боя в сложных метеоусловиях и любое время суток.


История возрождения штурмовика «Грач»

После окончания Второй мировой войны во второй половине 1960-х в Советском Союзе не существовало самолёта для воздушной поддержки сухопутных войск и только благодаря генералу армии И.Г. Павловскому, тогдашнему Главнокомандующему Сухопутными войсками и протекции Маршала Советского Союза А.А. Гречко объявлен конкурс на создание нового штурмовика.

Проект ОКБ Сухого машины Т8 стал самым удачным, хотя и требовал существенных доработок. Разработчики старались сочетать и воплотить в самолёте три цели. Первая – это разработать простую и высокотехнологичную конструкцию, где нашли бы применение уже существующие системы реальных самолётов. Вторая цель – сделать машину, обладающую высокой маневренностью и способной продолжать полёт со значительными боевыми повреждениями. Третья – создать самолёт, для эксплуатации которого не требуется бетонных ВПП и способного взлетать с полевых аэродромов с полной боевой нагрузкой в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения.

Назначенный главным конструктором П.О Сухим, руководитель проекта М.П. Симонов построил прототип для испытаний на прочность уже к 7 ноября 1974 года. В феврале 1975 года, перед днём Советской Армии, лётчик-испытатель В.С. Ильюшин впервые совершил ознакомительный полёт на опытном образце. В сентябре 1978 года, после утверждения требований к штурмовику и представления эскизного проекта, машина проходила государственные лётные испытания.

Летом 1979 года был опробован в воздухе предсерийный образец Т-8-3. На этом прототипе самолёта были воплощены все решения, которым изначально должен соответствовать перспективный штурмовик. С апреля по июнь 1980 года два предсерийных прототипа участвовали в боевых действиях на афганской войне и в марте 1981 года подписали акт о завершении госиспытаний.

В подразделения воинских частей в Афганистане новые машины приходили уже в апреле 1981 года, в строю же официально числились лишь с 1987 года.

Особенности конструкции самолёта Су 25

Для штурмовика Су 25 «Грач» хорошо подошла традиционная аэродинамическая схема – это моноплан с высокорасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Две силовые установки размещены на сопряжении крыла с корпусом, шасси трёхопорное, убирающееся в фюзеляж.

Основная задача конструктора была живучесть самолёта, поэтому лётчик размещался в своеобразной титановой капсуле с толстым бронестеклом. Важные агрегаты имели надёжную защиту из брони, наполнитель из полиуретана защищал топливные баки, которые по мере выработки наполнялись ещё и инертным газом.

Опыт войны в Афгане показал, что двигатели Р-95Ш расположены слишком близко по отношению друг к другу, снаряд из ПЗРК, попав в один двигатель, разрушал и второй. Недостаток устранили, поставив между силовыми установками перегородку из брони длиною 1,5 метра и оснастив систему пожаротушения четырьмя шарообразными баллонами с фреоном.

После этих доработок, ПЗРК не сбили ни одного , хотя повреждения получило большое количество штурмовиков.
Более поздние варианты штурмовика и имеют несколько «горбатый» вид, который им придал отсек, размещённый за кабиной пилота, а каркас фонаря конструктивно усилили. ЭЛТ-экран выводит ТВ-изображение на лобовое стекло, в новых кабинах отказались от перископа заднего вида. Система покидания оборудована катапультным креслом К 36Л и обеспечивает катапультирование на нулевой скорости и нулевой высоте.

Восемь универсальных пилонов особой прочности расположены под крылом, из которых внутренние и средние несут топливные сбрасываемые баки, другие предназначены для авиабомб и ракет, включая Х-29Т. Два наружных пилона оборудованы держателями для ракет класса «воздух- воздух». Ещё один узел подвески располагается по оси фюзеляжа, он предназначен для контейнеров с системами наведения ПТУР и многофункциональных РЛС.

Нельзя не сказать о варианте Су 25УТГ , разработанным специально для подготовки пилотов палубной авиации. Этот штурмовик проходил испытания на борту ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Так как постоянным местом для дислокации палубного штурмовика определили береговые аэродромы, складываемые крылья были ему не нужны.

Лётно-технические характеристики самолёта Су 25 «Грач»

  • Размах крыла – 14,36 м
  • Площадь крыла – 30,1 м2
  • Силовая установка – 2 х Р-195
  • Взлётная тяга – 44,13 кН
  • Вес пустого самолёта – 9315 кг
  • Максимальный взлётный вес – 17600 кг
  • Максимальная скорость – 950 км/ча
  • Практический потолок – 7 тыс.м
  • Боевой радиус – 300 км
  • Дальность без ПТБ – 640 км
  • Дальность с четырьмя ПТБ – 1250 км
  • Длина разбега бетон/грунт – 550/600 м
  • Длина пробега бетон/грунт – 600/700 м
  • Вооружение – двуствольная пушка ГШ-30-2
  • Точек подвески – 10

Курьёзный случай произошёл 30 марта 2016 года в Приморье. Самолёт заходил на посадку, на военный аэродром Черниговка, и неожиданно упал не долетев до полосы, пилот успел катапультироваться. Машина рухнула на хозяйственные постройки во дворе частного дома, пострадал гараж, погибли 50 кур. Самолёт попал на погреб, уничтожив припасы хозяина дома. Военные, по словам пострадавшего, обещали возместить нанесённый ущерб.

Во время войны в Афганистане 24 октября 1987 года, при атаке целей у кишлака Кобай в первом заходе в лейтенанта П.Н. Голубцова попал снаряд ПЗРК и оторвал половину хвостового оперения. Начался пожар в двигателе, который удалось частично погасить, пилот принял решение посадить самолёт на своём аэродроме.

Дотянув на одном двигателе до полосы, лейтенант Голубцов произвёл посадку, но система торможения не сработала и пришлось направить самолёт на грунт, чтобы затормозить машину.
Лейтенант Пётр Голубцов награждён орденом Боевого Красного Знамени.
За время войны в Афганистане потеряны лишь 23 машины. Живучесть «Грачей»(так лётчики называли ) феноменальная. Своеобразный рекорд поставил самолёт, на котором после посадки насчитали 165 пробоин.

Всего за время боевых действий в Афгане было произведено 139 пусков управляемых ракет и 137 из них поразили цель.
Правительство Ирака сняло с вооружения в 2003 году, а в 2014 году вновь закупила эти машины в РФ и Иране, поняв, что этот штурмовик как нельзя лучше подходит для ведения боевых действий против боевиков ИГИЛ.

Россия предполагает оставить на вооружении ВКС самолёты до 2020 года. Так, спустя десятилетия подтвердился конструкторский талант инженеров фирмы «Сухой», создавших такой незаменимый штурмовик.

Грачи Су 25 видео

Су-25 – бронированный дозвуковой военный самолет. Этот самолет прекрасно справляется со своей задачей, а именно с поражением наземных целей. Самолет Су-25 способен функционировать на небольшой высоте. Максимальная высота полета равна 10 000 м.

Самолет сконструирован по стандартной схеме. Особенности конструкции можно увидеть на фото крупным планом ниже. У него высоко расположены крылья, выполненные в форме трапеции. Каждое крыло оснащено механизацией в виде пред- и закрылков, тормозных щитков (расположенных на концах крыльев). Благодаря такой механизации данный штурмовик характеризуется прекрасной маневренностью. У авиалайнера два двигателя, которые расположены под крыльями, в зоне присоединения крыла к фюзеляжу. У него однокилевое хвостовое оперение. Штурмовик Су-25 имеет надежные двигатели.

Самолет Су-25

Первые модели были оснащены Р-95Ш. Но впоследствии разработчики провели модернизацию. На более современные модели устанавливали Р-195 с улучшенными техническими характеристиками. Новые двигатели были способны выдерживать более мощные снаряды. Кроме того, они характеризовались меньшей видимостью в инфракрасном диапазоне. Двигатель имеет специфическую конструкцию, которая разработана с целью снижения к минимуму вероятность выведения его из строя. А поскольку у данной модели самолета два двигателя, вероятность выхода из строя обоих сразу минимальна. У данной модели авиалайнера четыре бака. Разработчики сделали все возможное, чтобы обеспечить им максимальную безопасность. Также разработчики предусмотрели возможность подвешивать больше топливных баков.

В процессе разработки авиалайнера грач Су-25 особое внимание уделялось обеспечению максимальной защищенности летчика и авиалайнера. Разработчики стремились сделать самолет максимально живучим и устойчивым к разного рода воздействиям. Для этих целей каждую важную систему продублировали. Также особое внимание уделили кабине пилота. В этом авиалайнере летчика защищает титановая броня, толщина которой составляет 30 мм. Сверху в качестве защиты использовано бронированное стекло. Это стекло обеспечивает летчику защиту от обстрелов из оружия калибром 12 мм. В кабине есть кресло с функцией катапульты. Оно способно обеспечить спасение пилота даже при высокой скорости движения штурмовика.

Нельзя не отметить вооружение, которое представлено мощным комплексом. Оно состоит из:

  • авиационных пушек;
  • управляемых ракет;
  • неуправляемых ракет;
  • авиабомб.

Российский штурмовик Су 25 «Грач»

Разработчики предусмотрели возможность устанавливать на самолет до 32-х видов вооружений. Самолет имеет установленную пушку (30 мм). Все остальные бомбы, пушки и ракеты можно устанавливать на штурмовик исходя из конкретного боевого применения. Под каждым крылом расположено по 5 точек подвесок. Предусмотрена возможность использовать 10 и более авиабомб (неуправляемых), которые весят до 500 кг. Также можно устанавливать ракеты и 3 разных вида неуправляемых ракет. Чтобы летчик мог управлять всем этим вооружением, штурмовик оснащен лазерным целеуказателем. Летчик может использовать этот указатель, чтобы подсвечивать цель до тех пор, пока она не будет поражена. Такое вооружение Су-25 обеспечивает хорошую поддержку войскам.

Эта модель штурмовика имеет 3-опорное шасси, благодаря которому удается осуществлять взлет и посадку на плохо оборудованных аэродромах. После применения этого самолета в Афганистане стало понятно, что необходимо модернизировать навигационное оборудование. Визуальная навигация оказалась недостаточной в условиях современной военной ситуации. Поэтому на последние модели установили радиоэлектронное оборудование. Модернизированные штурмовики стали «рабочей лошадкой» ВКС России в Сирии.

Технические характеристики Су-25

Длина этого штурмовика 15,36 м . Высота составляет 4,8 м . Размах крыльев – 14,36 м . Площадь одного крыла равна 33,7 м . Весит такой штурмовик 9500 кг . Нормальная взлетная масса составляет 14 600 кг , а максимальная взлетная масса равна 17 600 кг . Эта модель самолета способна развивать скорость до 975 км/ч . На небольшой высоте радиус действия равен 750 км , а на большой высоте – 1250 км. Максимальная высота, на которой возможно боевое применение Су-25, составляет 5000 м . Самолет рассчитан на 1 человека (пилота).

История создания

Во второй половине XX века у Советской армии не было надежного маневренного штурмовика, который предназначался для поддержки войск. После проведения масштабных учений в 70-х годах необходимость создания штурмовика стала очевидной. Имеющиеся на то время самолеты не обладали надежной защитой и не были устойчивыми к действиям зенитной артиллерии. Требовалось создать модель, аналогичную Ил-2, но новый штурмовик должен был быть выполнен на новом технологическом уровне. Был создан штурмовик, который впервые взлетел в 1975 году. Он принимал участие в военных действиях в Афганистане. Здесь штурмовик прекрасно показал себя даже в тяжелых условиях.

Постепенно этот штурмовик совершенствовали и модернизировали. В 1984 году были установлены дополнительные кассеты с ИК-ловушками. Спустя 2 года в ответ на появление у противника самолетов ПЗРК с новейшей системой навигации разработчики Су-25 взялись за увеличение живучести штурмовика. Изменили систему прокладки трубопроводов, усилили их защиту. В хвостовой части установили систему пожаротушения. На протяжении восьми лет эти самолеты принимали участие в военных действиях в Афганистане. Было совершено 60000 вылетов. В результате было потеряно 23 самолета. Самолеты демонстрировали живучесть, приземляясь на аэродроме со 150 и более пробоинами. Ни один из этих штурмовиков не был потерян вследствие гибели пилота или взрыва баков.

Вконтакте

Изделие Т-8М конструкторского бюро Сухого более известно как Су-25Т. Данная машина спроектирована специально для уничтожения бронированной техники, кораблей, мостов, живой силы, а также любых воздушных объектов противника. Данная боевая машина имеет возможность работать при любых метеорологических условиях и в любое время суток. Боевые задания можно проводить на высотах от 30 до 5 тысяч метров. Оптимально самолет ведет огневую работу на глубине в 450 километров за линией фронта.

Первый отрыв от земли самолет модели Су-25Т осуществил летом 1984 года, а серийный выпуск машины начался с 90 года. Данные аппараты изготовляли на авиационном заводе в Тбилиси. Су-25Т впервые представили публике зимой 1991 года в городе Дубай. Что касается испытаний на государственном уровне, то они продолжались до 1993 года. После испытаний самолет поступил на вооружение в ВВС РФ.

Особенности конструкции штурмовика Су-25Т

Данный самолет выполнен в одноместном варианте и отличается от стандартной первоначальной машины тем, что вместо второго пилота расположен топливный бак и отсек, в котором размещено радиооборудование. Самолет данного типа был оснащен новой системой прицела под названием «Шквал». Поскольку она размещалась в носовой части фюзеляжа, пришлось ее увеличить. Изменения коснулись и расположения пушек: они были перемещены под топливные баки.

Средняя часть фюзеляжа машины выполнена таким же образом, как и в предыдущей версии. К данному отделу относятся двигатели и воздухозаборники машины. Хвостовой отдел машины оснащен мягким баком для топлива и полным комплексом систем управления и радиотехники. Гондолы, к которым крепится силовая установка, были переделаны для новых двигателей типа Р-95Ш. Что касается крыла, то оно осталось прежним и не было усовершенствовано, были только изменены тормозные щитки. На крыльях самолета Су-25Т было расположено по пять специальных держателей, которые могли нести оружие массой в 1 тонну.

Оперение самолетов двух типов: горизонтального и вертикального. Что касается стабилизатора аппарата, то он может быть расположен в трех позициях в зависимости от задачи, а именно: режим полета, маневра или взлетно-посадочный. Изменение положения стабилизатора производится с помощью гидроцилиндра.

Самолет модели Су-25Т имеет шасси с тремя опорами, которые убираются в специальные ниши. Передняя опора немного смещена влево, это было сделано для расположения пушек. Передняя стойка имеет одно управляемое колесо, у которого есть защитный щиток от грязи. Что касается опор под средней частью аппарата, то они точно такие же, как и в предыдущей версии самолета, а колеса оснащены тормозными системами. Выпуском и поднятием шасси управляет гидравлическая система. Для более эффективного торможения самолет имеет дополнительную парашютную систему, которая размещена в хвостовой части машины. Данная система представлена парашютом двухкупольного типа.

Кабина пилотов полностью герметична и в средине имеет избыточное давление, которое составляет 0,25 кг/см 2 . Это позволяет летчику чувствовать себя более комфортно и поднимать самолет на высоту в 10 тысяч метров. Кабина изготовлена цельносварной, она оснащена титановой броней, которая позволяет уберечь пилота даже при прямом попадании 12-миллиметрового снаряда.

Все управление машиной имеет автоматику, но основную работу в полете выполняют рули высоты и управления, а также элероны. Для более легкого и комфортного управления все системы оснащены гидроусилителями. Что касается проводки управления, то она изготовлена по жесткой схеме, что повышает ее живучесть. Но самое главное в управлении − это то, что самолет имеет систему, которая позволяет осуществлять автоматический полет. Данная система типа САУ-8 обеспечивает стабилизацию машины на углах и по крену, кроме того, она способна стабилизировать полет. Самолет может на автомате двигаться как по горизонтали, так и по вертикали. Данное оборудование способно осуществлять заход на посадку до высоты в 50 метров.

Гидравлика машины отличается только наличием бустера, который расположен в продольном канале вместе с системой управления.

Что касается силовой установки, то она состоит из двух новых турбореактивных двигателей типа Р-195. Сами двигатели не имеют системы форсажа и не оснащены регулировкой сопел. Коробка приводов расположена под силовой установкой и оснащена электрическим запуском, который работает от автономной системы. Данные двигатели выдают тяговую мощность в 4300 кг. Кроме этого, они имеют низкий уровень ИК-излучения. Сопла машины оснащены центральным телом, которое способствует лучшему охлаждению за счет продувки через него холодного воздуха, который поступает от воздухозаборников. На самолете Су-25Т возможна замена двигателей на иные типа Р-95Ш.

Топливная система за счет насосов обеспечивает подачу топлива к силовой установке независимо от положения самолета в полете. Топливо машины размещено в четырех топливных баках фюзеляжа и еще по одному в крыльях аппарата. Общая емкость баков составляет почти пять тонн горючего. Для большей живучести в боевых условиях каждый двигатель имеет собственный автономный бак, а закольцованная система обеспечивает силовую установку топливом с любого бака. Чтобы предотвратить взрыв баков, они на 70 процентов заполнены пенополиуретаном. Для перегонов машины возможна установка дополнительных подвесных баков емкостью в 4 тонны топлива.

Для спасения пилота в аварийной ситуации самолет типа Су-25Т оснащен системой катапультирования, которая эффективно работает в любых режимах полета и на любой высоте.

Электроснабжение осуществляется за счет генераторов, установленных на двигателях. Особенность в том, что самолет имеет систему постоянного и переменного тока, который применяется для разных систем. Напряжение тока составляет 115 вольт, а частота − 400 Гц. Что касается осветительного оборудования, то оно аналогично предыдущей версии.

Характеристики Су-25Т:

    Экипаж: 1 человек

    Длина: 15,33 м (с ПВД)

    Размах крыла: 14,36 м

    Высота: 5,2 м

    Площадь крыла: 30,1 м²

    Масса пустого: 9 500 кг

    Масса нормальная взлётная: 16 500 кг

    Масса максимальная взлетная: 19 500 кг

    Масса топлива: 4890 кг

    Двигатели: 2х ТРД Р-195

    Тяга: 2х 40 кН (4 500 кгс)

Вооружение Ту-25Т:

Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30 с боезапасом 200 патронов (встроенная)

Управляемые ракеты:

  • ракеты «воздух-воздух»: 2 х Р-60М; 2 х Р-73
  • ракеты «воздух-поверхность»: 16 х ПТУРС «Вихpь»; 6 х Х-25МЛ (МТ, МР, МП, МПУ); 8 х С-25Л; 2 х Х-29Л (Т, МЛ, ТЭ, ТМ, ТД); 2 х Х-58Э (У).

Неуправляемые ракеты:

  • Блоки НАР - 8 х блоков Б-5 с НАР С-5 (256 НАР);
  • 8 х блоков НАР Б-8; х НАР С-8 (160 НАР);
  • 8 х блоков НАР Б-13Л; х НАР С-13 (40 НАР);
  • 8 х НАР С-24 Б; х НАР С-24 ОФМ;
  • 8 х НАР С-25; х НАР С-25 ОФМ.

Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты

  • 2 х КАБ-500Кp;
  • 10 х АБ-100; 32 х АБ-100 совместно с МБД-2-67У
  • 10 х АБ-250;
  • 8 х АБ-500;
  • 8 х РБК-250;
  • 8 х РБК-500;
  • 8 х КМГУ-2;
  • 8 х ЗБ-500;

Су-25УТГ

В связи с завершающимися работами над тяжелым авианосцем-крейсером ТАКР проекта 1143.5 под названием «Тбилиси» (первый из серии) решено было создать корабельный истребитель Су-28. Но по негативным причинам проект самолета остановили. На замену ему базовой моделью стал Су-25УБ. Это решение инженеры из КБ Сухого приняли после проведенных летных испытаний летом 1984 года. Испытания проводились для Су-27 – взлет с трамплина на базовом комплексе «Нитка». Параллельно испытывали Су-25 (Т8-4). Он продемонстрировал себя довольно-таки хорошо. Именно по результатам инженеры из ОКБ и решили использовать его как базу для создания учебного палубного самолета тренировочного характера – Т8-УТГ, или Су-25УТГ.

Для разработки нового самолета выделили один серийный Су-25УБ, ведущим инженером по летным испытаниям назначили Н.П. Петрухина. Самолет собрали сразу же, учитывая будущие доработки по усилению конструкции. Серийное производство планировалось проводить на авиазаводе в Улан-Удэ, начиная с 1988 года. В марте истребитель направили собственным ходом на ЛИС ОКБ. Там на него установили гак и тарировку КЗА. В небо модернизированную модель поднял испытатель И.В. Вотинцев.

В октябре самолет перегнали в город Саки для проведения испытательной программы посадки с зацепом за трос аэрофинишера. Все испытательные полеты совершили В.Г. Пугачев, И.В. Вотинцев, С.Н. Мельников, Е.И. Фролов, А.В. Крутов (испытатель ЛИИ), А.Б. Лавриков и А.И. Фокин (военные испытатели). Впервые Т8-УТГ1, пилотируемый летчиками-испытателями Кругловым и Вотинцевым, совершил посадку на палубу авианосца ТАКР «Тбилиси». Вся программа испытаний по базированию на корабле проводилась с 1991 по 1992 год. Корабль перебазировался в Североморск.

В Улан-Удэ в 1990 году было создано и выпущено 12 экземпляров малой серийной партии Су-25УТГ. Их переправили в Североморск для передачи в состав авиации Северного флота в рамках программы обучения пилотов Су-27К. В период с 1991 по 1995 год на заводе собрали еще одну партию из пяти Су-25УТГ. Эта партия была второй и последней.

Техническое описание Су-25УТГ

Самолет создан для проведения летчиками посадки и взлета на наземном комплексе с механизмом укороченного взлета – наклонной рампы-трамплина, отработки посадки – аэрофинишера и проведения контроля летчиков и курсантов строевых частей и летных училищ.

Летно-технические характеристики Су-25УТГ практически не имеют особого отличия от характеристик учебного Су-25УБ. Благодаря установленному на воздушный аппарат оборудованию пилотажно-навигационного назначения обеспечивается отработка взлета и посадки самолета при любых метеоусловиях для учебно-тренировочных полетов.

Су-25УТГ сильно схож с серийным Су-25УБ в отношении аэродинамической компоновки, силовой установки и ее систем, габаритно-весовых характеристик, оборудования, самолетных систем и конструкции планера со структурой шасси.

Процесс тренировочных полетов Су-25УТГ заключается в исполнении поставленных задач летной подготовки:

    Взлет с трамплина.

    Посадка на аэрофинишер с использованием цепляющего гака.

    Проработка техники пилотирования в любое время суток и при любых метеоусловиях.

    Совершение полетов по приборам и проведение «слепого полета».

    Обучение принципу действий в том случае, когда произошло чрезвычайное происшествие, или с имитацией отказа навигационно-пилотажного оборудования.

    Самолетовождение (дневное и ночное).

    Изначальное обучение в летных центрах и училищах.

Боевой серийный самолет Су-25УТГ имеет ряд отличий от базовой учебной модели. Различия в основном касаются элементов и систем конструкции. На Су-25УТГ отсутствуют блоки прицельного оборудования и систем управления вооружением, установки с пушками, балочные держатели и пилоны, бронеэкраны двигателей, радиостанции связи, блоки и элементы системы обороны. Но в то же время в хвосте фюзеляжа установили посадочный гак, который представляет собой крюк для торможения с боковыми стабилизаторами и демпфером-подъёмником. Прикрепили модифицированную хвостовую балку фюзеляжа, способную воспринимать нагрузки от посадочного гака.

Поскольку парашютно-тормозную установку сняли, пришлось укоротить законцовку хвостовой балки. Нишу, предназначенную для пушечной установки, зашили (размещена в головной части). Во вторую кабину установили перископ обзора переднего (ПОП-1), а в центральной части заменили бронированные люки плитами из алюминиевого сплава. Вместо убранных боевых пультов вмонтировали заглушки и иллюминаторы дальномера.

Когда самолет перебазировали, решили сохранить возможность установки четырех топливных подвесных баков. Каждый из них мог вместить в себя 800 л. ПТБ-800 размещались по два под каждым крылом, с учетом возможной аварийной ситуации их можно сбросить.

Когда самолет взлетает с трамплина, он выводится на полетные значения угла атаки с учетом кривизны трамплина. Благодаря этому длина разбега существенно сокращается. Перед взлетом пилот выруливает и ставит самолет на задержник, потом производит включение максимального режима работы двигателей и опускает стабилизатор к взлетному положению. После команды воздушная машина освобождается от задержника и производит разгон по взлетной полосе по направлению к трамплину. Вывод во взлетное положение угла атаки осуществляется после схода с трамплина, и через три секунды разгоняется до полетной скорости.

НОСП (наземно-оптическая система посадки) отвечает за процесс ввода самолета в зону посадки. Попав в луч оптической системы, летчик при помощи приборов переводит машину в режим снижения высоты по заданной глиссаде. Полет по ней совершается на рассчитанном угле атаки с выдержкой максимальной скорости. Процесс происходит до момента прикасания колес шасси к взлетно-посадочной полосе.

Во время посадки крюк тормозного гака скользит по верху взлетно-посадочной полосы и цепляется за трос аэрофинишера. После зацепки троса самолет проходит дистанцию в 90 метров с самым большим значением перегрузки во время торможения (4-5 единиц).

Применение в ВВС

Ранее самолет состоял на вооружении СССР и Украины. В «Советах» самолет прослужил вплоть до распада, после которого пять Су-25УТГ достались Украине. В 93-м их передали в 299-й корабельный авиаполк штурмового назначения. В 94 году 3 экземпляра поменяли на российские Су-25УБ, а два продали в КНР и США.

На данный момент оставшиеся Су-25УТГ находятся на вооружении ВВС России.


Су-25 — двухдвигательный дозвуковой высокоплан с крылом умеренной стреловидности и нормальным хвостовым оперением.

Фюзеляж:

полумонококовой кон­струкции, разделен на четыре секции - но­совую, переднюю, центральную, хвосто­вую. В носовой части размещены датчики системы воздушных сигналов, аппарату­ра прицельной системы «Клен-ПС», нави­гационная аппаратура. Переднюю секцию занимает кабина летчика, ниша основ­ной опоры шасси, пушка, отсек БРЭО. Ка­бина летчика сварена из титановой брони толщиной 10-24 мм. В кабине установле­но катапультное кресло К-ЗбД/ДМ. Каби­на не герметизирована. Фонарь кабины со­стоит из неподвижного козырька с лобовым бронестеклом и откидного вправо сегмента. Центральная часть фюзеляжа представляет собой центроплан с двумя интегральными топливными баками. Ниже силовой рамы центроплана размещены отсеки основных опор шасси. В гаргроте фюзеляжа разме­щены тяги системы управления, топливо- и пневмопроводы, жгуты электропроводки.


Крыло:

умеренной стреловидно­сти по передней кромке (19° 50") и с пря­мой задней кромкой имеет отрицатель­ное V - 2° 30". Конструктивно плоскость делится на центральную часть, переднюю и концевую секции. На торцах плоско­стей установлены гондолы с расщепляю­щимися воздушными тормозами («кроко­дилами»), в гондолах находятся антенны радиоаппаратуры, посадочные фары, аэ­ронавигационные огни. Механизация крыла включает элероны, пятисекционные щелевые предкрылки и закрылки.

Хвостовое оперение:

состоит из киля с двухсекционным рулем на­правления и переставляемого стабилиза­тора с рулем высоты.

Шасси:

трехопорное, убираемое, с носовой опорой. Все опоры одноколес­ные и убираются в фюзеляж.


Силовая установка:

в гондолах по бокам средней части фюзе­ляжа установлены два турбореактивных двигателя Р-95Ш без форсажных камер (вариант ТРДФ Р-13Ф-300). Воздухоза­борники двигателей - боковые, нерегу­лируемые, овального сечения. Двигатели отделены друг от друга противопожарной перегородкой.

Емкость трех фюзеляжных топливных баков составляет 2386 л, двух крылье­вых баков - 1274 л; допускается подве­ска до четырех сбрасываемых баков емко­стью по 800 л.

БРЭО:



в состав бортового обору­дования входят общесамолетные си­стемы, пилотажно-навигационная ап­паратура, радиосвязная аппаратура, система управления вооружением. При­борное оборудование кабины выпол­нено на основе аналоговых приборов со стрелочной индикацией. Навигаци­онное оборудование обеспечивает са­молетовождение днем и ночью в про­стых и сложных метеоусловиях. Система вооружения включает стрелковый/бом­бардировочный прицел АСП-17ВС-8, лазерный дальномер-целеуказатель «Клен-ПС», вычислитель БСУ-МЗ-8, си­стему наведения ракет «воздух - по­верхность» «Метка», видеоконтрольное устройство прицела СШ-45А-1-100, ки­нопулемет АКС-5-75. Система вооруже­ния обеспечивает поражение наземных и воздушных целей из бортовой пушки, бомбометание с горизонтального полета, пикирования и кабрирования, пораже­ние наземных целей ракетным оружием в простых метеоусловиях.

Вооружение:

штурмовик Су-25 вооружен встроенной двухстволь­ной 30-мм пушкой ГШ-30-2 с боеком­плектом 250 патронов. Пушка смеще­на влево от продольной оси самолета (по этой причине носовая опора шасси сдвинута вправо). Подвесное вооруже­ние размещается на десяти подкрылье- вых пилонах: восьми внутренних универ­сальных пилонах БДЗ-25 и двух внешних пилонах ПД-62-8 с авиационными пуско­выми установками АПУ-60-1МД, пред­назначенными для подвески только УР «воздух - воздух» Р-60. В ассортимент подвесного вооружения входят свобод­нопадающие и корректируемые бомбы калибра до 500 мм, кассетные боепри­пасы, НАР, блоки НАР, УР «воздух - по­верхность» Х-25 и Х-29, пушечные кон­тейнеры.

Выживаемости самолета над полем боя способствует бронирование кабины лет­чика, расходного топливного бака, топли­вопроводов и коробок приводов двига­телей. Все топливные баки оборудованы системой заполнения пенополиуретаном. Механическая проводка управления ча­стично дублирована, тяги проводки си­стемы управления способны выдерживать попадание снарядов калибра 23-30 мм. В хвостовой части фюзеляжа смонтиро­ваны устройства отстрела ложных целей, дополнительные устройства отстрела ИК ловушек монтируются на гондолах двига­телей. Предусмотрена возможность под­вески контейнеров с аппаратурой поста­новки радиопомех. По опыту боевого применения штурмовиков в Афганистане между двигателями установлена титано­вая бронеплита для предотвращения вы­вода из строя обоих двигателей одной ра­кетой ПЭРК.