Методическая разработка на тему "сквернословие как форма проявления неблагополучия в семье и способы решения проблемы сквернословия". Сквернословие разрушает жизнь Стоит ли применять

С каждым днем люди все больше употребляют в своей речи матерные слова, тем самым не замечая, как сквернословие превращается в привычку. Если говорить о том, что значит сквернословить, то это не просто употреблять нецензурные слова. Зачастую употребление матерных слов связано с проблемами психологического характера, эмоциональным напряжением, усталостью, но сквернословие никак не решит проблему.. Когда возникает раздражение при трудностях на работе или дома - на почве стрессовых ситуаций нервная система постоянно взвинчена. Таким образом, негативная энергетика пытается отыскать выход и находит его в словесной форме. Сквернословие в нашей жизни дает возможность неким образом выразить негативные эмоции, которые накапливаются с каждым днем.

Люди признаются, что выражаются нецензурной речью во избежание рукоприкладства.

Кому-то матерные слова помогают справиться с депрессией. Чтобы понять, как перестать сквернословить, необходимо подойти к делу со всей серьезностью, провести самоанализ и найти, чем заменить эту привычку. Избавившись от такого греха, как сквернословие, негативную энергию можно направить в иное русло. “Выпустить пар” помогут занятия спортом, новое хобби, активный отдых и пр.

Почему нельзя сквернословить?

Бранные слова это, как минимум, неэтично. К тому же, мат является выражением презрения к мнению окружающих.

Известно, что ругань применяют для того чтобы выразить свои эмоции, и нередко для связки слов. Относительно второго варианта матерная ругань никак не связана с тем, что говорит человек.

При небольшом словарном запасе, могут появиться такие слова в речи, как «конечно», «ну», а невоспитанный человек дополнит это все сквернословием. Люди очень быстро привыкают к «плохим» словам, от которых, порой, очень тяжело избавиться.

Если человек не может обойтись без мата, то это говорит о том, что у него есть какие-то комплексы, которые не позволяют ему правильно и грамотно выразить свои мысли. А некоторые люди умеют сквернословить так виртуозно, будто этим искусством человек занимался долгие годы.

Людям, у которых есть маленькие дети, нужно обращать особое внимание на свою речь, поскольку малыши довольно легко запоминают каждое слово, произнесенное родителями.

О вреде сквернословия

Многие люди осознают, что сквернословие является показателем неуверенности в себе, если сказать проще, то это неприкрытое хамство. Интересно то, что матерные слова всегда считались проявлением духовной болезни. И на сегодняшний день не теряют своей актуальности слова Сократа о том, что нравственные качества человека можно узнать по его речи.

Если глубоко заглянуть в историю сквернословия, то можно узнать, что мат имеет русские корни. В древней Руси его использовали для заклинаний. Таким образом можно было вступить в связь с нечистой силой для того чтобы договорить о не причинении зла. Матерные слова являются явным проявлением зла, которое есть в человеке. Для того чтобы защитить народ от употребления мата необходимо решительно отказаться от сквернословия и употреблять человеческие слова.

Как бороться со сквернословием?

  1. Завести словарь с хорошими словами – он позволит обогатить лексикон правильной речью, тем самым позволит научиться правильно, выражать свои мысли и эмоции.
  2. Попросить знакомых не выражаться бранными словами. Если же кто-то не захочет этого сделать, то лучше прекратить с этим человеком общение.
  3. Не посещать места, в которых часто употребляются матерные слова.
  4. Завести новые знакомства, особенно с людьми, которые не употребляют в своей речи скверные слова.

“Речь - это показатель ума”.
Сенека.

Цель : повышение педагогического мастерства классных руководителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи :

  • обсудить результаты анкетирования обучающихся по проблеме сквернословия;
  • разработать возможные способы решения проблемы сквернословия среди обучающихся.

Форма проведения: круглый стол.

Участники : классные руководители 1-11 классов, медицинский работник, школьный психолог, преподаватель биологии, председатель Совета профилактики, председатель Управляющего совета школы, священник Православной церкви.

Оборудование : компьютер, проектор.

Актуальность

Одним из частых и неприятных нарушений поведения детей и подростков является активное использование молодежью непристойной брани, разрушающей сердце и душу. Очень часто именно сквернословие является причиной других, более серьёзных, правонарушений и преступлений. Необходимо понять, почему люди используют в своей речи матерные слова, как сквернословие влияет на здоровье человека, каковы пути преодоления этой вредной привычки. Поэтому целесообразно вопросы профилактики сквернословия обсуждать со специалистами в области духовного воспитания, педагогики и медицины.

План проведения заседания.

  1. Обсуждение результатов анкетирования.
  2. Из истории сквернословия.
  3. Как Православная церковь относится к сквернословию.
  4. Медицинские проблемы сквернословия.
  5. Психологические аспекты сквернословия.
  6. Способы решения проблемы сквернословия среди обучающихся.

Ход заседания

Руководитель МО

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика “телесного низа”. В словаре В. Даля сказано: “Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.

Проблему употребления ненормативной лексики очень хорошо это отразил наш земляк, поэт Э. А. Асадов в своих стихах:

Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить,
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить!
А поэтому скажем себе сурово:
“Чтобы не было в жизни ненужных бед,
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!”

По информации Фонда “Общественное Мнение” сегодня около 70 % жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29 % населения ее никогда не употребляют. При этом 64 % считают, что употребление мата в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах.

Результаты анкетирования на тему: “Твоё отношение к сквернословию” обучающихся показывают актуальность проблемы сквернословия в нашей школе.

Было опрошено 100 учащихся 4-11- классов.

На вопрос, что такое сквернословие, ученики ответили следующее:

  • некультурные слова, маты, ругательства, оскорбления – 54%;
  • не знаю – 13%;
  • неумение выражать свои мысли культурным языком –16 %;
  • пошлость, порок, грех - 10%;
  • исконно-русский язык – 6%.
  • жаргонизмы – 1%;

Скверные слова употребляют 75% опрошенных, не используют в речи -21% , ответили “не знаю” - 4% .

Причины употребления в речи скверных слов:

  • выражаю свою злость – 33%;
  • не знаю – 22%;
  • все так выражаются, в том числе и мои родители – 11%;
  • случайно – 10%;
  • модно – 9%;
  • просто так – 5%;
  • легче выразить свои эмоции- 4%;
  • проще общаться – 2%;
  • хочу – 2%;
  • привычка – 1%.

Причины неупотребления в речи скверных слов:

  • не нравится – 86%; не хочу –7%; не знаю – 6%.
  • 43,4% опрашиваемым известно, что сквернословие вредно для организма, а 56,6% не знают об этом.

А на вопрос “Если бы ты знал(а), что сквернословие вредно для организма, стал(а) бы ты употреблять скверные слова?” обучающиеся ответили так:

  • Нет – 56%;
  • Да – 34%;
  • Не думал об этом – 10%.

Таким образом, сквернословят от неумения цивилизованно выражать свои эмоции, по примеру других, в том числе родителей, от бессилия, безвыходного положения, слабости. Поэтому, нам необходимо найти способы решения проблемы сквернословия среди обучающихся.

Из истории сквернословия. Выступление преподавателя истории. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Можно сделать вывод, что употребление матерных слов осуждалось нашими предками.

Как Православная церковь относится к сквернословию. Выступление священника. Сквернословие - грех языка - один из самых труднопреодолимых, и потому так часто появляется соблазн посчитать их незначительными, как-то оправдать, “не заметить”. К сквернословию, особенно в последнее время, так привыкли, что многие его действительно не замечают и удивляются, что слова эти все еще являются нецензурными. Слово... Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, поищи эти звуковые волны. Слово... Почти нематериальное явление. Кажется, и говорить-то не о чём. Но слово - то, что уподобляет человека его Создателю. Самого Спасителя мы называем Божественным Словом. Творческим словом Господь создал из небытия наш прекрасный мир, “космос”, как называли его греки. Это значит “красота”. Но и человеческое слово обладает творческой силой и воздействует на окружающую нас действительность. Слова, которые мы произносим и слышим, формируют наше сознание, нашу личность. А наши сознательные действия оказывают влияние на ту среду, в которой мы живем. Наше слово может содействовать Божьему замыслу о мире и о человеке, а может и противоречить ему. Незавидна судьба сквернослова, и Церковь предупреждает, что “злоречивые... Царства Божия не наследуют” (1 Кор. 6, 10). “...От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься”, - говорит Спаситель (Мф. 12, 37). Церковь всегда призывала своих чад быть внимательными к словам и особенно предостерегала от греха сквернословия.

Медицинские проблемы сквернословия. Выступление медработника.

К поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина “о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов” проверяли несколько НИИ - столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!

Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы “корёжатся” и “гнутся”, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

Психологические аспекты сквернословия . Выступление школьного психолога.

Люди чаще матерятся, когда у них обостряется потребность в защите, в самоутверждении. Это не от бескультурья и не от избытка сил. Наоборот, это неуверенность в себе, это состояние, в котором человек особенно жадно прибегает к внешним атрибутам своей значимости. Чем больше люди перепуганы, тем больше они матерятся!

Иногда матерятся вроде бы безо всякой видимой причины. В таких случаях причиной является другой страх, действительно невидимый и не сознаваемый самими “матерщинниками”, но сильный: это страх собственной несамодостаточности, безотчётный страх того, что “я плохой”, и что меня за это ждёт наказание.

Какое впечатление на нас производит брань? Прежде всего, впечатление повышенной агрессивности. От матерщины до удара гораздо меньше дистанция. И поэтому перепуганные люди энергично матерятся. Мол, не тронь, а то вот-вот ударю. И поэтому для детей, которые чувствуют себя незащищенными, подлежащими заслуженно плохому обращению с собой, это такой заманчивый щит.

Второй причиной сквернословия – педагогической, является неправильное семейное воспитание. Не секрет, что дети во всем подражают своим родителям и если родители сквернословят, то и дети приобретают эту вредную привычку, от которой очень трудно избавиться. Бывает, в семье употребляют нецензурные выражения в разговоре повсеместно, а не только в качестве ругательств, так сквернословие становится нормой жизни! Случается, что взрослые сами обучают детей нецензурным выражениям, умиляясь, когда с губ младенца срываются скверные словечки. Если сквернословие впитывается в ребенка с “молоком матери”, требуется сильная воля и высокий самоконтроль поведения, что бы справиться с этой вредной привычкой.

Как борется Закон с ненормативной лексикой. Выступление председателя Управляющего Совета школы.

Государство пытается помочь населению своими методами. Возможно, вы не знали, что нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность.

Ст. 130 "Оскорбление" УК РФ гласит:

"1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

Ст. 20, ч. 1 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Разработка памятки “Как избавиться от сквернословия”

  1. Не говорить плохих слов самому.
  2. Не копировать других, не говорить, как все, сохранять самобытность и помнить: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”.
  3. Тренировать себя говорить вежливо и красиво.
  4. Использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей).
  5. Снимайте стрессы занятиями спортом, музыкой, рисованием, коллекционированием, добрыми делами.
  6. У того, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.
  7. Доброе слово преображает и говорящего, и слушающего, созидает жизнь, а не разрушает ее. По слову преподобного Макария Великого: “Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми”.

Резолюция:

  1. Психологу школы совместно с классными руководителями разработать систему занятий, тренингов, способствующих преодолению причин употребления ненормативной лексики;
  2. Классным руководителям включить в планы ВР занятия по культуре речи, тренинги с группой обучающихся, использующих ненормативную лексику;
  3. Провести общешкольное родительское по теме “Пути преодоления проблемы сквернословия”
  4. Распространить памятки “Как избавиться от сквернословия” среди обучающихся и родителей.

Используемая литература

  1. В.К. Харченко “Поведение: от реального к идеальному” Изд.3, Белгород, 2008
  2. В.К. Харченко “О языке, достойном человека” М., 2009
  3. Эмото Масару. “Любовь и вода” – М.: София, 2008.
  4. Вачаева В.Б. Добрые дела – добрые слова

Интернет-ресурсы

  1. http://www.realisti.ru/main/mat/pochemu_lyudi_myateryatsya_mat_sledstvie_neuverennosti_v_sebe.htm#ixzz2n5GSB9t9
  2. Read more: http://www.realisti.ru/main/mat?id=191#ixzz2n5BUjQPF
  3. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=20

Восходящая зеленокожая звезда Гримгор Айронхайд еще не отправился в тур по городам и весям, людской император Карл Франц контролирует ровно один город, а в главной дварфийской твердыне Караз-а-Караке не построены и самые завалящие инженерные мастерские. Да что там - даже Хаос пока не терзает границы Кислева бесчисленными ордами мутировавших варваров.

До начала привычного «Вархаммера» нужно прожить ходов сто; тогда будет и бескомпромиссная борьба с хаоситской скверной, и сражения гигантских армий, и фирменный грифон для Карла Франца, и Гал-Мараз для него же. В начале же кампании император бродит пешком, пользуется стандартной экипировкой, и, как уже говорилось, контролирует только один город. Поэтому дела у него будут не столько вархаммерские, сколько тоталворовские: захватить «повстанческие» провинции, отстроить их, выбрать соседа послабее да пожирнее, повторить процесс с ним.

Артефактный «вархаммер» (боевой молот), от которого берет название весь сеттинг

Соседей можно не только завоевывать, но и убеждать присоединиться мирным образом. Особенно убедителен аргумент, что при необходимости соседа можно завоевать за день

Война - дело призывных

Зеленокожие торговать не могут в принципе - но это даже плюс, поскольку добытые ими алмазы автоматически приносят доход в казну, в то время как остальным расам еще нужно искать покупателей.

А вот что в Warhammer и впрямь появилось впервые, так это географическое разделение народов: дварфы и орки могут селиться исключительно в горах и на выжженных солнцем южных Пустошах, в то время как для проживания людей и вампиров подходят только плодородные равнины средней полосы. Шутка в том, что равнины разрезает горный хребет, а Пустоши омываются океаном, к которому у людей есть свободный доступ. Поэтому здесь нет такого понятия, как «надежный тыл», зато есть стимул завести себе надежного горного/равнинного партнера и помогать ему по мере сил.

Учить рулбуки

Однако главное в Total War - не экономика и не глобальная карта, а тактические реалтаймовые битвы, и вот здесь разница между расами чувствуется на все сто процентов. Например, при игре за дварфов нет ничего важнее, чем держать строй: с дисциплиной и моралью у бородачей полный порядок, их стрелки - лучшие в мире, а огнеметы способы обратить в бегство любой отряд - но лишь в том случае, если их самих не сожрут внезапной атакой со спины. А их заклятые зеленокожие враги - специалисты именно по этой части: если рядовые орки ломятся в лобовую атаку - это, скорее всего отвлекающий маневр; настоящая опасность исходит от всадников на кабанах, которые уже обходят строй с флангов. Или от найтгоблинов, ползущих по кустам, чтобы в решающий момент выпустить печально известных фанатиков с металлическими шарами на цепях.

Хаоситам живется легче, чем вампирам: даже если в провинции нет хаоситской скверны, юниты на марше они не теряют

Империи, как полагается, доступно всего понемногу: мечники, копейщики, тяжелая и легкая кавалерия, стрелки и мортиры - ничего выдающегося, зато позволяет делать крайне гибкую и многозадачную армию. А вот их конкуренты по жилплощади, вампиры, - напротив, личности очень своеобразные: им вообще не доступны стрелковые юниты. Поэтому перед основной армией приходится посылать волну самых дешевых зомби - чтобы было кому ловить вражеские стрелы. Можно, конечно, попробовать бороться со стрелками магией, но для этого колдуну придется сунуться вперед, аккурат под эти самые стрелы, что чревато сокрушительным поражением: у нежити действует правило, что если лидера армии убивают, все его подопечные очень быстро развалятся самостоятельно.

По ходу кампании в закромах родины скапливаются настоящие залежи артефактов, которые можно навесить на любого героя

Да, босс

Другое заметное отступление Warhammer от правил серии - здесь сделан сильный акцент на героев. Прокачавшись в нужном направлении, любой генерал может без посторонней помощи раскидать отряд рядовых мечников или выйти один на один с каким-нибудь чудищем-переростком (которые настолько круты, что каждый из них считается за отдельный отряд). Да и «спецагенты», которые в прошлых частях Total War лишь «пристегивались» к армии и давали пассивные бонусы, здесь появляются на поле боя и вносят свою лепту в ход сражения: из одних получаются хорошие охотники на вражеских генералов, из других - неплохие бойцы поддержки. Но особенно свирепствуют маги: при удачном стечении обстоятельств брайтмаг может в одиночку выкосить три-четыре отряда. Однако сломать баланс, набрав армию исключительно из колдунов, не получится: запас маны, отпущенный на бой, строго ограничен, причем он общий для всех волшебников одной стороны.

С искусственным интеллектом Creative Assembly явно поработала: он умеет занимать господствующую высоту, заходить во фланг, даже магию кидает более-менее осмысленно. Но иногда его все равно клинит: если AI решит, что отлично окопался против основных сил игрока - он ничего не предпримет, даже если его фланг утюжит маг. И с приоритетами у него проблемы: если построить отряд смертников в шеренгу перед своими позициями, вражеская артиллерия радостно потратит на него весь боезапас, хотя стоило ей проехать пару шагов, и она смогла бы вести огонь по гораздо более привлекательным целям. Кроме того, AI часто бросает свои артбатареи на произвол судьбы, что позволяет не заморачиваться контрбатарейной борьбой, а просто послать к ним отряд конницы.

И все-таки AI оказывает достаточно серьезное сопротивление, чтобы в Total War: Warhammer было интересно сражаться, а ход глобальной кампании подобран так, чтобы игроку не приходилось слишком долго воевать с одной расой. Даже поначалу, когда приходится в основном бодаться с представителями своей фракции (объединяя Империю от лица Карла Франца, собирая разрозненные племена зеленокожих под знамена Гримгора и т.д.), игра подбрасывает каких-нибудь рейдеров-хаоситов из Норска; а уж ближе к середине игры войнушка «все против всех» на пять сторон - вполне представимый расклад. В результате TW:WH никогда не скатывается в рутину, его интересно проходить от начала и до конца. А благодаря непохожести фракций - и перепроходить. Как минимум пять раз.

О том, что такое сквернословие, лучше всего могут рассказать филологи. Впрочем, тема актуальна и во многих религиозных учениях, постулаты которых запрещают использовать нецензурные, неэтичные выражения. В общем случае под сквернословием принято понимать такую личностную особенность, которая выражается в наполнении своей речи неприличными, ругательными, непристойными фразами.

Забавные легенды

О том, как сильно влияет сквернословие в нашей жизни на повседневность, может рассказать такой вот исторический анекдот: при Ватерлоо в битве англичане окружили бравых французов. Английский герцог, впечатленный смелостью противника, решил отпустить их - ведь убивать столь славных мужчин казалось настоящим позором. Впрочем, на фразу англичанина «Можете идти» противник откликнулся довольно нецензурно. Конечно, это разозлило победителя, за чем последовал приказ дать залп из пушек.

Стоит ли применять?

Эта история наглядно показывает, что такое сквернословие: выраженное вербально желание унизить противника, оппонента. Иногда такой метод выражения мыслей становится единственным способом человека защитить себя, отстоять свою точку зрению - особенно если все логичные аргументы подошли к концу. Как говорят филологи, у многих наших соотечественников применение таких терминов вошло в обиход - люди даже не замечают, как часто используют нецензурные выражения.

Откуда пошло слово?

О том, что такое сквернословие, можно понять, если внимательнее присмотреться к нему. Корнем выступает «скверна». В настоящее время само по себе это слово практически не употребляется, для широких кругов оно кажется устаревшим, связанным более с религиозной сферой жизни, нежели светской. А вот в прежние времена им обозначали, как подтверждает составленный Далем словарь, что-то гнусное и противное, мерзкое и отвратительное как с духовной точки зрения, так и с плотской, материальной. Скверной можно было назвать гниль, вонь, противное с точки зрения религии, эстетики, моральных норм, правил нравственного поведения.

Так сложилось, что преимущественно используемая в ругательских целях терминология связана с наименованиями интимного взаимодействия людей, половых органов, испражнений, обусловленных особенностями физиологических процессов нашего организма. В английском языке для этого есть специальное понятие «грязная дюжина».

Возвращаясь к истокам

Чтобы лучше понять, что такое сквернословие, можно изучить исторические особенности развития русского языка. Известно, что такие методы выражения своих мыслей бытовали и в старое время, до прихода христианства. Предки считали, что это поможет оградить себя от демонов, духов, злых сил потустороннего мира. Это сохранилось и до наших дней в присказках, например: «матюгов и черт испугается». Фактически, непристойные слова, словосочетания использовались в качестве оберега.

Русское сквернословие имеет довольно интересную историю и обряды, традиции. Например, в древности мужчины, стремясь отогнать нечистую силу от своего дома, не только использовали соответствующие выражения, но и демонстрировали половые органы, считая, что это может напугать демонов, духов. В некоторой степени это был диалог с потусторонним миром, и для него применяли те средства, которые, как казалось, будут иметь достаточную силу, чтобы помочь пересечь границу материального мира и иного, загадочного, мистического.

Вчера, сегодня, завтра

В настоящее время применяется термин «инфернальная лексика». Именно им обозначают выражения, слова, а также поведение, связанное с попытками взаимодействия с потусторонними сущностями. Наименование идет от латинского слова «преисподняя». Впрочем, беседы о сквернословии в наши дни стали исключительно актуальными, так как эмоционально нагруженные фразы многими используются вовсе без всякой идеи и цели, а просто по привычке. Преимущественно, это характерно среде невежественных людей с низким уровнем образования. Считается, что упоминание человеческих половых органов унижает собеседника, оскорбляет его, а со стороны говорящего демонстрирует отсутствие страха и агрессивную позицию. В некоторой степени, это еще и попытка показать себя раскованной персоной, для которой не играют никакой роли признанные в обществе нормативы поведения.

Основная причина сквернословия - попытка доказать себе и окружающим свое высокое положение. Человек словно бы демонстрирует другим, что он сильнее и выше, поэтому может позволить себе оскорбительное обращение. Тот, кто не чувствует в себе такой уверенности, обругать собеседника, конечно, не решится. Если человек находится под влиянием сильного эмоционального напряжения, резкие слова могут выступать как средство энергетической разрядки, попытка расслабиться. Чем эмоциональнее речь, тем проще выразить через нее внутреннюю экспрессию. Впрочем, психологи обращают внимание, что такой путь приводит к своеобразной зависимости - раз привыкнув выражать свои эмоции этим путем, в будущем человеку уже сложно переключить на формы речи, не оскорбляющие собеседников.

Смириться или нет?

Впервые официальная борьба со сквернословием в нашей державе началась по инициативе царя Алексея Михайловича, в 1648 издавшего тематический указ. Из него следовало, что на свадебных торжествах, при отправлении обрядов нельзя прибегать к нецензурным выражениям. В частности, запрет вводился на «срамные слова» и «бесовские песни». Распространялось это ограничение и на период святок. Нельзя было и «лаяться», используя нецензурные выражения. В равной степени запрет распространялся и на мужчин, и на женщин.

Началась официальная борьба со сквернословием, в которой окончательно сформировалась церковная позиция: употребление бранных слов оскорбляет Божью Матерь. Кроме того, при определенном восприятии получалось, что человек оскорбляет свою собственную родную мать. В более широком понимании матерью считается вся земля. Используя бранные реплики, человек выражал свое неуважение и к ней. Кстати говоря, бытовало мнение, что бранные речи могут спровоцировать заболевания, эпидемии, разнообразные несчастья и даже катастрофы стихийного характера. Пойманные за нарушением царского указа подвергались телесным наказаниям прямо на улице: провинившихся пороли розгами.

Зачем это нужно?

Причины и последствия сквернословия в нашей жизни уже не раз становились объектом внимания филологов, психологов. Принято говорить, что при постоянном употребление оно превращается в качество личности. Когда ситуация доходит до такой стадии, психологи говорят о бескультурье в патологической форме. Вырабатывается привычка, при этом люди даже не обращают внимание на то, как строят из бранных кирпичиков сложную речь, причем матерные слова постепенно начинают доминировать над литературными. Автоматическое применение полностью ускользает от внимания самого человека.

Чей удел?

Как видно из истории сквернословия, и в прежние времена люди сталкивались с подобными изменениями в поведении людей. Отмечается, что чаще к бранным репликам прибегают люди со слабым, небольшим словарным запасом - время, которое уходит на проговаривание дополнительных, не несущих смысловой нагрузки слов, дает человеку больше пространства подумать над осмысленной частью. В то же время речевой балласт (по оценке хорошо развитого, с точки зрения культурных норм, человека) для склонного к использованию нецензурных фраз становится настоящим спасательным кругом, иначе постоянные запинки, паузы в речи могли бы выставить его на посмешище. Усложнение речевых конструкций, достигаемое применением бранных реплик, создает видимость сложной фразы, что позволяет повысить самооценку и самоутвердиться в глазах общества.

Современные традиции

Так сложилось, что в нашей стране с самого детства детишек учат: произносить бранные слова - это плохо. Но нечасто родители, воспитатели задумываются над тем, что важно не только дать установку на то, что это плохо, но и внятно объяснить, почему это так. Психологи говорят, что сквернословие для многих - попытка справиться с собственным стыдом, совестью. Раз победив себя, человек получает возможность и дальше творить, что хочется - постепенно это переходит в привычку.

В Америке был изобретен один удивительный и действенный способ, как избавиться от сквернословия. Когда ребенок приходит домой и спрашивает у родителей значение бранного слова, его не ругают за такой вопрос, но доходчиво объясняют, что оно означает буквально, каково переносное значение этого термина. После этого ребенка отправляют вымыть рот с мылом. Это призвано закрепить в создании маленького человечка, что использование подобной лексики делает грязными сознание, тело, слух, рот, который выговаривает звуки. Проводившие на эту тему исследования психологи отмечают: метод действительно работает.

Стереотипы и ругательства

В нашей стране принято думать, что именно русские положили начало сквернословию, только в нашей стране столь богат матерный язык. На самом деле, филологи давно установили, что это - всего лишь стереотип. Более того, к числу самых богатых на бранные выражения языков наш не принадлежит. В разных державах бытуют самые разные традиции, что очень наглядно показано в небезызвестном рассказе «Сон в летнюю ночь» за авторством Ю. Рытхэу.

Всякий народ в своем языке воспринимает бранью то, что унижает священные для этих людей понятия, традиции местности. Так, греки в своих бранных словах чаще всего будут делать отсылки к половым актам с божественными персонами, а вот арабы, проживающие в Египте, будут указывать на нетрадиционную ориентацию собеседника.

Пытаясь обидеть соперника, мусульманин назовет его собакой, болгарин - уродом. Кстати говоря, за это можно даже подать на человека суд. А вот в одном из африканских племен самое страшное оскорбление - предложение питаться овощами, так как это считается самым унизительным из возможных действий. Подобная брань может стать причиной безбрачия, если обруганный не нашел, что ответить! Действительно, последствия сквернословия в разных традициях, у разных народов самые разные.

Пойманы за делом!

Несмотря на бытующее мнение, будто бы нецензурные выражения - удел простого люда, из истории известно немало примеров, когда подобные оплошности в своей речи допускали известные люди. Например, гневаясь на себя, Гитлер не раз применял к себе же самые нелестные эпитеты немецкого языка.

Известна история о том, как однажды очень неудачно дал волю своему языку принц Чарльз, во время выступления перед школьниками уронивший лист с записанной на нем речью. Выразился он при этом крайне неэтично. Особенную пикантность ситуации добавляет тот факт, что на листке была (как убеждают представители СМИ) записана речь, посвященная как раз неприемлемости сквернословия в повседневности.

Известны из истории случаи, когда позволяли себе «крепкое словцо» Труман, Никсон, Горбачев, Черномырдин. Даже в мемуарах Плисецкой можно встретить подобные казусы, как и в ставших крылатыми фразах Окуджавы.

Актуальность проблемы

Как отмечают многие филологи, могучим русский язык делает вовсе не разнообразие матерных слов, а возможность выразить сколь угодно сложную мысль без применения нецензурных терминов. Более того, в определенных кругах считается гораздо более эффективным способом оскорбить собеседника, тонко играя терминами языка, интонациями, возможностями иронии и сарказма. Такая реплика задевает гораздо сильнее, нежели прямо, в сердцах высказанное, устоявшееся неприличное выражение. Но, как видно из повседневности, именно к штампованным фразам предпочитают прибегать наши соотечественники, желающие выразить экспрессию в речи.

В последнее время мат в разных формах получил широкое распространение среди всех возрастов, социальных слоев. Даже в книгах, с экранов кинотеатров и телевизоров можно слышать нецензурные фразы. Все это влияет на общественность, понижая уровень культуры. Люди привыкают к тому, что именно такой способ выражения своих мыслей - норма. Безусловно, с этим нужно бороться, поднимая общий культурный уровень социума.