Антифриз Феликс – известность бренда или качественная защита двигателя? Как отличить поддельный антифриз - на что обращать внимание? Как проверить антифриз пробным замораживанием

Длятся целыми десятилетиями. Одни доказывают, что лучше антифриз одобренный VAG, другие доказывают что охлаждающая жидкость от GM вне конкуренции, третьи доказывают, что самый полезный – Тосол. Главным аргументом, почему тот или иной антифриз лучше, все считают истории типа – мой знакомый залил красный, синий, зеленый антифриз от такого и такого производителя, а на следующий год пришло промывать систему охлаждения или менять двигатель. И мало кто задумывается, что важно не только знать, какой антифриз заливать, но и уметь отличать его от подделки.

Почему важно использование качественного антифриза

Во время работы двигателя внутреннего сгорания выделяется огромное количество тепла. Часть его нагревает стенки камеру сгорания, примерно половина выходит с выхлопными газами, а остальное по каналам системы охлаждения поступает в радиатор и уходит в атмосферу. Поэтому на жидкость в системе охлаждения воздействует большое количество факторов. Во-первых, высокая температура, которая даже при качественном охлаждении достигает 102-105 градусов по Цельсию. Во-вторых, крыльчатка помпы вращаясь с высокой скоростью не только гонит охлаждающую жидкость по каналам, но и вспенивает ее. Чем меньше стойкость к вспениванию, тем больше пузырей с паром появляется в составе жидкости. Каждый из таких пузырей негативно влияет на передачу тепла от стенок каналов к охлаждающей жидкости.

Как влияет на мотор некачественный антифриз

Любой качественный антифриз – это смесь различных веществ: воды, этиленгликоля (иногда пропиленгликоля), ингибиторы коррозии и присадки, улучшающие свойства жидкости. Состав качественного российского и зарубежного антифриза тщательно подобран, чтобы обеспечить работу в тяжелых условиях и снизить негативное влияние на двигатель. Если же антифриз изготовлен с нарушением технологии, то улучшаются многие параметры. Если снижается температура кипения (такое часто бывает с антифризами на основе глицерина и метилового спирта), то нарушается тепловой режим двигателя. Это ведет к перегреву, повреждению маслосъемных колпачков, появлению трещин в , быстрому снижению ресурса масла и увеличению износа всех трущихся деталей.

Нередко нарушение технологии приводит к резкому росту вспениваемости антифриза, в результате чего мотор перегревается. Если неправильно подобраны ингибиторы коррозии, то антифриз начинает разъедать стенки каналов системы охлаждения. Если такое происходит в тонкостенном алюминиевом блоке, то через 30-70 тысяч километров двигатель придется менять. Нередко некачественные антифризы превращаются в непонятного цвета густую жижу, которая неспособна нормально охлаждать двигатель. Еще одна проблема некачественных охлаждающих жидкостей – выпадение осадка, который забивает каналы системы охлаждения. В результате перегрев мотора.

Что такое качественная охлаждающая жидкость

В каждой стране существуют свои документы, которые определяют качество антифриза. В России это ГОСТ 28084-89, федеральный закон о защите прав потребителей и сертификат соответствия, выданный федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. В этих документах прописаны основные качества антифриза и способ его маркировки. Несмотря на то, что этот ГОСТ пришел из СССР, прописанные в нем требования к охлаждающим жидкостям актуальны и сегодня. Сертификат соответствия подтверждает, что антифриз прошел все необходимые испытания и полностью соответствует как ГОСТ 28084-89, так и другим стандартам, на которые ссылается производитель.

Если производитель официально производит антифриз в России или легально поставляет из-за рубежа, то выполняет требования закона о защите прав потребителей и ГОСТ 28084-89. Если антифриз хорошего качества, то без проблем проходит испытания в агентстве и получает сертификат установленного образца. Если же он оформлен не в соответствии с ГОСТ 28084-89 или законом о защите прав потребителей, это говорит лишь об одном – производитель или выпускает его нелегально или поставщик не смог продать в другой стране и ввез в Россию, надеясь сбыть тут. Характеристики такого антифриза не соответствуют ни ГОСТ 28084-89, ни другим стандартам, которые производитель указывает на этикетке. Поэтому никто не знает, как поведет себя такая охлаждающая жидкость в двигателе.

На этикетке должны быть указаны:

  • вид охлаждающей жидкости по ГОСТ 28084-89;
  • температура замерзания;
  • температура кипения;
  • соответствие стандартам (ГОСТ, SAE, ISO и другим);
  • дата выпуска; срок годности; название и адрес производителя;
  • адрес и телефон для направления претензий.

ГОСТ 28084-89 предусматривает лишь три вида незамерзающих жидкостей для систем охлаждения автомобилей:

  1. ОЖ-К – концентрат, который необходимо предварительно разбавить водой;
  2. ОЖ-40 – антифриз, температура начала кристаллизации которого не превышает минус 40 градусов;
  3. ОЖ-65 – антифриз, температура начала кристаллизации которого не превышает минус 65 градусов.

При покупке антифриза обязательно просите продавца показать вам сертификат соответствия. Ни один производитель или поставщик, который легально работает в России, не станет пренебрегать этим документом. Также не забывайте проверять надписи на этикетке. Помните, если на этикетке написано об одобрении VAG, GM или другими признанными лидерами автомобильной промышленности, но нет сертификата соответствия и этикетка не оформлена, как описано выше, перед вами подделка. Поэтому недорогой тосол, который оформлен в соответствии с законом о защите прав потребителей и ГОСТ 28084-89 окажется для двигателя более полезным, чем дорогой «фирменный» антифриз неизвестного производства. Это в полной мере касается как антифриза в пластиковой таре, который вы можете купить в любом автомагазине, так и охлаждающей жидкости в металлических бочках, которую можно приобрести в крупных дилерских центрах и автомастерских.

Все чаще в последние годы автолюбители начинают жаловаться на производителей охлаждающих жидкостей, поскольку им приходится сталкиваться с низкокачественной продукцией. Как утверждает статистика, сегодня на рынке около 40% всех антифризов являются фальсификатом, прикрытым лишь симпатичной упаковкой. К сожалению, использование такой жидкости может привести только к негативным последствиям. Поэтому сегодняшнюю статью мы посвятим тому, как проверить антифриз или тосол на качество еще во время покупки.

Какую опасность для автомобиля представляет некачественная охлаждающая жидкость?

В первую очередь, качественная охлаждающая жидкость должна обладать определенной плотностью, а также включать в свой состав большой набор присадок. Все это нужно для того, чтобы антифриз сохранял свои свойства при отрицательных и очень высоких температурах. К тому же, наличие специальных присадок при замерзании позволяет антифризу кристаллизироваться, превращая его в желеобразное состояние.

Благодаря таким особенностям антифриз не расширяется, и тем самым при замерзании не повреждает магистрали охлаждающей системы автомобиля. Понятно, что если вместо качественной жидкости в систему попадет фальсификат, состоящий практически только из воды, при замерзании она будет расширяться и разрушать все доступные ей элементы. При этом замерзание начнется еще по достижении температуры 0˚С.

К каким же последствиям может привести отсутствие проверки качества тосола? В ходе эксплуатации некачественной жидкости из строя могут выйти:

1. Каналы радиатора, которые попросту может разорвать на маленькие осколки. В лучшем случае, они только покроются трещинами, хотя в обоих случаях их придется менять.

2. Водяной насос, через который проходит жидкость.

3. Блок цилиндров двигателя, для охлаждения которого и используются антифризы.

ВАЖНО! Использование некачественного фальсифицированного антифриза может вывести из строя двигатель автомобиля. Внимательно проверяйте покупаемую вами продукцию!

Стоит отметить, что даже если в фальсифицированном антифризе и будет присутствовать этиленгликоль, и при замерзании он не будет так сильно расширяться, отсутствие в нем антикоррозийных элементов может привести к не менее печальным последствиям. Зачастую при использовании такой агрессивной жидкости без специальной защиты для металлических деталей двигателя приводит к тому, что силовой агрегат не выдерживает даже одного сезона эксплуатации на такой охлаждающей жидкости.

К сожалению, проверить антифриз на качество в отношении наличия в его составе антикоррозийных присадок практически невозможно. Проверка и контроль качества тосола по данному параметру должны осуществляться еще на этапе производства, однако об этом беспокоятся далеко не все производители. В связи с этим для каждого автовладельца становится актуальным вопрос: как проверить качество антифриза еще на этапе покупки? Благо, определить уровень замерзания антифриза можно даже в домашних условиях и без наличия специальных знаний.

На какие нюансы необходимо обращать внимание при покупке антифриза?

Отправляясь в магазин за антифризом, стоит быть готовыми к тому, что продавцы начнут вам навязывать не совсем известный и далеко не качественный продукт. Поэтому лучше заблаговременно расспросить всех своих друзей, каким антифризом они пользуются, и какой у них вызывает настоящее доверие.

Нелишним будет также изучить сообщения на форумах, посвященных конкретно вашей модели автомобиля. Наверняка там вам удастся найти советы касательно того, какой антифриз лучше подходит вашему «железному коню».

О чем может рассказать упаковка с жидкостью?

Если людей обычно встречают по одежке, то антифриз – конечно же, по его упаковке. Как проверить антифриз на качество по тому, насколько дорого производитель его упаковал? Действительно, прославленные производители, которые заботятся о качестве своей продукции, не будут заливать жидкость в дешевые и непрочные бутылки. Поэтому перед покупкой возьмите бутылку с жидкостью в руку и покрутите ее в воздухе, осмотрите, нет ли потеков.

Но больше всего информации вы, конечно же, сможете получить по этикетке. На ней должна быть указана и плотность жидкости, и температура, при которой она замерзает. В качестве опознавательных знаков на упаковке с антифризом также должны находиться штрих-коды и мембраны.

ВАЖНО! Чтобы вызвать доверие у покупателей, производители размещают на этикетке продукта максимально возможное количество полезной информации. Очень часто на упаковках с антифризом можно найти даже перечень моделей авто, для которых он предназначен.

Что обозначает цвет охлаждающей жидкости?

В СССР при производстве тосола использовалось только два основных цвета – голубой и красный. Они указывали покупателям на то, при какой температуре происходит замерзание жидкости: голубой антифриз замерзал уже при -40˚С, красный же мог выдержать и все -65˚С, за что очень ценился владельцами автомобилей ВАЗ. Сегодня же этот критерий оценки качества охлаждающей жидкости не всегда является определяющим, поскольку налить в жидкость краситель можно и на специализированном производстве, и на кустарном.

Но все же, опытные автолюбители советуют выбирать антифриз, который имеет голубой или немного зеленоватый окрас. Однако при этом все равно стоит очень внимательно присматриваться к его основным характеристикам.

Как проверить антифриз на качество: основные способы

Если же и по цвету, и по описанию на упаковке, и по отзывам других автолюбителей антифриз вы все-таки купили, нелишним будет устроить ему еще одну дополнительную проверку в домашних условиях. Если быть точнее, то таких проверок может быть очень много. Каждую из них описываем для вас более подробно.

Как проверить качество антифриза при помощи лакмусовой бумаги?

Лакмус как индикатор кислотной среды известен нам еще с уроков химии, знания из которых наконец-то выпала возможность использовать. При проверке при помощи лакмусовой бумаги охлаждающей жидкости все, что нам нужно будет сделать, – это определить уровень рН. Сделать это очень просто:

1. Берем лакмусовую бумажку и окунаем ее в антифриз, который нам необходимо проверить на качество.

2. Ждем, пока бумажка поменяет свой цвет.

3. Соотносим полученный окрас лакмусовой бумажки с цветовой шкалой, которая укажет нам на точный уровень рН проверяемой охлаждающей жидкости.

Однако не каждый автовладелец может достать точную шкалу рН для проверки (хотя если грамотно воспользоваться интернетом, эту информацию все же можно получить). Поэтому приводим вам приблизительные показатели рН антифриза и соответствующее цветовое обозначение лакмусовой бумажки:

Если после проверки бумажка стала розовой, значит, в проверяемом антифризе содержится слишком большое количество кислот. Подобное является недопустимым для охлаждающей жидкости, что указывает на то, что вы имеете дело с фальсификатом.

Если же лакмусовая бумажка приобрела синий оттенок – это также является свидетельством низкого качества проверяемой жидкости. рН в таком случае будет ≥10.

Если же при проверке вы увидели зеленый цвет – жидкость можно смело использовать, поскольку уровень ее щелочно-кислотного баланса находится в пределах от 7 до 9, что является прекрасным показателем для охлаждающих жидкостей.

Но зная один способ, как проверить качество антифриза, нельзя быть на все 100% уверенным, что его использование не принесет вреда автомобильному двигателю. По этой причине после использования лакмуса, который, к слову, можно взять с собой прямо на рынок или магазин, стоит устроить антифризу дополнительную проверку.

А знаете ли Вы? Многие автолюбители используют для охлаждающих жидкостей название тосол, хотя тосол является всего лишь одной из разновидностью антифриза. Изобретен тосол был в СССР как альтернатива зарубежным охлаждающим жидкостям.

Проверка качества тосола с использованием ареометра

Ареометр – очень простое устройство, которое позволяет быстро и точно определить плотность антифриза. Стоит отметить, что именно плотность является основной характеристикой этой жидкости, определяющей ее качество. Кроме того, по определенным показателям плотности можно определить, при какой температуре антифриз замерзает, и какое количество гликоля входит в состав основного вещества.

Нормальным показателем плотности для антифриза является значение в промежутке от 1,043 до 1,115. Такая плотность будет указывать, что жидкость замерзает при -12-15˚С, что достаточно для наших погодных условий. Сама же проверка качества тосола с использованием ареометра будет проходить в следующих этапах:

1. При помощи пипетки, которая встроена непосредственно в ареометр, наберите необходимого количества жидкости (поплавок прибора должен начать свободно плавать).

2. Проследите за показателем на шкале ареометра – это будет показатель плотности антифриза, который вы проверяете.

Точность показаний прибора достаточно высока, хотя специалисты используют и более точный прибор под названием рефрактометр . Однако из-за высокой стоимости приобретать его в личное пользование не стоит.

ВАЖНО! Большинство ареометров позволяют одновременно с плотностью измерить и температуру замерзания охлаждающей жидкости.

Как проверить антифриз пробным замораживанием?

Замораживать антифриз можно и в обычной морозилке, которая у каждого стоит дома. При этом, набрав в пустую бутылку всего 100-150 мл охлаждающей жидкости, постарайтесь спустить из бутылки весь воздух. Это необходимо на тот случай, если жидкость вам попалась действительно фальсифицированная, и при замерзании она начнет резко расширяться, и тогда сможет разорвать бутылку в морозилке, где еще лежат пищевые продукты.

Поскольку в морозильных камерах температура воздуха поддерживается примерно на уровне -35˚С, то проверять устойчивость жидкости можно буквально через 1-2 часа. Если за этот короткий период жидкость просто кристаллизируется, или же так и останется текучей, значит, она без проблем сможет справиться и с более серьезными температурами.

Если же замерзшая жидкость по всем признакам напоминает обычный лед – значит, она состоит не столько из спирта и присадок, сколько из обычной дистиллированной воды. Заливать такую жидкость в систему охлаждения своего автомобиля не рекомендуется.

Интересно знать! Если обычная вода при замерзании расширяется на 9%, то некоторые антифризы всего на 1,5%.

Проверка качества тосола пробным кипением

Для осуществления проверки не нужно кипятить всю бутылку. Достаточно отлить немного жидкости на столовую ложку и разогреть ее до закипания. При этом вас будет интересовать не то, при какой температуре началось кипение, а то, какие запахи при этом начала выделять жидкость.

Если при нагревании антифриза вы услышали в воздухе четкий запах аммиака – вы греете низкокачественную охлаждающую жидкость, которую лучше не использовать для автомобиля. При проверке качества тосола также необходимо следить за тем, чтобы при нагревании из него не начал образовываться осадок. Это также является сигналом о низкокачественном продукте. Вероятнее всего, в осадок будет опадать медный купорос, который при использовании на автомобиле будет забивать все магистрали и оседать на поверхностях двигателя.

Качество антифриза влияет не только на качество работы охладительной системы двигателя. Если будет использоваться охладительная жидкость плохого качества, в скором времени это может привести к полному износу силового агрегата автомобиля, а также к необходимости замены охладительной системы. По этой причине к покупке охладительной жидкости необходимо относиться со всей серьезностью, тем более, что вы уже знаете, как проверить антифриз на качество.

Все владельцы автомобилей Toyota рано или поздно сталкиваются с вопросом выбора . Современный рынок предлагает множество эффективных и качественных решений этих задач, однако далеко не каждый водитель может сделать правильный выбор.

Оптимальным вариантом в таких случаях является антифриз Тойота, ведь автопроизводитель точно знает, что нужно его детищу и предлагает только самое лучшее.

Описание антифризов Toyota

Оригинальный антифриз для Тойоты изготовлен на основе экологичного и безопасного полипропиленгликоля и эффективных тщательно сбалансированных пакетов присадок. Особое внимание при создании этих охлаждающих жидкостей производители уделили защите от коррозии – в составе использованы мощные ингибиторы.

На современном европейском рынке можно встретить две разновидности фирменных охлаждающих жидкостей: Toyota Long Life Coolant и Toyota Super Long Life Coolant.

В настоящее время в большинстве моделей автопроизводителя используется антифриз последней из указанных марок.

Оба антифриза поставляются готовыми для применения (в пропорции с водой 50/50), так и в виде концентратов, которые перед использованием в обязательном порядке разбавляются водой. Для обычных условий эксплуатации при температурах до -40 °C воду добавляют из расчета один к одному.

В зависимости от того, при какой минимальной температуре предстоит эксплуатация автомобиля, пропорции концентрата в воде могут варьироваться в пределах от 33 до 70 %.

При разбавлении концентрата водой можно использовать дистиллированную, а еще лучше деионизированную воду. В крайнем случае можно использовать водопроводную. Брать для приготовления воду из открытых водоемов или колодцев категорически не рекомендуется.

Проведенные тестирования и испытания показали, что обе охлаждающие жидкости Тойота соответствуют требованиям не только японских, но и ведущих европейских, азиатских и американских производителей. Отзывы, полученные от автовладельцев и водителей, подтверждают это.

Toyota Long Life Coolant

Toyota Long Life Coolant (LLC) – это состав красного цвета на основе пропиленгликоля, функциональных присадок и ингибитора коррозии. Он предназначен для двигателей как легковых, так и грузовых автомобилей.

Антифриз этой марки характеризуется высокими теплоотводящими свойствами, отлично смазывает и защищает систему охлаждения двигателя от износа и образования коррозии.


Антифриз Toyota Long Life Coolant поставляется в Россию в следующих фасовках:

    1 л – артикул 08889-80015

    4 л – артикул 08889-80032

    5 л – артикул 08889-80014

    60 л – артикул 08889-80017

Toyota Super Long Life Coolant

Охлаждающая жидкость Toyota Super Long Life Coolant (SLLC) используется для заливки на конвейере. Ее же используют для дальнейшей замены. Применяется для любых современных двигателей легковых и грузовых автомобилей.

При изготовлении этого антифриза розового цвета применяется карбоксилатная технология (присадки на основе органических кислот). В качестве охлаждающей основы используется полипропиленгликоль. В составе антифриза не содержится нитратов, силикатов и других компонентов, которые образовывают отложения в системе, тем самым снижая эффективность теплообмена.


Эта жидкость не только способствует поддержанию нормальных тепловых режимов работы двигателя, но и отлично предотвращает кавитацию, образование пены.

Антифриз Тойота (SLLC) доступен в следующих фасовка х:

    2 л – артикул 08889-80070

    4 л – артикул 08889-80071

    5 л – артикул 08889-80072

Как часто нужно производить замену антифриза Тойота?

Замену антифриза Тойота Лонг Лайф Кулант рекомендуется производить через каждые 40 000 км пробега или по сроку эксплуатации - после заводской через три года, в дальнейшем – через каждые 2 года.

Производитель рекомендует первую замену антифриза Toyota Super Long Life Coolant производить через 160 000 км пробега, в дальнейшем – через каждые 80 000 км. Если ориентироваться на срок эксплуатации, то производитель заявляет, что эта жидкость подлежит замене каждые 5 лет.

В ходе эксплуатации автомобилей марки Тойота могут возникнуть различные ситуации, когда охлаждающую жидкость необходимо сменить ранее указанных сроков.

Например, если вы купили автомобиль с пробегом и не знаете, какой антифриз залит в систему охлаждения, то при снижении его уровня в расширительном бачке не стоит доливать туда жидкость такого же цвета. Лучше произвести полную замену независимо от пробега или срока эксплуатации. Это избавит вас от множества проблем – антифризы разных химических составов при смешивании могут вызвать выпадение осадка, потерять или снизить охлаждающие, защитные и смазывающие свойства.

Как определить, что пора произвести замену?

Для того, чтобы своевременно произвести замену антифриза в автомобилях Toyota, необходимо придерживаться нескольких правил, которые, впрочем, справедливы для автотранспортных средств любого производителя и любой марки.

    Во-вторых, полностью обновить антифриз желательно при покупке авто с пробегом, если точно неизвестно, какая жидкость в нем залито.

    В-третьих, необходимо периодически контролировать уровень жидкости в расширительном бачке. При доливке в него любой отличающейся по составу жидкости при первой же возможности надо произвести промывку и полную замену антифриза.

    В-четвертых, следует контролировать внешний вид залитой в систему жидкости. Ее загрязнение, потеря прозрачности или обесцвечивание свидетельствуют о снижении или полной потере рабочих свойств. В этом случае также необходима замена антифриза.

Можно ли смешивать разные антифризы?

Разных брендов, цветов? А можно ли разбавлять один антифриз жидкостью другой марки того же производителя? Не повредит ли двигателю смесь разных антифризов одинакового цвета?

Эти вопросы волнуют практически каждого автовладельца и водителя.

Ответ на эти вопросы прост – без всякого вреда для автомобиля можно смешивать только антифризы одинакового химического состава.

Если обе жидкости изготовлены на полипропиленгликоле с использованием одинаковых пакетов присадок, то их можно смешивать независимо от того, краситель какого цвета в них добавлен.

Чаще всего точного состава мы не знаем, поэтому лучше не рисковать. Присадки, разные по своему химическому составу могут вступать в реакцию друг с другом, вызывая отложения в системе, снижая те или иные эксплуатационные свойства, которые требуются от антифриза конкретно для вашей модели автомобиля.

Что касается антифризов Тойота, то производитель категорически не рекомендует смешивать между собой жидкости марок Toyota Super Long Life Coolant и Toyota Long Life Coolant, ведь в них использованы разные по составу присадки.

Как отличить подделку?

Цены на японские антифризы для автомобилей Тойота – далеко не самые низкие.

Это высококачественные жидкости, которые обеспечивают длительную бесперебойную работу двигателя и способствуют поддержанию системы охлаждения в идеальном состоянии.

Как и любой ходовой товар, антифризы Toyota часто становятся объектом фальсификаций и подделок.


Чтобы максимально обезопасить себя и свой автомобиль от приобретения фальшивки и не попасть на удочку мошенников, необходимо следовать нескольким простым правилам:

  • На упаковке должны быть указаны дата выпуска и (или) дата розлива
  • Перед покупкой внимательно осмотреть канистру на предмет дефектов
  • Проверить качество упаковки и этикетировки – этикетки должны быть приклеены ровно, без перекосов, по всей поверхности. На канистре не должно быть следов клея или вскрытия упаковки
  • Приобретать антифриз только в проверенных точках, у авторизованных представителей или в крупных специализированных магазинах
  • Обязательно убедиться в том, что все надписи на этикетке четкие, строки ровные, ошибки в тексте отсутствуют
  • Приобретаемые жидкости должны быть прозрачными, без осадка. Toyota Super Long Life Coolant должен иметь розовый цвет, а Toyota Long Life Coolant - красный

Если вы обнаружили несоответствие хотя бы по одному пункту – с большой долей вероятности перед вами подделка.

Важность охлаждающей системы для двигателя машины не требует разъяснений. Рабочей жидкостью в охлаждающей системе является антифриз, он же охлаждающая жидкость, он же тосол. Рассмотрим подробно принцип действия и свойства антифриза, позволяющие эффективно охлаждать детали агрегата. Как правильно выбрать антифриз, чтобы не нарваться на подделку? Ответы в нашей статье.

Вода как первый антифриз

На заре автомобилестроения охлаждающей жидкостью была обычная вода. Если бы машины ездили только в теплых широтах, то иной антифриз им никогда бы не понадобился. Ведь вода имеет высокую температуру кипения, отлично отводит тепло от нагретых элементов и аккумулирует его. Кроме того, вязкость воды очень мала, что позволяет без проблем прокачивать её насосом. Но есть у воды и серьезные минусы. Это замерзание при достаточно высокой температуре (при нуле градусов), резкое расширение объёма при замерзании, приводящее к разрыву трубопроводов, проявление коррозии металла, образование накипи.

Изначально предполагалось добавлять к воде необходимые вещества, чтобы нивелировать её недостатки. Но, в результате, уменьшались положительные качества воды. Решением проблемы стало применение гликолей.

Этиленгликоль — основа современного антифриза

В качестве антифриза стали применять этиленгликоль. Его температура кипения выше, чем у воды, а точка замерзания -65 градусов Цельсия. Потери на испарение минимальны. Теплоёмкость и теплопроводность этиленгликоля незначительно ниже, чем у воды. Интересно, что даже при замерзании гликоли не образуют сплошную массу льда и не расширяются в объёме. Образуется этакая «каша» с кристаллами льда, плавающими в этиленгликоле. Из недостатков этиленгликоля стоит выделить расширение при сильном нагреве. Потому в системах охлаждения стали применять расширительные бачки. Этиленгликоль не менее агрессивен к металлам, чем вода. Потому к нему добавляют антикоррозионные присадки.

Современная охлаждающая жидкость содержит воду, этиленгликоль, ингибиторы коррозии, краситель и антипенную присадку. В СНГ антифризы по привычке называют «тосолом», это название произошло от популярной во времена СССР торговой марки охлаждающих жидкостей.

Отличаем настоящий антифриз от подделки

Как выбрать настоящий тосол и не нарваться на подделку? Говорят, настоящий антифриз на вкус немного сладковатый. Это правда, но пробовать на язык его категорически нельзя, ввиду его чрезвычайной ядовитости. Отметим, что легенды о добавлении сахара в антифриз сегодня ушли в прошлое. Сахар для данных целей сегодня неоправданно дорог! Некоторые нерадивые продавцы умудрялись также добавлять соль. Это, конечно, превращало радиатор охлаждения и всю охлаждающую систему в замедленную бомбу. Ведь соль губительна абсолютно для всех металлических деталей. Но и это, скорее всего, в прошлом. Еще один народный «тест» – надо поместить антифриз на ночь в холодильник. Если жидкость осталась прозрачной, значит она не поддельная.

Отставим в сторону доморощенные методы определения настоящего тосола. Советуем полагаться на здравый смысл и логику. Во-первых, 1 литр охлаждающей жидкости не может стоить дешевле определенного уровня, определяемого ценой 0,5 литра этиленгликоля, входящего в её состав. Во-вторых, покупать антифриз следует у проверенных продавцов и в надежных магазинах.

Обращайте внимание на целостность заводской упаковки! Каждая упаковка с антифризом должна содержать изображение сертификата качества, также на упаковке должны указывать все основные показатели охлаждающей жидкости. Главные из них – плотность и температура кристаллизации . Не менее важным является уровень кислотности Ph . Он должен быть в пределах 7,0-11,5, что означает нейтральную или слабощелочную среду антифриза. Щелочной показатель позволяет антифризу противостоять кислоте, появляющейся при разложении этиленгликоля, из выхлопных газов и пр. Щелочной показатель измеряют количеством миллилитров разбавленной соляной кислоты, которая необходима для нейтрализации щелочи антифриза. Одним из ключевых показателей является и температура кипения (должна быть не ниже 100 градусов) и массовая доля антифриза, перегоняемая до температуры 150 градусов. Последний показатель должен быть не больше 50%. Он показывает способность жидкости выкипать при перегреве.

Менее важные показатели – вспениваемость, набухание резиновых элементов, коррозия металлов. Интересно, что за сутки любая металлическая поверхность площадью 1 кв.м. под воздействием антифриза не должна потерять более 1 грамма металла.

Напоследок отметим, что предельный срок эксплуатации антифриза в системе охлаждения автомобиля – 3 года или 60 тысяч километров пробега . Но это для нового радиатора и системы охлаждения. В остальных случаях необходимо менять антифриз один раз в два года . Это обезопасит вас от коррозии деталей системы охлаждения, «задубения» резиновых элементов и прочих неприятностей.

Заботьтесь о своём авто, проходите в срок, используйте качественные расходные материалы и машина прослужит вам верой и правдой.

Кипит и замерзает раньше положенного и способен значительно навредить элементам системы охлаждения автомобиля. В частности, привести к коррозии внутренних поверхностей радиатора, трубок, крыльчатки водяного насоса, блока цилиндров, порче резиновых соединений системы. Из-за этого функционирования перечисленных узлов ухудшается, а их ресурс значительно сокращается вплоть до полного выхода из строя. Другая неприятность, к которой может привести использование поддельного тосола, заключается в том, что охлаждающая жидкость в морозную погоду быстро кристаллизуется (например, при -5°С вместо положенных -40°С…-30°С) или наоборот быстро закипает (например, при температуре +80°…+90°С). Таким образом, покупка качественного тосола обезопасит автовладельца от возникновения перечисленных выше проблем.

Каким должен быть антифриз

Для начала необходимо разобраться с вопросом о том, какой должна быть охлаждающая жидкость, температура кипения тосола и его другие характеристики. Это даст возможность автовладельцу сравнить подделку тосола с оригиналом. Существует государственный стандарт ГОСТ 28084-89, разработанный еще в 1989 году, но актуальный до сих пор, в котором четко прописываются технические характеристики тосола.

Данные из государственного стандарта приведены в таблице.

Наименование показателя Норма по ГОСТ 28084-89
Внешний вид Прозрачная однородная окрашенная жидкость без механических примесей
Плотность, г/см³, при +20°С, в пределах 1,065-1,085
Температура начала кристаллизации, °С, не выше минус 40
Фракционные данные:- температура начала перегонки, °С, не ниже- массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150°С, %, не более 100
50
Коррозионное воздействие на металлы, г/м² сутки, не более: - медь, латунь, сталь, чугун, алюминий- припой 0,1
0,2
Вспениваемость: - объем пены, см³, не более- устойчивость пены, с, не более 30
3
Набухание резин, %, не более 5
Водородный показатель (рН), в пределах 7,5-11,0
Щелочность, см³, не менее 10

Интересной особенностью тосола является тот факт, что есть возможность снизить температуру его замерзания . В частности, это актуально для арктических районов, где температура может опускать до -60°С и даже ниже. Речь идет о соотношении этиленгликоля и воды в охлаждающей жидкости. Кстати, таким образом можно проверить оригинальность тосола, однако об этом речь пойдет ниже.

Зависимость концентрации этиленгликоля от температуры кристаллизации антифриза
Концентрация этиленгликоля, % Плотность антифриза, г/см³ Температура кристаллизации, °С
97,8 1,112 -20
93,0 1,110 -30
85,4 1,104 -40
78,4 1,098 -50
72,1 1,092 -60
65,3 1,086 -65
63,1 1,083 -60
58,0 1,078 -50
52,6 1,071 -40
45,6 1,063 -30
36,4 1,051 -20
26,4 1,034 -10

Всегда обращайте внимание на дату изготовления тосола. Срок его гарантийного хранения составляет не более пяти лет (хотя до 1992 года аналогичный срок был лишь 3 года, поэтому все же рекомендуется покупать более «свежий» продукт).

Раньше было две типовые марки тосола А-40 (синий) и А-65 (красный). Температура их кристаллизации составляет соответственно -40°С и -65°С. Естественно, что А-40 был более распространен. Сейчас же выбор намного больше и цветовая гамма шире, но это никак не влияет на температуру замерзания или кипения.

Что касается температуры кипения тосола, то она зависит от двух факторов - содержания концентрата в антифризе (в процентах) и плотности антифриза при температуре +20°С (хотя это две взаимозависимых величины). Точную информацию о температурах замерзания и кипения антифриза вы можете посмотреть на приведенном графике. Стоит отметить, что многие популярные и не очень производители охлаждающих жидкостей в настоящее время придерживаются плотности 1,071 г/см³ . Это значение соответствует температуре замерзания -35°С, а температура закипания тосола при этом составляет около +106°С.

Обратите внимание на интересный факт, известный из школьного курса термодинамики. Так, при повышенном давлении в системе температура кипения жидкости возрастает, а кристаллизации - уменьшается . Соответственно, чтобы тосол оставался в виде жидкости и в полной мере отводил тепло от силового агрегата, необходимо поддерживать систему охлаждения в герметичном состоянии.Если этого не будет, например пропускает клапан крышки, то даже качественный , не говоря уже о поддельном!

Признаки поддельного тосола

Если у вас появились подозрения на то, что вы купили некачественный тосол, то их можно подкрепить следующими признаками:

  1. При незначительном морозе (около -15°С...10°С) на внутренней стороне горловины расширительного бачка системы охлаждения образуется желеобразная масса. В некоторых случаях при этом выпадает осадок, и даже может включиться охлаждающий вентилятор. Перечисленные признаки указывают либо на некачественный антифриз, который быстро потерял свои свойства, либо на то, что его давно пора менять.
  2. Антифриз быстро поменял свой цвет на темный (коричневый, бурый, «ржавый»). Тут справедливы аналогичные рассуждения. Жидкость потеряла свои свойства из-за некачественного состава или уже от старости.
  3. Закипает тосол в расширительном бачке. Это является прямым следствием того, что температурная точка его кипения находится гораздо ниже положенной по ГОСТу.
  4. Появление пены в системе охлаждения. Образование пены вызвано физическим явлением под названием кавитация (образования пузырьков в жидкости, температура которой близка к кипению). Кавитация опасна тем, что со временем она очень вредит металлу, буквально по частичкам разрушая его (так называемое кавитационное выкрашивание металла).
  5. Регулярный даже при незначительных нагрузках. Об этом будет сигнализировать соответствующая лампочка на приборной панели. При этом возможна потеря мощности двигателя и повышенный расход горючего.
  6. Если в плохом некачественном тосоле много воды, то водяной пар будет травить из-под крышки расширительного бачка. При этом запаха нефтепродуктов не будет.
  7. Тосол с большим количеством воды не имеет запаха и имеет водяную консистенцию (качественный его состав немного похож на мыло и отдает сладким вкусом). Это можно попробовать на ощупь или внимательно изучив его подтеки.

Помните, что перечисленные здесь признаки некачественного антифриза также могут быть результатом поломок некоторых других механизмов и узлов автомобиля. Поэтому также проверяйте и их.

Последствия использования плохого тосола

Использовать некачественный и/или попросту поддельный антифриз категорически не рекомендуется. Это может привести к таким печальным последствиям:

Последствия заливки плохого тосола

  1. Появление трещин в элементах системы охлаждения (трубки, патрубки, радиатор) вследствие того, что охлаждающая жидкость замерзает при температуре, когда еще не должна замерзать.
  2. Кислоты, которые используются в поддельных антифризах вместо этиленгликоля, разъедают внутреннюю поверхность не только элементов системы охлаждения, но и непосредственно двигателя. А это естественным образом приводит к уменьшению срока их эксплуатации.
  3. При длительном нахождении некачественного тосола в системе охлаждения возможны ситуации, когда жидкость проела трещины или дырку в резиновых и даже металлических элементах системы. Естественно, что это приведет к и неработоспособности охлаждающей системы. В свою очередь возникает риск выхода из строя двигателя целиком с последующими дорогостоящими ремонтами.
  4. В составе некоторых поддельных антифризов есть метанол. Он не только вреден для внутренней поверхности элементов системы охлаждения, но и попросту пожароопасен! Следовательно, существует риск его возгорания при значительном повышении температуры, особенно в летний период.
  5. Загрязнение внутренней поверхности радиатора, что приводит к снижению его эффективности, а также снижению рабочего ресурса.
  6. Из-за того, что система охлаждения забивается изнутри, водяная помпа, насос перегоняющий охлаждающую жидкость, работает с повышенной отдачей. Это также плохо сказывается на ней, из-за чего насос может преждевременно выйти из строя.
  7. Даже в небольшие морозы, когда антифриз полностью не замерзает, из него со временем выделяется вода, которая постепенно разъедает внутренние поверхности радиатора и патрубков системы охлаждения. Это кроме всего прочего может привести и к выходу из строя термостата и салонной печки.

Таким образом, последствия использования подделки могут быть весьма печальными, а выполняемые после этого ремонты дорогостоящими. Поэтому при выявлении факта, когда в систему уже залит некачественная охлаждающая жидкость, не нужно пробовать к уже существующему. Вместо этого необходимо промыть систему охлаждения и залить качественную жидкость.

Как определить качество антифриза

Многих автолюбителей интересует вопрос о том, как определить что тосол плохой? Для проверки охлаждающей жидкости на предмет качества можно воспользоваться следующими методами:

Проверка плотности тосола ареометром

Один из самых популярных способов проверки тосола - выявление его плотности . Делается это с помощью специального прибора - ареометра. Однако стоит отметить, что метод не дает 100% гарантии правильного результата. Дело в том, что недобросовестные изготовители контрафакта также знают об этом методе проверки, и искусственно подгоняют значение плотности под нужные параметры. Делается это с помощью кислот, сахара или солей. Они используются вместо указанных выше этиленгликоля или пропиленгликоля.

Интересно, что в таких случаях технические параметры жидкости в первое время будут соответствовать оригинальным. Однако уже через одну-две недели (а может и раньше) эти свойства будут утрачены, а охлаждающая жидкость будет замерзать при отрицательных температурах, рано закипать в рабочем режиме двигателя и попросту «убивать» систему охлаждения и двигатель.

Как измерить плотность антифриза с помощью ареометра

Неплохой вариант проверки с помощью лакмусовой бумажки . Как известно, она может изменять свой цвет от розового (малый уровень pH) до синего (высокий уровень pH). Оптимальным вариантом будет окрашивание лакмусовой бумажки в зеленый цвет. Это сигнализирует о том, что кислотно-щелочной баланс антифриза находится в пределах нормы, а именно от 7 до 9. В противном случае (если цвет розовый или синий) от покупки лучше воздержаться.

Еще один интересный эксперимент можно провести с помощью соды . В некоторые дешевые антифризы добавляют кислоту, в том числе, серную. Соответственно, если в пробный небольшой объем кинуть некоторое количество соды, то произойдет бурная непродолжительная реакция с выделением газа (пузырьков на поверхности жидкости) и осадка. Если вы стали свидетелями такого явления, значит, в составе тосола есть кислота, а от такой охлаждающей жидкости лучше отказаться.

Такой простой метод диагностики позволяет выявить поддельные антифризы, основанные на дешевых кислотах, коих среди подделок преобладающее большинство.

Проверка тосола лакмусовой бумагой

Еще один вариант проверки охлаждающей жидкости - пробное замораживани небольшого ее количества (налить в банку или бутылку). Однако для этого необходимо иметь в доступности мощную морозильную камеру, способную опустить температуру воздуха до -40°С…-35°С. Можно использовать и традиционные морозильные камеры бытовых холодильников (они выдают приблизительно -20°С…-15°С), но при этом необходимо немного разбавить антифриз в соответствии с приведенными выше таблицей и графиком. Но в самом простом случае можно просто антифриз положить в морозилку при температуре -20°С и ниже (накрутить на несколько часов минимально допустимую температуру в ней, например, до -24°С, однако не забудьте потом вернуть ее в исходное положение! ). Если антифриз является откровенной подделкой, то, за несколько часов он кристаллизуется.

Аналогичную процедуру можно выполнить и с нагревом . Однако для этого нужно иметь профессиональный градусник, который бы показывал температуру жидкости более сотни градусов по Цельсию. Процедура очень проста небольшое количество тосола наливают в металлическую посуду, устанавливают туда градусник и ставят на конфорку газовой или электрической плиты. Соответственно, необходимо зафиксировать температуру, при которой в антифризе начнется процесс кавитации и активная фаза бурления (кипения). Напомним что при атмосферном давлении температура кипения тосола должна быть не ниже 106-108 градусов.

Также при нагреве можно с помощью теста на горения можно проверить наличие в составе антифриза метанола. Однако делать это нужно аккуратно, с соблюдением правил пожарной безопасности и желательно в лабораторных условиях или на улице (не дома и не в закрытом помещении)! При нагреве будут выделяться пары метанола, которые можно поджечь прямо над тестовым сосудом. Если они есть - будет яркое воспламенение. Метанолом заменяют этиленгликоль, поскольку он дешевле, однако пожароопасен и имеет низкую температуру кипения - +64,7 градуса (в отличие от этиленгликоля, температура кипения которого составляет +197,6 градуса). То есть соответственно тестируемый образец тосола закипит уже при 70-80 градусах.

У качественного тосола или антифриза не должно быть характерного запаха нефтепродуктов (бензина, смазок, масла). Имеет смысл проверить реакцию тосола с жесткой водой. Для этого необходимо отлить небольшое количество средства и смешать его с водопроводной водой. Если в результате химической реакции образовалось помутнение или выпал осадок - перед вами подделка или некачественный продукт.

При покупке не будет лишним и проверить герметичность канистры с охлаждающей жидкостью. Для этого достаточно немного сдавить ее и прислушаться. Если из-под крышки или верхней ее части будет выходить воздух, то это 100% подделка. При этом жидкость наверняка потеряла свои свойства, поскольку была в непосредственном контакте с внешним воздухом длительное время.

Помните, что полную проверку химического состава того или иного антифриза можно провести лишь в лабораторных условиях с использованием соответствующего оборудования. Поэтому не заливайте сразу же купленный тосол, а вскройте канистру и проведите описанные выше опыты. Далее дайте ему отстояться в закрытом сосуде (канистре) около двух недель и проведите повторную проверку. Если антифриз изначально плохой, этого времени ему будет достаточно, чтобы технические характеристики тосола ухудшились. Если же они в порядке - можете заливать его в машину.

Как купить настоящий тосол

Рекомендации по покупке оригинального качественного тосола, вне зависимости от его производителя, сводятся к аналогичным рассуждениям по приобретению другого товара. В первую очередь необходимо определиться с маркой. Лучше всего выбирать охлаждающую жидкость из среднего или высшего ценового диапазона. Дешевые антифризы обычно не отличаются качеством. По отзывам в интернете и другим материалам можно узнать о качестве того или иного антифриза.

Какой антифриз выбрать

Знаете ли вы, что влияет на выбор антифриза, его цвет (красный, зеленый и т.д.) и фирму производителя? А ведь от этого зависит срок службы его и системы охлаждения. Выбирайте тот, который рекомендует производитель

Далее имеет смысл определиться с магазином или торговой площадкой, где вероятность покупки контрафакта сведена к минимуму. Выбирайте известные магазины, специализирующиеся на фирменных современных запчастях, расходных материалах, автохимии. У них должны быть все разрешительные документы на право проведения торговли. Упаковка тосола должна иметь плотно запечатанную крышку. Некоторые производители заклеивают ее специальной пломбой. На корпусе канистры нередко можно встретить голограмму или другой защитный знак (у каждого производителя это реализуется по разному, поэтому перед покупкой лучше уточнить этот нюанс).

Этикетка на канистре обязательно должна быть качественной, штрих-код и надписи на ней ровными. Информация должна носить технический характер. Хорошо, если канистра полупрозрачная. Если в жидкости виден осадок, то от покупки следует воздержаться! Если встряхнуть канистру с готовой к заливке охлаждающей жидкостью, то пена должна осесть через 2...3 секунды . Если же это концентрат - то через пять… шесть. Хорошим признаком считается наличие мембраны под пробкой канистры .

Многие автовладельцы и мастера не рекомендуют покупать разведенный тосол, уже готовый к непосредственному заливанию в систему охлаждения. Вместо этого они предлагают покупать концентрат антифриза, и самостоятельно выполнять разбавление его водой в соответствующих пропорциях. Это обусловлено тем фактом, что много подделок именно в готовых растворах технического тосола.

Как изготовить тосол

Если вы купили поддельный тосол, и на данный момент у вас нет возможности заменить его на хорошую фабричную охлаждающую жидкость, но есть все составляющие согласно рецепту (в состав входит 4 основных инградиента), то можно изготовить ее самостоятельно. Однако помните, что перед тем как заливать новый антифриз, систему охлаждения необходимо промыть от старого поддельного состава.

Для того чтобы самостоятельно сделать тосол вам понадобится:

  1. Изопропиловый спирт.
  2. Стиральный порошок.
  3. Обычная или дистиллированная вода.
  4. Этиленгликоль.
  5. Какой-либо ароматизатор, например, эфирное масло (опционально).

Обратите внимание, что этиленгликоль достаточно ядовит, поэтому работать нужно на воздухе или в хорошо проветриваемом помещении и в средствах индивидуальной защиты. Можно заменить этиленгликоль на пропиленгликоль. Он безопаснее.

Рецепт изготовления тосола в данном случае будет следующим:

  1. Для получения раствора, который не замерзнет до температуры -30°С, необходимо взять два одинаковых объема воды и один объем спирта (например, два литра воды и один литр спирта). Обратите внимание, что можно использовать и другое количество спирта в соответствии с таблицей, приведенной выше.
  2. Добавить этиленгликоль. Считается, что нужно 15 см³ этого средства на каждый градус ниже нуля. Соответственно, для температуры -30°С понадобится 450 мл этиленгликоля.
  3. Добавить в раствор немного стирального порошка (около столовой ложки) и ароматизатор, чтобы он убрал спиртовой запах.

Еще один вариант изготовления самодельного тосола заключается в использовании глицерина. В частности, вам понадобится:

  1. 30% объема воды.
  2. 70% объема глицерина.

Эти два компонента смешиваются между собой, в результате получается охлаждающая жидкость с температурой кристаллизации -40°С. Однако учтите, что полученный состав очень вязкий, поэтому его движение в системе связано с повышенным износом насоса. Соответственно, такой состав можно использовать только в крайнем случае или не использовать вовсе! Именно по подобным рецептам и делают поддельный плохой тосол, который не соответствует никаким техническим требованиям и характеристикам.

Некоторые автолюбители, разочаровавшиеся в покупных технических тосолах, используют самодельные составы на постоянной основе. Однако необходимо отдавать себе отчет, что их состав все же не идеален, и может нанести вред системе охлаждения автомобиля. И если машина достаточно старая и такими фокусами ее «не удивишь» (например, ВАЗ-классика), то такой вариант более-менее приемлем. Но если же автомобиль новый, а тем более достаточно дорогой, то лучше пользоваться антифризами, рекомендованными заводом-изготовителем машины.