Установка абс на автомобиль. Как работает система ABS. Процесс установки систем АБС на грузовые автомобили

Датчики ABS - это своего рода глаза системы ABS и электронной системы EBS. Поэтому к установке датчиков и закреплению его кабеля нужно уделить особое внимание, так как от этого в большей степени зависит работоспособность тормозных систем. Эта страничка и будет посвящена тонкостям установки датчиков ABS, прицепах и полуприцепах, закреплению их кабелей, а так же немного поговорим об устройстве и разновидностях датчиков ABS.

В технической литературе его называют индуктивным датчиком, датчиком частоты вращения, или сенсором. Индуктивный датчик частоты вращения колеса состоит из постоянного магнита с обмоткой и магнитопровода круглого сечения.

  1. Магнитопровод
  2. Обмотка
  3. Постоянный магнит

Принцип работы датчика ABS заключается в следующем - при вращении зубчатого колеса, установленного на ступице, появляется магнитный поток, который преобразуется обмоткой в переменное напряжение, частота которого пропорциональна частоте вращения колеса автомобиля.

Существует два варианта исполнения датчиков ABS: прямой и угловой.

Сопротивление обмотки датчиков ABS грузового автомобиля и прицепов: 1100-1900 Ом . Однако проверяя сопротивление датчика необходимо проверить отсутствие пробоя на корпус (подобная неисправность не частая но встречается). Сопротивление между выводами и корпусом датчика должно быть очень велико.

Теперь поговорим о технической стороне, т.е. об установке датчиков. Датчик ABS в ступице фиксируется с помощью пружинной втулки. Поэтому соединение датчика с кронштейном в ступице плавающее. Перед установкой втулку и поверхность датчика смазывают смазкой входящей в установочный комплект. В случае отсутствия смазки в комплекте можно смазать втулку и датчик медной смазкой или обычным литолом.

Делается это с той целью, чтобы избежать окисления датчика в кронштейне, что приведет к отсутствию его подвижности во втулке и повреждении при демонтаже (вовремя ремонта). Втулка в кронштейн, а также датчик во втулку должны входить легко от руки.

Воздушный зазор, т.е. расстояние между датчиком частоты вращения и зубчатым колесом играет важную роль и должен находиться в пределах 0,2-0,7мм .
Как правило, датчик ABS устанавливается до упора в зубчатое колесо, а затем при вращении колеса он сам выбирает зазор за счет допустимого биения зубчатого ротора, вот почему так важна подвижность датчика во втулке.
Однако воздушный зазор можно выставить во время установки датчика ABS, для этого достаточно на торец датчика нанести небольшое количество смазки и прикрепить кружочек бумаги. Это послужит своего рода проставкой между датчиком и зубчатым ротором. Затем зубчатый ротор, вращаясь, сорвет бумагу, и от неё останется лишь отрегулированный воздушный зазор.

А теперь поговорим о способах закрепления провода датчика и кабеля удлинительнителя. В инструкции по монтажу блоков ABS есть некоторые рекомендации. Их можно посмотреть на рисунках. Однако в реальных условиях бавают ситуации когда стандартными способами закрепить разъем и кабель датчика невозможно поэтому можно прибегнуть к разным хитростям.

Как правило заводское крепление разъема установленное на пыльнике барабанного тормоза служит не долго. Ослабевают держатели кронштейна датчика, или сам кронштейн отвалиается от пылника. В любом случае это приводит к повреждению провода или разъема датчика ABS.

Вот несколько вариантов крепления разъема датчика ABS и кабеля на интегральном рычаге осей SAF. Первый вариант, разьем крепится к пластиковому хомуту, закрепленному на оси. В этом случае наиболее удачным в применении будет пластиковый хомут большого размера шириной 4,8мм и подходящей длины.

На рисунке ниже показан второй вариант закрепления разъема и провода датчика ABS на рычаге оси SAF.

Вариант закрепления разъема и провода датчика на осях BPW.

Антиблокировочная система (ABS) выполняет крайне важные функции в автомобиле, эта электроника отвечает за блокировку колес, вернее ее предотвращение при торможении, и, соответственно, позволяет сохранить управляемость машиной, как следствие, обеспечивает безопасность водителя, а также пассажиров.

Система ABS: плюсы и минусы

Если колеса начинают скользить во время движения транспорта, то данная система блокирует их стопорение и тем самым предотвращает торможение юзом . А это как нельзя лучше сказывается не только на устойчивости, но и на управляемости транспортом во время торможения. В ABS входят следующие системы: противобуксовочная, помощь во время экстренного торможения и электронный контроль устойчивости.

Данная система имеет ряд преимуществ:

  • возможность осуществить торможение не только на входе в поворот, но и на его дуге;
  • право осуществлять одновременно и торможение, и маневрирование;
  • мгновенная реакция на блокировку колес во время торможения;
  • освободит вас от сложных приемов торможения, эта система все сделает за вас.

Но, несмотря на столь явные достоинства, есть и свои минусы:

  • вы не знаете, где именно осуществится остановка, ведь за это отвечает система;
  • вначале возможна небольшая задержка, связанная с тестированием дорожного покрытия, но это может привести неопытного водителя в панику;
  • возникают некоторые трудности на неоднородном дорожном покрытии;
  • могут возникнуть проблемы с торможением на рыхлистой поверхности.

Как работает ABS (антиблокировочная система тормозов)?

Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

Будьте осторожны, закачивая тормозную жидкость, так как это сильнодействующее химическое соединение.

Сейчас можно прикрепить держатели тормозных трубок, установить опорный кронштейн, реле и монтажный блок. Электропроводка укладывается в кронштейн. Теперь вставьте монтажный блок в опорный кронштейн и закройте его крышку. Далее крепится аккумуляторная батарея. Ну, и напоследок необходимо подкачать тормозную систему. Для этого нужно нажать при неработающем движке на педаль тормоза, затем, доливая жидкость до необходимого уровня, прокачать систему до выведения воздуха. В целях безопасности используйте защитные очки. Устанавливается система ABS 8 минут, зато безопасность обеспечена на долгие годы.

Антиблокировочная система является неотъемлемой опцией любого современного автомобиля от эконом до премиум класса. Система АБС позволяет комфортно и безопасно управлять автомобилем на любом, даже самом сложном покрытии. В процессе эксплуатации автомобиля водитель может столкнуться с проблемой неработающей антиблокировочной системы (ABS) и, как следствие, неэффективностью торможения своей машины. В этом случае, возможно, потребуется замена датчика АБС. В зависимости от возраста и состояния автомобиля замена датчика АБС может стать довольно трудоёмким процессом.

Для начала необходимо изучить имеющуюся техническую документацию, касающуюся схемы работы АБС на конкретной модели автомобиля. На автомобилях ВАЗ система АБС состоит из следующих деталей:

  • Датчики включения АБС, 4 шт. (по одному на каждое колесо);
  • Гидравлический модулятор давления.


Кстати, обладая таким набором запчастей, можно установить антиблокировочную систему даже на те модели ВАЗ, на которых такая система отсутствует.

Установка АБС на ВАЗ – один из лучших способов улучшить управляемость и безопасность автомобиля. Рассмотрим процесс установки (понадобятся также новые суппорта, тормозные колодки и наружные ШРУСы, данные детали подойдут от Лада Приора).

Установка АБС

Для начала нужно поставить машину на домкрат и снять колесо. Далее открутить болты крепления суппорта соответствующим ключом. Отверткой отжать суппорт и снять его. Во избежание утечки тормозной жидкости необходимо пережать тормозной шланг. Далее отсоединяется штуцер суппорта и на его место устанавливается новый, с новыми тормозными колодками (выбирать их нужно внимательно – необходима модель, которая имеет посадочное место под датчик АБС). После этого устанавливается сам датчик АБС. Важно не перепутать датчики передних и задних колёс, они имеют конструктивные отличия.

Переходим к замене ШРУСа. Сначала нужно вывернуть колесо в ту сторону, с которой планируется замена детали. Контргайка откручивается (при сборке её необходимо заменить новой). Откручивается шаровая опора от поворотного кулака.

При помощи выколотки или специального съёмника шлиц ШРУСа выбивается из посадочного места и далее снимается с приводного вала. Устанавливая новый ШРУС, лучше поменять вместе с ним и пыльник. При этом необходимо обработать поверхность под пыльником литолом.

Приступая к установке гидравлического модулятора, нужно скинуть клемму «минус» с аккумулятора. Далее снять крышку модулятора, отключить электрические разъёмы. Аккуратно отсоединить тормозные трубки во избежание слива жидкости и, наконец, снять модулятор. К новому гидравлическому модулятору устанавливается новый блок управления АБС. После этого устанавливаются два дополнительных реле (места установки зависят от конкретной модели автомобиля). Соединяются тормозные трубки, провода электропроводки.

Установка АБС завершена! Перед эксплуатацией необходимо прокачать тормоза.

Замена датчика АБС

Практически во всех выпускаемых ныне автомобилях присутствует АБС, не раз доказавшая свою эффективную работу: при торможении, колёса немного прокручиваются, отсюда и высокая . В критических дорожных ситуациях это даёт водителю автомобиля с АБС дополнительный шанс для безопасного манёвра. Особенно без АБС не обойтись молодым водителям, чьи навыки ещё недостаточны, чтобы управлять автомобилем без дополнительных систем безопасности.

Схема работы АБС на автомобилях ВАЗ такова: импульсные сигналы с датчиков АБС поступают в блок управления АБС. Если одно колесо блокируется, гидромодулятор на основе команды блока управления, ограничивает давление в соответствующем канале.

Если существует возможность, то лучше всего установить машину на подъёмник или загнать на смотровую яму. При отсутствии таких условий можно обойтись подъёмом на домкрате.

Схема работ

Для начала необходимо снять колесо. Заранее озадачьтесь безопасностью проводимых операций. Автомобиль не должен скатываться и падать с домкрата во время ремонта! Колесо снято. Датчик располагается за тормозным суппортом. Заглянув за него, можно увидеть, ключи какого размера потребуются для снятия и замены датчика. Поскольку датчик располагается в довольно низкой точке автомобиля (ещё и постоянно контактирующей с грязью и водой), резьбовые соединения могут банально «закиснуть». В борьбе с этой неприятностью помогут различные средства вроде жидкости WD-40.

Можно пойти немного другим путём и снять суппорт с тормозным диском. Так тоже можно получить доступ к датчику.

Далее нужно подходящими по размеру плоскогубцами удерживать металлическую часть датчика АБС и, раскачивая маятниковыми движениями, потянуть его на себя. Будьте внимательны – соскользнувшие плоскогубцы способны повредить пластиковую защиту датчика (что чревато загрязнением последнего). Доставая деталь, можно пользоваться плоской отвёрткой (а лучше двумя). При образовании отверстия между корпусом датчика и суппортом отвёртку необходимо вставить в данное отверстие, и, поддевая деталь по кругу, пытаться достать её. Напарник может здорово помочь в этом процессе, если тоже будет действовать отвёрткой, но в противоположной стороне детали (так она выйдет быстрее и более равномерно). Если удалось извлечь деталь на 5 мм и более, то инструменты можно отложить в сторону, и попробовать вращательными или маятниковыми движениями достать датчик руками. Датчик АБС извлечён.


Как правило, подключение осуществляется через электронный блок управления АБС (располагается под капотом автомобиля). Установка нового датчика происходит в обратном порядке.

Проверка старого датчика

Возможно, установка нового датчика не потребуется вообще, т.к. старый мог просто загрязниться и по этой причине отказывать в работе. Чтобы исправить это, необходимо крайне аккуратно прочистить датчик, проверить его электрическое соединение с блоком (можно использовать отвёртку с электроиндикатором). Стоит отметить, что в подавляющем большинстве случаев чистки датчика вполне достаточно для решения проблемы отсутствующей АБС или раннего включения системы.

Однако, если же чистка не помогает либо датчик окончательно «умер», то потребуется его замена. При выборе датчика особое внимание обратите на модель детали. Помните, что датчики различаются не только на разных моделях, но ещё и по месту установки «перед-зад».

Для осуществления установки нового датчика может потребоваться дополнительный инструмент – плоскогубцы и кусок трубы (в качестве рычага). Опять же, необходимо проявить должную аккуратность, т. к. датчик АБС –довольно хрупкая система. Установив на положенное место датчик, нужно вкрутить болт крепления. Затем по месту закрепляется и подключается провод, идущий к блоку управления АБС.

Последние штрихи

На этом замена датчика АБС завершена. При должном качестве установки и соблюдении необходимых требований к деталям (в том числе, к их качеству – опасайтесь подделок), бортовой компьютер автомобиля не должен выводить на экран никаких сведений о сбое в работе АБС. До установки колеса стоит включить зажигание и проверить борткомпьютер на предмет подобных ошибок. И только убедившись в отсутствии ошибок, можно устанавливать колесо на место.

ABS – антиблокировочная система колес, которая позволяет управлять автомобилем при резком торможении даже на скользкой дороге. Она состоит из трех компонентов: датчиков на колесах, которые фиксируют скорость, электронного блока, который обрабатывает информацию, а также модулятора, меняющего давление в тормозной системе, что не дает колесам пойти юзом.

Ставим ABS систему на авто сами

Установите гидравлический модулятор и блок электронного управления ABS. Поставьте ABS на гидромодулятор. Сначала положите уплотнительный элемент, поставьте систему и затяните болты, которыми блок управления будет крепиться к гидромодулятору. Следите за тем, чтобы блок электронного управления не деформировался при установке. Затем подсоедините электропроводку.

Поставьте модулятор с ABS на опорный кронштейн и установите их в отсек двигателя. В верхней части модулятора имеется специальный разъем, имеющий множество контактов – подсоедините его.

Подсоедините тормозные трубки к главному тормозному цилиндру и модулятору. Возьмите накидной ключ с разрезной головкой. Так вы предотвратите скругление шлицов гаек.

Наденьте крышку резервуара главного тормозного цилиндра, предварительно закачав туда жидкость. Обратите внимание, что тормозная жидкость является очень сильным химическим соединением, которое при попадании на лакокрасочные поверхности разъедает их. Затем прикрепите держатель тормозных трубок. Установите опорный кронштейн и реле, его монтажный блок, накинув на него три крепежные гайки. Уложите в кронштейн жгуты электропроводки. Закрепите крышку монтажного блока, вставив его в опорный кронштейн.

Подсоедините оба многоконтактных разъема к кронштейну монтажного блока реле. Прикрепите аккумуляторную батарею. Обратите внимание, что модулятор в процессе его установки переворачивать не рекомендуется, т.к. возможна большая потеря жидкости.

Прокачайте тормозную систему. Проведите прокачку в защитных очках. Сначала нажмите на ножной тормоз при неработающем двигателе. Затем, доливая тормозную жидкость до нужного уровня, прокачайте до полного выведения воздуха из системы.

Встройте колесные датчики в виде катушек с магнитными сердечниками в ступицы колес. Теперь вы знаете как поставить ABS самостоятельно на автомобиль. Но лучше обратитесь в специализированное СТО.


Hyundai Sonata 6 обзор и цена авто