История нивы. Наша «Нива»: из истории «летающего внедорожника Признание на Западе

Этой машиной по праву гордятся конструкторы Волжского автозавода. Опередившая свое время лет на 20, ставшая настоящей легендой не только в СССР, но и за границей - «Нива» действительно стала революционной разработкой. Собственно, вполне можно называть наш автомобиль первым в мире полноприводным кроссовером, пользовавшимся ошеломительным успехом в сотне стран.

Автомобиль для села

Легковых полноприводных УАЗов в конце 60-х годов не хватало ни армии, ни тем более простым людям. Между тем в деревне полноприводный автомобиль был очень нужен. Разработкой машины «для села» по заданию Алексея Косыгина занялись три крупнейших завода страны: АЗЛК, АвтоВАЗ и Ижмаш.

2

Комфортный внедорожник

Победили инженеры ВАЗа. Отказавшись от идеи использовать в основе обычные «Жигули», конструкторы создали совершенно новый внедорожник, который мог похвастать не только полным приводом, но и весьма достойным салоном. Забавно, что полноприводной машину решили делать просто потому, что так выходило дешевле.

3

Под грифом Фиата

Испытания прототипов, появившихся уже в 1972 году, проходили в Средней Азии и на Урале. Тестовые экземпляры имели на кузове лого выдуманной марки Formika, сами же инженеры говорили, будто на испытаниях проверяется румынский «Фиат». Поверили в это многие.

4

Конвейер и экспорт

Машина прошла все испытания с блеском. Удачная конструкция настолько понравилась партии, что уже в 1976 году автомобили поступили в массовое производство. Через два года с конвейеров выходило 70 тысяч внедорожников в год и целых 80% из них сразу отправлялись на экспорт.

5

Признание на Западе

Само собой, на экспорт машины шли в люксовом варианте. Задние дворники, люк, панорамные зеркала, защита фар, противотуманки и даже лебедки - «Нива» за рубежом стала пользоваться огромной популярностью. Особенно полюбили внедорожник немцы и англичане, хотя и у тех и у других были свои собственные конструкции. Кстати, «Нива» была единственной советской машиной, попавшей даже на японский рынок.

Но сегодня мы хотим остановиться на отдельном сегменте микрокаров - микрогрузовиках послевоенной эпохи. Да, оказывается есть и такие...

Начнем с Isocarro, производившегося в Италии (и по лицензии в Испании). Изготовитель тот же, что и у оригинальной Isetta, поэтому автомобиль использовал тот же 236-кубовый мотор, который монтировался на относительно тяжелой трубчатой раме, что давало микрогрузовику грузоподъемность около 500 кг. Грузовая платформа имела длину 2 метра и ширину 1,4 метра. Вполне себе практичный карлик, на котором можно было ездить из города в деревню и возить тыквы.

BMW никогда не делал пикапов на базе Isetta, однако в Англии, где «Изетту» собирали по лицензии, люди умели изгаляться...


Goggomobil также построил свой мини-пикап. Многие немецкие сельские жители провели детство в его кузове. Группа энтузиастов даже переправила несколько таких машин через океан, чтобы терроризировать Америку.


В Испании выпускался невероятный Biscuter Furgoneta. Biscuter был любимым испанским микрокаром. Вскоре на него стали лепить деревянные кузова, чтобы сделать фургон доставки. Как видите, он был похож на творение выпускников детского сада.



Во Франции клиентам был доступен New Map Solyto. New Map был стародавним производителем мотоциклов и скутеров, который первым после войны выпустил микрокар Baby Rolux. Какое-то время он неплохо продавался, а затем был вытеснен Citroen 2CV и Renault 4CV.


New Map Baby Rolux

Solyto же оказался более успешным и продержался на конвейере до 70-х годов. Он имел дурацкую внешность и крошечный 125-кубовый мотор, вращающий переднее колесо. Он славился универсальностью и прочностью и идеально подходил для доставки цветов и похищения младенцев. У него не было стартера, и он заводился шнуром как газонокосилка.


Еще одно галльское творение - Mochet Camionette. Эта марка была известна лежачими велосипедами и машинами без двигателя.


Самая богатая история микрогрузовиков конечно же у Японии. Дедушкой всех японских кей-траков можно считать Daihatsu Midget. Но были и другие пикапы. Например, самый первый автомобиль Mazda был трехколесным K360.



Hopestar наряду со сборкой первого Samurai делал самый милый карликовый пикап Unicar. Ну и конечно у Subaru был Sambar. Новые Sambar до сих пор в производстве и могут считаться долгожителями национального сегмента кей-каров.



Это лишь маленький процент микроавтомобилей, перевозивших грузы полвека назад. В Японии существовали целые модельные линейки таких транспортных средств, а в Европе такой тип машин базировался на скутерах типа Vespa Ape. Как бы то ни было, все они были подлинными грузовиками, просто мелкого калибра. Они являлись важнейшей частью попыток по восстановлению хозяйства в разрушенных войной регионах.


Пятого апреля 1977 года на Волжском автозаводе с конвейера сошла первая серийная автомашина ВАЗ-2121с колесной формулой 4х4. Она получили название «Нива». Выпускалась она тогда с корпусом «062 СКП». Ее можно было без преувеличения назвать первым на планете внедорожником, относящимся к малому классу.

Работы над ее созданием были начаты еще в 1970 году. Их инициатором, подразумевая получить «машину для деревни» стал Предсовмина СССР А.Н.Косыгин. Ему требовался вариант «Жигулей», но имеющий полный привод и способны передвигаться в условиях российского сельского бездорожья. Изначально разработчики и собирались ограничиться увеличением дорожного просвета «Жигулей» и оснащением модели полным приводом. Однако, все же решили создать машину принципиально новой конструкции. Итак, десять фактов из жизни «Нивы».

1. То, что, якобы, кому то досталась «Нива» из первой партии - это миф. Все 50 новых машин, собранных в начале 1976 года распределялись по организациям в разных районах СССР. Эксплуатация их проводилась под надзором разработчиков, собиравших замечания к машине. И вот день рождения первой серийной машины - именно пятое апреля 1977 года.

2. Первые «Нивы» стоили 9000 рублей, чуть меньше, чем «Волга». После подорожания всех советских легковушек в 1979 году, цена возросла до 10 300 рублей. Спрос упал и старую цену вернули. В стране продавали только пятую часть «Нив», остальные шли на экспорт. А вот то, что за границей ее продавали дешевле, чем в СССР - миф. «Нива» с бензиновым двигателем в Германии начала восьмидесятых стоила 22 тысячи марок, дизельная - 26 тысяч. В Англии - 8000 фунтов, примерно 12 000 долларов.

3. За границей «Нива» продавалась всегда в другой комплектации, чем дома. Крыша была высокой, зеркала - панорамными, колесные диски - расширенные, резина специальная, плюс задние дворники. Складные задние сиденья и анатомические передние. Кроме того, вшивались люки, добавлялись расширители колесных арок, менялись радиаторные решетки и лебедки. Машина высоко ценилась за границей.

4. Немцам, которые хотели купить «Ниву» приходилось записываться в очереди. То же самое было нормальным явлением по всему социалистическому лагерю. А в 1989 году, японские автомобильные гиганты преподнесли Петру Прусову - руководителю проекта «Нивы» проспект «Suzuki Vitara», на котором была дарственная надпись «Крестному отцу этой машины».

5. «Нива» имеет немалое число высокогорных рекордов. Еще летом 1998 года машина своим ходом сумела подняться на Эверест до расположенного на высоте 5200 метров базового лагеря. Через годы в Тибете автомобиль одолел 5726 метров. Попытка англичан побить наш рекорд не удалась.

6. «Нива» покорила Северный полюс. Это случилось в 1998 году в апреле. Машину сбросили с парашютом, после чего она завелась и доехала до полюса своим ходом. Обычная серийная «Нива» 15 лет работала в Антарктиде, обслуживая станцию «Беллинсгаузен». Всего она пробежала 11 800 километров.

7. Были у модели и рекорды в спорте. В «Париж-Дакар» 1981 года, наш автомобиль получил третье место в классе внедорожников. И в том же году машина выиграла «Ралли Туниса» и «Ралли Алжира». Были и другие рекорды. А в «Ралли Фараонов» 84 года наши модели заполонили подиум полностью.

8. Звездный год «Нивы» - 1985. Первое место в ралли «Камерун», «Алжир», «Вэлли», «Маквей-1000». В 1986 года весь подиум австралийского «Вин-сафари». Результат - увеличение продаж «Нивы» в Австралии в два раза, в Австралии - в шесть.

9. Самая необычная «Нива» - амфибия «ВАЗ-2122». Он был создан для рыболовов и охотников, если верить официальной версии. На самом деле - для армии си спецслужб. Военным он знаком как «Прототип «Река». А еще был микрогрузовик «Капрал». Увы, дальше экспериментального образца он не пошел.

10. Самая оригинальная «Нива» - машина, собранная специально для цирка Никулина. Прославилась она благодаря настоящим медведям. Номер назывался «Ехали медведи на машине».

Этой машиной по праву гордятся конструкторы Волжского автозавода. Опередившая свое время лет на 20, ставшая настоящей легендой не только в СССР, но и за границей - «Нива» действительно стала революционной разработкой. Собственно, вполне можно называть наш автомобиль первым в мире полноприводным кроссовером, пользовавшимся ошеломительным успехом в сотне стран.

  • Автомобиль для села

    Легковых полноприводных УАЗов в конце 60-х годов не хватало ни армии, ни тем более простым людям. Между тем в деревне полноприводный автомобиль был очень нужен. Разработкой машины «для села» по заданию Алексея Косыгина занялись три крупнейших завода страны: АЗЛК, АвтоВАЗ и Ижмаш.


  • Комфортный внедорожник

    Победили инженеры ВАЗа. Отказавшись от идеи использовать в основе обычные «Жигули», конструкторы создали совершенно новый внедорожник, который мог похвастать не только полным приводом, но и весьма достойным салоном. Забавно, что полноприводной машину решили делать просто потому, что так выходило дешевле.


    Под грифом Фиата

    Испытания прототипов, появившихся уже в 1972 году, проходили в Средней Азии и на Урале. Тестовые экземпляры имели на кузове лого выдуманной марки Formika, сами же инженеры говорили, будто на испытаниях проверяется румынский «Фиат». Поверили в это многие.


    Конвейер и экспорт

    Машина прошла все испытания с блеском. Удачная конструкция настолько понравилась партии, что уже в 1976 году автомобили поступили в массовое производство. Через два года с конвейеров выходило 70 тысяч внедорожников в год и целых 80% из них сразу отправлялись на экспорт.


    Признание на Западе

    Само собой, на экспорт машины шли в люксовом варианте. Задние дворники, люк, панорамные зеркала, защита фар, противотуманки и даже лебедки - «Нива» за рубежом стала пользоваться огромной популярностью. Особенно полюбили внедорожник немцы и англичане, хотя и у тех и у других были свои собственные конструкции. Кстати, «Нива» была единственной советской машиной, попавшей даже на японский рынок.

Разработка нового шасси для ракетного комплекса началась в Минске в самый разгар Холодной войны, в марте 1983 года. Самих ракет, для которых строилось шасси, на тот момент ещё не было. Правительство СССР выпустило постановление о создании единой ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для шахтного, железнодорожного и грунтового базирования спустя полгода, в августе 1983. Подвижный ракетный комплекс грунтового базирования получил официальное название «Целина-2» и неофициальное прозвище — «наш ответ Рейгану».

Первый экспериментальный образец МАЗ-7907 появился в 1985 году. К тому времени уже были известны ТТХ ракеты, которой оснащался комплекс. Снаряд весил без малого 105 тонн, имел длину 22,6 метра и диаметр 2,4 метра. Также конструкторам было необходимо взять в расчёт массу и габариты оборудования, для хранения, перевозки, подготовки и запуска ракеты. В результате, грузоподъёмность МАЗ-7907 составила 150 000 килограммов. Естественно, что габариты у машины были соответствующими: 28 метров в длину, 4,1 метра – в ширину и 4,4 метра – в высоту, клиренс составил 465 миллиметров. МАЗ-7907 стал единственной в мире машиной с 24 ведущими колёсами, каждое из которых имело диаметр 1,66 метра. При этом 16 колёс были управляемыми и питались энергией генератора, работавшего с помощью основного силового агрегата. Наименьший радиус разворота достигался благодаря тому, что сами колёса поворачивали в разные стороны: передние четыре пары колёс в сторону разворота, задние четыре пары – в противоположную сторону, четыре пары посередине оставались в прямом положении. Таким образом, при длине шасси в 28 метров радиус поворота составлял 27 метров. В качестве двигателя был использован усовершенствованный газотурбинный силовой агрегат от танка Т-80Б – ГТД-1000ТФМ мощностью 1250 лошадиных сил. До МАЗ-7907 подобные двигатели на машинах такого типа никогда не применялись. Другой впечатляющей инновацией была уникальная трансмиссия. Двигатель приводил во вращение генератор переменного тока, который вырабатывал электроэнергию и питал всю электрическую трансмиссию, состоявшую из 24 синхронных электромоторов переменного тока с частотным регулированием, установленных внутри рамы по одному на каждое из колёс. Обладателю такой машины спешить бы явно никуда не пришлось, поэтому максимальная скорость МАЗ-7907 не превышала 25 километров в час.

МАЗ-7907 испытывали до 1987 года, параллельно дорабатывая гигантский автомобиль. К концу тестирования пробег экспериментального образца составлял 2054 километра. По сравнению с ближайшим аналогом (МАЗ-7906), получившееся шасси обладало рядом очевидных достоинств: меньшая нагрузка на оси, лёгкость в управлении, быстрый разгон (хоть и всего до 25 км/ч), лучшая шумо- и виброизоляция кабины, высокая надёжность, возможность перевозки по железной дороге.

Но вскоре Холодная война прекратилась, Советский Союз распался, и в вооружении масштаба «Целины-2» больше не было необходимости – так же, как и не было денег, чтобы это вооружение содержать. Проект был закрыт, хотя в 1996 году, пусть и не совсем успешно, пережил ещё один звёздный момент. Один из двух построенных МАЗ-7907 был использован в качестве транспорта для 40-метрового теплохода массой 88 тонн на расстояние 250 километров, от одного водоёма до другого. МАЗ-7907 доблестно справился с заданием, но на обратном пути вышли из строя электромоторы – сказалась разгрузка в условиях водоёма. Так что возвращать МАЗ-7907 на базу пришлось с помощью буксира. Из двух построенных шасси в 2006 году собрали одно, но окончательная реставрация машины так до сих пор и не проведена. Когда это наконец случится, МАЗ-7907 можно будет увидеть в музее Минского завода колёсных тягачей.