Конструкция страховочных тросов прицепа легкового автомобиля. Уход и эксплуатация прицепа: что делать, чтобы прицеп служил долго

Для того чтобы автомобиль и прицепное устройство служило вам долго и надежно, необходимо придерживаться некоторых довольно простых правил. Во-первых, необходимо стараться соблюдать скоростной режим. Маневренность автомобиля с прицепом на дороге уменьшается. Поэтому на магистральных дорогах скорость автомобиля с прицепом огранивают до 90 км/ч, а для трасс общего назначения - она не должна превышать 70 км/ч.

Опытные водители знают, что управление автоприцепом в гололед проблематично, так как заносит. Выходом является избегание резких торможений (по возможности конечно). Но если автотранспорт все же занесло, следует прекратить торможение, и плавно увеличить скорость.

Во-вторых, у прицепного устройства должны быть страхующие и запирающие элементы. Перед началом движения автомобиля, оборудование необходимо проверить, чтобы не провисал страховочный трос. Перед покупкой прицепа для своего авто, поинтересуйтесь о способе присоединения страховочных цепей к фаркопу. Единого способа крепления страховочных цепей нет. Если не удалось подобрать подходящий фаркоп, можно сваркой приварить дополнительное крепление.

Однако не всегда у водителя есть возможность усовершенствовать заводской фаркоп, а закрепить страховочные цепи все же так-то нужно. Поэтому, возможно применение болтового соединения с гайкой и получившуюся петлю накидывают на шар фаркопа. Такое соединение не надежно, но это уже хотя бы что-то.

В-третьих, количество топлива автомобиля с прицепом в разы увеличивается. Для каждого автомобиля величина расхода своя, но в среднем на 50-60% выше. Однако, эта цифра может быть уменьшена, если водитель проявит мастерство вождения.

В-четвертых, перед тем, как присоединять легковой прицеп, следует нанести на шар фаркопа смазку для шарниров. Наличие этой смазки защищает сцепной механизм от износа. Некоторые прицепы имеют шкалу износа. Но даже если такой шкалы нет, в инструкции к прицепу указывают контрольный размер замка, который необходимо периодически проверить.

Если механизм замка изношен и не соответствует требованиям, указанным в инструкции, то это может привести к люфту или самопроизвольному отсоединению прицепа. В некоторых замках можно регулировать натяжение пружины, так называемого «сухаря». В отдельных случаях под пружины подкладывают дистанционную шайбу. Но рано или поздно, такие замки все же изнашиваются и требуют замены. При износе шара фаркопа, заменить его отдельно от всего спецного устройства невозможно, поэтому требуется замена фаркопа целиком. Заменить фаркоп довольно неудобно, но ваша безопасность превыше всего.

Если вы путешествуете на авто без прицепа, но с установленным на нем фаркопом, то нужно закрыть фаркоп специальным колпачком. Выполнить такой колпачок вы можете из резиновой игрушки или мячика. Тем самым вы обезопасите шар от коррозии, и себя от смазки, о которую можно испачкаться при извлечении из багажника своих вещей.

В-пятых, перед началом движения автомобиля и прицепа, очень важно проверить работоспособность тормозной системы, а также натяжение всех элементов.

В-шестых, изучите правила перевозки, фиксация груза на вашем прицепе. Соблюдайте рекомендации по габаритам и нагруженной массе, соответствующие характеристикам прицепа. Водитель обязан контролировать размещение и крепление груза во избежание его падения. Груз равномерно распределяют по центру тяжести и фиксируют ремнями с натяжными устройствами.

Перед погрузкой прицеп ставят на стояночный тормоз (если такой имеется). Затем опускают опорную ногу позади оси, во избежание опрокидывания прицепа, и устанавливают противооткатный каблук. Придерживаясь этих правил, вы сможете значительно продлить срок службы своего прицепного устройства.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Документы на прицеп

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом. (о случаях, когда ОСАГО на прицеп требуется, читайте в нашей статье «Страховка на прицеп» — Купи прицеп)

Разрешенная скорость движения с прицепом

10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:

другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;

Фонари и катафоты автоприцепа

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.

Правила перевозки грузов на прицепе

23. Перевозка грузов

23.1. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

23.2. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:

  • не ограничивает водителю обзор;
  • не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
  • не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
  • не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.

23.4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.

23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Штраф: Статья КОАП 12.21. "Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки
1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей«.

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей.
5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.
5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
Информация об изменениях:
5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Штраф: Статья КОАП 12.5. « Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак „Инвалид“
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей .

2. Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) — влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей ».

Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»:

«145. В случае выявления транспортного средства, эксплуатирующегося при наличии неисправности или условия, включенных в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств <1>, либо неисправности, предусмотренной правилами технической эксплуатации (для троллейбусов и трамваев), за исключением указанных в частях 2 — 6 статьи 12.5 Кодекса, сотрудником при возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.5 Кодекса, предлагается водителю прекратить движение до устранения соответствующих неисправностей или условий , учитывая при этом, что назначение административного наказания не освобождает водителя от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения»


« 146. Основаниями для задержания транспортного средства являются:
... частью 2 статьи 12.5 (управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда)), частью 1 статьи 12.7 (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды)) »

Как и любое дело, использование автомобильных прицепов скрывает в себе некоторые простые, но полезные мелочи, про которые неизвестно большинству людей. А о них полезно помнить, если вы не хотите, чтобы в ходе эксплуатации прицепа возникали лишние сложности.

Во-первых, если вам нужно подсоединить легковой прицеп к автомобилю, на фаркоп последнего будет полезно нанести смазку. Чаще всего в таком случае профессионалы используют смазку ШРУС (для шарниров равных угловых скоростей), так как в её состав входит дисульфид молибдена. Если у вас под рукой нет молибденовой смазки, можно использовать более простую - консистентную, к примеру, Литолом.

Но даже в случае, если сцепной шар покрыт слоем краски, это не способно полностью предотвратить его изнашивание, как и изнашивание сцепляющих приборов легкового прицепа. Неслучайно некоторые модели автомобильных прицепов имеют специально нанесенную шкалу, по которой можно узнать о степени износа механизма. Если такая шкала не нанесена, то следует изучить инструкцию. В ней обязательно должны быть указаны контрольные замеры замка, которые регулярно следует проверять. В случаях, когда механизм оказывается сильно изношенным, так что он не может отвечать требованиям инструкции, высока опасность сильного люфта и даже самопроизвольного отцепления. Впрочем, некоторые замки предусматривают подобную опасность. Именно поэтому у них есть возможность регулировки - под «сухарь» можно подкладывать дистанционные шайбы или же просто увеличивать натяжение его пружины. Но в любом случае со временем подобные замки могут полностью исчерпать свой ресурс. Так что стоит их просто заменить, чтобы исключить возможность различных неприятностей. Увы, замена шара фаркопа без остального устройства просто невозможна. Поэтому при износе шара приходится менять весь фаркоп. Разумеется, это не слишком приятно - придется потратить определенную сумму. Но с другой стороны - безопасность ваша и вашего имущества в любом случае стоят потраченных денег.

Во-вторых, если вам предстоит серьезное путешествие, в которое вы не берете прицеп, будет полезно прикрывать уже установленный фаркоп специальным колпачком. Конечно, приобрести его в магазине невозможно, но сделать его очень легко - можно использовать теннисный мячик или резиновую игрушку. Благодаря такой импровизированной защите можно достичь нескольких целей. Во-первых, сцепной шар будет надежно защищен от коррозии. Во-вторых, когда вы будете извлекать из багажника вещи, исключена возможность соприкосновения со смазкой и загрязнения одежды.

И, наконец, третья хитрость, затрагивающая . Это страховочные цепи. Почему-то на сегодняшний день не существует единого способа присоединения этих цепей к фаркопу. Так что, при покупке прицепа будет полезно узнать - можно ли их подсоединять. Если у вас уже есть прицеп, но он не имеет такой возможности, можно приварить необходимые крепления с помощью сварки. В случаях, когда невозможно усовершенствование заводского фаркопа, но есть необходимость использования страховочных цепей, проще всего соединять их при помощи болта с гайкой, а образовавшуюся петлю закрепить на шаре фаркопа. Разумеется, это не может сравниться по надежности со стационарным закреплением, но всё же это значительно лучше, чем ничего.