Зачем нужен тахограф на грузовой автомобиль. Закон об установке тахографов на грузовые автомобили. Также тахографы должны быть на

Тахограф кому надо устанавливать 2016 год, 2017 году, 2018 год?

Этот вопрос волнует множество автолюбителей в последние годы. Тахограф - отличный помощник предприятиям - перевозчикам в отслеживании времени работы водителе и контроле над их действиями. Не секрет, что тахограф позволяет избежать множества аварийных ситуаций из-за переутомляемости или халатности водителя, но многих руководителей автопарков и частных лиц очень не радует стоимость тахографа и его эксплуатации. Все знают, что цена качественного тахографа с его установкой и калибровкой обойдется в 2-5 тысячи рублей, но особенно недовольство водителей вызывает относительно короткий срок эксплуатации смарт-карт (2-3 года).

Поэтому большинство автолюбителей хотят узнать заветный перечень грузовиков и пассажирских автобусов, на которые необязательна установка тахографов. Попробуем разобраться вместе, на какие грузовики не нужен тахограф.

Чтобы разобраться со списком «свободных» от тахографа авто, поясним, что единственным документом, регламентирующим порядок установки тахографов на траснпортные средства - приказ МинТранспорта РФ №13 «об утверждении требований к тахографам», приложение номер 2. Полный текст приказа есть в свободном доступе.

Далее приведем список грузовиков и автобусов, на которые не обязательно устанавливать контрольные устройства. В начале 2016 года вышла поправка к приказу, где были сделаны некоторые изменения в список. Попробуем разъяснить данный закон, рассказав об основных изменениях. Итак:

Из списка «свободных от тахографа» автомобилей исключили краны-манипуляторы
. Произошло уточнение обобщенной группы автомобилей, а именно самоходной сельхозтехники. Таким образом, тахографами не должны быть оснащены -молоко-и скотовозы,(и в общем авто для транспортировки птицы, рыбы яиц) и средства для транспортировки удобрений, а также транспорт категории N2 , N3 для перевозок между селами.
. Также в список авто, которым не обязательна установка тахографа, внесены автомобили «возраст» которых превышает 30 лет, при условии, что они не используются в коммерческих целях. К ним добавились авто, проходящие дорожные испытания и учебные ТС

Заветный список тех ТС, кому не надо устанавливать тахограф:

Военная техника
. Машины полиции, ФСБ и других оперативных органов
. Пригородные автобусы
. Городские автобусы и троллейбусы
. Тракторы и самоходные ТС
. Авто со встроенными тахографами старого образца (ДО ноября 2013 года)
. Авто для учебных целей и для испытаний
. Авто «старше» 30 лет
. Авто с тахографами «европейского образца», доступные к перевозкам за переделы России

Еще один список исключений, куда попали авто, выполняющие определенный спектр работ:

Дома на колесах
. Скорые и пожарные
. Эвакуаторы
. Автомобили ЖКХ и для уборки дорог
. «Ритуальные» авто - катафалки и др.
. Бронетехника
. Передвижные лавки на колесах
. Авто для обслуживания нефтегазовой промышленности
. Бетоносмесители и насосы
. Автокраны -манипуляторы
. Инкассаторские авто
. Автоподъемники
. Медицинские передвижные станции
. Авто категории С для сельхоз.перевозок в границах муниципальных районов (в том числе и соседних)
. Авто для транспортировки скота, рыбы, птицы, яиц, молока
. Спецавто
. Телестудии и лаборатории на колесах

Чаще и чаще автовладельцы задаются вопросом: кому надо устанавливать тахограф, а кому – нет? Ответ на этот вопрос доступно изложен в законах и законодательных актах нашей страны – приказ №36 Министерства транспорта. Известно, что Европейское соглашение о выполнении режима труда и отдыха шофера рекомендует установку этого оборудования на автомобиль. Все эти меры предпринимаются с одной целью – снизить количество аварий по причине усталости водителя.

Если раньше использовались примитивные приборы для определения скорости поездки и времени в пути, то сегодня автовладельцы могут позволить себе установку аппарата с дополнительными полезными функциями. Это настоящий помощник для современного водителя, контролирующий и фиксирующий скоростной режим, пробег, сколько часов машина движется и сколько стоит на месте.

Кому нужно устанавливать тахограф

Монтаж устройства – непростая задача, в этом деле есть много разногласий и неурядиц. Если периодически наблюдать за обновлением информации в законодательстве по этому вопросу, то все становится предельно ясным.

Перечень машин, на которые нужно установить оборудование в обязательном порядке, доступен любому заинтересованному человеку. Иначе владельцу будут предписаны штрафные санкции, размер которых колеблется от 1000 до 10 000 рублей.

  • машины, которые имеют более 8 пассажирских сидений (не считая сидения водителя);
  • если общая масса транспортного средства более 3500 килограмм;
  • авто используется для осуществления целей военнослужащих и полиции;
  • машины для перевозки и обслуживания опасных грузов.

Вот перечень кому нужно ставить тахограф в первую очередь. Если ваш автотранспорт не подходит под эти категории, то установка прибора для вас необязательная процедура.

Кому не надо ставить тахограф

Также этот список можно продолжить следующими видами машин:

  • Автомобили городского общественного транспорта: троллейбусы.
  • Автотранспорт, использующийся с целью международного сообщения с аппаратами «Европейского образца».
  • Машины военнослужащих.
  • Личные авто полиции, ФСБ, ФСИН.
  • Трактора.
  • Машины, которые «на ходу» длительное время, более 30 лет.
  • Автотранспорт автошкол.
  • ТС, необходимые для проведения дорожных испытаний.

Это далеко не весь перечень транспортных средств, предусмотрен еще один подраздел, организующий машины в группы по различным выполняемым работам:

  • Гудронаторы и краны с автоматическим механизмом управления.
  • Машины для экстренной медицинской помощи населению.
  • Эвакуаторная техника.
  • ТС для уничтожения очагов возгорания.
  • Транспортные средства для коммунальных служб и транспорт для целей нефтяных и газовых скважин.
  • Машины служб инкассации.
  • Автомобильные устройства с подъемниками и рабочими платформами.
  • Медицинские агрегаты на шасси.
  • Автолавки.
  • Микроавтобусы для целей обслуживания ритуальных услуг.
  • Автодома.
  • Машины с функцией бронирования салона.
  • Специализированные машины.
  • Грузовики категории С, которые необходимы производителям товаров сельскохозяйственного назначения.
  • Мобильные лаборатории, мастерские.
  • Подвижные машины для съемок репортажей и фильмов на колесах.

Грузовые автомобили

Для машин, которые выполняют функции погрузки, разгрузки и перевозки габаритных вещей, закон достаточно четко регламентирует вопрос установки устройства контроля. Если владелец средства зарегистрирован как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, то перевозка осуществляется исключительно с аппаратом. Предприимчивые бизнесмены пытаются обхитрить закон. Они оформляют авто непосредственно на шофера. Однако это не исключает риска увольнения сотрудника, тогда машина также по документам будет принадлежать ему, и он имеет полное право быть ее владельцем.

Если подытожить вышесказанное, то частному лицу устройство устанавливать совсем не обязательно.

Что касается техники, такой как самосвалы, то тут вопрос установки прибора можно понять двойственно. Казалось бы, представители ГИБДД не вправе оштрафовать автотранспорт, применяемый для целей коммунального хозяйства. Это актуально в том случае, если у транспортного средства есть специализированные дополнительные части в комплектации, например, ковш для уборки снег. Остальные машины коммунальных служб должны иметь цифровой прибор, иначе могут возникнуть неприятности при эксплуатации и с последующими проверками уполномоченными органами.

На какие машины нужно ставить тахограф при осуществлении коммерческой деятельности

Каждый год возникает множество ситуаций, когда водитель покупает личное авто и собирается осуществлять перевозку, доставку каких-либо грузов. В вопросе монтажа устройства контроля и учета государство предъявить ничего не может, однако, если шофер не зарегистрировал свою деятельность, на него уже возлагаются штрафные санкции.

Согласно приказу, запрещается вести какую-либо деятельность без государственной регистрации. Невыполнение этого требования влечет штраф в размере от 500 до 2 000 рублей.

Виды тахографов

Прежде чем отвечать на вопрос «на какие машины нужен тахограф в России», следует определиться с разнообразием этих устройств на рынке подобного оборудования. Многие сервисные центры предлагают свои услуги по продаже и установке данного прибора. Сложность заключается в том, что для большинства автомобилистов стоимость комплекта услуг по приобретению и монтажу очень высока.

Цена колеблется в пределах от 20 000 – 50 000 рублей в зависимости от модели. Плюс придется заплатить мастеру за установку. Не стоит забывать про обслуживание в течение всего срока эксплуатации. Если суммировать все расходы – получится внушительная сумма, которая не все владельцам транспортного средства по карману.

Есть три основных вида устройств:

  • ЕСТР – применим для международных перевозок.
  • СКЗИ – прибор, в котором информация о владельце защищена при помощи крипто-ключа – чаще всего встречается в России.
  • Без СКЗИ – аппарат без дополнительных параметров защиты.

Список тех лиц, кому ставят тахографы, обязан строго соблюдать правила эксплуатации. А именно: не передавать свой идентификационный ключ третьим лицам, при изменении личных данных своевременно заносить их в память оборудования, соблюдать установленные сроки эксплуатации.

Вопрос смены аналогового тахометра на цифровой также волнует многих водителей. На какие машины нужно установить цифровой тахограф, а не аналоговый указано в вышеупомянутом законе:

  • Если транспортное средство оснащено более 20 местами для пассажиров.
  • Грузовик массой более 15 тонн.
  • Машина для междугородных и международных перевозок.
  • Аналоговое устройство было встроено на заводе-производителе при изготовлении.
  • Монтаж был проведен до 8 ноября 2013 года.

На другие автомобили следует установить цифровую модель, чтобы избежать проблем при проверке соответствующими органами. Встроенный в аппарат чип несет в себе всю информацию как о владельце, так и о поездке в целом. Информация записывается автоматически на протяжении месяца, после она архивируется и доступна для водителя и проверяющих органов в течение года. Возможно осуществить обмен оборудования, если старые комплектующие сломались или были утеряны.


Предварительно следует ознакомиться с инструкцией по эксплуатации и правилами по режиму труда и отдыха. У каждого шофера, чей автомобиль оснащен цифровым устройством, должна быть карточка, которую перед каждым выездом необходимо установить в прибор. Те, кому ставят тахографы в автомобиль, знают о процессе проведения этой процедуры. Новички в этом деле должны быть грамотно проконсультированы сервисным инженером, отвечающим за монтаж.

Сотрудники контрольных служб проверяют не только наличие, но и остальные характеристики, определяющие успешную эксплуатацию устройства. В первую очередь все оборудование должно быть исправно, отражать корректную информацию не только о количестве времени в пути и отдыхе, но и личные персональные данные водителя. Наказуемым является не только отсутствие, но и неисправная работа аппарата.

При выборе компании по монтажу особенно важно учесть наличие этой фирмы на сайте ФБУ РОСАВТОТРАНС. Она должна быть в перечне мастерских. Если установку проводят организации, которые не имеют на это законодательных прав, то работы такого типа будут считаться незарегистрированными и повлекут за собой гарантированный штраф.

Изменения в списке тех, кому необходим тахограф

Каждый год автовладельцы становятся жертвами непроверенной и необоснованной информации о том, что установка приборов стала необязательной и система штрафов больше не актуальна. Это не так. Все ТС, не включенные в список как исключения, обязаны иметь данное устройство в комплектации авто. Иначе предусмотрен штраф для водителя. Выплачивать необходимую сумму обяжут организацию работодателя. Поэтому не стоит паниковать, если Ваша деятельность осуществляется без аппарата, об этом должен был подумать Ваш начальник.

Владельцы предприятий сами знают, кому нужно устанавливать тахограф и с какой целью. О значимых тонкостях в этом вопросе следует позаботиться заранее. Весь транспорт фирмы должен быть оборудован в соответствии с нормами и требованиями действующего законодательства. В первую очередь информация о неправильно эксплуатируемой технике направится в головной офис фирмы. После этого возможно увеличение проверок транспортных средств организации. Любой руководитель постарается обезопасить себя от подобных перспектив.

Теперь вопрос «на какие машины ставят тахографы» для вас уже не будет таким устрашающим. Благодаря данной статье, вы сможете не только разобраться в своей ситуации, но и оказать консультативную помощь другим категориям автомобилистов.

Тахогарфы сегодня – это качественные, достоверные помощники для любого водителя. С помощью устройства можно четко отслеживать количество часов, проведенных за рулем. Не зря европейцы активно пользуются данными таких средств для предотвращения ДТП. В России этот опыт пока не так распространен. Но в связи с увеличением вопросов по данной теме, шоферы ТС задумываются над приобретением прибора, что внушает оптимизм касательно ситуации на Российских дорогах.

Чтобы разобраться в вопросе, кому не нужен тахограф, давайте вначале выясним, что представляет собой этот незамысловатый аппарат. Это особенный прибор, задача которого, контролировать время труда и отдыха водителя.

В последнее время увеличилось число ДТП, участниками которых являлись пассажирские и грузовые транспортные средства. Причиной большинства аварий была банальная усталость водителей. Уснул за рулем и так далее. Чтобы уменьшить число подобных трагедий на дороге, правительством было принято решение об обязательном оборудовании тахографами отдельных категорий транспортных средств.

Обязательную установку прибора необходимо производить на пассажирские автобусы и грузовые автомобили, масса которых составляет более 3,5 тонн.

Установка такого прибора достаточно дорогостоящая процедура. Поэтому водители всеми способами пытаются избежать обязательной установки аппарата, используя оговорки и исключения в законе. Так законодательно предусмотрены исключения на обязательную установку для ряда автомобилей выше перечисленных категорий. Все исключения основаны на том, что у водителей определенных категорий транспортных средств и так четкий график работы с необходимой нормой часов для отдыха.

На какие авто не нужно устанавливать тахографы

В перечень исключений включены следующие группы автомобилей:

  • Автобусы, которые двигаются по городским и пригородным маршрутам,
  • Троллейбусы,
  • Автомобили, которые работают по международным маршрутам и имеют приборы «евро образца». Для правильной работы технического устройства необходимы карта водителя или карта предприятия ЕСТР http://www.tahocard.ru/card-predpriyatiya/Pestr/ .
  • Военный автотранспорт,
  • Автомобили внутренних органов (Полиция, ФСБ и т.д.)
  • Трактора, погрузчики и самоходные средства,
  • Транспортные средства, старше тридцати лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок,
  • Автомобили, которые оснащены тахографами старого образца,
  • Учебные транспортные средства.

Кроме этого списка под обязательную установку прибора не попадают многие транспортные средства, имеющие узкую специализацию, такие как автокраны, эвакуаторы, машины скорой помощи, инкассации, пожарные автомобили, транспорт коммунального хозяйства и дорожных служб, автобусы для ритуальных услуг, бетононасосы, дома на колесах, машины для перевозки животных и птицы, передвижные теле студии и так далее. Полный перечень всех исключений можно найти на сайте Министерства транспорта РФ http://www.mintrans.ru .

На какие грузовики не нужно устанавливать тахограф

В законе сказано, что обязательной установке подлежат грузовики, находящиеся в собственности у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, масса которых выше 3,5 тонн. Исключение составляет техника, осуществляющая специализированную деятельность. Более четкой трактовки и разъяснений к закону на данный момент, к сожалению, нет.

Получается, что если вы являетесь частным владельцем грузовика, вам прибор не нужен.

На грузовую Газель аппарат однозначно не обязателен. Так как ее масса меньше 1,5 тонн. А вот как быть с другими грузовыми автомобилями.

Требуется ли тахограф, например, на самосвал Камаз

Самосвал – это самый популярный грузовик в строительных работах. Если его использует строительная фирма, занимающаяся возведением жилых домов, то прибор ему обязательно нужен.

Если же самосвал используется в коммунальном хозяйстве, то он попадает под исключения и установка прибора в этом случае необязательна. Но в этом случае грузовик должен иметь необходимое оборудование, которое будит отличать его от обычных транспортных средств. Например, если Камаз используется коммунальщиками, он должен быть оснащен щетками для чистки дорог, поливальным аппаратом и так далее. То есть, оснащение грузовика должно четко соответствовать перечню исключений по специализации деятельности. В противном случае органы гос автоинспекции имеют полное право оштрафовать владельца транспортного средства.

Вообще, органы ДПС в каждом регионе по своему трактуют исключения, так как четких оговорок по поводу грузовых автомобилей в законе все же нет. По этому, лучше позаботиться о максимальном оснащении автомобиля необходимым спец оборудованием, чтобы в дальнейшем не было вопросов по роду его деятельности.

Некоторые фирмы поступают проще. Они просто нанимают частных лиц для осуществления перевозок, либо переоформляют свои грузовые авто на физических лиц. Однако следует помнить, что физические лица имеют право далеко не на все виды услуг по перевозке грузов.

С автобусами все несколько проще. Согласно закону, если автобус имеет более восьми пассажирских мест и осуществляет междугородние перевозки на расстояние больше 50 км, тахограф обязателен. Давайте разберемся с исключениями.

На какие автобусы не нужен тахограф

Само собой вытекает, что микро автобусы, вместимостью менее восьми мест не требуют обязательной установки прибора.

Кроме того, если вспомнить исключения, то ритуальный автобус тоже может ездить без контрольного устройства.

Если автобус осуществляет движение по городу либо маршрутам пригородного направления, тахограф тоже не нужен. Но, если длина пригородных перевозок составит более 50 км, тут уже исключение работать не будет. Или, если, скажем, вы на этом автобусе соберетесь повести людей на экскурсию к морю, то придется позаботиться об оборудовании транспорта.

Так же исключение составляют автобусы международных направлений. Такие автомобили уже оборудованы приборами европейского стандарта.

За отсутствие тахографа на автомобиле, если он не попадает под перечень исключений предусмотрена целая система штрафов. При чем, штрафуют как водителей, так и должностных лиц. Штраф для водителя составляет от 1000 до 3000 рублей. Для должностного лица – 5000 10000 рублей. Кроме того, при повторном нарушении, автомобиль могут поставить на штрафстоянку. А юридическому лицу может грозить даже лишение лицензии на перевозки.

Однако наличие прибора, еще пол проблемы. Водителям нужно четко соблюдать требование Мин Мранса к режиму труда. Так сотрудники ДПС могут оштрафовать водителя за нарушение режима труда и отдыха (его контроль осуществляет контрольное устройство). Если показания аппарата будут с нарушениями режима, то штраф составит от 1000 до 3000 рублей.

Мы постарались более менее внести ясность в вопросах для каких автомобилей не нужен тахограф. И в завершении данной темы, хотелось бы пожелать всем удачи на дорогах и поменьше разногласий с законом.

Меня зовут Константин Зворыгин, директор ООО «Транспортный консалтинг». В этом сообщении я, опираясь на нормативное законодательство, разъясню кому нужно устанавливать тахограф . Эта тема сейчас очень актуальна, так как набирает силу соответствующий закон. Ко мне поступает много вопросов об обязанности установки тахографа. Вот один из них:

…Микроавтобус марки «Газель», рассчитанный на перевозку 13 пассажиров, принадлежит организации и используется для перевозки сотрудников этой организации к месту работы. на микроавтобус?……

ТАХОГРАФ. СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ЗАКОН.

Н а какой транспорт устанавливать тахографы ни у кого вопросов не возникает. Здесь все понятно. В соответствующем нормативном документе очень подробно написано на какие транспортные средства он устанавливается.
Я отвечу на другой очень важный вопрос: какие организации должны устанавливать на свои служебные автомобили тахографы. Обращаю ваше внимание на следующий нормативный документ:
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. N 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»
Глава 1. Общие положения, пункт 2, полностью цитирую, как есть:

…Настоящий Порядок применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств , независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее — владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха….

Итак, законодатель обязывает устанавливать тахографы организации, которые осуществляют на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов… Но обратите внимание, это не все организации эксплуатирующие транспорт. Здесь идет фраза обращенная к «особой группе». То есть при перевозках пассажиров и грузов организациям необходимо оснащать автомобили тахографами .
Я не знаю, почему комментаторы и другие специалисты не замечают или не хотят замечать этой ключевой фразы. Я скажу больше — именно для «особой группы», то есть для организации, эксплуатирующей транспорт с целью перевозок пассажиров и грузов, есть отдельный Федеральный закон — «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

ТАХОГРАФ ДЛЯ «ОСОБОЙ ГРУППЫ»

И менно это закон (Устав автомобильного транспорта) определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями , грузовыми автомобилями , в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов…
Чтобы не было вольного понимания терминов — «пассажир», «груз», «перевозчик». Именно в этом законе есть четкие определения. Итак:
  • Федеральный Закон №259 от 08 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Глава 1. Общие положения, Статья 2 Основные понятия. Цитирую полностью, не вырывая из контекста:

… «перевозчик» — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу
«пассажир» — физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира
«груз» — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке

…Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковыми такси.

ВЫВОД ПО ОБЯЗАННОСТИ УСТАНАВЛИВАТЬ ТАХОГРАФ.

И менно исходя из Устава автомобильного транспорта, нельзя вольно трактовать «перевозку пассажиров и грузов». Это отдельная, или как я говорю «особая группа», к которой предъявляются дополнительные требования и есть ряд нормативных документов определяющих условия перевозки пассажиров и грузов. В транспортном законодательстве не должно быть двойственного или вольного понимания или трактования терминов. Теперь на вопрос: Нужно ли устанавливать тахограф в моей орагнизации, вы знаете ответ. Да, нужно если вы осуществляете перевозку пассажиров и грузов. То есть, если вы перевозите по договору услуг, у вас регулярные перевозки (автобусные) или перевозки по заказам или такси, то устанавливать тахограф надо на автомобили соответствующих категорий.
P.S.:
  • Если у меня в организации есть автомобиль который повез моего бухгалтера в налоговую, я не должен с бухгалтером заключать договор оказания услуги или выдавать ему билет. Улыбнулись? Я тоже))). ЖДУ КОММЕНТАРИЕВ!!!

Нужен ли тахограф частнику? На этот вопрос призывает ответить Российский закон о тахографах. Но, он настолько неоднозначен и противоречив, что даже опытные юристы зачастую не способны ответить на все вопросы, справедливо возникающие у наших водителей. Так, ещё в недалёком 2009 году, Постановлением нашего правительства № 720, европейский тип тахографического устройства (ЕСТР) был рекомендован как образец, подходящий для оснащения контрольными приборами коммерческого автотранспорта страны. Однако не прошло и трёх лет, как российским водителям представили новый законопроект, в виде Приказа Минтранса России № 36. Приказ потребовал обязательного использования цифровых приборов с блоком криптозащиты регистрируемых данных - тахограф со СКЗИ.

Лучшие предложения по тахографам

Явное противоречие поставило в тупик владельцев коммерческого автотранспорта, вызвав целый ряд вопросов и открытых возражений по поводу большинства положений Приказа: «Кому нужно ставить тахограф?», «Какой ставить: с СКЗИ или ЕСТР?», «Кто несёт ответственность за отсутствие тахографа: сам водитель или владелец транспорта?», наконец, «Надо ли устанавливать тахограф частнику ?».

Вопросы копятся, возмущение водителей растёт, а проблема всё-равно не решается. И даже Приказ №273, уже официально вступивший в силу в 2014 году и подтвердивший неотвратимость положений 36-го приказа, не сделал «вопрос о тахографах» хотя бы немного более прозрачным.

Однако, стоит заметить, что при всей неоднозначности нашего законодательства, водители и сами неплохо постарались запутать и без того тёмное дело. И на просторах интернета можно встретить не только мастер-классы, в духе «Как обмануть цифровик», но и советы официальных представителей транспортной индустрии о том, как обойти закон и сэкономить средства на эксплуатацию грузовой техники. Неудивительно, что правительство, на все эти манёвры, отвечает жёсткими штрафными санкциями и массовыми проверками автопарков. По той же причине множатся указы, положения и поправки к ним.

Обязателен ли тахограф частнику?

Мы полагаем, что всё-же не стоит искать очередных лазеек в законодательстве: ведь если закон неоднозначен, то для обеих сторон. И при случае, любому автоинспектору будет куда проще повернуть его в свою пользу и наложить солидный штраф на водителя, либо на его работодателя. Так и в вопросе о том, обязателен ли тахограф частнику , чувствуется простое желание наших водителей обойти закон и сэкономить личные средства. Ведь зачем грузовик частному лицу, если не для грузоперевозок в целях извлечения прибыли? Однако, в этом материале мы постараемся учесть все возможные случаи и подойти к ответу более обстоятельно.

Что говорит закон?

Последний Приказ правительства под номером 273 окончательно утвердил регламент оснащения коммерческого автотранспорта тахографическими устройствами. В Приказе утверждены сроки его исполнения и штрафные санкции для всех категорий автотранспортных средств.

Подробности о действии 273-го приказа - сроки установки и категории авто - нами уже были освещены в другой статье « ». Здесь же только повторим, что, по официальным документам, тахографами должны быть оснащены:

  • все автобусы, используемые для пассажирских междугородных перевозок, с числом пассажирских мест более восьми штук;
  • и грузовики, массой более 3,5 тонн, также осуществляющие междугородные коммерческие перевозки.

Ключевым словом, в данном случае, является «коммерческие» - то есть речь идёт именно о коммерческом использовании автотранспортных средств категорий М2/М3 и N2/N3. То есть, теоретически, по закону владелец ТС, относящегося к данным категориям, НЕ ОБЯЗАН устанавливать на него тахограф, если НЕ ЗАНЯТ в коммерческих грузоперевозках.

Мнение ГИБДД о тахографах для частных лиц

ГИБДД говорит то же самое. Вот только неизвестно, что они делают. Материалы в сети интернет, обсуждения на форумах, записи телефонных разговоров водителей с сотрудниками Госавтоинспекции говорят о том, что частнику тахограф устанавливать не обязательно , если он использует данный вид транспорта для собственных нужд . Но что именно это за нужды, и в каком порядке устанавливается факт использования/неиспользования авто в коммерческих целях - инспекторы умалчивают. Но умалчивают не специально - просто все эти нюансы, пока ещё не закреплены законодательно.

Тахографы со скидкой

Так что, смеем предположить, что в недалёком будущем страна может ожидать нового Приказа или Приложения, которые урегулируют вопрос об эксплуатации грузового авто частными лицами.

Нужен ли в итоге тахограф физлицу?

Пока же, если Вы являетесь частным лицом и у Вас в собственности находится грузовой автомобиль, массой свыше 3,5 тонн, не используемый Вами, либо сторонними юридическими лицами, ИП и предприятиями в коммерческих целях - смело доказывайте свою правоту при остановке инспектором. Но одно дело, если при досмотре авто, инспектор ГИБДД обнаружит в кузове Вашего личного КАМАЗА рассаду для дачи. А другое дело - наличие реального груза. Так что, если Вы честно везёте металлочерепицу, всё на ту же дачу, то позаботьтесь о том, чтобы при себе оказались документы и чеки на приобретённый товар. Конечно, если Вы его покупали...

Ну а когда есть, что скрывать, то лучше честно оснастить транспорт контрольным прибором установленного образца. В любом случае, установка и эксплуатация тахографа с блоком СКЗИ (единственно разрешённого на территории РФ) невозможны без регистрации ИП или другой организационно-правовой формы. Что ещё раз подтверждает намерение государства вывести из тени бизнес грузоперевозок.